Чтобы закрепить в памяти грядущих веков важность обстоятельств, при каких возникла новая епархия и во имя чего она названа Славянской и Херсонской, открываемая епархия, «яко знатнейшая», в самом указе ставилась высоко по степени под Тверской, будучи причислена к второклассным епархиям. В виду того, что на территории открываемой епархии во время войны и после нее поселилось много православных иноплеменников, не знавших русского языка, но нуждавшихся в наставлении Слову Божию, в указе объявлена монаршая воля, чтобы на Славянскую и Херсонскую епархию в сане архиепископа был посвящен греческий иеромонах Евгений (Булгарис) «муж высокого разума и отлично одаренный благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова». 747 Евгений Булгарис вел свой род от болгар, поселившихся между греками на Ионических островах и таким образом в своем лице объединял греческую и славянскую народности. Любопытно, что самый указ о назначении Евгения Булгариса на кафедру писан на греческом языке. 1-го октября 1775 года состоялось его посвящение в московском Николаевском греческом монастыре. Кафедральным городом архиепископа Евгения назначен город Полтава с тамошним Крестовоздвиженским монастырем. Впрочем, местопребывание архиепископа в Полтаве и названном монастыре считалось временным. Соответственно наименованию епархии Славянской предполагалось построить новый кафедральный город Славянск на том самом месте, где существовала упраздненная Запорожская Сечь. Но это предположение, как увидим, не осуществилось. По общему положению в новой епархии тотчас была учреждена Консистория. В качестве помощника архиепископу Евгению «к административной должности» назначен архимандрит ростовского Яковлевского монастыря Феоктист. Прожив в Москве более года, архиепископ Евгений вместе с ним 23 октября 1776 г. прибыл в Полтаву. У администратора-архимандрита оказалось много дела. Иначе не могло быть. Архиепископ Евгений не знал русского языка, а между тем должен был править епархией более, чем на половину состоявшей из русского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Указ патриарха Сергия от 10 октября 1942 г. «Преосвященному архиепископу Казанскому Андрею за труд устроения церковных дел в Саратове выразить от Московской патриархии благодарность и предложить незамедлительно отбыть во вверенную ему Казанскую епархию» ( Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года//Вестник церковной истории. 2008. 2(10). С. 85–86. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 34. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). С. Л. К. Андрей ( Комаров Анатолий Андреевич), архиеп. Днепропетровский и Запорожский//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 359–360. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 г.//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 100. Желавшие присоединения обновленцы вели переговоры с Советом епископов епархии через Н. Чукова и Н. В. Чепурина, позиция которых состояла в возможно скорейшей ликвидации раскола. В сентябре 1925 г. о. Николай посетил в Москве митрополита Петра, который «дал свое послание от 28 июля. Он смотрит на желание обновленцев объединиться с нами для Собора как на способ воспользоваться нашим “флагом” для признания Собора православными, а затем всех разослать, а самим остаться править и вершить свои реформы. Все дело сводится к тому, чтобы они сдали власть. Вот единственный путь к примирению. Тогда мы могли бы организовать Синодальное и Епархиальное управления. Что же касается Собора, то он не может быть созван, пока епископы в ссылке» ( Александрова-Чукова Л. К., Звонарев С., прот. Высшее управление Русской Православной Церкви… С. 309 ). Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. Ч. 2. М., 1994. С. 643–644. Одинцов М. И. Русская православная церковь стала на правильный путь: Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943–1946 гг.//Исторический архив. 1994. 3. С. 143–145.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Несколько месяцев назан Ф. Конюхов направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о принятии священного сана. В апреле патриарх дал положительный ответ на это прошение с правом выбора епархии, в которой состоится хиротония. Известный российский путешественник Федор Конюхов прибыл на свою родину в Запорожье, где вскорости будет рукоположен в диаконы. Несколько месяцев назад Ф. Конюхов направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о принятии священного сана. В апреле патриарх дал положительный ответ на это прошение с правом выбора епархии, в которой состоится хиротония. Федор Филиппович, руководствуясь желанием принять сан на родине, обратился в Запорожскую епархию. В четверг местные священники встретили знаменитого мореплавателя на вокзале в Запорожье. Ф.Конюхов стал верующим еще в школе и, даже будучи пионером и комсомольцем, тайно носил крестик. Как отмечал путешественник в интервью, в его нынешней деятельности вера в Бога играет главнейшую роль, поскольку часто возникают такие ситуации, из которых без помощи свыше выбраться невозможно. «Будучи зрелым человеком, понял, что в мире нет одиночества. Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А еще я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь», — уверен он. Источник: Запорожская епархия / Интерфакс-религия . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/rossijskij-puteshestve...

