И дым мучения их будет восходить во веки веков. Под дымом мучения разумеется или восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, или же дым, происходящий от огня, которым наказываются отпадшие. Из того, что дым восходит во веки веков, видим, что мучения грешных так же бесконечны, как вечно блаженство праведников. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью. О дне и ночи упоминает не потому, чтобы солнцем определялось течение будущего века, когда грешники не будут иметь покоя, но либо по настоящему обычаю будут измерять время днями и ночами, либо потому, что под «днём» разумеется вечная жизнь святых, а под «ночью» – мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразил в себе образ зверя и напечатлел в своём сердце его бесчестное имя как досточестное. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Здесь терпение святых. Нечестивые, говорит, подвергнутся в будущем веке вечным мучениям, а святые здесь, в веке скоропреходящем» претерпевшие и исполнившие заповеди Божии и сохранившие веру в Христа несокрушимо, возрадуются. Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Что чаша прольется на престол зверя, это означает, что гнев сей обрушится на царство Антихриста, как не освещенное солнцем правды. Кусание языка указывает на величие болезни, которой будут объяты прельщённые им, поражены посланными Богом язвами, чтобы, увидев ложь прославляемого ими как Бога, отвратились от обольщения. Но и в этом случае они обратятся не к покаянию, но к хуле. Если эти при наведении наказаний обратятся к хуле, то испытают то же и те, которые после будут поражаемы градом величиною с талант . И лукавые бесы, пользуясь человеческими телами как орудиями, будучи поражаемы святыми, не перестают хулить наказывающих их.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И ПОСЛЕДОВАЛО ЗА НИМ МНОЖЕСТВО НАРОДА, повествует св. Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, И ОН ИСЦЕЛИЛ ИХ ВСЕХ. Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем: И ЗАПРЕТИЛ ИМ ОБЪЯВЛЯТЬ О НЕМ. Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный Евангелистом Ветхого Завета – Исаия: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧРЕЗ ПРОРОКА ИСАИЮ, КОТОРЫЙ от лица Божия ГОВОРИТ: СЕ, ОТРОК МОЙ, КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ, КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ. В Нем и чрез Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего. ПОЛОЖУ ДУХ МОЙ НА НЕГО, излию во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество, И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД, чрез Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив: НЕ ВОСПРЕКОСЛОВИТ, не будет прекословить и жаловаться, НИ ВОЗОПИЕТ, Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу; И НИКТО НЕ УСЛЫШИТ НА УЛИЦАХ ГОЛОСА ЕГО; не будет Он ради славы людской выступать с Своею проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. ТРОСТИ НАДЛОМЛЕННОЙ НЕ ПЕРЕЛОМИТ, Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнию, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться. И ЛЬНА КУРЯЩАГОСЯ НЕ УГАСИТ. Он легко мог бы погасить бессильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам. Он не презрит и того, кто хотя с слабым, неполным усердием, но все же желает исполнять Его святые заповеди, не даст погаснуть и малой искре этого святого желания. И так будет дотоле, ДОКОЛЕ НЕ ДОСТАВИТ СУДУ ПОБЕДЫ, пока не доведет до конца Своей правды, пока Его правда, Его Евангелие не восторжествует над врагами: только тогда Он сокрушит их, как сосуды скудельничи жезлом железным, чрез суровых Римлян под водительством Веспасиана и Тита. Но и этим Он не ограничится: Он привлечет к Себе весь мир: И НА ИМЯ ЕГО БУДУТ УПОВАТЬ НАРОДЫ, от Него будут ожидать помощи, искупления, спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из учения преподобного Симеона Нового Богослова видно и еще нечто, связанное с предыдущим. Храня заповеди Божии, мы приводимся к Свету. Следовательно, не хранение заповедей Божиих удаляет нас от Света и отсылает во тьму. Действительно, заповеди Божии будут судить человека. Слово Божие живо и пребывает во веки. Слово Божие, которое презрели, «станет пред лицом каждого человека и осудит каждого, не хранившего его». Суд будет произведен заповедями Божиими, которые будут обличать верных и неверных. Ведь действительно, неверные будут самоосуждены за содеянные дела. Тогда человеку не помогут ни человеческая мудрость и знание, ни красноречие, ни деньги, ни стяжание земных вещей 235 . В библейском и святоотеческом предании мы видим еще один способ, согласно которому люди будут преданы