В эти дни, думая навести страх и расположить к повиновению русский народ, они мучили и старых, и малых, женщин и детей, отрезывали носы, уши, отрубливали руки и ноги, жарили людей на угольях, обсыпав порохом, и зажигали жилища, куда приходили. Толпы измученных приходили нагишом и приползали в Троицкий монастырь умирать, оставляя братьям русским завет мщения и ненависти к польским и литовским людям, мучителям русской земли. Еще не кончилось богослужение, как стражи заметили, что Сапега удаляется с своего места, где стоял против Тверских ворот, и двигается к Девичьему монастырю. Так как знали, что Сапега сегодня может поступить наперекор тому, что делал вчера, то поляки сначала побаивались, не хочет ли он оставить своих и удалиться прочь, но, к их утешению, оказалось не то. Сапега, оставив часть своего отряда в 500 человек, с остальною в 3000 человек послал Руцкого мимо Девичьего монастыря. Они ударили на одни ворота Белого-города – не удалось; перешли к другим – и там отбили их русские. Тогда сапежинцы на пространстве между Девичьим монастырем и городом бросились вплавь через Москва-реку, проскочили на другой стороне между острожками, которые на Замоскворечье наделали себе русские; ратных людей там было мало, и те не ждали нападения; из первого острожка они разбежались. Сапежинцы не стали удерживать за собою острожка, бросились ко рву, забросали его щебнем, хворостом, деревом, перешли через него па лошадях, а потом кинулись опять вплавь через реку на прежнюю сторону. Они хотели прорваться в Кремль. В Кремле в Китай-городе ударили в колокола на тревогу. Поляки высыпали оттуда в Белый город и напали на Водяные ворота извнутри города, в то время как из войска Сапеги Борковский с восьмьюдесятью немцев и пахолков напал на те же ворога извне. Стесненные с двух сторон русские, державшие там сторожу, убежали к башне с пятью верхами, но и там не устояли. Поляки, овладевши Водяными воротами и Пятиугольною башнею, повернули на Чертольские ворота, сбили русских со стен, вломились в Чертольские ворота. Потом ободренные поляки из Кремля усилили вылазку, напали на Арбатские ворота. Здесь не так легко им посчастливилось, как у Чертольских. Часть караула убежала, но зато восемьдесят молодцов засели в башне и поражали оттуда нападавших; потеряв несколько товарищей, поляки оставили Арбатские ворота и бросились на Никитские. Их взяли сначала легко. Но потом русские нахлынули, отбили ворота; драка была сильная. Перед солнечным закатом поляки опять завладели Никитскими воротами. Наступила ночь. Не дождавшись от Гонсевского на смену другого караула ко взятым воротам, поляки разложили на башне и около стены огни, чтобы русским показывалось, что ворота заняты, а сами все ушли. Эта хитрость удалась. Русские не пытались больше отнять у поляков Никитские ворота. Зато и русские таким же образом провели поляков, оставивши у Тверских ворот только двадцать человек, и поляки не смели напасть на них, думая, что там людей много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Этот город окружен прекрасною каменною стеною, в окружности добрый час времени. Он имеет десять ворот. Я отправился из Никольских ворот вдоль реки, оттуда к Красным воротам, местности более возвышенной, лежащей на крайнем конце. Отсюда же продвигаясь вперед в поле, я достиг Житных ворот у хлебного магазина, которые были заперты; но тут же невдалеке есть другие ворота в кремль, в которые входят и выходят. Сказанный хлебный магазин находится вне городских стен и также окружен особою каменною стеною. Далее идут Мочаговские ворота, близ которых в некотором расстоянии от города есть еще другие деревянные ворота, не входящие в число городских. Это Татарские ворота, т. е. со стороны татар, где потому постоянно находится русская стража. От них приходите к воротам Решеточным и Вознесенским, между которыми... на стенах есть две башни, одна от другой на триста шагов. От последних ворот нужно воротиться опять к реке, чтоб дойти до Спасских ворот, стоящих вплоть у Волги, а от этих до Исадних ворот, за которыми находится рыбный, хлебный, зеленной, или овощной, торг и проч(ее). В некотором расстоянии отсюда видна другая башня, а на стене– Гарянские ворота, за коими лесной рынок и жилище хлебников, которым не дозволяется жить в городе. Далее за последними воротами идут ворота Кабацкие, не доходя до другой башни, так что ворота приходятся между этой и предшествовавшей башнями. Из этих десяти ворот шесть находятся у реки, а двое ворот в кремле, который лежит перед городской стеной. Есть еще в ней третьи ворота, называемые Пречистенскими, выходящие в город, напротив базара или большой улицы, на которой находятся главные лавки русских и армян. Проходя этими последними по пути в кремль, на левой руке видна Соборная церковь , которую начали постройкой