Уход митрополита Виталия (теперь он получил от патриарха Сергия титул Архиепископа Тульского и Белевского – вспоследствии, Архиепископа Димитровского) был последним завершающим ударом по обновленчеству. Совершилось как раз то, чего всю жизнь боялся А.И.Введенский , – он остался один. Между тем пока А.И. Введенский переживал очень тяжело и мучительно крах своего дела, на периферии завершался процесс ликвидации обновленчества: из обновленческих архиереев лишь двое – архиепископ Виталий и епископ (впоследствии, митрополит) Кор-нилий были приняты в сущем сане. Несколько до раскола женатых и рукоположенных архиереев были приняты, как протоиереи: Василий Кожин, Петр Турбин (бывший Тульский и Белевский), Андрей Расторгуев, Владимир Иванов, Анатолий Синицын. Трое – С.И. Ларин, С.В.Румянцев и Димитрий Лобанов, получившие все священные степени в обновленчестве, были приняты мирянами (Сергий Ларин – монахом) и должны были начать с пострижения в псаломщики и иподиаконы. Правда, через некоторое время все опять встало на свои места. Женатые архиереи преобразились в протоиереев, а неженатые – снова получили епархии. В это время возвращаются из ссылки еще несколько обновленческих архиереев, которые также соединяются с патриархом: Сергий Иванцов, бывший архиепископ Запорожский, был принят протоиереем, Тихон Ильич Попов – бывший митрополит Воронежский – принят протоиереем и назначен ректором Богословского института. Михаил Постников (архиепископ б. Царицин-ский) принят в сущем сане и вскоре назначен епископом Пензенским и Инсарским, Александр Щербаков, архиепископ Витебский, принят протоиереем. Покаяния обновленческих архиереев происходили в патриархии, а покаяния рядового обновленческого духовенства также были келейными (происходили в алтаре). Епархии, бывшие сплошь обновленческими, принимались архиереем, специально назначенном для этого патриархией: так, Средне-Азиатскую епархию принимал архиепископ Куйбышевский Алексий, а Северо-Кавказскую и Кубанскую, епископ (впоследствии митрополит) Ставропольский и Бакинский Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мужской монастырь святого Саввы Освященного (Мелитополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святого Саввы Освященного — православный мужской монастырь в городе Мелитополе. Название получил в честь Саввы Освященного. При обители есть гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Мелитопольский мужской монастырь Святого Саввы Освященного образован решением Священного Синода УПЦ 24 декабря 1994 года. Несмотря на сравнительно молодой возраст, он является вторым монастырем, основанным на территории Запорожской и Мелитопольской епархии, хотя и самой Запорожско-Мелитопольской епархии на момент образования монастыря было всего 2 года (в 1992 г. она была выделена из Днепропетровско-Запорожской епархии). А первым архипастырем ее был назначен епископ Василий (Злотолинский), который до этого возглавлял Крымскую епархию. Настоятелем-строителем нового монастыря был назначен иеромонах Тихон (Масленников),которому благословлялось организовать обитель в с. Терпение Мелитопольского района. В первые месяцы деятельности монастыря братия его составляла всего 4 человека. В марте 1995 г. иеромонах Тихон, оставаясь настоятелем обители, одновременно был назначен настоятелем старого кладбищенского храма Усекновения Главы Иоанна Крестителя в г. Мелитополе по ул.