Общ. ист.”, 1884 г., II, Отд. 1, 30 (акты южно- русск. м-рей; игум. Анисья Чуйкевичовна 1724–27 год.). 2191 . Успенский – Онуфриевский или Онуфриева пустынь на Тростен­ском озере, мужской, ныне село Онуфриево, Московской губ., Рузского у., в 27 вер. к сев.-вост. от Рузы, при озере. Несомненно существовал в XV ст., что видно из межевой грам. Вел. кн. Иоанна Васильевича 1504 г., когда м-рь владел несколькими дерев­нями и земли его граничили с землями Саввино-Сторожевского м-ря. В грамоте 1649 г. на просьбу Мгарских монахов переселяться в Москов. государ. был предложен, между прочим, «в Рузском уезде Онофреев монастырь от Москвы 60 вер., стоит на озере, а в том м-ре церковь , и трапеза, и колокольня, и по­варня, и хлебня, и покои каменные и земли, и угодей немало, и рыбная ловля в том озере есть, да подмонастырская слободка 20 дворов». В 1679 г. под именем «Успения Пресв. Богородицы Анофрева пустыня» значился приписным к Саввино-Сторожев. м-рю. “Собр. Госуд. грам. и договор., хранящ. в Госуд. Кол. Иностр. дел”, 1813 г., I, 140 (Межев. гр. 1504 г.); “Акты Археогр. Эксп.”, 235 (Проезж. грам. 1679 г.); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 250 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцов из Мгарского м-ря); “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1034; Смирнов, “Ист. опис. Сав.-Сторож. м-ря”, 112; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 252, 69; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 111 (влад. в Сурожском стане Москов. у.), 681 (вотч. в Город. стане Звенигор. у.), 707 (вотч. в Троснен. стане того же у.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1875 г.. II, Отд. 1, 496 (вотчины в Сурож. стане 1585 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 328, 329, 330, 331 (межев. грам. 1504 г.; упомин. монастыр. дерев.: Кривцовская, Новошино, Кореневское, Карасино, Скоблево, Акинфово, По­пово, Мельница, Исаково); “Древности, Труды Мо­сков. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып, 2, 103 (в писцов. книгах Звенигород. уезда в 1593 г. зна­чится: «Онофреевского м-ря, что на Тростенском озере, село Воздвиженское – Степановское»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1920 . Предтечевский (Рождества Иоанна Предтечи), мужской, Владимир­ской губ., в гор. Суздале, существо­вал еще до разорения Суздаля Баты­ем в 1237 г., на Сполье, где ныне церковь Иоанна Златоустог о. В перепис­ной книге гор. Москвы, 1738–42 г., зна­чится: «В приходе церкви Успения Пресв. Богор., что на Покровке в Котельниках, подворье Предтечева м-ря, что в Суз­дале...» Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 66, 68; “Переписн. кн. Москвы”, I, 104. 1921 . Предтечевский, женский, ныне часовня в селе Катунках, Ниже­городской губ., Балахнинского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Балахны, на пра­вом берегу Волги. Уже существовал в XVII ст. и в начале XVIII ст. сгорел, после чего не возобновлялся, а на месте его поставлена приходская церковь Иоанна Предтечи, которая тоже сгорела в конце XVIII ст. На месте алтаря монастырской церкви стоит камен. часовня, а на месте св. ворот устроен в виде часовни ко­лодезь со вкусною водою. “Нижегор. сборн.”, т. I, ч. 2, 172. 1922 . Предтечевский – Киберганский или Кибирьянский, муж­ской, ныне село Кибергино или Кибергань, с церковью во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, Владимирской губ., Суздальского у., в 27 вер. к сев. от Суздаля, при р. Нерли. Имя его в первый раз упоминается в 1512 г. при размежевании угодий Киберганского и Спас­ского Евфимиева мон. Упразднен архиеп. Суздальским Стефаном (1666–1679 г.) и до упразднения был обширен и бо­гат, так что имел в Суздальском кремле свое подворье, в котором по­том проживали Юрьевского Архангель­ского мон. архимандрит с братиею. Однако же и после упразднения в нем проживали монахи, так что в 1701 г. упоминается строитель Иринарх. В 1652 г. приписан к Саввино-Сторожевскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1005; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 101; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 106; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. II, 56, 57; т. V, Отд. III, 69; “Владим. губ. в.”, 1854 г., 32 (мон. быв. во Влад. губ.); 1856 г., 27 (Обыск о поступках Болотникова, 1618 г., в примеч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 706, 36; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Сав­вину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Рос­пись приписн. м-рей 1683 г.); “Матер. для истор. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 32 (в переписн. кн. 1677 г. значится: «Савв. чуд. Сторожев. при­писного Ольгова м-ря на Скоморошье горе, а на нем живет дворник Сузаль. уез. приписного же Савинского м-ря Кибирьянского бобыль»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

