Глава I «Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы " " (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь . «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» ( Дeяh. II, 24,32 ) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь , «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь , отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава XIX. Письма, размышления относящиеся к периоду жизни в Марокко Дорогой М.Т. с чувством глубокого волнения и благодарности прочел я присланные мне Вами листовки «Холод – друг человека» и «Будьте добры». Это Господь послал мне от неизвестного, но доброго человека великое утешение. Переживал я период глубокого огорчения и холода внутреннего. Два с половиной года тружусь я в Марокко на пастырском поприще, прилагая все усилия к тому, чтобы подвести прочный фундамент под церковное и национальное дело в этой стране, чтобы создать здесь подворье, которое бы явилось местом не только молитвы и духовного отдыха усталых русских людей, но и местом воспитания молодежи, для устройства вечеров и концертов нашего дивного, любительского, жертвенного хора, пристанищем для одиноких стариков и стариц, доныне находящих приют в кошмарных условиях марокканской богадельни или умирающих на улицах (Суковкина, де Корвэ и др.). Местные власти обещали нам предоставить участок земли для устройства этого духовно-национального центра и... подвели нас. Погибнет здесь все русское, как погибла молодежь первой волны эмиграции, лишенная здесь духовного центра и национального воспитания. Надо приехать в страну эту, чтобы убедиться, насколько тяжел здесь труд пастырский. Отказ в земле, пустые подписные листы от тех, на кого надежды возлагал, из Бразилии, из Нью-Йорка и других мест, да и от человека, весьма мною облагодетельствованного в лагере Германии, ныне же обладающего в США крупными средствами и материальными возможностями. Все дорожает и всюду холод. 10 июня произнес полную скорби проповедь в храме и сам разрыдался. А 14 июня получаю чудные листки. Прочел их, и стыдно стало перед собой и перед паствой. Смалодушествовал... И в день великой Троицы, когда незаметно для себя глубже вникаешь в молитву, когда ближе чувствуешь присутствие Христа, вспомнил я слова листовки «Будьте добры». Под ее влиянием произнес слово на тему о доброте сердечной как даре Духа Святого. Доброе сердце всегда радостно, оно вносит свет в жизнь окружающих и других привлекает ко Христу. Человек с добротой сердечной и на жизнь смотрит ласково.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава XI. Настоятельство в Брест-Литовске Незадолго до получения Указа о назначении в Брест тесть напомнил мне о необходимости позаботиться об устройстве нашей с Санечкой нормальной семейной жизни. Я и сам понимал ненормальность – в течение 2 лет – жизни врозь с супругой, но что я мог сделать? Обручение Церкви в пастырском рукоположении побуждало меня подойти к вопросу семейной жизни так, чтобы не опрокинуть шкалу ценностей: на первом месте – Церковь , на втором – создание семьи, в противном случае и служение Церкви и семья окажутся кривыми. Был я уверен в скромности и выдержке моей молодой супруги, был уверен что она понимает меня. И в этом не ошибся. Разве мог я, настоятельствуя в Омеленце, создавать наш семейный уют, вить свое гнездышко ценой изгнания из настоятельского дома, фактически изгнания на улицу, доброго пастыря-собрата, ставшего жертвой провокации сумбурной молодежи, жестокости и издевательства гражданских властей? К тому же, и всецелая поглощенность пастырским долгом и трудом в сложной обстановке омеленецкого прихода лишала меня возможности заняться личной жизнью. Эту возможность дал нам с матушкой Господь с переездом на настоятельство в Брест-Литовск. Да и в Бресте поначалу жизнь моей кроткой, терпеливой матушки была полна тяжелых моральных испытаний, виновницей которых была часто навещавшая дом отца его старшая дочь. Никогда не было у меня