Воровского 45; таким образом, этот храм и сопредельная с ним территория перезахороненного старого городского кладбища стали подворьем монастыря. В течении весны – лета 1995 года на территорию данного подворья был перенесен основной монастырь а на месте его первоначального основания в с.Терпенье было определенно оставить монастырский скит. В мае 1995 г. на месте нового размещения монастыря началось строительство первого одноэтажного корпуса. В строительстве немногочисленной братии помогали прихожане храма. Стройка продолжалась всё лето и осень 1995 г. На новом местопребывании монастыря появились и новые насельники, в дополнение к перешедшим из с.Терпенье. В октябре их было уже 12 человек. За неимением жилой площади, братия ночевала в храме. 8 ноября 1995 г. был заселен новопостроенный корпус, где было всего три четырёхместных братских келии.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Владыка Ермоген пишет о митрополите Иосафе (Лелюхине): «Так, 30 марта 1964 года Киевским митрополитом и постоянным членом Синода был назначен епископ Винницкий Иоасаф (Лелюхин), несмотря на то, что вся церковная деятельность этого иерарха была противопоказанием к назначению его на эти высокие посты. До архиерейской хиротонии он 3 раза был рукополагаем во священника: первый раз в обновленческом расколе, второй раз во время гитлеровской оккупации Украины епископом Геннадием, юрисдикции еп. Поликарпа Сикорского и третий раз архиепископом·Днепропетровским Андреем (Комаровым). Будучи хиротонисан во епископа Сумского, способствовал закрытию епархии. Будучи, по закрытии епархии, перемещен на кафедру епископа Днепропетровского и Запорожского, принял епархию с 286 действующими приходами и, будучи через непродолжительное время перемещен на Винницкую кафедру, оставил в Днепропетровской епархии менее сорока приходов, а в Виннице через очень короткое время закрыт был кафедральный собор. Одна уже возможность назначений на ответственнейшие церковные посты лиц, абсолютно неподходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода» – это написал в своей записке в Патриархию архиепископ Ермоген (Голубев) в 1968 году. Нужно ли напоминать, что владыка Ермоген «своим» для уполномоченных совсем не был и вплоть до своей кончины в 1978 году находился «на покое» (по сути «под домашним арестом») в белорусском монастыре Жировичи. Советский чиновник, заместитель Председателя Совета по делам религий В. Фуров в закрытом отчете о деятельности Совета в 1970-х годах подтвердил, что власти «заботятся» об архиереях. «Совет и его уполномоченные на местах, – сообщает Фуров, – уделяют постоянное и неослабное внимание изучению состава и деятельности не только членов Синода, но и широкого круга епископата…». А в другом месте он так реагировал на возмущения патриарха Алексия (Симанского) в связи с насильственным закрытием храмов: «…И разве неясно какова, перспектива Церкви, скажем, лет через 20–30, когда люди в силу законов, скажем, развития общества и в результате воспитания будут атеистами. Это – закономерность развития истории. Так, что пусть Патриарх не обижается, что люди рвут с религией и закрывают церкви…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/23/vy...

