b) Церковные сановники не просто назначались на известную должность, но получали ее с рукоположением. «Они, говорит о должностных лицах при патриархе бл. Симеон Солунский , рукополагаются в судии особенным образом, принимая в руки божественное Евангелие, которое есть лучшее руководство, и суть приближенные архиерея и первые его споспешники... Все они действуют не просто и как случилось, но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иерархическое, посвящение, и дарование, и силу для действования» 8 . Особенною торжественностью отличалось рукоположение хартофилакса. «Патриарх, говорит Вальсамон, надевал па руку хартофилакса золотое кольцо и на груди его полагал своего рода слово судное (печать, которая висела на цепи и полагалась па грудь), имея в виду слова, сказанные некогда Моисею Господом: и возложиши слово судное на грудь Аарону и кольцо сотвориши златое. Наконец патриарх вручал хартофилаксу ключи царствия небеснаго, также, как и св. первоверховному ап. Петру даны были они от Господа, и как Господь говорил Петру, так и патриарх говорил хартофилаксу: еже разрешиши на земли, разрешено будет на небеси, и еже свяжеши на земли, будет связано на небеси» 9 . с) Они участвовали при патриаршем служении и имели при этом некоторые особенные права и преимущества: общее же отличие всех „ξωατοιλων» при богослужении состояло в том, что они имели кресты на головных покровах. d) От желающих занять какую либо церковную должность, кроме принадлежности к клиру, требовалась еще строго нравственная жизнь, научное богословское образование и особенно основательное знание церковного и церковно-гражданского законодательства, так как только под этими условиями церковные сановники могли быть истинными советниками и помощниками патриарха по различным отраслям церковного управления. Кроме того некоторые из сановников делались даже впоследствии патриархами, чему не раз были примеры 10 , а это заставляло, конечно, помимо всего другого, обращать строгое внимание на нравственные и умственные свойства и на научную подготовку лиц, занимающих высшие церковные должности при патриаршем дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

От молний рдеет свод небес, И пышут огненные токи, И на лице полей широких Все стало пылом, все огнем — Но Бога я не видел в нем! И в след за бурей — тишина; Душа предчувствием полна; Как молодой зари мерцанье, В дыму серебряном горит Святое алое сиянье. На тайный зов душа летит И дышит жизнью не земною… Все стало сладкой тишиною, И я вдали, как в дивном сне, Услышал Бога — в тишине! Горе и благодать «И воста яко спя Господь…» ( Пс. 77:65 ) I. Господь как будто почивал, А на земле грехи кипели; Оковы и мечи звенели И сильный слабого терзал. Не стало дел, ни прав священных, Молчал обиженный закон; И востекал от притесненных Глухой, протяжный, тяжкий стон. Как дым прошло сиянье славы, Сокрылась кроткая любовь; И человеков род лукавый Был вид поваленных гробов! Простились люди с тишиною, Везде мятеж и грустный мрак, И глад с кровавою войною На трупах пировал свой брак; Стихии грозно свирепели И мир чего-то ожидал… Господь как будто почивал, А на земле грехи кипели! II. Какая всходит там заря? Кто раскалил небесны своды? Почто бледнеете, народы? Куда бежите вы, моря? Златое солнце покраснело И не дает своих лучей, И для земли осиротелой Не стало утра, ни ночей; И грады падают, как класы, Когда их дождь и бури бьют; И раздались незримых гласы: «Господь, Господь идет на суд!» III. Но Он пришел Неизреченный! И только грешных поразил! Он, светом молний, по вселенной Все тайны злобы обнажил. Не устояли грех и сила От блеска Божиих очес: Их съела вечная могила! И новый век настал чудес! Неправда тяжкая обида Была и людям и Творцу: Бог избрал кроткого Давида, И дал он юному борцу Свой дух, Свое благословенье, И повелел престать беде; И скрылось смутное волненье; Хвалилась милость на суде; Не смел коварствовать лукавый И не страдал от сильных правый. Закон, как крепкая стена, Облег Израильские грады; Цвели спокойно вертограды, Лобзались мир и тишина. Господь как будто почивал; Но на земле дела светлели: Звучал тимпан и девы пели, И всякий Бога величал! Глаголы неба «Небеса поведают славу Божию…» ( Пс. 18:1 )

http://azbyka.ru/fiction/opyty-svjashhen...

