Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Греции православному священнику вынесен приговор за слишком громкий колокольный звон 11.01.2008 Священник Элладской Православной Церкви получил обвинительный приговор суда за громкий колокольный звон, сообщает 11 января греческое государственное телевидение. Против священника храма Успения Божией Матери, расположенного на горе Пелион в Центральной Греции , подали иск постоянные жители близлежащего курорта. По их утверждению, колокола церкви звонили чрезмерно громко и часто, мешая тем самым повседневной жизни горожан. Эксперты, назначенные судом, произвели замеры шума и установили, что его уровень превышал установленный законом предел. Как следствие, священник-нарушитель получил 70 дней тюрьмы условно. В Греции существуют тысячи православных храмов, подавляющее число из которых имеет колокольню или звонницу. Как правило, колоколами управляет электроника, а не звонарь, хотя в монастырях в колокола звонят по-старому, вручную. Кроме того, большинство приходских храмов Греции оборудовано аудиосистемой, которая транслирует службу через громкоговорители как внутри храма, так и во дворе. Учитывая, что многие церкви находятся в густо застроенных городских районах, нынешний судебный процесс не стал чем-то необычным. Беспрецедентным оказался лишь тюремный срок, назначенный священнику, хотя и условно. По данным аппарата греческого омбудсмена (чиновника, отвечающего за защиту прав граждан), проблема колокольного звона стоит достаточно остро. " Шум, создаваемый электрическими приспособления колокольного звона, на всей территории Греции и во многих случаях приводит к проблеме шумового загрязнения, снижению качества жизни и угрозе для здоровья граждан " , - отмечается в специальном докладе омбудсмена, посвященном специально колокольному звону. Вследствие этого омбудсмен поддержал в 2005 году два аналогичных иска, поданных против приходских храмов за чрезмерно громкий звон, и попросил правительство принять меры к тому, чтобы закон о шумовом загрязнении распространялся впредь и на церкви. РИА «Новости»/Седмица.Ru Редакция текста от: 11.01.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4275.html

Разделы портала «Азбука веры» Оригинал в pdf Vinos voco Mortuos plango Sabbatem pango Fulguro frango Тьмолюбивый дух действует в русской революции с самого зачатия ее. Ныне с особенной ненавистью обрушился он на колокола и колокольный звон. Трудно найти явление более символическое, чем этот вызов, брошенный небесам. На философском языке можно было бы окрестить одержи­мость революционеров как предельный психологизм: восполненная, безумная, бредовая голова и холодное, жестокое, глухое сердце. Это состояние — полная противоположность духов­ности, которая характеризуется холодной, ясной головой и любящим, горячим сердцем. В этом смысле колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колеба­ниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми — духовно согревает его. Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил. Однако основной чистый замысел колокольного звона подвергался в истории церковного искусства недолжным перетолкованиям и даже искажениям. Существует два стиля колокольного звона. Первый заклю­чается в том, что настроенные точно в современную темпери­рованную гамму колокола дают мелодический рисунок какой — либо готовой темы, причем ритм звона естественно соответствует этой теме, играя либо составную, либо подчи­ненную роль. Это же придется сказать и про специфический тембр колокола. Иногда мелодический рисунок состоит в повторении какой — либо несложной фигуры или интервала (большей частью — малой терции, либо мажорного трезвучия). Но и фигура эта и интервал находятся в пределах темпе­рированной гаммы, а ритм здесь так же, как и в первом случае, играет либо составную, либо подчиненную роль. Это — тип западно-европейский: его внес в Россию талантли­вый, но совершенно лишенный чувства русского стиля о. Аристарх Израилев (род. в 1817 г.). Основной порок западного стиля тот, что он поручает колоколам несоответствующую им задачу, которую несравненно лучше и целесообразнее по­ручить человеческим голосам и оркестровым инструментам. Мелодическая фигура, или даже целая мелодия на колоколе, может иметь значение лишь гротеска-барокко — каковой мы и наблюдаем, напр., в исполнении курантами или карильонами их мелодий. Всерьез же исполняемая на колоколах мелодия (да еще с литургическими целями) производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного. Впечатление здесь аналогично производи­мому картинно-перспективными приемами в иконописи, или, что еще хуже — движущейся куклой или автоматом (приблизительно то же самое, как если бы задумали, напр., скульптурным произведениям католических храмов сообщить движение или ввести в кинематограф богослужение).

http://azbyka.ru/jesteticheskij-i-bogosl...

