- Вас не волнует, что интерес людей может так и остаться на уровне культуры, глубже не пойдет? - Понимаете, я лично пришел к вере, к Церкви именно через культуру - через экскурсии в 1970-е годы... Бывает, что человек приходит на экскурсию на колокольню и как бы прилепляется к ней на всю жизнь. А бывает, один раз придет и больше его не видать. Но звон - в частности, наш звон в храме Христа Спасителя, - все-таки никого не оставляет равнодушным. Какие есть виды колоколов? (и, как правило, управляются ножной педалью), Когда звонят в колокола?звоном встречают крестный ход. • Первый пасхальный звон совершается в ночь на Пасху, когда христиане выходят из храма на крестный ход. Какие есть виды звонов? Существует 4 канонических звона: • благовест - равномерные удары в один (реже - в два) больших колокола; как правило, это призыв к богослужению; • перебор - одиночные удары в колокола по очереди, от малого до большого; обычно сопровождает погребение; • перезвон - удары в колокола от большого к малому; печально-торжественный звон, исполняемый в Великую Пятницу, Великую Субботу и в некоторые другие дни; • трезвон - звон во все колокола, он строго не регламентируется. Беседовала Валерия Посашко. Фото Владимира Ештокина Автор: КОНОВАЛОВ Игорь, главный звонарь Московского Кремля Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

К женским модным укладкам ремесло укладника отношения не имеет. Укладник — это мастер, делающий уклад (сталь, которой укладывают или наваривают лезвия столярных и других орудий), булат. Укладник — мастер, делающий уклад (сталь, которой укладывают или наваривают лезвия столярных и других орудий), булат. Как называлось судно, которое послужило прототипом корабля, размещенного на гербе Костромы? «Москва» «Кострома» «Великий Новгород» «Тверь» Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

Как называлось судно, которое послужило прототипом корабля, размещенного на гербе Костромы? «Москва» «Великий Новгород» «Кострома» «Тверь» Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Правильный ответ — «Тверь». Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Весной и летом 1767 года императрица Екатерина II в сопровождении свиты совершала путешествие по Волге на специально построенных в Твери десяти судах. Возглавляла флотилию галера императрицы «Тверь». В мае Екатерину II с почетом встречали в Костроме. Салют, иллюминация, колокольный звон потрясли императрицу, и она пожаловала городу собственный герб. В память об историческом событии галера Екатерины II появилась на гербе. Чем занимались костромские ремесленники, которых называли «укладниками»? Варили сталь

http://sever.foma.ru/ds_quiz/skolko-tajn...

В молитве на освящение колокола есть моление о том, чтобы Господь Бог подал силу колоколу своим звоном прекращать смертоносные язвы и бури 335 . Но это еще не все. Вам ли, сельским жителям, указывать на серьезную и важную сторону колокольного звона? Все заснули – а колокол? Он один не спит, он своим равномерным ударом вещает, что здесь есть сторож, который в минуту опасности разбудит спящего. А затем, во время пожара, кто как не колокол взывает, чтобы спасали имущество, а иногда и семью, и детей. А во время непогоды, бури звон колокольный может указать путнику, где он может отогреть свои замерзшие члены. А затем, на пароходе, во время непогоды, вблизи берегов колокольный звон предостерегает капитана, где есть опасность. Да, немаловажное значение имеет колокольный звон! Те, которые никогда не ходят в храм, которые предаются удовольствиям, которые больше всего любят деньги, те только могут сказать: зачем нужны храмы? зачем нужны колокола? А для нас с вами, заботящихся о своей душе, нужны и храмы, и колокола, и все церковное. Дорогие братие и сестры, в нашей душе есть некий тайный голос. Этот голос предостерегает нас от зла, направляет на доброе, обличает пороки. Этот голос вы все знаете, этот голос именуется совестью. Но, увы, спит иногда наша совесть, уснувшая от наших грехов и от наших искушений. Желаю, чтобы наша совесть пробуждалась в минуты колокольного звона. Когда человек в минуты соблазна готов решиться на дурное, порочное дело, в котором он после будет раскаиваться, пусть звон колокольный вещает ему о правде Божией, о Страшном суде, когда он должен будет предстать пред правосудным Судиею. Или, в минуты тяжелого раздумья, когда человек вспоминает свои грехи и сознает их, и часто кажется ему, что ему уже нет пощады, и он готов впасть в уныние... Пусть звон колокола вещает ему о том, что Господь пришел спасти грешников, за этих грешников Он пролил Кровь Свою. Пусть он вещает ему о Боге, о пути к небу, где сияет Царство Небесное и вечная радость. Помогай нам, Господи, ведь Тебе все возможно! Ты управляешь не только одушевленными, но и бездушными стихиями, ибо Ты – Всемогущий! Тебе все возможно! Помогай нам! Лествица высокая