Он выбирался из людей выдающихся качеств. Сначала эту должность выполнял Данил, потом Андрей и Семен Денисовы. Киновиарх, однако, был подчинен, в свою очередь, собору, то есть общему собранию даниловцев и представителей Лексы. За большаком «Уложение» разграничивает обязанности келаря, казначея, нарядника и городничего. Келарь заведовал внутренним хозяйством общины, он должен был наблюдать четыре службы: трапезную, хлебную, поварную и больничную. Казначей должен был тщательно беречь все выговское имущество и, по «Уложению», смотреть на него как на вещи, принадлежащие самому богу. В кожевнях, в чеботной и портной швальнях, в медной и других мастерских он наблюдал за работами. В помощь ему во всех мастерских были старосты. Казначей мог действовать только через старост; с другой стороны, и старосты не могли что-либо предпринимать без ведома казначея. Ведению и попечению нарядника подчинены были: земледелие, плотничество, ковачество, рыболовство, возачество, молочение, мельницы, скотные дворы и всякая домовая работа и работные люди. Он также действовал через выборных старост. Наконец, городничий обязан был иметь надзор над сторожами, над обеими гостиными – внешнею и внутреннею, наблюдать над приходящими и отходящими странниками, посматривать за братнею при часовенных дворах, во время книжного чтения, в келиях и при трапезе. Кроме этих должностей, были стряпчие для сношения с официальным миром: на Петровских заводах, в Олонце, в Новгороде, Москве и Петербурге. Вместе с хозяйственной стороной развивалось и духовное просвещение братии. В этом отношении, как и во всем остальном, общежитие обязано все тем же четырем выдающимся людям, которых историк характеризует так: «Данил – златое правило Христовы кротости, Петр – устава церковного бодрое око, Андрей – мудрости многоценное сокровище, Симеон – сладковещательная ластовица и немолчные богословские уста». Но неизмеримо большее значение из всех этих вождей имел Андрей. Он сочетал в себе удивительно разнообразные способности. Вначале юноша-энтузиаст, потом и ловкий торговец, и блестящий оратор, и ученый богослов, и писатель.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Посему и говорит плодовитая лоза: мой есть грезн, по цвету Кипров, тот самый истинный грезн показавший себя на жерди древяной (Числ. 13, 24), котораго кровь для спасаемых и веселящихся удобопиема и спасительна, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Беседа 4 (1, 14) Се еси добра, искренняя Моя, се еси добра: очи твои голубине. (15) Се еси добр, брат мой, и еще красен одр наш со осенением, (16) преклади наши кедровыя, дски наши кипарисныя. (2, 1) Аз цвет польный, и крин удольный. (2) Якоже крин в тернии, тако искренняя Моя посреде дщерей. (3) Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень Его восхотех и седох, и плод Его сладок в гортани моем. (4) Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь: (5) утвердите мя в мирех, положите мя в яблоцех: яко уязвлена любовию аз. (6) Шуйца Его под главою моею, и десница его обимет мя. (7) Заклях вас, дщери Иерусалимли, в силах и крепостех села: аще возставите и возбудите любовь, дондеже восхощет. Сказывают, что очищающие золото по правилам искусства, если красота блеска его померкла от какого–либо с намерением примешеннаго нечистаго вещества, помогают доброцветности плавлением на огне, повторяют это неоднократно и при каждом расплавливании смотрят, на сколько после перваго при последующем плавлении золото стало светлее, и до тех пор не перестают очищать вещество огнем, как самый вид золота засвидетельствует собою, что оно чисто и не имеет никакой подмеси. А почему, приступая к настоящему обозрению прочитаннаго, сделали мы упоминание об этом, будет сие для нас явствовать из самаго смысла того, что написано. Естество человеческое в начале было какое–то златое и сияющее подобием пречистому благу, но после сего от примеси порока соделалось худоцветным и черным; как в первых стихах песни слышали мы от невесты, что нерадение о винограде соделало ее очерненною. Его–то врачуя от безобразия, в премудрости зиждущий все Бог не новую какую–либо красоту, которой не было прежде, устрояет для него, но очерненное преплавляя в чистое, чрез это разложение приводит его в прежнюю лепоту. Посему, как строгие испытатели золота после перваго плавления смотрят, на сколько прибыло красоты в веществе, утратившем нечистоту в огне, и потом, после втораго