3 . Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. С Евр.: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Св. Афанасий под младенцами разумеет «младенствующих злобою»; бл. Феодорит – людей простых, не обучившихся человеческой мудрости; бл. Иероним – древних пророков. Но Сам Господь Иисус Христос отнес сие место к Еврейским детям, воспевавшим: Осанна сыну Давидову ( Мф. 21:15–16 ). «Чтобы кто под младенцами, – говорит св. Злат., – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: и ссущих т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще ссущих молоко матери». В церковной службе на праздник Ваий прямо говорится, что Сам Всесвятый Дух научил детей воспевать хвалебную песнь «Сыну Давидову», при торжественном входе Его в Иерусалим; следовательно, это было истинное чудо, проявление чудного имени Спасителя. «Чудо, – говорит св. Злат., – состояло не в том только, что дети произносили слова и слова ясные, но в том, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали Апостолы, то воспевали дети». Враг твоих ради. Причина, почему совершено такое чудо, – оно совершено для того, дабы заградить уста врагов, для посрамления и вразумления неверующих. Еже разрушити 54 врага и местника, т.е. также и для того совершил оное чудо, дабы поразить, сокрушить исконного врага – диавола, который, «обольщая людей, еще, как грозный какой-то судия, подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их же заблуждения» (Бл. Феод.). Или: «дабы наказать или обличить народ Иудейский – сего и врага истины и местника, по мнимой ревности его о законе»; «сего местника, который гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца небесного» (Бл. Феод., св. Афан. и св. Злат.). 4 . Яко узрю небеса, дела перст Твоих. Давид продолжает показывать, в чем Господь проявил еще Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил ее в творении вселенной. Не говорит: вижу небеса, а узрю как бы от лица верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной; не сказал: увижу дела рук, а – перст Твоих, «дабы показать, что все видимое есть легкое дело силы Его и показать то чудо создания, что звезды, быв повешены, не падают» (Злат.). С Евр.: «Когда взираю я на небеса твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: (ст. 5) то что есть человек, что Ты помнишь его?»

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Он (Каиафа) сказал это со злобным помыслом, но благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем» (Феофил., ср. Злат.). Дьявол часто лживо извращает слово Божие и самосущую правду представляет ложью ( Быт. 3:4–5 ). Бог иногда посмеивается над дьяволом , влагая в уста его – отца лжи и его органов – поразительную истину (ср. Мк. 5:7 и прим.). – Умрёт за народ: в смысле умилостивительной жертвы за грехи народа, чего, конечно, нельзя предполагать в словах Каиафы; он думал предать смерти одного за весь народ ради политического его благоденствия, а Дух Святой этими словами прорёк другую величайшую истину, что один умрёт для искупления народа от духовной смерти и для духовной вечной жизни (ср. 6:51). И не только за народ, восполняет евангелист невольное пророчество Каиафы, но и чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Под рассеянными чадами Божиими надобно разуметь в противоположность народу, как национальности иудейской, язычников ( Лк. 2:32, 7:5 ; Ин. 18:35 ; ср. Злат., и Феофил.), а не рассеянных между язычниками иудеев (ср. прим. к 7:35). Господь принёс умилостивительную жертву за весь мир – иудеев и язычников; и те и другие по вере в Него делаются чадами Божиими. Образ речи пророчественный: «чадами Божиими наименовал их, как имеющих быть таковыми» (Евф. Зиг., ср. Рим. 9 и далее; Рим. 15:27 , Гал. 3:14 ; Еф. 1 и далее; Рим. 8 и далее; Рим. 11:25 и далее; Рим. 16 и далее; Еф. 3 и далее). Под собранием воедино чад Божиих разумеется собрание не в одно место, но собрание рассеянных в разных местах в одно общество по вере во Христа ( Церковь единая). Все верующие во Христа, всюду рассеянные между неверующими, составляют одно вообще христианское общество, одно духовное тело, коего глава Христос, а прочие – все члены его ( 1Кор. 12 и далее). 53. Ин. 11:53 . С этого дня положили убить Его. Мф. 21:38 . 54. Ин. 11:54 . Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

