Опору против Аспара и готов Лев нашел в исаврах. В изложении о правлении Феодосия было отмечено, что исавры сослужили большую службу империи в грозную годину нашествия Аттилы. Их вождь, принявший греческое имя Зенона, был удостоен консульства в 448 году, занял пост магистра армии Востока и вошел в круг высшей знати. В составе гарнизона столицы был с тех пор корпус исавров, деливший эту службу с готами. Зенон, после своего консульства, вел себя так, что Феодосий заподозрил его в стремлении посягнуть на государственный переворот. Поэтому он хотел послать Максимина в Исаврию с поручением захватить крепости этой страны, чтобы тем самым ослабить для Зенона возможность попытки сделать восстание. 1025 Но этот план не был приведен в исполнение. Зенон пережил Феодосия и умер в правление Маркиана. Упоминание о его смерти у Иордана заставляет предположить, что был какой-то бунт, опасный для империи, во главе которого стоял Зенон. 1026 Когда Лев вступил на престол, исавры находились в большом числе на службе в столице. Лев сформировал из них особый дворцовый отряд, носивший имя экскувитов. Если схолы с давних пор комплектовались из германцев и в Константинополе – преимущественно из готов, то экскувитов Лев стал набирать из исавров. 1027 Вынужденный впоследствии начать борьбу против могущества Аспара и теснее сблизиться с исаврами, чтобы иметь опору против готов, император Лев выдал за одного из исаврских вождей, по имени Тарасикодисса, отец которого носил имя Русумбладеот, свою старшую дочь Ариадну. Тарасикодисса принял имя Зенона, своего славного соплеменника, 1028 и был удостоен консульства на 469 год. Вандалы. Дела на Западе. Смерть Аспара и ее последствия. Смена лиц на Римском троне В ту пору, когда воцарился Лев, самым опасным врагом империи был царь вандалов Гензерих. Смелый и предприимчивый, кипевший энергией, счастливый во всех своих начинаниях, Гензерих считал Африку завоеванной страной и организовал свое царство на новых началах. Он никогда не был федератом империи, не носил никаких римских чинов и званий, как Аларих и другие цари германских племен, и чувствовал себя свободным от всяких обязательств в отношении империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Получив управление Италией, Одоакр стал держать себя все более и более независимо. Зенон, не будучи в состоянии лично выступить против Одоакра, решил наказать его при помощи остготов, которые после распада державы Аттилы жили в Паннонии и оттуда, под предводительством своего короля Теодориха, производили опустошительные нападения на Балканский полуостров, угрожая и самому Константинополю. Ввиду этого Зенон сумел направить внимание Теодориха на богатую Италию, достигнув таким образом двойной цели: во-первых, он избавлялся от опасного северного соседа; во-вторых, он при помощи чужой силы отделывался от неприятного для него правителя Италии Одоакра. Во всяком случае, Теодорих в Италии был для Зенона менее грозным, чем на Балканском полуострове. Теодорих двинулся в Италию и, победив Одоакра и взяв его главный город Равенну, основал в Италии, уже после смерти Зенона, остготское королевство со столицей в Равенне. Балканский полуостров от остготской опасности был избавлен. Акт единения Самым важным вопросом внутренней жизни при Зеноне был вопрос церковный, поддерживавший смуту в государстве благодаря религиозному разномыслию. В Египте, Сирии, частью в Палестине и Малой Азии население твердо держалось монофизитства. Строго православная политика обоих предшественников Зенона тяжело отражалась на восточных провинциях. Желая найти примирительный выход из создавшегося тяжелого положения, константинопольский патриарх Акакий, стоявший раньше за халкидонское решение, предложил Зенону вступить на путь примирения при помощи взаимных уступок. Согласившийся с патриархом император издал в 482 году Акт единения, или Энотикон (), адресованный к церквам, подведомственным александрийскому патриарху. Главной задачей этого акта было не задеть ни православных, ни монофизитов в учении о соединении в Иисусе Христе двух природ - Божественной и человеческой. Энотикон, признавая незыблемыми основания веры, выработанные на первом и втором Вселенских соборах и подтвержденные на третьем, и предавая анафеме Нестория и Евтихия с их единомышленниками, называл Иисуса Христа " единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству " ; но вместе с тем он избегал выражений " одна природа " и " две природы " и ничего не говорил об определении Халкидонского собора относительно соединения в Иисусе Христе двух природ. О Халкидонском соборе в Энотиконе упоминается лишь один раз в таких выражениях: " Всякого, кто думал или думает иначе, будет ли то теперь или в другое время, в Халкидоне или на каком другом соборе, того мы предаем анафеме " .