16 приходов Русской Православной Церкви в Курской и Белгородской епархиях, руководимые священниками, которые правящими архиереями вполне справедливо были подвергнуты каноническим прещениям за свои прегрешения перед Церковью, объявили о создании «Курско-Белгородской епархии Свободной Российской Православной Церкви». Она стала очередным раскольничьим сборищем аморальных дельцов, которые в последнее время, будучи подвергнуты законным взысканиям со стороны церковных властей, все чаще стараются перебежать в другую конфессию, дабы не потерять доходные места. И если раньше случались подобного рода переходы в Русскую Зарубежную Церковь, то теперь для многих отщепенцев гораздо более привлекательна УПЦ КП, где в отличие от карловчан беглецов не обременяют строгой нравственностью, и где одни беззаконники и клятвопреступники легко вписываются в компанию других, себе подобных. Точно так же поступила в конце 1994 года и новоявленная раскольничья «Курско-Белгородская епархия», которая перешла в «Киевский Патриархат». Романюк и Денисенко образовали для российских раскольников «Курско-Обоянскую епархию» УПЦ КП, которую возглавил лидер курских раскольников «архимандрит» Иосиф Шибаев, уже успевший ранее побывать в Карловацком расколе. 19 февраля 1995 года он был «хиротонисан» украинскими раскольниками во «епископа» 21]. Сходным образом перебежал в филаретовскую УПЦ КП и даже стал в этой «церкви» лжеепископом запрещенный в служении за аморальное поведение и коррупцию архимандрит из Ногинска (ныне Богородск) Московской области Адриан (Старина). Ныне он из удобной подмосковной резиденции управляет Харьковской, Днепропетровской и Запорожской «епархиями» УПЦ КП Адриана называет своим «епархиальным архиереем» лишенный сана и анафематствованный за свою антицерковную деятельность Глеб Якунин. 18 марта 1996 года, как сообщило агенство Рейтер, под «омофор» Филарета перешла также некая «Истинная православная церковь России», возглавляемая «епископом Сибирским» Варухом и включающая в себя якобы около 30 приходов. Филарет принимает в ряды УПЦ КП всех подряд, не слишком раздумывая над проблемами чьей-либо каноничности, так как и с собственной дела обстоят не лучше. К лишенному сана митрополиту, с 1995 г. незаконно присвоившему себе титул «патриарха», примкнули такие же расстриги со всего света. 15 марта 1996 года «Синод» УПЦ КП принял в число «епископов» греческих «архиереев» «митрополита Керацинского и Саламинского» Тимофея Кутальяноса, «епископа Бостонского» Христофора Лайнакиса, «епископа Канданского» Димитрия Бифиса. «Митрополит» Тимофей был даже произведен Филаретом в «экзарха Киевского патриарха в Греции. Судя по телеграмме, полученной митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром от Экзарха Александрийского Патриарха при Патриархе Московском архимандрита Геннадия, Тимофей и прочие «архиереи» являются просто самозванцами

http://sedmitza.ru/lib/text/440079/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована 6 сент. 1991 г. как Луганская и Старобельская, отделена от Донецкой и Луганской епархии (см. Донецкая и Мариупольская епархия ), с 31 мая 2007 г. имеет совр. название. Территория включает города обл. подчинения Луганск, Алчевск, Брянка, Кировск, Первомайск, Стаханов, а также Беловодский, Марковский, Меловской, Новоайдарский, Перевальский, Славяносербский и Станично-Луганский районы Луганской обл. Украины. Кафедральный город - Луганск (в 1935-1942, 1943-1958, 1970-1990 Ворошиловград). Кафедральные соборы: св. апостолов Петра и Павла, равноап. кн. Владимира и Николо-Преображенский в Луганске, свт. Николая Чудотворца в Алчевске (с 1931 Ворошиловск, в 1961-1991 Коммунарск). Правящий архиерей - митр. Пантелеимон (Поворознюк). Епархия разделена на 10 благочиннических округов: Александровский, Алчевский, Беловодский, Центр. Луганский, 1-й и 2-й Луганские, Марковский, Меловский, Новоайдарский и Станично-Луганский. В епархии имеется 148 приходов, 9 часовен и молитвенных комнат, 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских). При ЕУ действуют отделы: социального служения и благотворительности, по взаимодействию с общественностью, по приграничному сотрудничеству, по взаимодействию с пенитенциарной системой, по взаимодействию с милицией, по сотрудничеству с обл. Управлением МЧС, церковно-медицинский, религиозного образования и катехизации, по делам семьи, по делам молодежи, по делам пастырской опеки казачества, миссионерский, по взаимодействию со СМИ, гуманитарный. Территория Л. и А. е. с 1943 г. входила в Донецкую епархию, Луганск (Ворошиловград) являлся 2-м кафедральным городом, в 1942-1963 гг. центр епархии находился в Ворошиловграде. В 1942-1943 гг. епархия имела название Луганская и Донецкая, в 1943-1944 гг.