41. Ин. 11:41 . Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Ин. 17:1 ; Мк. 7:34 . 42. Ин. 11:42 . Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Ин. 12:30 ; 3Цар. 18:37 . Возвёл очи к небу: положение молящегося. – Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня: чудо представляется духовному взору Господа уже совершившимся; уже благодарит Бога за то, что Он услышал уже Его молитву, тайно от других вознесённую Ему прежде, и обещал по слову Его возвратить Лазаря к жизни (вследствие чего Он был уверен в воскресении его ещё при первом известии о его болезни). – Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня: «это Он сказал не потому, чтобы Сам не мог воскресить Лазаря, но потому, что у Них одна воля» (Злат.). – Для народа, здесь стоящего: цель этой благодарственной, уже прежде воскрешения Лазаря, молитвы о воскресении его – та, чтобы народ веровал в Него как Мессию – посланника Божия, «чтобы не считали Меня противником Богу, чтобы не говорили, что Я не от Бога, чтобы доказать им, что дело это совершено Мною по Твоей воле» (Феофил., ср. Злат.). Положение Господа было решительное: останься Лазарь во гробе при Его зове, Его признали бы как обольстителя народного и все Его чудеса прежние приписали бы вельзевулу; чудо же теперешнее должно было решительно подействовать на тех из народа, кто ещё не окончательно ослеп духовно, и уверить в мессианском Его достоинстве. Эта уверенность в величайшем чуде, только ещё имеющем совершиться, как уже в совершившемся – сильнейшее доказательство божественности Господа Иисуса. 43. Ин. 11:43 . Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. Лк. 8:54, 7:14 . 44. Ин. 11:44 . И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт. Сир. 38:16, 20:7 ; Лк. 19:20 . Громким голосом: громкий голос – выражение решительной воли, которая уверена в беспрекословном повиновении; здесь это ещё – как бы возбуждение глубоко спящего, для возбуждения которого нужен голос громкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на него книжники. Но не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: «хорошо нам здесь быть»; здесь находится Моисей и Илия, – Илия, низведший огонь с неба на гору, Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом и – никто не узнает, что мы здесь» (Злат., ср. Феофил.). – Кущи: кущи, или палатки, или шатры делались у иудеев, как вообще у восточных народов, и доселе делаются так: с вершины столба, врытого в землю, протягивались веревки к кольям, вбитым в землю в нескольких местах около столба, на известном расстоянии от него, и покрывались полотном ( Ис.54:2–3 ). Иногда вместо полотна употреблялись кожи; иногда древесные листья и кора. Мф.17:5 . Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. «Облако светлое осенило их»: облако, без сомнения, чудесное, объяло их; они очутились в облаке. Облако чудесное – символ и знамение особенного присутствия Божия, и именно облако мрачное – символ и знамение присутствия Бога грозящего ( Исх.24:18,19:18 ), а облако светлое – символ и знамение присутствия Бога милующего. Таковое облако, называемое шехина, постоянно было в святом святых ( 3Цар.8:10,11 ; Иез.1:4,10:4 ). – «Осенило их»: т.е. Христа, Моисея и Илию, а не учеников, ибо сии последние слышали голос из облака ( Мф.17:5–6 ), следовательно, сами должны были находиться вне облака. – «Глас из облака»: такой же, как и при крещении Христовом (см. прим. к Мф.3:17 ), с прибавлением слов: «Его слушайте», указывающих на слова пророка Моисея в его пророчестве о пророке, подобном ему ( Втор.18:15 ), и показывающих, что сие пророчество Моисеево исполнилось именно на Христе Иисусе. Мф.17:6 . И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

кто останется совсем неисправимым и нераскаянным, тот окончательно погибнет – будет подвергнут наказанию и на земле, и осудится на муки в загробной жизни, как и были наказаны Евреи за отвержение Христа разрушением их царства и рассеянием их по всей земле; а за гробом ждет их адское мучение за неверие (Злат.). Слова: Кто упадет на этот камень и пр. имеют тот же смысл, что и слова: Иже веру имет и крестится, спасен будет, и иже не имет веры, осужден будет, которые сказал Иисус Христос, посылая Своих апостолов на всемирную проповедь после Своего воскресения ( Мк.16:16 ). Мк.12:12 . И старались схватить Его, но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал притчу; и оставивши Его, отошли. Первосвященники и книжники поняли, что притча направлена была против них, как виновников и представителей неверия во Христа, и что же? Вместо того, чтобы исправиться, они еще более озлобились на Господа и потому старались схватить (искаху яти) Его, но побоялись народа, у еванг. Матфея ( Мф.21:46 ) прибавлено: потому что Его считали за пророка. Первосвященники и фарисеи и были собственно врагами Христа, но народ почитал Его за пророка. Посему могло случиться и восстание в народе, когда те сделали бы что против Него, в виду народа. Если впоследствии они и предали Иисуса Христа суду и крестной казни, то сделали это, возбудив своими кознями народ против Него. Им и теперь хотелось, чтобы Господь прямо объявил Себя Мессией, и они в этом нашли бы предлог к обвинению Его пред Римским Кесарем; но Господь не сделал сего, потому что еще не наступило время Его смерти. Зач. 54. Ответ Господа фарисеям Иродианам о дани Кесарю. Читается в понедельник 33-й недели по Пятидесятнице. Повествование о том, как фарисеи с Иродианами искушали Иисуса Христа, вопрошал о дани Кесарю, и как Господь отвечал им, есть и у еванг. Матфея ( Мф.22:15–22 ). Еванг. Марк передает это повествование почти буквально, как и у св. Матфея. Мк.12:13 . И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Это было после того, как Господь в притче о виноградарях (1–12 ст.) показал первосвященникам и фарисеям иудейским, что они – недостойные служители в Церкви Божией, и потому истинная Церковь перейдет от неверовавшего в Мессию, Еврейского народа к уверующим язычникам, и после того, когда первосвященники и книжники, в злобе на Господа, старались схватить Его, но боялись народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

