237. что сознание нашего недостоинства должно побуждать нас исправляться и приготовляться к причащению, а не удаляться от него, как об этом учит святой Иоанн Златоуст ? «Страшных Таин, трапезы наслаждаешися духовныа, трапезы царскиа, и паки ли оскверняеши уста тиною? И паки ли, мимошедшей седмици, предаваеши себе на преждняа? Сия глаголю ни единаго и летняго приступания взбраняай вам, но хотяй паче, да выну приступаете к «Святым». Сего ради и священник тогда взглашает, призываяй «Святых», яко не приступати кому неготову« (Св. И. Злат. на послан. к Евр. нравоуч. 17. Стран. 2946). 6. О таинстве покаяния 238. О таинстве покаяния что сказал Господь наш Иисус Христос? «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земле, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. зачало 76 гл. 18, ст. 18. По Еванг., издан. при патр. Ермогене, лист 78 и на обор.). «Приимете Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Иоан. зачал. 65. Гл. 20, ст. 22, 23. По Еванг., издан. при патр. Ермогене, лист 216). 239. Что благодатная власть разрешает грехи дана епископам и пресвитерам, как об этом сказано на соборе, бывшем при Константинопольском патриархе Николае? «Онем достойно есть приимати и вязати дети духовныя и разрешати, иже от духовныя благодати власть прияша, иже суть первоепископи, и потом пресвитери, от епископ повеление о сем приимше. Ими бо, исповедания ради, оставление грехов бывает: а емуже несть достойно оставляти, – вотще отнюдь к таковому исповедание» (Ответы св. собора, бывш. во дни патр. Никол. Конст. града. Вопр. 14. Кормч. глав. 54). 240. О том, что исповедать грехи нужно пред имеющими священство, как говорит святой Василий Великий ? «Рече Василий Великий в 51 главе мнишеских книг, яко нужда есть, имже поручено строение Таин Божиих, к тем и исповедати грехи» (Кормчая, глава 54 вопрос 14). «Согрешения несть исповедати к простому человеку, разве к иерею» (Никон. Черн. горы слово 55. Лист 455). 241. О том, кто может разрешить кающегося, как учит Малый катехизис?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

IV. «Кто из вас решился бы бросить драгоценную одежду в грязный и гнилой ручей? Осмелитесь ли вы принять драгоценную Кровь Спасителя в сердце, исполненное грехов?» (Блаж. Август.). V. «Чем вы можете извиниться, если, питаясь такою пищею, повинны в стольких грехах, – вкушая Агнца, поступаете как львы, – насыщаясь Агнцем, проявляете свирепость львов?» 54 (Св. Злат. бес. 51 на Мф.). 17. Мысли о причащении I. Особенно великое чудо любви Божией, которого мы не увидим и в вечности, – есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире! В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие. (Иннокент., архиеп. Херс.). II. «Причащение есть верный залог вечно блаженной жизни; оно есть, так сказать, как бы задаток благодати Божией, начало или росток святости; оно есть священный узел, опять тесно связывающий грешного, но раскаявшегося человека со Иисусом Христом. Тот, кто достойно 55 причащается Св. Таин, получает совершенное избавление от всех грехов своих, тот может исцелиться от всяких болезней; кто достойно причастится Св. Таин, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной; тот, кто достойно причащается Святых Таин, соединяется крепкими узами со Иисусом Христом так, что Иисус Христос есть душа и жизнь его, а он есть дражайший член Самого Иисуса Христа, или он пребывает в Иисусе Христе, а Иисус Христос пребывает в нем: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем», – сказал Иисус Христос ( Ин.6:56 ). И если человек, достойно причастившийся Св. Таин, не вступит на путь прежней своей греховной жизни, по по силе своей будет стараться исправить свою порочную жизнь и загладить свои грехи, то этот росток благодати и святости мало-помалу пустит отрасли, укоренится, прозябнет и принесет сладчайший плод Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

