Москва. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве (бывш. Серафимовская женская община) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1906 и 1917. 1906 г. - выделена земля, 1909-1910 гг. - выстроен деревянный храм во имя Серафима Саровского с колокольней и каменные ворота с привратной часовней, 1917 г. - самостоятельная женская община(монастырь). Адрес: Москва, ул. Багрицкого, 10, корп. 3(храм Серафима Саровского), 10, корп.3, с.1 (церковная лавка), корп. 3, с.5 (бывш. привратная часовня) Координаты: 55.723184, 37.433854 Проезд:м. " Кунцевская " , авт. 610, 612 м. " Киевская " , авт. 157 до ост. " Улица Багрицкого " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, находившейся в с. Красный Холм Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1860 г. в этой пустынной и красивой местности поселился боголюбивый старец Павел по приглашению богатого купца из Сапожка Василия Ивановича Полунина, которому принадлежали эти земли. В 1875 г. старец Павел преставился, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И. Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он основал женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 г. был выстроен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 г. сыновья купца Полунина подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия. В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 м. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 м. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён, очевидно, из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=51915

В дни Отечественной войны, 31 августа/13 сентября 1812 г., во время пребывания в Саввино-Сторожевском монастыре французов, предводителю двадцатичетырёхтысячного 4-го корпуса французской армии, принцу Италиискому, генералу Евгению Богарне, пасынку Наполеону, во время отдыха в Саввино-Сторожевской обители было видение. Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошёл благообразный старец в чёрной монашеской одежде. Посмотрев на принца, тихим голосом монах сказал: " Не вели войску своему расхищать монастырское добро, особенно уносить что-то из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует и ты возвратишься в отечество целым и невредимым " . Обо всём этом случившемся он тут же записал в своём дневнике. Утром в соборной церкви он увидел икону с ликом прп. Саввы Сторожевского, в котором узнал своего ночного гостя. Принц поклонился мощам святого, опечатал храм и приставил 30 человек стражи, строго наказав ей пускать внутрь только монахов. Все ценности, похищенные за ночь, по приказу генерала были возвращены монастырю. В это же утро  Евгений Богарне с войском ушёл из города, присоединившись к основной армии. Позже он принимал участие во многих сражениях... и всё же остался жив. Так сбылось обещание преподобного старца. Из журнала: " Туризм и Отдых " . Выпуск (426), октябрь 2006 Дворец царя Алексея Михайловича Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий. Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои. В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686–1687 г.г. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

