Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Христианство татар в прошлом и будущем Православие – исторически традиционная религия татарского народа наряду с ханафитским исламом 31.01.2024 216 Время на чтение 14 минут Фото: tatar.orthodoxy.ru Доклад на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов» Татары сформировались как средневековая военизированная общность из кочевого, полукочевого и осёдлого население Великого Монгольского Улуса, а особенно его западной части – Олы Улуса (Великого Улуса, Улуса Джучи) ныне более известного как Золотая Орда. Его территория простиралась с запада на восток от бассейна реки Дунай до бассейна реки Иртыш. Великий Улус делился на две части предположительно по реке Идель, которая не полностью совпадала с нынешней Волгой, у татар считалось, что Идель идёт по руслу реки Белой (Агидель), потом по руслу реки Камы до её впадения в Волгу и далее – по руслу Волги до её впадения в Каспийское море. Вопрос о соотношении этих двух частей становился объектом острых научных дискуссий. Западная часть Улуса Джучи называлась Ак Орда – Белая Орда, а восточная – Кюк Орда, то есть Синяя Орда. Первой столицей Золотой Орды стал крупный торговый портовый город Болгар (Спасск Татарский). После присоединения татарами Волжско-Камской Булгарии и разрушения её городов, татары при помощи среднеазиатских и армянских мастеров его заново отстроили. Тогда же на территории болгарской крепости Хусан, что на Волге, татары построили город Казань. Болгарский вилайет Золотой Орды и образованное позже Казанское Ханство – были разными административными единицами Улуса Джучи и отличались территориально. Предполагается, что Болгар оказался на территории Кюк Орды, а Казань на территории Ак Орды. В конце XIII века столица Улуса Джучи из Болгара была перенесена по реке Идель ближе к Каспийскому морю в город Сарай Бату. На территории Золотой Орды жили разные народы и племена, находившиеся на разном уровне развития. Современные татары, включая субэтнос кряшен и этнос крымских татар, нагайбаки, башкиры, ногайцы, казахи и некоторые другие народы происходят от военизированной средневековой татарской общности, сложившейся на территории Золотой Орды из двух основных элементов – татар и кыпчаков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/31/hr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Загадки «тамги Мамая» Выступление на VI Международном Золотоордынском Форуме 03.07.2019 5373 Время на чтение 48 минут Выступление на VI Международном Золотоордынском Форуме « Pax Tatarica : генезис и наследие государственности Золотой Орды» (К 750-летию Золотой Орды), г. Казань, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 27 июня 2019 г. Исследователям, изучающим нумизматические памятники Золотой Орды (Улуса Джучи), хорошо известны монеты (типы монет) XIV в. с изображением загадочного знака (символа), который определяется как «птицевидная тамга» с. 81], «трёхногая тамга с птичьей головкой» с. 94 - 95], или - как «трёхзубцовая тамга с шипом у головки» с. 55 - 56]. Отличительной чертой этой тамги является то, что в большинстве случаев она имеет ярко выраженный птицеобразный (орнитоморфный) или человекообразный (антропоморфный) вид. Несмотря на ряд интересных предположений, сделанных в последнее время, значение, происхождение и принадлежность данного знака остаются не прояснёнными. Необычность самого образа, а также предполагаемая связь этого знака с известной исторической личностью Золотой Орды (Улуса Джучи) и средневековой Руси - золотоордынским эмиром, беклярбеком (темником) Мамаем (годы жизни - ок. 1330 - 1380), указывают на необходимость его более подробного изучения. Помимо этого, обращают на себя внимание и другие монеты (типы монет), отчеканенные в период поздней античности в Северном Причерноморье (III - V вв.) и в средневековой Руси (XV в.), на которых также присутствуют изображения птицеобразных существ, что, вкупе с изучением других источников, наталкивает на предположение о возможной связи данных образов. К сожалению, многие из опубликованных прорисовок монет носят неточный, искажённый или схематичный характер. В данной связи, в целях всестороннего изучения и сопоставления штемпельных изображений, мною была произведена дополнительная точная (детальная) прорисовка увеличенных снимков различных сторон ряда монет и надчеканов (как размещённых в сети Интернет - на тематических сайтах, так и находящихся в моём распоряжении).