Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. Марков Н. Е. Правда о церковной смуте. Париж, 1925. Медведев Н. В. Государство и Церковь в России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. Митрофан (Зноско-Боровский) , епископ. Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения (IX.1935 – IX.1995). М., 1995. Митрофанов Г., священник. Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е гг. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. СПб., 1995. Михаил (Польский), протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949. Т. 1. Михаил (Польский), священник. Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; СПб., 1995. Монастыри Среднего Урала (Уральские обители до 1935 г.) Реж, 2008. Монашество и монастыри в России XI–XX веков: исторические очерки. М., 2002. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. М-я О. Несогласия в Зарубежной Православной Церкви//Белый архив: сб. материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения и т. п./под ред. Я. М. Лисового. Париж, 1928. Т. II–III. Назаров М. Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. Herbigny М. de, Deubner A. Eveques russes en exile: Douze ans d " epreuves (1918–1930). Roma, 1931. Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933–1945). М., 1998. Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 гг.//Русская эмиграция в Европе (20–30-е гг. XX в.). М., 1996. Николаев К. Н. Правовое положение Православной Церкви народа русского в рассеянии сущего. Новый Сад, 1934. Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1960–1969. Т. 6, 8, 9, 17. Одинцов М. И. Государство и Церковь . 1917–1938 гг. М., 1991. Одинцов М. И. Российская Церковь в годы революции. М., 1995. Ореханов Г., иерей, Ефремова О. Н. Новые документы из фонда Архиерейского Синода РПЦЗ: Письмо митрополита Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону 11/24 августа 1923 г.//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 4. Л. 177–186; Письмо Святейшему Патриарху Тихону от Архиерейского Синода Заграницей//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 192–194//URL: nr=60&kategorie=konferenz.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Между тем прот. Г. Разумовский , в своей статье, помешенной в “Журнала Моск. Патриархии” за 1947 г., пишет, что епископ Иоасаф Тамбовский на освящении третьего престола в одном из храмов своей епархии в октябре месяце 1947 г. сказал: “Радость моя омрачена тем, что есть люди, которые, называя себя христианами, на деле не являются ими”. Сказав несколько слов о сектантах, епископ говорит далее о так называемых самосвятах: “Самосвяты клевещут на современную Православную Церковь , распространяют хулу на св. Патриарха и на весь священный чин, а себе приписывают право совершать требы православных христиан: ОНИ КРЕСТЯТ младенцев, хоронят, СОБОРУЮТ и даже ПРИЧАЩАЮТ”. Кто эти “САМОСВЯТЫ” яснее определяет съезд духовенства и мирян Чкаловской Епархии, сообщение о котором помещено на стр. 53 “Ж.М.П.” за 1947 г., где говорится о самозванных и запрещенных священнослужителях и прочих разлагателях и дезорганизаторах церковной дисциплины и уставов Православия в епархии” и о “мерах для ликвидации САМОЗВАННЫХ СОВЕРШИТЕЛЕЙ ТРЕБ”. – Здесь уже не говорится о “самосвятах”, а о “самозванных совершителях треб”. Несомненно, под этими полупризнаниями духовенства скрывается ПРАВДА о существовании в подъяремной России другой Православной Церкви, Церкви “катакомбной”, ибо не сектанты же “крестят младенцев, соборуют и причащают”. 3 . Архимандрит М. Ярославцев пишет: “указание на пленение Московской Патриархии безбожной властью ГОЛОСЛОВНО”. Самостоятельна ли Русская Церковь в СССР, управляемая Патриархом Алексием, об этом говорят следующие выписки из официального органа Московской Патриархии – “Журнала Московской Патриархии”. В речи на молебне, при открытии юбилейных торжеств по случаю 500-летия Автокефалии Русской Церкви, Патриарх Алексий сказал: “Изволением Божиим во главе Советского Содружества Народов в этот грозный час стоит такой величайший деятель, который поднял на супостата всех нас от велика до мала и который мудро руководит нами повседневно и ежечасно – БУДИ БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕГО” – (Ж.М.