http://sobory.ru/article/?object=00385

В преддверии юбилейных дат корреспонденты «Монастырского вестника» встретились с наместником Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандритом Павлом (Кривоноговым). Беседа сосредоточилась на вопросах монашеского делания, духовной преемственности и проблемах, стоящих перед новым поколением наследников преподобного Саввы. — Отец Павел, сколько лет Вы уже являетесь наместником Саввино-Сторожевского монастыря? — Милостью Божией, Святейшим Патриархом и Священным Синодом назначен наместником Саввино-Сторожевского монастыря 30 августа 2019 года. — А до этого сколько Вы прожили как монах, затем благочинный в Троице-Сергиевой лавре? — В 1990 году начал учиться в Московской духовной семинарии , в 1994 поступил в монастырь, в 2001 году поставили благочинным. — В Ваших интервью Вы уже не раз рассказывали о том периоде, вспоминали, как окормлялись у архимандрита Кирилла (Павлова). Как бы Вы определили главное, что Вам дала Лавра, и помогает ли опыт, полученный там, при Вашем сегодняшнем послушании? — Отцы говорили: чтобы стать монахом, нужно увидеть истинного монаха. Лавра позволяла видеть таких подвижников. В плане ревности к монашескому деланию мы не смогли в полной мере последовать им, но общение с ними, конечно, очень повлияло на наш собственный монашеский путь. — Кроме отца Кирилла, кто еще оставил заметный след в Вашей душе? — Как-то посчитал: с того момента, как пришел в Лавру, поступив в семинарию, при мне скончались 70 монахов. И среди них не было случайных людей. Они были разными по возрасту, происхождению, образованию, по своим человеческим качествам, но это были настоящие, яркие личности. — А какого рода подвиги их отличали? Что Вам особенно запомнилось? — Постоянство в добре и в подвиге. Скажем, вставал отец Пимен в полпервого ночи, ложился в девять вечера — он всегда так вставал: в полпервого ночи. Вставал отец Лаврентий в три часа ночи на правило — он каждый день так и вставал. А когда уже стал плохо видеть, попросил, чтобы келейник к нему в три часа ночи приходил читать правило. Отцу Науму в последние годы было трудно передвигаться, и, чтобы не опаздывать на братский молебен, он стал сначала выходить за полчаса (у нас, молодых, на этот путь уходило минут пять), а потом и за сорок пять минут... Хотя мог сказать, что болеет, и никуда не ходить, лежать на кровати. Они постоянно понуждали, не жалели себя, — чтобы быть со Христом, быть с Преподобным… У архимандрита Виталия накануне Великого поста случился обширный инфаркт — и невозможно было уговорить его лечь даже не в больницу, а в лаврскую медсанчасть. «Какая больница? Первая седмица Великого поста! Никуда не поеду», — протестовал отец Виталий, и действительно ходил на службы, и инфаркт у него прошел на таблетках в таком вот «режиме»…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051261...

В 1764 г. подворье поступило в ведение Коллегии экономии. В 1773–1787 гг. подворье принадлежало Крутицкому архиерейскому дому. Храм Казанской иконы Божией Матери, известный с 1785 г., после возвращения подворья Саввино-Сторожевскому монастырю в 1787 г. был освящен во имя прп. Саввы Сторожевского. С 1799 г. подворье стало местом пребывания викарного архиерея Московской епархии, являвшегося одновременно настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря (в 1799–1877 гг. епископа Дмитровского, в 1877–1917 гг. епископа Можайского). В 1905–1907 гг. по проекту архитектора И.С. Кузнецова построено новое здание архиерейского дома Саввинского подворья, сохранившееся до настоящего времени. До 1914 г. в здании архиерейского дома располагалась редакция журнала «Душеполезное чтение». Чтимой святыней подворья являлась икона прп. Саввы Сторожевского XVII в., а также 56 частиц святых мощей, находившихся в деревянном киоте, и 49 частиц, вложенных в икону. В начале XX в. на Саввинском подворье размещалось Московское епархиальное общество свт. Алексия, получившее название «Братства призрения и воспитания бесприютных и нравственно покинутых детей». В 1922 г. подворье закрыли, а в его здании устроили жилые помещения. В 1938 г., при расширении ул. Горького, по инициативе архитектора А.Г. Мордвинова здание передвинули на 50 м вглубь, а на его месте построили жилой дом. В 2000 г. часть помещений подворья передана Русской Православной Церкви. В настоящее время деятельность подворья Саввино-Сторожевского монастыря возобновилась. См.: Сорок сороков. 2004. Т. 2.С. 265–267; Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2006. С. 52–53. Парфений (Левицкий Панфил Андреевич, 1858–1922) – епископ Можайский, викарий Московской епархии (1899–1904). В дальнейшем архиепископ Полтавский и Переяславский (1920); подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 529.) 62 (...19-го предполагается... панихида у памятника Александра II по инициативе рабочих московских фабрик, что является контрманифестацией рабочих...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«Монах – это человек, который не себе служит…» Беседа с монахом Самуилом, старейшим насельником Саввино-Сторожевского монастыря На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил. – Отец Самуил, вы давно в монастыре? – В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году. – Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий… – Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия. – Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии… – В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели – все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

