Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий Конисский – православный герой и патриот Белой Руси Память 6 августа 06.08.2020 1286 Время на чтение 4 минуты 6 августа Русская Православная Церковь празднует не только день памяти князей Бориса и Глеба, но и память святителя Георгия Конисского (1717-1795) – святого богослова и просветителя, годы жизни которого пришлись на нелегкие дни господства церковной унии на Белой Руси. Чтобы оценить значение и духовный вклад в защиту православия, необходимо проанализировать биографию будущего святителя. Семья, образование и карьера Георгий Конисский родился в семье казака. Его отец Осип Иванович Конисский принадлежал к казачьему войску Запорожской сечи. Будущий святитель закончил Киевскую духовную академию, в которой изучал, а затем и преподавал философию, богословие, иностранные языки (немецкий, еврейский, польский, греческий), занимался литературным творчеством. В 1744 г. был пострижен в монашество, а в 1752 г. стал ректором этой же академии. Как мы уже сказали, жизнь святителя проходила во время униатского ига на Белой Руси. В 1754 г. в Могилевской епархии умирает епископ Иероним Волчанский, который до момента свой кончины управлял последней православной епархией на территории Речи Посполитой. Поскольку все остальные епархии приняли унию, которая как известно была чисто политическим проектом, католики решили воспользоваться этой ситуацией и присоединить к униатам последнюю православную епископию. Могилевская епархия осталась единственной православным ареалом на территории Речи Посполитой, поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение в срочном порядке назначить на территорию могилевщины правящего архиерея. По прибытию Георгий Конисский застал Могилевскую епархию в нищем и упадническом состоянии: все больше и больше церковных приходов постепенно переходили под униатское управление. Те же храмы, которые оставались под юрисдикцией Русской Православной церкви, были в тяжелейшем нищем состоянии, о чем святитель тут же докладывает в Священный синод.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована 6 сент. 1991 г. как Луганская и Старобельская, отделена от Донецкой и Луганской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия ), с 31 мая 2007 г. имеет совр. название. Территория включает города обл. подчинения Луганск, Алчевск, Брянка, Кировск, Первомайск, Стаханов, а также Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской обл. Украины. Кафедральный город - Луганск (в 1935-1942, 1943-1958, 1970-1990 Ворошиловград). Кафедральные соборы: св. апостолов Петра и Павла, равноап. кн. Владимира и Николо-Преображенский в Луганске, свт. Николая Чудотворца в Алчевске (с 1931 Ворошиловск, в 1961-1991 Коммунарск). Правящий архиерей - митр. Пантелеимон (Поворознюк). Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Александровский, Алчевский, Беловодский, Центр. Луганский, 1-й и 2-й Луганские, Марковский, Меловский, Новоайдарский и Станично-Луганский. В епархии имеется 148 приходов, 9 часовен и молитвенных комнат, 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских). При ЕУ действуют отделы: социального служения и благотворительности, по взаимодействию с общественностью, по приграничному сотрудничеству, по взаимодействию с пенитенциарной системой, по взаимодействию с милицией, по сотрудничеству с обл. Управлением МЧС, церковно-медицинский, религиозного образования и катехизации, по делам семьи, по делам молодежи, по делам пастырской опеки казачества, миссионерский, по взаимодействию со СМИ, гуманитарный. Территория Л. и А. е. с 1943 г. входила в Донецкую епархию, Луганск (Ворошиловград) являлся 2-м кафедральным городом, в 1942-1963 гг. центр епархии находился в Ворошиловграде. В 1942-1943 гг. епархия имела название Луганская и Донецкая, в 1943-1944 гг.- Ворошиловградская. В 1944-1945 гг. существовало Ворошиловградское викариатство Днепропетровской и Запорожской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В янв. 1945 г. Донецкая епархия была возобновлена с названием Ворошиловградская и Сталинская, с февр. 1945 г.- Донецкая и Ворошиловградская, в 1956-1961 гг.- Ворошиловградская и Сталинская, в 1961-1969 гг.- Донецкая и Луганская, в 1969-1990 гг.- Луганская и Донецкая, в 1990-1991 гг.- Донецкая и Луганская. Православная Церковь и расколы на Луганщине в 1917-1942 гг.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий:   5. Утвердить решение Священного Синода об упорядочении архиерейского управления на территории Германии и объединении Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской епархий в единую епархию с титулом правящего архиерея «Берлинский и Германский».   6. Утвердить постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви об образовании следующих епархии на территории Украины: Запорожской, Николаевской, Черкасской (1992 год), Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской (1993 год), Белоцерковской, Горловской, Тульчинской и Хустской (1994 год).   7. Одобрить деятельность Священного Синода Русской Православной Церкви во исполнение решений Поместного 1990 года и Архиерейского 1992 года Соборов, направленных на возрождение церковной жизни во всей ее полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

