За исключением древнего Киева, монашеская жизнь Русской Церкви в Польско-Литовском государстве не была цветущей. Хотя униатами и была захвачена почти половина всех монастырей, но они обезлюдели и стали для униатов лишь доходными хозяйственными вотчинами, в то время как в православных монастырях возросло число насельников, иногда оно доходило до 100—200 иноков. Кроме того, в течение первых 20 лет унии образовалось 10 новых монастырей. Практически заново родились три новых монастыря, занявших затем в истории юго-западной Церкви видное положение. Это знаменитая Почаевская Успенская Лавра (на Волыни), Свято-Духов монастырь — в Вильно, Братский Богоявленский монастырь — в Киеве. Киево-Печерскую Лавру, спасенную от униатов, возглавил архимандрит Елисей (Плетенецкий). Он возродил монастырскую жизнь в Лавре, приведенную в расстройство после татарского завоевания на целые три столетия. Архимандрит Елисей вел непрерывные судебные процессы и отстаивал Лавру от претендовавших на нее униатов. Он восстановил здесь уставное общежитие, обновил состав братии Лавры, приглашая и собирая отовсюду ученых иноков, устроил типографию для издания богослужебных и учительных книг на пользу всего русского Православия. Перед своей смертью в 1624 г. он избрал себе преемником известного архимандрита Захарию (Копыстенского). В Вильно активным деятелем, поднявшим значение и духовную силу братского Свято-Духова монастыря, был Леонтий (Карпович; 1620). Его усилиями монастырю были переданы две типографии. На Волыни и в Галичине восстановителем и организатором монастырской жизни явился епископ Иов (Княгиницкий). Он учился в Острожской школе и прошел монашеское послушание на Афоне. Он устроил пять общежительных монастырей во Львовской епархии. Скончался в 1621 г. Продолжателем начатого дела на Волыни был прославленный святой игумен Иов (Железо): сначала он был игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, а затем и Почаевской обители (1651). Но тем не менее в начале XVII в. положение Православной Церкви в польско-литовских землях стало особенно тяжелым. Об этом можно судить по тому, что с 1612 г. здесь оставался только один православный архипастырь — епископ Львовский Иеремия (Тиссаровский). Он был преемником епископа Гедеона (Балабана), прославившегося своей стойкостью. Когда в польско-литовских землях началось введение унии, епископ Гедеон сохранил свою епархию верной Православию. Отвергнув унию, епископ Гедеон почти на целый век приостановил переход православной шляхты в латинство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» ( Skarga Р. О jednosci Kocioa Boego pod jednym pasterzem - 1577) и Б. Гербеста «Веры Церкви Римской выводы и история греческой неволи до унии» ( Herbest В. Wiary Kocioa Rzymskiego wywody у greckiego niewolstwa historia do jednoci - 1586), а также в критике календарной реформы 1582 г. (введение григорианского календаря). Сочинение В. С. состоит из предисловия и 6 разделов, каждый из к-рых посвящен особой теме: единство веры во Христе, вопрос об исхождении Св. Духа, критика мнения католиков о главенстве Римского папы, необходимость служения литургии на квасном хлебе, а не на опресноках, критика григорианского календаря. 6-й разд. направлен против протестантов и защищает необходимость почитания св. икон и украшения храмов. Кроме того, в книге В. С. рассмотрены католич. представления о чистилище, католич. практика субботнего поста, вопрос о браке священнослужителей, различия между католич. и правосл. литургией. Доказательства правосл. полемиста основаны на обширной подборке цитат из Свящ. Писания и трудов св. отцов и правосл. богословов 1-й пол. XVI в.