Поэтому он, как пришел, « когда Я приходил, никого не было », звал, и « никто не отвечал », обращает речь к стихиям, и говорит: « слушайте, небеса, и внимай, земля » (Ис. 1:2). Я, говорит, послан к людям, — к людям, имеющим ум; но так как нет у них ни рассудка, ни чувства, то обращаюсь с словом к стихиям, не имеющим чувства, в обличение одаренных чувством, но не пользующихся этим преимуществом. Так говорит и другой пророк, Иеремия. И он, стоя среди множества иудеев, в том же самом городе, как будто бы не было никого, восклицал так: « К кому мне говорить и кого увещевать » (Иер. 6:10)? Что говоришь? Видя такое множество людей, спрашиваешь, с кем заговорить тебе? Да, говорит, тел много, но — не людей; много тел, у которых нет слуха. Поэтому и прибавил: « ухо у них необрезанное, и они не могут слушать ». Видишь, что все это не–люди, из–за того, что не слышат? Тот (Исаия) говорит: « когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? », а этот (Иеремия) говорит: « К кому мне говорить и кого увещевать, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать ». Если же пророки о присутствующие говорят, что они не–люди, потому что не внимали усердно словам (пророческим), то что сказать нам о тех, которые не только не слушают, но и не хотят войти в это святилище, о тех, которые блуждают вне этого священного стада, находятся вдали от этого матернего дома, на распутьях и переулках, как беспорядочные и ленивые дети? И эти, оставя отцовский дом, бродят кое–где вне, и целые дни проводят в детских играх. От этого такие дети часто теряют и свободу, и жизнь, попадаются в руки похитителей и воров, и часто, в наказание за вольность, подвергаются смерти, потому что те, взявши их, и сняв (с них) золотые украшения, или топят их в волнах речных, или, если захотят поступить с ними несколько человеколюбивее, отводят их в чужую землю и лишают свободы. Это же бывает и с неприходящими в церковь. И они, как уклонятся от отчего дома и пребывания здесь, попадаются в уста еретиков и на языки врагов истины, а эти, схватив их, как похитители, и отняв у них златое украшение веры, тотчас убивают их, не бросая в реку, но погружая в мутные догматы злочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Учение предлагай верным чистое и святое не в препретельных человеческия мудрости словесех, как Павел говорит, состоящее, но в явлении духа и силы 824 . Предлагай слово Божие, не взирая на лица человеческие; рассыплет бо Бог кости человекоугодников 825 . Не возносися, видя плод слова Божия; Божий бо дар есть и то, что ты глаголеши, и то, что действительно есть слово твое. Богу то относить надобно, что многие обращаются от тьмы ко свету. Не отчаивайся также, видя малый плод проповеди твоей; силен бо Бог из каменного сердца учинить плотяное, и к приятию семен благочестивой веры способное. Предначинай слово твое теплыми молитвами, да вложит в мысли твои Господь, яже подобает рещи. «Ибо, как говорит Св. Григорий: когда слушателево сердце препятствующей вине, Божьею благодатью не исполняется, то по пустому словами проповедническими оно увещевается; ибо немы суть всякие уста глаголющие, если внутрь сердца не вопиет тот, который вдыхает слова слышимые» 826 . Наконец твердо содержи в памяти, и на сердце напиши неизгладимо оное златое избранного сосуда Апостола Павла наставление: подобает Епископу (разумей: пастырю, пресвитеру и проповеднику) быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну; не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу: свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою 827 . Ведай притом, что аще сия сохраниши, то во второе пришествие Сына Божия над всем имением поставлен будешь; то есть славы небесной участником сделаешься, в силу оных в притче сей положенных слов: блажен раб той, егоже пришед Господь его, обрящет творяща тако. Воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Притча двадцатая о бесплодной смоковнице § 1 Древо смоковницы имел некоторый человек, насажденное в саду своем: и пришел, ища плода на ней, и не сыскал. Сказал же к садовнику сада: се третий год уже, как прихожу, ища плода на смоковнице сей, и не сыскиваю. Сруби убо ее, для чего и землю занимает? Он же в ответ сказал ему: господине! оставь ее и в сей год, пока я окопаю округ ея и осыплю навозом, в надежде что принесет плод: а если нет, то в следующий год срубишь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Печ. по рукописи: РГАДА, ф.79, кн.177, л.499 об.–501 об., 506 об.–508, 510–511. 