В.И. Петрушко Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии (1237–1458 гг.) Глава 6. Причины кризиса Киевской Руси и ее порабощения монголо-татарами. Нашествие Батыя на Русь и его последствия Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси и ее завоевания монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. В начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако и св. Андрей и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев тем, не менее продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София – по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь , таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви, ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь , которые в последнее время становятся все сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верхнее Мячково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:Между 1764 и 1770. Трапезная - 1840-1847. Архитектор:И.П. Лутохин (трапезная) Ссылки:     Адрес: Раменский район с. Верхнее Мячково, ул. Центральная, д. 100-а Координаты: 55.546872, 37.982844 Проезд: Электричкой от Казанского вокзала по Рязанскому направлению до станции Быково (около 1 часа), далее автобус до Верхнего Мячкова. На автомобиле из Москвы по Новорязанскому шоссе (М5, Е30) до деревни Островцы, правый поворот на Лыткарино, у базы металлопроката (Тураевская промзона) левый поворот. От п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Электричкой от Казанского вокзала по Рязанскому направлению до станции Быково (около 1 часа), далее автобус до Верхнего Мячкова. На автомобиле из Москвы по Новорязанскому шоссе (М5, Е30) до деревни Островцы, правый поворот на Лыткарино, у базы металлопроката (Тураевская промзона) левый поворот. От поворота у базы 2км до храма. На автобусе 364 из Москвы от метро «Домодедовская», выйти у села Нижнее Мячково, от м. " Кузьминки " 348,348э до автостанции, далее Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Во второй половине XIV века к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому в Москву явился сродник Тевризского царя Олбуга (Тевризским царством называли на Руси юг Золотой орды). Он остался жить в Московии и при крещении получил имя Еремий. Его внук Иван Яковлевич, живший приблизительно во второй половине XIV века, получил прозвище Мячка (от слова «мячить» - мямлить, говорить протяжно и неясно). Он стал основателем рода Мячковых. Неподалеку от впадения реки Пахры в Москву-реку Иван Яковлевич Мячка основал село Мячково. Это место славилось залежами белого камня (известняка). Впоследствии ставший знаменитым белый камень, который в больших количествах добывался на каменоломнях в устье реки Пахры в районе села Мячково, стали называть «мячковским мрамором». Позднее Иван Яковлевич продал село Мячково Островецкого стана великой княгине Софье Витовтовне, в 1453 году княгиня в своем завещании упоминает село как куплю.

