4) Различие народов, зависящее от обстоятельств места и времени, определено высочайшей волей Бога: все люди должны придти к познанию Бога: судьбы их - это воспитание, которым Бог ведет их к этой цели. 5) Это познание Бога нетрудно, ибо Бог недалеко от каждого из нас - в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом. 6) Об этом говорили и языческие поэты: " мы Его и род. " Эти слова приведены Апостолом из астрономического стихотворения поэта Арата Киликийского, жившего в III веке до Р. Хр. Подобное же изречение есть и у поэта Клеанфа, ученика Зенона в его гимне Зевсу ( " мы твой род " ). 7) Только вследствие печального заблуждения ума люди могли уподобить божество произведениям искусства, веществу, обделанному их собственными руками. 8) Заключает Апостол свою речь призывом к покаянию, мотивом которого выставляет имеющий быть суд над вселенной " посредством предопределенного " Богом " Мужа, " т.е. Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Еще не успел Апостол даже назвать Имя Иисуса Христа, как одни из слушателей, услышав о воскресении мертвых, стали насмехаться над ним, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Насмехались, очевидно, эпикурейцы, философия которых особенно решительно отвергала идею воскресения мертвых. Другие отнеслись более вежливо, но, если бы у них было искреннее желание действительно послушать Апостола " в другое время, " то он остался бы в Афинах, а между тем, как мы видим, он очень скоро оставил Афины. Принужденный прервать неоконченную речь " Павел вышел из среды их, " то есть из Ареопага. Но все же и тут мудрая речь Апостола принесла плоды: уверовали " некоторые, " а между ними Дионисий Ареопагит, т.е. член Ареопага, и Дамарь, по преданию, жена Дионисия. Дионисий, как свидетельствует предание, стал преданнейшим учеником св. Ап. Павла, поставлен был епископом афинским, проповедовал Евангелие в Галлии и мученически скончался в Париже. Память его Церковь празднует 3 (16 н.ст.) октября. Не обильным плодом кончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: так мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей (1 Кор. 1:21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430556/

   4) Различие народов, зависящее от обстоятельств места и времени, определено высочайшей волей Бога: все люди должны придти к познанию Бога: судьбы их - это воспитание, которым Бог ведет их к этой цели.    5) Это познание Бога нетрудно, ибо Бог недалеко от каждого из нас - в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом.    6) Об этом говорили и языческие поэты: «мы Его и род». Эти слова приведены Апостолом из астрономического стихотворения поэта Арата Киликийского, жившего в III веке до Р. Хр. Подобное же изречение есть и у поэта Клеанфа, ученика Зенона в его гимне Зевсу («мы твой род»).    7) Только вследствие печального заблуждения ума люди могли уподобить божество произведениям искусства, веществу, обделанному их собственными руками.    8) Заключает Апостол свою речь призывом к покаянию, мотивом которого выставляет имеющий быть суд над вселенной «посредством предопределенного» Богом «Мужа», т. е. Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Деян.17:32. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Деян.17:33. Итак Павел вышел из среды их.    Еще не успел Апостол даже назвать Имя Иисуса Христа, как одни из слушателей, услышав о воскресении мертвых, стали насмехаться над ним, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Насмехались, очевидно, эпикурейцы, философия которых особенно решительно отвергала идею воскресения мертвых. Другие отнеслись более вежливо, но, если бы у них было искреннее желание действительно послушать Апостола «в другое время», то он остался бы в Афинах, а между тем, как мы видим, он очень скоро оставил Афины. Принужденный прервать неоконченную речь «Павел вышел из среды их», то есть из Ареопага. Деян.17:34. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.    Но все же и тут мудрая речь Апостола принесла плоды: уверовали «некоторые», а между ними Дионисий Ареопагит, т.е. член Ареопага, и Дамарь, по преданию, жена Дионисия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Глава I. Ст. 1. В третий год царствования Иоакима, царя иудейского, пришел Навуходоносор, царь вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.    Это тот самый Иоаким, сын Иосии, в тринадцатый год которого начал пророчествовать Иеремия, при котором и женщина Олда пророчествовала, который называется другим именем Елиаким и царствовал над коленом Иудиным и Иерусалимом одиннадцать лет. После него вступил на царство сын его Иоахим , именуемый Иехониею, который в третий месяц своего царствования, в десятый день был взят в плен вождями Навуходовосора и отведен в Вавилон, и вместо него был поставлен дядя его, Седекия, сын Иосии, в одиннадцатый год которого Иерусалим был взят и разрушен. Поэтому никто не должен думать, что Иоаким, о котором говорится в начале Даииила, тожествен с тем Иоахимом, о котором пишется в начале Иезекииля. Ибо этот имеет последним слогом chin, а тот — cim. Поэтому и в Евангелии от (secundum) Матфея, по-видимому, недостает одного рода, так как вторые четырнадцать родов (τεσσαραδκας) оканчиваются Иокимом, Сыном Иосии, а третьи начинаются Иоахимом , сыном Иоакимовым. Не зная этого, Порфирий клевещет на церковь и, стараясь уличить евангелиста Матфея во лжи, обнаруживает свое невежество.    