Казанская история Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой «Казанская история» – беллетризованный рассказ о трехсотлетней истории русско-ордынских отношений со времени нашествия на Русь хана Батые (1237) и образования Золотой Орды (нач. 40-х гг. XIII в.) до завоевания Иваном Грозным в 1552 г. Казанского ханства – «осколка» Золотой Орды, образовавшегося на территории Волжско-Камской Болгарии в середине XV в. Неизвестный автор «Казанской истории», согласно данным, содержащимся в тексте произведения, русский по происхождению, двадцать лет (с 1532 по 1551 г.) прожил в Казани как пленник, принявший мусульманство, и лишь во время взятия Казани вышел из города и поступил на службу к Ивану Грозному. Длительное пребывание автора повести в Казани (он не воспользовался возможностью покинуть город вместе с другими русскими пленниками задолго до взятия Казани), возможно, объясняется особым тайным заданием, которое он выполнял в Казани: «находясь при царском дворе, он мог оказывать услуги и русскому правительству» (Моисеева Г. Н. Автор «Казанской истории»//ТОДРЛ, т. IX. М.; Л., 1953, с. 279). Победоносное завершение похода 1552 г. на Казань было крупнейшим успехом внешней политики правительства Ивана Грозного. В честь Казанской победы в Москве на Красной площади возводится храм Покрова на рву (собор Василия Блаженного), о победе рассказывают разные по жанру и идеологическим установкам историко-публицистические сочинения второй половины XVI в.: «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» (1553 г.) и «Повесть о взятии Казани», созданная в стенах Троице-Сергиева монастыря (1553 г.), «Книга степенная царского родословия» (1560–1563) и «История о великом князе московском» А. М. Курбского (1573). «Казанская история», созданная в 1564–1565 гг., выделяется своим художественным своеобразием. В ней использованы достижения едва ли не всех известных на Руси к XVI в. литературных жанров, причудливо переплетаются различные стили повествования. Однако весь этот пестрый в жанровом и стилистическом отношении материал объединен единым художественным замыслом – показать победу над Казанью как закономерный итог многовековой борьбы русского народа с его поработителями – золотоордынскими ханами и их преемниками – казанскими царями. При этом первостепенная роль в исторической победе отводится автором главе Русского государства – царю Ивану Грозному, возглавлявшему русское войско в казанском походе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы. В подтверждение приведем слова Мамая, раскрывающие цель его похода на Русь: «Аз тако же хочу сотворити, аки Батый!» А что сотворил Батый – мы знаем. От второго такого удара Русь уже не смогла бы оправиться. Победа на Куликовом поле хотя и не привела к ликвидации монголо-татарского ига, но по господству Золотой Орды был нанесен такой удар, что это ускорило ее распад, а затем освобождение Руси и других народов. Источник: Благовестник   В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них – благоверного великого князя Димитрия Донского. Что же послужило основанием для этой канонизации, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого? ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА Первое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому: Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость. Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым. Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой. Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы. В подтверждение приведем слова Мамая, раскрывающие цель его похода на Русь: «Аз тако же хочу сотворити, аки Батый!» А что сотворил Батый – мы знаем. От второго такого удара Русь уже не смогла бы оправиться. Победа на Куликовом поле хотя и не привела к ликвидации монголо-татарского ига, но по господству Золотой Орды был нанесен такой удар, что это ускорило ее распад, а затем освобождение Руси и других народов.