" Пиво пием«. Питие, пить которое приглашает Песнопевец, разумеется здесь духовное, так как предлагается оно для духовно-жаждущих. Питием духовным в общем смысле могут быть названы все те неисчислимо-разнообразные духовно-благодатные дары, которые, в силу искупительных заслуг Богочеловека, в неисчерпаемом обилии открылись в христианстве. Дары сии, как реки воды живой, – воды животворной благодати Святого Духа ( Ин. 7:38–39 ; Слич. 4:14; Деян. 2:17–21 ), вполне достаточны утолить всякую жажду человеческого духа, от чего бы эта жажда ни происходила: от недостатка ли в уме его истины ( Ин. 14:26 ), от слабости ли воли его в борьбе с искушениями ( Фил. 4:13 ; 2Петр. 1:3 ), от неимения ли истинной любви в сердце ( Рим. 5:5 ), от изнеможения ли среди бед и превратностей жизни ( Рим. 14:17 ; Филин. 4:7), и тому подобного. Стоит только приблизиться к струям благодати, текущим от Святого Духа, верою, молитвою и любовию, – и всякая жажда человеческого духа будет от него удовлетворена. Но в изъясняемой нами песни пасхального канона, под пивом надобно разуметь преимущественно благодать, подаемую из чаши спасения, благодать причащения крови Богочеловека, самый высокий и драгоценнейший дар любви Его роду человеческому, служащий для достойно приемлющих его источником теснейшего соединения с Господом, а в Нем и вечной жизни ( Ин. 6:54, 56 ; 1Кор. 11:28–29 ). «Плоть Моя истинно есть брашно», говорил Спаситель, «и кровь Моя истинно есть пиво» ( Ин. 6:55 ), то есть составляют для причащающихся оных столь совершенную пищу и столь совершенное питие, что вполне могут их духовно насытить и их духовную жажду утолить. И если во всякое время, то не преимущественно ли во дни св. пасхи мы должны вкушать сего спасительного пития? Нашу радость о Воскресшем, величайшем нашем Благодетеле и Друге, чем лучше выразить, как не преискренним общением с Ним в установленном Им самим, в воспоминание крестных искупительных Его заслуг ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:23–26 ), святейшем таинстве Евхаристии? В сем таинстве, по Его всеблагому произволению и любви, «желающие не только могут видеть Его, но осязать, и вкушать и касаться зубами Его плоти, и прилепляться к Нему, и насыщать Им всякое желание» (из слова св. Ин. Злат. о причащении). Вот почему святая Церковь каждый день светлой седмицы взывает к чадам своим: «тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите» (причастный стих св. пасхи). И первенствующие христиане были самыми послушными ее чадами: каждый день светлой седмицы святой пасхи они приобщались божественной трапезы ныне же из множества званных на нее оказывается весьма мало избранных ( Лк. 14:24 ); ныне одни разве только младенцы, приносимые в дни пасхи в церковь для причащения святой крови, несколько напоминают собою древний благочестивый обычай христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приложение к главе 3 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «Вследствие различного характера царей, при которых пророчествовал Исаия, его пророческие вещания имеют неодинаковый характер: иногда пророк произносит более угрозы, когда Израиль предается нечестию, а иногда вводит в пророчество слово обетования за добрые дела” (Кирилл Александр. Толков. на пр.Исаию. Предисловие). В частности, пророчества о Христе Синопсис И.Златоуста указывает в следующих главах книги пророка Исаии (Надлежит заметить, что нынешний счет глав, известный только с 13 века, указывается здесь только для большей ясности изложения. В действительности отделы книг показываются у отцов Церкви не счетом глав, но их общим содержанием, начальными и главными в них словами. – Прим.