Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Будучи глубоко религиозным человеком, он полностью удалился от мира и занимался хозяйством и воспитанием своих трех сыновей. Он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, что в Успенском Московском соборе. Его вера еще более усилилась, когда он на себе испытал благодатное действие чудотворной иконы. В 1629 г. Глядков очень тяжело заболел и решил, не обращаясь к врачам земным, поехать в Москву на поклонение Владимирской иконе. Получив по своим горячим молитвам исцеление от своего недуга, он заказал протоиерею Успенского собора Кондратию снять с Владимирской иконы точный список. Протоиерей Кондратий при помощи другого живописца, Григория Черного, исполнил благочестивое желание Глядкова, и тот возвратился с иконой в свое родное село, где поместил ее в приходской сельской церкви святителя Николая. В той церкви икона пребывала более пяти лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и услышал опять повеление непременно поставить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Глядков видел этот сон, и с поразительной ясностью. Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве, а в субботу на Святой неделе отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался густым дремучим лесом и вдруг увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и не увидел людей, зато увидел точно солнечное сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Елец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Сергия Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь в Чёрной слободе – один из самых любимых ельчанами храм города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х годах. Чудесным образом Владимирская церковь уцелела во время сильного пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным. Место ему было отведено в 20 метрах севернее старой церкви. Прежний храм, после построения нового, был продан в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте установлен каменный столб. Началось возведение новой церкви в 1770-х годах, и уже в 1779 году был освящён Сергиевский престол, а пятью годами позже и главный – Владимирский. Ввиду недостаточности средств, третий престол в честь св. Феодосия Тотемского был освящён лишь в 1811 году. Объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» была традиционна для Ельца того времени. В 1809 году была построена четырёхъярусная 40 метровая колокольня. В 1829 году известным архитектором И.И. Шарлеманем был выполнен проект по расширению трапезной. Работы в соответствии с проектом происходили в 1841-1842 годах, а год спустя храм был расписан. В 1865 году к храму были пристроены два придела, освящённые в честь св. Тихона Задонского и св. Михаила Малеина. В это время храм отличался необычайной красотой наружных росписей и лепнины. Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. При храме действовала приходская богадельня с 1820 года, позже - церковно-приходское училище и библиотека-читальня. Также Владимирской церкви был приписан Воскресенский храм (ныне от него остался один лишь фундамент) на кладбище Чёрной слободы. За годы советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. В 1918 году большевиками был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В 1922 году храм был разграблен. В конце 1920-х годов храм стал центром сопротивления внутри самой РПЦ, вызванным декларацией митрополита Сергия в 1927 году. Священник Владимирской церкви Сергий Бутузов поддержал опального епископа Козловского Алексия, выступавшего против сближения со светской властью. Отец Алексий организовал монашескую общину из бывших насельниц Знаменского монастыря, несогласных с действиями митрополита Сергия. Таким образом, священник Владимирского храма и его прихожане встали в открытую оппозицию власти и лояльному ей священству. В связи с чем, в 1928 году о. Сергия выслали из Ельца.

http://sobory.ru/article/?object=06488

По словам некоторых старожилов, описываемый приход ведет свое начало с 1660 г., причем жители его до учреждения монастырских штатов были приписаны к Сийскому монастырю, имевшему здесь, очевидно, свои вотчины. Уже в то время они имели в селе Долгощельском особую церковь с причтом, устроенную на их собственные средства в 1670 г. и освященную (время неизвестно) во имя знамени Божией Матери. Церковь была небольшая, стояла немного более ста лет и затем сгорела. Вместо сгоревшей устроена была новая (вторая) в честь Владимирской иконы Божией Матери с отдельно стоящею вне ограды колокольнею о пяти столбах. Эта церковь была более благоустроенною в сравнении с первою, но, к сожалению, вскоре после освящения сделалась жертвою пламени 28 февр. 1782 г., причем колокольня, однако, уцелела и стояла до последних годов, благодаря ремонтировкам ее в 1823 и 1840 г.г. Третья церковь также в честь Владимирской ик. Божией Матери начата постройкою в 1783 г. и освящена в 1788 г. Пинежским протоиереем Алексием Ксензовым, так как приход в то время находился в ближайшем ведении Пинежского Духовного Правления. Церковь была пятиглавою и обнесена оградою. В ней были весьма древние иконы; некоторые из них были украшены сребропозлащенными ризами. К сожалению, и этот благоукрашенный храм сгорел в 1890 г. со всем имуществом и утварью, кроме храмовой иконы и металлического креста. Тогда крестьяне приступили к постройке нынешнего храма (четвертого) из безмездно отпущенного леса и при помощи благотворителей, а также при своем усердии соорудили прочный светлый и просторный храм, освященный 3 янв. 1895 г., употребив на сей предмет около 2500 руб., в том числе 400 руб. пожертвованных о. Иоанном Сергиевым. Храм этот крестовидной формы, пятиглавый, однопрестольный в честь Владимирской иконы Божией Матери, ризницею и Утварью малодостаточаый. Средствами к его содержанию служит арендная плата (в 1894 г. 41 р. 86 к.) за сенокосную пожню в 4 десят. и семужью тоню, кружечно-кошельковый сбор (3 р. 82 к.) и прибыль от продажи свеч (1 п. 19 ф.).