вечной, но остаётся неискупленным, т. е. пребудет в смерти вечной, в отчуждении от общения с Богом. Ядущий Мою Плоть и пр.: выражается та же мысль, что и в предшествующем стихе, только в положительном виде, как обетование. – И Я воскрешу (ср. прим. к ст. 39–40): взор верующих обращает Господь на последнюю цель, до которой должно простираться это обетование о даровании жизни вечной чрез вкушение Плоти и Крови Его, – на воскресение, вслед за коим будет уже вечная, т. е. блаженная, жизнь. Отношение этих слов Я воскрешу и пр. к предшествующим таково: ядущий Плоть Мою и пиющий Кровь Мою имеет в себе жизнь вечную, в силу которой Я не погублю его (ст. 39), но воскрешу в последний день. – Ибо Плоть Моя и пр.: основание как для отрицательного (ст. 53) так и положительного (ст. 54) уверения о необходимости вкушать Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его. Необходимо это потому, что это именно и только одно это есть истинная пища и истинное питие, т. е. сообщает истинную жизнь человеку, жизнь вечную. Ядущий всякую другую пищу и пиющий всякое другое питие подлежит смерти; Тело и Кровь Господа дарует бессмертие. Сими же словами Он хочет «уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкой и притчею, но знали, что непременно должно есть Тело Его» (Злат.). 56. Ин. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Ин. 15:4 ; 1Ин. 3:24, 4:13, 14 . 57. Ин. 6:57 . Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Ин. 5:26 . Пребывает во Мне и пр.: эти слова объясняют, почему Плоть и Кровь Господа составляют истинно пищу и питие. Потому они имеют такую силу, что они суть средства к внутреннему теснейшему общению верующих с Христом (ср. 15 и далее; Ин. 17:23 ; 1Ин. 3:24, 4:16 ). Единение это выражается с двух сторон: верующий пребывает во Христе и Христос в нём ( Гал. 2:17, 20 ); разумеется единение нравственное, таинственное, в мысли, в воле, в стремления, действиях. «Странное и непостижимое бывает соединение, так что Бог пребывает в нас, а мы – в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

42. Сие сделалось изветсным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Петр выслал всех вон (ср. Мф.9:24–25 ; Мк.5:40 ; Лк.8:54 ): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами. У Симона кожевника: по всей вероятности, христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли, без сомнения, выше таких предрассудков. Глава 10 Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8) 1. В Кесарии был некоторый муже, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии: см. прим. к Деян.8:40 . – Сотник из полка, называемого Италийским: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно, и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян.11:1 ; Деян.11:18 ; Деян.15:7 ). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большой подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, безо всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божьем благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и ввиду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Ныне Он явился в бесславии, поношении и поругании, а тогда сядет на престоле славы Своея. И часто упоминает о славе. Так как приближалось тогда время крестной смерти Его, которая считалась поносною казнью, то по сей причине Он возводит ум слушателя к высшему, представляя взору его судилице и всю вселенную пред ним» (Злат.). Мф.25:32–33 . и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. «Все народы»: христиане из всех народов, ибо «об одних только христианах здесь речь» (Евф. 3иг.), что видно как из слов Иисуса Христа осуждаемым и оправдываемым, так и из их ответов. Следовательно, здесь изображается только одна часть всемирного суда – над христианами; другая часть – суд над нехристианами кратко изображается св. Апостолом Павлом ( 1Кор.15:23,6:2 . ср. прим. к Мф.19:28 ). Пред пришествием Христовым будет всеобщее воскресение; оставшиеся же в живых мгновенно изменятся, в сообразность состоянию воскресших ( 1Сол.4:16–17 ; 1Кор.15:25–54 ). – «Овец от козлов»: овцы здесь представляют праведников, так как они служат образом невинности и простоты ( Ин.10:7–14,15:16–27 ; Пс.99:3,73:1 ), а козлы – осуждаемых, так как они служат образом недобрых нравственных качеств (ср. Иез.34:17 ). «Наименованиями показывает их внутренние расположения, называя одних козлищами, а других овцами и показывая сим, что первые не приносят никакого плода (ибо от козлов не может быть ни малого плода), а последние приносили обильный плод, ибо овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем бессловесные животные не приносят плода, или приносят оных по своей природе, а люди – по произволу» (Злат., ср. Феофил.). – «По правую сторону, по левую»: правая сторона – место почетное, назначаемое людям особенно близким ( Еккл.10:2 ; Пс.109:1 ; Еф.1:20 ; Деян.2:25–33 ); левая сторона – место менее почетное, здесь – осуждаемых (ср. Иез.10:2 ). Мф.25:34–36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010