пять лет тому назад, на иждивении митрополита, по имени Сампсония. Этому митрополиту присвоены особые права над духовенством, и для управления им он имеет у себя свой собственный приказ, или канцелярию. Он состоит в то же время митрополитом Терки – города, находящегося под властию его царского величества, по сю сторону Каспийского моря, на Черкасских горах, в семиста верстах от Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под Дамасскими воротами были раскопаны ворота эпохи Адриана (первая пол. II в.), рядом находилась римская кордегардия, а в центре площади перед воротами стояла колонна со статуей императора. От колонны отсчитывалось расстояние до других городов. Здесь же, поднявшись на городскую стену, можно пройти до Яффских ворот в одну сторону или до Иродовых – в другую. Слева от Дамасских ворот, в сотне шагов, виден вход еще в одну подземную достопримечательность Иерусалима. Это – пещеры царя Седекии, каменоломни, из которых добывался камень для строительства города. Открывший их в прошлом веке британский разведчик и археолог Чарльз Уоррен, состоявший в масонской ложе, высказал идею превратить центральный зал пещер в зал масонских посвящений. В этом их назначении пещеры и использовались до начала XX в. Справа, к западу от Дамасских ворот, почти у северо-западного угла Старого Города, находятся Новые ворота. Они действительно новее всех других, ибо были устроены по указанию турецкого губернатора Иерусалима лишь в 1889 г., для того чтобы открыть паломникам короткий проход к христианскому кварталу Старого Города и храму Гроба Господня. К востоку от Дамасских расположены Иродовы ворота. Они тоже были прежде заложены и открыли их лишь в конце XIX столетия. Иродовыми назвали их потому, что находящиеся неподалеку развалины древнего храма были ошибочно отождествлены историками с дворцом Ирода Антипы, сына Ирода Великого, на суд к которому посылал Иисуса Понтий Пилат. Иногда эти ворота называют также Цветочными – возможно, из-за украшавших их цветочных гирлянд. Арабы называют их Баб-аль-Хотта («Ворота лунатиков») – по названию соседнего кладбища. С восточной стороны в город вели двое ворот: ныне действующие Львиные и заложенные Золотые. Золотые ворота в нынешнем своем виде – это сохраненная в основном строителями Сулеймана Великолепного византийская постройка, воздвигнутая на фундаментах Красных ворот Соломонова Храма. Название «Золотые» является, видимо, ошибочным переводом библейского названия «Красные ворота» (см. Деян. 3, 2 ), смысл которого, конечно, тот же, что в московских обозначениях «Красная площадь» и «Красные ворота». Они находились внутри внешних стен храма, т.е. значительно западнее, чем нынешние Золотые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь " стояла без пения праздна многие лета " . Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г. В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Если немного углубиться в историю, то более чем за 8 веков своего существования Золотые ворота видели немало. Они были построены в тот славный период, когда Владимир был столицей Северо-Восточной Руси. Здесь, встречали Александра Невского, а много позднее - Екатерину II, карета которой застряла в створе, в результате чего оборонительные валы были срыты, а у памятника древнерусской архитектуры появилась новая деталь - два контр-форса (их мы и видим по сегодняшний день). Были около Золотых и российские президенты, и патриарх, и московский мэр. После татаро-монгольского нашествия он был сильно поврежден и со временем пришел в запустение. Первое «финансирование» ворота получили от древнерусских князей, потом за их содержание отвечала государственная власть. В советский период здесь были магазины, располагался архив, жили несколько семей (в северной части здания, с окнами на университет), в 50-х гг. размещался «Гражданпроект». И только в 1956 г., в честь приближения 850-летия Владимира, Золотые ворота были преобразованы в музей. До середины 1960-х помещение отапливалось «по-черному»: стояли четыре печки, в которые служащие подкладывали дрова (4-х вязанок хватало для обогрева), потом перешли на уголь. И только в начале 70-х здание подключили к ТЭЦ. Время от времени древнерусский памятник переживал легкий косметический ремонт. Белили ворота каждый год, что и помогло сохранить их от разрушения (чего нельзя сказать о Дмитриевском соборе). На большее же не хватало денег. Поэтому с годами штукатурка вся облетела, появились другие «дефекты». Только недавно А.И. Аксеновой удалось заполучить необходимую сумму денег, и был сделан капитальный ремонт Золотых ворот с применением новейших технологий. Так, например, красили ворота немецкой краской с удивительными свойствами: она позволяет камню «дышать», и в то же время с нее легко смывать городскую пыль и грязь.

