355–356). Так. обр., духовник имеет право не только сокращать епитимью, но и заменить одну епитимью другою, – все зависит от искренности и сердечного сокрушения кающегося, пот. что покаяние ценится, говорит св. Златоуст, по душевному расположению (Твор. Злат. т. I, стр. 8–9, в Вып. Алекс. стр. 182–3). В виду этого «приявшие от Бога власть решити и вязати, учат отцы VI всел. соб., должны разсматривати качество греха и готовность согрешившаго к обращению и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не устрашити спасения недугующаго» (102 пр.). Зонара поясняет: «собор настоящим правилом предоставил все суду епископов и говорит, что должно рассматривать не только качество греха – велик ли был или умеренный, но и расположение согрешившего и как он расположен к покаянию, т. е. готов ли принять врачество вяжущее и горькое, или он слабее и менее расположен к врачеванию; и так. обр. подавать соответствующее врачевание»... (Пол. Кормч., стр. 385–387). То же говорят св. И. Златоуст и св. Григорий Богослов (см. в вып. Алекс. стр. 184–186). Смотря по душевному состоянию грешника, духовник может и совсем не давать епитимьи, пот. что для покаяния «нужно только благорасположение». «Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания, говорит св. И. Златоуст. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания» (Твор. Злат. т. 1, стр. 543, в Вып. Алекс. стр. 188). Пр. Антоний писал Феодору Освященному: «Объявляю, что почти во всем мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали, и Бог, приняв плач и рыдание, простил грехи всех так поступавших» (Христ. Чт. 1827 г., ч. 26, стр. 53–54, в Вып. Алекс. стр. 189). В житиях святых указывается множество случаев, когда даже тяжкие грехи разрешались без наложения епитимьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

прот. Иоанн Козлов Гонения на еретиков и раскольников Православная церковь всегда прибегала в необходимых случаях к содействию гражданской власти для обуздания еретиков и раскольников. a) 67 пр. Карфагенского собора: «Грамотами соборными подобает молити властели, да помогают общей матери соборной церкви, в них же епископское господство и власть преобидима есть. Толк.: не покоряющиеся словеси, ни правильным повелением, властельскою рукою да поправлены будут. Сего ради убо и собора сего отцы подобно разсудиша, писати африкийским властелем, и молитися им, да помогут общей матери соборней церкви». б) 92 прав.: «Кийждо епископ в своем граде, со старейшинами донатиан, да сходится, или аще и соседа приим, да собирается с ними. Толков.: Тщашеся божественнии отцы, приединити к соборней церкви донатианы, яже от нея себе зле отторгнуша, не престаху моляще их отступити от ветхия прелести их, и восприяти истину. Изволиша и еще подобно быти, да кийждо епископ в своем граде о себе со старейшинами донатиан да сходится, или другого епископа с собою прием, и с тем да собирается с ними, и глаголет к ним яже суть по сем правила ясно написана. И аще не послушают тако молими, царскою властию изгнати тех из церкве, в ню же внидоша» ( в Кормчей л.л. 142 об. 143 и 154 об. ). в) Из толков. 94 прав.. л. 155: «Благочестивых царей, пособия и помощи церкви всегда требуют, цари же должни суть таковая подаяти им, яко веры суще поборницы... Изволиша отцы грамоты послати ко властелем, яко да потщавшеся дати им помощь, изгнати донатианы» ( у Озерского ч. I, стр. 308–310 ). г) 9 правило Двукратнаго собора: «Аще же некие будут совершенно непокорны и вразумлению чрез епитимии непослушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийского собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властью» ( Полн. Кормчая стр. 842 ). д) Маргарит, житие Злат., л. 54: «На востоце же солнца слышав (св. Иоанн Злат.) во всех много зловерие маркеонское, и послав к того места епископу, веля изгнати тую зловерную ересь из церкве подая ему и от царя помощное написание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

