4, янв. Державина Н. С. Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Т. 1. М., 1949. Диаконов Г., свящ. Речь в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – о пожертвованиях//ЦВ. 1876. 43, окт. Димитрий, архиеп. Волынский и Житомирский. Речи//ПО. 1877. Т. 1. Димитров, Г. Ролята и задачите на Българската Църкви. Съчинения. Т. 12. София, 1954. Доброе слово в Англии о России и русских воинах//ЦВ. 1877. 43, окт. Дух восточного православия, западной цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. Единодушие России//ЦВ. 1876. 36. Заключение мира//ЦВ. 1878. 8, фев. Замечательный образец непоколебимого мужества русских генералов//ЦВ. 1877. 50, дек. Заринский П., прот. Речь//ЦВ. 1878. 9, март. Заседание Славянского комитета 14 июля в Москве//ЦВ. 1876. 29, июль. Заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//ЦВ. 1878. 10, март. Зверства турок//ЦВ. 1876. 32, авг.. 34, авг. Иванцов-Платонов А. , прот. Слово при обновлении храма на подворье Сербской митрополии в Москве 5 ноября 1878 г.//ПО. 1878, нояб. Из Выборга (отправка добровольцев и напутственная речь пастыря)//ЦВ. 1876. 36, сент. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39–41, окт.; 1876. 1–2, янв. Иностранец о самоотвержении наших воинов – освободителей восточных христиан во время семидневной борьбы на Шипке//ЦВ. 1877. 34, авг. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре//Записки старого московского жителя. Избранная проза. М., Моск, рабочий, 1986. История Болгарии. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. История как орудие к возбуждению племенной вражды между греками и славянами//ЦВ. 1876. 46, нояб. История Христианской Церкви в XIX веке. Издание А. П. Лопухина . Т. 2. СПб., 1904. К греко-славянской взаимности//ЦВ. 1876. 43, окт. К румынским пастырям и пастве... К солдатам румынской армии//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 1883 г. начата каменная, в 3 яруса, колокольня, по плану Щурупова, Высочайше утвержденному одновременно с планом храма. Постройка производится на пожертвования прихожан и будет стоить до 12000 р. Через нее будет вход в ограду, прямо с шоссе. Она будет совершенно отделана к концу 1884 г. 28-го июля бывает крестный ход по слободе, с иконою Смоленской Божией Матери, устроенною крестьянами ямщиками в 1831 году во время холеры и находившеюся сперва в церкви фарфорового завода, из которой тогда и начинался крестный ход. Крестный ход 28-го июля утвержден указом духовной консистории от 28-го июля 1850 г. за 3291. Церковные документы имеются с августа 1878 г. При церкви имеется 2025 квадратных сажен земли, из коих 1575 сажен пожертвованы ямщиками при постройке деревянной церкви, а 450 сажен пожертвованы купцом И. Ф. Кокиным, при начале постройки каменного храма. В 80 саженях на юго-восток от храма – кладбище в 1 десятину, теперь уже на половину захороненное. Земля для него отведена крестьянами в холеру 1848 г. До 1878 г. храм села Смоленского был приписным к Фарфоровской церкви и в ней служил тамошний причт. В 1878 году прихожане стали просить об учреждении для них особого причта и об отделении их церкви от фарфоровского прихода. Просьба их была уважена, но с тем, чтобы они внесли, на содержание причта, 6000 р., в государственный банк. Когда деньги были внесены и расписка передана в консисторию, тогда, 28-го апреля 1878 года, последовал указ Св. Синода, объявленный при указе духовной консистории от 28-го июля 1878 г. за 2437, об устроении здешней церкви самостоятельною и об учреждении при ней особого причта, из священника и псаломщика. Причт содержится процентами с капитала в 6000 р. и доходами за требы, но не имеет ни земли, ни квартир от церкви, поэтому встречает большие затруднения, вследствие дороговизны квартир. Первым здешним священником был, переведенный от фарфоровской церкви, священник Сергей Иванович Заборовский. «Сильная буря поднялась в новом приходе, говорит составитель описания, по поводу этого назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ист.: Отчеты о состоянии МДА за 1869-1872, 1878-1885 уч. гг. Серг. П., 1870-1872, 1878-1885; Журналы Совета МДА за 1870-1886 гг. М., 1870-1887; Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора: с 1847 по 1913 г. Н. Новг., 2010. Соч.: [Рец. на ст.:] Катанский А. Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. Вып. 2. С. 142-148; По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве//Тр. I Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 272-276; Омофор//Древности. 1871. Т. 3. Вып. 2. С. 137-154; Ист. описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников. М., 1872; Об устройстве церковно-археол. музеев//ПО. 1872. 2. С. 259-282; Точные снимки с двух знаменитых памятников древности: Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского, представляющие свидетельство о правильном начертании имени Христа Спасителя//Там же. 1873. 2. С. 114-118; Св. Иоанн Златоуст: Очерк из внутр. истории христ. общества в IV и V в.//Там же. 1873. 8. С. 183-209; 12. С. 809-852; Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей: (По поводу археол. альбома г. Мартынова)//Там же. 1873. 10. С. 586-616; Об изображении распятия на лжице, находящейся в Антониевом мон-ре в Новгороде//Древности. 1874. Т. 4. Вып. 2. С. 37-48; Церковно-строительная деятельность в Новгороде: (По новгор. летописям)//Там же. 1876. Т. 6. Вып. 1. С. 68-85; Очерки из истории духовной лит-ры и просвещения в Др. Руси//ПО. 1876. 9. С. 33-94; Новая книга по истории церковного пения: [Рец. на:] «Die alten Kirchenmodi von Iurius Arnold» ( Арнольд Ю. Древние церковные гласы в историческом и акустическом развитии)//Там же. 1878. 11. С. 658-668; «Полный месяцеслов Востока»: Разбор соч. архим. Сергия (Спасского)//Отчет о 20-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1878. С. 701-748; Примечания к предыдущей ст.: [Казанский П. С. Типик жен. мон-ря Пресв. Богородицы Благодатной...]//Древности. 1878. Т. 7. Вып. 2. C. 77-91; Кондакарий в греч. подлиннике XII-XIII в. по ркп. Моск. Синодальной б-ки 437 архим. Амфилохия//ПрТСО.

http://pravenc.ru/text/2561854.html

15/27 февраля 1878 года за 256 Синод, заслушав дело об акафисте св. равноапостольному князю Владимиру, признал возможным разрешить напечатать сей акафист. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету с приложением рукописи был послан 9 марта 1878 года за 593 212 . 61 Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 20 августа 1876 года настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря архимандрит Иосиф представил в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг рукописный акафист св. Арсению, епископу Тверскому, с прошением о разрешении его к напечатанию. В прошении сообщалось, что означенный акафист был представляем высокопреосвященному Филофею, митрополиту Киевскому и Галицкому, в бытность его архиепископом Тверским, которым дозволено было представить его в цензурный комитет. 27 января 1878 года цензор архимандрит Иосиф доложил в комитет запиской об акафисте свт. Арсению: «Акафист св. Арсению, Тверскому чудотворцу, составлен согласно с историческими обстоятельствами его жизни и сообразно с требованиями богослужебных творений, отличается духом христианского благоговения и спасительного умиления, а потому с пользой может быть одобрен к напечатанию». Как на побуждение к изданию акафиста архимандрит Иосиф указывал на то, что «потребность в этом акафисте вызывается желанием многих тверских и нетверских богомольцев слушать молебны святителю Арсению с акафистом по примеру других многих угодников Божиих отечественной Церкви, которым имеются печатные акафисты». Того же 27 января 1878 года за 68 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составил в Святейший Синод донесение об этом акафисте с одобрительным отзывом о нем. Синод от 8 февраля 1878 года за 200 определил: препроводить рукопись к преосвященному Феогносту, епископу Подольскому, с тем чтобы с возвращением рукописи представлено было заключение о достоинстве ее и о возможности или неудобстве дозволить напечатать оную. Преосвященный Феогност 9 марта того же года за 41 донес Святейшему Синоду, что прочитанный и исправленный им по местам акафист св. Арсению, епископу Тверскому, он находит и по мыслям, и по изложению достойным напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

