ВИДЫ ЗВОНА И НАЗВАНИЯ ИХ  Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон. 1. БЛАГОВЕСТ  Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары. Благовест в свою очередь делится на два вида: Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста. Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех. 2. СОБСТВЕННО ЗВОН Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: 1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола. 2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колокололитейное искусство. Читайте также — На одной из алтайских часовен появится электронный звонарь Очищение и исцеление колокольным звоном Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это — еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому. В современном мире у колокольного звона три основных функции: Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теорий, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для: Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве «лекарственного средства» следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция, и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона — не более чем суеверия. Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храме. Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, — это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

http://pravmir.ru/kolokolnyj-zvon/

Колокольный звон      Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих. Церковный устав различает четыре вида звона: Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны). Потом начинается трезвон. К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.      Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых. После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней . Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника. Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни. Во время всех крестных ходов полагается трезвон. 7 августа 2017 г. Рейтинг: 6.2 Голосов: 1066 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  О Тайной Вечери см. на с. 303–305. (1 ф., с. 159-160) скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104955.html

Разделы портала «Азбука веры» Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения . Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала; 2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений; 3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения. Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала». Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны. Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов: 1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям; 00:28 Благовест 2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.; 03:31 Перезвон 3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола; 4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п. 01:10 Трезвон В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума. Цитаты о колокольном звоне «Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма – нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием. Так что звон как ободряющий фактор во время эпидемии – да, как исцеляющий чисто механически – нет».

http://azbyka.ru/zvon-kolokolnyj

   Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.    Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника.    Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.    Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.    Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, — и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.    Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.    Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.    Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Как и народная песня, колокольные звоны всегда создавались в устной традиции, в процессе коллективной работы. В устном исполнительстве они развивались и видоизменялись. Талантливых звонарей у нас было много, все они передавали давние, сочиненные многими мастерами композиции. Причем они были не просто ремесленниками-исполнителями, а творцами, с вдохновением развивающими уже сложившиеся звоны. Из поколения в поколение передавалось и богатело русское искусство колокольного звона, такое же народное, как русская песня. Народ был творцом звонов, поэтому мы с полным правом можем говорить, что колокольные звоны – музыкальный эпос народа 33 . Любовь русского народа к колокольному звону проявилась и в большом количестве народных песен, посвященных ему. Это: «Чтой-то звон» из Воронежской обл., «В городе звоны» из Курской обл., «Слышно было вдалеке» из Астраханской обл., «Дин-бом» – детская песенка, «Звонили звоны». Почти все они в той или иной степени обыгрывают ритмические попевки самих колокольных звонов. В этом же списке – и замечательный «Вечерний звон», и «У спаса к обедне звонят», и многие другие песни. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Причем здесь можно услышать все разновидности звона – набат в сцене пожара Путивля в опере Бородина «Князь Игорь»; всполошный звон, созывающий опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского; большой звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова; светлый, праздничный звон в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова; торжественный звон во второй картине пролога оперы Мусоргского «Борис Годунов»; ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» Глинки; тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же – мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова, увертюре Чайковского «1812 год», сюите Глазунова «Кремль», кантате Прокофьева «Александр Невский», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина», во многих других произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55). На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62). Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе. Порядок звона при вседневном богослужении К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест. К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни. Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов. Порядок звона при служении Божественной литургии При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74). На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126). Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым. Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов. После литургии бывает проводной звон. Порядок звона при других службах При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола. При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

