В Италии: астроном Дж. Скиапарелли и известный психиатр и криминалист Ч. Ломброзо. В Швейцарии: декан естественного факультета Женевского университета А. Сабатье, проф. физики Женевской академии наук Тюри и проф. естествоведения Бернского университета Перти. Наконец, у нас, в России: бывший проф. химии С.-Петербургского университета Бутлеров, известный учёный и писатель А. Аксаков, проф. зоологии С.-Петербургского университета Вагнер, проф. Харьковского университета д-р Шилтов, бывший проф. философии Московского университета Юркевич, известный историк М. Погодин, известный русский математик Остроградский, писатель, д-р медицины и хирургии Даль и мн. др. Теперь о проявлениях религиозного чувства приходится слышать реже, зато не прекращаются рассказы противоположного характера. Ещё недавно автор «Сахалинских очерков» следующими красками обрисовал настроение каторжников: «Помолиться Богу в тюрьме так же стыдно, как вообще заняться какими-нибудь пустяками, недостойными взрослого человека. Сахалинские священники в один голос жалуются на отсутствие религиозных чувств у каторги. К исповеди и святому причастию приходится чуть не силой гонять – не желают. В Д-скую каторжную богадельню священник даже на Пасху не пошёл: из-за шуток, из-за озорства. Со святой водой приходишь, – а они нарочно самые что ни на есть мерзкие озорства выделывают». Далее идёт глубоко возмутительный рассказ священника на посту Александровском о поведении одного из трёх арестантов, приговорённых к повешению, которых он готовил к смерти: «Всё о будущей жизни беседовали. Это с двоими, а третий, старик, тот всё над ними хохотал и ругался. «Спать только мешаете». Мы запоём – а он: «весёленькое бы что спели!» И так кощунствовал перед лицом смерти, так кощунствовал! Нераскаянный помер». А этот старик был простой русский крестьянин. Возрастание преступности идёт рядом с упадком религиозного чувства. Нельзя не задуматься над опубликованными недавно Министерством Юстиции цифрами в «Итогах русской уголовной статистики за 20 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вашу предшествующую открытку от 10/23 июля я получил еще раньше. Грустно, что мои закрытые письма 18-IV/I-V и 26-V/8-VI и открытки от 12/25-V, а также открытка Елис[авете] Ив[ановне] и Жене от 12/25-V не дошли. Вам я послал письмо 9/22-VI, Фросе поздравление к именинам и открытку Марии Косминичне о получении от нее посылки 153 от 21-VI. Грустно, что не пришлось повидаться, – но не без Божией воли это было. Потерпим все Господа ради... А духовного, молитвенного общения никто нас лишить не может... Как вчера мы пели в честь первоверховных апостолов: «разделенные телесы, и соединенные духом» 143 ... 5-го поздравляю милого Сереженьку и всех, кто бывал в нашем Троицком храме. 11-го и 25-го помянем незабвенную матушку игуменью. Как здоровье Володи Малышкина? 15-го поздравьте его, а 11 Ол[ьгу] Алек[сандровну] 144 , Олю Боголюб[скую] 145 , Олю Посум[?]. Что-то давно ничего не слышу о Харитонушке 146 . Напишите ей, чтобы она не заботилась о посылках мне, – она сама не обеспечена, – но чтобы почаще присылала мне письма, может быть, какое-либо и проскочит. Я ей писал 12/25 мая, поздравлял с ангелом. Другое письмо послал 17/30 июня. Ничего не получаю от Наташи Питерской 147 , которой тоже послал два письма в мае и июне. Я по милости Божией чувствую себя вполне удовлетворительно. Слава Богу за все, слава Богу и за скорби. «В мире скорбни будете» 148 , предрек нам Спаситель наш... За скорби здесь, утешение там... Я думал при свидании с Вами попросить Вас поискать и здесь какого-либо доброго человека, который на оставленные Вами средства делал бы изредка от Вашего имени мне передачи: свежие овощи, картофель, зелень, ягоды, молочные продукты. Я думаю, это разрешат. Тогда не надо бы было по почте присылать картофель. Простите, мои дорогие, что все обременяю вас разными заказами и поручениями. Только никогда не считайте мои поручения обязательными к исполнению. Всех, всех приветствую. Не обижайтесь, что не называю по именам. К Ведущему все имена о всех всегда воздыхаю. Господь да хранит вас всех. