На пути из Никеи в Сербию святитель Савва посетил Афон и Солунь. На Афоне из Хилендарского монастыря он взял несколько образованных монахов с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви. А во время пребывания в Солуни списал несколько экземпляров Кормчей Книги для нужд Сербской Церкви. Вернувшись на родину, Первосвятитель на некоторое время избрал местом своего пребывания г. Рас, затем перешел в монастырь Студеница, после же завершения постройки Жичского монастыря перенес туда свою резиденцию. Все свои богатые дарования и силы святитель Савва посвятил устроению Сербской Церкви. Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Утверждая святую православную веру и приводя в порядок церковные дела, святитель Савва открыл восемь новых епархий: Жичскую, Топличскую, Моравичскую, Даборскую, Будимлянскую, Хвостанскую (Студеницкую), Зетскую и Захлумскую (Захолм-скую). Ранее — в византийский период — известны лишь две епархии в Сербии — Рашская и Призренская (ныне они объединены в одну) . В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников — подвижников Хилендара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке. В помощь епископам Первосвятитель опытнейших клириков возвел в протопопы (архиерейские наместники), которых направил в разные места Сербии с поручением учить народ православной вере и совершать таинства. В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Биограф святителя Саввы монах Феодосии пишет: «Сам (святитель Савва. —К. С.) прошел по земле своего народа, всех утверждая в учении веры и вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни —да их держатся, как это видел на Святой Горе, в Палестине и в Азии» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

На пути из Никеи в Сербию святитель Савва посетил Афон и Солунь. На Афоне из Хилендарского монастыря он взял несколько образованных монахов с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви. А во время пребывания в Солуни списал несколько экземпляров Кормчей Книги для нужд Сербской Церкви. Вернувшись на родину, Первосвятитель на некоторое время избрал местом своего пребывания г. Рас, затем перешел в монастырь Студеница, после же завершения постройки Жичского монастыря перенес туда свою резиденцию. Все свои богатые дарования и силы святитель Савва посвятил устроению Сербской Церкви. Главной целью, которую он ставил перед собой, было утверждение Православия среди своего народа и распространение славянского просвещения. Утверждая святую православную веру и приводя в порядок церковные дела, святитель Савва открыл восемь новых епархий: Жичскую, Топличскую, Моравичскую, Даборскую, Будимлянскую, Хвостанскую (Студеницкую), Зетскую и Захлумскую (Захолм–скую). Ранее — в византийский период — известны лишь две епархии в Сербии — Рашская и Призренская (ныне они объединены в одну)   . В новооснованные епархии святитель Савва поставил во епископы своих учеников — подвижников Хилендара и Студеницы, обязав их строго соблюдать церковные каноны, ревностно проповедовать Слово Божие и благоговейно совершать богослужение на славянском языке. В помощь епископам Первосвятитель опытнейших клириков возвел в протопопы (архиерейские наместники), которых направил в разные места Сербии с поручением учить народ православной вере и совершать таинства. В жизнь сербского монашества он ввел афонские уставы, с которыми ознакомился во время своего пребывания на Святой Горе, а сами монастыри сделал рассадниками духовного просвещения. Биограф святителя Саввы монах Феодосии пишет: «Сам (святитель Савва. — К. С.) прошел по земле своего народа, всех утверждая в учении веры и вводя в своих монастырях уставы и обычаи иноческой жизни — да их держатся, как это видел на Святой Горе, в Палестине и в Азии»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

