Таков этот образ, который скрепил “духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву”, по слову современных исследователей месяцеслова 38 . Последование службы святой иконе Божией Матери Владимирской относится к XV веку и связывается с трудами “мужа просвещенного”, по мнению Ф. Г. Спасского. Последование это отражает уже и другую эпоху в истории Руси — здесь слышны заботы и моления о сохранении возрастающего государства Московского, одержавшего знаменательную победу в Куликовской битве. Служба имеет четко выраженную структуру — по ходу ее развития автором ставятся отдельные вопросы, которые могут повторяться в дальнейшем последовании; канон имеет свою задачу, разнящуюся от высказанных мыслей в стихирах вечерни; завершение всей службы отчетливо формируется в хвалитных стихирах. Если говорить более развернуто, то тревога об окончательном спасении Руси от вторжений татарских полков выражается преимущественно в стихирах вечерни, причем здесь прежний, древний термин “поганые” употребляется автором очень редко. Так, в первых стихирах на Господи, воззвах поется: “врагов наших шатание низложи” 39 , а во вторых — “варварская шатания низложи” 40 и уже утверждается там же, что “сопротивление низложися” 41 и ниже: “сопротивнии надеются” 42 . Упоминание о врагах в службе Владимирской Божией Матери становится, таким образом, констатацией одержанной победы. Так, в стихирах на стиховне люди призываются восхвалить Пресвятую Деву, “давшую непреоборимое на враги одоление” 43 , благодарить Ее за то, что “варварская шатания разрушаются” 44 , и дальше в седальне, что “град свобождается поганых пленения” 45 . В этих победных утверждениях еще звучит иногда молитва о спасении — “прещения враг избави” 46 , “молися спасти ны от поганых пленения” 47 , “советы противных врагов разжени” 48 . Так кроткий лик Богоматери Владимирской, образ Ее “Уми­ления”, становится знамением крепости и торжества, знамением обретения самого себя для русского человека, и потому так понятно, что в том же последовании мы нередко находим утверждение самосознания русского гражданства.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Общество Все рубрики Елена Яковлева " РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА " : " Молитва под одним небом. Предстоятели православных церквей не позволили превратить паству в электорат " Вчера в Киеве на знаменитой Владимирской горке возле памятника Святому крестителю Руси представители православных церквей служили праздничную литургию по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архипастырь большинства украинских православных, прибывший в страну на праздник, встретил весьма своеобразный политический прием. Складывалось такое впечатление, что его рады оттереть от сердца праздника. " РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА " : " Молитва под одним небом. Предстоятели православных церквей не позволили превратить паству в электорат " Вчера в Киеве на знаменитой Владимирской горке возле памятника Святому крестителю Руси представители православных церквей служили праздничную литургию по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архипастырь большинства украинских православных, прибывший в страну на праздник, встретил весьма своеобразный политический прием. Складывалось такое впечатление, что его рады оттереть от сердца праздника. Елена Яковлева Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»: «Молитва под одним небом. Предстоятели православных церквей не позволили превратить паству в электорат» 29 июля, 2008. Елена Яковлева Вчера в Киеве на знаменитой Владимирской горке возле памятника Святому крестителю Руси представители православных церквей служили праздничную литургию по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архипастырь большинства украинских православных, прибывший в страну на праздник, встретил весьма своеобразный политический прием. Складывалось такое впечатление, что его рады оттереть от сердца праздника. Источник: Интерфакс-Религия Вчера в Киеве на знаменитой Владимирской горке возле памятника Святому крестителю Руси представители православных церквей служили праздничную литургию по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архипастырь большинства украинских православных, прибывший в страну на праздник, встретил весьма своеобразный политический прием. Складывалось такое впечатление, что его рады оттереть от сердца праздника. Но это в Москве казалось, что ситуация с запретом размещать плакаты с портретом Святейшего Патриарха Алексия выглядит драматически. В Киеве это все приобрело комический эффект. По стилистике и эстетике рекламная кампания неумолимо напоминала стремление квартирного вора Милославского из известной комедии Гайдая презентовать управдома в качестве грозного царя. 183 фотографии Константинопольского патриарха Варфоломея я насчитала по дороге из аэропорта Борисполь в Киев. И это не беря в расчет оборотной стороны билбордов. При большой скорости можно было смотреть мультфильм из одного кадра. Квадратно-гнездовым способом, каждые 50 метров на каждом столбе — вряд ли патриарх Константинопольский был настроен на тотальное соперничество с девушками, рекламирующими сигареты «Винстон». Как ни странно, это засилье плакатов выдавало неуверенность в легитимности замыслов украинских властей.

http://pravmir.ru/rossijskaya-gazeta-mol...