- прп. Максима Грека , старца Артемия и Василия Никольского ; т. о., «Книжица о вере» представляет собой энциклопедию полемического материала, рассчитанную на ученого-полемиста. «Книжица о вере» имела широкое распространение в восточнослав. регионе и оказала влияние на авторов «Перестроги» и «Вопросов и ответов православному с папежником» (по мнению Мыцко, автором 2-го сочинения был В. С., однако доводы исследователя недостаточно убедительны), на Иоанна (Вишенского) , Стефана Зизания (см. Зизании ), М. Броневского (Христофора Филалета), Захарию (Копыстенского) , отдельные положения «Книжицы о вере» вошли в «Кириллову книгу» (М., 1644). Соч.: О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской Церкви, откуду начало приняла и како повсюду распростреся//РИБ. СПб., 1882п. Т. 7: Памятники полемич. лит-ры в Западной Руси. Кн. 2. С. 601-938. Лит.: Харлампович К. В. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Копержинський К. Украïнський письменник XVI ст. Василь Суразький//Наук. зб. за pik 1926. К., 1926. С. 38-72. (ЗНТШ; Т. 21); Яременко П. К. Василь Суразький//Украïнське лimepamypoзhabcmbo. Льbib, 1969. Вип. 6. С. 81-88; Мыцко И. З. Украинский писатель-полемист Василий Суражский - сподвижник Ивана Федорова//Федоровские чтения за 1979 г. М., 1982. С. 18-23; он же. Чар apxibhux cbiдчehь: Mamepiaлu до бiorpaфiй славетних nyблiцucmib//Жовтень. 1987. 3. С. 85-96; он же. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990; Возняк М. С. Icmopiя украïнськоï лimepamypu. Льbib, 19922. Кн. 1. С. С. Лукашова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149777.html

Василия Великого , общежительный устав. Одновременно архимандрит Елисей Плетенецкий заботился о развитии просвещения: завел в Лавре типографию, купив ее у наследников Федора Юрьевича Балабана 3 , устроил «паперню», т. е. бумажную фабрику, в монастырской вотчине Родомысле, вызвал в Лавру ученых людей, знатоков и энтузиастов типографского дела – Захарию Копыстенского, Памву Берынду и Стефана Берынду, Тарасия Левковича Земку, Лаврентия Зизания Тускановского, проповедника и знатока древних языков, Иосифа Кирилловича, Гавриила Дорофеевича, Филофея Казаревича, виршеслагателя Александра Митуру, Тимофея Вербицкого и других лиц, с увлечением трудившихся при печатании книг в том или другом роде типографско-издательской работы. Архимандрит Елисей, заботливо сгруппировав в своем монастыре дружный коллектив типографских работников, выпустил с 1616 по 1624 гг. такое количество богослужебных и религиозно-полемических книг, направленных против унии, которое было не меньше количества книг, изданных в то время самыми крупными братскими типографиями – львовской, острожской, виленской, не говоря уже о второстепенных вроде дерманской, луцкой и других. Архимандрит Елисей организовал при своем монастыре институт проповедников, сам «любовно их слушал и был примером», устроил школу, стоявшую по объему преподававшихся в ней наук на уровне других подобных же братских школ. Елизавета Гулевичевна, богатая киевская шляхтянка, жена мозырского маршала Стефана Лозки, подарила свою землю в Киеве на Подоле (где сосредоточивалось киевское население, ибо старый город стоял почти пустым), предназначив ее для благотворительных и просветительных целей: устройства монастыря, школы при нем, гостиницы для странников православной веры. Затем образовалось братство, которое и занялось выполнением этих планов, причем архимандрит Елисей Плетенецкий и его сотрудники были главными проводниками этого дела; в конце 1615 г. был написан устав этого братства и в братство вписалось огромное число народа всех сословий – духовенства, мещанства, шляхты и все казацкое войско со своим гетманом Петром Сагайдачным.Преемником Елисея Плетенецкого был, по его указанию, архимандрит Захария Копыстенский, продолжавший просветительную деятельность своего предшественника по поднятию умственного и нравственного уровня монастырской братии, проповеди , по изданию книг, увеличив и количественно число братин до 800 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