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора — это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.    Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).    Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.    Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.    Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.    Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.    «Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.    Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.    В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.    В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Рукопись Сараджева позволяет составить некоторое представление не только о звуковом спектре колоколов, но и о подборе колоколов для одной звонницы (в нескольких случаях Сараджев дает более чем по одному колоколу из подбора). Наиболее интересен подбор колоколов на Колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, где самый большой колокол включает, помимо основного тона, 26 обертонов: В данном конкретном случае основные тона нескольких колоколов выстраиваются в хроматический звукоряд (при всей условности перенесения звука колоколов на нотный стан). Иными словами, при подборе колоколов данной звонницы старались обеспечить максимальное разнообразие тонов, причем даже расстояние в малую секунду не воспринималось как диссонанс. Любопытно, что старые мастера звона остро чувствовали, какие колокола подходят друг к другу, а какие нет, то есть существовало четкое представление о «колокольном консонансе». Но сформулировать правила такого консонанса, который «весьма диссонантен в классическом понимании этого термина» 307 , по-видимому, вообще невозможно. Колокольный звон разделяется на несколько видов или жанров. Благовестом называются равномерные удары в один и тот же колокол (благовест совершается перед началом всякого богослужения, но в праздники благовест переходит в звон, а в будни не переходит). Перезвон – это поочередные удары в разные колокола: от самого низкого до самого высокого. Перебор – поочередный звон во все колокола в нисходящем порядке, после чего ударяют во все колокола вместе. Трезвоном называют наиболее торжественный, праздничный звон в несколько (5, 10, 12 и более) колоколов. Что же касается термина «звон», то он применяется ко многим видам разноритмичных ударов в несколько колоколов. В соответствии со своим назначением звоны могут иметь собственные наименования: красный (пасхальный, торжественный, особенно красивый), встречный (бывающий на встречу архиерея), водосвятный (к водосвятному молебну), погребальный, молебный и др. Некоторые ростовские звоны связаны с именами митрополитов или известных звонарей: Ионафановский, Акимовский, Егорьевский, Ионинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одновременно с нарастанием веса увеличивалось и количество колоколов. Так, по свидетельству современников, в одной только Москве и ее пригородах в XVI-XVII вв. было более 4000 церквей, при каждой из них было от 5 до 10 колоколов 31 . Невообразимый гул стоял в Москве во время больших праздников, когда несколько десятков тысяч колоколов звонили одновременно. Распространение колоколов на Руси вызвало в народе и особое отношение к ним. Издавна известна любовь русских людей к колокольному звону с его разнообразием и величием, какого нет в других странах. Разный характер звонов исходит от разных жанровых начал его. Здесь и звон-сигнал, простой, четкий, ясный; звон эпический, связанный с героикой и славой, – такой звон медлен, величав, с использованием больших колоколов, задающих основу. «Проводной» (похоронный) звон с помощью глубоких пауз, большого затихания, чередующегося с ярким ударом во все колокола, умеренного движения производит сильное впечатление скорби, глубокого трагизма. Послесвадебный же звон, с его большим разгоном от малых колокольцев с постепенным подключением все более крупных, с его ярким усилением, кончающимся полным фортиссимо, обладает жизнерадостностью интонаций, особой торжественностью. Зачастую колокольные звоны приобретают черты танцевальности. Римский-Корсаков отметил это, пересказав со слов одного из своих знакомых, как какой-то подвыпивший мужик под праздничный трезвон сначала крестился, а потом – пустился в пляс 32 . Веселый, задорный колокольный звон очень близок русским частушкам. И это не случайно. Очень часто звонари для того, чтобы запомнить и правильно воспроизвести определенную ритмическую фигуру, во время игры выплясывали и пропевали ими сочиненные попевки, иногда довольно фривольного содержания. С давних пор в России был обычай: на Пасху на колокольню мог подняться и звонить в колокола всякий, кто пожелает. Тогда звучали с колоколен различные народные ритмы и мелодии. Важнейшим качеством, определяющим жанровую разновидность звона, является его ритм. Именно он в первую очередь позволяет отличить друг от друга танцевальный, эпический, лирический, похоронный и другие виды звонов. Конечно, тут имеют место особенности фактуры, оркестровки, в какой-то степени мелодического движения. Но все же ритмический рисунок – это содержание колокольного звона. Музыка русских колоколов не мелодическая, а ритмическая.