с этой сестрой ничего общего, да и папа с ее появлением в его доме удалялся в свою комнату. Это была сентиментальная, отзывчивая, живая и, вместе с тем, властная, часто жестокая, сумбурная женщина. Были основания предполагать, что она ревновала меня к моей матушке. И в Брест-Литовске занятость по приходу и учебным заведениям лишали меня возможности уделять моей семье нужные время и внимание, в которых обычно семья нуждается. Этот недостаток восполнял мой старший брат Георгий, он был деловым помощником, советником и моральной поддержкой моей матушки. Жорж ко времени моего перевода в Брест вернулся больной из Парижа, не закончив учение в Богословском Институте преп. Сергия Радонежского на рю де Кримэ. Большой добряк, готовый каждому услужить и помочь, тактичный, с изысканными манерами, он был любимцем всего Бреста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава XVIII. Церковно-общественная жизнь в Марокко «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» (А. Пушкин) Так как намеченный поначалу владыкой Нафанаилом к назначению в Марокко протопресвитер о. А. Шабашев лишен был возможности поселиться в Марокко, а прот. А. Киселев, получивший в частном порядке визу для приезда в Марокко, вскоре от визы отказался ввиду полученной возможности переезда его в Америку, где он ушел из подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви, начались со стороны Синода спешные хлопоты о визе в Марокко для моей семьи. Тут и начались происки темных сил. Из писем, получаемых мной из Марокко, было видно, что неведомые силы, видимо, заинтересованные в полном разброде церковной жизни в Марокко, употребляли все средства к тому, чтобы помешать приезду священника в эту страну – вплоть до таинственного исчезновения в делах ИРО в Казабланке папки с моими документами и до злостной клеветы, пущенной в Марокко в дни ожидания моего приезда. Невзирая на это, мои бывшие прихожане по Менхегофу как бы готовили почву к моему приезду: в целях удовлетворения молитвенной потребности русских людей в Казабланке и в Бурназеле устраивали каждое воскресенье в Казабланской домовой церкви молитвословия, пели изобразительные и акафисты. Акафисты читал бывший воспитанник духовной семинарии инженер В.И. Травлеев, пел хор Е.И. Евец. В первые дни Рождества Христова 1948 года Е.И. Евец посетил с хором дома в Казабланке и в Бурназеле с пением рождественских колядок, а пасхальную заутреню пел в греческом храме Казабланки. Наконец, 2 сентября 1948 года, преодолев последние испытания на пути в Марокко, состоявшие в том, что накануне посадки на пароход исчезли в бюро транзитного лагеря в Мюнхене мои проездные документы, найденные только благодаря вмешательству самого директора по набору рабочих, я прибыл в Казабланку. Встреченный в порту церковным старостой адмиралом А.И. Русиным с Д.Н. Федченко, М.П. Косенко и М.В. Геккером, отправился в Казабланский храм. Было обеденное время, но в храме собралось много народа, пришедшего приветствовать прибывшего священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава XVI. Вена. Польша. Германия В первых числах декабря неожиданно прибыл в Вену из г. Плоцка (Польша) мой младший брат о. Алексий, бывший до войны 1939 года преподавателем Духовной Семинарии в Варшаве. Идейный, горевший желанием послужить пострадавшей от Ватикана Православной Лемковщине, будучи студентом, он выезжал на летние месяцы на Лемковщину для организации хоров из местной молодежи и миссионерских поездок с хором по приходам. Возмущенный и оскорбленный заявлением матери любимой им девушки – «рука моей дочери может принадлежать офицеру, но не священнику» – брат направился к девице, о которой шла молва как о красавице с прекрасным сильным альтом. – Отвергшая протянутую руку девятерых мою руку не отвергнет, – гордо ответил брат на мои увещания успокоиться, не спешить с поездкой к неведомой красавице. Не послушался, поехал... Протянутая рука десятого была принята, назначена