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Многое было сделано для Родины русскими за рубежом, сделано в области церковной науки, проповеди, образования Тот городок на Лонг Айленде, где служил этот батюшка и где американская молодежь пела всенощную, называется Глен Ков. «Ну что? Поехали ко мне в Гленковку», – шутя, говорил он. А храм деревянный, руками ныне покойного священника построенный. Другой храм, где мы служили Литургию, расположен в Си-Клиффе. Там служил священник, а потом епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Его «Сравнительное богословие» я помню по семинарии. На клиросе пел сын священника Серафима Слободского – кажется, Алексей. «Закон Божий» отца Серафима для многих был первой обучающей книгой. И церковнославянская грамматика владыки Алипия Чикагского была нашим учебным пособием. Так что многое было сделано для Родины русскими за рубежом, сделано в области церковной науки, проповеди, образования. Дома ни слова на английском! Каждое воскресенье в церковь! Жен искать среди своих, верующих! Кто мы, называющие себя русскими? В первую очередь – православные. Этнос второстепенен. Беллинсгаузен – русский, Беринг, Крузенштерн, Барклай да Толли – тоже. Число иностранцев, служивших не за страх, а за совесть Белому Царю, весьма велико. Ими обогатилась наша история. Отец Серафим из Си-Клиффа говорит: «Моя фамилия Ганн. По-английски это похоже на “пистолет”. Но я из обрусевших немцев, а по-немецки это Hahn, то есть “петух”. Дед мой был Ганн и женился на бабушке, которая в девичестве была Курочкина. Потом он был священником» Далее следует длинная и интересная история, которую я не привожу из страха что-то перепутать. В этой истории есть Родина, вера, катастрофа, бегство, годы скитаний, служение на чужой земле, которую со временем неизбежно любишь, хоть и сквозь слезы. А еще – желание унести Родину с собой и передать ее детям. Дома ни слова на английском! Каждое воскресенье в церковь! Жен искать среди своих, верующих! И так жили тысячи семей, благодаря которым Православие в США не исчезло и воссоединилось с Церковью на Родине.

http://pravoslavie.ru/67832.html

Народное чутье, интуиция простого верующего человека бывает безошибочной. Тяжело переживали мы известие об отречении Государя. Помню, как негодовал отец наш поведением великого князя Николая Николаевича и командующих армией генералов, потребовавших от Государя отречения от престола. А когда дошла до нас весть о зверском убийстве Государя и Его светлой семьи, всех нас – от старших до самого малого – охватило чувство беспросветного мрака. Как-то спрашивает отец своего самого младшего сына: скажи, кем бы ты хотел быть, когда вырастешь? И был его ответ: цесаревичем Алексием. Город Елец неоднократно переходил из рук в руки – от Белых к красным, от красных к Белым. Как-то, в дни занятия Ельца казачьими частями, ворвался в нашу квартиру молодой еврей. Его от страха бескровное лицо выражало мольбу о спасении. Со словами «батюшка, спасите меня, меня хотят убить, я сбежал» он упал к ногам папы. Отец ласково обнял его, отвел в дальнюю комнату, успокоил, и он оставался у нас до окончательного занятия города красными. Для христианина нет «ни эллина, ни иудея», в сознании и в сердце христианина действует закон Любви к каждому страждущему, помощи и утешения требующему. Брат Сергий запечатлелся в моей памяти как одаренный художник, а Арсений – необычайной добротой. Услыхав, что неподалеку от нашего дома продают керосин, папа послал Арсения за керосином. Арсений вернулся домой без керосина и без денег, и на суровый вопрос отца, где же керосин? ответил: папа, простите, возвращаясь домой, встретил я отца моего товарища по гимназии, он такой несчастный, сын его лежит больной, у отца нет денег, чтобы купить керосин, разогреть еду больному, – ему отдал я наш керосин. Не рассердился папа на Арсения, полагаю, что и сам бы он так же поступил. Но в вопросе порядка и дисциплины папа был не строг, а суров. Когда кто-либо из взрослых детей уходил, особенно в вечерние часы, из дому, должен был доложить отцу – куда он идет и когда вернется домой. Возвращавшемуся двери открывал сам папа. Сергей, уже будучи в чине капитана, вернулся однажды на один час позже указанного им времени. Встречает его отец вопросом: который сейчас час? Брат назвал время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