«В то время»: см. прим. к Мф.3:1 .– «Ирод»: так называемый Ирод Антипа, сын Ирода, прозванного великим, при котором родился Христос ( Мф.2 ) и который умер вскоре по Р. Хр. Этот Ирод Антипа, по смерти отца своего и по его завещанию, утвержденному в Риме, владел Галилеею и Переею (см. прим. к Мф.2:15 ), с титулом тетрарха, или четверовластника. Титул тетрарха означал первоначально собственно правителя четвертой части округа, занимаемого Палестиной или иудейскою нацией; в более обширном смысле он прилагался вообще к правителю какой-либо части страны. Антипа был правитель слабый, сластолюбивый и беспечный. – «Услышав молву об Иисусе»: в своей резиденции Тивериаде, лежавшей в тех пределах, где Христос творил так много чудес и где слава о Нем давно уже распространилась, Ирод доселе ничего не слыхал о великом учителе и чудотворце. Это представляется довольно странным, и в объяснение сего предполагали некоторые, что он в то время или путешествовал в Рим, или был в походе против арабского царя Ареты; но ни того, ни другого нельзя подтвердить историей. Вероятнее объяснение Златоуста: «Евангелист не без намерения означает время, но дабы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Ибо люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них» (ср. Феофил.). – «Служащим при нем»: «придворным» (Злат., ср. 1Цар.16:17 ; 1Мак.8:6,8 ). – «Он воскрес из мертвых»: есть основания предполагать (ср. Мк.8:15 с Мф.16:6 ), что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, которая не верила в воскресение мертвых, и слова его, что Иоанн воскрес из мертвых, не противоречат этому мнению, а только более объясняют характер Антипы. «Ирод боится умершего Иоанна, даже от страха любомудрствует о воскресении... Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием и страхом, ибо душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себе смесь противоположных страстей» (Злат.). Люди с слабым характером и слабыми убеждениями, под влиянием страха, смущаемые нечистою совестью, часто признают возможным то, что в теории отвергают как невозможное, как нелепость. Ирод боялся Иоанна, потому что умертвил его против своей совести, считая сам его за святого и за пророка ( Мк.6:20 ). Смущенная совесть его и представила, что эта невинная жертва его безумия восстала из гроба, чтобы наказать его. Может быть, к таковым мыслям располагала его и молва народная, видевшая во Христе пришедшего Илию или кого-либо из древних пророков ( Лк.9:7 и дал.). – «И потому» – что он не обыкновенный человек, но восставший из мертвых, «чудеса делаются им» ( δυ’ναμεις – силы: ср. Мф.13:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Выходит, что иудеи не верили Христу по слабости веры, a апостолы, вероятно, по упрямству. Что нужно было бы приложить к апостолам, то Соловьев прилагает к иудеям, a что он прилагает к иудеям, то нужно бы приложить к апостолам. 191 Злат. как бы от лица Христа говорит апостолам: «другие в своём заблуждении могут исправиться чрез вас; но вы, если подвергнитесь оному, погубите с собою и других» (Мф. б. 15, стр. 159, т. VII). 192 Конечно, здесь говорится о церкви частной – об отдельной епархии, а не о вселенской, которая, как выше доказано, и одной минуты не может быть без епископа, да без своего православного, а не без еретического. 193 «Какому бы соблазну подвергся народ, знавши, что Иисус Христос есть Сын Божий, и потом, увидевши, что Его распинают и оплёвывают, между тем как не разумел сокровенного в сих тайнах, не приняв ещё Духа Св.? Если ученикам говорил Он: «еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне» ( Иоан. 16:12 ); то тем более смутился бы прочий народ, если бы прежде надлежащего времени открыта ему была высочайшая из таин. Вот почему Он запретил сказывать». (Злат. Мф. т. VII б. 54. стр. 555). 194 Священство не потому вечно, что не уничтожается низложением, т.к. оно низложением и не уничтожается и уничтожается, как увидим ниже (прим. 209), а потому, что никогда не может быть того, чтобы иссяк источник благодати, т. е. чтобы перестали существовать источники благодати – епископы, почему на место низложенных, т. е. недостойных всегда будут поставлены достойные (выше). 195 «В 51 пр. для всех падших клириков, читаем в Синтагме M. Власт., отцы определили, говорит Василий вел., одно наказание – лишение служения ... как те (пресвитеры и диаконы) лишаются священства, так чтецы лишаются вхождения в алтарь» (сост. 4, гл. 9 стр. І73). 196 Странное свидетельство, в котором одобряются священнодействия не только низложенных греческих священников, но и священников итальянцев, т. е, католиков, отзыв о которых Вриений в ответе Максиму даёт совсем иной. (См. летоп. Арсения стр. 526–28). 197 Почему Усов в доказательство своей мысли не привёл свидетельств из апостольских и соборных правил или из писаний св. отцов, а привёл свидетельства из писания таких лиц, которые за авторитет церковью не признаются и писания их в руководство ею не приняты? Да потому, что таких свидетельств ни в правилах, ни в писаниях св. отцов нет, а есть совсем иные, которые мною ниже и будут приведены.