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Будьте хранимы Богом от бед, надвисших сейчас, впрочем, одинаково над всеми нами, над всем миром. Мне было очень радостно узнать о Вашей готовности в эти трудные дни поддержать или стараться поддержать наши заочные отношения. Хотелось бы, чтобы на этом далеком расстоянии до Вас все-таки бы дошло, насколько глубоко я их ценю, и как для меня важно было бы сохранить их до лучшего будущего. Искренне уважающий и о Господе преданный Вам, священ[ник] В. Шпиллер. 5 16. VI. Пазарджик. Болгария. Глубокоуважаемый о. Климент! Отыщет ли Вас мое письмо? Так давно не было известий от Вас, так все переменилось за это недолгое, а вместе с тем такое долгое время. Как будто десятки лет прошли... Где Вы теперь и какая участь монастыря? И дело, которому Вы служили так верно, так искренно и с такой пользой? Если уже его нет, то нет окончательно или временно, пока идет война? Мне кажется, что если сейчас вести его трудно, то это не значит, что оно не имеет никаких перспектив. Напротив, теперь оно, кажется, должно иметь перспективы больше, чем когда-нибудь. И в особенности в освобождающейся от большевизма России. (В освобождающейся – хочу сказать – изнутри, а не в освобождаемой извне). Мы здесь лишены каких бы то ни было сведений даже и о планах – опять-таки: каких бы то ни было планах – строительства рус[ской] церковной жизни, хотя оно, несомненно, начнется очень вскоре. Одно, однако, уже ясно: пойдет оно не теми путями, которые уготовлялись русскому церковному будущему реставраторами, но и не теми, по которым хотели бы повести это громадное святое дело политиканствующие и даже политические круги, увлеченные модернизмом (политическ[им]) самого последнего времени. По имеющимся здесь сведениям, народ живет могучей духовной жизнью. И из ее светлой глубины уже выступают новые светлые и очень мощные могучие силы. Кажется, о них даже не предполагали, об их существовании. Характерна для них духовная устойчивость и не фанатизм, ограниченный и, в общем, большей частью тупой, а духовная, я бы сказал, зрелость. В Николаеве, тоже в Киеве с самым искренним воодушевлением встретили и проводили – т. е. не приняли большую униат[скую] миссию. Никакого отталкивания, никаких, конечно, эксцессов не приняли и не сохранили, и проявили самое настоящее братолюбие, в чем не было ни на волос позы. Говорят, там масса простоты, самой настоящей, истинной, о которой мы и мечтать еще не смеем для наших масс (да и для «единиц», мож[ет] быть!). Следовательно, именно для вашего дела открывается, мож[ет] быть, даже и не подозревавшаяся никем перспектива.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

Платоновская философия после смерти основателя Академии продолжала развиваться, бол ее того, платоновская философия в эпоху эллинизма приобрела гораздо большее распространение и влияние, чем при жизни Платона. Несмотря на появление новых философских течений: эпикуреизма, стоицизма, скептицизма – резко отмежевавшихся от наследия Платона, платонические концепции с I–II века н.э. постепенно проникаю т в новые школы. «Средний стоицизм» активно усваивает идеи Платона и Аристотеля, философия стоика Посидония, насколько позволяют судить скудные свидетельства об этом философе, была одной из первых попыток соединить стоическую ортодоксию с элементами платонизма и аристотелизма 438 . В античной интеллектуальной традиции в целом все яснее обнаруживается тенденция к сближению различных противостоявших друг другу философских учений, наступает эпоха философской эклектики. История платонизма после Платона, история Академии хорошо описана в литературе 439 , поэтом у мы остановимся на фигурах, которые, как представляется, наиболее характерны для понимания судеб наследия Платона в эллинистический период. Речь пойдет о трех мыслителях – Плутархе, Нумении и Плотине. Плутарх 440 – автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» – был