– Ну, слава Богу. Значит – отпустили и забыли вычеркнуть из списка обреченных. С началом молниеносной войны против России очень многие семьи военных остались без кормильцев, без заработка и без средств на жизнь. Задумал я организовать при Братском Николаевском храме «благотворительную кухню» – выдачу вдовам и сиротам, прибывшим в Брест с Востока, бесплатных горячих обедов. Уже были привлечены добровольцы-трудники, разработан план доставки продуктов и проч., но осуществить благой замысел не пришлось: узнали об этом в Гестапо... Заворчали... поспешил ко мне полк. Ермолов и убедил от благой затеи отказаться. – Вы сами себе яму роете... сами под меч свою голову кладете, – ворчал Ермолов, неоднократно предупреждавший о поступающих в СД на меня доносах. Что делать? Неужели оставить без опеки со стороны Церкви, без куска хлеба ни в чем не повинных детей? Этот трудный вопрос разрешили мои отзывчивые добрые прихожане. Не жалея, без счета, несли они батюшке свои трудовые копейки, которые я и раздавал всем нуждающимся в помощи. Без счета деньги поступали, без счета и раздавались. Недостатка средств для оказания помощи не было. Вскоре появились в моем доме два гонца из Варшавы с посланиями от Митрополита Варшавского Дионисия к Архиепископу Александру Пинскому и епископу Поликарпу Луцкому. Оба гонца легко согласились оставить у меня секретные пакеты с тем, что сам отправлю их по назначению. Ознакомившись с содержанием пакетов, согласно нормам канонических правил, отправил я их именно по назначению с секретарем Епархиального Управления Брестской епархии Митрополиту Пантелеймону и епископу Венедикту в Жировицкий монастырь. Не успел секретарь Епархиального Управления В.А. Коновалов вернуться из Жировицкой обители, как побывал у меня посланец Пинской Духовной Консистории о. Евгений Н-ов с предложением, исходящим, якобы, от Архиепископа Александра, вернуться под его омофор с тем, что Владыка сразу возлагает на меня митру и вводит в состав Духовной Консистории в качестве ее члена. Хорошо зная рукополагавшего меня Владыку, я во-первых, никак не мог поверить, что подобное предложение исходит от любимого мною пастыря, во-вторых, не мог принять навязанную ему его окружением «австро-венгерскую жовто-блакитщину», и в-третьих, каноническое подчинение пастыря – не перчатка, которую можно менять по вкусу или в угоду кому-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

общины составили белые эмигранты из Франции и Балканских стран. В 1927 г. иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит) по поручению управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) и по благословению патриарха Александрийского Мелетия II учредил об-во «Православная Церковь и русский дом в Марокко» (Église orthodoxe et foyer russe au Maroc), в 1929-1932 гг. построил и освятил церкви Воскресения Христова в Рабате и Св. Троицы в Хурибге. В нач. 30-х гг. XX в. приход, где служили 3 иеромонаха (2 - в Рабате, 1 - в Хурибге), объединял ок. 280 семей по всей стране. В 1932 г. была открыта часовня прп. Сергия в Марракеше, в 1933 г.- домовая ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. В 1945 г., после воссоединения Западноевропейского Экзархата русских православных приходов во главе с митр. Евлогием с РПЦ МП, архим. Варсонофий принял гражданство СССР. В связи с этим в 1948 г. часть касабланкского отдела во главе с адмиралом А. И. Русиным и кнг. В. В. Урусовой вышла из общества «Православная Церковь и русский дом в Марокко» и образовала при ц. Успения Пресв. Богородицы об-во «Русское православное сообщество и церковь в Марокко» (Communauté et Église orthodoxe russe au Maroc). При поддержке эмигрантов 2-й волны (гл. обр. приехавших в М. во время второй мировой войны) они приняли от РПЦЗ прот. Митрофана (Зноско-Боровского) , возглавившего в 1950 г. Марокканское благочиние Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ. В 1952 г. приход во главе с настоятелем Воскресенской ц. Митрофаном (Ярославцевым) объединял ок. 120 чел., проживавших в 12 городах, с храмами в Рабате и Хурибге, РПЦЗ подчинялись 2 прихода - в Касабланке (объединял в 3 домовых храмах ок. 800 чел.) и в Рабате (насчитывал ок. 200 чел.). В 1958 г., когда РПЦЗ сделала новую ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке центром своей администрации в Сев. Африке, Воскресенский приход разорвал с ней связи, пересмотрев свой устав, а впосл. наладил контакты с др. зарегистрированными в М. Церквами.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

