Москва. Церковь Николая Чудотворца " Красный звон " (Рождества Пресвятой Богородицы). Никола Красный звон или У красных колоколов Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца " Красный " Звон построена на средства купца Полякова в 1858 г. (предположительно, по проекту архитектора А.М. Шестакова или Н.И. Козловского) на месте кирпичного храма, известного с 1561 г. и стоявшего на оживлённой трассе, связывавшей район Зарядья с Занеглименьем. Храм XVI в. строился на средства купца Григория Твердикова. Предполагается, что семья Твердиковых снабдила колокольню западноевропейскими колоколами, благодаря красивому звону которых церковь и получила прозвания " Красный звон " , " У красных колоколов " . К концу XIX в. из прежних " красных " колоколов остался один — полиелейный, после закрытия храма в 1927 г. колокол был передан в музей села Коломенского. Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 г. участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в " убогий дом " , и была погребена с почестями только отсеченная голова. Существующая церковь с главным престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, включающий два придела (Никольский и Зосимы и Савватия) и основание 3-ярусной колокольни, возвышающейся над его западной частью. Выстроенная в духе эклектики, ориентированной в трактовке некоторых элементов на образцы древнерусской архитектуры, церковь увенчана крупным, широко расставленным пятиглавием на барабанах, декорированных кокошниками; колокольня завершена шатром. Стройная вертикаль колокольни некогда играла значительную роль в панораме Китай-города. В конце 1922 г. Никольский храм был захвачен какой-то " Свободной трудовой церковью " , в 1925 г. предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. В 1964 г. церковь была отдана учреждениям ЦК КПСС. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла и поэтому к моменту передачи ее 1991 г. верующим находилась в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=03732

Закрыть Колокольный звон – музыка русской души Мария Тоболова   22:31 24.12.2023 112 Время на чтение 14 минут Фото: А.Александровский. Муром. На колокольне Колокола – необходимая часть жизни христианской Церкви и принадлежность православного храма. Церковный звон - это великая духовная святыня: являясь молитвой в звуках, церковный звон связывает землю с Небом. Он ассоциируется с невидимым, непостижимым Творцом, уносит душу от мирской суеты ввысь, в горний мир и напоминает ей о скоротечности земной жизни и о жизни вечной. Рождая молитвенный настрой, звучание колокола укрепляет веру христиан, а в великие и воскресные праздники вселяет в них духовную радость, создает умиротворенное настроение. Звон колокола разносится далеко в воздухе, символизируя распространение Евангелия по всему миру. Колокола появились на несколько веков позже христианства. До раннего Средневековья людей созывали на богослужение при помощи била – деревянной или металлической доски и колотушки. 1 На Западе изобретение привычных для нас колоколов связывают с именем свт. Павлина Милостивого (353 – 431 гг.), епископа итальянского города Нола в провинции Кампания. В церковном предании сохранился рассказ о том, как однажды свт. Павлин прилег отдохнуть на поле, где росли колокольчики. Во сне он увидел, как с небес сходят ангелы, раскачивают цветы и те издают нежные серебристые звуки, похожие на ангельское пение. Придя домой, святой Павлин велел местному мастеру отлить колокол в форме полевого цветка. Так колокола по названию итальянской провинции стали называться «кампанами», а наука о колоколах – кампанологией. Позже в произведениях христианских богословов Средневековья зародилось представление о колокольном звоне как о гласе ангельском, призывающем на встречу с Богом. На Русь колокола пришли одновременно с ее крещением. Во время раскопок на месте Десятинной церкви Киева, выстроенной князем Владимиром, в 1824 году были найдены два колокола, считающимися древнейшими на Руси. Первое летописное свидетельство о колоколах относится к самому началу XI столетия (1066г., 3-я Новгородская летопись), когда колокола упоминаются при Новгородском храме св. Софии. Тогда же впервые стали звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме. В одной из летописей отмечалось, что колокола были «дивны слушаньем» и «глас их красен».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/24/...