О развитии крепостной зависимости в XVII в. имеется очень обширная литература, рассматривающая как проблему в целом, так и отдельные ее стороны. Назовем здесь: Русская история в очерках и статьях/Изд. М. В. Довнар-Запольский. К., 1912. 3. С. 34–84, 267–311; Engelmann I. Die Leibeigenschaft in Rußland. Dorpat, 1884; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. М., 1946; Владимирский-Буданов; Филиппов А. (библиогр., общ. лит. б); ср.: Smolitsch. Russisches Mönchtum. Гл. 8 (здесь и библиогр.). Вернадский Г. Замечания о юридической природе крепостного права, в: Сборник в честь П. Б. Струве. Прага, 1925. С. 235–265; Владимирский-Буданов. Обзор. 1888. С. 222 и след. Правительство само вынуждено было признать наличие злоупотреблений со стороны помещиков-дворян по отношению к сельскому духовенству и неоднократно пыталось ограничить произвол, но безрезультатно. См. среди прочего: ПСПиР. Е. П. 2. 780 (1744); 3. 980 (1746 г.), 1018 (1746 г.); ПСЗ. 18. 13286 (1769 г.); Дубровин Н. Пугачев и его сообщники. СПб., 1884. 1. С. 358–367; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 116, 125 и след.; Сборник. 43. С. 430 и след. Самарин. Сочинения. 1880. 5. С. 254. См. § 14. При повсеместной зависимости сельского духовенства от помещиков довольно комично выглядит требование правительства к духовенству сообщать гражданским властям о случаях, когда помещики заставляли крестьян работать по воскресным и праздничным дням (ПСЗ. 35. 27270 г.]). Посошков. Книга о скудости и богатстве. М., 1911. С. 2–13. Волынский, в: Чтения. 1858. Смесь. С. 155; Татищев, в: Знаменский. Приходское духовенство. Казань, 1873. С. 722; Арсений Мацеевич, в: Чтения. 1862. 2. С. 31. Болотов. Записки (изд. Русс. арх). 1. С. 148 и след., 283; 2. С. 794; 3. С. 47; 4. С. 1080; ср.: Семевский. Сельский священник, в: Русс. ст. 1877. 8. С. 501–538; Добрынин, в: Русс. ст. 1871. 4. С. 176, 214 и др. Сборник. 14. С. 396; 48. С. 276, 463, 556; 107. С. 50. Один дворянин предложил даже, чтобы помещики «аттестовали» сельских священников на предмет их «пригодности» (там же. 14. С. 35). См. жалобы духовенства там же. 43. С. 564, 571 и след., 424, 432, 428, 438.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Смерть Константина 2 февраля 1218 года вернула Юрию Владимирский стол. но Ростовское княжество осталось за сыновьями старшего Всеволодовича. Еще при жизни Константин отдал Васильку Ростов, а Всеволоду – Ярославль. Ростову были подчинены Белоозеро и Устюг, а Ярославлю – Молога. Третий сын Константина, Владимир, в 40-х годах XIII века сидел в Угличе. Юрьевское княжество еще в конце 1212 года от Владимира перешло к Святославу Всеволодовичу, а Владимир, длительное время прожив на юге, получил в 1217 году от «братьи» (то есть Константина и Юрия) Стародуб. В 1228 году Владимир Всеволодович умер, и территория его княжества слилась в одноцелое с великокняжескими землями. Таким образом, второе десятилетие XIII века знаменовало собой начало нового этапа в развитии древнерусской государственной территории на Северо-Востоке. Феодальное дробление, намечавшееся еще в 40–50-х годах XII века теперь стало реальностью. Вместо одного сформировалось 7 княжеств, каждое из которых имело свою территорию и свои границы. Главным из них было великое княжество Владимирское, князь которого был старшим среди остальных князей, главой дипломатии и военных сил, во внешнеполитических акциях. Ему же принадлежало право на выморочные княжества. Но несмотря на относительное единство, границы княжеств между собой имели суверенный характер, а владения одной княжеской ветви (Всеволодовичей) не переходили под контроль другой (Константиновичей) и наоборот. Внутренние распри Всеволодовичей приостановили расширение внешних границ Владимире-Суздальской земли. Лишь после того, как на владимирском великокняжеском столе окончательно закрепился Юрий, сумевший заставить ходить «в свою руку» братьев и племянников, наступила пора активной политики владимирского князя по отношению к своим соседям. В 1220 году владимирский, ростовский и переяславский полки под предводительтвом Святослава Всеволодовича, а также дружины двух муромских князей обрушились на булгарский город Ошель. Напуганные разгромом Ошеля, булгары в том же году прислали посольство к великому князю Юрию, «молящеся и мира просяще».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я мало сказал вам, но вы сами знаете, что угодно Богу» . От епископа Владимирского Серапиона, который, по словам летописей, был «зело учителен и силен в Божественном писании» , дошло до нас пять Слов, или поучений; но несомненно, что их было гораздо больше: он сам свидетельствует, что учил своих духовных чад всегда, проповедовал им много и многажды, хотя, с другой стороны, не должно забывать, что архипастырская деятельность его продолжалась не более года (1274–1275) . Уцелевшие поучения Владимирского святителя небогаты содержанием и очень сходны между собою, однообразны. Во всех он вооружается против господствовавших пороков своего времени; во всех указывает на современные казни Божии, особенно на монгольское иго; во всех призывает слушателей к покаянию и исправлению жизни. Пороки, которые он преследует,— обыкновенные между людьми и встречающиеся во все времена; только в четвертом Слове он восстает против частного языческого обычая — сожигать волхвов, а в пятом, кроме того,— против обычая выгребать из могил удавленников и утопленников. Впрочем, при всем сходстве и даже единстве главного содержания, Слова различаются между собою и по составу, и по форме, и некоторыми частностями, и неодинаковым выражением одних и тех же мыслей. Проповедник говорит просто, ясно, кратко, без многословия и риторизма. Его речь сильна убеждением, проникнута пастырскою ревностию и любовию и отзывается современностию. Характер его проповедей можно назвать обличительным. Вот как, например, описывает Серапион в первом Слове казни Божии: «Вы слышали, братия, слова самого Господа в Евангелии: «И в последняя лета будут знамения в солнце и луне, и звездах, и труси по местам, и глади» (Лк. 21. 25; Мф. 24. 7). Сказанное тогда Господом нашим сбылось ныне, при последних людях. Сколько раз мы видели солнце затмившимся, луну померкшею, видели перемены в звездах! А ныне собственными глазами видели землетрясение. Земля, от начала утвержденная и неподвижная, ныне движется по повелению Божию, колеблется от грехов наших, не может носить наших беззаконий.