http://sobory.ru/article/?object=00994

водою. Изстари, крестный ход, обтекавший градские стены, в сих воротах сходил застенком для соединение с другими отделениями; но в 1765 году отменены указом из Синодальной Канторы потому, что стены во многих местах разобраны, а в иных развалились. 1084 В память освобождения Москвы от Поляков, через Никольские ворота, 22 Октября, бывает из Кремля крестный ход в Казанский собор. Но где вера совершала свои священные обряды, там некогда буйствовало изуверство. В 1720 году во время крестного хода чрез Никольские ворота, один богохульник и иконоборец поразил палкою образ Спасителя и обругал крест Господень. 1085 Как сии ворота были смежны с сборным местом Стрельцов вдоль северной стены Кремля, где ныне Арсенал: то выступая через них в поход, они всегда молились чудотворному образу Святителя Николая. При отправлении Российского воинства в Крымский поход 1697 года, по освящении Патриархом полковых знамен, Святитель с Духовенством, Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею провожали воинство по конец Никольского моста, и там жаловали к руке бояр, воевод и полководцев. В течение четырех столетий сколько превратностей испытали сии городские ворота Через них проходили полчища Тохтамыша, Сигизмунда III и Наполеона; в 1408 году они были свидетелями осады Москвы Едигеем в 1551 г. нашествие Крымских Татар, а в 1611 и 1612 годах, битвы Русских с Поляками за Москву, Октября 22 взят был первыми Китай город, а из Кремля вышли через Никольские ворота выпущенные Поляками жены граждан Московских, 25 Октября сдан был Пожарскому и Сухорукому Кремль; где осажденные от голода пожирали падаль и человеческое мясо. Флоровскими и Никольскими воротами внидоша – свидетельствует очевидец Палицын – «все воинство и вси православии народы во град Кремль во мнозе радости». При всех превратностях и бедствиях Москвы, к коим присоединить должно землетрясение и пожары, икона Св. Николая на Никольской башне оставалась невредимою. Протекло два века, как через сии ворота не вступали в Кремль иноплеменные враги; но в 10 дневное пребывание Французов в Москве, Никольские ворота служили входными; потому что Спасские были завалены бревнами и камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Сложность выделения в этих росписях работы Д. и прп. Андрея заключается в том, что нам не известно ни одного достоверного произведения Д. (в отличие от прп. Андрея, чье авторство по отношению к «Св. Троице» зафиксировано Стоглавом 1551 г. и «Сказанием о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в.) и что мы недостаточно знаем об организации труда живописцев в XI-XV вв.: работали ли мастера над одной композицией, или каждый - над своим сюжетом, или они сочетали эти способы (подобно Мазолино да Паникале и Мазаччо в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-1428), или делили рабочую площадь большими частями. Учитывая совр. уровень изучения этого вопроса и плохую сохранность ряда композиций, следует признать наиболее правомерной т. зр. тех авторов, к-рые говорят о цельности и единстве общего замысла всего цикла и художественной манеры. Ряд исследователей, исходя из сообщения о работе 2 мастеров и нек-рых различий в манере исполнения, пытались разделить роспись на 2 стилистические группы. Первым это сделал Грабарь, считавший Д. автором композиций жертвенника, прохода из зап. части среднего нефа в юго-зап. часть храма («Лик святителей и преподобных» и «Лик пророков и мучеников») и юго-зап. части храма («Шествие праведных в рай», «Райские врата и благоразумный разбойник», «Лоно Авраамово», «Богоматерь в раю», единоличные изображения), а прп. Андрея - автором росписи зап. части среднего нефа. Лазарев, в основном придерживаясь атрибуции Грабаря, «отнял» у Д. 2 композиции прохода из юго-зап. части храма в зап. часть среднего нефа, а также все единоличные изображения в юго-зап. части храма (образы преподобных Саввы Освященного, Антония Великого, отшельников Онуфрия и Макария). Опираясь на наблюдение В. В. Филатова о наличии в композиции «Богоматерь в раю» более подробной, чем в др. местах, первоначальной графьи, он счел этот сюжет выполненным помощником Д. Все вновь раскрытые композиции под сводами были отданы Плугиным прп. Андрею (лишь Э. С. Смирнова считала возможным связать их с Д.