http://sobory.ru/article/?object=04006

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОСТОК Подчинение Казани. – Завоевание Перми. – Югорские князья платят дань в Москву; утверждение русских на Печоре; переход за Уральские горы. – Нашествия хана Золотой Орды Ахмата. – Поведение Иоанна во время второго нашествия Ахмата. – Послание к нему Вассиана, архиепископа Ростовского. – Отступление Ахмата от Угры. – Гибель Ахмата в степях. – Крымская орда. – Союз Иоанна с крымским ханом Менгли-Гиреем; крымцы дорушивают Золотую Орду. – Первые сношения России с Турциею. – Сношения с тюменцами, ногаями, Хоросаном и Грузиею. Последний поход Василия Темного был на Казань, первый поход московской рати в княжение сына его был также на Казань. В 1467 году служилый московский царевич Касим получил из Казани весть, что там хотят видеть его ханом и чтоб он спешил туда с войском; Касим обрадовался, дал знать об этом великому князю, и тот послал к нему сильную рать под начальством князя Ивана Васильевича Оболенского-Стриги. Но когда Касим подошел к Волге, то на другом берегу уже стоял казанский хан Ибрагим со всеми князьями и не допустил его до перевоза. Обманутый Касим в холодную и дождливую осень должен был возвращаться назад, оказался недостаток в съестных припасах, так что многие из ратников Оболенского в постные дни принуждены были есть мясо, а лошади мерли с голоду; много доспехов было побросано на дороге, но люди все возвратились домой благополучно. Казанцы спешили отомстить и немедленно явились под Галичем, но получили скудную добычу, ибо все окружные жители сидели, запершись в городе; городов же брать не могли, потому что великий князь успел разослать заставы в Муром, Нижний, Кострому и Галич. Счастливее были московские дети боярские, которые зимою 6 декабря выступили из Галича в землю Черемисскую. Целый месяц в сильную стужу, без дороги шли они лесами. 6 января 1468 года вошли к черемисам и выжгли всю землю их дотла, людей перебили, других взяли в плен, иных сожгли, имение все побрали, скот, которого нельзя было с собой увести, перебили; за один день пути только не дошли до Казани и возвратились к великому князю все поздорову; в то же время муромцы и нижегородцы воевали по Волге. Казанцы отомстили нападением на верховья реки Юга, где сожгли городок Кичменгу; потом повоевали две костромские волости; князь Оболенский-Стрига не мог догнать их; счастливее был князь Данило Холмской, которому удалось разбить татар, разорявших Муромскую волость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глебово-Городище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Здесь, в районе села Глебово-Городище, расположенного на месте (по археологическим и летописным данным) древнерусского города Глебова, названного в честь святого благоверного князя Глеба, на берегах реки Вожи, при впадении реки Реберки, в 30 км. от г. Зарайска по направлению к Рязани, 11(24) августа 1378 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, впервые великий князь Димитрий Донской одержал победу и полностью разбил многочисленные полчища Орды, возглавляемые мурзой Бегичем, посланные на Москву ханом Мамаем. Битва на Воже стала первой значительной победой русских над Золотой Ордой. По наказу благоверного князя в Глебове был возведен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ибо в канун этого праздника, 11 (24) августа, и произошло победоносное сражение с татаро-монголами. В начале XVII века охрану Вожской засеки возглавлял освободитель Москвы от поляков, князь Димитрий Михайлович Пожарский. В это же время городок, существовавший здесь ранее, стал большим селом. В 1638 году, во время нового укрепления засечной полосы, было решено на месте древней деревянной церкви, в память о победе русского народа над татаро-монгольскими завоевателями, построить каменную. Ее строительство велось с 1638 по 1694 год стольником Петром Григорьевичем Вердеревским под руководством архитектора Чумакова. Величественный одноглавый храм из красного кирпича с трапезной и колокольней был одним из духовных центров Рязанской земли и местом паломничества русских людей со всех концов нашего Отечества. На переднем холме, перед церковью, был поставлен памятный камень с церковнославянской надписью, рассказывающей о подвигах русских воинов. С южной стороны к памятнику по холму взбегали ступени. В 1878 году, когда в России торжественно праздновалось 500-летие битвы на Воже, на колокольне храма появились и новые колокола, один из которых, весом в 120 пудов, был отлит в память об этом знаменательном событии.

http://sobory.ru/article/?object=13385

Закрыть itemscope itemtype="" > 29 марта в Москве состоится конференция «Собиратели земли Русской. Симеон Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле» 20.03.2024 53 Время на чтение 3 минуты В пятницу, 29 марта, в «Московском доме национальностей» состоится следующая по счету научно-практическая конференция Просветительского проекта Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры «Монументальная летопись России»: «Собиратели земли Русской. Симеон Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». На конференции предполагается выступление деятелей науки и культуры, общественных деятелей (программы находятся в работе) c обсуждением вопроса значимости исторической фигуры прямого потомка ханов Золотой Орды Симеона Бекбулатовича, который был возведен Иваном Грозным на престол в 1575 году, увековечивания памяти о нем; значения связанных с ним событиями для современного мира. Целями конференции являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан РФ, в том числе, и на освобожденных территориях; противодействие переписыванию истории; патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конференция будет проходить в формат выступления экспертов. Участники: 1. Реснянский Сергей Иванович - Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества ; член экспертного совета ВАК РФ по теологии; 2. Тимченко Сергей Владимирович - Главный редактор журнала «Славянка»; 3. Болотин Леонид Евгеньевич - Историк - источниковед, научный редактор Информационно - исследовательской службы « Царское Дело»; 4. Игумен Кирилл (Сахаров) - настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке. Публицист, общественный деятель 5. Протодиакон Владимир Василик - Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ » (видео-связь);