Ст. 2. И предал Господь в руку его Иоакима, царя иудейского.    Когда пишется, что Иоаким был предан, то это показывает, что победа была не вследствие силы противников, а по воле Господа.    И часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес [эти] сосуды в дом сокровищницы бога своего.    Земля Сеннаар — это местность в Вавилове, в котором находилось поле Дура и башня, которую двинувшиеся с востока старались построить до неба (Быт. гл. 11). Поэтому место то и получило от смешения языков название Вавилона, который в переводе на нашем языке означает смешение. Следует также заметить применительно к таинственному смыслу, что царь вавилонский не мог перенести все сосуды дома Божия и поместить их в устроенном им у себя капище, а [перенес только] часть сосудов дома Божия, под которыми должно разуметь учения истины. Ибо если раскроешь все книги философов, то непременно найдешь в них некоторую часть сосудов Божиих. Так, у Платона [найдешь] Творца мира, Бога, у Зенона, главы стоиков, низшие и бессмертные души и единое благо, честность. Но так как они примешивают ложь к истине и портят естественно хорошее чрез многое дурное, то вследствие этого говорится, что он взял часть сосудов дома Божия, а не все сосуды в целом и совершенном виде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Афиняне выступают с обвинением, что апостол Павел проповедует им новое учение и новых богов. Но последователь Христов освобождает их от подобного подозрения. Не о новом боге говорит он, а о Том, Который неведом грекам, но почитаем ими. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Ничего странного, говорит, ничего нового я не предлагаю. Они твердили ему: что это за новое учение, проповедуемое тобою? Посему он немедленно уничтожает их предубеждение». И далее апостол Павел очень конкретен в своих заявлениях: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. Такая проповедь в глазах афинян была очень смелой, если не сказать — дерзкой. Ведь их понятия о сотворении мира представлялись иными. В проповеди апостола звучит важная мысль о том, что Истинный Бог не в созданиях рук человеческих обитает, а в каждой верующей, устремленной к Господу и открытой Богу душе. Бог ни в чем не имеет нужды, это мы в Нем, Небесном Отце, нашем постоянно нуждаемся. Это нам необходимо Богообщение и Божественная любовь. Апостол стремится донести до слушателей правду, которая заключена в том, что именно Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли. Создатель дал людям все необходимое для духовной и физической жизни. Но главным в земном бытии было, есть и будет искание Бога: …не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ведь Господь и Спас наш Иисус Христос всегда с возлюбленными последователями Своими, во все дни. И обретение благодатного ощущения Богоприближения и Божественного участия зависит только от нас, от нашей веры и мировосприятия. Вывод апостола Павла жизнеутверждающе вечен и прост: …ибо мы Им живем и движемся и существуем. Для большей же значимости апостол напоминает слова известных стихотворцев того времени, которые говорили: «Мы Его и род». Приводимое изречение находится у Арата Киликийца, соотечественника Павла, жившего в III веке до Рождества Христова. Такое же выражение есть и у поэта Клеанфа, ученика философа Зенона. И тот, и другой поэт образно выражали отношение к языческому божеству. Но данное выражение в полной мере относится к Богу Истинному. Ведь все верующие в Господа обретают благодатную степень Божественного родства, усыновляются Отцу Небесному. Сила проповеднического искусства апостола Павла проявляется в том, что он использует доказательства, провозглашенные его оппонентами. Что может лучше убедить людей, как не их собственные мысли?!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В трактате кратко излагаются отдельные положения учений Зенона (5 глава), Клеанфа (5 и 25 главы), Хрисиппа (5 глава), Эмпедокла (8 и 20 главы), Посидония (14 глава), Ария (54 и 55 главы), ссылки на Критолая, Гераклида Понтийского, Стратона, Фалеса, Энесидема. Я от всей души благодарю проф. Валерия Семеновича Дурова, заведующего кафедрой классической филологии Санкт-Петербургского государственного университета, за его помощь, оказанную мне при подготовке издания. Валерий Семенович проверил мой перевод, указал на ошибки и неточности и предложил свое понимание многих сложных частей латинского текста. Перевод выполнен по изданию: Corpus Christianorum. Series Latina II. Q. S. F. Tertulliani opera. Pars II. Opera Montanistica. Turnholti: Typographi Brepols, 1954 (Cura et studio J. H. Waszink). 100 По словам T. Д. Барнеса, «трактат “О душе” призван разрушить психологические теории, лежащие в основе нескольких гностических систем» (Barnes T. D. Tertullian: a historical and literary study. 2 nd edition. Oxford, 1985. P. 206). 106 Odeum, здание, предназначенное для мусических состязаний. О карфагенском Одеоне см.: Noeldechen E. Das Odeum Karthagos und Tertullian’s Skorpiace. 212//Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. Heft. 2. S. 87–98. 108 Ср.: Иустин. Апология, I 19: « человеческие тела, разложившиеся и, подобно семенам, рассыпавшиеся в землю, могут в нужное время по воле Бога восстать и в нетление облечься». 110 Ср.: Иез.37:7–8 , Иез.37:10 : « и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них . И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище»; 1Кор.15:42–44 : « сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