68 Мих. Конст. Казанский был помощником Секретаря с 1886 г., а с 1889 года Секретарем Сонета МДА, с 1896 г. – Смотрителем Волокол. дух. училища и автором двух статей (см. л 60, т. II, ч. 3, с. 70). 69 В извлечениях, сделанных архиеп. Сергием Голубцовым († 1982), из III–й книги машинописной работы которого, посвященной Ольге Сергеевне Голубцовой, они здесь перепечатаны. Ремарки в тексте в квадратных скобках и подстрочник – наши, С.Г. Сделаны некоторые перестановки в соответствии с хронологией. 71 Брат Анны Елисеевны, матери Ал–дра Петр. Голубцова, Ал–др Лебедев, псаломщик в с. Филяй, Кинешемской или Костромской, губ. 72 Вероятно, это дочь покойного брата Ал–дра Петровича, диакона Николая († 1898), 1894 г. рожд., что жила в г. Середа Иваново–Вознесенск. губ. 77 Очевидно, Ал. Емельянович Захаров, окончивший СП–скую гимназию с золотой медалью, Университет в 1909 г. С. 1913 г(?) – в муж гимназии преподаватель прогрессивного направления. Друг Вани – см. далее, письмо 21–е. 81 Вероятно, Серг. Серг. Смирнов (брат Олеги Серг.), свящ–к из храма свт. Николая Б. Крест, дядя по отношению к Марии, так же, как и «Катя» – тетя. 85 Очевидно, это сын Анатолия Петровича († 1892) Петр, с 1915 – студент МДА, вп. – полковник Сов. Армии. 89 На Кавказе, где пребывал наследник, вел. кн. Георгий († 1899), с которым занимался там Ключевский. См. у «Троицы в Академии». 92 Племянник, сын прот. Серг. Серг. Смирнова, морской офицер-артиллерист, погиб на крейсере «Прут». Ему на палубе вражеским снарядом оторвало голову. 93 Петр Анат. Голубцов учился в МДА в 1915–1918 гг., род. в 1893 г., скончался в 1954 г. в звании полковника в Закавказье (?) (С.Г.) 102 В одном из недатированных писем, сохранившихся в конверте на имя Раисы Семеновны Безобразовой, вдовы священника в с. Чащино, которая, вероятно и была хозяйкой у Ольги Сергеевны, Лидия (Матвеевна ?) Баранова (работавшая в библиотеке вместе с Михаилом Шиком) по поводу вскрытия мощей Преп. Сергия писала О.С: «...Дерзкое вскрытие свершилось! И к великой скорби верующих не нашлось ни одного монаха, который бы вступился за своего Кормильца и Благодетеля... Видно не напрасно твердил покойный архи–еп. Никон, что большая часть монахов пришла в монастырь «из–за куса хлеба». Наместник Кронид оказался совершенно не на высоте своей: предал Преп [сдобного] и отдает на кощунств, поругание [реставрацию] и св. иконы собора и сам в этом признается и впал в пол–ное безволие... О. Алексий скорбит и возмущен на реставрацию кощунственную и на поругание св. Сергия. О. Евфросин же очень рад, что случилось вскрытие, т.к удовлетворено его любопытство – ему хотелось видеть, «каковы мощи Сергия»... После вскрытия мощей, узнав взгляды о. Евфросина [Мишина, 62 лет], да еще побеседовав с о. Алексием, теперь вижу, что с о.Ев[фросином] придется все порвать, он положительно противен мне...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

13 Хвостов Дмитрий Иванович, граф 10.06.1799–31.12.1802 Реальным, хотя и негласным, главой Синода был архиеп. Амвросий, в руки которого Хвостов добровольно передал всю полноту церк. управления, подписывая минимум бумаг лишь номинально. На целых три года должность о.-п. обратилась в небытие. И церковная, и государственная стороны проявили тут явное непонимание сущности этой должности. 14 Яковлев Александр Алексеевич 09.01.1803–01.10.1803 Обратил внимание на недочёты в ведении синод. хоз-ва, находившегося вне контроля о.-п. Стремился к большему подчинению себе секретарей дух. консисторий. Непреклонный законник, за основу своих трудов взял о.-п.-скую инструкцию, утвержденную при Петре I, и «Духовный регламент», чем восстановил против себя «присутствующих» в Синоде иерархов. 15 Голицын Александр Николаевич, князь 21.10.1803–19.11.1817 В кругу аристократов был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, резко отзывался о Церкви. Став о.-п., изменил образ жизни, изучал христ-во. Участие в разрешении межконфесс. споров, но выслал иезуитов из России. Провозгласив благочестие основанием истинного просвещения, взял курс на «клерикализацию» образования. Первый о.-п., активно влиявший на решение дел в Синоде. 16 Мещерский Петр Сергеевич, князь 05.12.1817–02.04.1833 Содействовал учреждению новых правосл. миссий в Перми, Казани, Симбирске и в Забайкалье, устройству храмов в Западном крае, открытию новых епископ. кафедр в старообрядческих местностях. Усилил борьбу с «совращениями» в раскол, в католичество и др. Введены доп. оклады причтам обедневших приходов и приходам, пострадавшим от пожаров. 17 Нечаев Степан Дмитриевич 10.04.1833–25.06.1836 При нём был приведён в порядок синодальный архив и введён государственный контроль денежных сумм в духовном ведомстве. Также ему удалось в ряде епархий (Пензенской, Московской и др.) учредить секретный жандармский надзор за епархиальным церковным управлением. Уделял время подготовке приходских попов. Инициатор пересмотра уставов дух. уч. заведений.

http://azbyka.ru/shemy/oberprokurory-svj...