1562 Какая комедия бывала в Варшаве... – В сентябре 1674 г. французский посол в Польше устроил театральное представление по случаю победы французов над австрийскими войсками. Во время представления случился скандал: польская шляхта увлеклась зрелищем и открыла по актерам настоящую стрельбу из луков. Об этом происшествии многие дипломаты, в том числе и Тяпкин, сообщили своим правительствам. 1592 «Песнь из полскаго диалекта, преведенная на славенский. О прелести мира». – В огромном поэтическом наследии Симеона Полоцкого это единственное стихотворение, которое им самим названо переводом. Стихотворение представляет собой перевод популярной и несколько раз переиздававшейся в XVII в. отдельным изданием польской песни о бренности всего сущего и суете человеческой жизни (cm.: Sokolski J. Polski pierwowzor «Piesni o pieliesti mira» Symeona Polockiego//Slavica Wratislaviensia. Wroclaw, 1992. T.69. S.3–12). Перевод Симеона Полоцкого уже в XVII в. попал в русские рукописные песенники, но без указания на переводной характер и без имени переводчика. Публикуется по списку авторского стихотворного сборника Симеона Полоцкого «Рифмологион»: ГИМ, Синодальное собр., 287, л. 423–424 об. 1607 «Златое иго супружества» – это перевод польского анонимного сочинения первой половины XVII в. «Zlote jarzmo malzehskie», выполненный в 1696 г. «Златое иго супружества» – это пародийныи шуточный трактат против брака, в котором проза перемежается с многочисленными стихами. Юмор его автора – тот юмор, который культи вировался при дворе короля и в замках магнатов. Этим «Златое иго супружества» принципиально отличается от предельно серьезной и исполненной средневекового женоненавистничества русской «Беседы отца с сыном о женской злобе», созданной во второй половине XVII в. Стихи из «Златого ига супружества» публикуются по рукописи середины XVIII в.: ИРЛИ, колл. Перетца, 206, л.3–19. 1616 Что реку вкратце быти женидбище? – Суффикс -ищ придает слову «женитьба» уничижительный оттенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случаи искажения смысла во второй редакции возникают в результате неудачного сокращения текста, возможно, с целью избавления его от повторов: ...поидохом к богоспасаемому граду Калуги. [И пришли (приидохом) в богоспасаемый град Калугу] в пяток в 3 часу нощи (л. 4). То же самое может происходить из-за вставок и уточнений, например, в описании Великой церкви, у врат которой, согласно первой редакции, было 11 столпов мраморных да 3 аспидных, то есть 14; во второй редакции их стало 11 – 8 мраморных да 3 аспидных (л. 189 об.). Редакторская правка текста является не всегда удачной, особенно когда нарушает эмоциональный настрой повествования (замена крик да стон на крик да стук – л. 146 об.) или ведет к разрушению типичных либо для стиля Лукьянова, либо для стиля древнерусских «хождений» языковых формул (замена златое дно на златое око – л. 124). Как показывает анализ текста, редактор «Хождения» при обозначении стоимости товара или услуги придерживался монетной системы, введенной реформой Петра I в 1698–1704 гг. Так, он устранил указание на ходивший во второй половине XVII в. грош, заменив выражение по грошу на две копейки (л. 81). Известно, что с 1698 г. денежная система России стала основываться на десятичном принципе, самом передовом в Европе, и 1 рубль стал равняться 100 копейкам, или 1 талеру. В тексте второй редакции талер везде именуется тарелем и изменены единицы счета денег: две копейки – 4 денги (л. 69), 3 копейки – 6 денег (л. 100), семь гривен – 23 алтына две денги (л. 45), 20 копеек – две гривны (л. 254); 3 копейки – алтын (л. 254). Кроме этого, появляются разночтения, связанные с переводом единиц одной национальной денежной системы в другую. В первой редакции указано, что левок ходит по 43 пары, во второй редакции – по 46 пар; здесь же сообщается, что за червонный венецейский дают не 111 пар, а 111 и 112 пар (л. 81 об.). При сравнении первой и второй редакций «Хождения» были обнаружены расхождения в языке: а) на фонетическом уровне, связанные с твердостью-мягкостью, звонкостью-глухостью согласных, историческими чередованиями и диалектными особенностями речи (исповедь – исповет, л. 100; морозь-мраз, л. 12; церкви – цръкви, л. 145; жрало – жерело, л. 204; игумна – игумена, л. 125; ступеней – ступней, л. 187; ночью – нощию, л. 27 об.; хороша – хороца, л. 17; еже – уже, л. 41; в час – у час, л. 87; целуют – цалуют, л. 186; мнится – мнитца, л. 186; и др.);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Муж некто преподобный Господу молися, и се душа плачюща оному явися. Вопросившу ответа: Аз есмь осужденна на муки вечныя и во огнь воверженна За множество грех моих. Но то люто бремя стражду, яко благое погубих аз время, В не же мощно ми бяше Богу угодити, не во аде, но в небе безконечно жити. О тщеты великия время си губящих, и пагубна 1750 делеса во оном творящих! 