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Сказание о нашествии Едигея Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой Летописное сказание ο нашествии на Москву Едигея в 1408/1409 г. посвящено теме противоборства зарождающегося Русского централизованного государства и еще сильной Золотой Орды, которая после Куликовской битвы и разгрома ее Тимуром предпринимала последние усилия восстановить свое былое могущество и стремилась заставить Москву вновь платить дань. Памятник передает сложность военной и дипломатической обстановки, создавшейся в 1408/1409 г. между Московским великим княжеством, Литвой и Золотой Ордой. Главное действующее лицо сказания – Едигей (Едегей, Идиге, Идигу, Едику, Эдеку; 1352–1419) – эмир Белой Орды, бек, «темник», основатель Ногайской Орды. Β течение 1397–1410 гг., став главой войска, Едигей был фактическим правителем Золотой Орды при нескольких ханах. Стремясь κ возрождению ее былого могущества и надеясь заставить Московскую Русь снова платить дань, Едигей применяет во внешней политике коварные дипломатические приемы, разжигающие и усугубляющие вражду между великими князьями московским и литовским. Β 1408 г. Едигей неожиданно нападает на Русь, разоряет ряд городов (Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород, Городец и другие) и в декабре осаждает Москву. Однако города взять он не смоги снял осаду. Вскоре, во время начавшейся в Золотой Орде смуты 1410–1412 гт., он потерял власть, бежал в Хорезм и в 1419 г. был убит одним из сыновей Тохтамыша близ г. Сарайчик. Сказание ο Едигее известно в нескольких различных редакционных обработках, начиная от лаконичного летописного изложения фактов, связанных с походом эмира Едигея и осадой Москвы, до пространных и стилистически изукрашенных повествований назидательного характера и компилятивных сочинений, вошедших в состав Никоновской летописи. (Подробнее об этом см.: Лурье Я. С. Повести ο нашествии Едигея//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2. Л.: Наука, 1989. С. 197–201.) Одна из древнейших редакций «Сказания...» находилась в составе знаменитой сгоревшей в пожаре 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > От Золотой Орды до Верного Часть 1 15.06.2010 5124 Время на чтение 47 минут Когда западные народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. Иван Ильин. Если поставить себе задачу: понять пути становления России, и рассматривать их параллельно с истоками образования Казахстана, то взгляд исследователя невольно пробьется к единому историческому руслу, с которым связано формирование обоих государств. Из кладовой времени всплывет остов гигантской империи Золотой Орды - бурлящей и непредсказуемой, заставлявшей трепетать все народы и страны, державшей в напряжении евро-азиатский континент в течение трехсот лет. Золотая Орда была крупнейшим сверхгосударством средневековья, оказавшим немалое влияние на судьбу многих коренных народов Европы и Азии. Ее военные достижения ошеломляли своим размахом, могущество ее никем не оспаривалась. Золотая Орда являлась многонациональной и поликонфессиональной империей, где каждый этнос занимал особое положение в имперской иерархии, и где соседствовали и взаимодействовали различные религиозные направления. Между тем, история Золотой Орды все глубже проседает вглубь веков и предается забвению, напоминая о себе лишь громкими именами своих правителей. Но, снимая слой за слоем исторической пыли, на Золотоордынских шлейфах находишь отпечатки формирования многолетней золотоордынской данницы - России, и открываешь древнюю Ак-Орду, территорию которой занимает современный Казахстан. И еще обнаруживаешь, что ныне существующие в Казахстане епархии Русской Православной Церкви, берут свое преемство от некогда бывшей в Золотой Орде Сарайской епархии. Без знания путей развития огромного, во многом необычного и кровожадного Золотоордынского государства нельзя понять многих сторон сложения Святой Руси, становления Русской Православной Церкви и формирования многонационального и поликонфессионального Казахстана. По-прежнему взаимодействие Восточной Европы и Центральной Азии связано глубинной, исторически сложившейся связью, влияющей на обе цивилизации. Эта связь издревле сплавляла порой в одно целое, казалось бы, несовместимые начала, меняя лишь свои формы и переставляя акценты.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