В 1615-1616 гг. в Киево-Печерском монастыре по инициативе архим. Елисея, несмотря на сопротивление некоторых насельников, было восстановлено общежитие по образцу афонских мон-рей. Одновременно был учрежден просветительный кружок, целью которого было духовное и культурное обновление обители. Архим. Елисей купил оборудование типографии Балабанов в Стрятине, и в Радомысле, имении монастыря, было устроено бумажное производство. Для проповеднической и издательской деятельности архимандрит пригласил книжников и типографов (в т. ч. инока Памву (Берынду) и его брата Стефана, переводчика, проповедника и типографа мон. Тарасия (Земку) , проповедника прот. Лаврентия Зизания, проповедника Захарию (Копыстенского) , переводчика с греч. языка мон. Иосифа (Кирилловича) и др.), составивших т. н. печерский кружок. Не ранее 20 дек. 1616 г. в Киево-Печерском мон-ре была издана 1-я книга - «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и архидиак. Захарии (Копыстенского). В 1616-1624 гг. в типографии мон-ря было подготовлено и напечатано неск. изданий: богослужебные книги (Литургиарион [Служебник]. К., 1620), Кормчая книга (Номоканон. К., 1620, 1624), Псалтирь (К., 1624), труды свт. Иоанна Златоуста (Беседы на 14 посланий св. ап. Павла. К., 1623; Беседы на Деяния св. апостолов. К., 1624), полемические сочинения: направленная против католиков и антитринитариев «Книга о вере» (К., 1619, 2-е, расширенное издание по сравнению с изданием в Вильне ок. 1602), «Слова на латинов» прп. Максима Грека . Была подготовлена антиуниат. «Палинодия» Захарии (Копыстенского). При архим. Елисее были напечатаны составленный А. Мытурой панегирик архим. Елисею «Везерунк цнот превелебного в Боге... отца Елисея Плетенецкого» (К., 1618), «Верше на жалосный погреб Петра Конашевича Сагайдачного» Кассиана Саковича (К., 1622). В т. н. печерском кружке были сделаны переводы на церковнослав. язык неск. сочинений свт. Иоанна Златоуста ( Голубев. 1883-1898. Т. 1. С. 396). Впервые в типографии Киево-Печерского мон-ря на церковнослав. языке был напечатан Анфологион. В искусно оформленных изданиях Киево-Печерского мон-ря помещались гербы меценатов и посвященные им стихи, предисловия и послесловия с описанием подготовительных работ и указанием трудившихся над книгой переводчиков, редакторов, типографов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В 1620 г. гетман Сагайдачный выстроил для братского монастыря Богоявленскую церковь . Первым настоятелем монастыря был Исаия Копинский, а первым ректором братской школы Иов Борецкий, ранее ректор львовской школы – оба в будущем митрополиты. В образовании школ преобладал тогда греческий элемент, принесенный сюда главными распространителями просвещения в южной России, греками. Не было еще настоящей организации школьного дела, но образование в них стояло довольно высоко. Из них вышли многие видные деятели просвещения, богословы, проповедники, переводчики, исправители книг. Упомянем Исаию Копинского, Леонтия Карповича, Мелетия Смотрицкого, Лаврентия Зизания Тустановского, Кирилла Транквиллиона, Памву Берында, Захария Копыстенского. Кроме этих ученых мужей, из братских школ выходили все лучшие представители православной иерархии. Церковь нашла себе также сильную духовную опору в своих монастырях. Борьба с унией повлияла на подъем нравственного уровня в обществе и иерархии и на оживлении монастырской жизни. Несмотря на отнятие многих обителей, число православных монастырей было все-таки больше числа униатских. Обители отличались многолюдством, что тоже разнило их от униатских. Возникли три монастыря, имевших потом большое значение для сохранения православия: на Волыни – Почаевский, в Вильне – Св. Духовский, в Киеве – Богоявленский. В 1599 г. архимандритом Печерского мон. поставлен был один из замечательнейших деятелей того времени, Елисей Плетенецкий. Он обновил обитель, упрочил ея самостоятельность против покушений униатов, восстановил в ней общежитие и поднял иноческую жизнь. Он собрал ученых людей, завел типографию, учредил институт проповедничества и устраивал школы. Скончался он в 1624 г., назначив себе преемником известного Захарию Копыстенского. В Вильне таким благоустроителем монашества был Леонтий Карпович († 1620). Благодаря ему Свято-Духовский мон. стал средоточием Православия для Литвы, как Киевская Лавра для Малороссии. В Галиции и на Волыни оживителем иноческой жизни был Иов Княгининский († 1621), воспитанник острожской школы, долго подвизавшийся на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