http://sedmitza.ru/lib/text/434277/

Все так и сделалось, как сказала Нефора. Волнение народа было так велико, что ни епископ, ни пресвитеры Уже ни во что не вступались, и над всем положением царила Нефора, на которую все хотели смотреть и ее слушали. Диакон нашел трость и папирус и написал дрожащею рукой: «Зенон! Люди в смертной беде тебя призывают. Приди, облегчи или раздели с ними их участь». Раб Нефоры с этою запиской поехал к Зенону, и все стали ждать: придет ли художник и будет ли приход его вовремя, прежде чем прибудет отряд биченосцев, которые выгонят их к горе Адер. 24 Встревоженные люди беспрестанно меняли свое настроение, переходя от надежды к отчаянию: то они верили, что Зенон придет и при нем, как при человеке, который хорошо знаком всем знатным людям, суровость правителя изменится; то говорили: «Что может заставить Зенона покинуть спокойную жизнь и отдать себя добровольно нашей печальной судьбе?» Епископ и его приближенные люди тоже считали это совсем невозможным, тем более что они и не считали Зенона за христианина. – Он, – рассуждали они, – знает, что мы с ним не согласны. Ему нет дела до чуда, которого от нас требуют. Он не пойдет с нами на муки. В этих сомнениях прошло довольно времени, и уныние усиливалось, а за час до полудня люди, глядевшие в город со стены, замахали руками и закричали: – Идут биченосцы!.. – и многие упали в страхе на землю. Но один человек, который не успел соскочить вместе с другими, заметил, что с другой стороны во весь скок несся верхом на красно-гнедом коне молодой статный всадник с непокрытою головой, остриженною по греческой моде, и с повязкой через левое око. – Братья! – воскликнул увидевший всадника человек, – мы спасены: к нам скачет Зенон златокузнец. И Зенон в самом деле опередил биченосцев, бросил поводья коня, соскочил и вскричал громко страже: – Откройте двери и впустите меня: я христианин; я хочу быть с теми, которые будут страдать! Ворота раскрылись, и стража впустила Зенона. Толпа христиан мгновенно его окружила, и все старались ему наперерыв говорить, а он не мог никому отвечать и шел между ними спокойно и тихо всем повторял:

http://azbyka.ru/fiction/gora/

Подобным же образом аллегоризует проповедник при объяснении истории Ионы. Корабль, на котором плыл Иона – образ синагоги, его кормчий – ветхозаветное священство, корабельщики – книжники и фарисеи, гибель корабля – презрение и искажение книжниками и фарисеями пророков и закона; свирепые ветры, гнавшие корабль – различные цари, воевавшие Иудею и т. д. Подобные аллегорические толкования встречаются в большей или меньшей мере во всех экзегетико-исторических проповедях Зенона перемежаясь с нравоучительными увещеваниями. Нужно, впрочем, заметить, что, усматривая в библейских сказаниях аллегории, проповедник каждый раз оговаривается, что это его личное мнение. «Оком веры, говорит он, можно несколько прозревать в таинственный смысл вещей и явлений... Так корабль, по моему мнению, есть образ синагоги иудейской. В кормчем корабля я вижу символ иудейского священнического сословия»... Уже выяснивши исторически рассказ об Иове, проповедник замечает: «но вместе с тем Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего. Сравнение объяснит нам эту истину» («Хр. Чт.» 1843. II, стр. 374 и 383). В этом отношении аллегорическое толкование Зенона совершенно однородно с аллегорией  Григория Нисского . Для более подробного ознакомления с проповеднической манерой Зенона приведем еще несколько выдержек из них. В трех проповедях о скупости (de avaritia) он неистощим в изображениях гибельности этого порока. Передаём здесь в сокращении содержание второго из этих поучений. Корыстолюбие насколько легко порицается, настолько же, хотя и приятно, должно быть ненасытно для всех людей. Кто не имеет никакого богатства, тому оно внушает страстное желание его приобретения, кто и имеет богатство, тому корыстолюбие внушает недовольство тем, что имеется, всех оно повергает в какое-то неистовство, и нельзя различить, где оно губительнее. Оно подобно огню, который сжигает сухую солому, так что от неё ничего не остается. Корыстолюбие развивают в себе все: средние классы – обманами, богачи – бесчинием, судьи – знаками несправедливого благоволения, ораторы – продажными и двусмысленными речами, цари – надменностью, купцы – барышами, бедные – пустыми обетами, почитатели Бога – притворной ревностью, все народы – мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Эта выдержка из слова о воскресении может дать понятие о проповеднической манере Зенона. Вопрос о