- Smirnova. 2001. P. 352). В целом атрибуция Грабаря, Лазарева и Плугина в наст. время является общепризнанной.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТВЕРК [нем. Westwerk - зап. строение], термин, обозначающий особый тип архитектурного решения зап. части храма раннего романского периода в Европе; употребляется в основном в немецко- и англоязычной лит-ре. Идея трактовки В. как устойчивой формы организации пространства предложена нем. учеными XIX в.; источники эпохи Каролингов называют зап. часть совр. им храмов castellum или turris. Неоднократно высказывались предположения, что нек-рые формы каролингского В., напр. башни, фланкирующие зап. фасад, ведут происхождение от ранневизант. архитектуры Сирии. Создание В. наряду с контрапсидой стало способом оформления 2-го центра богослужения в зап. части храма, где одновременно был устроен парадный вход. зап. алтарное пространство в отличие от вост. оказалось архитектурно развернуто в вертикальной, а не в горизонтальной плоскости. В. был многоуровневой структурой, делился на наземную сводчатую «крипту» (своего рода притвор или вестибюль), из к-рой открывался доступ в пространство храма и лестничные башни, обычно стоявшие симметрично по углам. в главном уровне В. находилось большое помещение зального типа, открытое в основной объем и окруженное галереями. Над ним возводили центральную, 3-ю, башню. Все элементы В., особенно башнеобразные объемы, составили устойчивый тип оформления главного (зап.) фасада католич. храмов романской и готической эпох. Первые известные храмы с В. восходят к IX в. древнейший из них, св. Рихария в пикардийском мон-ре Сен-Рикье (Центула) на севере Франции, был освящен в 799 г., разрушен в кон. XI в. представление о его внешнем облике дают письменные источники и гравюры (на основе несохранившейся миниатюры XV в.). По косвенным данным или изображениям известны др. ранние В. (соборы в Реймсе (850-860) и Хильдесхайме (ок. 870, Н. Саксония), и др.). Единственный храм эпохи Каролингов, в к-ром уцелела значительная часть подлинного В. (873-875), находится в Корвее на р. Везер, в окрестностях г. Хёкстера (земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Здесь В. в ширину был равен церкви, имел 2 квадратные в плане лестничные башни по углам. В верхнем этаже помещался большой, почти квадратный зал, окруженный с 3 сторон галереей. Над центральными помещениями возвышалась главная башня, соединявшаяся с боковыми. в наземном уровне центральная часть опиралась на криптообразное помещение под крестовым сводом на 4 колоннах, вост. сторона открывалась в главную церковь, подобно ложе.

http://pravenc.ru/text/158234.html

616 См. Зап. Медведева стр. 34–38. Медведев сообщает при этом, что Андрей Хованский имел в виду угодливостью стрельцам достигнуть царского престола. Это подтверждает и письмо, спустя несколько времени приготовленное на щите дворцовых дверей в селе Коломенском. Но в самом ли деле у Хованского была такая мысль или это было только, как передает Матвеев, «коком сложенным из природной политики боярину Милославского», поссорившагося с Хованским (см. его зап. Стр. 41–43), мы не беремся судить. 619 См. Зап. Медведева стр. 46, грамата эта отпечатана в А. Ист. V, 94. И еще в зап. Крекшина стр. 49–50. 630 Архим. Исая, прибывший в Москву со старцем, в посольском приказе показал, что его прислал Иаков п. Константинопольский и все православные христиане, обретающиеся под игом бусурманским и Мультьянский господарь Шербан и нареченный патриарх Сербский и Болгарский Арсений и все сербы и болгары, и волохи и мультяне, поскольку пришло время избавления " … См. рук. Библ. М. Д. Ак. «Сношение России с Востоком по делам церковным» л. 1108. 632 См. указ выше рук. б. М. Д. Ак. л. 1130–1133. Такое показание дал Исаия в посольском приказе – 1691 года, после освобождения его из тюрьмы в Австрии, куда попал он по наговорам высланных из Москвы иезуитов. Показание это мы привели в тексте сполна. 634 Кроме известных воинских упражнений Петр в это время нередко заходил в палату, где «собирались бояре и «думали» об управлении государством, см. Зап. Матвеева стр. 51–52. 