свадьба. На свадебное торжество отбыли папа с Олей и братом Георгием. Несмотря на настойчивые уговоры отца, я на свадьбу Алеши не поехал. Вернувшись со свадьбы домой, папа сказал: – Тесть Алеши простой, с золотым сердцем человек, но если жена Алексея в свою мать пошла, тяжелой будетжизнь твоего брата. Так и вышло. Отец Алексей появился у меня в Вене со слезной просьбой провести у него в его семье праздник Рождества Христова: – Твое присутствие обеспечит нам мир и радость праздника. И, по любви к младшему брату, мы с нашими детками, с сестрой Олей и бабушкой Анной Павловной со слезами покинули уютную Вену. Только в Плоцке узнали мы о том, что в квартире брата ютится сестра его жены с мужем-доктором. С нашим приездом создалась сложная обстановка: три семьи в одной квартире. Пришлось на третий день, захватив чемодан с полным комплектом богослужебной утвари и чемодан с моими рясами и облачением, отвезти Анну Павловну к ее старшей дочери Елизавете в Калиш. Благо, на мой рапорт об отъезде из Вены в Плоцк Митрополит Берлинский Серафим (Лядэ) ответил Указом от 6 декабря 1944 года о причислении меня сверх штата к Петро-Павловской церкви г. Калиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава XX. В Соединенных Штатах Америки «Боже правых! Приди, суди, карай лукавых...» «Я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт» (Г.Р. Державин) С добрым утром, Америка! Прибыли мы с матушкой и детками в США утром 27 июня 1959 года. На мое «с добрым утром, Америка» Нью-Йорк ответил густым туманом... во всех отношениях. Полагал, что в числе нас встречавших увижу представителя Синодальной Канцелярии или Епархиального Управления... Их отсутствие меня насторожило. И предчувствие не обмануло... 28 июня, в 18 часов вечера, сидел я у Аввы Анастасия. Беседа длилась свыше трех часов. После моего краткого доклада о положении нашей Церкви в Марокко и Северной Африке Владыка интересовался церковной жизнью в Париже и в Германии. Долго расспрашивал об Архиепископе Иоанне, б. Шанхайском, и заговорил об Архиепископе Пантелеймоне, б. предстоятеле Церкви в Киеве. – У меня о нем порочащие его сведения. Вы его хорошо знаете еще по Польше, что Вы о нем скажете? – Все, что о нем сообщили Вашему Высокопреосвященству, что услыхал я из уст Ваших, все это вздор и клевета. За владыкой Пантелеймоном большие заслуги в борьбе за Православие в Польше, он был гоним Римской Курией и гражданскими властями за жертвенную и успешную борьбу с унией. Знаю его и как достойного архимандрита Почаевской Лавры. На всем своем пастырском иноческом пути Архиепископ Пантелеймон ничем себя не запятнал. А то, что сообщил о нем Вашему Высокопреосвященству у кормила церковного Управления стоящий протоиерей, это, полагаю, дело его личной церковной политики. Он спешит сразить достойного и сильного, ему неугодного архиерея. – Да, сейчас Синодальная Канцелярия готовит о владыке Пантелеймоне доклад для суда над ним Архиерейского Собора. О моем будущем в США Митрополит Анастасий сказал: – Время работает на Вас... За Вами в недалеком будущем Лейквуд, Вы будете во всем наследником протопресвитера о. В. Бощановского, он уходит на покой. А пока что временно возлагаю на Вас послушание на Владимирской Горке, у Вас есть опыт в строительстве, там Вы продолжите дело, начатое о. Василием Мусин-Пушкиным. Доложите об этом владыке Никону. Не забудьте, батюшка, в Германии на Вас мной возложенное послушание остается в силе: ожидаю Вас раз в месяц в моих покоях...