По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать. В восточных православных странах в XI-XII вв. было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII в. последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV в. на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI-XVII вв., а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово " звон " также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и литургии, точнее, к часам перед литургией. К самой литургии бывает трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Картина Зураба Ачбы Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой художник ? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!» Зураб вздыхает: – Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей… Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них – только небо Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них – только небо. Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем – еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку – горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и – услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них – только небо. И понял, что сон его – вещий. Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы. Картина Зураба Ачбы Художники смогут пожить здесь бесплатно и порадовать душу пейзажами Абхазии, смогут поделиться опытом друг с другом и, может быть, проведут мастер-класс для детишек, которых Зураб будет учить. А если в благодарность за гостеприимство подарят свою картину – то тогда со временем получится настоящая галерея современной живописи!

http://pravoslavie.ru/93480.html

Наконец, колокола сообщали, о важных государственных или местных событиях. Таковы некоторые наиболее значительные функции у колоколов в общественной жизни северноруссов. Колокольный звон развивался как разновидность народного искусства. Ст. Смоленский отмечал, что «художественный звон возможен лишь на малых колокольнях, где все колокола подчинены воле одного звонаря» 14 . Мы не отрицаем возможность красивых звонов в большие колокола (пример тому звонница Ростова Великого), однако на Русском Севере преобладали одноярусные колокольни со сравнительно легкими колоколами. Звонарями на Севере были местные жители, в церковной иерархии они стояли на самой низкой ступени: «Церковный сторож, он же звонарь (по-местному трапезник), нанимался ли он от общества, или от выборного им лица, сверх денежных вознаграждений получает подаяние, для этого он ходит по домам прихожан в каждый праздник. Там этому трапезнику подают печеный хлеб, шаньги и пр.» 15 . Трапезнику часто поручали и копать могилы, в зимнее время за плату от 40 до 50 копеек, а летом – от 20 до 30. Думается, при таком положении дел трапезник был небогатым человеком. Источники, описывающие красивые звоны, не называют, как правило, имен звонарей. Судя по широкому распространению звонов, большому количеству колоколен в северных городах и деревнях, мы можем считать колокольный звон одним из обычных проявлений народного искусства, где мастер часто анонимен. Говоря о звонах как народном искусстве отметим существовавший в России обычай, по которому в течение пасхальной недели доступ на колокольни был совершенно открытым. По свидетельству бывшего звонаря поморского села Ненокса С. П. Аркадова, он пристрастился к звонам во время Пасхи, когда была «звонильна неделя». П. С. Ефименко пишет: «Как во всю неделю Пасхи бывают целодневные звоны на церковных колокольнях, то у мужчин и женщин, холостых и женатых, замужних и девушек есть обычай ходить после первого дня на церковные колокольни толпами» 16 . Автору статьи приходилось слышать о «звонильной неделе» по всему Северу, от бассейна Мезени до Вычегды, от Пинежья до Поонежья. Звонить мог каждый, вплоть до подростков. Такая традиция, конечно же, способствовала появлению новых сочетаний звона, отбору ритмических «фигур», закреплявшихся потом в музыке трезвона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Министерство охраны окружающей среды Греции заинтересовалось проблемой шума, исходящего от звона колоколов. Полемика в греческом обществе вокруг этой проблемы длится уже долгое время, и по поводу воздействия шума от колоколов высказываются диаметрально противоположные суждения. 25 июля. ПРАВМИР. Министерство охраны окружающей среды Греции заинтересовалось проблемой шума, исходящего от звона колоколов. Полемика в греческом обществе вокруг этой проблемы длится уже долгое время, и по поводу воздействия шума от колоколов высказываются диаметрально противоположные суждения. Одни приравнивают этот шум к транспортному и другим видам шума и требуют его ограничить согласно общим нормам, вторые предполагают, что колокольный звон вообще не следует ограничивать по каким-либо критериям. Тем не менее, министерство предлагает достаточно жесткие ограничения на шум в ночное время. К примеру, с 23.00 до 07.00 предел шума не должен превышать 60 децибел. Более низкие показатели предписываются для тех областей, где находятся медицинские и образовательные учреждения, театры и прочее. Также есть предполагаемые ограничения днем – 65 децибел, ночью – 55 децибел. Однако данная проблема касается не только шума от звона колоколов. Министерством предлагаются новые пределы допустимого уровня шума, исходящего и от транспортной инфраструктуры. Несмотря на комплексное решение проблемы шума, вопрос о звоне колоколов остается открытым. Вполне может быть, что в скором времени колокольный звон полностью будет контролироваться соответствующими структурами. Однако, возможно, этот вопрос будет решен при помощи пересмотра определенных статей о жилых сооружениях: усиление звукоизоляционных характеристик зданий решило бы эти проблемы. Читайте также: Когда звонит звонарь… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/grecheskie-chinovniki-...

