(1766–1826) утверждает, что этот св. образ был «во всех походах с государем Петром Великим и еще с царем Алексеем Михайловичем: вот славное знамя России!» (Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре//Записки старого московского жителя. Избранная проза. М., Моск, рабочий, 1986. С.295). 371 Павел, еп. Кишиневский и Хотинский. Речь Его Императорскому Высочеству...//ЦВ. 1876. 49, дек. С.10. 372 См. в ЦВ под рубрикой: Летопись освобождения восточных христиан. 1877. 15. С.12–13; 17. С.12; 18. С.16–17; 19. С.11–12; С.18–20; С.13–14; С.10–11; С.9; 24. С.14–15 С.16–18; С.8–9; 27. С.13–14; 28. С.14–15; 29. С.14; 30. С.20; 31. С.13–14; 32. С.13–14; 33. С.17–19; 34. С.14–15; 35. С.12–13; 36. С.20; 37. С.12–13; 38. С.28–29; С.11–12: С.20–21; С.18–19; С.19–21; С.17–18; С.19–20; 45. С.16–18; 46. С.11–12; 47. С.16–18; 48. С.15–16; 49. С.20; 50. С.12–13; 51. С.21–22. 1878. 1. С.14–18; 2. С.20–22; 3. С.13–15; 4. С.12–13; 5. С.12–13 и т.д. 380 См.: Замечательный образец непоколебимого мужества русских генералов//ЦВ. 1877. 50, дек. С.10. 381 См.: Иностранец о самоотвержении наших воинов – освободителей восточных христиан во время семидневной борьбы на Шипке//ЦБ. 1877. 34, авг. С.8. 383 Русских же пленных по приказанию Осман-паши зарывали под Плевной живыми в землю. Это злодеяние было обнаружено после взятия Плевны при раскопках для извлечения скрытых в земле орудий. Найдено около 150 трупов. См.: Варварство Османа-паши//ЦВ. 1878. 4, янв. С.8. Ср.: ЦВ. 1877. 51, дек., С.14–15. 384 Религиозность и крепкая вера – основание боевых доблестей нашего солдата//ЦВ. 1877. дек. С.4–5. 385 Великодушие русского солдата//ЦВ. 1877. 31, авг. С.11. Ср.: Русский солдат после боя//ЦВ. 1878. 2, янв. С.14. 386 Отзыв иностранной – английской – газеты о добрых качествах русской армии//ЦВ. 1877. 47, ноябрь. С.9. Ср.: Доброе слово в Англии о России и русских воинах//ЦВ. 1877. 43, окт. С.15. 393 См.: Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. С.12–13. Прием раненых в больнице Николо-Угрешского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Однако летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего отечества.   «Вечная память, братушки…» Собор св. Александра Невского, София Данью памяти 200 тысячам русских воинов, павшим в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, стал крупнейший в Болгарии и на Балканах православный собор во имя святого Александра Невского. По обеим сторонам его западного входа установлены две плиты из каррарского мрамора. Текст на русском и болгарском языках гласит: «…сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году. Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля (в XIX веке это соответствовало 3 марта по григорианскому календарю. – Н.Г.) 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12–24 сентября 1924 года. Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам». Прошло, увы, больше 20 лет с момента закладки собора до начала его строительства, но Божиею помощью собор-памятник был воздвигнут, а центральная площадь столицы Болгарии, на которой он стоит, получила имя небесного покровителя императора Александра II Освободителя. В памятной надписи у входа в храм есть одна неточность, касающаяся «патриотического решения Первого Народного собрания в Тырнове». Когда в 1879 году на Учредительном собрании в древней столице Болгарии – Тырново обсуждался вопрос о сооружении «Памятника нашего освобожде­ния», было предложено воздвигнуть на добровольные пожертвования народа «храм в Тырново… посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою». Было напечатано 20 тысяч экземпляров Конституции Болгарии, деньги от продажи которых должны были поступить в фонд строительства собора-памятника. Избранная комиссия приступила к сбору средств.