637 См. Зап. Матвеева стр. 53; а Крекшин говорит, что когда дано было знать о бегстве Петра в Сергиев монастырь Щегловитому с единомышленниками, то они «слышав омертвеша». См. его Зап. Стр. 81. 640 Мы называем то добродушие «неразумно-христианским» потому, что хотя оно и вытекает из ревности исполнить заповедь Христову, но ревности «не по разуму»... 642 Кошихин (см. стр. 70) сообщает, что «как царь ходит в походы и по монастырям и церквам и для его выводов и выходов наготавливают деньги в бумаге по 2 гривне и по полуполтине, и по полтине, и по рублю, и по 2, и по 5, и по 10, и по 20 и по 30, кому сколько прикажет дать, чтобы было готово, так же как и царица ходит и ездит и за нею деньги возят и носят против (по) тогож обычая, раздача бывает всяким людям, кому что прикажет».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В рус. сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Т. Большакова память Е. отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г. Д. Филимонова указана под 21 февр. и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского.- Э. Ш.), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 276). Лит.: Менолог. С. 313, 339, 372; Евсеева. Афонская книга. С. 308; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 68-69. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/187408.html

В церковном отношении рус. первоиерархи были подчинены К-польскому престолу: Киевские митрополиты поставлялись в К-поле до сер. XIII в. только из визант. клириков. Попытки вел. князей возводить на митрополичью кафедру своих ставленников без ведома К-польского Патриарха были редчайшими исключениями (Иларион при Ярославе Мудром в сер. XI в., Климент при Изяславе Мстиславиче в сер. XII в.). Митрополиты назначали епископов (многие из к-рых также были выходцами из Византии), стараясь учитывать внутриполитическую ситуацию. Характерными чертами организации Русской Церкви, отличавшими ее от визант. практики и находящими параллели в зап. христианстве, были институт «десятины» (часть княжеских доходов, к-рая передавалась в пользу Церкви) и стремление князей участвовать в избрании епископов в своих владениях (ср. «спор об инвеституре» на Западе). В Византии осознавали значительность зап. влияния на Руси. Не случайно разрыв Рима и К-поля в 1054 г. нашел отражение в активной полемической деятельности греч. иерархов сер. XI - нач. XII в. на рус. почве: митрополитов Киевских Ефрема, Георгия , Иоанна II и Никифора I , Переяславского Леона . Связи вост. славян с Зап. Европой имели давние и глубокие корни. Еще в древности славяне заимствовали основную церковную терминологию (церковь, алтарь, крест, пост) от герм. народов; с Запада пришли в слав. языки названия римлян («влахов, волохов»), византийцев («греков») и их императоров («цесарей»). Зап. славяне познакомились с христианством не от греч., а от нем. проповедников. Торговые и политические связи Руси с Западом также не следует недооценивать. Попытки приглашения на Русь нем. епископа при кнг. Ольге (959, миссия еп. Адальберта в 961-962) и кн. Ярополке Святославиче (70-е гг. X в.) не были случайными эпизодами ( Назаренко. 2001. Гл. 5, 6, 7). Переговоры о союзе с папой бежавшего на Запад кн. Изяслава Ярославича (1075), положение мощей святых Бориса и Глеба в бенедиктинском мон-ре на р. Сазаве (Чехия, 1095), упоминание ряда зап. святых в рус. церковных календарях ( Лосева О. В. Русские месяцесловы, XI-XIV вв. М., 2001. С. 63-75), празднование Русской Церковью (единственной среди правосл. Церквей) перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари и русские паломничества туда в XII-XIII вв. свидетельствуют о продолжении церковных контактов Руси с зап. миром и после 1054 г. Однако к кон. XI в. в сознании самих зап. авторов Русь уже столь прочно ассоциируется с визант. правосл. миром, что в 70-х гг. Адам Бременский называет столицу Руси Киев «соперницей Константинопольского скипетра , славнейшим украшением Греции» (aemula sceptri Constantinopolitani, clarissimum decus Greciae - Adam i Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, 22 (19)//Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 1978. S. 254).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010