1350 . Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси: [Магист. дис] – М.: Тип. Кудрявцевой, 1874. – III, 135, 233 с. 1351 . Сергиева вотчина в Сергиев день: (На память 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия) (1392– 1892 гг.). – М.: Унив. тип., 1892. – 16 с. 1352 . Сроки скорби и памяти об умершем: [Император Александр III]//Богослов, вестник. – 1896. – Янв. – С. 73–84. 1353 . Слово молитвы//Душеполез. чтение. – 1890. – Февр. – С. 150–172. 1354 . Сны фараона//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1878. – Янв. – С. 113–141. 1355 . Советы пророков, пригодные для нашего времени//Душеполез. чтение. – 1878. – Май. – С. 92–102. 1356 . Спорительница хлебов//Душеполез. чтение. – 1892.-Янв.-С. 101–116. 1357 . Страница из студенческого дневника: (На память о проф. А.В. Горском)//Душеполез. чтение. – 1891. – Сент. – С. 273– 286. 1358 . Темные люди и их просветители//Душеполез. чтение. – 1894. – Сент. – С. 151–171: Окт. – С. 327–344. То же. – М.: Унив. тип., 1894. 1359 . Тир и причины его падения//Душеполез. чтение. – 1878.-Июнь. – С. 175–191. 1360 . Три завещания//Душеполез. чтение. – 1890. -Янв. – С. 40–58. 1361 . Три случая из истории евреев, поучительные для нашего времени//Душеполез. чтение. – 1878. – Апр. – С. 441–456. 1362 . Тяжелая пора и надежды: (Страница из библейской истории)//Душеполез. чтение. – 1893. – Дек. – С. 686–706. 1363 . Умная женщина из Авель-Беф-Маахи//Душеполез. чтение. – 1878. – Нояб. – С. 291–314. 1364 . Упрек Давида и совет Иоддая//Душеполез. чтение. – 1879. – Май. – С. 85–99. 1365 . Хлеб жизни//Душеполез. чтение. – 1892. – Авг. – С. 586–599. 1366 . Царское завещание//Душеполез. чтение. – 1881. – Май.– С. 89–104. Литература о жизни и деятельности 1367 . Введенский Д. Библеист-летописец//Богослов, вестник. – 1915. – Окт. – С. 359–393. То же. – Сергиев Посад, 1915. – 38 с. 1368 . Корсунский И.Н. 25-летие учено-литературной деяель-ности профессора А. П. Смирнова (1870–1895): Перечень его печатных работ с отзывами на некоторые из них. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. – 8 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.С. Казанский был действительным членом Общества истории и древностей российских, Московского археологического общества, почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Его писательская деятельность не исчерпывалась многочисленными научными трудами. Он написал несколько служб, акафистов и молитв, а также большое количество духовно-назидательных статей... Несколько статей было им написано для Археологического словаря. Его труд «Учебная книга всеобщей истории» был принят в качестве руководства для обучения в семинариях. Архив П.С. Казанского находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 524. Петр Симонович Казанский скончался 14 февраля 1878 года и был погребен на академическом кладбище рядом со своим другом и учителем Александром Васильевичем Горским. Печатные труды 318 . Богородице, Дево, радуйся: Изъяснение богородичной молитвы. – СПб.: Печатня В. Головина, 1870. – 48 с. – Авт. установлен по изд.: Памяти заслуженного профессора... П.С. Казанского . – М., 1878.-С. 23. 319 . Воспоминание об Андрее Николаевиче Муравьеве. – М.: Унив. тип., Ценз. 1877. – 30 с. – Из: Душеполез. чтение. – 1877. – Март. 320 . Жизнь и мученическая кончина свв. князей Бориса и Глеба. – М.: Сазонов, 1899. – 80 с. – Печаталось в журн. «Душеполез. чтение», 1860, ч. 2, под загл.: Житие св. благоверных кн. Бориса и Глеба. 321 . Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений: (С портретом святителя и снимком с почерка его руки). – М., 1861. – 162 с., 1 л. портр. – Авт. установлен по изд: Памяти заслуженного профессора... П.С. Казанского . – М., 1878. – С. 23. – Загл. 2-го изд.: Жизнь новоявленного угодника Божия Тихона. Тоже. – 2-е изд., доп. – М.: Унив. тип., 1862. –214, IVc., 1 л. портр. 