А.А. Половцов Чингиз, Абдул-Хаир, хан Чингиз, Абдул-Хаир, хан Малой Киргизской Орды, умер в 1748 г. Судя по родословной киргизских ханов, Абдул-Хаир-хан происходил по прямой линии от Усяка, который вместе с братом своим Джадиком жил около половины XVI ст. и владел в Азии громадной площадью земли, простиравшейся от 55° почти до 42° северной широты и от 68° 35» до 102° восточной долготы. Отца Абдул-Хаира звали Аджой. Абдул-Хаир-хан повелевал большею частью Малой Орды и некоторыми родами Средней Орды. Имя Абдул-Хаира в первый раз встречается в статье «О песочном золоте», где упоминается о сношении губернатора Сибири кн. Гагарина с Киргиз-Кайсацкими ханами Тявкой, Каипом и Абдул-Хаиром в 1717 г. В этом году Орда Абдул-Хаира проникла в Казанскую губ. до Новошешминска, который был взят и разорен киргизами. До 1723 г. Абдул-Хаир жил в Туркестане, столице киргизских ханов, а в 1723 г. был изгнан оттуда зюнгарами и со своей Ордой перекочевал к Хиве и Бухаре. Зюнгары не долго владели завоеванными землями; киргизы, на время забыв свои междоусобия, единогласно выбрали предводителем Абдул-Хаира и после многих сражений опять вернули свои земли обратно. Абдул-Хаир, однако, не остался на отвоеванной земле, а пошел со своей Ордой на запад, дошел до р. Эмбы, перешел на ее правый берег и достиг Урала, где и остановился. Хан этот отличался большим честолюбием и хотел во что бы то ни стало возвыситься над своими соперниками и врагами, а в особенности над ханом Каипом, которому была подвластна часть Малой Орды. Обладая недюжинным умом и большой прозорливостью, он сумел воспользоваться некоторыми благоприятными обстоятельствами и убедил свой народ добровольно перейти в подданство России. Хотя на предложение хана согласились далеко не все его подданные, он, нимало этим не смущаясь, выбрал надежнейших людей из своих приближенных и отправил их, в сопровождении башкирского старейшины Алдара, к Уфимскому воеводе Бутурлину с письменным предложением подданства. Посольство это в июле 1730 г. прибыло в Уфу и немедленно было отправлено Бутурлиным в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Запад: Камо грядеши? 14.09.2023 633 Время на чтение 13 минут Практически все недруги России вкупе с засланцами, офицерами и рядовыми пятой колонны дружно орут с пеной у рта о завоевательной политике страны с начала её образования и до последних секунд существования. Давайте разбираться, справедлив ли их громкий ор. Не будем сразу привязывать ослабевший от диар… пардон, от санкций Запад к насущным вопросам Камо грядеши, то есть к тому, правильно ли он живёт, в ногу ли идёт со своими идеалами, верны ли его жизненные ценности и прочие важные приоритеты, а в переводе со старославянского языка, подкатим незаметно к целям его движения. Сложные темы принято начинать сначала, поэтому встанем крепко на русскую землю и беглым прагматическим взглядом посмотрим, каким образом прирастала сегодняшняя огромная страна новыми территориями. Небольшое историческое отступление не о завоеваниях, а о сохранении зарождающегося государства. После крещения (процесс занял многие годы), Русь в Х веке отбивалась от кочевников-печенегов. Отбилась. В 1111 году русские князья во главе с Владимиром Мономахом разгромили половецкие орды. Начиная с Xlll века походы на Русь татаро-монголов. В результате нашествий погибла значительная часть населения Руси, города были разрушены, сожжены памятники литературы и письменности, во многих городах исчезли хранилища книг. Русь была отброшена назад на несколько столетий. Западная цеховая промышленность переходила к эпохе первоначального накопления капитала, русская же ремесленная промышленность повторяла часть исторического пути, который прожила до татаро-монгол . Это предисловие. Наша тема начнётся с середины IX века, с призвания варягов и правления Рюриковичей. То время официально принято считать началом государственности Руси. Историю XIV века о 250 удельных княжествах Русского государства, объединившихся под началом Московского, мы пропустим и подведём итог: Русь боролась в это время за свободу от засилья Золотой Орды. В начале XVI века Иван III расправился с остатками эры татаро-монголов. С распадом Орды и с возникновением на её развалинах Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств, прекратилась история Руси, как ленника Орды. Во второй половине XVI века Руси удалось оформить отношения с ханствами на основе заключения двусторонних политических договоров. Европейские народы, не пошевелив и пальцем, получили от этого огромную выгоду. После победы Руси Европа, сэкономив ресурсы, тоже перестала платить дань ордынцам, но, как обычно, спасибо освободителям сказать забыла.