Одного малолетнего ученика спросили на экзамене: – Какая молитва нужнее и важнее прочих молитв? – Молитва Господня, – с кротостью ответил отрок. – А какое прошение в этой молитве кажется тебе необходимее других? – «Да будет воля Твоя», – сказал он с улыбкой на лице. – Почему же так? – спросили его. – Потому, – ответил отрок,– что мы не знаем, что для нас лучше и более полезно; поэтому и надо мне во всех случаях со мной говорить Богу: «Да будет воля Твоя». Бог есть Любовь и не допустит зла в моей жизни, если я сам не вызову его, – прибавил мальчик, немного помолчав. Так предадим же каждый себя святой Воле Божией, дорогие мои, доверимся Его милосердию, будем спокойны, не тревожась о том, что ожидает нас в новом году. Позаботимся лишь, каждый из нас, о том, чтобы Новый Год был началом нашего духовного и морального обновления, началом новой жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же честь и слава во веки. Аминь. Прощеное воскресенье Дорогие братья и сестры, стоим мы у отверзающихся врат Великого поста. И слова Молитвы Господней – «остави нам долги наша» – звучат в сердцах наших с особой силой. Мы невольно вспоминаем о восходящем к древним временам обычае, по которому в нынешний день Прощеного воскресенья, взаимно друг другу поклонившись, христиане, сознавая себя братьями и сестрами во Христе, прощали взаимные обиды и согрешения. Зовет и нас Св. Церковь к взаимному прощению обид и огорчений. Все мы стремимся к спасению. Оно достигается постоянным общением с Отцом Небесным, с Богом любви и мира. А разве могут быть в общении с Богом те, в чьем сердце вместо любви и мира гнездятся озлобление, неприязнь, осуждение – гнездится то, что отделяет и удаляет человека от Бога? Все христиане, как живые клетки Тела Христова – Христовой Церкви, в своей соборности представляют вселенское братство чад Божиих – братьев и сестер во Христе, братство любви и мира. Если же нет в человеке любви и мира – это значит, что такой человек исключил себя из состава этого священного братства, иначе говоря – выпал из состава Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Оригинальной была встреча священника лишь в доме бывшего морского офицера М. К-ва: введя меня с регентом в гостиную комнату и усадив в мягких креслах, горе вознеся руку свою, он торжественно изрек: – Подумайте, батюшка, до каких счастливых дней дожили Вы! Раньше в доме моих родителей Вас бы не пустили дальше кухни, а вот я принимаю Вас в гостиной... Благодаря жертвенности и отзывчивости Е.И. Евец и частично И.Ф. Ярощука, к концу ноября 1948 года мне удалось не только посетить русских людей в (1) Федале, (2) Сеттате, (3) Сиди-Яя, (4) Имфуте, (5) Марракеше, (6) Даурате, (7) Рабате, (8) Устиновке, (9) Фезе, (10) Мэкнезе, (11) Порт-Лиотэ, но и совершить во многих местах вечернюю службу и Литургию. Принятый 22.III.1948 года Устав «Общество и Православная Церковь в Казабланке» никак не был для меня приемлем ввиду того, что настоятель, по своей должности являющийся Председателем приходского совета, по этому Уставу стал случайным для прихода (для «общества») лицом, приглашаемым правлением общества для совершения богослужений, а сам приход – какой-то светской организацией. Этот Устав был подписан членами Правления Общества: адмиралом А.И. Русиным, председателем местного Отдела РОВСа полк. А.А. Подчертковым, кн. В.В. Урусовой и П.Н. Коларовичем. Все это прекрасные верующие, церковные люди, но совершенно несведущие в церковных правилах и законах. На этом Уставе я никак не мог создавать или обновлять церковную жизнь, нужен был новый нормальный приходский Устав. Когда я пришел к старосте-адмиралу, заговорил о том, что их Устав с прибытием настоятеля неприменим и должен быть заменен Уставом, отвечающим требованиям не только гражданских властей, но и, прежде всего, законам и требованиям Церкви, и предложил его вниманию первую часть подготовляемого мной Устава, адмирал, возвысив голос, резко меня оборвал и заявил: – Никакого нового Устава мы не допустим... Понадобилась «водичка», чтобы залить вспыхнувший огонь. Я спокойно встал, извинился в том, что позволил себе