будущему Суду. Говорится, что люди будут судимы святыми. Это мы встречаем уже в слове Христа Своим ученикам: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19,28 ). То есть ученики сядут на двенадцати престолах и будут судить колена Израилевы. То же утверждает и апостол Павел. Осуждая христиан за то, что они прибегают к мирским судам, чтобы разрешить различные проблемы, он говорит: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор. 6, 2 ). Но как понимать этот суд святых? Преподобный Симеон и на это дает ответ. Он говорит, что каждый человек, оказавшись пред вечной жизнью и неизреченным тем Светом, увидит «подобного себе и будет судим им». Все люди, проводившие на земле различный образ жизни, подвергнутся сравнению с другими людьми, жившими вместе с ними и в тех же условиях. И одни жили согласно с волей Божией, а другие отреклись от Его заповедей. Это значит, что не будет никакого оправдания в том, что условия жизни были тяжелы, и потому они не могли-де жить в согласии с заповедями Божиими. Таким образом, отцы будут судимы отцами, родственники и друзья – родственниками и друзьями, братья – братьями, богачи – богачами, нищие – нищими, семейные – теми, кто преуспел в семейной жизни, и так далее. Когда грешники увидят грешников покаявшихся, блудники – покаявшихся блудников, когда цари увидят святых царей и вообще каждый человек увидит подобного себе, имевшего то же естество, те же руки и глаза, такие же условия жизни, увидит, что он спасся, то это станет самоосуждением, человек не будет иметь никакого довода и никакого onpabдahuяSC 96. С. 434–436..

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Каждое утро и всякий час 591 они хвалят и славят Бога за Его благодеяния к ним и благодарят Его в пище и питии. (9) И если праведник из них отходит из мира, то они радуются и благодарят Бога, провожают его тело, как будто бы он переходил из одного места в другое. И если у кого из них рождается дитя, то они славят Бога; а если случится, что оно умрет в детстве, то они еще более прославляют Бога за то, что оно прожило в мире без грехов. Если же, с другого стороны, они видят, что кто-нибудь из них умирает в своем нечестии и во грехах, то они горько оплакивают его и сожалеют о нем, как о таком, который должен подлежать осуждению. (10) Вот, царь, предписание закона христиан и их образ жизни . XVI . (1) Как люди, знающие Бога, они просят Его [только] о том, что Ему прилично подавать, а им принимать . И так они завершают время своего жития . И так как они сознают благодеяния Божии по отношению к ним, то именно ради них продолжает существовать красота вмире 592 . (2) И они поистине принадлежат к тем, которые нашли истину, потому что они искали и стремились к ней; и из того, что мы узнали, мы убедились, что они одни близки к познанию истины. (3) О добрых же делах, которые они творит, они не провозглашают во всеуслышание толпы, но заботятся о том, чтобы никто их не замечал 593 . И они скрывают свои подаяния подобно тому, кто находит сокровище и скрывает его 594 . Они стараются быть праведниками, надеясь увидеть своего Мессию и принять от Него с великим прославлением данные им обетования. (4) Об их учении и заповедях, царь, и о превосходстве их служения, и об ожидании [ими] награды себе 595 сообразно с делами каждого из них, которую они ожидают в иной жизни, ты Перевод с древнегреческого (Продолж Р. Lit. Lond. 223) (Продолжение ВиИ) (8) И заповеди Божии неуклонно соблюдают, живя свято и праведно, как повелел им Господь Бог, благодарят Его утром и ежечасно (всякий час) за всякую пищу, питие и прочие блага. Поскольку заповеди Его неуклонно соблюдают, живя свято и праведно, как повелел им Господь Бог, благодаря Его ежечасно за всякую пищу, питие и прочие блага,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

На вечерне Прокимен (псалом 39), глас 4: Милость Твоя и истина Твоя/выну да заступите мя.  Стих: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. Чтение Бытия  32; 6: 1–8] 32 Ною было пятьсот лет, и родил Ной трёх сыновей: Сима, Хама и Иафета. 1 И случилось, что, когда число людей начало возрастать на земле, и дочери родились у них, 2 сыны Божии, увидев дочерей человеческих, что они красивы, стали брать себе в жёны всех, каких избирали. 3 И сказал Господь Бог: «Пусть не пребывает Дух Мой в людях этих вечно, ибо они суть плоть; будут же дни их сто двадцать лет». 4 Исполины же были на земле в те дни и после того, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать для них. Они были исполинами от века, людьми известными. 