Из состава Харьковской епархии выделена Изюмская. На Харьковскую кафедру поставлен архиепископ Онуфрий (бывший викарий этой епархии), на Изюмскую — епископ Елисей (бывший Бердянский и Приморский). 10 мая. ПРАВМИР. Официальный сайт УПЦ продолжает публиковать журналы заседания Священного Синода от 8 мая 2012 года.  Ж У Р Н А Л 45 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о распределении Харьковской епархии на две самостоятельные. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Изюмскую епархию, выделив ее из состава Харьковской епархии; 2. К Изюмской епархии отнести следующие районы Харьковской области: Балаклейский, Боровской, Великобурлукский, Волчанский, Двуречанский, Дергачевский, Змиевской, Золочевский, Изюмский, Купянский, Печенежский, Чугуевский, Шевченковский. 3. В Харьковской епархии оставить г. Харьков и следующие районы Харьковской области: Барвенковский, Близнюковский, Богодуховский, Валковский, Зачепиловский, Кегичевский, Коломакский, Красноградский, Краснокутский, Лозовской, Нововодолажский, Первомайский, Сахновщинский, Харьковский. 4. Преосвященным Харьковским и впредь именоваться «Харьковский и Богодуховский»; 5. Преосвященным Изюмской епархии именоваться «Изюмский и Купянский». 6. Архиепископом Харьковским и Богодуховским, Управляющим Харьковской епархией назначить Преосвященного Онуфрия, архиепископа Изюмского, викария Харьковской епархии, освободив его от должности викария Харьковской епархии. 7. Епископом Изюмским и Купянским, Управляющим Изюмской епархией назначить Преосвященного Елисея, епископа Бердянского и Приморского, освободив его от управления Бердянской епархией. 8. Временное управление Бердянской епархией поручить Преосвященному Луке, архиепископу Запорожскому и Мелитопольскому. О чем послать соответствующие Указы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/xarkovskaya-eparxiya-u...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Злотолинский Борис Иосифович; 12.11.1932, Ташкент - 1. 01. 2022, Запарожье ), архиеп. Запорожский и Мелитопольский. По окончании средней школы стал студентом Ташкентского политехнического ин-та, в 1954 г., учась на 3-м курсе, оставил ин-т и поступил в Московскую ДС, к-рую окончил в 1957 г. 26 февр. 1956 г. архиеп. Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном (Голубевым) рукоположен во диакона, 12 июля следующего года - во иерея. С сент. 1957 по 1960 г. являлся настоятелем Дмитриевского храма в г. Талас Киргизской ССР, в 1960-1961 гг.- настоятелем Николо-Ермогеновского храма в Ташкенте, в 1961-1970 гг.- настоятелем прихода в Ашхабаде и благочинным Ашхабадского округа Ташкентской епархии, в 1970-1972 гг.- настоятелем Никольского храма в г. Гулистан (Узбекистан), в 1972-1975 гг.- настоятелем Покровской ц. в г. Шахты Ростовской обл. В 1975 г. переведен в клир Симферопольской епархии, 17 нояб. назначен настоятелем Екатерининского храма в Феодосии. 13 февр. 1979 г. архиеп. Симферопольским и Крымским Леонтием (Гудимовым) пострижен в монашество с именем в честь св. Василия исповедника, вскоре был переведен на служение в с. Дубина Полтавской епархии. В окт. 1981 г. назначен настоятелем Никольского храма в пос. Кирово Днепропетровской обл. В 1984-1985 гг. являлся настоятелем Георгиевского храма в пос. Петриковка Днепропетровской обл. В 1985 г. В. вернулся в Симферопольскую епархию, до 1990 г. служил последовательно в Покровском храме в с. Покровском, в Покровском храме в Судаке, в Ст. Крыму, где восстановил Успенскую ц., устроив в ней придел в честь преподобных отцов Киево-Печерских. В 1989 г. возведен в сан архимандрита, назначен членом епархиального совета Симферопольской епархии и благочинным Старокрымского округа. Василий (Злотолинский), архиеп. Запорожский. Фотография. 2002 г. Василий (Злотолинский), архиеп. Запорожский. Фотография. 2002 г. 23 нояб. 1990 г. В. определено быть епископом Симферопольским и Крымским.