Послушания отцем богомудрым добрый рачитель быв, иго Христово благое на рамо подъял еси и во брани с духами злобы поднебесными, яко столп непоколебим, явился еси. Гора Святая Афонская торжествует, земля же Московская проповедует великия подвиги твоя, имиже вся злокозненная искушения, яко доблий воин Христов, препобедил еси. Богородичен: Н еизреченно зачала еси, Богоневесто Пречистая, Господа и Спаса, от лютых зол избавляющаго с верою призывающих Тя. По 3-й песни седален, глас 4: Имже образом желает елень на источники водныя, сице возжада душа твоя, преподобне отче Аристоклие, к Богу Жизнодавцу, сего ради, вся красная мира земнаго презрев, на благословенней горе Афонской и в земли Русской усердне потрудился еси и тако житием твоим праведным Господа Бога прославил еси. Слава, и ныне, Богородичен: Владычицу Тя мира вемы, Дево Всепетая, яко родила еси нам всех Творца и Спасителя мира, Иже и прослави Тя, Пречистую Матерь Свою, подая нам Тобою благодать и велию милость. Песнь 4 Ирмос: Т ы моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Всего себе всеблазей воли Божией покорив и вся повеления отцев духовных исполнив, в землю Русскую возвратился еси и многоскорбный труд пастырства подъял еси. Людие, многими болезньми душевными и телесными одержимии, отче святый, притекаху к тебе, просяще скорыя помощи, и исцеляхуся. Силою благодати, данною тебе свыше, болезнующих из нездравия во здравие приводил еси, иже и славляху Многомилостиваго Бога. Богородичен: Н е имамы, раби Твои, инаго предстательства и покрова разве Тебе, Владычице. Темже, Чистая, от сердца вопием: всякия беды свободи всех верных, к Тебе прибегающих. Песнь 5 Ирмос: В скую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго?/Но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Многи скорби претерпел еси, егда супостат диавол наусти людей оглаголати тя, отче преподобне, обаче смирением вся вражия козни препобедил еси и венец победный от Господа приял еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из самого последнего периода в истории русской богословской науки можно было бы набрать целую серию поучительных и любопытных примеров того, к чему приводит неосмысленная стихийная апологетика: очень часто апологеты, не дав себе труда наперед уяснить положительную сторону дела, теряют всякую возможность отличить в трудах своих противников пшеницу от плевел и в психологически понятном полемическом увлечении не разбирают врагов от союзников, относятся подозрительно ко всему, идущему из мнимо враждебного лагеря, по пословице: timeo Danaos et dona ferentes. Далее: апологетическая задача, навязанная науке Свящ. Писания, необходимо сообщала бы науке неустойчивый, случайный характер и ставила бы ее поступательное развитие в теснейшую и раб- —18— скую зависимость от умственного движения в среде, так называемой, отрицательной критики. Представим себе, что в одно прекрасное время перевелись бы каким бы то ни было образом отрицательные критики, тогда проектируемая Кейлем и Кауленом наука оказалась бы в весьма невыгодном положении: пришлось бы воспользоваться советом Каулена «разрешать возражения возможные», т. е. (перефразируя известное изречение Вольтера) не будь отрицательных критиков, необходимо было бы их выдумать. Таким образом, существование науки с принципиально-апологетическим направлением может покоиться лишь на том уповании, что никогда не будет недостатка в отрицательных критиках, и, следовательно, всегда хватит материала для полемики. Но главное еще не в этом: те результаты, к достижению которых должна стремиться наука Священного Писания, согласно воззрениям Каулена, Кейля и им подобных, не могут быть достигнуты, и поставленные задачи в приложении к частным отделам не могут быть признаны практически осуществимыми. Именно: Каулен, Кейль и пр. возлагают на исследователя труд доказать боговдохновенность, подлинность, неповрежденность и каноническое достоинство свящ. книг. Начнем с боговдохновенности. Как известно, не ко всем книгам ветхозаветной Библии согласно прилагается эпитет боговдохновенных; например, католическая Церковь насчитывает боговдохновенных книг гораздо более чем православная; поэтому доказательство боговдоховенности не может а priori распространяться на все книги. Во всяком случае, позволительно надеяться, что наука Свящ. Писания может бросить некоторый свет на этот вопрос вместо того, чтобы, стоя на чисто конфессиональной почве, у католиков доказывать, у православных и протестантов, напротив, опровергать боговдохновенность одних и тех же книг. Затем, прежде чем доказывать и опровергать, необходимо историко-аналитическим путем выяснить, что собственно содержится в понятии боговдохновенности, по мысли самих священных писателей и по церковному учению, и определить тот критерий, по