Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в др., как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, касавшийся издательской деятельности Церкви. Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда гос-во практически не принимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь. Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения правосл. миссии. Патриарх Алексий затронул также вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, к-рая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917-1918 гг. , по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов. В определении А. С. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдавии, об учреждении и восстановлении Владивостокской , Магаданской , Николаевской , Запорожской , Черкасской , Уральской , Чимкентской , Гродненской , Глуховской , Каменец-Подольской , Овручской , Новогрудской , Кемеровской , Йошкар-Олинской , Курганской , Якутской , Южно-Сахалинской , Петропавловской , Благовещенской , Белоцерковской , Горловской , Тульчинской , Хустской , Брянской , Барнаульской , Майкопской и Читинской епархий , а также объединение трех епархий - Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в Берлинскую и Германскую епархию .

http://pravenc.ru/text/76518.html

Известно, что во всех областях государственной и общественной жизни награждают или повышают по должности за определенные заслуги, проявленные в той или иной области: военных награждают за храбрость, профессоров за ученые труды и т. д. Можно было бы предположить, что этот принцип, единственно правильный, положен в основу продвижения и по церковно-иерархической лестнице и что на такой ответственный пост как член Синода должны назначаться лица, имеющие пред Церковью определенные заслуги. К сожалению, это предположение не всегда оказывается верным. Так, 30 марта 1964 года Киевским митрополитом и постоянным членом Синода был назначен епископ Винницкий Иоасаф (Лелюхин), несмотря на то, что вся церковная деятельность этого иерарха была противопоказанием к назначению его на эти высокие посты. До архиерейской хиротонии он 3 раза был рукополагаем во священника: первый раз в обновленческом расколе, второй раз во время гитлеровской оккупации Украины епископом Геннадием, юрисдикции еп(ископа) Поликарпа Сикорского и третий раз архиепископом Днепропетровским Андреем (Комаровым). Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи чрез непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее сорока приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор. Одна уже возможность назначений на ответственнейшие церковные посты лиц, абсолютно неподходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода. Нужно признать, что Собор 1945 года, несмотря на свою парадность, был неглубок по своей канонической мысли. С точки зрения канонического права непонятно отношение Собора 1945 г. к Собору 1917–18 гг. Ведь для того, чтобы открылась каноническая возможность к новому церковному законотворчеству, Собору 1945 года необходимо было бы сперва отменить соответствующие определения Собора 1917–18 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/k-pjat...

Михей, архиепископ (Хархаров Александр Александрович) Дата рождения: 6 марта 1921 г. Дата смерти: 22 октября 2005 г. Дата хиротонии: 17 декабря 1993 г. Дата пострига: 1 января 1947 г. Страна: Россия Биография: Родился 6 марта 1921 г. в Петрограде в семье рабочего. По окончании средней школы учился в Ташкентском медицинском институте, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1946 г. стал послушником возобновленной Троице-Сергиевой лавры . С августа 1946 г. служил иподиаконом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Гурия (Егорова). 1 января 1947 г. пострижен в монашество. 5 января 1947 г. рукоположен во иеродиакона и зачислен в штат Успенского кафедрального собора г. Ташкента, тогда же назначен экономом архиерейского дома. 28 августа 1949 г. рукоположен во иеромонаха. В 1949 г. поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил в 1951 г. Был назначен ключарем Успенского кафедрального собора г. Ташкента и казначеем епархиального управления. С 1953 г. — ключарь Троицкого кафедрального собора г. Саратова и казначей Саратовского епархиального управления. В сентябре 1955 г. последовал за архиепископом Гурием на служение в Днепропетровскую епархию , поступил в число братии Глинской пустыни. В 1956 г. назначен штатным священником Троицкого кафедрального собора г. Днепропетровска, казначеем Днепропетровского епархиального управления и секретарем епархиального совета. С 13 сентября 1958 г. нес послушание секретаря архиепископа Днепропетровского и Запорожского. В 1959 г. перешел в клир Минской епархии , назначен казначеем Минского епархиального управления, служил священником Казанской крестовой церкви г. Минска. С 1 апреля 1960 г. по 4 апреля 1961 г. — настоятель минского Свято-Духова кафедрального собора. 20 апреля 1963 г. назначен наместником Успенского Жировицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1969 г. зачислен в клир Ярославской епархии , назначен настоятелем прихода в с. Бабурине Ярославской области. 25 мая 1970 г. переведен настоятелем в Успенскую церковь в поселке Балобаново Рыбинского района Ярославской области. С 1 октября 1972 г. исполнял послушание благочинного Рыбинского округа. С 19 июля 1975 г. служил настоятелем Воскресенского собора г. Тутаева и благочинным Тутаевского округа. С 16 сентября 1975 г. штатный священник, с 1 июля 1982 г. настоятель Феодоровского кафедрального собора г. Ярославля. В 1988 г. назначен настоятелем прихода апостолов Петра и Павла с. Петрова Ярославской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245140...