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Закон христианский подобно еврейскому так установлен, что исключает всякую возможность остаться церкви без епископов, потому что иначе установления Христовы, которые могут совершать только епископы, должны будут без них прекратить своё существование 135 , а также все правила апостольские и соборные должны потерять силу, так как почти ни одно из них не может быть исполнено без участия епископа. Судьба наших старообрядцев очень сходна с судьбой евреев и по одной и той же причине, потому что как евреи, держась из упрямства старых обычаев, впали в нечестие 136 , за что отвержены Богом и лишились всего; так и старообрядцы за тоже самое лишились епископов, а вместе с ними церкви и таин. Как те не могут исполнять своего закона во всей точности, как бывало прежде, потому что важнейшие законоположения приурочены были к Иерусалиму и храму ( Втор. 16:5–6 ; Злат. т. I, слово III, стр. 662; IV, 674, 675, 678), так и эти не могут исполнять закона христианского, данного Христом, апостолами и св. отцами на соборах, потому что, лишившись епископов, в которых церковь и которым вручены все средства ко спасению, они лишились всего, так как без них нет священства, а без свяшенства нет тайн, а без тайн нет спасения (читай выше). Из сказанного видно, что никак невозможно допустить того, чтобы церковь могла хотя бы на мгновение остаться без епископов, так как она крепкими узами связана с ними, расторгнуть которые не может никакая сила в мире видимом или невидимом. А если бы это случилось, то всё пришло бы в расстройство, потому что церковь без епископа не может быть и стоять, как говорят св. отцы (читай выше). Как тело связано с головой и здание с фундаментом, так что отними голову от тела, и оно умрёт, вынь фундамент из под здания и оно разрушится; так и церковь крепко связана с епископом (Кипр. пис. 54, стр. 307), без которого она существовать не может. «Церковь поставляется на епископах», говорит св. Киприан (пис. 17, стр. 139). Если церковь поставлена на епископах, а их нет, то ясно, что она без них должна разрушиться и перестать существовать. И св. Злат. говорит, что если бы оно (апостольство и епископство) прекратилось, то всё расстроилось бы и разрушилось» (т. III, стр. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Тоже верование выражается кажется в псалме 67 ( Пс.67:18 ) и у Флавия (Antt. 15, 5. 3), который довольно преданий внес в изображение древней жизни еврейского народа. Наконец, это верование утверждает своим авторитетом великий учитель языков, св. апостол Павел ( Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). «Они, притворно защищая закон, говорили: он говорил хульные слова на Моисея» ( Деян.6:11 ); а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу и – не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога» (Злат.). «Если отцы ваши убивали этих предвозвестников, то нет ничего удивительного, что и я, проповедующий этого предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками» (Феоф.). «Здесь он представляет их непокорными и Богу и ангелам и пророкам и Духу и всем» (Злат., ср. Феофил.). Мученическая кончина архидиакона Стефана (54–60) Будучи исполнен Духа Святого и пр.: чем более сердца судей неправедных распалялись злой страстью, чем более исполнялись они злого духа бесовского, тем более душа верного свидетеля Христова исполнялась Духа Святого, который с особой силой осенял его, объял его и восхитил в горняя. Несмотря на своих яростных и злобных судей, Стефан возводит взор свой к небу, как и Христос в самые торжественные минуты перед своими страданиями ( Ин.17:1 ) и объятый Духом Св., в пророческом восторге, в видении, видит он то, что телесными очами не может быть видимо и что никто из бывших с ним кроме его не видел. Он увидел славу Божию (ср. ст. 2 – Бог славы), – небесный свет, в котором Бог особенно являет свое присутствие, и Иисуса стоящего одесную Бога, в Его прославленном богочеловеческом виде. И что он видит, то и изрекает тотчас, как смелый исповедник. – Небеса отверстые: множественное число (небеса, а не небо) указывает на отверзение для духовного ока Стефана внутреннейшего святилища неба, высочайшего неба (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