543 Русско-румынские войска продолжали отступление в Добрудже. 12 октября 1916 г. они отошли от линии Черноводы – Констанца, разрушив за собой единственный мост через Дунай у Черновод. 13 октября разбитая Добруджанская армия была преобразована в Дунайскую, во главе с генералом Сахаровым. Для ее пополнения русское командование перебросило 2 корпуса. На помощь румынам выступила и русская 9-я армия. С 12 октября 1916 г. отступление румынской армии началось и в Трансильвании, где против Румынии действовали австро-германские войска под командованием генерала Фалькенгайна. 547 См.: Чернявский Н. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования. Сергиев Посад, 1913. 548 Гомилетика (от греч. – «искусство беседы») – учебная дисциплина о христианском церковном проповедничестве. 549 5 октября – день тезоименитства наследника цесаревича Алексея. 21 октября – день восшествия на престол императора Николая II. 551 Подворье Саввино-Сторожевского монастыря располагалось в Камергерском переулке. На этом месте в XV – середине XVII в. существовал Воскресенский «За золотой решеткой» мужской монастырь. В 1651 г. он был отдан Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. Новое здание подворья, сохранившееся до наших дней, было построено в 1907 г. по проекту архитектора И. С. Кузнецова. В начале XX в. часть подворья была отдана под меблированные комнаты, одно из помещений которого занимала кинематографическая фирма Ханжонкова. В 1938 г. подворье было передвинуто на 50 м вглубь, ныне находится во дворе д. 6 по Тверской улице. 552 См.: О высочайших пришествиях великаго государя, царя и великаго князя, Петра Алексеевича... из царствующаго града Москвы на Двину, к Архангельскому городу, троекратно бывших; о нахождении шведских неприятельских кораблей, на ту же Двину, к Архангельскому городу; о зачатии Новодвинской крепости и освящении нового храма в сей крепости. М., 1783. 554 См.: Бузескул В. П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критско-микенская культура//Вестник Европы. 1916. 8. С. 67–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского находится в Покровском храме. Воспитанник знаменитой Оптиной Пустыни, исповедник Георгий (+ 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Честные мощи преподобноисповедника Георгия были обретены вскоре после его прославления, осенью 2000 года. Святые мощи преподобного Саввы Сторожевского хранились более пятидесяти лет в семье православного архитектора Михаила Михайловича Успенского (1893—1984). 25 марта 1985 года они были переданы в Данилов монастырь. Тринадцать лет мощи пребывали в алтаре храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 22 августа 1998 года их торжественно перенесли в Саввино-Сторожевский монастырь в связи с празднованием его 600-летия. Святой — ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского — был основателем Саввино-Сторожевского монастыря. Ныне в Даниловом монастыре хранится ковчег с частицей мощей преподобного Саввы Сторожевского, который выносится для поклонения в дни памяти святого — 19 января и 3 декабря. Башмачок святителя находится в Покровском храме, в отдельном киоте. Бархатный башмачок с частицей мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, когда в Россию для поклонения была доставлена десница святителя Спиридона. Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Частица мощей святителя Николая Мирликийского подарена монастырю в 1991 году. Ковчег с частицей мощей поставлен в северном приделе храма Святых Отцов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила. Эта икона самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Написана в Москве в XVII веке, издревле принадлежала Даниловому монастырю. В настоящее время образ находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

1814 . Николаевский – Медведский Остенский на усть Волхове, мужской, ныне собор в гор. Новой Ладоге, С. Петербургской губ. Несомненно существовал в XV ст. и по перепис­ным окладн. книг. Водской пятины в 1500 г. имел здесь недвижимую соб­ственность. В 1583 г. «приходили под Ладогу немецкие воинские люди, и тот де Николской Медвецкой м-рь воевали, и старцев и служек посекли, а иных в полон поимали». В 1651 г. припи­сан к Саввино-Сторожев. м-рю; в 1704 г., по случаю перевода уездн. управления из Старой Ладоги в Новую, обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 60, 62 (здесь показан не существовавший Медвед. Никол. в рядку Черной м-рь, в 55 вер. от Новгорода); Ратшин, 480; Пушкарев, “Опис. Спб. и уездн. город.”, IV, 99; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 144; “Ист. статист. свед. о С.