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/14/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Серьёзно о глупой шутке: кто кому должен за разорение Киева ханом Батыем 02.03.2016 1386 Всплывшая на днях в очередной раз история с обращением Верховной Рады Украины к Великому Государственному Хуралу Монголии с требованием выплатить компенсацию за геноцид украинского народа и разрушение Киева всё-таки оказалась фальшивкой. Впрочем, фальшивкой очень правдоподобной - таковы уж особенности молодой украинской демократии, что любая бредятина в равной степени может оказаться как вымыслом, так и правдой. Так что нет никаких гарантий, что через год или два очередной состав украинского парламента не даст ход этой яркой затее. Люди серьёзно начали копаться в истории: валят памятники, переименовывают улицы и города. Почему бы не докопаться до Батыя? А потому имеет смысл подготовиться к этому загодя. Тем более, что украинские братья - вовсе не первые, кто озаботился монетизацией стародавних исторических обид. По сути претензии государств Прибалтики к России, требования каких-то «компенсаций» за какую-то «оккупацию» имеют те же исторические основания - то есть никаких. Первое, что следует понимать: какие-либо претензии современной Украины к современной Монголии за обиды, нанесённые ханом Батыем, неправомочны. Нынешняя Монголия не является правопреемником Улус Джучи: он находился за её пределами вообще, т.е. это не Монголия. Преемницей Золотой Орды могла бы считаться с какой-то натяжкой как раз Российская Федерация как правопреемница СССР , Российской империи, Московского царства... Именно мы контролируем сегодня большинство земель бывшей Золотой Орды. Да и то - через замысловатые средневековые геополитические трансформации: Московское княжество, начиная с эпохи Ивана Великого, превратилось постепенно из вассала Золотой Орды в субъект, который вначале избавился от вассальной зависимости, а потом объединил её земли в собственное государство. Значит ли это, что за батыево нашествие перед Украиной должен отвечать всё тот же Путин ?

http://ruskline.ru/opp/2016/mart/3/seryo...

Антон Анатольевич Горский Содержание Введение Глава первая. Между Сараем и Исакчой: Даниил Александрович (70-е годы XIII в. – 1303) Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Глава третья. Расчетливый вассал: Иван Данилович (1325–1340) Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Глава пятая. Сохранение позиций: Иван Иванович (1353–1359) Глава шестая. К победам военным и дипломатическим: Дмитрий Иванович (1359–1389) Глава седьмая. Отцовская стратегия, собственная тактика: Василий Дмитриевич (1389–1425) Глава восьмая. В преддверии решающих перемен: Василий Васильевич (1425–1462) Глава девятая. Обретение суверенитета: Иван Васильевич (1462–1505) Заключение Приложение I А.Д. Горский. Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI века Приложение II. Послания правителей Орды в Москву Послание Едигея великому князю Василию Дмитриевичу (декабрь 1408 г.) Ярлык-послание Ахмата великому князю Ивану Васильевичу Ярлык-послание Муртозы великому князю Ивану Васильевичу Послание Муртозы Нурдовлату Список сокращений Введение Отношения Московского княжества и Золотой Орды всегда привлекали большое внимание как исследователей, так и всех интересующихся русской средневековой историей. Это неудивительно, поскольку становление Московской Руси, предшественницы Российской империи и, в конечном счете – современного Российского государства, происходило именно тогда, когда Северо-Восточная Русь соседствовала с Ордой 1 – государством, в зависимости от которого находились с середины XIII в. русские земли. Само возникновение Московского княжества, его территориальный рост и усиление, выдвижение на ведущие позиции в Северо-Восточной Руси, объединение под властью московских великих князей значительной части северных русских земель происходили на фоне отношений с Ордой и в тесной связи с ними. Отношения эти не отличались однозначностью: полярно противоположными выглядят участие Ивана Калиты в ордынском карательном походе на Тверское княжество в 1328 г. и разгром его внуком Дмитрием Ивановичем войска Мамая на ордынской территории в 1380 г. Еще разительней контраст между положением Московского княжества и Орды в начале и в конце их одновременного существования. В конце XIII в. с одной стороны, – небольшое княжество в бассейне р. Москвы (не имевшее даже выхода к Оке), с другой – огромная держава, раскинувшаяся в степях от Дуная до Иртыша. В начале XVI столетия, с одной стороны, – крупнейшее государство Европы, занявшее примерно половину территории Руси домонгольской эпохи, с другой – несколько