Другая вещь: их велено ловить. И это мне не нравится, потому что, не обличивши, трудно каждого хватать. Важнее же всего, как бы это не повело к большому возмущению и кровопролитию. Да и на запорожских казаков нужно оглядываться, чтобы они не сделали нам чего худого, потому что тот самозванец находится между ними (значит, или Феофан тогда еще не выехал из пределов польских, или канцлер не знал о его выезде). А у них сила много значит, и они высоко чтят его и чуть-чуть не благоговеют пред ним, как пред Богом. Поэтому хотя мне тех документов не следовало бы утверждать печатью, однако я приказал приложить печати. Только прошу вашу милость, чтобы ваша милость осторожно и не торопясь пустили в ход эти грамоты» . Совет канцлера был принят: рассылку грамот приостановили и решились прежде, хотя для соблюдения формы, обследовать дело и обличить виновных. Король прислал в Вильну (4 марта) несколько сенаторов. Они имели свои заседания в продолжение трех дней, призывали к себе многих лучших людей, духовных и светских, а также земские и городские власти и выслушивали их показания. Наконец, донесли королю, что виною всех смут в народе какой-то Смотрицкий, который назвал себя владыкою Полоцким, ставил попов не только для Полоцкой епархии, но и для митрополии и отправлял публично в Вильне все архиерейские служения, рассылал свои универсалы по разным странам великого княжества Литовского, объявляя, что теперешние (т. е. униатские) митрополит и владыки прокляты, а на их места поставлены новые (т. е. православные) . Митрополит Рутский с своей стороны позвал (12 марта) Смотрицкого на духовный суд по жалобам Полоцкого архиепископа Иоасафа Кунцевича и виленского троицкого архимандрита Льва Криушы, или Кревзы: первый жаловался, что Смотрицкий незаконно отнимает у него епархию, ставит в нее попов, шлет в нее свои универсалы, которыми возмущает против него духовную паству; последний — на то, что Смотрицкий называется архимандритом, тогда как в Вильне может быть только один архимандрит, и этот архимандрит — он, Кревза.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Шествие было организовано Союзом православных братств Украины, Союзом православных граждан Украины, общественными движениями " Единое Отечество " и " Путь православных " . В нем также принимали участие депутаты Верховной Рады из межфракционного объединения " ЗУБР - За Союз Украины, Белоруссии и России " . Участники шествия несли плакаты, призывающие Папу Римского бороться с наркоманией в Голландии, а не ехать без приглашения Украинской Православной Церкви на Православную Украину. Кроме того, плакаты участников, такие как: " Киевский Патриархат - подельники чеченских боевиков " , " Филарет Денисенко - путчист " , - отражали возмущение православного населения в связи с разрушительной для Церкви и общества деятельностью раскольнических групп и их лидеров. Участники шествия приняли обращения к президенту Леониду Кучме и властям всех уровней с призывом отменить приезд Папы Римского на Украину, завести уголовные дела против лжепатриарха Филарета Денисенко и его помощника Иакова Панчука по фактам вербовки украинцев в формирования международных террористов в Чечне, причастности к попытке государственного переворота в Киеве 9 марта, организации массового насилия, избиений и пыток священнослужителей и верующих Украинской Православной Церкви при захватах принадлежащих ей храмов. Участниками шествия была выражена солидарность с крестным ходом, организованным движением " Путь православных " , который, начавшись 4 июня в Севастополе, пройдет по всей территории Украины. Уже сейчас в ряде населенных пунктов Республики Крым и Запорожской области количество участников крестного хода превышало 40 тысяч человек. ОВЦС http://www.pravoslavie.ru/news/010611/07.htm   НА МЕСТЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ОСТАНКОВ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ СОСТОЯЛОСЬ ОСВЯЩЕНИЕ МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА Екатеринбург, 7 июня 2001 г. 7 июня архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения храма во имя преподобного Серафима Саровского в монастыре святых Царственных страстотерпцев. Этот монастырь возводится в 10 километрах от Екатеринбурга в урочище Ганина яма - месте уничтожения останков расстрелянной в Екатеринбурге Царской семьи. Его строительство благословил в сентябре прошлого года Святейший Патриарх Алексий, побывавший на этом месте во время своего первосвятительского визита в Екатеринбургскую епархию.