Теперь колокольный звон сможет осуществляться с участием или без участия человека. Устройство может работать как совместно с системой ручного звона, так и при ее отсутствии. Системы ручного и автоматического звона функционируют независимо и не мешают друг другу. 23 мая. ПРАВМИР. В Исаакиевском соборе прошла презентация автоматизированной системы управления колоколами «Электронный звонарь». Теперь колокольный звон сможет осуществляться с участием или без участия человека. Устройство может работать как совместно с системой ручного звона, так и при ее отсутствии. Системы ручного и автоматического звона функционируют независимо и не мешают друг другу, сообщает Интерфакас-Религия. Колокол имеет пульт дистанционного управления по радиоканалу с жидкокристаллическим дисплеем, который используется для настройки силы удара в каждый колокол, темпа исполнения звонов, а также синхронизации колоколов между собой. Радиус действия дистанционного пульта до 30 метров. В систему встроен GSM-мoдyль, который позволяет запрограммировать до 99 колокольных звонов. В первый раз колокольный звон, запущенный дистанционным управлением, прозвучит в День города, 27 мая. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kolokola-issakievskogo...

Четвертый, весом в 55 пудов и язык в 1 пуд] 28 фунтов], в диаметре 1 арш[ин], имеет надпись: «Воспойте Господеви песнь нову; хваление Его в церкви преподобных». Пятый, весом в 23 п[уда] 25 ф[унтов] и язык в 33 ф[унта], в диаметре 12 вершков, имеет надпись: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его». Шестой, весом в 12 п[удов] 5 ф[унтов] и язык в 17 ф[унтов], в диаметре 10 вершков, имеет надпись: «Хвалите Его в кимвалех доброгласных; хвалите Его в кимвалех восклицания». Седьмой, весом в 6 п[удов] 18 ф[ унтов] и язык в 8,5 фунтов], в диаметре 8 вершков, имеет надпись: «Пойте Господеви в гуслех, вострубите пред Царем Господем». Восьмой, весом в 2 п[уда] 28 ф[унтов] и язык в 4,5 ф[унта], в диаметре 6 вершков, имеет надпись: «Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся и пойте». Все колокола вылиты из старых сибирских пятаков, которых для сего по Высочайшему повелению отпущено было до 4000 пудов. Ценность каждого пуда этой меди, заключающей в себе 1 зол[отник] 35 дол[ей] золота и 31 зол[отник] 3 дол[и] серебра, составляет 21 рубль 77,5 коп[еек] серебр[ом]; но повелено взять за пуд по 9руб[лей] 50 коп[еек] серебр[ом], т.е. ту цену, какая была в то время за медь в штыках. Несмотря на то что колокола не на одной колокольне, а на всех четырех, по четырем углам собора, на расстоянии друг от друга 20 сажен, звон начинается так же постепенно и оканчивается также вдруг, как бы и на одной колокольне. Этим делом заправляют особые звонари 12 человек под дирекциею главного из них, который занимается своей профессией около 60 лет. Звон Исаакиевских колоколов сильный, но гармоничный. Он покрывает звон всех городских церквей и далеко слышится за столицей 386 . На колокольне Морского Богоявленского Николаевского собора в С.-Петербурге, для благовеста и звона, 13 медных колоколов; 1-й, большой колокол, весом 541 пуд 14 ф[унтов], перелит в 1865 году из вылитого в 1835 году и разбитого по времени колокола, весом 487 п[удов] 19 ф[унтов] с прибавкой новой меди. 2-й, полиелейный, весом 282 п[уда] 12 ф[унтов], вылит в 1758 году января 24 дня, на нем образ распятия. 3-й, ежедневный, весом 174 п[уда], с надписью: «Лит сей колокол в Москве, московским мастером Константином Михайловым Слизовым. 4-й, весом 115 пуд[ов] 38 ф[унтов]. В прошлом столетии колокол сей называли пожарным, по той, конечно, причине, что в него ударяли во время пожара. 5-й, весом 64 п[уда] 15 ф[унтов], лит в 1758 г. и тем же мастером Слизовым. 6-й весом 38 п[удов] 30 ф[унтов], 7-й – 20 п[удов] 2 8-й – 12 пудов] 12 ф[унтов], 9-й – 6 п[удов] 109 ф[унтов], 10-й – 4 п[уда] 9 фунтов], 11-й – 2 п[уда] 24 ф[унта], 12-й – 2 п[уда] 13 ф[унтов] и 13-й – 1 п[уд] 24,5 ф[унта]. Во всех колоколах весу 1266 п[удов] 21,5 ф[унт].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Теперь это станет ежегодной традицией 8 мая. ПРАВМИР. В День Победы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во всех храмах Русской Православной Церкви будет совершаться заупокойный колокольный звон в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Об этом сообщается в пресс-релизе Синодального информационного отдела. Заупокойный колокольный звон начнется ровно в полдень и будет продолжаться в течение 15 минут. Перед этим, за Божественной литургией будет совершаться молитвенное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Начиная с этого года заупокойный колокольный звон станет ежегодной традицией, приуроченной ко Дню Победы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2015 7 мая, 2015 7 мая, 2015 27 января, 2024 8 мая, 2023 22 июня, 2022 9 мая, 2022 10 апреля, 2022 4 января, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/9-maya-vo-vseh-hramah-...