Москва. Сретенский монастырь. Надвратная колокольня. /// Объект утрачен Колокольня.  Утрачена.   Год постройки:не ранее 1670. Год утраты:Не установлен. Адрес: 103031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка Координаты: 55.76534, 37.63042 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с Никольской церковью находилась надвратная колокольня формы «восьмерик на четверике», построенная в 1670-х годах. В 1740 году архитектор Иван Мичурин сделал новое завершение с барочным куполом вместо сгоревшего в пожаре 1737 года. После сноса колокольни в 1928 году колокола были проданы в Англию. Предположительно несколько колоколов в середине 1920-х годов выкупил инженер из США Томас Витмор. Он подарил их Гарвардскому университету, где для них построили специальную звонницу. Источник: Старинные путеводители, говоря о замечательных достопримечательностях Москвы, сообщали о колокольных звонах Сретенского монастыря: «Монастырская колокольня славится по Москве весьма искусно подобранными колоколами». Ризничий Сретенского монастыря иеромонах Иосиф в 1911 году писал о колоколах Святой надвратной колокольни обители: «Колокольня имеет довольно красивую восьмигранную форму, снабжена множеством колоколов, из которых большой, отлитый в 1745 году, весит 195 пудов 10 фунтов (3,2 т) и славится в Москве своим гармоничным звоном». В ответ на постановление Моссовета от 11 января 1928 года «О сносе колокольни бывшего Сретенского монастыря» приходской совет 31 марта обращался в Главнауку Наркомпроса с просьбой отдать верующим колокола: «На колокольне бывшего Сретенского монастыря помещается более 20 колоколов разного веса, самый большой из этих колоколов весит 195 пудов. Часть этих колоколов очень древняя, и по своему музыкальному подбору они являются очень ценными». Колокольный звон Сретенской обители славился еще с XVII века, и на то были веские причины. Надвратная колокольня монастыря венчала Сретенский холм, представлявший собой высокий левый берег реки Неглинной. Приближались ли люди к Сретенскому монастырю по Сретенке или со стороны Кремля, они видели: Святая колокольня возвышается над всем. Она доминировала во всех панорамных видах города. Колокольный звон Сретенского монастыря медленно спускался с вершины холма, полновесно заполняя всю долину реки Неглинной и располагавшиеся в ней слободы. И здесь кроется вторая причина, почему этот звон не мог не быть замечательного звучания. Слушали этот звон работники Пушечного двора, обитатели слободы кремлевских звонарей и слободы литейщиков колоколов и пушек, то есть самые требовательные ценители и сами творцы колокольного звона. А уж они должны были позаботиться о качестве колокольного звона Сретенской обители.