не только замечательным историком и литератором, но и философом. Плутарх – мыслитель далеко не первого ряда, тем не менее, его мысль представляет большой интерес, с точки зрения оценки тенденций, акцентов, подходов характерных не только для него одного, но в целом для эпохи. Стоит напомнить, время жизни Плутарха – период глобального сдвига в истории античного мира, мыслитель жил в «золотой век» Антонинов – римских императоров, при которых Империя достигла вершины своего могущества. Но менее чем через сто лет после смерти мыслителя Империю ожидает вековая полоса кризисов и междоусобиц, из которых Рим выйдет уже христианским. Стилистически и по составу идей Плутарх близок Филону Александрийскому и мыслителям – христианам III в. Клименту и Оригену . Мысль Плутарха фрагментарна (и это при удивительно хорошей сохранности корпуса его сочинений), и отрывочна, редко где мыслитель проявляет желание и стремление последовательно развернуть какую – либо философ скую тему 441 , удержавшись от привлечения не философских контекстов и ассоциаций. Плутарх считал себя последователем Платона и Ксенократа, однако основную миссию философии он видел не столько в познании сущего, сколько в искусстве жить в согласии с целым. Парадигматическое бытие, мир идей Плутарха – это мир героев «Сравнительных жизнеописаний», по образу которых должно выстраивать свою жизнь, «учиться добродетели». Значительное место в цикле философских работ Плутарха занимает толкование различных мифов, ритуалов и символов.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

В 1814 году Г.П. Павский был избран в члены академической конференции. В 1815 году Герасим Петрович вступил в брак с Евфимией Андреевной Грацианской, дочерью священника Андрея Андреевича Грацианского, с семьей которого Павский был знаком еще будучи студентом академии. Два месяца спустя он был рукоположен в сан иерея и определен в штат Казанского собора. Жену свою он очень любил, но, к сожалению, семейное счастье о. Герасима длилось недолго: Евфимия Андреевна была слаба здоровьем, непрестанно простужалась, и несмотря на то, что заботливый суп руг приглашал к ней искуснейших врачей и отправлял в деревню к отцу для оправления здоровья, 6 ноября 1824 года, после целого года непрестанных болезней, вызванных холодным и влажным петербургским климатом, нежно любимая супруга его скончалась. О. Герасиму в ту пору было только 37 лет, но он принял смерть жены со смиренной покорностью воле Божьей. Утешение он обрел в воспитании двух своих дочерей – Анны и Надежды – и в ученых своих занятиях. По рассказам студентов, Павский был замечательным преподавателем. Учащиеся часто приветствовали своего наставника громкими выкриками одобрения и восторга. Один из его учеников так вспоминал свои академические годы: «Был в Академии профессор еврейского языка, истинно препочтеннейший Г.П. Павский. Несмотря на все алефы и беты, кюббуцы и патахи, гифилы и гафалы, он так умел сделать свои уроки занимательными, что студенты слушали их с большим удовольствием, нежели самые увлекательные науки, из которых многие были преподаваемы дельными наставниками» 12 . Преподавая в течение 20 лет – с 1814 по 1834 год – в Академии древнееврейский язык, Павский подготовил не только многих замечательных наставников для провинциальных семинарий, но, что наверное, самое главное, во многих своих подопечных пробудил подлинную любовь к Слову Божьему. Наставник Павского в академии профессор Горн значительно поднял уровень преподавания древнееврейского языка. Заступив на его место, Павский стал достойным продолжателем трудов своего учителя. Имеющиеся тогда в его распоряжении немецкие грамматики были написаны по-латыни тяжелым слогом. Потому-то, остро ощущая недостаток отечественных пособий для студентов, в 1818 году Павский составил первую российскую «Краткую Еврей скую грамматику обучающихся Священному языку в Духовных Училищах». В течение многих лет Грамматика прот. Г. Павского была едва ли не единственным пособием по начальному изучению древнееврейского языка в наших духовных учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