http://ruskline.ru/anonsy/2024/03/20/29_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Александр Невский - знамя наших побед» В Нижнем Новгороде и Городце открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства 05.05.2010 505 Время на чтение 7 минут Вчера, 4 мая, открылась V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед», сообщает наш корреспондент, принимающий участие в работе конференции. Мероприятие, проходящее в рамках межрегиональной программы «Александр Невский - имя России», посвящено 770-летию победы в Невской битве (1240 г.). Конференция проходит в рамках паломнического круиза на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Кронштадт» по местам Северной Фиваиды. Конференция началась с посещения Нижнего Новгорода и Городца. Участники мероприятия съехались не только из разных городов России - Москвы , Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Пскова, но и из разных стран мира - Украины , Белоруссии, Сербии и США. Перед началом пленарных заседаний участники конференции в ходе интереснейшей экскурсии ознакомились с достопримечательностями и святынями Нижнего Новгорода и Городца. После экскурсии состоялось посещение Феодоровского мужского монастыря в городе Городце. Посещение этого монастыря совсем не случайно предварило открытие конференции. В этом месте в 1263 г. после возвращения из Золотой Орды преставился Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский, а именно святой князь стал символом конференции. Главный монастырский храм встречал участников конференции колокольным звоном. Погода стояла ясная, солнечная. На улице собрались местные жители. Казалось, что весь Городец приветствовал гостей. В Феодоровском соборе был отслужен молебен Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Богослужение совершил викарий Витебской епархии Белорусского экзархата епископ Петр в сослужении наместника монастыря игумена Августина (Анисимова) и сонма священников. На молебне присутствовал глава администрации Городецкого района Александр Минеев, который пожелал участникам конференции творческих успехов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин и Третий Рим 30.11.2017 1995 Время на чтение 20 минут Может показаться искусственным или даже недопустимым соединение двух, кажется, противоположных явлений: с одной стороны генеральный секретарь богоборческой коммунистической партии, с другой святой старец, инок одного из Псковских монастырей XVI века по имени Филофей - автор православной идеи: Москвы как Третьего Рима. Один внешне исповедует идею социалистической (демократической) государственности другой - государственности православно-монархической. Филофей считает, что Московская Русь (Третий Рим) по промыслу Божию становится источником правды и справедливости на всей земле, а Сталин видит величие России в том, что она первой в мире строит социализм. Но в одном они сходятся вождь и старец - в особой роли и месте России в мире. В ее самоценности и в ее влиянии на судьбы всего человечества, а ни одного только русского православного народа. Русский православный народ поверил в правду старца Филофея и принял ее. Что касается Сталина, то и его правду народ принял и поддержал. Но правда Филофея шла от русского православного святого, а правда Сталина шла от грузина и коммуниста. Значит до принятия его правды требовалось обращение грузина в русского, а коммуниста в человека, верующего в Христа. Савл должен был обратиться в Павла. Мы и ставим перед собой задачу понять как это обращение произошло. Спаситель Третьего Рима Двадцатый век стал для России катастрофическим. Трагедия России началась в этом веке с ее поражения в войне с Японией. Затем последовала первая русская революция 1905-19о7гг. В 1914 году Россия вступила в войну с Германией - началась Первая Мировая война, перешедшая для России сначала в Февральскую революцию, а затем в революцию Октябрьскую, социалистическую. Социалистическая революция породила Гражданскую войну, которая стоила России 10-ти миллионов человеческих жизней её граждан, погибших на фронте, умерших в эпидемиях или с голода, а также покинувших свое Отечество, спасая свою жизнь от революционных репрессий. Казалось, что Третий Рим в муках закончил свое существование, ибо спасение его казалось маловероятным. Однако исторический опыт давал надежду на спасение. Русь средневековая сбросила с себя жестокий гнет Золотой Орды, пережила Смутное время, разгромила непобедимую армию Наполеона Бонапарта.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/01/...