плавления, если недостаточно очищено первым, вычисляют увеличивающуюся красоту золота, и многократно делая то же, известными науке средствами пробовать узнают всегда приращение красоты; так и теперь Исправляющий это очерненное золото, как бы плавлением каким просветляя душу подаваемыми ей врачествами, в предшествовавших сему словах засвидетельствовал о благообразии в видимом каких–то коней, а теперь уже открывшуюся в деве красоту одобряет как действительно красоту девы; ибо говорит: се еси добра, искренняя Моя, се еси добра: очи твои голубине (Песн. 1, 14) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Настало время ей родить. И родила Сына своего, первенца, которого не зачал муж; родила Сына, которого не носил отец во плоти; родила колос, который не посеяло тело; родила Творца, сделавшегося человеком; родила в пещере, а он в Персиде явился; родила Сына, единосущного и собезначального Отцу, и нас от порабощения вражия освободила, и от проклятия избавила, и благословение даровала. Потому и мы, братия, единым гласом возгласим к ней как к исходатайнице вечных благ, говоря: «Радуйся, обрадованная, радуйся, Мария господоименитая, Господь с тобою! Ты теперь Творца всего мира и своего принимаешь в свою утробу, на которого и херувимы взглянуть не могут. Радуйся, душевное небо, в которое Господь плотию вселился. Радуйся, златое светило света. Радуйся, светильник, видевший Бога. Радуйся, сосуд, полный манны, Христа, живоносной пищи. Радуйся, добродетель Иакова, которую избрал Бог, превыше ангелов поставил. Радуйся, христианам прибежище и держава. Радуйся, лестница небесная, по которой сошел Бог, и среди людей пожил, и на небеса возвел человечество. Радуйся, Богородица, сосуд девства, ковчег священный, Божественной славы вместилище. Радуйся, солнцеподобная, колесница солнца незаходимого, возжегшая солнце, которое нельзя осмыслить. Радуйся, Богом возлюбленное чудо, среди чудес новейшее. Радуйся, миро честное, благоухающее, совершение всего для мира. Радуйся, предивная и прехвальная владычица, которая славнее и выше серафим. Радуйся, светлейшая палата царева, где воссиял свет невечерний, как светоносное небо, блистающая светом истины, и озаряющая мир во всех концах, и отгоняющая мглу греховного мрака. Радуйся, грешным прибежище и искупительница, всему миру помощница, и утверждение, и тишина, и пристанище ко спасению. Радуйся, дверь спасения, пламеносная клеща и от проклятия освобождение, всеми благословенное исправление и восстание падших, новая весть и неизреченные словеса. Радуйся, дар, данный от Бога, преславная и богославная Владычица, скорая заступница и предстательница за истинно призывающих тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, надобно остерегаться и другой крайности, той жалкой самости, которая в кругу своего долга иногда заключает себя так, что не хочет смотреть ни на что другое, кроме себя самой. Она мыслит и говорит: «лишь бы исполнена была собственная моя обязанность во всей точности; что мне нужды до других, хотя бы кто и вознуждался в моем содействии?». Не удивительно, Слушатели, что от самости, матери страстей человеческих, можно иногда услышать более. Она может даже напрячь силы своей точности до того, чтобы нарочито нельзя было другому исполнить своих обязанностей, исполнить так, как бы лучше можно было исполнить, при некотором споспешестве. Вы назовете сие завистью или злобой; я сказал уже, что самость есть совокупность страстей человеческих, кажущаяся различными лицами, каким в какую сторону оборотится. Но дело не о частности. Подумайте, сколько страждет от того общественная польза? Конечно, всяк свою обязанность должен исполнять с ревностью и со всей точностью; она залог нам вверяемый, не наша собственность: но потому-то самому, что это не наша собственность, и надобно владеть ею не самовластно. Все обязанности наши по службе, Братия, суть раздаяния от Высочайшей Власти. У ней все ее раздаяния, все наши обязанности суть нечто общее, одно, хотя и разделены нам в разные руки. И потому, исполняя свою обязанность, каждый из нас должен быть готов споспешествовать и другим, сколько требуется. В сем разуме ни одна должность не есть моя собственная, и не есть опять не моя. Такой дух взаимного споспешества и любви внушают нам ясно законы премудрых наших Монархов, – истинный дух закона Божия, коего сущность и полнота, по Св. Завету Божию, есть единение, любовь! Где же, подлинно, и быть наиболее любви, общительности, по коим соединились люди в общества, как не в самом сердце общественного тела, в сердце, чем можно назвать действующих законами? Ужели то златое правило, чтобы помогать нам друг другу, должно принадлежать только к расстояниям между хижиной и хижиной, или частными сношениями, и не должно быть душей в местах суда и правды, где зиждется общее и частное благо? К кому же наиболее может относиться Апостольское убеждение: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов? ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Действуи убо, и яко же не презрехом сих молящих слезы, ты же милосердый и благоутробен буди, благочестивейший царю, внимая моления твоего отца духовного патриарха, старостию почтенна, тем яко чаю быти вещь Богу приятнейшую, паче же и жертву приемную, и унее рассуждаю, яко да твое сокровище вреду некую примет, нежели те бедные велиим отягчением будут усмиренны и конечною скудостию погибнут. Се есть, яко Треблаженнейший Бог воздаст вся сия в царствии небесном, егда соцарствуем купно с ним, прочее же изобильнейшая его благодать и бесконечное его милосердие и наше благословение да будет с твоею мне возлюбленнейшею твоею главою и со пресветлейшею твоею царицею и пресветлейших твоих чад царевичей и царевен и благороднейших бояр твоея палаты с благочестием и со всем твоим христианским воинством. Аминь. Из Константинополя 1665 г. апреля 25-го (7173 году). Под тем печать, под печатью подпись: Священно святого града Иерусалима патриарх Нектарий. Письмо о диадеме с засвидетельствованием ее действительной ценности А в другом письме пишет мастер, который делал диадему, и патриарх свидетельствует: Патриарх свидетельствует сие настоящее письмо быти верное и сущее того мастера. Понеже Иоанн Юрьев сын, торговый человек, именованный Репета, прииде к нам и удовольствовал деньгами, диадиму сделаем златое дело, нареченное диадиму, вещь воистину изряднейшую, с великими иждивенными сотворенную, которое дело егда принесеся инуды, некоторые явили письмо лжесвидетельствующе, камения его быти малыя цены иждивения зело не велики, сего ради пишу аз, мастер Маноило, иже сию диадиму делал есмь и руками моими сотворил, яко лживо совещаше и то все по страсти изрекли суть и из ненависти, яко они никоими мерами ведати не могут о сих иждивениях коликии были в том деле. Сего ради аз, убоявся Бога и слыша только его убыток, который терпети конечно имеет таков торговый человек, написал есмь сие моею рукою и засвидетельствовал есмь пред Богом яко его камени суть истиннейшее и дело его мастерское, и для свидетельства дал есмь настоящее письмо подписанное свидетельми, веры достойными, да имеет на всяком месте крепость свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

A третье пленение иудеев в Вавилон было при царе иудейском Седекии. После сего пленения, в девятоенадесять лето царства Навуходоносорова, храм Господень был сожжен и стены Иерусалима разрушены. О сем в четвертой книге Царств, в главе 25, повествуется: «И бысть в лето девятое царства его (Седекии), в месяц десятый, прииде Навуходоносор царь Вавилонский, и вся сила его на Иерусалим; и обступи его отвсюду, создаша окрест его бойницы. И бысть град во облежении до первогонадесять лета царства Седекиина девятого дне месяца. И превозможе во граде глад, и не бысть хлеба людям земли той. И расседеся град, и все мужи воинстии изыдоша нощию путем врат, иже посреди стен, яже суть у вертограда царева, и халдеи окрест града беша. И побеже царь Седекия путем пустынным: и погна сила халдейская в след царя, и яша его в Аравофе Иерихонстем, и вся сила его рассыпася от него… И сыны Седекиины закла (царь Вавилонский) пред очима его и очи Седекиины избоде, и связа его узами и отведе его в Вавилон. В месяц же пятый, в седьмой день месяца, сие лето девятоенадесять Навуходоносора царя Вавилонска, прииде Навузардан архимагир, раб царя Вавилонского, во Иерусалим. И зажже храм Господень, и дом царев и все дома Иерусалимли, и все дома великие сожже архимагир. И стены Иерусалимли окрест раскопа сила халдейская» (ст. 1–5, 7–9). Трое же отроки ввержены бяху в печь, огнем горящую, в восьмоенадесять лето Навуходоносора царя Вавилонского, когда им поставлено было для поклонения тело златое. О сем в книге пророчества Даниилова, во главе третьей (ст. 1), повествуется: «в лето осмонадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато… и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей», и