http://sedmitza.ru/lib/text/435924/

Состав: службы: 1) Нерукотворенному Образу Спаса, без конца (1–38 об.), отличная от напечатанной в современной нам августовской Минее; 2) Веемилостивому Спасу (39–49 об.), короче напечатанной в современной нам августовской Минее; 3) Богородице Утоли болезни (50–65 об.); в этой службе пред каноном киноварью написано: «Канон Пресвятей Богородицы Владимерской», но этого канона нет в службах Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня и 26 августа, напечатанных в современных нам июньской и августовской Минеях; 4) Знамению Пресвятыя Богородицы (66–96 об.), та же, что и в современной нам ноябрьской Минее; 5) апостольское чтение, зачало 240 и два евангельских чтения от Луки, зачала 4 и 54 (97–100 об.); 6) Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы – 23 июня (101–124 об.), та же, что и в современной нам июньской Минее; 7) Богородице Одигитрии 28 июля (125– 142), без канона; та же, что и в современной нам июльской Минее; на лл. 143–158 канон Пресвятей Богородице – творение монаха Игнатия; 8) Богородице Неопалимой Купине (159–176); 9) Похвале Пресвятыя Богородицы, т. е. Благовещению Богородицы, без канона (176– 188 об.), та же, что и в современной нам мартовской Минее; 10) канон Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (189–203 об.); 11) канон Иисусу Христу наряду с каноном и акафистом Пресвятей Богородице (204–261); 12) служба Пресвятей Богородице всем скорбящим радости, без канона (262–275 об.); каноны: 13) Пресвятей Богородице «егда от оклеветания в печали» (276–281); 14) Пресвятей Богородице об избавлении от напастей и скорбей (282–288 об.); 15) Пресвятей Богородице, певаемый в наведение печали (290–297); службы: 16) июля 8 – Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (298–326 об.) и та же, что и в современной нам июльской Минее; 17) Рождеству Богородицы (327–348 об.), та же, что и в сентябрьской Минее; 18) канон девяти святым мученикам (349–360 об.); 19) отрывок из канона кир-Андрея на Рождество Богородицы (361–364); 20) канон новому лету, неполный, начинается тропарями 3 песни (409–416).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И именно в моем казенном жилье профессора московских вузов провели первую, тогда еще не официальную научно-практическую конференцию, посвященную философу Николаю Федорову. А когда быть в дворниках мне надоело и в результате остался я без жилья, то знаменитый художник Леонид Викторович Владимирский (автор иллюстраций к «Волшебнику Изумрудного города»), отдал мне, ничем не примечательному студенту Литературного института, которого он и видел-то всего лишь второй раз в жизни, во временное пользование ключ от своей пустующей четырехкомнатной квартиры на Малой Бронной. Затем я решил переписать заново свою книгу, уже стоявшую в плане издательства. И писатель Василий Петрович Росляков, понимая, что я рискую выпасть из издательского плана, чуть ли не каждый день звонил и даже ездил в издательство, умолял редакторов переносить меня в следующий квартал, а из общего годового плана не выбрасывать. А в критический миг он просто отобрал у меня то, что успел и не успел я переписать, и сам отнес в издательство. Но это не значит, что мне больше, чем кому-либо другому, везло на хороших людей. Например, в 86-м году я приехал в Париж, где моими гидами оказались студенты-русисты. Поскольку сами они в нашу страну приезжали не раз, а некоторые для совершенствования русского языка даже побывали в моей родной Курской области, то я попытался выведать у них, что в России их больше всего поразило. И они все единодушно ответили мне: «Люди у вас хорошие!». Я-то думал, что вспомнят они либо о Кремле, либо о слишком постном виде наших продовольственных прилавков. Но они наперебой стали рассказывать мне, какие в России люди хорошие. Я тогда понял парижских студентов так: на моей родине им ничего не приглянулось. Ведь я был уверен, что во всех странах люди в своем абсолютном большинстве являются такими, как баба Алена, как художник Владимирский и писатель Росляков, как вся та орава моих однокурсников, которая, ленясь ехать в общежитие, оставалась ночевать у меня. Мне казалось, что в Париже я, как и в Москве , среди ночи могу выйти на улицу стрельнуть сигарету, а мне случайный прохожий предложит забрать полпачки и в придачу захочет поговорить по душам ни о чем и обо всем, чтобы затем уже навсегда расстаться.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/11/...