http://pravoslavie.ru/4778.html

По материалам: http://www.savvastor.ru/?page_id=75;  http://www.vidania.ru/bookstorozevsky.html После Смутного времени на территории обители поднялась пятиярусная звонница. Её шатры, прорезанные арками, и поныне видны по соседству с куполами храмов за многие километры от Саввино-Сторожевского монастыря. Первые три колокола подарил царь Михаил Фёдорович. Позже появился большой Благовестный колокол (весом около 35 тонн), отлитый Александром Григорьевым. Он отличался хорошим звоном и широкой гаммой тонов. Колокол стал символом Звенигорода и был увековечен в местном гербе, но, к сожалению, до нас не дошёл. С 1667 по 1941 г. в центральном пролёте колокольни висел этот Большой Благовестный колокол. В октябре 1941 г., когда немцы подходили к городу, при попытке снять колокол его разбили. В 2003 г. на Воронежском колокольном заводе был отлит колокол весом 35 тонн взамен уничтоженному в октябре 1941 г. Работы по его отливке начались в июле 2003 г. Отлит был колокол 21 сентября в день Рождества Божией Матери - престольного праздника обители. Путь из Воронежа в Звенигород занял более 2-х месяцев, и в день преставления прп. Саввы - 16 декабря - ранним утром большой Благовестник появился у стен монастыря. Поднят на колокольню к Пасхе 2004 г. Размеры современного колокола: высота - 3,75 м, диаметр в нижней части - 3,60 м, вес - 2125 пудов (35 тонн). С сайта: www. bellschool.ru/Саввино-Сторожевский колокол Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в. Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам - стенам-башням с проемами для колоколов. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Многоярусная, поставленная на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), она имеет четыре ассиметричные башенки с шатровыми покрытиями.

http://sobory.ru/article/?object=11791

Следующая остановка – в недавно восстановленном Вознесенском храме Звенигорода. Здесь также собрался народ, был отслужен молебен, множество людей приложились к иконе прп. Саввы. Участников крестного хода приветствовал благочинный города Звенигорода, настоятель Вознесенского собора протоиерей Александр Карлюк и замглавы города Наталья Куликова, которая связала возрождение Звенигорода с возвращением на его землю мощей Сторожевского чудотворца. У ворот Саввино-Сторожевской обители крестный ход встретил викарий Московской епархии, епископ Красногорский Савва (Волков) -- кстати, первый постриженик Данилова монастыря после его возрождения. После торжественной встречи и величания прп. Саввы его чудотворный образ внесли в монастырь, где в древнем соборе Рождества Пресвятой Богородицы было торжественно отслужено всенощное бдение. Утром 23 августа состоялось центральное событие торжеств: на соборной площади Саввино-Сторожевского монастыря, на специально сооруженном крытом помосте, при большом стечении народа была совершена праздничная литургия. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); ему сослужили викарии Московской епархии архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Красногорский Савва (Волков), наместники и братия Свято-Данилова и Саввино-Сторожевского монастырей. По окончании литургии митрополит Ювеналий зачитал праздничное послание Патриарха Алексия II, в котором возвращение прп. Саввы в звенигородскую обитель называется «духовно значимым явлением в жизни российского общества, свидетельствующим о возрождении духовно-нравственных начал в его жизни, примером плодотворного сотрудничества Церкви и государства». Предстоятель Русской Православной Церкви, возглавивший торжества 10 лет назад, вспоминает «огромное стечение народа Божьего и в Даниловом монастыре, где начался многотысячный крестный ход в Звенигород, и в самой обители, которая не смогла тогда вместить всех паломников». Подчеркивается, что за прошедшие 10 лет имя преподобного Саввы «вернулось из незаслуженного забвенья»: возродилась многовековая традиция паломничества к мощам преподобного, явлено много случаев исцелений перед ракой с его святыми мощами. «Вновь преподобный Савва собирает своих учеников и пасомых, дабы они, вдохновляясь примером его подвижнической жизни, смогли послужить Богу и людям так, как это делали наши благочестивые предшественники – поборники Православия и защитники Святой Руси», -- говорится в послании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Дело, конечно, не только в моем благословении. Не первый год российские власти демонстрируют обществу свое стремление сохранить, возродить и приумножить духовное наследие Отчизны. — Интересно, как выстраивались Ваши личные отношения с государственной властью. Расскажите, пожалуйста, о каких-то первых встречах, контактах. — Таких встреч было очень много в период, когда вырабатывались эти принципиально новые отношения. Так, мы часто встречались с Борисом Николаевичем Ельциным. Например, в период подготовки к празднованию 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, за шесть месяцев до юбилея, на встрече с Борисом Николаевичем я рассказал ему о необходимости передачи корпусов и храмов Саввино-Сторожевского монастыря Церкви, и была достигнута договоренность об этом. А потом собрали совещание в Московской области, на котором присутствовали представители Министерства культуры, областной администрации и музейные работники, и все они настаивали на том, что Церкви ничего нельзя отдавать. Тогда игумен Феоктист (Дорошко), который был только что назначен наместником Саввино-Сторожевской обители, сказал, что он-де человек маленький, но ему известно, что Патриарх встречался с Президентом, и была достигнута договоренность о передаче. Он мне потом рассказывал, что в ту же минуту как будто сменили пластинку: все вдруг разом заговорили о том, что необходимо выполнить то, о чем была достигнута такая договоренность… Или такой немаловажный для верующих момент, как телевизионная трансляция богослужения на Пасху. Еще совсем недавно мы должны были искать спонсоров, которые бы оплатили такую передачу по российскому телевидению. И только после  моей встречи с Борисом Николаевичем Ельциным, когда я поставил вопрос, что все-таки праздник должен доходить не только до тех, кто в храме, но и до тех, которые не могут прийти в храм по состоянию здоровья или до отдаленных уголков огромной страны, вопрос был решен. Трансляция и Пасхального и Рождественского богослужений стала возможной, и мы больше не  ищем  спонсоров…