-Пбург. епарх.”, вып. I, Отд. I, 15, 25, 52; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 340; игум. Анатолий, “Ист.-стат. опис. Краснохолм. Анониева м-ря”, 43 (инок Варсонофий); Смирнов, “Ист.-стат. опис. Саввино-Стор. м-ря”, 107; “Новгор. губ. в.”, 1858 г., 41 (по духовн. завещ. 1626 г. царицы Дарьи Алекс. отказано в м-рь Николы чуд. на Медведевец 5 руб.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 279 6; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов; назван Николаев., что на Медведце); IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю; ро­спись приписн. м-рям); “Акты истор.”, IV, 44 (Ц. гр. 1651 г. об отдаче игум. Куприяну на Ладож. оз. Курьевских тоней); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 130 (Ж. несудим. гр. 1584 г. игум. Иосифу; 1598 г. игум. Феодорит); X, 81 (Рос­пись приписн. м-рей 1683 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33; “Временник Общ. ист. и древ.”, 1851 г., XI, 32 (Переписн. кн. Вотск. пят. 1500 г.); 1856 г., XXIV, Запись о ружн. церкв. и м-р. 1577–89 г., 37 (игум. Иосифу и 30 старцам); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, IV, 1724 г., 401 (взы­скание 71 руб., по иску Карла Арнандара, решен­ному еще в 1697 г.); VIII, 1728 г., 207 (проше­ние архим. Саввина Сторож. м-ря Досифея о воз­вращении м-рю угодий бывшего приписного Никол. Медвец. м-ря), прилож., VIII, 3 (грамота ц. Алексея Мих. 1651 г. о приписке м-ря к Сав­вину); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1840 г., XXXV, 261 (игумен м-ря Феодорит в 1618 г. освящал церковь св. Георгия в Старой Ладоге); “Русск. истор. Библиот.”, V, 548, 549 (Ц. грам. 1665 г., о рыбн. ловлях по оз. Ладож. и р. Волхову); “Древ­ности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1880 г., т. VIII, исследов., 18 (в 1626 г. игум. Медведиц­кого м-ря Варсонофий переведен в Антониев-Николаев. Краснохолм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При монастыре находится Звенигородское духовное училище. Кроме того, имеются странноприимный дом, братская богадельня, больница, две гостиницы, книжная и картинная лавки. Управляет обителью викарный можайский епископ, наместником которого в монастыре является архимандрит. Проезд в обитель до станции «Голицыно» Московско-Брестской железной дороги, в 17 верстах от монастыря. Саввинский скит при Саввино-Сторожевском монастыре. В одной версте от Саввино-Сторожевского монастыря находится мужской скит, построенный в 1862 году на месте уединенных подвигов основателя обители прп. Саввы. В скиту два храма: во имя прп. Саввы, вблизи которого находится и пещера, ископанная руками этого подвижника, и вторая церковь , которая помещается во втором этаже корпуса для братских келий и посвящена Св. Николаю Чудотворцу. Скитское общежитие управляется благочинным, в зависимости от настоятеля монастыря. Серпуховский Высоцкий монастырь. В уездном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховский Высоцкий монастырь. Основан он в 1377 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, по благословению прп. Сергия Радонежского. Название Высоцкого монастырь получил потому, что место, на котором он устроен, в древности прозывалось «Высокое». Возвышаясь над всей прилежащей местностью и издалека отовсюду видимый монастырь, по справедливости, носит это свое наименование. Стены монастыря с юга и запада тянутся по возвышенности, близ ее крутых склонов, уступами, опускающимися в широкую долину реки Нары. Узкой серебристой лентой извивается она, подступая к монастырю к самой подошве его высокого холма. От монастыря за реку Нару открывается живописный вид на соседний монастырь Владычный. Местоположение Высоцкого монастыря, столь живоносное в настоящее время, должно было выглядеть еще красивее в древности, когда местность эта изобиловала дремучими лесами, а орошавшие их реки был многоводнее и шире. Сохранившееся известие об основании Высоцкого монастыря говорит, что Серпуховский князь Владимир Андреевич, на земле которого находилась обитель прп. Сергия, пожелал украсить свой стольный город созданием монастыря и обратился в этом деле за советом и благословением к Св. Сергию, которого князь просил прибыть к нему в Серпухов, взяв с собой в начальники обители знакомого князю ученика своего, Афанасия. Жаль было преподобному расстаться со своим любимым учеником. Но желание боголюбивого князя преподобный решил исполнить и вместе с Афанасием прп. Сергий прибыл в Серпухов. Вместе с торжественно встретившим их князем иноки обрели в версте от города удобное возвышенно место для устроения обители. Князь выразил при этом желание, чтобы