авт.). Во второй главе заключается пророчество о Церкви Христовой; в главах от 7 до 12 пророчество о рождении Христа по плоти от Девы (объясняя пророчество Исаии: се Дева во чреве приимет, Ис.7:14, все отцы Церкви направляют объяснение этого места против иудеев, которые, закосневая в неверии, толковали его о естественном рождении; см. также Предисловие славянской Библии 1751 года, с.11. – Прим.авт.) и о верующих в Него; в главах от 27 до 31 о погублении диавола Иисусом Христом и о вере во Христа; в главе 32-й пророчество о Церкви Христовой, в которой правителем будет Царь праведный; в главах 35 и 36 история Церкви, изображение, в буквальном смысле относящееся к Идумее и Иерусалиму, но в таинственном смысле знаменующее опустошение и рассеяние иудеев и процветание Церкви Христовой; в главе 40 излагается пророчество об Иоанне Предтече; в главах 53, 54 и 55 пророчество о страдании Иисуса Христа, смерти, воскресении и прославлении Его, о призывании к принятию Евангелия и о множестве верующих в Него; в главах 60, 61, 62 пророчество о Христе и Апостолах, о славе и процветании Церкви Его; в заключении книги осуждение неверующих в будущую жизнь” (Синопсис Злат.)» с. 93 – 94]. Из толкования святителя Василия Великого на (Ис. 1:17) ч. 2, стр. 57]

http://sedmitza.ru/lib/text/431645/

также Предисловие славянской Библии 1751 года, с.11. – Прим.авт.) и о верующих в Него; в главах от 27 до 31 о погублении диавола Иисусом Христом и о вере во Христа; в главе 32-й пророчество о Церкви Христовой, в которой правителем будет Царь праведный; в главах 35 и 36 история Церкви, изображение в буквальном смысле относящееся к Идумее и Иерусалиму, но в таинственном смысле знаменующее опустошение и рассеяние иудеев и процветание Церкви Христовой; в главе 40 излагается пророчество об Иоанне Предтече; в главах 53, 54 и 55 пророчество о страдании Иисуса Христа, смерти, воскресении и прославлении Его, о призывании к принятию Евангелия и о множестве верующих в Него; в главах 60, 61, 62 пророчество о Христе и Апостолах, о славе и процветании Церкви Его; в заключении книги осуждение неверующих в будущую жизнь» (Синопсис Злат.). Вообще книга пророка Исаии, по словам бл. Иеронима, есть «не столько пророчество, сколько Евангелие» (Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания). «Исаия, говорит св. Кирилл Алекс., есть вместе пророк и Апостол; его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Кирилл Алекс. На Исаию. Предисл.). В новозаветных писаниях имя Исаии пророка как предвозвестника новозаветных событий упоминается более 20 раз. Одно место из книги пр. Исаии прочел Господь Иисус Христос в синагоге, во время богослужения ( Лк.4:15–20 ). И ныне в церковных чтениях (паримиях) часто читаются книги Исаии и прочитывается вся. Частные объяснения книги пророка Исаии читатель найдет, прежде всего, в Евангелиях, потом в многочисленных отеческих толкованиях, каковы: Василия Великого Толкование на Исаию; Иоанна Златоуста Толкования на Исаию, и его же шесть бесед на пр. Исаию; обширное толкование на пророка Исаию, в пяти книгах, Кирилла Алекс.; не менее обширное толкование на Исаию бл. Иеронима; также толкования бл. Феодорита, Ефрема Сирина и других отцов и учителей Церкви. §36. Книга пророка Иеремии. Иеремия был сын Хелкиев от священник, иже обитоша во Анафофе, в земле Вениаминов ( Иер.