которому одни книги призна-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6/18 Апреля 1889. Великий Четверг Бедные протестанты: вечно они вздорят между собой и никак не могут прийти к соглашению, при всем своем [добровольном] желании того: предмет спора все один и тот же. Законно ли и угодно Богу было их разделение на секты или нет? Слова о «единстве» своем, которого никак не могут открыть, при всей своей изобретательности. Но не виноваты они в своем заблуждении – не их оно, а унаследованное от их матери [католической] Церкви. И жаль их, бедных. Но кто же должен прийти к ним на помощь? Ибо и к ним относится пророчество Спасителя, что «некогда Петр обратится», – они плоть от плоти Церкви, считающей себя по преимуществу Петровою. Кто как не Православная Церковь ? И пора ей выйти из страдательного положения. Она – мать детей Божиих, – что же она смотрит равнодушно, как дети блуждают по дебрям и делаются добычею диких зверей? Или бессильна она? Нет, теперь уже нельзя этого сказать о ней. Ну что, напр[имер], делают все заграничные наши священники? Кое-кто делает нечто весьма малое, а в совокупности – ничтожное... но в большинстве – ничего. Отчего бы не назначить им обязательного дела миссионерского? На первый раз, напр[имер], перевести нашу лучшую богослов[скую] литературу на английский, французский и немецкий языки. Так дана будет возможность всем желающим за границею знакомиться с [Православной] Церковью. Потом – изучить основательно религиозное состояние стран... все богословские вопросы – со всех сторон и подготовиться разбирать и опровергать их. Когда это будет сделано, т. е. литература и люди подготовлены, тогда открыть Собор – не Вселенский (куда, у нас его боятся как Бог весть чего!), а конференцию, на которую и пригласить всех желающих единения катол [иков] и протестантов. Последних, конечно, множество найдется. В основание совещаний положить, что национальности не затрагиваются (ибо гордость мешает Западу больше всего). Можно быть уверенным в том, что немалое число протест[антов]... присоединится к Православию. А тогда уже будет легче: свои своих скорее убедят и привлекут. Через лет 7–8 повторить конференцию и т. д., и всякий раз, конечно, православный невод будет вытаскивать немало рыбы, – это и будет настоящее служение «соединению всех» – о чем мы всегда молимся. Чего проще и легче? Кому [политические] препятствия помешают быть на Соборе – Бог с ними; в следующий раз милости просим. Да что смотреть на политику в этом деле? Как сказал Гамалиил: «Если это было от Бога, то ничем не помешаешь ему». А это разве не от Бога? О Миссии в Америке

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как, по-Вашему, где граница между ересью и конфессией? Знаю, что гностиков, сайентологов, некоторых протестантов называют еретиками, но другие верования – католицизм, буддизм – именуют конфессиями. А в чем же принципиальная разница или ее нет? Ответьте, пожалуйста, и на один нравственный вопрос. Прежний папа Римский публично покаялся за грехи тех католиков, кто именем Церкви устраивал аутодафе, охоту на ведьм, действия инквизиции, иезуитов и других, кто именем Церкви грабил, мучил, убивал. Как Вы думаете, должно ли мусульманское духовенство публично извиниться за тех, кто именем ислама устраивал священные войны, джихады, кто и сейчас именем ислама режет, взрывает, сжигает?  1. Слово: «конфессия» – означает «вероисповедание», а ересь – это извращение догматики. 2. По моему мнению, каяться можно только за себя самого. Иногда в переносном смысле «он каялся за других» означает, что «он просил прощения у Бога за их грехи». Как я могу каяться за умершего, когда он вовсе не просит об этом? Если можно каяться за других, то почему тогда нельзя причащаться за других? Что касается мусульманского духовенства, то Вы можете обратиться к нему и получить ответ из первых рук. Как Вы относитесь к старообрядчеству, в частности к Белокриницкой иерархии? Думаю, что догматы, обряды, символы и прочее, содержавшиеся дораскольной Церковью и позволившие этой Церкви родить таких святых, как Сергий Радонежский, Антоний Печерский и другие, не требовали каких-либо изменений, кроме редакции книг до единого образца. Между старообрядчеством и старыми обрядами есть существенная разница. Старообрядчество – это раскол в Православной Церкви, который, разумеется, я не могу оправдать; а так называемые старые обряды – это консервация русской ритуальной традиции XV-XVII веков, против которой я существенно не могу возражать. В чем, по-Вашему, причины падения великого египетского монашества в монофизитство? Святой Григорий Богослов пишет, что для спасения надо очищать свое сердце, а для богословия необходимо знать философию. Падение египетского монашества в монофизит-скую ересь явилось следствием