5 Летит время си часами во дни, в нощи, як крилами. 6 Быстрая река бреги подмывает, время жизнь нашу выну сокращает. 7 В кое время исправа жизни не творится, то яко погибшее тебе да вменится. 8 Злато погубленное может ся нажити 1751 , времене же претекша несть леть возвратити, Обаче мы о злате печални бываем. а время во суетах мира иждиваем. Не зрим, яко все царство хотел бы царь дати за един час, слез ради, внегда умирати 1752 . 9 Время чювственная вся и чювства свершает, тоже послежде силу действа раздрушает. Время златое Златое время въправду леть есть нарицати, отнеле же дал Христос закон благодати. Ибо ныне возможно 1753 небо всем купити и нетленным богатством 1754 пребогатым быти. Не ценою же злата, но за добродетель царствие небесное продает Спаситель. Имей добродетели, небо будет твое и за саму нищету пристяжеши тое. Сам Христос царство нищих поведает быти, кто убо не потщится онаго 1755 купити? Тем же благодарствие за то благодати должни мы есмы Богу щедру 1756 возсылати, И блаженство велие причитати себе, яко Господь угоди нас грешных потребе. Прежде нас пожившии окаянни бяху, толики бо милости Богом не прияху. Во тме неведения век свой проводиша, демоны въместо Бога истиннаго чтиша. Сотворша всяческая Бога не познаша, царствия небеснаго 1757 никако стяжаша. Кроме света истинны мира отьидоша, в тму непросветимую адскую впадоша. Оле окаянства их! Мы же преблаженни Христовым пришествием есмы сотворении. Он бо, Солнце истинны, свет нам даровал есть, идолослужителства тму смертну прогнал есть, И свободу от ада изволи дарствити, и небостяжанию добре научити. Аще убо премудрый Сократ тем хвалися, яко в граде Афинстем 1758 родися 1759 , учися,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Ярослав I, Константин отменно любили чтение книг. Мономах писал не только умно, но и красноречиво. Дочь Князя Полоцкого, Святая Евфросиния, день и ночь трудилась в списывании книг церковных. Верхуслава, невестка Рюрикова, ревностно покровительствовала ученых мужей своего времени, Симона и Поликарпа. – Слово о полку Игореве сочинено в XII веке и без сомнения мирянином: ибо Монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих и приписывать им действия естественные. Вероятно, что оно в рассуждении слога, оборотов, сравнений есть подражание древнейшим Русским сказкам о делах Князей и богатырей: так, сочинитель хвалит соловья старого времени, стихотворца Бояна, которого вещие персты, летая по живым струнам, рокотали или гласили славу наших витязей. К несчастию, песни Бояновы и, конечно, многих иных стихотворцев исчезли в пространстве семи или осьми веков, большею частию памятных бедствиями России: меч истреблял людей, огонь – здания и хартии. Тем достойнее внимания Слово о полку Игореве, будучи в своем роде единственным для нас творением: предложим содержание оного и места значительнейшие, которые дают понятие о вкусе и пиитическом языке наших предков. Игорь, Князь Северский, желая воинской славы, убеждает дружину идти на Половцев и говорит: «Хочу преломить копие свое на их дальнейших степях, положить там свою голову или шлемом испить Дону». Многочисленная рать собирается: «Кони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в Новегороде, знамена развеваются в Путивле: Игорь ждет милого брата Всеволода». Всеволод изображает своих мужественных витязей: «Они под звуком труб повиты, концом копья вскормлены; пути им сведомы, овраги знаемы; луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наточены; носятся в поле как волки серые; ищут чести самим себе, а Князю славы». Игорь, вступив в златое стремя, видит глубокую тьму пред собою; небо ужасает его грозою, звери ревут в пустынях, хищные птицы станицами парят над воинством, орлы клектом своим предвещают ему гибель, и лисицы лают на багряные щиты Россиян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Сие же зде не вещи дивство естества, но превзятие Борисово описую, сугубство гордости, высокоумие бо вере его одоле, множае камень честных з бисерми и существа самого об. злата превозношение взыде. Внят Божие ухо воз ношение сердца его, зане частыми смотреньми вещи сея превзимаяся, предварших его всеросийских деспот всех уничижая сим, яко упремудрився, иже, глаголашеся, и не бе в них толико разума о сем домыслитися. Сим всечастно надымаяся, таже и от ласкатель ему своих бояр