будущем воскресении был одним из современных вопросов при Зеноне, так как этот догмат отрицали маркиониты и прискиллиане; автор дает самое обстоятельное его решение и самую полную аргументацию, причем пользуется мыслями предшествовавших ему христианских учителей, трактовавших о том же предмете 34 , равно как свидетельствами языческих философов и поэтов, приводя их изречения 35 , и отчасти напоминает два слова о воскресении Евсевия Кесарийского 36 . Большая часть проповедей Зенона имеет содержание нравоучительное, и это лучшие его проповеди 37 . Нравственное воспитание паствы, её практическое благочестие – составляет главную его цель, как пастыря и учителя. Благочестивая настроенность, стыдливость, терпение, смирение – с одной стороны, порочность в её различных видах – в его проповедях изображаются в живых и ярких образах. К достоинствам этого рода проповедей относится и то, что его мораль чужда аскетической односторонности и ригоризма, свойственных многим западным проповедникам, что она практична, направлена на исправление и усовершенствование жизни в христианском смысле. Как основания и доказательства мыслей, так и примеры и сравнения в проповедях этого рода у Зенона выбраны всегда удачно. К этому следует прибавить, что Зенон любит говорить больше об отдельных добродетелях и пороках, чем о христианской морали вообще. В проповедях на тексты из Ветхого Завета 38 Зенон является прежде всего оратором. Некоторые из них представляют не что иное, как пересказ библейских повествований, сопровождаемый простыми, но задушевными увещеваниями 39 . В большей части остальных проповедей этого рода он позволяет себе много произвольного аллегоризирования, напоминающего Оригена и его гомилетические приемы. Будучи знаком с гомилетической литературой греков, Зенон был того убеждения, что под буквальным смыслом слов Ветхого Завета везде содержится другой, более глубокий, духовный смысл, указывающей в ветхозаветных предметах прообразы предметов и явлений новозаветных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В самом начале правления он направил патриция Севира для ведения переговоров с новым королем вандалов Гензерихом, и тот отпустил римских пленников. Свободу получил и выкупленный за большие деньги военачальник Ираклий, но, возвращаясь на родину, он по дороге был убит напавшими на него и его спутни­ков готами. По репутации Зенона наносило удар наглое взяточ­ничество его фаворита Севастиана, который без зазрения совести продавал государственные должности. Протестуя против непри­крытой коррупции, префект, или, по-гречески, епарх Константи­нополя, популярный в народе Эрифрий, ушел в отставку. И все же во взяточничестве сановников не было ничего нового для житей­ского опыта ромеев. Существовал более сильный раздражитель, отталкивавший обывателей имперской столицы от своего ново­го императора. На ключевые должности Зенон назначал своих соплеменников исавров, на которых он мог положиться в кри­тической ситуации, но тем самым он и спровоцировал кризис. Зенон был ставленником греческой партии, его использова­ли для уничтожения готского засилья в правительстве и армии. Хотя «в культурном отношении исавры, – по замечанию византо­лога Г. Острогорского, –... стояли на значительно более низкой ступени, чем готы, для которых уже давно открылись сокровища греко-римского образования, но в противоположность герман­цам они были давними подданными империи и по греко-римским понятиям не считались варварами. Тем не менее византийское население видело в них чужаков, и режим исавров возбудил не меньшее недовольство, чем засилье германцев при Аспаре» 883 . На этой почве на вершинах власти созрел заговор «грекофильской» партии против Зенона, сделавшего свое дело и после устранения готов ставшего ненужным. Во главе заговора стояла теща императора Верина, которая в свое время, вероятно, была главным инициатором поставле­ния Зенона соправителем своего сына и ее внука – на первых порах после кончины Льва ей больше не на кого было положить­ся. В круг заговорщиков входили также магистр оффиций Патри­кий, который вступил в близкие отношения с пожилой вдовой императора Льва и которому она намеревалась подарить верхов­ную власть и титул императора, отняв его у зятя, а также готский военачальник Армат и даже один из исаврийских военачальни­ков Илл, у которого с Зеноном были старые счеты, возникшие еще на их общей родине – в Исаврии, возможно, связанные со старинной родовой или клановой враждой. К заговору был при­частен и брат Верины, незадачливый и бездарный военачаль­ник Василиск, который только благодаря заступничеству сестры избежал казни, потому что его обвиняли в измене, и он, вернув­шись в Константинополь, искал убежища в храме Святой Софии; получив прощение, он выехал в Гераклею и жил там как частное лицо; но у него были свои виды и свой план действий, который он не открывал Верине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