десятков тысяч мечущихся по степи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Симеон (Саин-Булат) Бекбулатович, царевич Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат Бекбулатович, татарский царевич. Жизнь С. представляет редкое сочетание случайностей. Это один из тех случайных людей, которые, занимая временами выдающееся политическое положение, ничего прочного не оставляли по себе ни в политической, ни в общественной жизни государства. Особенный интерес имеет лишь личная судьба С.: в продолжение своей долгой жизни он возвышался от роли служилого человека до положения великого князя всея Руси. Жизнь С. распадается на ряд отдельных, иногда очень драматических моментов: Саин-Булат – хан Касимовский, Симеон Бекбулатович – царь всея Руси, С. Б. – великий князь Тверской, С. Б. – слепой узник. По происхождению своему Саин-Булат был прямым потомком ханов Золотой Орды: царевич Бекбулат, отец его, приходился внуком Ахмату, хану Золотой Орды. При московском дворе царевич Бекбулат появился в конце 50-х годов XVI столетия: в 1558 г. Грозный пригласил его к себе на службу. Кратковременной своей службой (в 1566 г. его уже не было в живых) он оставил по себе хорошую память при московском дворе. Когда в 1566 г. в Москву приехала сестра царевича Бекбулата для свидания со своими родственниками, и между прочим с племянником Саин-Булатом, государь указал: «И ту княгиню пригоже государю пожаловати, что братье ее родные государю служили и головы положили». Происхождение, а равно и служба отца обеспечили блестящую служебную карьеру молодому царевичу. В конце 60-х годов (не ранее 1567 г.) – он уже Касимовский хан. Новосильцев, посол Грозного в Константинополе, такими чертами характеризует независимое положение С. Б. в Касимове: «Государь наш посадил в Касимове городке царевича Саин-Булата, мизгити и кишени велел устроить, как ведется в бусурманском законе, и ни в чем у него воли государь наш не отнял». Конечно, в речи Новосильцева независимое положение С. Б. в Касимове очерчено слишком смело. На самом деле зависимость С. Б. от московского государя была очень велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Руки Бога» на нумизматическом памятнике Среднего Поволжья К вопросу об изображении славянской символики на анэпиграфной золотоордынской монете XIII в. чекана монетного двора Булгара 28.05.2015 1738 Время на чтение 19 минут Комплекс анэпиграфных (не имеющих надписей) золотоордынских монет чекана монетного двора Булгара, датируемых временем правления ханов Золотой Орды (Улуса Джучи) Туда-Менгу (1280 - 1287 гг.), Тула-Буги (1287 - 1290 гг.) и первыми годами правления Токты (Тохты) (с 1290 г. по 1300 г.),(1) в силу содержательно-смыслового разнообразия помещённых на них изображений представляет собой уникальный нумизматический памятник, серьёзное изучение которого может стать важным подспорьем в исследовании этнорелигиозных аспектов истории Среднего Поволжья. Общим для всех этих монет является знак «эмитента» - тамга (родовой фамильный знак) «дома Бату», одновременно исполнявшая функцию государственного герба Золотой Орды (Улуса Джучи), которая изображена на одной из сторон монет. Соответственно, сторона с изображением тамги является аверсом (лицевой стороной) данных монет, а сторона с рисунками - реверсом (обратной стороной). Многочисленные символы, изображённые на анэпиграфных монетах чекана монетного двора Булгара, носят по большей части сакральный характер. При этом среди них преобладают языческие мотивы - в основном традиционные булгаро-тюркские и собственно тенгрианские. Во множестве встречаются солярные (солнечные) символы, схематичные изображения звёздного неба и воды. Ряд типов монет несёт на себе изображения, схожие со знаками зодиака. Значительное место занимают «растительные орнаменты» (в том числе, стилизованное изображение «мирового древа» или «древа жизни»), а также изображения животных, птиц (главным образом, «божественной утки», являюшейся одним из ключевых персонажей общетюркской и булгаро-татарской мифологии) и рыб. В разных вариациях на анэпиграфных монетах присутствуют кресты, гексаграммы (шестиконечные звёзды), пентаграммы (пятиугольные звёзды), треугольники, полумесяцы, «узлы счастья» и т.д. В ряде случаев наблюдается сходство изображений с буддистскими (в частности, с «колесом сансары» - бхавачакрой), христианскими (кресты) и исламскими (полумесяц) символами, которые, однако, одновременно могут быть отнесены и к традиционной языческой символике.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010