поджизаем хвалою лстивою, яко подгнетою некако, словесы многосугубны потаки ему приглашающих и паче сих и, яко хврастие подо огнь, хвалу серцу его подлагаху, образующе 122 своими словесы, яко и онамо в будущем подгнета ему будут они таковым ласканием. Они и к царствия желанию сего подвигоша, связахуся с хотением его, якоже два ужа некая, вкупе: сего хотение и онех ласкание – грехоплетенная верига. Како убо той помысли толика велия дела наздавати, еже воздвижение толико святыни храма и о вотелесении Господни, кроме Божия хотения и воли, не ведый, яко и богоотец древле пророк святый царь Давид, иже по сердцу Господню бывый, таковое об. здание рачаше и не получи, но ему же повелеша, иже от чресл его изшедый нача таковое и совершит? Добре иже о себе начинающих таковая рекошася, яко «помыслиша советы, их же не возмогоша составити». Гробозданное же златое умоделство все красотою его многою нелепотне Ростригою лжецарем на доможителныя потребы безообразни сокрушени разсыпашеся, неже хитротворение, красоты жалость от разбиения удержа. Обоих си деле Бог имени Своему совершенех им быти не благоволи, 123 показуя всем, яко в них же з гордостию вера того слияна бе; нечто си примесися вкупе, мню, и от неправды собраное, еже от слез и кровей, от Создавшаго око и Насадившаго ухо и Научающаго языки мня утаити, но не возможе. От неправды Бог угождаем не обыче бывати, яко же овча порочно, слепо же и хромо 259 приносимо древле Богу на жертву: «принеси, рече, таковое князю вашему, еда приимет». В них же он угождати Тому надеяся, в тех прогневая Того паче. Тако же и о тяжкослиянных об. и многошумных звуком камбанех бысть и злое соделанех. Приготовленая же орудия на вся яже сограждение великия церкви Богом не у на то прияты, яко непотребны вменишася Шуйским Василием царем, на ина здания, даже на простыя храмы вся распродашася. Яко добродетели убо по естеству вся благи суть, различне же от Бога судятся произволением творящих я – сице и о сих 260 .124 О крестном целовании царю Борису Федоровичю

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

(40) И царство четвертое будет крепко аки железо, якоже железо стончевает и умягчает вся. Это - Александр, победитель всех народов. Как железо преодолевает всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей. (41) И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна. Это - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. Хотя они вступят между собой в союзы; но, поелику не будет у них единодушия и любви; то Пророк говорит о них: (43) смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается с глиною. (44) Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется. Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем. (45) Отсечеся камень без рук, т.е. Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, т.е. произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и святую Деву, от которой отсечен камень без рук, т.е. неискусобрачно. (35) И наполни всю землю. Это говорит Пророк об евангелии, которое распространено во все концы мира. (46) Тогда царь Навуходоносор восстал с престола своего, паде на лице, и поклонися Даниилу. (48) И постави его князя, и сказал: кто видел подобного сему? в нем дух святых богов Так, царь поклонился юноше, и притом пленнику и рабу и воскурил фимиам тому, кто обитал в Данииле, т.е. духу святых, живущему в нем. Глава 3 (1) Навуходоносор царь сотвори тело златое великое: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей: т.е. поставил на таком месте, которое было бы достаточно для множества народа, собранного на праздник в честь сооруженного тела. (2) И посла собрати воеводы, то есть, собрать все народы, которые готовы были богов своих заменить сим кумиром, и поклоняться ему так же, как и своим идолам. (20) И царь повелел мужем сильным крепостию (21) и окова Седраха, Мисаха и Авденаго. Царю было донесено, что Данииловы товарищи не поклоняются кумиру; и тот, кто сказал Даниилу: Бог ваш, Той есть Бог богов (2:47), теперь угрожает отрокам, что ввергнет их в огонь, и говорит: (15) и кто есть Бог ваш, Иже измет вы из руки моея?