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Соборная церковь Саввино-Сторожевского монастыря от корпуса Богарне действительно почти не пострадала. Но всё-таки обители не удалось избежать грабежа со стороны других вражеских отрядов. Была расхищена ризница, в дворцовых покоях французы разломали мебель, в печке сожгли кровать царя Алексея Михайловича, со стен ободрали дорогую обивку и украли написанные в Риме портреты Петра I и царевны Софьи. В сентябре 1898 года Саввино-Сторожевская обитель отпраздновала своё 500-летие. Юбилей в Звенигороде стал одним из главных событий в культурной жизни Москвы и Подмосковья. Торжества начались с общей заупокойной службы 4 сентября, за четыре дня до главного престольного монастырского праздника – Рождества Пресвятой Богородицы. В тот день поминались все скончавшие жизнь основатели, благотворители и подвижники обители, древние и новые. 5 сентября в монастыре встречали крестный ход со святынями Троице-Сергиевой Лавры, где преподобный Савва учился иноческому подвигу у Сергия Радонежского. К основной дате празднования в монастырь прибыли митрополит Московский Владимир, великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Феодоровной, начальник Московской губернии гофмейстер А.Г. Булыгин, граф С.Д. Шереметев, князь А.М. Голицын и многие духовные и светские лица. Обитель в эти дни получила множество дорогих подарков, храмы украсились уникальными иконами и утварью. В течение всех торжеств было организовано благотворительное питание паломников, на благословение раздавались сувениры и молитвы преподобному Савве с описанием монастыря. К 1917 году Саввино-Сторожевский монастырь был одним из наиболее обеспеченных и благоустроенных в России. Он владел 400 десятинами земли, двумя доходными домами в Москве, имел московское подворье, в полуверсте от монастырских стен находился Саввин скит, при обители действовало Звенигородское Духовное училище (там в 1896 году греческий язык преподавал Пётр Фёдорович Полянский, будущий Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр). После революции, в конце 1917 – начале 1919 года монастырь ещё действовал как православная обитель, но постепенно лишался средств к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010