http://pravoslavie.ru/7468.html

Митр. Варлаам, успевший возвратить в Киевскую епархию спорные протопопии, вместе с тем чувствовал, что ему трудно править обширнейшей епархией, раскинувшейся по обе стороны Днепра. 28 марта 1695 г. Варлаам откровенно писал московскому государю, что он в старости своей немоществовал, часто не отправлял божественные службы и не мог ставить священников и дьяконов. Поэтому киевский митрополит просил Петра, «для его немощи», с благословения патриарха, поставить ему в помощь епископа в Переяславль, как раньше там был епископ. 5 июня того же года митрополиту Варлааму царской грамотой предложено посоветоваться с гетманом запорожского войска обеих сторон Днепра – Иваном Степановичем Мазепой и отписать в Москву о том, «в каком поведении» быть переяславскому епископу при киевском митрополите, где жить ему, в Киеве, или Переяславле и т. п. В 1698 году в Москве получены сведения о том, что киевский митрополит желал иметь его себе «для помочи» и что гетман Мазепа для него заложил в г. Переяславле каменную церковь во имя Вознесения Господня. В виду этого м. Варлааму вместе с гетманом Мазепой 11 марта 1698 года дозволено выбрать кандидата на Переяславскую кафедру, поставил, как его, так и будущих переяславских епископов в Киеве, не посылая в Москву, однако до указа новоизбранного епископа «во епископа» поставлять не велено. 869 В январе 1700 г. в Москву явились два кандидата на Переяславскую кафедру: игумены киевских монастырей, Николаевского Пустынного – Стефан Яворский и Михайловского Златоверхого – Захария Корнилович. Митрополит Варлаам писал о них патриарху Адриану, что оба они «добре церкви святой благоразумием служат», и просил одного из них назначить на Переяславскую кафедру. Но, как известно, Стефан Яворский 7 апреля 1700 г., по воле Петра, посвящен в митрополита рязанского и муромского. Оставшись единственным кандидатом, Захарий Корнилович назначен был епископом переяславским и отпущен в Киев для посвящения. 870 1-го октября 1700 года игумен Захария был посвящен в епископа переяславского в Киевском Софийском соборе митрополитом Варлаамом. 871

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Они, на первых порах, много успевали, давая приют в своих монастырях и лесах запорожской вольниц и бродячему люду, известным под общим названием «гайдамаков». 941 Какие и где были православные приходы в заграничной части Переяславской епархии в это время, сказать трудно. Известно, что еще в 1758 г. епископ Гервасий рукоположил священника в Старый Крылов, с согласия комиссара Потоцкого, бывшего под влиянием игумена Мельхиседека. 942 Связь епископа Гервасия с Польской Украиной не ограничилась рукоположением ставленников. В сентябре 1761 года 20 старых священников с приходами просили епископа Гервасия «усыновить» их, т. е. принять в свою епархию. В 1762 году в углу Украины в ведении переяславского епископа было более 20 приходов; по свидетельству самих униатов почти вся Чигиринщина тогда состояла под его властью. В 1763 г. умер губернатор соседнего смилянского имения Любомирского Добренский, сдерживавший распространение православия в этой области. На его место поступил расположенный к православию Дворжанский. При нем власть Гервасия стала распространяться в Смилянской области. В 1764 г. жители Адамовки – одного из самых дальних украинских поселении, недалеко от Крылова, первого пункта, с которого началось движение к православию, присоединились к Переяславской епархии. По словам проф. Кояловича это не единственный случай присоединения. Униаты, заметив неприятное для них явление, в успехах православия обвиняли Мельхиседека и местные монастыри – Мотренинский, Мошногорский, а также Чигиринское Духовное Правление. Мельхиседек, по просьбе и полномочию угнетенных монастырей и правления, в 1765 г. хлопотал в Петербурге об их правах и вообще о правах православных, теснимых униатами. Сам старец епископ Гервасий в это время предпринял путешествие по западному берегу Днепра, переезжая от монастыря в монастырь. Во время путешествия он освятил несколько готовых церквей. Народ, более полстолетия, не видевший православного архиерея, восторженно встречал его и воспрянул духом. Даже отдаленные приходы, например, Телепин и Оситнячка, не посещенные Гервасием, отпали от унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Окт 13, 2022 Комментарий , Новости , Событие Москва, 13 октября . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых важных решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в четверг под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве. По словам главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Норильскую епархию Русской Православной Церкви. Члены Синода постановили благодарить Предстоятеля за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Норильской епархии. Также, как отметил В.Р. Легойда, Синод во время своего заседания заслушал доклад митрополита Воскресенского Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, о проводимой работе. Как рассказал председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению к 29 сентября было собрано свыше 238,6 млн рублей для помощи беженцам и людям, пострадавшим в зоне конфликта. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму в 225,5 млн рублей. Также, по его словам, в епархиях на территории России к 15 августа было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2330 тонн гуманитарной помощи. В том числе 1410 тонн направлено в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Изюмскую, Запорожскую, Луганскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую епархии. Самостоятельно гуманитарную помощь направили 99 епархий. Всего епархиями России была оказана помощь около 310 тысячам беженцев и мирных жителей в зоне конфликта.

http://sinfo-mp.ru/v-moskve-zavershilos-...