Шестой колокол назывался «пахомиев». Был пожертвован епископом Тамбовским Пахомием в 1785 году, когда он уже отошёл от дел и жил на покое в Москве. Весил он 86 пудов (1,4 т). Седьмой колокол - 56 пудов 7 фунтов (920 кг). Ещё первоначальник Иоанн приобрёл колокол весом в 54 пуда, но у него поломались уши и в 1829 г. он был перелит (одновременно с отливкой большого колокола). В 1860 г. он разбился и был перелит вторично. Несмотря на двойную переплавку, считалось, что колокол - тот же самый. Восьмой колокол - 27 пудов 25 фунтов (425 кг) назывался «правильный». Его звон созывал монахов к братскому правилу (общей молитве). Был в числе приобретённых первоначальником в 1729 году. Не переливался. Всего колоколов в конце XIX века было 19. В Саровской пустыни соблюдалась интересная традиция - все звонари на колокольне были слепыми. Надо ли говорить, что в Сарове колокольный звон был возведён в ранг искусства, освящённого традициями, идущими со времён первоначальника. Звон в пустыни имел «свою особенную мелодию, своё особенное наследование». Выше колоколов находились часы, перевешенные ещё со старой колокольни. Диаметр их циферблата был 4 метра, часы отбивали каждый час, четверть и минуту. Механизм играл мелодию на слова «Кто тебя избежит, смертный час», постоянно напоминая монахам и паломникам о бренности земного существования. Хочется привести здесь художественный отрывок, взятый из путевых заметок одного паломника, остановившегося в гостинице Саровской пустыни: «Полная луна таинственно, спокойно глядит в открытые окна. Стоит тёплая, благовонная, тихая июльская ночь. Аромат бесчисленной сосны дремучего бора плывёт тёплой струёй целительного бальзама. Тишина полная, вся исполненная какой-то таинственности и благоговейного безмолвия. Только башенные часы на колокольне торжественно отбивают отлетающие в вечность минуты, да каждые четверть часа куранты играют что-то, дивно гармонирующее, как бы сливающееся в тихом аккорде с ниспавшей на обитель тишиной...» На верх колокольни пускали посетителей.

http://sobory.ru/article/?object=37254

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010