100 В 1619 году князь Богдан Огинский основал мужской монастырь со школой в своем имении «Евье» и подчинил его Виленскому братству (см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 85), а годом раньше дворянин Константин Долмат сделал то же с монастырем Цеперским, основанным в Слуцком уезде, вместе со школой и госпиталем (см. Макарий Ист. рус. цер., т. X, стр. 453–454). Этот дворянин позднее, в 1622 году, основал Дятловицкий монастырь и поставил его в зависимость от Киево-Печерской лавры: он же дал Захарию Копыстенскому большую сумму денег на издание в 1624 г. «Бесед на Деяния Апостолов» Иоанна Златоуста (см Труд. Киев. Дух. Акад., 1878 г., сент. Материалы Голубева). В подчинении Виленскому братству и св. Духовскому монастырю находились еще: 1) Минский Петропавловский, мужской и женский (см. Собр. древ. акт. Минской губ. 51, 62, 64. 69 и 70), 2) Брагино-Селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Вишневецким, 3) Слуцкий Троицкий (см. Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 455), 4) Купятицкий Богородичный, в Пинском округе (Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XV и Макарий, Ист. рус. цер. т. XI стр. 375), 5) Сурдегский, в Ковенской губ. (Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, 517), 6) Грозовский, основанный в 1639 г. Володневичем, в Минской губ., Слуцкого уезда (см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XIX и т. II, стр. 67). – Виленскому монастырю подведомы были две Трокские церкви (Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 373). См. жалобу игумена св. Духовского монастыря об отнятии большинства этих монастырей униатами во второй половине XVIII века; Вилен. Арх. Сб., т. XI, стр. 125, 172. 102 А. З. Р. т IV, 217. А в 1619 году св. Духовское братство писало во Львов: «толико смирихомся, яко едва тень лепоты и величества широко-владнаго рода российскаго и благочестия его оста нам»: Васильевский, Очер. ист. Вильны, 79, VI, 22. 103 В настоящее время нет и следа Евьенского монастыря: на месте его находится позднейшей постройки приходская Успенская церковь , а там, где была типография, стоит дом местного ксендза, на огороде которого нередко попадаются в земле оловянные буквы древней книгопечатани; см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. XVI. См. также о книгах, напечатанных в Евье, – «Перечень зап. рус. старопечати в Памят. стар. запад. губ». Батюшкова, вып. VI, стр. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

105 Таковы же из появив­шихся в России: е) Книжица о единой истинной православной вере и святой соборной апостольской Церкви, направленная против Латинян и изданная в Остроге ок. 1588 г.; 106 ж) книга о вере единой, святой, соборной, апостольской Церкве, – иеромонаха Захария Копыстенского, также направленная против Ла­тинян и изданная 1619 г. в Киеве; 107 з) Катихизис, при­писываемый Лаврентию Зизанию, литовскому протоиерею, изд. в Москве 1627 г. 108 Что касается частных догматических исследований и трактатов, написанных тогда на востоке, то они, главным образом, имеют предметами своими отличительные догматы православия, извращаемые или отвергаемые папистами и протестантами. Замечательнейшие из этих сочинений: а) направленные против учения западной церкви о происхождении Святого Духа и от Сына – принадлежат Фотию, цареградскому патриарху IX в., Евстратию, никейскому митрополиту XII в., Герману, константинопольскому патриарху XIII в. и двум солунским архиепископам – Григорию Паламе и Нилу Кавасиле XIV в.; б) направленные против учения о главенстве папы – тому же солунскому архиепископу Нилу Кавасиле и монаху Варлааму XIV века; в) вообще против заблуждений Латинян – Никите Пекторату, константинопольскому пресвитеру XI века, Георгию, корцирейскому митрополиту XII в., Григорию кипрскому XIII в. и Макарию анкирскому XV в., а из Русских – Леонтию Карповичу и