http://sobory.ru/article/?object=58662

Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Е.Н. Погожев Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Эта икона, благословение московского дворянства Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю первого пребывания Его в древней столице, представляет собою Собор Московских чудотворцев, окружающих величайшую святыню Москвы, Владимирскую икону Богоматери. Москва называется часто в древних летописях «Домом Богоматери». Рост Москвы и ее значение таинственно связаны с собором Успения Богоматери. Этот собор заложен собирателем Земли Русской, великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, по совету московского первосвятителя Петра. Прозорливый святитель предрек князю, что великая судьба ожидает Москву, если князь поставит в юном городе храм, достойный Богоматери. Царица небес, покрывающая всесильными покровом Своими все православное Русское царство, особенно взыскала милостями Своими царствующий град Москву. Не раз заступлением Богоматери Москва была чудесно спасаема от гибели. И орудием чудес Своих над Москвой Богоматерь избрала Свою икону Владимирскую. Сколько событий, сколько воспоминаний из русского прошлого! Евангелист Лука, по преданию, писал эту икону и, окончив труд свой, показал его Богоматери. Пречистая произнесла тогда: «Отныне ублажат Мя вси роди» и прибавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». И эта всесильная благодать Богоматери обращала в бегство могущественные полки, умилостивляла грозный гнев Божий, хранила Москву от бед или из бед возносила ее к высшей славе. Икона Владимирская из Иерусалима перешла в Царьград, оттуда в двенадцатом веке перенесена в Россию. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский перевез икону в свою столицу, Владимир на Клязьме, и в два года воздвиг для нее великолепный собор. Икона ходила в поход Андрея против Камских Болгар, и пред решительной битвой князь, молясь пред иконой, воскликнул: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет...» Болгары были разбиты, и, когда на поле битвы стали петь молебствие, совершилось великое знамение: в виду всего войска от иконы заблистал свет, озаривший всю местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм во имя просветителя России 28.07.2008 359 Время на чтение 7 минут В год 1020-летия Крещения Руси мы с благодарностью вспоминаем великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), происходящего из рода священников Вятской губернии. Более века назад, к 900-летию Крещения Руси, он расписал Свято-Владимирский собор в Киеве, символ братства народов России, Украины и Белоруссии, и храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - единственный в Москве , где есть его творения. Самым плодотворным периодом творчества Виктора Михайловича Васнецова, человека глубоко верующего, было время, когда он вместе с другими выдающимися художниками занимался росписями Свято-Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Если бы даже художник не создал ничего другого, кроме своих знаменитых киевских росписей, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. Современники единодушно назвали Свято-Владимирский собор " первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства " , так как именно в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века. Свято-Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Такими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. " В богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира... В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви " , - с такими словами обратился в 1852 году к народу митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Именно ему принадлежала идея к 900-летию Крещения Руси возвести на святых киевских горах храм-памятник, достойный славных деяний Владимира Великого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Петр Бутенев Скачать epub pdf 18 марта на 76-м году жизни преставился ко Господу протопресвитер Фома Хопко (28.03.1939–18.03.2015), один из самых известных в США христианских проповедников и педагогов, почетный декан Свято-Владимирской духовной ­семинарии. Фома Джон Хопко родился в 1939 году в Эндикотте, маленьком городке на севере штата Нью-Йорк. Его родители, Джон Дж. Хопко и Анна Запотоцкая, были карпато-русскими иммигрантами и воспитали своих детей – Фому и его двух сестер – в церковном духе. Родители жили очень скромно, но сам Фома получил прекрасное образование – сначала в Фордемском университете (­диплом бакалавра гуманитарных наук по изучению России), потом в Свято-Владимирской семинарии. Позже он получил диплом магистра философии в Университете Дьюкена в Питтсбурге, защитил докторскую диссертацию на богословском факультете Фордемского университета. В 1963 году Фома Хопко женился на Анне Шмеман, дочери знаменитого церковного деятеля прот. Александра Шмемана . Вскоре после этого его рукоположили во священника. Признавая заслуги отца Фомы в служении на приходах Православной Церкви в Америке, в 1970 году его возвели в сан протоиерея, а в 1995 году – протопресвитера. Приходское служение отец Фома сочетал с преподаванием в Свято-Владимирской семинарии (с 1968 по 2002 год), которую возглавлял в 1992–2002 годы. Он преподавал догматическое богословие, которое изучил под руководством профессора Сергея Верховского . Хопко учился у многих выдающихся богословов русской эмиграции, но самое сильное влияние (богословское, пастырское и экклезиологическое) на него, безусловно, оказал отец Александр Шмеман . Именно он вдохновил отца Фому, вложил в него искреннее рвение к истинной жизни в Церкви через ее учение и ее Литургию. В отличие от своих учителей (Шмемана, отца Иоанна Мейендорфа , Николая Арсеньева, Софьи Куломзиной , Сергея Верховского и др.) Хопко был карпатороссом, родившимся в США. И даже несмотря на то, что во многом собственными усилиями стал авторитетным проповедником и пастырем, все равно чувствовал себя «некультурным крестьянином». Однако его происхождение, скромное и столь «американское», позволяло ему среди прочего говорить с такой искренностью и свежестью, доносить Евангелие Иисуса Христа до новых и очень разных слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pro...