обитель воздвигнута была во имя Богоматери, в честь Ея зачатия. Прп. Сергий одобрил его желание и, когда расчищено было избранное место для монастыря, Св. Сергий стал на колени, воздев руки к небу и стал горячо молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1761 . Никитский, мужской, Москов­ской губ., следует думать, находился в гор. Дмитрове, где еще в 1761 г. была церковь во имя великомученика Никиты. В 1652 г. приписан к Саввину-Сторожевскому мон. и упразднен задолго до издания штатов. В 1625–34 г. здесь были игуменами Авраамий, а в 1635 г. Леонид. Бакмейстер, “Топограф. известия”, изд. 1771 г., т. I, ч. 1, 28; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 110; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 253, 72. 1762 . Никитский, мужской, близ гор. Твери, в Затмацкой части, близ Христорождеств. м-ря. Существовал в XVI ст., когда владел в волости Суземье дерев. Скоково и Маркино, а в волости Воловичи 4 дерев. В писцовых книгах 1626 г. значится: «На Затмацком посаде идучи по Тмаке реке вниз (от Рожде­ственского мон.) по берегу к Никитскому опустошенному Литвою монастырю Никит­ского монастыря дворовая земля». М-рь выжжен в 1609 г. и, вероятно, уже более не возобновлялся. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 362; “Твер. губ. в.”, 1854 г., 50, в примеч. (грамот.); 1865 г., 5 (Затмац. пос. 1626 г.); Калачов, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд. 2, 178 (влад. в Микулин. у.), 220 (вотч. в вол. Воло­вичи). 1763 . Никитский, мужской, ныне единоверческая церковь во имя Покрова, в гор. Торжке, Тверской губ., на Никит­ской горе. Он уже существовал в 1623 г., когда здесь был строителем Тихон; в 1689 г. приписан к Новгород. митроп. дому и упразднен до издания штатов 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 188; “Памят. кн. Твер. губ., на 1865 г.”, Отд. III, 81; Отд. IV, 20 (опись 1625 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 476, 33; “Архив ист. и прак. свед. относящ. до Росс.”, 1860–61 г., 5 (Заметки о г. Торжке); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, прилож., (в 1690 г. значится приписным к дому Софии Премудр., преосвященному Корнилию, митропол. Вели­кого Новг.). 1764 . Никитский – Евановский, мужской, ныне село Еваново, Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 65 вер. от Вы­шнего Волочка, при оз. Ивановском. Пер­воначальная его история существования изложена в 1582 г. в описи Бежецкой пятины «У села Еванова монастырек, поставили ново Клементий Милюков с братьею в нынешнем 90-м году на своей на поместной земле. А в монасты­ре церковь Христов муч. Никита, да в приделе Страстотерпец Христов Егорей. А в церкви образы и свечи, и книги и все церковное строение Клементья Мелю­кова с братьею. Да в монастыре же в келье черный поп Иакинф, в келье старец Евфимий, в келье церковной сторож. Да к тому же монастырю дано ново на темьян да на ладон и на мо­настырские дворцы поч. Лобанцов». Не­волин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., XII, 331; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– 165 Святого Тихона монастырь в Воронеже – Дивногорский Острогоржский монастырь; основан в 1653 г.; первым архимандритом его был Тихон (1673–1692) – 88 Симоновский монастырь в Москве – Симонов мужской монастырь; основан в 1370 г. преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского; современный адрес: Восточная улица, 4; закрыт в 1923 г. – 287 Смольный монастырь – см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Спасский монастырь в Казани – Спасо-Преображенский монастырь; основан в 1555 г. – 300 Сретенский мужской монастырь в Москве – основан в 1395 г.; современный адрес: Лубянка, 19–21; разрушен в 1928–1930 гг. – 286 Страстной женский монастырь в Москве – основан в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем; современный адрес: Пушкинская площадь; закрыт в 1928 г. – 244, 246, 253, 259, 274, 275, 291, 292 Супрасальский монастырь, Белостокского уезда Гродненской губернии, Литовской епархии – Благовещенский мужской монастырь при колонии Супрасаль; основан в 1498 г., воссоединен из унии в 1839 г. – 224 Хотьков монастырь под Москвой – Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице-Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. – 286 Чудов мужской монастырь в Москве – основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. – 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода – основан в XI веке новгородскими князьями – 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье – см. Саввинское подворье Саввинское подворье – подворье Саввино-Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. – 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье – подворье Троице-Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 – 196 Угрешское подворье в Москве – подворье при Николо-Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