322 . Жизнь святого Саввы, первого архиепископа Сербского. – М.: Тип. Готье, 1849. – 52 с. – Авт. установлен по изд: Указатель ко Творениям св. Отцев в рус. пер. – 1849. – Ч. 8. 323 . Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России чудотворца: Для народного чтения/[Изд.] Н. Елагина . – СПб.: Синод, тип., 1871. – 123 с. – Авт. установлен по изд: Правосл. обозрение. – 1878. – Март.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иером. Флавиан (Городецкий) перевел на китайский язык «Указание пути в Царство Небесное» свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. И. Волобуева и другие книги, а также написал немало собственных работ, напр. «Объяснение православного богослужения для китайцев». В «Православном обозрении» за 1878 г. сообщались следующие сведения о работе 15-й миссии: «Начальник миссии в минувшем году занимался составлением китайско-русского фразеологического словаря, предназначаемого служить пособием для русских миссионеров в Китае... Один из членов миссии, иеромонах Флавиан, при содействии архимандрита Палладия составил на русском и китайском языках краткие изъяснения на Евангелие от Матфея и окончил перевод на китайский язык великопостных паремий. Другой член, священник Рахинский, приступил к составлению на китайском языке кратких поучений на воскресные и праздничные дни. Третий член, иеромонах Геронтий, исключительно занят был исправлением служб и треб церковных» (Миссионерская деятельность Рус. Церкви//ПО. 1878. 3. С. 513). Широкую известность получило путешествие архим. Палладия по Маньчжурии в 1869-1870 гг., во время его отсутствия миссию возглавлял иером. Исаия († 11 нояб. 1871). В 1878 г. архим. Палладий был вынужден покинуть П. д. м. из-за болезни, скончался 6 дек. 1878 г. по пути в Россию. Особое место в истории П. д. м. занимает 16-я миссия (1879-1884). Ее возглавил архим. Флавиан (Городецкий), к-рый в 1878 г., после отъезда архим. Палладия, принял обязанности начальника 15-й миссии, а в янв. 1879 г. был официально назначен главой 16-й. По благословению митр. Исидора (Никольского) иером. Флавиан не выезжал из Пекина для посвящения в сан архимандрита, а сам возложил на себя знаки, присвоенные этому сану. До кон. 1881 г. в составе П. д. м. с ним оставался только свящ. И. Рахинский, затем к ним присоединились иеромонахи Алексий (Виноградов) , учившийся в СПбДА, и Николай (Адоратский), кандидат богословия КазДА. В период деятельности 16-й миссии по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

16 мая 1870 г. Е. назначен, а 9 авг. того же года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Брестского. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . 10 февр. 1875 г., оставаясь викарием Литовской епархии, назначен епископом Ковенским и настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, к-рые были очень частыми в практике приходских священников. 16 мая 1877 г. Е. возглавил Минскую и Бобруйскую епархию. С 1878 г. в связи с изменением наименования епархии получил титул «епископ Минский и Туровский». По инициативе Е. в 1878 г. состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского; издано собрание трудов святителя (Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского.Туров; Минск, 1880; переизд.: Творения св. Кирилла, еп. Туровского: Памятник лит-ры XII ст. Туров; Минск, 2002). В предисловии Е. писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии. В 1878 г. после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела Е. составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 г. по инициативе Е. проводились ремонтные работы в храме Ляденского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря: расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме Е. освятил домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 г.- ц. во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской жен. классической гимназии. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Е. предоставил под лазарет часть архиерейского дома, где было более 50 мест для раненых, за что был награжден знаком отличия Красного Креста.