Протопресвитер Фома Хопко ЖМП 4 апрель 2015 /  24 апреля 2015 г. 14:35 Протопресвитер Фома Хопко 18 марта на 76-м году жизни преставился ко Господу протопресвитер Фома Хопко (28.03.1939–18.03.2015), один из самых известных в США христианских проповедников и педагогов, почетный декан Свято-Владимирской духовной ­семинарии. Фома Джон Хопко родился в 1939 году в Эндикотте, маленьком городке на севере штата Нью-Йорк. Его родители, Джон Дж. Хопко и Анна Запотоцкая, были карпато-русскими иммигрантами и воспитали своих детей — Фому и его двух сестер — в церковном духе. Родители жили очень скромно, но сам Фома получил прекрасное образование — сначала в Фордемском университете (­диплом бакалавра гуманитарных наук по изучению России), потом в Свято-Владимирской семинарии. Позже он получил диплом магистра философии в  Университете Дьюкена в Питтсбурге, защитил докторскую диссертацию на богословском факультете Фордемского университета. В 1963 году Фома Хопко женился на Анне Шмеман, дочери знаменитого церковного деятеля прот. Александра Шмемана. Вскоре после этого его рукоположили во священника. Признавая заслуги отца Фомы в служении на приходах Православной Церкви в Америке, в 1970 году его возвели в сан протоиерея, а в 1995 году — протопресвитера. Приходское служение отец Фома сочетал с преподаванием в Свято-Владимирской семинарии (с 1968 по 2002 год), которую возглавлял в 1992–2002 годы. Он преподавал догматическое богословие, которое изучил под руководством профессора Сергея Верховского. Хопко учился у многих выдающихся богословов русской эмиграции, но самое сильное влияние (богословское, пастырское и экклезиологическое) на него, безусловно, оказал отец Александр Шмеман. Именно он вдохновил отца Фому, вложил в него искреннее рвение к истинной жизни в Церкви через ее учение и ее Литургию. В отличие от своих учителей (Шмемана, отца Иоанна Мейендорфа, Николая Арсеньева, Софьи Куломзиной, Сергея Верховского и др.) Хопко был карпатороссом, родившимся в США. И даже несмотря на то, что во многом собственными усилиями стал авторитетным проповедником и пастырем, все равно чувствовал себя «некультурным крестьянином». Однако его происхождение, скромное и столь «американское», позволяло ему среди прочего говорить с такой искренностью и свежестью, доносить Евангелие Иисуса Христа до новых и очень разных слушателей.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protopres...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010