– Думаю. Все думаю: сколько же материала! И какой вклад в историю… социализма! Странная вещь: теоретики, словокройщики ни одного гвоздочка для жизни не сделали, ни одной слезки человечеству не утерли, хоть на устах всегда только и заботы, что о всечеловеческом счастье, а какая кровавенькая секта! И заметьте: только что начинается, во вкус входит! с земным-то богом! Главное – успокоили человеков: от обезьяны – и получай мандат! Всякая вошь дерзай смело и безоглядно. Вот оно, Великое Воскресение… вши! Нет, какова «кривая»-то!? победная-то кривая!? От обезьяны, от крови, от помойки – к высотам, к Богу-Духу… и проникновению космоса чудеснейшим Смыслом и Богом-Слово, и… нисхождение, как с горы на салазках, ко вши, кровью кормящейся и на все с дерзновением ползущей! И кому сие новое Евангелие-то с комментариями преподнесли, карт-блянш выдали, и кто?! помните, у Чехова, в «Свадьбе», телеграфист-то Ять, «Ять»-то эта самая, как рассуждает про электричество и про… какие-то два рубля и жилетку? Вот теперь эти самые «яти» и получили свое Евангелие и «хочут свою образованность показать». И от кого получили? От тех же «ятей»! И вот показывают «образованность». Потому-то на эту подлюгу «ять» и поход. Прообраз, конечно, я разумею. Стереть ее, окаянную! мешает! исконную, сла-вян-скую! Всем вошам теперь раздолье, всем – мир целокупно предоставлен: дерзай! Никакой ответственности и ничего не страшно! На Волге десятки миллионов с голоду дохнут и трупы пожирают? Не страшно. Впилась вошь в загривок, сосет-питается – разве ей чего страшно?! И все народы, как юный студентик на демонстрации, взирают с любопытством, что из «вшивого» ве-ликого дела выйдет. Такой-то опыт – и прерывать! Ведь полтораста миллиончиков прививают к социализму! И мы с вами в колбочке этой вертимся. Не удалось – выплеснуть. Сеченов, бывало, покойник: «Лука, – кричит, – дай-ка свеженькую лягушечку!» Два миллиончика «лягушечек» искромсали: и груди выре-зали, и на плечи «звездочки» сажали, и над ретирадами затылки из наганов дробили, и стенки в подвалах мозгами мазали, и… – махнул доктор, – вот это – О-пыт! А зрители ожидают результатов, а пока торговлишкой перекидываются. Вон, сэр Эдуард-то Ллойд Джордж-то, освободитель-то человеческий, свободолюб-то незапятнанный, что сказал! «Мы, – говорит, – всегда с людоедами торговали!» А почтенные господа коммонеры, мандата на «вшивость» для себя еще не приявшие, но в душе близкие и к сему, если от сего польза видится, – мудрое слово Джорджево положили на сердце свое и… А-а, не все ли равно теперь! О миллиончике человечьих голов еще когда Достоевский-то говорил, что в расход для опыта выпишут дерзатели из кладовой человечьей, а вот ошибся на бухгалтерии: за два миллиона пересегнули – и не из мировой кладовой отчислили, а из российского чуланчишки отпустили. Вот это – опыт! Дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей! И вот…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Русский народ всегда был более политически активен и в момент угроз поднимался на бой, как один человек. Крестьяне, основная масса населения в Польше, были пассивны даже во время польских мятежей 1831 и 1863 годов против чрезмерной экспансии Российской империи. К неоднократным разделам Польши польское крестьянство оставалось совершенно равнодушным. Польский гродненский сейм 1793 года единогласно проголосовал за второй раздел Польши при условии сохранения его шляхетских вольностей. Мининых в Польше не нашлось, для них не было никакой почвы. (Многие особенности тех событий, связанные с польской доминантой, Солоневич знал не из книг: он сам был родом из крестьян Гродненской губернии). Известна многолетняя борьба России за выходы к пяти морям, а Польша не видела необходимости освоить даже своё балтийское побережье. «В 1242 году Александр Невский громит немецких рыцарей на льду Чудского озера, а за 6 лет до этого в 1236 году князь Конрад Мазовецкий