6. Богослужебный звон . Уставные звоны. 7. Элементы звона . Ростовская традиция звона. 4 билет 1. Классификация колоколов . Западноевропейская традиция. Особенности. 2. История колоколов . Первое упоминание о колоколах на Руси. 3. Производство колоколов . Основные этапы изготовления колоколов. 4. Архитектура . Архитектура первых колокольных построек. 5. Акустика . Основные элементы колокола. 6. Богослужебный звон . Требные звоны (венчание, отпевание). 7. Элементы звона . Лаврская манера звона. 5 билет 1. Классификация колоколов . Русская традиция звона. Особенности. 2. История колоколов . Право герба. Какие заводы имели эту награду? 3. Производство колоколов . Приготовление металла. Виды печей. 4. Архитектура . Размещение колоколов на колокольне. 5. Акустика . Основные требования при подборе колоколов. 6. Богослужебный звон . Звон на Успение и Крещение. 7. Элементы звона . Московская традиция звона. 6 билет 1. Классификация колоколов . Что такое карильон? Особенности звона, география. 2. История колоколов . Била и клепала. 3. Производство колоколов . Обработка колокола после остывания. 4. Архитектура . Классическая схема и система управления звоном. 5. Акустика . Группы колоколов в русской традиции звона. 6. Богослужебный звон . Звон недельного круга богослужений. 7. Элементы звона . Ярославская манера звона. 7 билет 1. Классификация колоколов . Очепной звон. Особенности звона, география. 2. История колоколов . Революции и войны. 3. Производство колоколов . Изготовление языков. 4. Архитектура . Что такое кампанила и беффруа? Особенности размещения колоколов. 5. Акустика . Распространение звука колоколов на расстоянии. 6. Богослужебный звон . Звоны на встречу архиерея. 7. Элементы звона . Звон «в двои». Приложение 10. Ответы на билеты по теории В каждом билете 7 вопрос практический. Традиции и звоны в переложении для учебной звонницы. Нумерация колоколов от малых к большим (справа-налево). 1 билет 1. Классификация колоколов . Поддужные колокола, особенности строения и звона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завидово. Ансамбль Успенской и Троицкой церквей. Колокольня (новая). Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2001 и 2003. Адрес: Тверская область, Конаковский район, село Завидово, Ленинградское шоссе, д. 175. Координаты: 56.529587, 36.530252 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Проект колокольни храмового комплекса, с. Завидово. Высота колокольни 45 м. Авторы проекта - архитекторы Соколов Д.С., Никитин К.В. Размеры колокольни в плане 11х10 м, высотой 45 м без креста. Пятиярусная, два первых яруса прямоугольные, три верхних - восьмигранные. Одновременно являются проездными святыми вратами и замыкается оградой с юга и севера. Звон в третьем ярусе. Завершения - луковичная глава и ажурный крест. http://mdmas.ru/hramostroitelst_97.html В 1860-е г.г., после разборки древней колокольни в центральной части храмового комплекса возвели новую. Строительство велось в 1853-1865 г.г. В апреле 1936 г. последний колокол с колокольни был снят, а колокольню снесли. Почти через 70 лет, в 2001 г. трудами настоятеля Валерия Ильина и Попечительского совета храма начато строительство новой колокольни, которое завершилось в 2003 г. Знаменательное событие произошло 10 мая 2003 г. – на третий ярус колокольни были подняты пять колоколов. При большом стечении прихожан, строителей комплекса, многочисленных гостей из окрестных селений, Москвы и Твери архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения колоколов. К поднятым колоколам вскоре прибавили ещё семь меньших. Венчают колокольню вызолоченные купол и крест, навершие которого достигает 51 метра высоты. Купол смонтирован на земле. Православный колокольный звон не только указывает время Богослужения, но и способен выражать радость, грусть и торжество. Звуки даже одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное и торжественное. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. На колокольню подняты три благовестных колокола: праздничный, полиелейный и простодневный, или будничный. Мерными ударами в один большой колокол созывают в храм Божий к богослужению в праздничные и воскресные дни.

http://sobory.ru/article/?object=48387

Характер звона в значительной степени определяется высотой и мощью используемых колоколов. Но не менее важными являются другие составляющие звона – его ритм и темп. Пасхальный звон, например, характеризуется подвижным темпом, использованием высоких колоколов и мелких долей. Для погребального звона, напротив, характерно использование медленного темпа, крупных долей и низких тембров. Благодаря богатству и разнообразию тембров, ритмов и темпов мастерам колокольного звона удавалось передавать самые разные состояния – от тревоги (удары в набат) и скорби (погребальный звон) до торжественной радости и ликования (праздничный или пасхальный трезвон). Ритм колокольного звона основан на сочетании долей, кратных основной доле. Так, например, приведенный выше Акимовский звон содержит восьмые (наиболее мелкая доля), четверти, половины и целые (наиболее крупная доля). На один удар Красного колокола приходится по два удара колоколов Лебедь, Полиелейный, Сысой и Голодарь, два или шесть ударов Безымянных и восемь ударов Зазвонных колоколов. Как правило, мелкие доли поручаются наиболее высоким и звонким колоколам, крупные – наиболее низким и мощным (хотя в Акимовском звоне наиболее крупная доля оказывается у колокола среднего тембра). Колокольный звон употребляется не только перед богослужением, но и во время богослужения, возвещая о наиболее важных его моментах. В частности, во время литургии в колокола звонят на евхаристическом каноне. На всенощном бдении звон полагается в начале утрени, а во время пения полиелея положен праздничный трезвон. Сочетание трезвона, совершаемого вне храма, с пением внутри него создает неповторимый акустический эффект, придавая соответствующим моментам богослужения праздничный и торжественно-ликующий характер. 297 Владышевская . Музыкальная культура Древней Руси. С. 208. Косвенным (и достаточно поздним) подтверждением западного происхождения колокольных звонов на Руси является выражение «малиновый звон», указывающее на бельгийский город Малин (Мехеден), крупнейший средневековый центр колокольного литья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010