непослушания монахов своему священноначалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Десять лет спустя после кончины блаженного Римлянина, возник новый светильник иночества в земле Новгородской: родился Варлаам, сын богатых родителей, в мирском звании Алексий; это был второй Феодосий Печерский для обителей своей родины, которые преобразовал строгим примером и учениками, последовавшими по стопам великого аввы. С детского возраста уже он почувствовал отвращение ко всему мирскому и тотчас по кончине родителей, раздав все свое имущество, предал себя под строгое начало некоего инока Порфирия, чтобы пройти первый искус жития монашеского. Можно предполагать, что инок сей был сам из обители Антониевой, и что там поселился вначале юноша Варлаам, потому что высокий берег Хутыня, предпочтительно им избранный для своего жительства, находился в той же стороне. Там любил он уединяться на малом холме в глубокой чаще леса для созерцания, и там видение небесного света указало ему место будущей славной обители, как некогда великому труженику Палестинскому, Савве освященному. Там основался Варлаам и соорудил в 1192 году малую деревянную церковь во имя Преображения Господня на память того небесного света, который осенил его; около него стали собираться в убогих кельях многочисленные ученики. Первыми из них были Антоний Дымский и Ксенофонт, восприявшие после него обитель Хутын скую и сами основавшие другие монастыри в окрестностях Новгорода. Бывший тогда Архиепископом св. Григорий, брат и преемник святого схимника Иоанна на кафедре Софийской, рукоположил Варлаама во пресвитера и игумена новой обители Хутынской, и отовсюду начали к нему стекаться миряне и духовные всякого звания и возраста, ибо назидательна была беседа опытного аввы. Он был постоянно другом и советником Владык Новгородских, но всех ближе по сердцу был ему Владыка Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа его иноков и трижды с нее низводимый по своеволию народному. Часто приглашал он на совет бывшего своего игумена в архиерейские палаты. Однажды, проходя Волховский мост, Варлаам увидел человека осужденного, которого по приговору Веча уже готовились сбросить в реку, и умолил народ отдать обреченного на казнь в свою обитель для служения братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Благочестивая девица N.N., желая более угождать Богу, отказалась от должности учительницы и хотела спросить, хорошо ли она поступила. Старец как только вышел к ней, не дожидаясь вопроса, говорит: «Дома лучше, себя учи, а потом в монастырь» и дал ей один из Глинских листков. Та читает и говорит: «Хорошо, что я пошла к старцу: этот листок открыл всю мою душу». Однажды во время богослужения отец Архипп подошел к одному брату и, отвечая на его мысли, говорит: «Да, иди в П-скую пустынь, там тебя ждут, там лучше». XXIX Послушник К., не имея никакого общения с отцом Архиппом, не мог лично убедиться в его прозорливости и потому неразумно отрицал этот дар в подвижнике. Он неизвестно по какой причине называл о. Архиппа деревом. В одно время N. сильно поддался искушению и когда другие были заняты молитвой, он строил планы: когда и как совершить свое падение и заранее услаждался им. Близ него находился отец Архипп, многократно с досадой тер себе лоб, ерошил волосы и громко говорил: «Ишь, как тянет. О!.. Вот, вот... сидеть нельзя» и проч. Наконец, старец подошел к брату N. и со словами: «Иди, иди к (он назвал женское имя), стал тянуть его за руку, а потом, указывая в угол, прибавил: «А вот и диавол, подучающий тебя». Наедине подвижник раскрыл все греховные планы N. Последний просил прощения и святых молитв отца Архиппа. «Я дерево, ничего не знаю», – отвечал ему прозорливец. После этого N. не сомневался в прозорливости старца и в чувстве искреннего раскаяния говорил: «Отец Архипп узнал все мои мысли и все, что во мне было». Нередко старец Божий, узнавал душевное состояние приходящих к нему 847 . Укажем еще несколько таких случаев. Монах И. говорил: «Был я на Семеновском хуторе. Ради святого послушания меня охраняла благодать Божия от различных искушений. Мало-помалу я стал принимать тщеславные помыслы, восхваляющие меня за воздержанную жизнь. Господу угодно было смирить мою гордыню. Однажды сижу один в келлии, входит женщина и просит пить. Напоил ее, она ушла, но во мне сильно восстало греховное похотение, с ним я долго боролся и с ним поехал в обитель. Выхожу из храма, навстречу мне отец Архипп. «А что Семеновка?» – спросил он, пронизывая меня своим испытующим взглядом и как бы видящим всю мою внутренность. Я просил святых молитв у старца. «Иди, твори Иисусову молитву, пока не придешь в келлию» – сказал он мне. Я исполнил его совет и избавился от борющего меня помысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010