XI. стр. 768). д) «Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно... Кто-нибудь, возведенный на этот престол с общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемником; покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может оставаться без епископа» (См. у Тьери «Иоанн Злат. и Евдоксия» стр. 247). е) См. выше т. III, 78–80 стр. III. Св. Кирилл Александрийский : а) «Се Сион град, спасение наше... место вам будет, реки и ровенницы широки и пространны ( Ис.33:20–21 ). Толкование. Итак. Сия (св. церковь ), говорит, всегда пребывающая скиния место вам будет, ибо принимаем церковь Христову, как бы за город, образ нынешнего града. Будут в нем реки и ровенницы широки и пространны. Этими словами знаменует св. евангелистов, апостолов, блюстителей в свое время церквей, которые, на подобие речного потока, орошают души уверовавших, исполняют их Божественными словесами и вливают в них изобильное утешение, очевидно, Святым Духом. Но все эти реки и ровенницы (каналы) приемлют Единого Верховного, то есть Христа, о Котором написано: речная устремления веселят град Божий ( Пс.45:6 ) (т. VII, 244 стр.). б) Толков. на 54 гл. пр. Исаии 11–13 ст.: «И положу, говорит, забрала твоя яспис, и врата твоя камения кристала, и ограждение, твое камения избранные, именуя забралами, вратами и ограждением боголюбивый и мудрейший чин святых тайноводителей, которые представляют окопы и врата, ограду и стену святого города. Они сражаются с идущими на войну против него или живущих в нем, т. е. множества спасенных верою: с осмотрительностью выступают против изобретателей нечестивых ересей, сопротивляются ухищрениям дьявольским, старательно не допускают никого из спасенных впадать в опасность и как бы по чину приводить от прелести эллинской к Боговедению, ограждая и окружая их наставлениями и тайно водительством, так что они делаются неприступными для лукавых сил и для плутовства лжеучителей, которые вливают в душу простецов яд лжеименного знания... Итак, святых тайноводителей, блистающих разнообразными достоинствами и красотою духовною, уподобляет самым дорогим камням и говорит, что один положен основанием святого града, другие – забралами, иные исполняют назначение ворот и ограждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

«Никто не стыдись достопокланяемого знамения нашего спасения, коим мы живем, но как венец носи крест Христов. Никто не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда знамя креста воссияет пред ним светлее самых лучей солнца. Крест есть знамение нашего освобождения от власти диавола; а посему, когда ты знаменуешься крестом, с великою верою воображай его в уме. Когда ты так изобразишь на себе крест, то, поверь, никакой злой демон не возможет приблизиться к тебе, видя на тебе тот меч, которым он уязвлен, то оружие, острием которого он получил смертельную рану. Когда при нас крест, уже демоны не страшны и не опасны для нас, сама смерть уже не смерть, а глубокий сон. Если кто посмеется сему, пожалей его безумие, ибо он только потому смеется, что душевен человек не приемлет яже Духа Божия ( 1Кор.2:14 ). Тоже самое бывает и с детьми, когда они видят что-либо великое и удивительное: если станешь объяснять ребенку важную тайну, он засмеется. И неверующие подобны таким детям, даже неразумнее детей, потому что поступают по-детски, не будучи детьми. Мы – воины Господа Христа и должны быть препоясаны не каким-либо иным оружием, а Его собственным… Если ты заметишь, что и твоё собственное сердце не спокойно, волнуется или возгорается страстью, огради грудь твою крестным знамением и ты отженешь всякое возмущение духа, как прах. Обидел ли кто тебя, огради грудь свою тем же знамением, вспомни, что происходило на кресте, и душевное волнение твоё погаснет. Будешь ли в пути, будешь ли в другом месте, крест везде для тебя – великое благо, спасительное оружие, непреодолимый щит, низлагающий духовных врагов твоих» (Злат. бес. на Матф., бес. 54, 87; на Филипп. бес. 13). Аминь. Внебогослужебные чтения Внебогослужебное чтение в неделю Православия//Миссионерское обозрение. 1896. 2. С. 56–61 Совершая ныне торжество православия, св. Церковь имеет на это божественное право и священную обязанность. Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, заповедуя Своим Апостолам, а в лице их и всем пастырям, заботиться о самых малых членах учрежденного Им на земле царства, повелевает в то же время с непокорными и мятежными членами этого царства, после нескольких вразумлений, поступать, как с мытарями и язычниками, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  28. Примеры силы крестного знамения    Невозможно исчислить всех случаев, в которых св. человеки Божии поражали и прогоняли крестом диавола ангелов его: сказаниями о сем переполнены жития святых.    