http://pravenc.ru/text/186993.html

1877 78) Св. преподобномученица Сосанна Палестинская//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1877. 2. с. 380–405. 79) Еще по делу о Патриархе Иерусалимском Кирилле//Церковный вестник. СПб., 1877. 3. с. 2–4. Ср.: Церковный вестник. СПб., 1877. 22. с. 126. 80) А. Солодянский. Письмо из Иерусалима от 30 апреля//Церковный вестник. СПб., 1877. 22. 81) А. Камзолов. Из Яффы//Гражданин. СПб., 1877. 18. с. 447. 82) Sol. Греческая драма: Юлиан Отступник/Пер. критической статьи, примечания//Гражданин. СПб., 1877. 41–44. с. 891–894. 83) Иерусалимский старожил. Из Иерусалима (по поводу газетных корреспонденций)//Церковный вестник. СПб., 1877. 25. с. 11. 84) А. А. Кирилл II, бывший Иерусалимский Патриарх//Церковный вестник. СПб., 1877. 38. с. 15–17. 85) А. Солодянский. Протестантская пропаганда в Палестине; окружное послание епископа Гоббата; Православие в Палестине//Церковный вестник. СПб., 1877. 41. с. 3–8. 1878 86) Sol. Из Иерусалима. О восточном вопросе и филлинизме//Гражданин. СПб., 1878. l6–17. с. 317. 87) Sol. По пути из Св. Земли (ожидаемая железная дорога к Иерусалиму; агитация папства; требование русского консула уничтожить Русскую Духовную Миссию)//Гражданин. СПб., 1878. 23–25. с. 453–455. 88) О. Загороднин. Новые впечатления старого паломника//Гражданин. 1878. 35–37. с. 635–638. 89) О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1878. 3. 1879 90) В Румелию. СПб., 1879. Т. 1. (Рец.: Дестунис Г.//Исторический вестник. СПб., 1880. 8.; Сырку П.//Московские ведомости. М. , 1879. 330.; Помяловский//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1880. 6, 7//Новое время. 1880. 1482; Одесский вестник. 3). 1880 91) Из Иерусалима. Зима; праздник Рождества Христова и Богоявления; молебствия//Церковный вестник. СПб., 1880. 5. 1881 92) Отшибихин. Святоградские заметки//Церковный вестник. СПб., 1881. 9. 1883 93) Слово на Голгофе: Совершишася!//Душеполезное чтение. М., 1882. 6. с. 204–212. Отд. оттиск: М., 1883. 9 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Согласно бытующему в научной лит-ре последних десятилетий мнению, отказ М. подчинить православную Церковь давлению румын. национальных политических институтов был обусловлен стремлением избежать нанесения ущерба конституционному статусу РумПЦ. Его желание следовать действовавшим венгерским законам служило сохранению автономии Церкви. Попытки митрополита заставить клир отказаться от оппозиционной политики давали повод обвинять его в неспособности бороться за национальные идеалы румын. Однако его умеренная компромиссная линия демонстрировала сложность ситуации, в к-рой оказались румын. правосл. иерархи Трансильвании, Баната и Вост. Венгрии. В отличие от политических партий Церковь могла позволить себе дать радикальный отпор ассимиляторскому напору венг. властей только в ущерб своей пастве, и М., как глава РумПЦ, никогда не ставил политическую борьбу румын. национальных партий выше интересов Церкви ( Hitchins. 2000). М. поддерживал внешнюю политику монархии Габсбургов. В связи с Восточным кризисом 1877-1878 гг. и Берлинским конгрессом 1878 г. он, выступая в венг. парламенте 14 нояб. 1878 г., обвинил Российскую империю в стремлении нарушить в ущерб Австро-Венгрии принципы равновесия в международных отношениях, а также навязать христианским народам Балкан под предлогом защиты от тур. ига и под знаменем чуждого румынам панславизма формы абсолютистского правления, не отвечавшие их устремлениям к конституционализму (опубл.: Telegraful Român. 1878. An. 26. N 145). Несмотря на это М. неоднократно подвергался обвинениям со стороны венг. элиты в стремлении активизировать отношения РумПЦ и РПЦ и тем самым подчинить ее внешнеполитическим интересам Российской империи ( Lupa . 1940. P. 503-504). М. оказывал поддержку в создании под эгидой правосл. Церкви школ разных ступеней для трансильванских румын. Принимал участие в деятельности румынских культурных и благотворительных об-в Трансильвании, создал фонд для оказания материальной поддержки румын. студентам. Выступал против законопроектов, направленных на мадьяризацию и ассимиляцию национальных меньшинств. В частности, в 1891 г. в парламенте М. выразил протест против проекта закона о создании детских садов с венг. языком в качестве языка общения при обязательном посещении их детьми всех национальностей в возрасте от 3 до 6 лет. В 1893 г. подверг критике законопроект о заработной плате учителям, видя в нем ущемление автономии правосл. Церкви, поскольку неспособность Церкви выплачивать учителям начальных школ минимальную сумму, назначенную правительством, могла привести к выведению школ из церковной юрисдикции.

http://pravenc.ru/text/2563340.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010