http://pravenc.ru/text/150709.html

Алексий, митрополит Вознесенский и Первомайский (Шпаков Алексей Алексеевич) Дата рождения: 25 января 1975 г. Дата хиротонии: 4 сентября 2012 г. Дата пострига: 21 декабря 2008 г. Страна: Украина Биография: Родился 25 января 1975 г. в г. Львове (Украина) в крестьянской семье. В 1990 г., по окончании 9 классов Михайловской средней школы 1 пгт. Михайловка Запорожской области, поступил в Михайловское высшее профессиональное училище 52. В 1993-95 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил Украины. В 1995-2000 гг. нес послушание псаломщика и занимался строительством храма Покровы Пресвятой Богородицы пгт. Михайловка Запорожской обл. В 2000-2004 гг. обучался в Киевской духовной семинарии . В 2006 г. окончил Черновицкий православный богословский институт. 16 марта 2008 г. епископом Бердянским и Приморским Елисеем рукоположен в сан диакона. 17 марта того же года назначен пресс-секретарем Бердянской епархии . 30 марта 2008 г. архиепископом Ровенским и Острожским Варфоломеем рукоположен во пресвитера. 5 апреля 2008 г. года назначен на пастырское служение в храм Рождества Христова г. Бердянска, 12 апреля назначен клириком храма Новомучеников Бердянских г. Бердянска. 27 апреля награжден наперсным крестом. 4 мая 2008 г. назначен секретарем Бердянской епархии с сохранением должности пресс-секретаря епархии. 20 мая того же года назначен председателем епархиальной ревизионной комиссии, 8 июля — председателем церковного суда Бердянской епархии. 10 ноября 2008 г. определен на пастырское служение в Свято-Троицкий храм г. Бердянска. В 2008 году поступил на заочный сектор Киевской духовной академии. 21 декабря 2008 г. в Благовещенском храме Дальних пещер Киево-Печерской лавры ректором Киевских духовных школ архиепископом Бориспольским Антонием пострижен в монашество с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского. 22 января 2009 г. епископом Бердянским Елисеем возведен в сан игумена. 15 октября 2009 г. почислен за штат Бердянской епархии с правом перехода в другую епархию Украинской Православной Церкви. В ноябре 2009 г. зачислен в штат Киевской епархии с несением послушания в Киевской духовной академии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198879...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с учреждением новых католических епархий на Украине Русская Православная Церковь неоднократно заявляла, что католический прозелитизм среди традиционно православного населения России и других стран Содружества Независимых Государств является серьезнейшим препятствием для нормализации православно-католических отношений. События, произошедшие на Украине, где подавляющее большинство верующих принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, свидетельствуют о твердом намерении Ватикана следовать курсу миссионерской экспансии, неприемлемому для Православной стороны. 13 июля сего года состоялось введение в должность епископа новой епархии Римско-Католической церкви - Одесско-Симферопольской с центром в Одессе, которая была создана решением Папы Римского Иоанна Павла II от 4 мая 2002 года. В тот же день было объявлено о решении главы Римско-Католической церкви учредить еще одну епархию на Украине - Харьковско-Запорожскую с центром в Харькове. Русская Православная Церковь, уважая потребность украинских католиков в пастырском окормлении, не выступала против создания Римом епархий в регионах их исторического проживания. Но вновь созданные епископские кафедры возникли там, где их никогда не было, причем количество католиков в этих регионах весьма незначительно. Попытки распространить влияние на Восток Украины предпринимает и Украинская Греко-Католическая церковь. В середине января 2002 года Иоанн Павел II утвердил решение греко-католиков об учреждении " Донецко-Харьковского экзархата " путем выделения его из состава " Киево-Вышгородского экзархата " . Руководство Украинской Греко-Католической церкви обнародовало свое стремление переехать в Киев и учредить там " патриаршую " кафедру.