Захарию Копыстенскому – начала XVII века; г) против заблуждений протестантских – из Греков – Гавриилу, филадельфийскому митрополиту, а из Рус­ских – новгородскому монаху Зиновию XVI в. 109 § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Так прошли для православно-догматического Богословия средние века, называемые вообще веками темными по состоянию просвещения во всем христианском мире. С конца XV и особенно с начала XVI столетия, вследствие изобретения книгопечатания (1440), распространения древней греческой учености и памятников ее между народами запада, по взятии Константинополя (1453), вслед­ствие реформации (1517) и других причин, для западной Европы настал новый период просвещения вообще, и в частности новый период в развитии Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

197 Лествица Исаии в к. Толстого 2, 305. Царского 229. Это то самое сочинение, которое обыкновенно печатается между сочинениями Свят. Димитрия ростовского , тогда как в Синодальной рукописи 146) принадлежавшей самому Св. Димитрию, заглавие сочинения говорит: «Лествица духовного по Бозе жительства – написана препод. Отцем Исаием копистенским, иже постничество и безмолвия путь проходя при пещере преп. Отца нашего Антония, иже в Киеве, последи же бывши Митрополита того же благословенного града Киева». Его же «пункты священникам» в библ. общества ист. 118. Послание кн. Вишневскому напеч. в чтен. моск. общ. 1848 г. 8. Катехизис Зизания с переменами во многом, напеч. в Москве 1627 г. Его славян. грамматика с молитвами и кратким катехизисом Стефана Зизания напеч. в Вильне 1596 г. См. Строева опис. кн. Толстого 35. 36. Кн. царского 77. 259. О его грамматике Греч. (ист. литер. стр. 51). Из львовских воспитанников Иоанникий Волкович издал в 1631 во Львове «размышления о муце Христовой и о воскресении Христовом». Вероятно, им же издана трагедия Григория Богослова о страданиях Спасителя, Львов 1630 г. Сочинение Лосицкого см. с прим. 135. 138. Члены луцкого братства, иноки Павел Моткович-Глянце и Сильвестр издали а) Изложение веры, в Угорцах 1618. б) Собрание словес от божеств. писаний (объяснение Символа веры ) там же 1618 г. в) Лимент по пресвитере Иоанне Васильевиче, Луцк 1628 г. г) Диалог альбо розмова человека хораго, альбо умирающаго с духом, черн. мон. 1829. 198 «Предмова до чительника» нап. у Строева в опис. кн. Толстаго стр. 142–154 64. Зерцало изд. в Почаеве 1618 г., евангелие в Рахманове 1619, 1668; перло в Чернигове 1646 г. Могил. 1690 Похвальные слова, Чернигов 1656. В журн. мин. нар. просв. 1844 г. «благословенная грамота Митрополита Михаила (28 январь 1591 г.) львовским братским дидаскалам Кириллу (Транквиллиону) и Стефану (Зизанию) на проповедь Слова Божия». 199 Два первые сочинения хранятся в печерской лавре; список у Толстого 1, 337. Оборона унии, пад. 1618 в Вильне, писана Львом Кревзой (Стебельский Zywoty 55 Panjeu v Matek. Wilno 1781). О других трудах Захарии у Строева в опис. кн. Толстого 61. 63. 70. 72, в опис. кн. Царского 77. 78. 80. 84. Считаем Захарию воспитанником львовским, потому что он был родственником знаменитого перемышльского Епископа Михаила Копыстенского. Да и переводы, приготовленные во Львове, изданы им были при помощи львовского дидаскала Дорофеевича (Строева опис. кн. царского 77. 78. Дополнение изд. М. 1841. 18). В 1616 г. 4 января «в иночестве Захария копыстенский, исповедник, ненавиде зла и прилепляясь к благому, принимаю лобызаю утвержденное в гор. Киеве братство» и пр. (Киев. Памятн. Т. 2, 1, 45). Заметим еще, что номоканон, изд. им в Киеве 1629 г., не его сочинение, как напротив говорят некоторые, а перевод плохого сборника греч. правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