В чем заключается основание любви, и где ее источник? Если мы любим друг друга, то основание нашей любви заключается в сродстве человеческой природы, и даже при индивидуальных различиях есть между нами существенная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В силу этой связи все люди составляют одно тело, по выражению ап. Павла, или «один город», – по выражению Зенона. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт. 2:23 ): этими словами Адам выразил свой восторг при появлении Евы и любовь свою к ней, и как на основание своей любви, он указывает, что в ней видит ту же природу, какую носит в себе. Эту же мысль выражают слова Бытописателя: для человека не нашлось помощника, подобного ему (2:20). Следовательно, подобие составляет условие тесной связи или любви между существами. Но общая человеческая сущность, лежащая в основе их лиц и побуждающая ко взаимной любви, указывает на более общую сущность, всеобъемлющую, или божескую, лежащую в основании первой. Как человек есть подобие другого человека, от которого он родился, так все в совокупности человечество есть подобие своего Творца, и в силу этого подобия побуждается к любви Творца. В Свящ. Писании прямо говорится, что мы божеского рода ( Деян. 17:20 ). Говорится также: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:22 ). И еще: в Нем мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). И, следовательно, источник любви есть Бог. Он и в Самом Себе, в Своей Собственной сущности есть вечная любовь: «Бог есть любовь», – говорит ап. Иоанн (4:8, 16). Сотворивши по любви мир, как Свое подобие, Бог обязал этим и человека любить Его, как свой первообраз. Любовь Божия есть первая любовь, а любовь наша есть вторая любовь. Потому говорит апостол: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Любовь Свою к миру Бог выразил в особенности ниспосланием Сына Своего для искупления человеческого рода. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 ). В этом Божием действии выразился самым ясным образом существенный элемент любви – самопожертвование. Этот элемент должен характеризовать и нашу любовь к Богу. Мы должны отвергнуться и забыть себя, чтобы жить Богом и в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Глава I . Дан. 1:1 . В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Это тот самый Иоаким, сын Иосии, в тринадцатый год которого начал пророчествовать Иеремия, при котором и женщина Олда пророчествовала, который называется другим именем Елиаким и царствовал над коленом Иудиным и Иерусалимом одиннадцать лет. После него вступил на царство сын его Иоахим 5 , именуемый Иехониею, который в третий месяц своего царствования, в десятый день был взят в плен вождями Навуходовосора и отведен в Вавилон, и вместо него был поставлен дядя его, Седекия, сын Иосии, в одиннадцатый год которого Иерусалим был взят и разрушен. Поэтому никто не должен думать, что Иоаким, о котором говорится в начале Даииила, тожествен с тем Иоахимом, о котором пишется в начале Иезекииля. Ибо этот имеет последним слогом chin, а тот – cim. Поэтому и в Евангелии от (secundum) Матфея, по-видимому, недостает одного рода, так как вторые четырнадцать родов ( τεσσαραδκας) оканчиваются Иоакимом, Сыном Иосии, а третьи начинаются Иоахимом 6 , сыном Иоакимовым. Не зная этого, Порфирий клевещет на церковь и, стараясь уличить евангелиста Матфея во лжи, обнаруживает свое невежество. Дан. 1:2 . И предал Господь в руку его Иоакима, царя иудейского. Когда пишется, что Иоаким был предан, то это показывает, что победа была не вследствие силы противников, а по воле Господа. И часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес [эти] сосуды в сокровищницу бога своего. Земля Сеннаар – это местность в Вавилоне, в котором находилось поле Дура и башня, которую двинувшиеся с востока старались построить до неба ( Быт. 11 ). Поэтому место то и получило от смешения языков название Вавилона, который в переводе на нашем языке означает «смешение». Следует также заметить применительно к таинственному смыслу, что царь вавилонский не мог перенести все сосуды дома Божия и поместить их в устроенном им у себя капище, а [перенес только] часть сосудов дома Божия, под которыми должно разуметь учения истины. Ибо если раскроешь все книги философов, то непременно найдешь в них некоторую часть сосудов Божиих. Так, у Платона [найдешь] Творца мира, Бога, у Зенона, главы стоиков, низшие и бессмертные души и единое благо, честность. Но так как они примешивают ложь к истине и портят естественно хорошее чрез многое дурное, то вследствие этого говорится, что он взял часть сосудов дома Божия, а не все сосуды в целом и совершенном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Лука, – ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». (17:21). Но любовь «слушать что-нибудь новое» еще не свидетельствует об искании истины. Старый греческий мир, с его настоящей мудростью, уже умирал, а новый, в лице тех немногих