расстроить старца, и ушел, оставив на его письменном столе набросок нового Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Отсутствие в человеке мира свидетельствует о том, что в душе его воцарился и живет дух лукавый, грешный дух. И наоборот, наличие в душе человека духа мира и любви свидетельствует о том, что данный человек успешно трудится в деле своего спасения – в личном общении с Богом. В день Прощеного воскресенья призывает нас Церковь испросить друг у друга прощение и этим положить начало Великому посту, ибо без такого примирения с ближними не будут иметь силы ни пост, ни молитвы, ни наши поклоны покаянные, ни само покаяние наше. Не забудьте, дорогие, что пост, к которому приступает христианин, это не только воздержание в пище, это не только обуздание плоти. «Постясь телесно, постимся, братия, и духовно», – взывает к нашему сознанию Св. Церковь . Один телесный пост без поста духовного не имеет спасительной, духовной, возрождающей силы. В чем должен состоять истинный пост, красочно поучает нас св. Иоанн Златоуст . Он говорит: «Ты постишься? Докажи это своими делами. Спрашиваешь: какими делами? Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага – примирись с ним; если увидишь твоего друга счастливым – не завидуй; если встретишь соблазн – пройди мимо; пусть постятся не одни уста, но и все члены твоего тела: пусть постятся твои руки от хищения; пусть постятся ноги, перестав посещать дома и места соблазна; пусть постятся глаза, приучаясь не смотреть дурных картин и зрелищ; пусть постится и слух, не воспринимая дурных, скверных слов и разговоров... Что за польза, когда мы воздерживаемся от мяса, птиц и рыбы, а руками, словами, глазами и слухом вводим в себя всякую нечистоту и пошлость, угрызая и снедая несчастных братьев осуждением и злословием». В последнюю субботу перед Великим постом Св. Церковь вспоминает преподобных отцов и матерей, просиявших в подвиге поста смирением, кротостью и чистотой. На этот-то путь и зовет нас Св. Церковь , зовет нас исторгнуть из сердец наших все нечистое, грешное, великого звания Человека недостойное. В чем да поможет нам любящий каждого из нас Отец наш Небесный, в Троице славимый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Пастор Вальтер Цельм бывал в моем доме каждую неделю, заходил и в дни наших праздников. Прибалтийский немец, он прекрасно владел русским литературным языком. Виртуоз-пианист, Вальтер проводил у нас время за пианино и в беседах о современном состоянии лютеранства. Нередко приходил он с группой пасторов, интересовавшихся главным образом литургикой. Их особое внимание привлекали проскомидия и Евхаристический канон. Глядя на дискос, они с восторгом восклицали: – Ведь здесь вся Церковь Христова, и небесная и земная, с Ее Краеугольным Камнем – Агнцем Иисус Христом! Мы, лютеране, потеряли все, что от древней Апостольской Церкви сохранили вы, православные, и если бы Лютер восстал из могилы, он бы предал нас анафеме. Во второй половине 1942 года прокатилась волна арестов актива украинской общественности. К моему ужасу были арестованы о. Стефан Жуковский и ряд лиц, бывших за пасхальным столом у В. И. Криницкого. В тюрьме оказались и оба брата Криницкие, самые спокойные, самые приветливые и безобидные. Без вины виноватым оказался я. Злобные взгляды родственников и друзей арестованных и их отточенные языки атаковали меня... Трудно описать, что я переживал. И как благодарил я Всевышнего, когда все они вышли из тюрьмы. Некоторые из них, уподобляясь евангельскому самарянину, пришли ко мне выразить благодарность за хлопоты об их освобождении. Кто помог мне в этих хлопотах? Благодарил я Того, Кто апостола Петра из темницы вывел, благодарил и моих добрых друзей полк. Ермолова и И. Ляссена, введенных в мой дом Самим Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Но злой западный дух галицийский, ненавидящий Православие, не оставил меня в покое. Ранние часы осеннего утра. Я еще лежу в постели. Входит в спальную комнату папа и протягивает мне бумажку, кем-то подсунутую под дверь прихожей. Читаю. В ней – угроза: «як не пидешь разом з нами, спивай соби панихиду ще живцем». – Что ты скажешь? – спрашивает папа. – Скажу словами Библии : «Страху не предавайся душею твоею... от себя печаль удаляй».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010