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Зерна мудрости и благочестия» Духовная сокровищница Русской Зарубежной Церкви ( к 100-летию ее основания) 23.03.2021 629 Время на чтение 13 минут Русская Зарубежная Церковь отмечает в нынешнем году 100-летний юбилей в жестких условиях пандемии. Многие торжества пришлось отменить вовсе или проводить лишь на местном уровне. Одним из глобальных проектов, которые сложившаяся ситуация не должна затронуть, обещает стать издание книги «Зерна мудрости и благочестия от почивших архипастырей Русской Зарубежной Церкви (к 100-летию ее основания)». Ее составители – управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, настоятель Серафимовского храма-памятника восстановлению единства внутри Русской Православной Церкви в американском городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган и доктор философии по русской истории, иподиакон Николай Гансон , регент хора Богоявленской церкви в Бостоне, который «по совместительству» приходится внуком одному из столпов РПЦЗ – епископу Митрофану (Зноско-Боровскому), – рассказали читателям портала Pravoslavie.Ru о том, какие духовные советы они могут найти в этом сборнике. «Зерна мудрости и благочестия» – Почему Русская Зарубежная Церковь взялась за издание этой книги, и чем она уникальна? Николай Гансон: – По благословению архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра, возглавляющего Юбилейную комиссию по устройству и проведению празднований 100-летия РПЦЗ, мы с отцом Серафимом вошли в эту комиссию и стали составителями данного сборника, в который включено 100 цитат из статей, трудов, проповедей уже почивших архипастырей. Конечно, в первую очередь мы таким образом отмечаем юбилей нашей Церкви. Но также эта книга, которая, Бог даст, увидит свет в мае, позволяет обратиться к духовному наследию Зарубежной Церкви. Сборник будет выпущен одновременно на русском и английском языках. С его помощью мы пытаемся поделиться духовным богатством Церкви с новыми поколениями православных христиан, которые, быть может, незнакомы с этими пастырями. Нам же довелось знать многих из них лично, можно сказать, мы росли среди тех из них, кто жил в 1970–1990-е годы. Это своего рода живая связь поколений, и нам бы очень хотелось, чтобы эта цепочка не прерывалась, и духовная сокровищница нашей Церкви была доступна молодежи.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/zerna_...

Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана. Мне приятно, что в начале своего служения я познакомился с харбинской стороной моей семьи, а далее – с местами, которые связаны с памятью моей матери. Сам я на этом приходе оказался неожиданно. В храме освободилось место настоятеля, и владыка Лавр попросил меня временно окормлять прихожан. В январе 2005 года, в день преподобного Серафима, я приехал туда и совершил там богослужение. С тех пор приход стал для меня семьей. Это очень важно, потому что если рассматривать прихожан как свою семью, тогда начинаешь их и уважать, и о них заботиться. А если возникают разногласия, то как и в семье люди не перестают любить друг друга, так и в церкви – терпят недостатки и любят до конца. И тогда приход держится вместе. Я сразу почувствовал этот семейный дух. " Друг друга тяготы носите, – сказал апостол Павел, – и тако исполните закон Христов " . На приходе должно быть стремление к этому. Если весь приход будет друг друга тяготы нести и исполнять закон Христов, это будет самой сильной проповедью Православия и христианства вообще. И тогда люди будут чувствовать себя комфортно и приходить в церковь. Христос сказал: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " . И эту любовь надо воспитывать в людях, поощрять и поддерживать. Наш приход с самого начала поддерживал процесс единства с Русской Православной Церковью. На приходе с пониманием относились, когда я вынужден был уезжать на встречи, и конечно, поддерживали владыку Лавра в его служении. – Отец Серафим, Ваше духовное возрастание началось, можно сказать, с благословения Вашего великого дедушки – известного в Китае и Австралии протоиерея Ростислава Гана... – Мой дед, протоиерей Ростислав Ган, родился в 1911 году в на Китайско-Восточной Железной Дороге. Закончив Харбинский политехнический институт, он поступил на богословский факультет Харбинского университета, был рукоположен во священника и служил в Шанхае вместе с будущим святителем Иоанном (Максимовичем).