http://pravmir.ru/svyatoj-dimitrij-donsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой праведный Симеон как продолжатель дела Александра Невского Тезисы выступления на IX Международной конференции «С именем Александра Невского» 18.06.2013 543 Время на чтение 4 минуты Святой благоверный князь Александр Невский, как известно, в 1240-х годах находился меж двух огней. Он стоял перед выбором: или пасть под натиском крестоносцев и принять католическую веру, или пустить ордынцев, но сохранить Православие. Милостью Божиею он принял трудное решение и, подружившись временно с ордынцами, с их помощью победил крестоносцев и отстоял православную веру. Правда, за это пришлось заплатить татаро-монгольским игом. Но оно было не вечное. Это был лишь временный шаг. «Многоходовку», начатую Александром Ярославичем, продолжал царь Иван Грозный. Воспользовавшись ослаблением Орды, переходившей от кочевного к оседлому образу жизни, великий князь завоевал и присоединил в 1552 году к России Казанское ханство, а также и некоторые другие «осколки» Золотой Орды: Астрахань, Тамань, Башкирию и т.п. Оставалось только одно, но огромное, ханство - Сибирское. Хан Кучум не хотел выполнять свои обещания, данные московскому царю. Пришлось присоединить Сибирь в 1582 году с помощью отряда Ермака. Это история хорошо известна... Но мало кто знает, что было дальше... В 1600-1660 годах остатки недовольных ордынцев предпринимали многочисленные вооруженные попытки повернуть историю вспять, «отрезать» Сибирь обратно от Руси. Напоминаем, что в те времена на Руси была великая смута, «Лжедимитрий», поляки и т.п. Воевать на два фронта Русь не могла, и на востоке, в Сибири, русские поселенцы должны были отстаивать свои новые земли сами. Москва им помочь не могла... В те времена возник город Верхотурье как транзитный пункт из России в Сибирь. От Верхотурья на юг вдоль Уральского хребта начинают обживаться русские первопоселенцы. Здесь они сталкиваются с яростным сопротивлением кочевников, сжигавших поселения и убивавших жителей. Задача кочевников была простая - нанести удар по Верхотурью, перекрыть государеву дорогу и отрезать Сибирь от Руси. Но до Верхотурья они не дошли... На пути их стояла крепость - Тагильская Слобода.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Далматовский Успенский мон-рь. Литография. Кон. XIX в. Субъект РФ в составе Уральского федерального окр. Территория - 71,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Курган. К. о. расположена на юго-западе азиат. части России, граничит со Свердловской , с Тюменской и Челябинской областями , на юге - с Казахстаном . Население - 869,8 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 92,5%, татары - 1,9, башкиры - 1,4, казахи - 1,3, украинцы - 0,8, представители др. национальностей - 2,1% (2010). Область включает 9 городов, 6 поселков городского типа, 24 района. История Древнейшим свидетельством пребывания человека на территории К. о. является стоянка Шикаевка II (11 тыс. лет до Р. Х.) в Варгашинском р-не. На протяжении неск. тысячелетий на территории области проживали народы, принадлежавшие к различным археологическим культурам и предположительно относившиеся к древним индоевропейцам и уграм. С сер. I тыс. по Р. Х. началась тюркизация населения, что стало основой для этногенеза местных тюркоязычных групп, вошедших позднее в состав зауральских башкир и сибир. татар. В нач. XIII в. территория совр. К. о. вошла в состав Монгольской империи, а в 1242-1243 гг. была частью улуса Джучи (Золотой Орды ). Ордынские наместники этой территории происходили из династии младшего брата Бату Шибана. В 1428 г. в результате борьбы между Шибанидами, к-рая охватила и Притоболье, хан Абу-ль-Хайр подчинил Чимги-Туру (Тюменское ханство), а в 1429 г. основал сильное независимое гос-во Шибанидов на территории Зап. Сибири и Казахстана. С сер. XV до кон. XVI в. территория К. о. входила в состав Тюменского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства. Заселение русскими территории совр. К. о. началось в 40-х гг. XVII в. и охватило сначала Приисетье и Притоболье, а затем Примиассье. Первым рус. поселением стал Далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь , основанный на р. Исеть в 1644 г. прп. Далматом (Мокринским) . С XVIII-XIX вв. активно заселялись Затоболье и Исетско-Тобольское междуречье. Основной поток переселенцев (гл. обр. крестьяне, служилые люди) шел с территории Поморья и Предуралья, в XIX в. увеличилось количество выходцев из Центр. и Зап. России и с Украины .

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Татары, их западные соседи и русские данники Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. В 1300 году монгольское Кипчакское ханство, столица которого находилась в Сарае, в низовьях Волги, и называлась также Золотой Ордой, крепко держало в своих руках всю теперешнюю Европейскую Россию. Распространение власти татар до берегов Черного моря заставило их впрямую соприкоснуться с Византией и с итальянскими городами-республиками Генуей и Венецией, а также основанными ими в Крыму богатыми торговыми городами. Крымский полуостров управлялся татарским эмиром, столица которого находилась в Солгате (или Крыму), к востоку от Кафы. Западные границы Монгольской империи не были строго очерчены: Болгария, Венгрия, Польша и Литва в разное время либо пережили монгольское завоевание, либо платили дань ханам. Однако сравнительное политическое спокойствие начала XIV века давало этим странам относительную независимость. Западные русские княжества, в качестве альтернативы татарскому игу, втягивались в орбиту Польши или Литвы. Контроль Тевтонского ордена над некоторыми прибалтийскими территориями был еще одним тревожным фактором, игравшим значительную роль в политических и религиозных отношениях Литвы, Польши и Руси. Мы кратко обсудим обстоятельства, наиболее существенные для каждого из этих районов в аспекте византийско-русских отношений. 1. Черное море В 1226 году власть в Орде перешла в руки внука Батыя Менгу-Темира. На Руси он сопротивления не встретил и мог позволить себе некоторый либерализм,- летописи говорят, что при нем «Руси было облегчение от гнета поганых». Новый хан также предпринял ряд действенных мер для развития торговли, на которой в значительной степени покоилось экономическое процветание Золотой Орды.