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И второй покой был хранилищем всего убранства Асенеф и всех ларцов ее. И было там много злата, и сребра, и риз златотканных, и каменьев много ценных, заветных, и полотна тонкого, отменного. И это было все убранство девичества ее. И третий покой содержал все блага земные и был сокровищницей Асенеф. Остальные же семь покоев отданы были семи девам, по одному каждой. И девы те служили Асенеф и были ее ровесниц, ибо родились в одну ночь с Асенеф; и был они весьма красивы, как звезды небесные; и никогда муж не говорил с ними, ни даже дитя мужского пола. И было три окна в покое великом Асенеф, где вскармливалось девичество ее. И одно окно смотрело во двор, на восток; и второе окно смотрело на север, на улицу; третье же на юг. И стояло в покое том ложе златое, обращенное на восток, и было оно постлано порфирой златотканной, изукрашенной иакинфом и виссоном. На ложе том покоилась одна лишь Асенеф, и ни муж, ни жена никогда не садились на тоже то, кроме единой Асенеф. И шел вокруг дома того двор пространный, и окружала двор тот стена, весьма высокая, сложенная из камней великих, четвероугольных. И двор тот имел четверо врат железных, и охраняло каждые врата по осьмнадцати сильных молодых воинов в полном вооружении. Внутри же двора насаждены были вдоль стены разнообразные деревья, красивые и плодоносные; и каждый плод их был зрелым, ибо наступила пора урожая. И был на правой стороне двора источник вод изобильный, книзу же от источника был большой водоем, приемлющий воды источника того; от водоема исходил ручей, бегущий по двору и напояющий все деревья двора того. ГЛАВА 3 И случилось в четвертом месяце, в осьмнадцатый день месяца, и пришел Иосиф к переделам Гелиопольским. Приблизясь же ко граду тому, послал Иосиф пред лицом своим двунадесять мужей к Пентефрию жрецу, говоря: – Сегодня войду под кров твой, ибо вот, час полудня, час трапезы; жар же солнечный велик,но под кровом твоим обрету прохлаждение. И услышал Пентефрий, и возрадовался радостию великою, и сказал: – Благословен Господь, Бог Иосифа!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

ΙΙΙ-й том. Существуют ли наставления или правила отца (детям) о чтении книг? Чжу-мэй-ань фу-цзы ду-шу-фа? Каждая книга должна быть усвояема сердцем, и когда будет понята, положи её в ящик. Тупой ученик должен читать понемногу, соразмерно с силами; правила о чтении книги с учителем, чэнь-ле-фу сян-шэн ду-шу-фа (читающий при сем, если беспамятен, обязан прочитывать несколько раз и не рассеиваться ничем, требуется также читать понемногу, чаще и усердно); златое время для учителя, чэнь-мин-сян-шэн, (кто кушает правильно и спит в меру, тог может научиться и читать); должен дорожить временем при чтении книги с учителем, хэ-шу дяу сян-шэн, (ибо один день не заниматься, значит десять дней учиться напрасно); при чтении книги требуется сосредоточенность и удаление от других занятий, избежание излишнего самоутруждения, гэ-сы-чжан; требуется четырехкратное чтение книги, Мау-чи-хуан, (сердце лежит в теле, тело – в школе; учи понемногу, не надрываясь в силах иначе – потребуются многие годы и месяцы, складывай знания в сердце в одном месте, не рассеивайся, будь постоянно прилежен, иначе все бесполезно); сю-цзи-ян, читать книгу не тяжелое дело, не дремли и не спи, будь бдителен всегда (иначе, сиди на гвоздях, косу привязывай к потолку), читай по силе возможности, при холоде убегай в теплое место, при жаре в прохладное, не будь голоден и старайся хотя немного быть при занятии сытым; тхан-и-се, наставления школьнику: читай неоднократно, всмотрись в книгу, её иероглифы, готовься прилежно в экзаменам; ян-чжи-туй, при чтении книги необходимо иметь собеседника – друга для живого разговора и приятного проведения времени; чэнь-хуань-би, должно читать книги на известный срок. IV. «Эрр-я тху сюэ-сянь» – школьная иллюстрированная энциклопедия. Существует весьма известная школьная энциклопедия для юношества, в другом роде сравнительно с нами изложенной, снабженная множеством рисунков, и изданная в новейшее время в трех больших томах, в одной китайской обертке; по китайским иероглифам заглавного листа, значится «эрр-я-тху», " сюэ-сянь», т. е. школьная энциклопедия, снабженная рисунками эрр-я. В ней, после общего предисловия и текста к каждому отделению обозреваемых предметов, с общим указателем содержания каждой книги и главы, следуют самые рисунки предметов, имеющие также соответствующие названия. В начале, при предисловии помещен рисунок здания с тремя главными отделениями, крытыми черепицей, по главной линии с двумя боковыми, а в сторонке верхушка беседки среди зелени садов. Первая входная часть на столбах, вторая – самое центральное с крытой галереей от него, ведущей к последней части, по сторонам идут такие же школьные галереи, крытые; это тип школьного размещения для детей по полу и возрасту с жильем для учителя, библиотекой и помещением прислуги. Рисунки и описания в самой книге расположены так:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010