http://religare.ru/2_77997_1_21.html

Неделя по Рождестве Христовом «Спаситель мой, Спаситель мой, к Тебе стремлюсь я всей душой!» Так взывает душа верующего человека в дни Рождественского поста, готовясь к встрече великого дня явления в мир наш Любви Божией в Лице Богочеловека Иисуса Христа. Не умолкает этот молитвенный вопль в сердце верующего и во все дни жизни его. И вместе с тем пытливый ум испытует всемирное событие Рождества Христова в деталях его. Почему Сын Божий, Спаситель мира, возлег в яслях убогой пещеры, а не в чертогах богатых? Дорогие мои братья и сестры, если бы Его при, рождении окружали роскошь и богатство, люди бы приняли это как благословение свыше роскоши и суеты человеческой. Возлегши в убогих яслях, Божественный Младенец изобличает суету жизни тех, кто, отрывая свой взор от Горнего Иерусалима, не заботится о пище духовной, стремится к мирской славе. Почему Сын Божий пришел в уничижении, а не в славе Своей? Мы знаем из Священного Писанияо том, как возгордился и осуетился в мыслях своих Адам – первый человек Библии . В нем звучали фальшивые нотки искусителя: не слушай Бога, вкуси от древа познания добра и зла, ты все будешь знать и сам станешь «богом»... Сын Божий, второй Адам, приходит в уничиженном виде, в смирении и этим указывает нам, людям, что путь к Богу – это путь смирения, послушания и кротости, что противны Богу гордость и тщеславие, самомнение и самопревозношение, ибо они поначалу удаляют человека от Бога, а затем сам человек становится на место Бога. Это печальное явление мы наблюдаем нашим невооруженным глазом. Мы видим у яслей Богомладенца Марию и Иосифа; в лице их дивно сочетаются смирение и бедность со славой; уничижение и материальное убожество – с высотой духа. И свидетельствуют они, у яслей предстоящие, о том, что в очах Божиих имеют цену не внешние преимущества, а вера и чистота сердца. Не приближает нас к Богу высокое положение в обществе или государстве, и не удаляет нас от Бога самое скромное, даже уничиженное положение. В своем земном положении все люди пред очами Божиими равны. И снизошла на землю Любовь Божия, чтобы всех осиять Светом Своей Любви, ибо люди – дети одной Семьи чад Божиих; все во Христе родные, а не чужаки друг другу. Этому поучает нас великое и радостное всемирное событие – Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Серафим Ган: Владыка Лавр всё воспринимал как дар Божий Источник:  Православие и мир Протоиерей Серафим Ган: " По завету преподобного Серафима, владыка Лавр стяжал этот мирный дух, восстановил мир в Церкви, в результате чего тысячи людей сейчас спасаются " . Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь нынешнего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона и приснопамятного митрополита Лавра, не подозревал, что ему уготована роль в процессе восстановления утраченного единства Русской Церкви. Уроженец Калифорнии, он рос в епархии архиепископа Антония (Медведева), большого духовного друга и героя владыки Лавра, архиерея старой " антониевской " школы, постриженника митрополита Антония (Храповицкого), подвизавшегося на заре своего монашеского подвига в Мильковском монастыре, обители, которая дала Зарубежной Церкви десять архиереев, включая святителя Иоанна Шанхайского. Судьба сподобила отца Серафима служить в церкви, которую основал его дед, а ныне быть наставником прихожан в храме, основанном духовным отцом его матери. В храме, освященном во имя преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя отца Серафима. Отец Серафим, Вы служите в храме, устроенном на американской земле в честь почитаемого русскими в Отечестве и за рубежом преподобного Серафима Саровского... – На Лонг-Айленде, районе Нью-Йорка, где находится наш храм, – большая русская колония. Люди тоскуют по России, и находят ее в наших храмах. Есть у нас прихожане из Марокко, из Парижа, потомки старых эмигрантов и много эмигрантов новых. В Пасхальную ночь я заметил, что процентов семьдесят – это прихожане вновь приезжие. Наши храмы здесь стали православными посольствами России: здесь люди чувствуют себя как дома, здесь находят покой, утешение. Люди воцерковляются, находят поддержку, чтобы жить в нелегких заграничных условиях. Наш приход был основан добрым пастырем епископом Митрофаном (Зноско-Боровским; + 2002 г.). Он начинал свое служение в Бресте, потом оказался в Марокко, где росла моя мама. Она хорошо его помнила, и первая ее исповедь была у отца Митрофана.

http://religare.ru/2_77997.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010