http://sedmitza.ru/lib/text/429508/

Мелитополь. Монастырь Саввы Освященного. Мужской монастырь Святого Саввы Освященного /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Мелитопольский мужской монастырь Святого Саввы Освященного - один из самых молодых монастырей на Украине. Решение о его образовании было принято 24 декабря 1994 года на заседании Священного Синода УПЦ. Да и самой Запорожско-Мелитопольской епархии на тот момент было всего 2 года - в 1992 г. она была выделена из Днепропетровско-Запорожской, а первым архипастырем ее был назначен епископ Василий (Злотолинский), который до этого возглавлял Крымскую епархию. Наместником-строителем нового монастыря был назначен иеромонах Тихон (Масленников), которому поручалась организовать обитель по месту своей службы - в с. Терпение Мелитопольского района. В первые месяцы деятельности монастыря братия его составляла всего 3-4 человека. В феврале 1995 г. иеромонах Тихон, оставаясь наместником, одновременно был назначен настоятелем храма Усекновения Главы Иоанна Крестителя в г. Мелитополе, таким образом, этот храм фактически стал подворьем монастыря, а постоянное пребывание там наместника переместило из села Терпение туда и сам монастырь. В мае 1995 г. началось строительство первого одноэтажного корпуса. В строительстве немногочисленной братии помогали прихожане храма. Стройка продолжалась всё лето и осень 1995 г. Кроме находящихся в с. Терпение братии, появились новые насельники уже в Мелитополе. В октябре их было уже 12 человек. За неимением жилой площади братия ночевала в храме. 8 ноября 1995г. был заселен новопостроенный корпус, где было всего три четырёхместных братских келии. К первому престольному празднику монастыря 18 декабря, в день памяти прп. Саввы Освященного, наместником монастыря был совершен первый постриг. На Рождество Христово 1996 г. в монастыре уже служили три иеромонаха и четыре диакона. 22 марта 1996 г., в Великий пост, был совершён второй монашеский постриг, так же наместником. В апреле 1996г. было начато строительство нового двухэтажного корпуса. К этому времени в Мелитополе было уже около 20 человек братии. С июля 1996 г. братия начинает чтение неусыпаемой Псалтыри. 31 октября 1996г. наместником монастыря был назначен иеромонах Борис (Масленников)(фото). Последующие два года, в связи с острой нехваткой в епархии священников, иеромонахи монастыря обслуживали ряд приходов (более 15). В этот период число братии увеличилось до 35 человек и многие из них были представлены к рукоположению в священный сан.

http://sobory.ru/article/?object=09089

Несколько месяцев назан Ф. Конюхов направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о принятии священного сана. В апреле патриарх дал положительный ответ на это прошение с правом выбора епархии, в которой состоится хиротония. Известный российский путешественник Федор Конюхов прибыл на свою родину в Запорожье, где вскорости будет рукоположен в диаконы. Несколько месяцев назад Ф. Конюхов направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о принятии священного сана. В апреле патриарх дал положительный ответ на это прошение с правом выбора епархии, в которой состоится хиротония. Федор Филиппович, руководствуясь желанием принять сан на родине, обратился в Запорожскую епархию. В четверг местные священники встретили знаменитого мореплавателя на вокзале в Запорожье. Ф.Конюхов стал верующим еще в школе и, даже будучи пионером и комсомольцем, тайно носил крестик. Как отмечал путешественник в интервью, в его нынешней деятельности вера в Бога играет главнейшую роль, поскольку часто возникают такие ситуации, из которых без помощи свыше выбраться невозможно. «Будучи зрелым человеком, понял, что в мире нет одиночества. Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А еще я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь», — уверен он. Источник: Запорожская епархия / Интерфакс-религия . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/rossijskij-puteshestve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010