греков, которые приходили в Иерусалим «видеть Иисуса», едва зарождался к жизни во Христе. Бродя по улицам города и видя бездушие язычества, Павел «возмутился духом» и начал открыто осуждать идолопоклонство. Тогда некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?». А другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах» (17:18). Философам хотелось бы порассудить с Павлом о «высочайшем благе», об «удовольствиях и добродетелях» и прочих высоких отвлеченных предметах, а Павел проповедовал им о Иисусе, распятом и о воскресении мертвых. Апостол Павел, знакомый с философскими системами и их терминологией, проповедовал премудрость Божию не путем логических аристотелевских рассуждений, что было не в обычае у афинских философов. Однако, многими слушателями овладело любопытство и желание развлечься чем-нибудь новым и необыкновенным. Они пригласили Павла в Ареопаг, верховное судилище, где когда-то в древности допрашивали и осудили на смерть Сократа. Но теперь Ареопаг не имел такого грозного значения, и допрос Павла не был официальным. Афиняне только спросили его: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою.... Ибо что-то странное влагаешь ты в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» (17:19–20). Среди любопытствующей толпы, наполнившей Ареопаг, присутствовали философы, представители различных учений. Так, здесь были эпикурейцы, которые учили, что высшее благо есть удовольствие, стоики, державшиеся учения Зенона, что высшее благо есть добродетель, академики, бывшие последователи Платона и др. Тогда Павел обратился к Ареопагу со следующей речью: «Афиняне – сказал он, – по всему вижу, что вы как бы особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Н а Страшном суде кающиеся грешники будут иметь жребий со святыми, а нераскаянные грешники будут осуждены на вечную муку. Увидит вор своего друга-вора, с которым вместе воровал, стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит разбойник-грабитель своего друга – разбойника-грабителя стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит блудник блудницу, с которой творил темные тайные дела, стоящей среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. За что эти грешники будут стоять среди праведников? За то, что они покаялись, исповедались во всех своих грехах, а Слово Божие говорит, что покаяние делает грешников чистыми и равняет их со святыми. Г осподь Бог говорит грешникам через пророка Исаию такие утешительные слова: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис.1:18 ) через искреннее покаяние. Г осподь знает, что человек окаянен, и потому даровал ему покаяние на все время земной жизни его. И действует на нас могущественно и спасительно покаяние до последнего издыхания нашего. П окаяние и смирение нужнее и выше всех добрых дел и до конца жизни не прекращаются. В о всякой погрешности твоей приноси покаяние – и не подвергнешься недоумению в час смерти. Господь приложил к дару крещения дар покаяния, действующий до последнего издыхания нашего; если бы не было покаяния, не было бы и спасающихся. Как надо каяться О днажды два инока, бывшие на исповеди у аввы Зенона, сошедшись вместе, спрашивали друг у друга, какое воздействие эта исповедь произвела на них. Первый сказал, что за молитвы старца Господь исцелил его и он чувствует облегчение от тяготы духовной. Другой сказал, что он хотя и исповедался, но не ощутил исцеления. Получивший пользу спросил: «Как ты исповедался старцу?» Тот ответил: «Я объяснил ему, что за мной такие-то грехи, просил молиться». Но получивший пользу сказал: «А я, исповедуя помыслы мои старцу, поливал слезами ноги его, и за его молитвы Бог исцелил меня». Ч то значит искренне исповедоваться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять (преподобный Амвросий Оптинский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Один из отцов рассказал нам об императоре Зеноне. Однажды он оскорбил одну женщину в лице ее дочери. Женщина часто молилась в храме Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Марии, взывая к Ней со слезами: «Накажи императора Зенона». Долгое время она поступала таким образом – и вот Пресвятая Богоматерь, явившись ей, говорит: «Поверь мне, женщина, Я давно бы наказала его, но его десница удерживает Меня». А он был очень сострадателен. 176. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея. Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. Когда я был молод, – рассказывал Андрей, – я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем один из них был человек трудолюбивый, а другой – еврей. В пустыне – еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил и на то, чтобы несли его другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Мы со слезами положили его на песке... Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас: – Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем... Я желаю быть христианином... Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу... – Брат, – сказали мы ему, – увы, нам этого сделать нельзя: мы – миряне, а это дело – епископов и священников. Да и воды здесь негде взять... Но он неотступно со слезами заклинал нас: – Христиане, не лишите меня этого дара... Мы были в величайшем затруднении. Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010