http://pravoslavie.ru/747.html

докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых Слуцкой архимандрии); “Русск. истор. библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; архим. Иосиф), 28 (Киевский собор 1640 г.; архим. Самуил Шитик); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 310, CXXVI (грам. 1709 г. митроп. Киев Иоасафа Кроковского, коею делает своим наместником в Белорусс. епархии архим. Св. Троиц. Слуцкого м-ря Иоасафа Лапицкого), 430, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 508. Троицкий , женский, 3-го класса, Уфимской губ., Бирского у., близ города. Под именем женской общины основан в 1857 г. монахинею Виталиею, урожденной Акулиною Сомойловой, и помещалась в центре города, в пожертвованных купеческим сыном Тихоном Ромадниным двух домах. В 1864 г. эта община принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с припискою ее к Бирскому Троицкому собору. В 1874 г. она переведена за черту города в особо устроенное здание, причем ей передана кладбищенская церковь . В 1878 г. переименована в общежительный м-рь. При м-ре существует школа. “Собр. узакн. и распор. правит.”, 1878 г., 179, ст. 733; “Сборн. стат., истор. свед. по Уфим. и Оренб. губ.”, Отд. II, 48; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1878 г., 144; 1884 г., 248. 509. Троицкий – Верх – Теченский , женский, общежительный, Пермской губ., Шадринского у., в 68 вер. к юго-зап. от Шадринска, при р. Тече. Под именем женской общины учрежден в 1860 г. при Троицкой кладбищенской церкви села Верх-Теченского. В 1868 г. община переименована в общежительный монастырь с числом монахинь, кроме игуменьи и казначеи, из 15 лиц и с составом причта из священника и причетника, без всякого пособия от казны. При м-ре находится училище для девиц. “Сенат. ведом.”, 1861 г., 13; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г. 113, ст. 918; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 10 (учр. общ.); 1868 г., 149 (переим. в м-рь); 1884 г., 248 (училище); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 217. 510. Троицкий – Голутвин – Новый , мужской, 2-го класса, Московской губ., в гор. Коломне. До 1799 г. он был архиерейским домом, существовавшим еще в 1350 г.; с переводом Коломенских архиереев в Тулу, сюда был переведен монастырский штат из Богоявленского-Голутвина мон. и в отличие от старого назван новым. Собор св. Троицы был домовою архиерейскою церковью. “Ист. Росс. Иер.”, III, 739; V, 339; Ратшин, 231; “Опис. монаст.”, 1817 г., 33; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 53; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., I, смесь, 191 (с 1818 г. здесь был настоятелем архим. Никанор, с 1848 г. митроп. Новгор. и Спб.); 1877 г., I, Отд. 2, 268 (воспомин. архим. Пимена).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Справедливость требует однако упомянуть, что и между протестантами нашлись спокойные и беспристрастные писатели, которые не разделяют настроения большинства. Это – прежде всего известный в Берлине проповедник Stöcker, который в дельной статье „Zur Jesuitenfrage“ 3103 выяснил настоящее значение отмены § 2 и доказал преувеличенность вызванного этой мерой шума. „Появление этого параграфа“, говорит между прочим Штёккер: „объясняется ненавистническим духом эпохи культуркампфа, но и тогда уже нашёлся благоразумный человек (Gneist), который указывал его несправедливость и непрактичность. Если нашли возможным ещё в 1892 году отменить исключительный закон против социалистов 3104 , то почему же не отменить и этот исключительный параграф закона? Что позволено дикому социал-демократу, злодею – анархисту, жиду – ростовщику, вредному редактору, – то не позволено немцу – иезуиту, – переменять произвольное место жительства. По какому праву?