I. Знайте, что нет такой страсти, похоти, которая могла бы противиться всепобеждающий силе креста. Это не наши слова. „Когда ты“, говорит Иоанн Златоуст, „делаешь крестное знамение, вспомнь и всю силу креста, все крестное дело – и потушишь ярость и все прочие страсти“ (св. Злат., бес. на Матф. 54), – потушишь весь этот, по выражению св. Григория Богослова (в его слов. «О человеческой природе“), „охлаждающий огонь», который снедает твою плоть, томит твое сердце. Вот и один из множества примеров, показывающих, как решительно побеждается наша плоть силою святого креста! Св. Софроний, патриарх иерусалимский, повествует. (см. „Лимонарь», или «Луг духовный», гл. 3), что некоторый пресвитер, по имени Конон, совершая св. крещение над еллинами, обращавшимися к христианской вере, и погружая в св. водах не только мужей, но и жен и дев, – чувствовал в себе столь сильные порывы страсти, что, наконец, решился навсегда оставить место своего служения и пустился бежать в горы... Но беглеца настигнул явившийся св. Иоанн Креститель, остановил его, трижды знаменовал св. крестом, и сим оружием «отъял от него брань» плоти. Пресвитер немедленно возвратился к месту своему, и уже „нисколько не ощущал в себе похоти“, кого бы не случалось ему погружать. „Если ты, брат ной“, говорит св. Ефрем Сирин, „всегда будешь употреблять св. крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло, и язва не приближится к жилищу твоему» (преп. Ефрема Сир., „Сл. на честный и животворящий крест»). Ибо крест, как учить св. Кирилл Иерусалимский, – „великое предохранение, данное бедным и слабым без труда“ (Оглас. поуч. XIII, 36).    II. Защищаясь крестом святым от врагов и от житейских бедствий, мы должны стяжать в нем и врача наших недугов, как душевных, так и телесных. „Но каким образом“, подумает кто-нибудь, „крест может врачевать болезни телесные, когда мы все имеем св. крест, и между тем принуждены пользоваться другими врачевствами для излечения наших немощей?» – Ах! это зависит совершенно не от св. креста. Вина в нас самих. Видно, мы или не пользуемся, или не так, как должно, не с живою верою и любовию, не с твердым упованием употребляем сие спасительное врачество. Но обратитесь к нашим священным летописям, жизнеописаниям святых Божиих человеков: вы здесь, можно сказать, на каждой странице увидите, как многоцелебна сила креста Христова. Укажем хотя на некоторые из бесчисленных примеров. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (Житие св. Иоанна Богослова, сент. 26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

15 Дионисий Ареоп в 4 главе кн. «О небесной иерархии»: „Святым бывают богоявления чрез приличные Богу откровения некиими священными и соответственными видящим видениями“ 16 Григорий Богослов : «смиренномудр не тот, кто о себе говорить мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя; но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение; кто уступает слово имеющему власть говорить, и соглашается, что есть люди, которые духовнее его и более преуспели в умозрении“ (слово 32). 17 Ср сказанное Григорием Богословом «Я образ Божий, и родился сыном срама, со стыдом должен матерью своего достоинства наименовать похотение, потому что началом моего прозябания было истекшее семя, и оно сотлело, потом стало человеком, и вскоре будет не человеком, но прахом»... Стихотворение «о человеческой природе». 19 См. его мысли, писанные четверостишиями. « μ διδσκειν, διδσκειν τ τρπ. Μ τ μν λκειν, τ δ πωθεσθαι χερον. ττον δεση το λγειν πρττων δε. Γραφες διδσκει τ πλον τς κτποις.. Или не учи, или учи примером. Не привлекай одною рукою, а другою не отталкивай. Меньше, нужно будет говорить, если станешь исполнять должное. Живописец больше учит образами, чем речами Migue Patrol. Graecae tom. 37, pag. 929. 20 «Бог есть единый Жених чистых душ и вводить к Себе души бодрствующая, если исходят в сретение Ему с светло горящими светильниками и с обильным запасом елея» (Григ. Богослов в надгробном слове Василию Великому ). 24 Феофилакт: «Матфей не умственно видел и созерцал Христа, но чувственно пребывал с Ним, и чувственно слушал, Его, когда Он был во плоти; почему не сказал «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал. книга родства». 26 Так переводят Ориген (см. 15 том Migne Patrologiae Graecae) и Златоуст см Злат. слово об исправлении братьев согрешающих, и почему Аврам назван Авраамом, и об имени Ноя, потому что не просто так назывались эти праведники, а по Божественному домостроительству (54 том Migne Patrologiae Graecae).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010