приглашает тех же рыцарей в тогдашнюю Польшу, отдаёт им Куль-скую и Прусскую земли для того, " чтобы ввести там хорошие обычаи и законы... " Польша не заботится о море, не заботится о торговле, всё сдаётся в аренду немцам – и именно они строят и Штеттин (польское Щитно), и Данциг (польский Гданьск), и Кёнигсберг (польский Кролевец), совершенно автоматически отрезывая Польшу от моря и от всего, что с ним связано... Польша забросила море и тянулась на восток в поисках крепостных душ для шляхты и католических душ для ксёндзов». В Польше щляхетство и духовенство всячески урезывали королевскую власть, а в России народ нёс царю свою любовь и своё доверие. Показательно, что при движении на восток польская шляхта вела себя весьма высокомерно и воинственно. В 1069 году в Киев впервые ворвался польский князь Болеслав Храбрый, но с трудом ушёл оттуда живым. Столетия подряд такие же попытки повторяли Сапеги и Вишневецкие, а также Иосиф Пилсудский. И вот уже совсем анекдотично польское правительство, сидящее в лондонской эмиграции, повторило в 1943 году своё старое требование на территорию «от моря и до моря»... Но на каком основании?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/07/sk...

Согласно ее словам, владыка Иоанн очень строго постился, в результате чего во время постов нижняя челюсть у него теряла подвижность и речь его становилась крайне неразборчивой. Перед войной Анна занималась с владыкой, чтобы научить его говорить яснее. Он приходил в установленное время и по окончании урока всегда оставлял ей американскую двадцатидолларовую бумажку. Во время войны, получив тяжелое ранение, Анна умирала во французской больнице в Шанхае. Стояла поздняя ночь, снаружи бушевала гроза, и связи с городом не было. Но она упорно думала об одном. Доктора сказали ей, что все кончено, и вот была лишь одна надежда: придет владыка, причастит ее Святых Тайн и спасет... Она умоляла разыскать его, но это было совершенно невозможно. Телефоны не работали из-за грозы, и больница, по правилам военного времени, была заперта на ночь; ей только и оставалось, что взывать впустую: «Помогите! Владыка Иоанн, пожалуйста, помогите!» Всем было ясно, что это чистейший бред. Но вдруг, в самую грозу, двери распахнулись и вошел владыка Иоанн со Святыми Дарами, Излишне говорить о ее радости; владыка успокоил ее, исповедал, причастил Святых Тайн и ушел. Проспав после этого восемнадцать часов, Анна проснулась и почувствовала себя здоровой. «Спасибо, владыка Иоанн навестил меня», – сказала она сестрам. «Какой владыка Иоанн? – изумились те. – Вчера всю ночь больница была на замке». Сосед по койке сказал, что в самом деле приходил кто-то, но ей все равно не поверили. Анна засомневалась: уж не привиделось ли ей? Но когда стали перестилать ей постель, нашли под подушкой американ скую двадцатидолларовую бумажку. «Ну вот, – торжествовала Анна, – говорила ведь я вам, что он приходил!» Как он узнал? Каким образом добрался до нее, не имея мыслимой возможности даже услышать о ней? Не ошибемся, если скажем, что ему это было открыто; немало было случаев, когда такие вещи открывались владыке Иоанну. Но каким образом и почему именно ему? Вроде бы одним истина открывается, адругим – нет. Почему так? Что, разве есть у нас специальный орган для восприятия откровений от Бога? Пожалуй что и есть, только обычно мы заглушаем и подавляем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