“... Ещё радикальнее высказывается пастор Gallwitz 3105 : он предлагает отменить весь закон против иезуитов, так как этот закон награждает их ореолом мученичества, делает их интересными, вызывает католиков на защиту ордена, тогда как при отсутствии ограничительного закона сами католики восстали бы против иезуитов. Но эти отдельные голоса тонут в море недовольства правительством и непримиримого фанатизма. Диакон Н. Сахаров Берлин. 5 октября 1903 года. Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 5 (1874–1879 гг.) Год: 1878]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 721–768 (5-я пагин.). (Продолжение.) —721— 1878 г. а Государыня Цесаревна Мария Феодоровна была посаженной матерью; как после брака, совершённого в церкви Зимнего Дворца, жених и невеста приведены были к Государыне Императрице Марии Александровне, и Её Величество пожаловала невесте драгоценный подарок, как, наконец, Государь Император Сам благоволил привезти в квартиру её матери и ей вручить молодую чету, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26. [Н.Н. Вельяминов?]. Воспоминания об Этропольских Балканах. (Из походных записок армейца)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877 - 1878. Т. 3. СПб.: Изд. Кн. В. Мещерского. 1879. С. 389 - 401. Подпись: В. 27. Л.В. Шаховской. Занятие Этрополя// Л.В. Шаховской. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 83 - 87. 28. Л.В. Шаховской Обедня в лейб-гвардии Измайловском полку. Посещение гвардии Государем Императором // Л.В. Шаховской. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 69 - 72. 29. [ М.М. Чичагов]. Зимний поход. (Дневник офицера-артиллериста)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Т. 3. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879 . С. 102 - 139. Подпись: М.Ч. 30. Примеры из прошлой войны. Рассказы о подвигах офицеров. Составил Л.М. Чичагов . СПб.: В. Березовский. 1898. Изд. 3-е. Серия «Доблести русских воинов». Выпуск II . Гл. VI . С. 35 - 38. 31. Шаховской Л.В . Стратегический план перехода через Балканы. Маневры в горах. Диспозиция перехода . - Перевал через хребет авангардной колонны. Гурко и штаб на перевале // Шаховской Л.В . С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 108 - 116. 32. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 1877-78 г.г. на Балканском полуострове. Вып. 62. Действия отряда г.-ад. Гурко с 16 по 31 декабря 1877 г. включительно. Изд. Военно-Исторической Коммисии Главного Управления Генерального Штаба. СПб.: Тип. Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. 1908. С. 22 - 23. 41; С. 23. 42. 33. Поход Лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Величества батальона. 1877-1878. Часть вторая//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Том 6. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879. С. 214 - 227. 34. Из дневника лейб-гвардии сапёрного батальона (1877 - 1878)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Т. 4. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879. С. 455 - 482.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