309 Собр. грам. Вильны, Ковно. 2. 57 Вилен. арх. сборн. 5. 12 Собр. минск. грамот. 43, 46, 47, 48, 65, 69, 100 архим. Николая Опис. Минск. епарх. С. 163 Упомянутый игумен Павел Домжив был человек образованный: в 1611 и 1618 г. он издал «Выклад веры» (Голубев. О староп. книг., в Труд. Киев. Ак. 1876. 1. 360–362 а в 1622 г. напечатал свое «Казанье на память пана Александра Феодоровича Шептицкого» (Опис. библиот. Хлудова, книги печатн. 74 310 Опис. рукописей Моск. Синод. библ. 2. 3. С. 327 Ныне это сочинение печатается Археогр. комиссиею в Русск. историч. сборнике 311 «Перестрога» напеч. в А. З. Р. 4. 149 312 Напечат. в А. Ю. и З. Р. 2. С. 271–287 313 Оба сочинения напечатаны у Голубев. Матер. для истории Западнорусск. Церкви. 18. Труд. Киев. Акад. 1878 314 Обе эти брошюры названы в самом заглавии написанной против них книги: Antigrafi, albo odpowied?z na script uszczypliwy przeciwko ludziom staro¿ytnej religii greckiej od apostatow Cerkwie Wzchodniej wydany, ktoremu tytul: Heresiae, ignorantiae i polityka popow i mieszczan bractwa ¤ , tak i na xi¹¿kê rychlo potym na objaœnienie tego¿ scriptu wydana nazwiskiem: Harmonia, w Wilnie, r. 1608, przez jednego brata bractwa cerkiewnego Wilenskiego religiej staro¿ytnej greckiej w porywczo wydana Автором «Антиграфи» Петрусевич почему-то признает Захарию Копыстенского (Сводн. галицко-русск. летоп. С. 414 315 Susza. Saulus et Paulus, sive Meletius Smotriscius. Romae, 1666. P. 1–20 Самое же сочинение Смотрицкого озаглавлено так: QrБnoj, to iest Lament jedynej powszechnej apostolskiej Wschodniej Cerkwie z objaœnieniem dogmat wiary, pierwiej z greckiego na s³owienski, a teraz z s³owienskiego na polski przet³omaczony przez Theophila Orthologa, tey¿e Wschodniej Cerkwie syna, w Wilnie, r. 1610 316 Заглавие первого сочинения: Na Threny y Lament Theophila Orthologa do Rusi greckiego nabo¿eñstwa Przestroga, r. 1610 Заглавие второго: Parhgoreˆa, albo utolenie uszczypliwego Lamentu, mniemaney Cerkwie s. Wschodniej zmyœlonego Theophila Orthologa. Wilno, 1612

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

478 «Святая Русь», или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси, до XVIII века, обще- и местно чтимых; сочин. архим. Леонида, СПБ., 1891 г., стр. 204. 479 Сочинение «Обличение на унию», помещённое в Акт. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–287, от 1608 года, и приписанное перу иеродьякона Киево-Печерской лавры Леонтия, быть может, составлено Леонтием Карповичем бывшим иеродьяконом этой Лавры. См. Чтен. в общ. ист. и древ. рос. 1878, кн. 1. Филарет, Ист. рус. цер., ч. IV, стр. 135, замечает, что Леонтий описывает унию, как очевидец брестского собора и пером, достойным события. От Карповича остались в письменном виде: «Катание» на погребение кн. Голицына в брат. цер. св. Духа в 1619 году; две проповеди Леонтия Карповича изданы в 1878 г. Общ. истории и древностей российских при Москов. университете. См. также примеч. 11 к IV т. Рус. Ист. Биб. 480 Мелетий Смотрицкий был сыном первого ректора Острожского училища Герасима Даниловича Смотрицкого. Первоначальное образование он получил в Острожском училище, затем в Вильне, а также в заграничных университетах (Лейпцигском, Вюртембергском). Неистовства Потея и бедствия православных побудили Смотрицкого написать книгу «Фринос». Скарга в ответ написал: «Na Threny Y Lament Theophila Orthologa, Do Rusi Grckiego Naboestwa, Przestroga», a в 1613 году Илья Мороховский издал «Утешение или утоление плача восточной церкви» (Paregoria albo utolenie). 481 В 1619 году князь Богдан Огинский основал мужской монастырь со школой в своём имении «Евье» и подчинил его Виленскому братству (см. Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 85), а годом раньше дворянин Константин Долмат сделал то же с монастырём Цеперским, основанным в Слуцком уезде, вместе со школой и госпиталем (см. Макарий Ист. рус. цер., т. X, стр. 453–454). Этот дворянин позднее, в 1622 году, основал Дятловицкий монастырь и поставил его в зависимость от Киево-Печерской лавры: он же дал Захарию Копыстенскому большую сумму денег на издание в 1624 г. «Бесед на Деяния Апостолов» Иоанна Златоуста (см Труд. Киев. Дух. Акад., 1878 г., сент. Материалы Голубева). В подчинении Виленскому братству и св. Духовскому монастырю находились ещё:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010