4 февраля 474 г. император Лев Макелл скончался от дизен­терии в возрасте 73 лет. 13. Правление императора Зенона Через 5 дней после кончины Льва Великого , 9 февраля 474 г., его малолетний внук император Лев II, по совету матери Ариад­ны и бабки Верины, совершил на столичном ипподроме коро­нацию своего отца Зенона, возложив на него диадему. Спустя 9 месяцев Лев II скончался в возрасте 7 лет. Злая молва называла виновником его смерти отца, вероятно, не имея на то оснований. Трасикодисса, переименованный в Зенона в связи с женить­бой на дочери императора Льва Ариадне, родился около 430 г. и принадлежал к племенной знати исавров – народа, обитав­шего в горах Тавра по соседству с Киликией, свободолюбивого и воинственного. В течение многих столетий он входил в состав государств эллинистического мира, оставаясь однако слабо заде­тым эллинистической цивилизацией и сохраняя свои исконные нравы и обычаи. Большая часть исавров приняла христианство, но от этого они не утратили репутации опасных разбойников, и, конечно, они были храбрыми воинами, имели вкус к войне, за что их ценило правительство Рима, охотно нанимая на службу. Трасикодисса появился в Константинополе при императоре Фео­досии II, около 447 г., во главе отряда соплеменников-федератов, отличившись затем в войнах, которые вела империя. Лев, став­ленник Аспара, увидел в нем потенциального конкурента подна­доевшего ему ментора и, породнившись с ним через брак своей дочери, назначил его в 464 г. магистром армии, затем комитом экскувитов, составлявших дворцовую стражу, а в 469 г. удостоил его консульского сана. Год спустя, после увольнения Василиска, катастрофически провалившего морскую экспедицию против ван­далов, Зенон был назначен на его прежнюю должность магистра фракийской армии – той, что защищала столицу от агрессии со стороны Балкан. Так Зенон стал самыми могущественным воена­чальником империи, хотя, будучи храбрым и удачливым коман­диром, он не обладал талантом и стратегическим кругозором полководца, но, удостоившись императорского титула, он после смерти сына остался единственным императором на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мы и о нем сложили такие шутливые стихи: Хвала Клеанфу, но Аиду – вящая, За то, что, пожалев года преклонные, Он в смерти дал ему успокоение За все труды земные водоносные 620 . 6. Сфер 177 Слушателем Клеанфа после смерти Зенона был, как сказано, Сфер Боспорский, который потом, достигнув больших успехов в науках, уехал в Александрию к Птолемею Филопатору. Здесь однажды возник спор, подвержен ли мудрец ложным мнениям, и Сфер утверждал, что нет. Царь захотел уличить его и велел подать к столу гранатовые яблоки из воска; Сфер принял их за настоящие, и царь вскричал, что вот Сфер и принял ложное представление. Но Сфер тотчас ответил, что принял он не то, что перед ним, – гранаты, а то, что есть основания считать их гранатами; а ведь постигающее представление и обоснованное представление – это разные вещи. Мнесистрат доносил, будто он говорил, что Птолемей не царь; Сфер ответил: «Если Птолемей таков, каков он есть, то он царь». 178 Книги он написал такие: «О мире» – 2 книги, «Об основах», «О семени», «О случае», «О наименьшем», «Об атомах и образах», «Об органах чувств», «О Гераклите» – 5 бесед, «О построении этики», «О надлежащем», «О побуждении», «О страстях» – 2 книги, «О царской власти», «О спартанском государственном устройстве», «О Ликурге и Сократе» – 3 книги, «О законе», «О гадании», «Разговоры о любви», «Об эретрийских философах», «О подобном», «Об определениях», «Об обладании», «О противоречиях» – 3 книги, «О рассуждении», «О богатстве», «О славе», «О смерти», «Пособие по диалектике» в 2 книгах, «О сказуемых», «О двусмысленностях», «Письма». 7. Хрисип 179 Хрисипп, сын Аполлония, родом из Сол (или из Тарса, как пишет Александр в «Преемствах»), ученик Клеанфа. Сперва он был бегуном дальнего бега 621 , потом сделался слушателем Зенона или (как говорит Диокл и большинство писавших) Клеанфа; но еще при жизни Клеанфа он отделился от него и стал видным человеком в философии. Он отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума; он даже отклонялся порой от Зенона и Клеанфа, которому не раз говорил, что хочет от него научиться только догматам, а уж доказательства для них сможет подобрать и сам.