отцовский ОТ ЗИГФРИДА ФОН-БРЕДЕРОДЕ КОЛЕНО XV: Христиан фон-Толь, помещик на острове Эзеле † 1645; женат на Анне Стакельберг КОЛЕНО XVI: Христиан, шведский полковник, рождение 1607 † 1675; женат 1) на Бенедикте Рекентин; 2) на Анне-Софие Ливен (от 1-го брака сын; от 2-го брака 2 сына) Христофор, шведский офицер, рождение 1616 † 1686; женат на Анне Засс Каспар, датский ротмистр; женат на Гертруде-Доротее Берг Фридрих, шведский офицер; женат на Елисавете Гарриен КОЛЕНО XVII: Лудвиг, шведский полковник, рождение 1646 † 1697; женат на Марфе-Беатриксе Стакельберг Христиан-Вильгельм, шведский офицер, рождение 1660 † 30 декабря 1701; женат на Маргарите-Доротее Нинен Карл-Густав † 1709; женат на Анне-Гертруде Зальца Георг; женат 1) на Агнесе Радинг; 2) на Сидоние Лоде Фридрих, шведский капитан † 1720; женат на Магдалине Дерфельден Фромгольд † 1690; женат на Варваре-Марие Засс Каспар † 1697; женат на Елисавете Нолькен Христофор † 1693; женат 1) на Анне-Екатерине Нолькен; 2) на Елене-Софие Штерк Клавдий-Фридрих, шведский офицер, рождение 1647 † 1719; женат на Анне-Маргарите Свингуфвуд КОЛЕНО XVIII: Карл-Оттон, рождение 1687 † 1742; женат на Елене-Гертруде Клодт-фон-Юргенсбург Христофор-Фридрих, рождение 1698 † 1767; женат на Кунигунде-Гертруде Штрик Лудвиг, рождение 1701 † 1779; женат на Гедвиге-Элеоноре Шульц Христиан-Фридрих † 1746; женат на Евфросиние-Екатерине Стакельберг Георг-Генрих, гессен-кассельской службы генерал-лейтенант и комендант в Марбурге, рождение 1692 † 1763; женат на Элеоноре Вильке; имел сына, умершего бездетным, и десять дочерей Энгельбрехт-Германн, рождение 1699 † 1745; женат на Гертруде Веймарн Фридрих-Вильгельм, рождение 1689 17..; женат на Гертруде-Елисавете Гунк Бернгард, рождение 1699 † 1779; женат на Гертруде Гринвальд Рейнгольд-Иоанн, шведский ротмистр † 1729; женат на Елисавете-Ульрике Ререх Каспар-Адольф, шведский офицер, убит во время северной войны Реймгольд-Густав, шведский подполковник, рождение 1689 † 1751; женат на баронессе Елисавете-Софие Гилленштиерна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

35. Шаховской Л.В. Вступление в Софию. - Турецкие военные госпитали //Шаховской Л.В. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары). С. 124 - 126. 36. П.Д. Зотов . Дневник//Русский орел на Балканах: Русско-турецкое война 1877-1878 гг. глазами ее участников. Записки и воспоминания. М.: 2001. С. 122. 37. Шаховской Л.В. От Софии до Филиппополя… //Шаховской Л.В. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары). С. 129. 38. Действия генерала Гурко. Филиппополь, 6 (18) января. (Телеграмма «Daily News»)//Русский Мир. 1878. Январь. 21. 39. А. Паскин. Из походных записок строевого офицера (лейб-гвардии Московского полка)//Сборник военных рассказов, составленных офицерами-участниками войны 1877-1878. Т. 6. СПб.: Издание Кн. В. Мещерского. 1879. С. 448 - 450, 481 - 483, 532 - 536. 40. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 1877-78 г.г. на Балканском полуострове. Вып. 69. Действия отряда г.-ад. Гурко с 1 по 9 января 1878 г. включительно. Изд. Военно-Исторической Коммисии Главного Управления Генерального Штаба. СПб.: Тип. Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. 1908. С. 287 - 291. 323. 41. Ал-ндр Н-ов. ПАМЯТИ И.В. ГУРКО. (К 20-му дню его кончины)//Московские Ведомости. 1901. 34 (3 февраля). С. 2. 42. Л.В. Шаховской. Телиш// Л.В. Шаховской. С театра войны 1877–1878. Два похода на Балканы. «Кучково поле». 1878. (Серия: Военные мемуары»). С. 60 - 63. Предположение И. Вл. о совместной службе с Нагловским оправдалось. Когда г. Гурко получил в командование войска Одесского воен. окр., Нагловский был назначен туда же нач. штаба округа, а затем занял тот же пост в Варшаве, скоро после того, как г. Гурко был назначен варш. генер.-губ. и команд. войсками. И г. Гурко и г. Нагловский были очень верующие, религиозные люди. Пожелания г. Гурко осуществились и в другом; во время командования им войсками в Варшаве они достигли блестящего состояния. Содействовал, конечно, и начальник штаба. (Примечание П.Д. Паренсова).