привилегию на заведение типографии в Могилеве. В 1782 г. января 16 пожаловала его в архиепископы всех в России католических церквей и от Папы испросила ему посвящение в сей сан среди своей столицы. Таким образом, все знаки благоволения и покровительства оказывала она римской Церкви в России. Но католическое и униатское духовенство в Польше и Литве не подражало ее кротости, и вскоре по заключении с ней трактатов обнаружило гонительский дух, так что еще в 1776 г. от притеснения и разорений некоторые украинские православные священники, в польских провинциях остававшиеся, принуждены были, удалась от своих приходов, перейти в Киев и Переславль и просить Св. Синод дать им для пропитания места в малороссийских епархиях, о чем св. Синод и предписал Преосвященному Гавриилу; а в 1782 г. униатский митрополит Иасон Смогоржевский хотел обложить данью все монастыри и православные церкви по Богуславскому и Корсунскому уездам. В 1775 г. именным Высочайшим указом сентября 9 в Новороссийской губернии учреждена новая епархия под именем Славянской и Херсонской, и для составления оной указом Св. Синода 1776 г. июля 28 повелено было отделить от епархии Киевской, Переяславской и Белоградской некоторые уезды. Посему из Киевской епархии отошел в оную город Полтава с уездными монастырями и церквями, вся Запорожская бывшая Сечь и часть Новомиргородского уезда. А поскольку большая часть церквей отделена туда из Переяславской епархии, которая осталась затем весьма скудной церквями, то Преосвященный Илларион епископ Переяславский в 1777 г. просил Св. Синод, отделить ему часть из Киевской, и по представлению Преосвященного митрополита Киевского Гавриила указом Св. Синода октября 19 уступлены в Переяславскую епархию из Миргородского полка 109 и из Лубенского 17, всего 126 церквей. По открытии же с 16 сентября 1781 г. Киевского наместничества, епархия Киевская приведена была в границы губернии; а потому отошли от оной все вне сих границ оставшиеся монастыри и церкви, о чем ниже обстоятельнее сказано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

при разграничении Белорусских губерний некоторые монастыри и церкви отошли в Могилевскую и Псковскую епархии. По учреждении Славянской епархии, после наименованной Екатеринославской, отошел к оной Полтавский уезд, Запорожская бывшая Сечь и некоторые селения Новомиргородского уезда, а в Переяславскую епархию 126 церквей, о чем выше уже сказано. По открытии Малороссийских наместничеств указом Св. Синода 1785 года от 27 марта повелено было все Малороссийские епархии привести в границы своих наместничеств, и потому в Киевской оставлены монастыри и церкви, включавшиеся только в Киевских уездах, т.е. Киевском, Остерском, Козелецком, Пирятинском, Лубенском, Миргородском, Хорольском, Голтвинском, Городищенском, Золотоношском и Переяславском. Переяславская же епархиальная кафедра перенесена в Новгород Северский. Все прочие монастыри и церкви, за границами сих уездов оставшиеся, приписаны к соседним епархиям. За сим осталось в Киевской епархии монастырей мужских 21 и женских 5, церквей соборных, ружных, приходских и домовых 677. Но в том же 1785 г. указом того же марта 27 учрежден коадъютор Киевской епархии, епископ Переяславский и Борисопольский, коему сверх монастырей и церквей прежней Переяславской епархии поручены в особое правление и защиту все в Польше, Литве и Польской Белоруссии заграничные монастыри и церкви, и назначено ему пребывание в Слуцком Преображенском Спасском монастыре, коего наименован он и архимандритом. Посему в ведение его отошли из Киевской епархии заграничные монастыри мужские: Слуцкий Братский Преображенский, Грозовский Николаевский, Заблудовский Успенский, Яблучинский Онуфриевский и женский Слуцкий Ильинский, а Переяславский Вознесенский кафедральный монастырь обращен в архимандричий. III. Образ правления древней Киевской митрополии без сомнения основывался сперва на уставах и законах Константинопольской патриархии, от коей она учреждена; и потому с самого начала сей иерархии введен в оную греческий номоканон, о коем упоминают и Великие Князья Владимир Святославич, Ярослав Владимирович и другие преемники их в прибавочных своих уставах для российской Церкви, составленных на основании того же Номоканона и на современных обыкновениях европейских иерархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010