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во святей же Софеи у олтаря на правой стране, ту есть моромор багрян, и ту поставляют престол злат, и на престоле поставляют царя на царьство. И по странам того места есть место огражено медию и да на не человецы не воступают, но то / 5б/место целуют народи: на том бо месте молилася святая Богородица к Сыну своему и Богу нашему за род християньский; то же видел святый поп в нощи, стражь нощный. И на той же стране поставлена икона велика святых Бориса и Глеба; и ту имеют писцы. И горе на полатах 53 стоит патриарх, коли служат. Во притворе же за великим олтарем вчинены во стене гроба Господня верхняя доска, и посох железен ту же, и свердьлы и пилы, имиже чинен крест Господень; и уже железно во дверех Петровы темницы; и древо, иже на шии у Христа под железом было, тоже вчинено во икону крестом. В том же притворе над дверьми горе написан Стефан первомученик, / 5в/пред нимже подымают кандило; и кому очи болят, обвивают тем ужем главу, и здрави бывают очима. Ту же икона есть, в нюже уразил жидовин Христа в гортань; и ту же есть труба медная Ерихоньскаго взятия Иисуса Навгина; и ту же есть камень мраморян, издолблен аки кадь, кладязя Самарейска 54 , у негоже глаголал Христос к Самаряныни: дай же ми воды пити 55 ; въсквозе бо той камень Самаряне черпаху воду. А оттоле святый Аверкий 56 и Григорей Великия Армении и Селивестр лежат; и ту же главы Кира, Иоанна и иных святых мощи много во святей Софеи. Ту же и крестилница водна 57 , и написан в ней Христос во Иердане крестится от Иоанна, со деянием написан: и как Иоанн / 5г (83–84) учил народы, и как младыя дети металися во Иордан и людие; то же все Павел хитрый писал при моем животе, и нету таково писмени. И ту же есть древа, и чинит в них патриарх икону святаго Спаса 30 лакот возвыше; и Павел преже Христа написал, со драгим камением и со жемчюгом вапы 58 стер на одном месте; у святыя же Софеи стояти той иконе и до днесь. И егда же заутренюю пити 59 хотят у святыя Софеи, прежде поют пред царьскими дверьми 60 во притворе, и вышед поют посреде церкви, и двери отворят райския и третьяя поют у олтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Потому недостойны извинения имеющие столь многих учителей и не извлекшие никакой пользы из стольких уроков. Ибо сие присовокупил апостол: во еже быти им безответным. Ибо едва не вопиют самые дела, что не имеют никакого оправдания к освобождению от угрожающих им зол. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша. Ибо, как сами свидетельствуют, они познали, что есть Бог; потому что всегда в устах их сие досточтимое имя, но не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей». Св. Злат. Толк. на п. к рим. бес. 3, стр. 52. 53. 54. 55 Ч Москва, 1844 г. Бл. Авг. Слов. 141: твор. т. 5, стр. 476. Антверпен, 1700 г. Бл. Феод. Толк. на п. к рим: твор. ч. 7, стр. 24–25. Москва, 1861 г. Снес. бл. Авг. Толк. на св. Иоан. тр. 106, О град. бож. кн. 8, гл. 6 и О дух. и письм. гл. 12: твор. т. 3, ч. 2, стр. 558. т. 7, стр. 150. т. 10, стр. 63–64. Антверпен, 1700 г. Св. Ириней: «И пророки увещевали людей поступать справедливо и делать всегда добро; поскольку это зависит от нас, а мы, по причине крайнего своего нерадения, впали в забвение и имели нужду в благом совете, который благий Бог и благоволил открыть нам чрез пророков... Все сии наставления и внушения (делать добро и убегать зла) показывают, что человек создан свободным и самовластным, и что Бог подает и предлагает советы, убеждением располагая нас к покорности Ему и отвращая от неверия, а не принуждая к тому силою.. Если бы не в нашей власти состояло делать все сие или не делать; то как бы апостол, и, еще прежде, сам Господь, могли давать нам совет – одни дела совершать, от других воздерживаться? поскольку же человек с самого начала получил свободу, равно как свободен и сам Бог, по образу коего он сотворен; то всегда и предлагается ему совет делать добро, который и исполняется чрез повиновение Богу». Ориген : «Много, весьма много найдешь в свящ. Писании мест, в коих очевидно показывается, что мы властелины своей воли. В противном случае, ни с чем не сообразно было бы давать нам заповеди, в случае исполнения которых спаслись бы мы, а в случае неисполнения – осудились бы, если бы у нас не было способности исполнять их».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010