http://sedmitza.ru/lib/text/438204/

Крутицкая Основана в 1261 г. в Великом Сарае, столице Золотой Орды (близ г. Волжского на Ахтубе). «...В 1261 г., к утешению Российской Церкви и народа, страдавших от ига татарского, в самой Орде поставлена была кафедра Христианского епископа. Святитель Сарайский был наставником и учителем князей, томившихся в Орде и целых тысячей русского народа, захваченных в плен татарами и оставшихся в Орде в виде рабов, – и имел титул Сарского и Подонского; ибо область его простиралась от Черного Яра по Хопру и по Дону. Промыслу Божию, посетившему наше отечество несчастьем, угодно было устроить так, что Православная вера находила себе покровительство в Золотой Орде у потомков Чингис-Хана даже и тогда, как Берки-Хан, первый из Золотоордынских ханов принял исламизм. В его столице русское духовенство свободно отправляло богослужение и не было обложено податями; а достоинство Православной веры ограждалось ханским законом, осуждавшим на смертную казнь того, кто будет хулить сию веру...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 56). В 1454 г. кафедра из Великого Сарая перенесена в Москву на Крутицы (название – по крутой, гористой местности) и святители ее становятся ближайшими административными помощниками Первосвятителей Русской Церкви. В связи с постоянным пребыванием в столице Крутицким владыкам усвоены были некоторые особенности или прерогативы чести и власти. Так, с 1551 г. преимущество замещать вакантную Первосвятительскую кафедру во время ее вдовства предоставлена соборными правилами Сарскому владыке. «...Во время учреждения Патриаршества в 1589 году преимущество это подтверждено за ними Собором, коим определено: «быть митрополиту близь царствущего града, Москвы на Крутицах». Вследствие чего, тогдашний епископ Сарский и Подонский Геласий возведен в сан митрополита...» (Там же. С. 59). Кроме того, «... в качестве блюстителя Патриаршего престола, заведывая делами обширной Патриаршей области...» (Там же. С. 59). «В 1589 году в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк) Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Епархиальное управление до учреждения Святейшего Синода. Русская Православная Церковь основана как митрополия Константинопольского Патриархата. Аналогично византийским митрополиям, она была разделена на епископии - епархии. Епархии эти обширнее византийских митрополичьих округов, тем не менее Русская Церковь и в древности, и в синодальную эпоху, и в наше время не имела и не имеет двуступенчатого деления. Права и обязанности епархиального архиерея в Древней Руси соответствовали каноническим требованиям. Он был верховным учителем, первосвященником и главным начальником в своей епархии. В древней Руси епископ, являвшийся первосвященником отдельного полусамостоятельного княжества, являлся часто главным советником князя и в государственных делах; поэтому епископский сан окружен был несравненно большим почетом и блеском, чем в Византии; этому способствовала также обширность и многолюдность русских епархий. Институт викарных епископов неизвестен Древней Руси, но при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Св. Алексий при жизни митрополита Феогноста, не имея своей епархии, был помощником пер-воиерарха. После падения Золотой Орды епископы Сарские и Подонские, поселившись близ Москвы в Крутицах и по учреждении Патриаршества носившие титул Крутицких митрополитов, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей, а потом Патриаршей областью. В 1698 г. Патриархом Адрианом и царем Петром разрешено Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) иметь своего викария. И в Древней Руси коллегиальным помощником архиерея в управлении епархией был своеобразный пресвитериум: епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье, на «соборики,» которые обсуждали важнейшие церковные и пастырские дела. Постоянными помощниками архиерея являлись клирики (крылошане) соборной Церкви. Для ведения судебных и административных дел епископ привлекал и светских чиновников: бояр, дворян, дьяков, подьячих. В патриаршую эпоху по образу Патриарших приказов в епархиях открывались приказы духовных дел, казенные приказы. Приказной персонал состоял из духовных и светских лиц. Местный надзор над духовенством по отдельным округам, на которые делилась епархия, осуществляли наместники, десятильники и поповские старосты.