Благодаря успешным действиям военных отрядов Крымская орда оказалась запертой на Крымском полуострове и впервые за много лет сама стала объектом нападений. Как с энтузиазмом записал на страницах официальной летописи Алексей Адашев, «русская сабля в нечестивых жилищех тех по се время кровава не бывала...», а теперь «морем его царское воинство в малых челнех... якоже в кораблех ходяще... на великую орду внезапу нападаше и повоевав и, мстя кров крестиан-скую поганым, здорово отъидоша». Войско во главе с Данилой Адашевым, разорив побережье Крыма и освободив «русский» и «литовский» полон, благополучно вернулось на русскую территорию, нанеся серьезные потери орде, пытавшейся задержать его на днепровских переправах. Вернувшиеся из похода в сентябре 1559 года Данила Адашев и Игнатий Вешняков были пожалованы царем за службу. Таким образом, Русское государство предпринимало в конце 1550-х годов серьезные шаги для решения и крымской, и ливонской проблемы. Обычно такое положение объясняют борьбой в окружении царя сторонников двух разных ориентации, из чего делается вывод об отсутствии единого продуманного курса в русской внешней политике тех лет. Дело, по-видимому, обстояло иначе. В конце 50-х годов была предпринята попытка осуществить сложный политический замысел, принадлежавший, судя по всему, самому Алексею Адашеву, целью которого было добиться одновременного решения в интересах России и крымской, и ливонской проблемы. Война со слабым Орденом не пугала русских политиков. Иное дело — перерастание этой войны в большой международный конфликт с участием многих государств. Между тем после событий 1556 года в Москве должны были отдавать себе отчет в том, что русское вмешательство в ливонские дела может вызвать сопротивление со стороны Великого княжества Литовского и, следовательно, не могли не думать о мерах, с помощью которых можно было бы устранить такую угрозу. Отсюда — очевидное стремление принудить власти Ордена согласиться на установление русского протектората. Такое решение лишило бы власти Великого княжества Литовского оснований для вмешательства в ливонские дела.

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

Удивительно, но у мамы, несмотря на огромные метастазы в мозг, до последнего дня был ясный, острый ум – к ней приезжали не только попрощаться, но и посоветоваться на всю оставшуюся жизнь. Домой Уже незадолго до маминой кончины я так устала, что легла рядом с ней, а она мне вдруг и говорит: – Чи-тай. – Что тебе читать? – Чи-тай Пуш-кина «Ка-пи-тан-скую доч-ку»… не-из-дан-ные чер-нови-ки. А Пушкина она знала от и до: не только произведения, опубликованные и нет, но и письма, дневники. Я стала читать… Какое же это было счастье, как мы смеялись и плакали! Позже меня моя приятельница-монахиня укоряла: – Надо было читать Евангелие, Псалтирь! Зачем Пушкина перед смертью?! Но мама так любила русскую литературу. И «Капитанскую дочку» Пушкина считала истинным высокохристианским произведением. Накануне смерти я читала маме полностью отходную. Она сама об этом попросила, а когда я уехала домой, она еще раз попросила прочитать отходную мужа. Утром в день смерти я очень боялась, что она без меня преставится. Не хотела отвечать приятельнице на звонок. – Ты что! Даже не переживай! Она тебя обязательно дождется! Даже не сомневайся! И действительно мама меня дождалась. Спустя несколько минут зазвонил телефон. Отец Алексий Злобин из Городни, узнав, что мама отошла: – Я в Москве! Сейчас приеду! – тут же отозвался. И это тоже было чудо: служит-то он далеко, в Тверской области. А мигом был тут как тут, первым по ней литию отслужил. И все священники стали приезжать один за другим, молитва не прекращалась. Ее и перед самой смертью пособоровать, исповедовать, причастить успели. Она особо уже тогда и не разговаривала, а тут: – Ну, всё. Домой-домой-домой, – вдруг засобиралась, отчетливо так всё произнесла. Я сначала удивилась, не поняла даже… А мама раз и – отправилась к Богу. Рейтинг: 10 Голосов: 908 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 12 февраля 2023, 13:42 Царство Небесное дорогой Александре Андреевне, которую я никогда не видела, но разок и мне удалось с ней поговорить по телефону. Это удивительный был человек, столько историй с ней связано. Именно крепкая вера, бесстрашие и любовь к Богу бескомпромиссная ее отличали. Для нас всех, сомневающихся и оглядывающихся, то загорающих, то остывающих, настоящий вдохновляющий пример пламенного человека. Хватит тлеть, пора гореть. Хоть искоркой, но светиться!

http://pravoslavie.ru/135925.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010