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Рафаила (Попова), где вел переговоры с папским легатом о заключении унии. В апр. 1874 г. Нил (Изворов) принял унию и в сент. 1876 г. был назначен униат. епископом с кафедрой в Адрианополе (с 1880 - в Кукуше). Административно его епископия в М. была включена в состав Болгарского диоцеза европ. Турции. В 1875 г. в Боснии и Герцеговине началось восстание, перекинувшееся на Болгарию и М. В последовавших войнах Сербии, Черногории и России против Османской империи в период Восточного кризиса 1875-1878 гг. М. не была ареной боевых действий. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. из-за обострения отношений с османским правительством Болгарский экзарх Иосиф I (Йовчев ; 1877-1915) был вынужден отозвать архиереев с Охридской и Скопской кафедр. Заключенное в Сан-Стефано 19 февр. 1878 г. перемирие, завершившее русско-тур. войну 1877-1878 гг., предусматривало включение М., кроме Фессалоники и п-ова Халкидики, в состав автономного княжества Болгария. Во время войны активную подготовку к восстанию в М. вели греки под руководством консулов в Фессалонике и Манастыре, а также созданного с этой целью Македонского комитета. Однако только в февр. 1878 г. начались восстания греков, к-рые приняли характер протеста против положений Сан-Стефанского договора. На волне недовольства положениями договора со стороны албан. населения летом 1878 г. была создана Призренская лига, составившая карту Великой Албании. Ею был организован ряд восстаний в районах с преимущественно албан. населением, на подавление которых у Высокой Порты ушло неск. лет. Пересмотр положений Сан-Стефанского договора на Берлинском конгрессе и возвращение М. под полную власть султана вызвали недовольство слав. населения и спровоцировали начало Кресненского восстания 1878-1879 гг. в Пиринской М. Эти события привлекли к М. внимание соседних балканских гос-в и европ. держав и породили т. н. македон. вопрос. В историографии было высказано мнение, что политическое разделение в 1878 г. болг. этноязыковой общности углубило этнокультурные дезинтеграционные процессы, приведшие в итоге к созданию македон. нации ( Струкова. 2004. С. 201). После Берлинского конгресса развитие болгарских и македон. земель шло в различных политических и экономических условиях, что создало предпосылки для постепенного обособления слав. населения М. в самостоятельную нацию (История Югославии. М., 1963. Т. 1. С. 625). Другая т. зр. заключается в том, что в посл. трети XIX в. процесс эволюции македонских славян в сторону становления у них болгарского национального самосознания усилился, а поворотным моментом стало вхождение в 1913 г. Вардарской М. в Королевство Сербия ( Лабаури. 2007. С. 141, 151).

http://pravenc.ru/text/2561508.html

26 . Старокатолические синоды Боннский в Германии и Бернский в Швейцарии. Ibid. 1877, II (отд. I), 8, 295–310. 27 . Старокатолический конгресс в Майнце. Ibid. 1877, II (отд. I), 11. 634–641. 28 . Генеральный синод протестантов Баварии в Анебахе. ibid. 1877, II (отд. I), 12, 744–746. 29 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1877, III (отд. II), 3, 106–114; 4, 172–187; 6, 226–257; 9, 315–320; 10, 321–332; 11, 333–340. 30 . Протестантство и церковная политика в Пруссии. Ibid. 1878, I (отд. I), 1, 142–159. —15— 31 . Энциклика папы Льва XIII. Ibid. 1878, 1 (отд. 1), 5, 625–636. 32 . Страничка из современной истории Франции. Ibid. 1878, I (отд. I), 5, 636–639. 33 . Пятый синод немецких старокатоликов. Ibid. 1878, I (отд. I), 5, 639–640. 34 . Обзор современных церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада. Ibid. 1878, III (отд. II), 1, 31–39; 3, 171–181. 35 . Пий IX. Ibid. 1878, III (отд. II). 2, 83–99. 36 . Париж и Парижская Всемирная выставка. Париж, 31 июня н. ст. (Иностранное обозрение. От нашего корреспондента.). Ibid. 1878, III (отд. II), 7, 7–10. 