С 25 дек. 2013 по 25 дек. 2014 г. существовало Сморгонское вик-ство Новогрудской епархии, Сморгонским епископом был Петр (Карпусюк). 25 дек. 2014 г. от Новогрудской епархии была отделена Лидская и Сморгонская епархия, территория к-рой включила Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский районы Гродненской обл. Архиерею Новогрудской епархии было определено иметь титул «Новогрудский и Слонимский». Титул викарного архиерея был изменен - «епископ Дятловский». Протодиак. Павел Бубнов Святыни Наиболее известными святынями епархии являются местночтимые иконы Божией Матери: Новогрудская Замковая (не сохр.), Мирская-Почаевская (в Свято-Троицком храме в пос. Мир), Подлипская «Достойно есть» (в алтаре храма св. прор. Илии в пос. Любча Новогрудского р-на), Мижевичская-Смоленская (в храме Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мижевичи Слонимского р-на), Колпенская (в Свято-Троицком храме в дер. Деревной Слонимского р-на), Вензовецкая (в храме св. апостолов Петра и Павла в дер. Вензовец Дятловского р-на). Монастыри Действующие: Лавришевский (мужской, близ дер. Гнесичи Новогрудского р-на, основан в XIII в., в 1530 разорен, возобновлен ок. 1590 на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на, в нач. XVII в. отпал в унию, закрыт в 1836, существовал в 1913-1915 как подворье Минского архиерейского дома, возрожден в 2007), слонимский Благовещенский (женский, в Слониме, основан в 2003), во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (мужской, в дер. Вел. Кракотка Слонимского р-на, основан в 2009). Упраздненные монастыри на территории современных Новогрудской и Лидской епархий: новогрудский Борисоглебский кафедральный (мужской, известен c XIV в., в 1617 отпал в унию), Дятловичский Преображенский (мужской, основан в 1622 или 1570, до 1786 был приписан к Киево-Печерской лавре, закрыт в 1855), Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны, ныне агрогородок Ошмянского р-на, известен с 1556, закрыт униатами в XVII в.), Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдове, ныне деревня Лидского р-на, основан в 1633, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю), Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны, ныне деревня Ошмянского р-на, основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 возрожден как скит виленского Свято-Духова мон-ря, в 1919 захвачен римо-католиками).

http://pravenc.ru/text/2577813.html

(мужская, близ с. Асмолова Рыльского р-на, известна в 1629-1738), Рождество-Богородицкая Словенская пуст. (мужская, на Словенском городище, на границе совр. Рыльского и Льговского районов, упом. в 1638, упразднена в 1744-1764), курский Божедомский Воскресенско-Ильинский (мужской, в Курске, известен с 1631, упразднен, вероятно, в кон. XVII в.), рыльский Димитриевский (женский, в Рыльске, упом. в 1652), Иоанно-Предтеченская пуст. (мужская, близ г. Суджа, построена в 1685-1692, упразднена в 1822-1840), Липиновская Троицкая пуст. (мужская, возле совр. дер. Липина Октябрьского р-на, известна с 1666, упразднена в 1764), обоянский Знаменский (мужской, в Обояни, основан ранее 1675, упразднен в 1924), Волынская Николаевская пуст. (мужская, дер. Волынка Рыльского р-на, упразднена в 1725), рыльский Пречистенский Казанский (женский, в Рыльске, упом. в 1737, упразднен в 1764), обоянский Покровский (мужской, в Обояни, упразднен в 1788), Алексеевская община (женская, в совр. с. Гремячка Золотухинского р-на, существовала в 1916-1920). Упраздненные монастыри в границах епархии до 20-х гг. XX в.: путивльский Преображенский (мужской, в Путивле (ныне Сумской обл., Украина), основан, возможно, в XIII в., упразднен ранее 1627), путивльский Свято-Духов (женский, в Путивле, основан на рубеже XV и XVI вв., возобновлен в 1617, упразднен в 1770), белгородский Николаевский (мужской, в Белгороде, основан в 1599, упразднен в 1843), путивльский Николаевский Можайский (женский, в Путивле, упом. в 1608, упразднен ранее 1678), валуйский в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Пристанский (мужской, в г. Валуйки (ныне Белгородской обл.), известен с 1613, упразднен в 1924), Огурцова Николаевская пуст. (мужская, близ совр. с. Огурцова Волчанского р-на Харьковской обл., Украина, известна с 1619, в 1632 приписана к белгородскому Николаевскому монастырю, упразднена в нач. XVIII в.), Холков Преображенский (Николаевский, Троицкий) (мужской, близ г. Нов. Оскол (ныне Белгородской обл.), основан ок.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010