ИПАТИЕВ, муж. 1 класса, кафедральный, близ губернского города Костромы, на крутом берегу речки Костромы, при самом впадении ее в Волгу; находится под управлением епархиального архиерея, имеющего здесь титул священноархимандрита. Монастырь этот основан в 1330 году татарским князем Четом, родоначальников бояр Годуновых, познавшим Истинного Бога еще задолго до того времени: св. Петр Митрополит, быв в Орде, в начале XIV века, крестил Чета, по его желанию, и нарек Захарием. Новый христианин, желая удалиться от соотечественников, погрязших в мраке неверия, прибыл из Золотой Орды в Россию уже после кончины Просветителя своего: на его престоле был св. Феогност. 3ахарий (Чет), проезжая в Москву чрез Костромские пределы с детьми своими и несколькими мурзами, ему сопутствовавшими, имел привал, или отдых на том самом месте, где теперь существует Ипатиев монастырь. Тут он был внезапно постигнут жестокою болезнью и – готовясь уже к смерти – удостоился зреть чудесное явление Пресвятой Богородицы, с предстоящими Апостолом Филиппом и Священномучеником Ипатием Гангрским. Явление произошло, как гласит предание, на озере Мерском, названном так издревле по народу Мери, обитавшему по берегам его; оно находится близ монастыря, и именуется ныне святым. Вследствие усердной молитвы, Кн. Захарий получил облегчение и немедленно построил тут каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Апостола Филиппа и св. Ипатия, в которой поставил и икону, изображающую то видение. Вскоре он основал тут иноческую обитель, с каменными кельями и дубовою оградою, соорудил другую каменную ж церковь Рождества Богородицы, с трапезою и приделом св. Иоанна Златоустог о, и колокольню. – Дети и потомки 3ахария особенно любили этот монастырь и обогащали его приношениями; наконец он сделался и родовым кладбищем фамилии Годуновых: их гробами наполнены три усыпальницы под нижними сводами Рождественской церкви и под папертью Троицкого Собора, где погребен и сам основатель, с детьми и внуками. В исходе XVI века бояре Димитрий Иванович, Иван Иванович и Борис Феодорович Годуновы, усердствуя к обители предка своего, украсили ее новыми каменными храмами, оградили такими ж стенами, обогатили вкладами и иконами с драгоценными ризами и довели до такого цветущего положения, что она называлась тогда Преименитою Великою Лаврою, В начале XVII века, после литовского разорения, монастырь Ипатиев получил историческую, для всех русских драгоценную известность: здесь совершилось в 1613 году принятие престола Всероссийского Михаилом Феодоровичем – и цел еще тот дом, где этот юный царь более семи лет пребывал с родительницею, и укрылся от иноплеменных злодеев, искавших погубить его. В одной палате этого дома находится и портрет героя Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения Михаила. Бренные останки Сусанина перевезены сюда, в обитель, по повелению царя Михаила Феодоровича; но место, где они положены, к сожалению, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ипатский монастырь основан Татарским Князем Четом, в начале второй четверти четырнадцатого столетия. Сей знаменитый вельможа Золотой орды, 1330 года, плывши Волгою, остановился близ того места, где река Кострома изливается в Волгу. Здесь он видел чудесное явление иконы Божией Матери, с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудо расположило татарина к христианству. Прибыв в Москву, он получил Святое крещение с именем Захарии и благосклонно принятый Великим Князем Иоанном Даниловичем, навсегда остался жительствовать в России, а на месте явления основал монастырь 1 . Происшедшие от Чета знаменитые дворянские роды Сабуровых, Пешковых, первоначально именовавшихся Сабуровыми–Пешковыми, Шеиных, Вельяминовых и Годуновых, приняли после Чета усердное участие в устроении Ипатской обители 2 . Из всех этих родов многие усматриваются на первом ряду вельмож, предстоявших престолу Московских государей еще в XIV и половине XV века, как то: Сабуровы, Шеины, Пешковы, Вельяминовы, и с начала XVI столетия Годуновы. По отдаленной древности, истребившей бумаги Ипатского монастыря, не можем знать о вкладах Шеиных и Вельяминовых; но правнук Чета Константин Дмитриевич Сабуров туда приложил многолюдную вотчину, в 12 верстах от Костромы, село Костенево с деревнями. По-видимому, около того же времени, Федор Сабуров приложил такую же многолюдную вотчину, близ же Костромы, село Козминское с деревнями. Сын его Михайло Федорович, 1447 года от Шемяки передавшийся государю Василию Темному, с 1462 года окольничий – скончался в чине боярина и дворецкого 1464 года, – приложил село малое Яковлевское также близ Костромы. Семен Дмитриевич Пешков, с 1550-го окольничий, в 1551-м воевода Сторожевого полка –скончался 1561 года, – село Яковлевское большее с деревнями около Нерехты. К сему времени должно отнести приклад села Михайловского с деревнями, также около Нерехты, по бывшем воеводою Передового полка 1532-го, 1547-го и 1550 года, Князе Давиде Федоровиче Палецком. О стольнике Иване Ивановиче Шетневе, приложившем несколько селений около Ярославля и Костромы, не имеем прямых указаний; но, заметно, и он жил около начала XVI века, потому что Петр Иванович Шетнев, 1524 года, павший на поле брани за отечество, по-видимому был родный брат его. Все таковые пожертвования ведут к несомненному заключению, что Ипатский монастырь, до возвышения еще Годуновых и задолго до царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора Иоанновича, урожденной Годуновой, обогативших обитель богатыми пожертвованиями, пользовался уже достаточным содержанием. 3 III

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История и современность СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ   Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их. Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли - Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье. Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов. Возглавлял битву сын султана Мурада - Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством. Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов. В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.

http://pravoslavie.ru/sretmon/history.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010