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Венцы , употребляемые при венчании, делаются наподобие корон с крестиками наверху. (Рис. на л. 63). Церковную утварь составляют: кадило – сосуд на цепочках для каждения, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одна другую, кропило – для окропления Св. водой, изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом», различные светильники : подсвечники, лампады, люстры, называемые иначе паникадилами или поликадилами, фонари, употребляющиеся во время крестных ходов 24 , канунник для воззжения свечей при служении панихид (рис. 247) и столик для благословения хлебов (рис. 248 на л. 63). К церковным предметам церковной утвари принадлежат еще колокола. Колокола употребляются лишь с VII века (сначала на Западе). Во времена гонений на христиан сроки для богослужения определялись через словесное объявление совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлением по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые «билами» или «клепалами», по которым ударяли молотком (рис. 124 на л. 32). В VII веке появляются колокола в итальянской области Кампании; поэтому колокола называются еще «кампанами». С Запада в IX веке колокола проникли в Грецию и особенно распространились во время крестовых походов. От греков колокола не только проникли в Россию, но и укоренились в ней, приняли различный вид и величину; на Востоке же постепенно вышли из употребления, особенно после взятия Константинополя турками (1453 г.). Появление колоколов способствовало появлению колоколен, которые сначала строились отдельно от храма в виде невысоких башен, называвшихся «звонницами» и «бильницами» (Рис. на л. 15). В русской Церкви для звона употребляются пять или более колоколов различной величины, а потому и различного тона, а самый звон носит троякое название: благовест, трезвон и перезвон. Благовестом называется звон в один колокол, а трезвоном – одновременный звон во все колокола. Перезвон – медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола; перезвон употребляется обыкновенно при несении умерших. Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба. 33. Священные изображения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перезвон – поочередные удары от большого к малым, без удара «во вся». Водосвятный перезвон – удары от большого к малым по 7 ударов в каждый. Звон в двои – в два колокола – постовой и меньший, с ударом в оба колокола. Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер) 1. Перед службой (к Вечерне) : за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон . 2. Перед Утреней : от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон . 3. Звон к Евангелию : во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон . 4. Звон на «Честнейшую херувим» : от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектеньи – благовест – 9 медленных (с промежутком 15–10 секунд). 5. По окончании службы : по прочтении 1-го часа – трезвон . Звон на Литургию (утро) 6. К Литургии : за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон . 7. На «Достойно есть» : во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест – 12 медленных ударов (с промежутком 20–25 сек). 8. По окончании Литургии: трезвон (во время целования Креста). Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер) 1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон . 2. По окончании службы : по прочтении 1-го часа – трезвон . Приложение 6. Техническое состояние колокольни Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих – проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. Звонарь должен помнить, что в зимнее время, при низкой температуре , колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять , т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит во время звона. Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В то же время церковный колокол воспринимался как священный предмет, к которому относились с почтительным благоговением. Колоколу приписывалась чудотворная сила, считалось, что он способен своим звоном предотвращать стихийные бедствия и отгонять от людей вражью силу. Своего наивысшего расцвета искусство колокольного звона на Руси достигло в XVI–XIX веках. К этому времени наиболее употребительными стали языковые колокола, издававшие звон благодаря удару языка по корпусу колокола, остававшемуся неподвижным (или почти неподвижным) во время звона. Языковые колокола постепенно вытеснили более древние, заимствованные с Запада «очепные» колокола, из которых звук извлекался посредством раскачивания самого колокола, ударявшегося о неподвижно висевший язык. Наборы языковых колоколов разной величины составляли непременную принадлежность звонниц и колоколен, пристраивавшихся к крупным храмам и соборам. Колоколами управляли либо непосредственно с колокольни (звонницы), либо с земли, для чего к языкам колоколов прикрепляли канаты. Для извлечения звука из большого количества колоколов звонарь пользовался пальцами обеих рук, а также правой ногой (как правило, ногой приводился в движение язык наиболее мощного и тяжелого колокола). Нередко для управления большим количеством колоколов привлекалось несколько звонарей. Колокольный звон разделяется на несколько видов или жанров. Благовестом называются равномерные удары в один и тот же колокол (благовест совершается перед началом всякого богослужения, но в праздники благовест переходит в звон, а в будни не переходит). Перезвон – это поочередные удары в разные колокола: от самого низкого до самого высокого. Перебор – поочередный звон во все колокола в нисходящем порядке, после чего ударяют во все колокола вместе. Трезвоном называют наиболее торжественный, праздничный звон в несколько (5, 10, 12 и более) колоколов. Что же касается термина «звон», то он применяется ко многим видам разноритмичных ударов в несколько колоколов. В соответствии со своим назначением звоны могут иметь собственные наименования: красный (пасхальный, торжественный, особенно красивый), встречный (бывающий на встречу архиерея), водосвятный (к водосвятному молебну), погребальный, молебный и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010