http://sobory.ru/article/?object=52904

- Правильно ли я понимаю, что раньше, в советский период, звонарями становились стихийно? То есть человек попадал к какому-нибудь мастеру при храме и начинал учиться звонарному делу? - В советский период гибли и звонари, и инструменты. Надо отметить, что в Москве не осталось ни одного полностью сохранившегося подбора колоколов. Как можно обучить, например, пианиста, если из пианино вырваны половина клавиш? Точно так же невозможно воспитать и звонаря. Потому этот стихийный процесс попадания в звонари очень долго продолжался. Отнюдь не каждый старый звонарь - носитель традиций. - А где можно выучиться этим традициям? Как сейчас стать настоящим - При нашем Храме Христа Спасителя существует школа звонарей, которую возглавляет ваш покорный слуга. Для обучения здесь наличествует настоящий подбор колоколов, который выстроен ближе к ля-минорному звучанию. - Колокола выстраиваются по гаммам, по нотам? - Да, есть различные гаммы. Когда колокола для Храма Христа Спасителя отливали на ЗИЛе, то конкурс выиграли как раз те, которые строили ля-минор и до-мажор. Колокола, которые этот конкурс проиграли, звонари Троице-Сергиевой лавры назвали " пьяными колоколами " . То есть они вообще никак не строили между собой, хрипели. - От чего же зависит качество звучания? - Колокол представляет собой круглый колпак, который вверху втрое тоньше, чем внизу. Нужно в правильно построенную форму залить акустический металл или колокольную бронзу. Такое сочетание формы и содержания и определяет звучание. А если говорить о духовной стороне этого дела, то на звук колокола влияет и священник, который молится за его отливку, и заказчик, который откуда-то деньги, к сожалению, не всегда праведным Более того, практика показывает, что если колокол был для одной колокольни, а попал на другую, то он там звучит плохо. Мы, звонари, считаем, что колокол роднится со своим местом раз и навсегда. Как муж с женой при венчании. - Должен ли звонарь знать нотную грамоту? - Не обязательно. Как иконописцу не обязательно учиться в школе живописи. Иконописец, как и звонарь, должен знать традицию, по которой творится икона или колокольный звон. Конечно, каждый колокол имеет свою ноту, высоту звучания. Но колокольный звон основан на ритме большого колокола, в который абсолютно точно должны укладываться все остальные колокола, исполняя свою партию. Представьте себе, что по звуку большого колокола я могу узнать, кто в него звонит и в каком настроении. Поэтому звонари Храма Христа Спасителя перед началом звона собираются у иконы и молятся, чтобы звон воспринимался не просто как за а как общее действие всех звонарей. Вот это гораздо важнее, чем нотная грамота. Мы можем разбираться в диезах-бемолях, в гаммах, терциях и секундах, но если у звонарей не будет мира и покоя в душе, то и звон у нас выйдет такой же ершистый.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Мощи Николая Чудотворца в Москве – как это будет Колокольный звон, питание, доступ для маломобильных граждан 17 мая, 2017 Колокольный звон, питание, доступ для маломобильных граждан Мощи святителя Николая Чудотворца доставят в Россию 21 мая Мощи святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари в Москву 21 мая для поклонения верующих доставят глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и мэр Бари Антонио Декаро. Кроме того, в принесении христианской святыни в Россию будут участвовать представители Римско-Католической Церкви: архиепископ монсеньор Франческо Какуччи, настоятель Базилики падре Чиро Капотосто и секретарь папского совета по христианскому единству монсеньор Андреа Пальмиери. Мощи Николая Чудотворца, которые впервые в истории покинут город Бари, доставят из Италии в Россию спецбортом. Москва встретит мощи колокольным звоном Мощи прибудут в Москву вечером 21 мая. Их разместят в храме Христа Спасителя. Святыню встретит Патриарх и духовенство столицы. В воскресенье вечером все храмы Москвы зазвонят в колокола. «Вся церковная Москва колокольным звоном в 6 часов вечера встретит мощи», – заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. Этот звон, по его словам, начнется с главной колокольни России – колокольни Ивана Великого в Кремле. Для верующих в очереди к мощам организуют питание Власти Москвы ожидают большие очереди паломников, желающих поклониться мощам святителя Николая, поэтому для верующих будет организовано платное питание, заявил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» замглавы департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Константин Блаженов. По его словам, питание будет «по умеренным ценам». Около 10 тысяч волонтеров помогут в организации пребывания мощей Глава молодежного отдела Московской епархии Михаил Куксов рассказал, что в организации пребывания мощей примут участие тысячи волонтеров, которые будут помогать посменно.