37 . Отчет о занятиях заграницею в течение 1878–79 учебного года. Журналы Сонета Московской Духовной Академии 1880 года. Москва, 1880. Стр. 1–50 (в приложении). 37а. Тоже. Отдельный оттиск. Sine tit. Стр. 50. 38 . Из наблюдений над религиозною жизнью в современном германском протестантстве. Чт. О. Л. Д. И. 1881. I (отд. I), 1, 98–122. 39 . Мысли Горация о поэзии и условиях совершенства поэтических произведений в «Послании к Пизонам». Речь на публичном акте в Московской Духовной Академии 1 октября 1885 года. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за. 1886 год. XXXVII, 2, 443–473. 39а. Тоже в книге: Годичный Акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1885 года. Москва, 1886. Стр. 5–35. 40 . Гимны Пруденция в русском переводе. Вера и Разум, отд. церк. 1887, I, I,3,226–238; 8, 649–652; 10, 792–801; 11, 858–864: I. II, 13. 49–60; 14, 87–100; 16, 216–225; 17, 274–280 (ошибочно 574–580); 1888, I. I, 9, 625–641; 11, 762–768; 12, 818–826; I, II, 15, 189–204; 16, 269–275; 17, 346–352; 18, 398–414; 19, 469–476; 20, 537–552; 21, 624–634; 23, 787–790; 24, 869–876.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Берлинский конгресс 1878 года и его влияние на положение в Сербии и на Балканах в оценках русского историка-слависта П.А. Кулаковского 06.12.2023 33 Время на чтение 21 минут Источник: Наука Вера Культура Берлинский конгресс. Серия восстаний славянских народов против турецкого владычества на Балканах в 1870-е гг., русско-турецкая война 1877-1878 гг. и итоги последовавшего за ней в 1878 г. Берлинского конгресса, в известной мере нивелировавшего итоги победы России над Османской империей, имели важные и довольно противоречивые последствия для балканских народов и государств, включая Сербию и Болгарию. С одной стороны, провозглашение независимости Сербии в августе 1878 г. и её последующая трансформация в королевство в 1882 г., безусловно, укрепили статус Сербии как полноценного суверенного государства. С другой стороны, хроническое отсутствие внутриполитической стабильности в стране, постоянная борьба за власть между соперничающими политическими группировками, рост общественного недовольства политикой последних представителей династии Обреновичей, а также многочисленные внешнеполитические вызовы в последние десятилетия XIX в. стали серьезным испытанием для сербской политической элиты. Колоссальное внимание Берлинскому конгрессу и его влиянию на внутриполитическое и внешнеполитическое положение в Сербии и на Балканах уделил известный русский историк-славист, общественный деятель и публицист, профессор императорского Варшавского университета П.А. Кулаковский (1848-1913). Будучи одним из наиболее известных и авторитетных русских ученых-славистов второй половины XIX в., П.А. Кулаковский с 1878 по 1882 гг. являлся профессором русского языка и литературы в Великой школе в Белграде и был непосредственным свидетелем влияния данных событий на общественно-политическое положение в Сербии. П.А.Кулаковский. http://rasl.ru/events/2019_events/kulakovskie.php Имея обширные контакты среди сербской политической элиты и сербской интеллигенции и прекрасно ориентируясь в вопросах сербской истории и в текущей международной ситуации, П.А. Кулаковский в своих заметках о Сербии, опубликованных сразу после его возвращения из Белграда в Россию в 1883 г., оставил подробное описание внутриполитического положения в Сербии в конце 1870 – начале 1880-х годов, которое до сих пор представляет собой ценный исторический источник. Кроме того, записки П.А. Кулаковского содержат всесторонний и интересный анализ причин тех проблем внутриполитического и внешнеполитического характера, которые встали перед Сербией сразу после Берлинского конгресса 1878 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/berlin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010