проч. 149 Итак, из приведенных свидетельств священных книг явствует, что храм иерусалимский сожжен был после третьего переселения иудеев в Вавилон, по пленении царя Седекии, бывшем в девятоенадесять лето царствования Навуходоносора царя Вавилонского; a трое отроков ввержены бяху в печь горящую в восьмоенадесять лето царства Навуходоносора царя Вавилонского, более нежели за год до сожжения храма и разорения стен иерусалимских. Посему, когда вверженные в печь отроки говорили: несть во время сие… ниже всесожжения, ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, они говорили, очевидно, не о прекращении жертв в храме иерусалимском, который тогда еще не был разрушен, в котором поэтому и всесожжение и жертвы и кадило еще приносились, а говорили о своем в Вавилоне положении. Вопрос второй

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Отвещающий. Плотью жены любодейцы именуются жители града антихристова: они будут избиены, а град будет сожжен, о чем упоминается и ниже, в 18-м стихе 18-й главы, где говорится о дыме раждежения его. Вопрошающий. Как разуметь слова: Бог бо дал есть в сердца их сотворити волю Его, и сотворити едину волю, и дати царство свое зверю, дóндеже скончаются глаголы Божия? Отвещающий. Словами Бог бо дал есть в сердца их сотворити волю Его возвещается, что цари, которые разорят град антихристов, исполнят этим волю Божию. Разрушив же град, любимый антихристом, они могли бы вооружиться и против антихриста, упразднить и царство его и его самого; но они того не сделают, – по разорении града оставят антихриста спокойно царствовать. Это и означают слова: сотворити едину волю и дати царство свое зверю. То же сказано и выше, в 13-й главе: сии едину волю имут и силу, и область свою зверю дадут. Итак, цари, разрушившие град антихриста, оставят его самого царствовать, дондеже скончаются глаголы Божия, т. е. те глаголы, что антихрист приидет о имени своем, и что сам Господь Иисус убиет его духом уст своих, и упразднить явлением пришествия своего. Вопрошающий. Что означают слова: и силу свою и область зверю дадут? Отвещающий. Сими словами показуется, что цари, разоривши град антихриста, могли бы упразднить и царство его, но они того не сотворят: силу и область свою зверю дадут, то есть оставят его владычествовать, – могущи низложить, не низложат. Вопрошающий. Как понимать имя жены, или града антихристова: Вавилон великий? Отвещающий. Мню, что имя сие показано только уподобительно древнему Вавилону. В древнем Вавилоне, куда пленен был Израиль, поставлено было великое златое тело, которому на поклонение призывались все народы; а сей Вавилон будет созывать со всей вселенной на поклонение антихристу, за что и будет в запустении, как и древний Вавилон. Что не собственно Вавилоном будет называться город антихристов, а точию образно дается ему в Откровении такое имя, это можно видеть и из того, что он именуется здесь не просто Вавилоном, но тайна: Вавилон великий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Поскольку я пишу о Догмате о святом посте как раз во время святой Четыредесятницы, позвольте нам ради душевной пользы, а также в учебных целях и для духовного утеше­ния постящихся обратиться к вселенскому учителю святому Златоусту, который распрости­рает свое златое слово в 57 Беседе на Евангелие от Матфея: «Смотри, какие блага происхо­дят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот лю­бит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и Апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, ис­кренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, – то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестан­но предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствия­ми чрева. Если ты не можешь поститься, то по крайней мере, можешь не роскошествовать, – а и это не маловажно и не далеко от пощения, и может укротить неистовство дьявола. Подлинно, ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол. Этим путем дьявол ввергнул некогда Израильтян в идолопоклонство, этим возжег со­домлян на беззаконные похоти. Вот в чем, – говорит Писание, – было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности ( Иез. 16, 49 ). Тем же путем он и многих других погубил и предал геенне. В самом деле, какого зла не производит рос­кошь? Она делает людей свиньями, и хуже свиней.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010