http://pravmir.ru/moshhi-nikolaya-chudot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хороший звонарь — благословение Божие 25.08.2020 541 Время на чтение 9 минут О колокольном звоне и непростом звонарском деле мы попросили рассказать двух настоящих профессионалов — старшего звонаря Свято­Троицкого кафедрального собора Саратова, руководителя школы звонарей Анну Выдрину и старшего звонаря саратовского Покровского храма Михаила Соловьева. У них разные пути, но оба независимо друг от друга ни разу не назвали то, чем они занимаются, профессией, работой или просто своей обязанностью. Колокольный звон — это искусство, и оно ждет не просто послушного исполнителя, а вдохновенного мастера. Русь зазвонила —Наверное, любому православному человеку, который слышит колокольный звон, когда-то хочется попасть на колокольню и самому попробовать позвонить. У меня такое желание всегда было,— начинает свой рассказ Анна Выдрина.— Впервые я оказалась на колокольне в 2009м, потому что в небольшом храме не было звонаря. В то время я была прихожанкой Казанского храма в селе Трофимовка Пензенской области. Священник предложил мне попробовать стать звонарем, и я, не раздумывая, согласилась, хотя музыкальное образование — только несколько лет музыкальной школы по классу скрипки, да и учить меня было некому. Интуитивно понимала, что у больших колоколов звук длится дольше, а в маленькие колокола нужно бить чаще, потому что они быстрее затихают. Так я и звонила целых два года: самым крупным колоколом — на четыре счета, тем, что поменьше — на два, и самыми маленькими — на каждый счет. Возникало созвучие, и мне нужно было лишь постараться, чтобы эти звуки были ровными. Когда я вернулась в Саратов, то устроилась работать в Троицкий собор товароведом. Оказалось, что и в большом городе со звонарями туго. Раньше в соборе звонил один дедушка — Петр Федорович, он жил в Заводском районе, но всегда приезжал к службам. А после его смерти звонари часто менялись — у всех основная работа, семьи, свободного времени мало, а богослужения ежедневные, и часто бывало так, что звонить совсем некому. И я предложила свою помощь, опыт ведь уже есть. Только вот не учла, что в сельском храме было шесть колоколов, а в кафедральном соборе их восемнадцать! Поначалу звон у меня совершенно не получился, и мне было очень стыдно, что я, оказывается, не умею звонить.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/horosh...

И.М. Дроздихин 1. Вступление Данное учебное пособие предназначено для учащихся московской Школы Церковных Звонарей и направлено на помощь в освоении теоретических знаний. В нем приведены краткие сведения по истории колокольного звона, производству колоколов, их подбору и подвеске на звонницах и колокольнях. В приложении данного пособия вы найдете пример устава колокольного звона, подготовленного нашей школой как пример осуществления богослужебных звонов в вашем храме. Стоит отметить, что до недавнего времени звонарское мастерство передавалось от учителя к ученику непосредственно на колокольне по принципу «делай как я». До революции школ звонарей не было, в годы большевистского лихолетья храмы и колокольни были разрушены, большая часть колоколов уничтожена, преемственность звонарей нарушена. При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром. В возрождении традиций колокольных звонов большая заслуга принадлежит приснопамятному святейшему патриарху Алексию II, благословлявшему и всегда поддерживавшему это богоугодное дело. Любому звонарю необходимо иметь в виду, что звон должен быть простым, но не однообразным, и не должен быть «звоном ради звона», когда становится не призывом к молитве, а отдельным музыкальным концертом. Любой православный колокольный звон – это всегда импровизация. Как священник на основе Священного Писания , трудов Святых отцов готовится к проповеди, а потом с амвона возглашает, импровизируя, дабы обратиться к каждому верующему, зажечь у него в сердце искру веры, также и звонарь на основе традиций и упражнений звонит, дабы заинтересовать и пригласить людей в храм. На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь, при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Письмо мусульманскому Другу Наталия Нарочницкая Мой мусульманский друг! Отчего ты не бережешь колодец, из которого пили поколения твоих предков? Пили и утоляли жажду своей духовной свободы – той самой свободы совести, которая была бы им недоступна в «цивилизованной» Европе, где пылали костры инквизиции и где принцип Аугсбургского религиозного мира «cujus regio ejus religio» («чья страна – того и вера») предписывал подданным принимать веру своего правителя. Именно в православной России, ценящей прежде всех иных свобод «свободу не плоти, но духа», такое насилие над духовной свободой, свободой совести было неслыханным. Отчего же тех предков твоих, мой исламский друг, не смущали православные кресты на кремлевских соборах и чин помазания на царство православного царя, когда они стремились и просились именно в русское православное государство? Да-да, сколько бы ни повторяли сегодня перекодированную в либеральные клише ленинскую большевистскую интерпретацию русской истории и сказки о «тюрьме народов», документы говорят сами за себя: и казахские жузы, и кавказские народы, ныне натравливаемые на русских да и друг на друга, просились в Россию. Ты думаешь, мой мусульманский друг, что они предпочли бы другое, некое абстрактное «общечеловеческое государство»? Смею полагать, мой мусульманский друг, что твои предки были не меньшими мусульманами, чем ты, дитя XX века. И именно потому что они были истинно верующими, они отшатнулись бы от такой нигилистической пародии на богоданный мир, в котором мнящие себя свободными индивиды, на самом деле порабощены плотью и гордыней.  Может, ты возразишь мне и напомнишь, что не только добровольно шли в Россию, а были и покоренные силой? Соглашусь: и это было. Во времена великой смуты в начале XVII столетия живы были еще татарские старейшины, которые помнили покорение Казани Иоанном Грозным. В эти годы, когда Русское государство практически перестало существовать, твои предки вполне могли провозгласить суверенитет и отложиться от Московского царства. Но они собрали людей, деньги и послали на помощь Минину и Пожарскому, и участвовали в восстановлении законной русской власти. Задумайся и о том, что в сознании поколений твоих предков, инаковерных по отношению к власти, но искренне верных ее граждан, законной эта власть становилась только при коронации, под звон колоколов и освященная Церковью! Сегодня же ты, мой мусульманский друг, решился посетовать на то, что «символом этого праздника в России стал звон православного колокола и икона Казанской Божьей Матери»! Не предал ли ты тем самым своих предков, которые не только добровольно, но и осознанно и сопричастно присягали избранному народами России православному царю? Их колокольный звон не смущал! Отчего таким мудрым был твой предок?