Но, опять-таки, все разрознены, некоторым, чтобы до храма добраться, приходится ехать по час-полтора. Сейчас ещё стало плохо, что стоянки около храма сделали платные, многие не имеют возможности поставить машину. А без машины приехать трудно, в метро и так далее, и поэтому трудность определенная есть. И еще рядом с нашим храмом, если мы посмотрим внимательно, на протяжении полутора километров есть семь-восемь действующих приходов, которые раньше были закрыты. Это Николы в Кузнецах, Марфо-Мариинская обитель, буквально в шаговой доступности, и у всех должны быть свои прихожане. То есть фактически вы можете прийти на любую службу – вечернюю, утреннюю в будние дни – и увидеть два-три человека. Люди не приходят, потому что работают. У нас люди приходят по субботам, когда вечерняя служба; человек тридцать-сорок набирается. В большие праздники, когда Владимирская, наш знаменитый образ, тогда конечно, собирается больше. Архиерейская служба бывает или когда Святейший Патриарх служит, – тогда приходят люди. А так, храм пустой, несмотря на то, что в нём находятся великие святыни– Владимирская, Иверская знаменитая, найденная, Дмитриевский крест, другие чудотворные иконы, мощи, — людей нет. Люди ходят именно в свои храмы, где-то поближе, или как-то приходят на исповедь, в дни, когда я назначаю. А так: «Отец Николай, простите, мы можем утром ходить поближе к нам? У нас дети, родители престарелые, тяжело». Благословляю, конечно. Межобщинная ревность и храм на гособеспечении Важно, что везде происходит таинство. Хотя я знаю, что некоторые священники принуждают причащаться только у себя. Я считаю, что это неправильно – причащаться нужно там, куда Господь приводит. Ведь мы знаем примеры в Западной Европе, в Греции, в других странах, когда люди просто приходят и причащаются просто потому, что они хотят причаститься. А исповедь происходит отдельно, когда им это нужно. Это не связано, это совершенно разные таинства, у нас их связали вместе. Был ты на исповеди, не был, а почему ты был в другом храме? – и тогда тебя не причащают. Такие случаи есть. Ко мне приходят мои же духовные чада, которых не причастили в других храмах, потому что они там не были на исповеди. Дескать, «там, где был, там и причащайся». Вот вам сегодняшнее междуобщинное отношение.

http://pravmir.ru/melochi-obshhinnoy-zhi...

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010