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Вскоре наступила развязка. Однажды, воспользовавшись беспечностью врага, император пригласил его с сыновьями к себе во дворец, где телохранители царя убили Аспара и его двух сыновей – Ардабудария и Патрикия. Третий сын гота – Арменрих, приятель Зенона, был спасён им и скрылся в Исаврии, где и проживал долгое время. Там он породнился с Зеноном – говорят, женившись на дочери побочного сына исавра. Лишь после смерти святого императора он вернулся в Константинополь, но более не решался претендовать на государственные должности 877 . Немедленно нашёлся мститель за Аспара, его телохранитель Острис. Вместе с готом Теодорихом он ворвался в Константинополь, но в бою с исаврами мятежники не имели успеха. По словам летописца, только помощь Зенона и Василиска, подоспевших на место боя, спасла государство. Тогда Острис, который за свою храбрость и верность снискал сочувствие даже среди православного населения столицы, перебрался во Фракию, где устроил настоящую войну 878 . Его правой рукой и первой опорой стал остгот Теодорих. Удивительный V b. был временем раскрытия больших талантов и грандиозных изменений на политической карте мира. Среди прочих великих фигур выделяется имя Теодориха Великого, царя остготов, чьё правление составило целую политическую революцию. Как указывалось в предыдущих главах, состоя под властью гуннов, остготы вместе с ними медленно двигались на Запад. Они сохранили свои родовые отношения, насколько это позволялось им Аттилой, и своих царей из рода Амалов. После поражения Гуннского вождя часть остготов осела в Паннонии, и св. Маркиан признал их права на землю при условии, что они примут статус федератов, что и произошло. Около 440 г. умер их царь, и власть над остготами разделили между собой три брата: Валамир, Теодемир и Видимир. Другая часть орды кочевала на другом берегу Дуная и управлялась другим вождём из рода Амалов, Триарием, сын которого, по смерти отца, Теодорих по прозвищу «Косой» принял главенство над этими остготами. Он был в родстве с Аспаром и имел большие планы в отношении своей участи. Теодорих Косой и стал союзником Остриса в борьбе с императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отовсюду к дворцу шли горожане и монахи, чтобы снять Василиска с царского трона 907 . Войск в городе не оставалось – они все ушли с Арматом, и теперь единственной надеждой оставались готы Теодориха. Но и тот понял, что ставка на Василиска ничего ему не даст. Рассказывают, что он даже приказал своим солдатам убить царя, но те не нашли его. Только теперь император понял, какую ошибку он совершил. Первоначально Василиск попытался скрыться из города, но потом вернулся в храм Святой Софии, публично отрёкся от своего «Энциклиона» и подписал «Антиэнциклион» в защиту Халкидона. «Мы приказываем, чтобы апостольская и православная вера, которая издавна господствовала в кафолических Церквах с самого начала и до нашего царствования, господствует и при нашем царствовании и должна господствовать постоянно, та, в которой мы были крещены и в которую верим, единственно господствовала, неуязвимая и непоколебимая. Мы предписываем, чтобы и то, что было содеяно в наше царствование – будь то «Энциклион», либо другие послания – ради веры или церковного порядка, не имело силы и прекратило действовать. Мы предписываем также возвратить богобоязнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию те епархии, правом рукоположения в которые обладает трон этого царствующего и славного города. Это божественное наше постановление, ни для кого не двусмысленное, имеет силу божественного указа» 908 . Тем самым Василиск утратил свою последнюю опору – монофизитов, не потерпевших предательства недавнего покровителя; в результате император остался совершенно один. По всему городу бушевали пожары, в огне которых погибли многие ценные рукописи, хранившиеся в Константинопольской библиотеке. Тем временем Зенон исполнил своё обещание и назначил сына Армата, мальчика Василиска, своим кесарем, так что тот даже командовал войсками на параде. Из гавани Пилы войска Зенона переправились на европейский берег и в конце августа 476 г. беспрепятственно вошли в Константинополь. К ним тут же подошли сенаторы и остатки дворцовой стражи, признав Зенона своим государем, а жители радостно приветствовали его, как освободителя от еретика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010