http://pravoslavie.ru/410.html

Праздничный трезвон в ИК-18 Новосибирской области ЖМП 11 ноябрь 2015 /  20 ноября 2015 г. 12:46 Дозвониться до небес Центр колокольного искусства в Новосибирске существует уже 18 лет. Всё началось в 1997 году, когда настоятель храма во имя Михаила Архангела священник Николай Соколов (а ныне игумен Владимир) вместе с кампанологом Ларисой Благовещенской решили создать в Новосибирской епархии школу колокольного звона. Когда в 2012 году она стала Центром колокольного искусства, у нее помимо школы звонарей уже был свой сайт, детская школа звонарей и музей. Кроме того, велась научно-исследовательская и просветительская работа, издавался журнал «Сибирская звонница», проводились филармонические концерты «Звоны России» и ежегодные пасхальные фестивали звонарского искусства Сибири. А еще сибиряки трижды побеждали в грантовом конкурсе «Православная инициатива», что позволило наладить выпуск журнала «Сибирская звонница»», приобрести дополнительно две передвижные звонницы, изготовить тренажеры колокольного звона и, самое главное, открыть звонарские курсы в двенадцати из шестнадцати исправительных колоний области. Колокол что миссионер: своим звоном он напоминает о Христе. «Это звуки проповеди и молитвы. Они приводят человека в такое состояние, в котором он вспоминает, что является чадом Божиим, что он создан по образу и подобию Творца, — объясняет руководитель отдела по тюремному служению Новосибирской епархии игумен Владимир. — Колокольный звон — это голос Господа, который зовет каждого к покаянию и молитве. Вот почему душа так торжествует под эти звуки. Всё земное меркнет, и остается только неописуемая, невыразимая радость. Это очень важно особенно для тех, кто испытывает чувство безысходности, оказавшись, в частности, в заточении». Жизнь в колонии — это боль и страдание. Отец Владимир не сомневается, что источник этой боли — грех, который терзает тело и душу. И подобно тому как евангельское слово, донося до человека ту истину, по которой страждет его душа, указывает путь исцеления, точно так же и колокольный звон преображает душу.

http://e-vestnik.ru/society/dozvonitsya_...

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010