- Ворошиловградская. В 1944-1945 гг. существовало Ворошиловградское викариатство Днепропетровской и Запорожской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В янв. 1945 г. Донецкая епархия была возобновлена с названием Ворошиловградская и Сталинская, с февр. 1945 г.- Донецкая и Ворошиловградская, в 1956-1961 гг.- Ворошиловградская и Сталинская, в 1961-1969 гг.- Донецкая и Луганская, в 1969-1990 гг.- Луганская и Донецкая, в 1990-1991 гг.- Донецкая и Луганская. Православная Церковь и расколы на Луганщине в 1917-1942 гг.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Архив Пн Заявление Священного Синода в связи с учреждением новых католических епархий на Украине 14 апреля 2005 г. 13:00 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято « Заявление Священного Синода в связи с учреждением новых католических епархий на Украине».   Русская Православная Церковь неоднократно заявляла, что католический прозелитизм среди традиционно православного населения России и других стран Содружества Независимых Государств является серьезнейшим препятствием для нормализации православно-католических отношений. События, произошедшие на Украине, где подавляющее большинство верующих принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, свидетельствуют о твердом намерении Ватикана следовать курсу миссионерской экспансии, неприемлемому для Православной стороны. 13 июля сего года состоялось введение в должность епископа новой епархии Римско-Католической церкви — Одесско-Симферопольской с центром в Одессе, которая была создана решением Папы Римского Иоанна Павла II от 4 мая 2002 года. В тот же день было объявлено о решении главы Римско-Католической церкви учредить еще одну епархию на Украине — Харьковско-Запорожскую с центром в Харькове. Русская Православная Церковь, уважая потребность украинских католиков в пастырском окормлении, не выступала против создания Римом епархий в регионах их исторического проживания. Но вновь созданные епископские кафедры возникли там, где их никогда не было, причем количество католиков в этих регионах весьма незначительно. Попытки распространить влияние на Восток Украины предпринимает и Украинская Греко-Католическая церковь. В середине января 2002 года Иоанн Павел II утвердил решение греко-католиков об учреждении «Донецко-Харьковского экзархата» путем выделения его из состава «Киево-Вышгородского экзархата». Руководство Украинской Греко-Католической церкви обнародовало свое стремление переехать в Киев и учредить там «патриаршую» кафедру. Жители Юга и Востока Украины всегда твердо стояли за Православную веру. Попытки латинизировать их или насадить унию неизменно терпели крах. Излишне напоминать о том, что данный регион никогда не имел греко-католического епископата.

http://patriarchia.ru/db/text/4893021.ht...

23 сентября Блаженнейший Митрополит Савва совершил в Зимненском обители праздничную всенощную, а 24 сентября, в день празднования Зимненской чудотворной иконы — Божественную литургию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Составить искреннюю благодарность Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве за визит в Украину, общую молитву с епископатом, духовенством и верными Украинской Православной Церкви и свидетельство нашего единства во Христе Иисусе. 3 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о пребывании в Украине десницы святого великомученика Димитрия Солунского. Справка: По просьбе Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира по благословению Святейшего Патриарха Варфоломея с 7 ноября по 10 декабря 2011 года в Украине находилась десница святого великомученика Димитрия Солунского. Святыню сопровождал Высокопреосвященнейший Пантелеимон, митрополит Верейский, Наусський и Камбанийський. За указанный период мощи находились: в Киеве (Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, храм Всех Святых (на месте строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова, Спасо-Преображенский храм (микрорайон Теремки)), а также посетили Днепропетровскую, Полтавскую, Харьковская, Запорожская, Николаевская, Белоцерковскую, Тернопольскую, Львовскую, Владимир-Волынскую, Луцке, Ровенскую и Житомирскую епархию, Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поднести благодарение Всемилостивому Богу за Его милость, явленную в возможности верующим Украины поклониться деснице святого великомученика Димитрия Солунского; 2. Направить благодарность Вселенскому Патриарху Варфоломею за предоставленное благословение на привоз святыни в Украину;

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010