http://sedmitza.ru/lib/text/432431/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На пути к полной конфронтации между древней Русью и латинским миром (2-я половина XIII — начало XIV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. К середине XIII в. из всех древнерусских земель лишь Галицко-Волынская Русь поддерживала дружественные отношения с западными соседями. Сохранению этих дружественных отношений в немалой степени способствовало установленное в предшествующие годы формальное подчинение Галицкой Церкви верховной власти Римского папы. Шаг этот, в чем сходятся исследователи разных направлений, был предпринят, чтобы обеспечить галицко-волынским князьям помощь государств латинского мира в борьбе против татар. Именно рассчитывая на эту поддержку, князь Даниил Романович решился на открытое противодействие татарам, начав войну с правителями близлежащих улусов Золотой Орды. Реальная помощь, однако, не приходила, и в этих условиях стал намечаться отход от галицкого князя части тех церковных кругов, которые его ранее поддерживали. Симптоматичными в этом отношении можно считать перемены в поведении бывшего канцлера князя Даниила, возведенного им на Киевскую кафедру митрополита Кирилла. Еще в 1250 г. митрополит прибыл на Северо-Восток Руси, чтобы содействовать заключению направленного против татар союза между Даниилом Галицким и великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Однако, когда в 1252 г. Андрей Ярославич был согнан с владимирского стола татарами , митрополит задержался на северо-востоке, сблизившись с преемником Андрея, Александром Невским, не разделявшим политической ориентации предшественника . Митрополит Кирилл, конечно, не был сторонником сохранения власти татар над русскими землями, просто у него, по-видимому, зародились серьезные сомнения в правильности политики прежнего патрона. К тому времени, когда князь Даниил осенью 1253 г. принял из рук папского легата королевскую корону, эти сомнения, казалось, были в значительной мере рассеяны. Польские князья и знать, как следует из записи Ипатьевской летописи, обещали Даниилу после принятия королевской короны оказать помощь в борьбе против татар . По-видимому, аналогичные заверения дал ему ранее венгерский король . Еще до коронации Даниила в мае 1253 г. Иннокентий IV объявил крестовый поход против татар на территории Чехии и Польши , в мае следующего года крестовый поход был провозглашен и на территории Пруссии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

В VI в. в регионе уже существовали епархии Фанагории и Зихии . Последняя в сер. VII в. объединила неск. епархий Северного и Сев.-Вост. Причерноморья, в т. ч. кафедру Никопсии, ставшую центром новой церковной области (большой епархии). С IX в. кафедра епископов Зихии находилась в Матрахе (Матархе, Таматархе , рус. Тмутаракань; ныне ст-ца Тамань Темрюкского р-на Краснодарского края). В XI в. проживавшие в Тмутаракани славяне в отличие от др. правосл. населения, окормляемого архиереями Зихии, в церковном отношении подчинялись Черниговской епархии (см. ст. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). В XII - 1-й пол. XIII в. адыги наряду с византийским влиянием испытывали влияние грузинского Православия. Включение земель Сев.-Зап. Кавказа в состав Золотой Орды в результате походов монголов 1-й пол. XIII в. негативно сказалось на местной церковной жизни. Тем не менее свидетельства о том, что жители региона продолжали исповедовать Православие, оставили путешественники XIII в. доминиканец Юлиан («О путешествии в страну приволжских венгерцев») и францисканец Гильом де Рубрук («Путешествие в восточные страны»), а также немецкий путешественник кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иоганн Шильтбергер («Путешествие по Европе, Азии и Африке»). Архиереи Зихии упоминаются в источниках до XV в. В дальнейшем христианство у адыгов продолжало угасать, они обращались в ислам, что было связано с господством в регионе Османской империи и Крымского ханства. В правление царя Иоанна IV Васильевича адыгские князья принимали крещение и переходили на рус. службу, в их числе: Кудадек (Александр), Салтанук (Михаил, сын кн. Темрюка и брат царицы Марии), Сибок (Василий), Маашук (Иван). В 1559 г. в Москву прибыл адыгский посол, обратившийся к царю с просьбой, чтобы тот «дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их всех крестити» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). В февр. следующего года царь направил «в Черкасы» воеводу Д. И. Вишневецкого, а также адыгских князей на русской службе Ивана (Боашика) и Василия (Сибока) в сопровождении священников, повелев крестить адыгов и «промышляти над Крымским царем» (Там же. С. 324). Однако результаты работы этой миссии неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010