5 Увидел же Господь Бог, что возросли злодеяния людей на земле, и всякий в сердце своём много занят злыми помыслами во все дни. 6 И стал размышлять Бог о том, что сотворил человека на земле, и рассудил. 7 И сказал Бог: «Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли: от человека до домашнего скота и от пресмыкающихся до птиц небесных, ибо Я прогневался, что сотворил их». 8 Ной же обрёл благодать перед Господом Богом.  Прокимен (псалом 40), глас 6: Аз рех: Господи, помилуй мя,/исцели душу мою.  Стих: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Чтение книги Притч  20–35; 7: 1] 20 Сын мой! Храни заповеди отца твоего и не отвергай заветы матери твоей. 21 Повесь их навсегда на душу твою и надень ожерельем на шею твою, 22 когда ты будешь ходить, бери с собой премудрость, и пусть она будет с тобой, а когда будешь спать, пусть она хранит тебя, чтобы, как только пробудишься, беседовать с тобой. 23 Потому что заповедь — светильник, и закон — свет, а обличение и научение — путь жизни, 24 чтобы охранять тебя от замужней женщины и от злословия чужого языка. 25 Сын мой! Да не победит тебя пожелание красоты, да не пойман будешь из-за глаз твоих, и да не похитят тебя ресницы её. 26 Ибо цена блудницы — как цена одного хлеба, и женщина ловит драгоценные души мужей. 27 Возьмёт ли кто огонь за пазуху, и не сожжёт ли он своей одежды? 28 Или пройдёт ли кто по горящим углям, и не обожжёт ли ног своих? 29 Так, вошедший к замужней женщине не останется без наказания за совершённое зло, и точно так же не без вины будет всякий прикасающийся к ней. 30 Неудивительно, если пойман будет кто-то, совершающий кражу, ибо он ворует, чтобы насытить свою алчущую душу; 31 но если будет пойман, то заплатит всемеро и всё своё имущество отдаст, чтобы избавить себя. 32 Прелюбодей же, по скудости ума, готовит погибель душе своей, 33 терпит он болезни и бесчестие, а позор его вовек не загладится. 34 Потому что полна ревности ярость мужа её и не пощадит он в день суда, 35 не обменяет ни на какой выкуп вражду и не примирится за большие дары. 1 Сын мой! Храни мои слова и заповеди мои скрой у себя. Сын мой! Чти Господа, и крепким будешь, и кроме Него никого не бойся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

На земле царствует диавол, который и по 4 Евангелию является князем мира сего и который в Апокалипсисе представляется под образом большого красного дракона с семью, украшенными диадемами, головами и десятью рогами ( Откр.12:3 ). Этот дракон называется, – очевидно, с намеком на историю грехопадения прародителей, – φις ρχαος, καλομενος Διβολος κα Σατανς πλανν τν οκουμνην λην ( Откр.12:9 ), что вполне соответствует прилагаемым к нему в 4 Евангелии эпитетам: νθρωποκτνος π ρχς, а также „лжец и отец лжи“. Земной владыка мира – первый зверь, вызывающий удивление и поклонение со стороны живущих на земле, получил силу, престол и великую власть от дракона, и живущие на земле кланяются дракону, который дал власть зверю ( Откр.13:2:3 ). Соответственно противоположности неба и земли, в Апокалипсисе идет речь о живущих на небе ( Откр.12:12; 13:6 ) и о живущих на земле ( Откр.6:10; 13:8, 12:14 ). Но этот контраст смягчается тем, что писатель Апокалипсиса не мог не признать противоположности в среде самих живущих на земле. В точном соответствии учению других писаний Иоанна, различающих между верующей общиной и миром, Апокалипсис противопоставляет сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа – всему остальному человечеству, как враждебному Богу и Агнцу. При этом замечательно следующее. Как Христос в 4 Евангелии ( Ин.17:14–16 ) противополагает небольшое общество Своих учеников миру и как в Первом послании Иоанн различает две величины: христианскую общину и мир, причем и Христос и Апостол высказывают о мире общие суждения, рисующие его во всем этическом безобразии, так и Апокалипсис, упоминая иногда о сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа ( Откр.12:17 ), – тех, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою ( Откр.20:4 ), – говорит часто о земле и живущих на ней с точки зрения общей противоположности неба и земли, объединяя, по-видимому, под этим именем все небожественное ( Откр.6:10; 13:3:4 ). Подобно тому, как в Ин. 17 быстро чередуются этическое и антропологическое понимание космоса, в Откр. 13 быстро чередуются те же понимания земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Не все, возлюбленные, могут сейчас присоединиться к нашей молитве, но всех мысленно с этого святого амвона призываю не забывать молитву преподобного Ефрема Сирина, сегодня она особенно актуальна. И Господь, услышав наши молитвы, по нашей вере пошлет нам исцеление, здравие и спасение. Господь да благословит всех вас!» Вечером того же дня митрополит Ювеналий совершил вечерню с акафистом Божественным Страстям Христовым (Пассию). По окончании чтения Евангелия архипастырь обратился к молящимся: «Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили уже третью Пассию, Воспоминание о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, и каждый раз мы получаем какое-то назидание. Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на одно очень важное для каждого из нас обстоятельство. Мы стараемся исполнять заповеди Божии, жить по-христиански, ходим в церковь, но по-человечески бываем слабы, нарушаем заповеди Божии, не проявляем любви и милосердия к ближним, часто живем так же, как люди, которые не знают Христа. А когда придет час смертный, то можем прийти в отчаянье: вспомним все, чему учила Церковь, о чем читали в Святом Евангелии, но не исполняли, вспомним, как жили по своей воле и по своим похотям. И те слова, которые мы слышали сегодня, нас очень вдохновляют. Мы слышали о Божием милосердии, о том, как велика любовь Божия к человеку. На кресте рядом со Христом был распят разбойник, который получил по заслугам. Буквально через несколько минут он должен был умереть, но увидел рядом с собою Господа Иисуса Христа, Который любит мир, любит человека, Который может простить его, и в предсмертных муках, обращаясь ко Христу, разбойник просит Его об одном: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " ( Лк. 23:42 ). И что он услышал? Не разбирательства его дела, не подтверждения того, что он разбойник, что он правильно осужден и достоин смерти. Как только Господь увидел сердце, исполненное покаяния, то вмиг сказал: " Ныне же будешь со Мною в раю " ( Лк. 23:43 ).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но все же по немощи нашей и сейчас присутствуют на Божественной литургии не только те, которые причащаются Святых Таин. И вот с древних времен, когда началось отхождение от причащения Святых Таин, в Церкви установился обычай раздавать антидор как вещественный знак участия верующих в священнодействии при Божественной литургии. Посему и я прошу ныне брать и вкушать антидор сей лишь тех, кто сегодня не причащался Божественной евхаристии. Кто не причащался, примите антидор! Аминь. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Единая мысль, единое чувство должны быть всегда в нашем существе. Эта мысль должна быть всегда, какое бы дело мы ни делали, в каких бы обстоятельствах мы ни пребывали: в скорбях наших, в радостях наших, в житейских наших заботах; эта мысль, это чувство – как нам наследовать жизнь вечную, как нам спастись. И когда человек уже пришел в некий разум и уже не может не видеть, что дорога жизни мирской ведет его к гибели, каким ему кажется трудным достигнуть спасения! Каким он кажется себе одиноким, беспомощным, сколько врагов спасения, сколько встает этих врагов и внутри и вовне! Изнемогает дух наш! Как же нам спастись? И подошел к Спасителю юноша и спросил Его: «Как наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Господь, перечисляя заповеди Божии: «Не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, люби ближнего своего, как самого себя!» И сказал юноша Ему, что все это он соблюл с юности своей. И сказал ему тогда Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною!» И опечалился юноша, потому что был богат. И сказал Господь: «Истинно говорю вам трудно богатому войти в Царство Небесное» (См.: Мф.19:18–23 ). Какой путь жизни раскрывается нам в этом евангельском событии? Какая тайна в этих словах Спасителя? В лице юноши здесь Ветхий Завет . Юноша подходит и вопрошает Господа о спасении, о том, как наследовать жизнь вечную, и слышит в ответ, чтобы сей ветхий человек исполнил заповеди Божии. Но «если хочешь быть совершенным» – это новая возможность совершенства в Боге, это новый Завет, это новое откровение, это уже новый призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Опасность увлечения языческим идолопоклонством, с утратой истинного понятия о Боге, была слишком близка для евреев чувственно настроенных и постоянно вращавшихся среди язычников: она-то и вызывала те многочисленные угрозы и прещения Божии, пример которых видим мы во 2-й заповеди десятословия. Все случаи действительного преступления этой заповеди народом еврейским ясно свидетельствуют, что поклонение и служение кумирам получало у него чисто языческий характер и сопровождалось богоотступничеством. В то самое время, как Господь вручал Моисею заповедь против идолопоклонства, вероломные люди «забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря» ( Псал.105:21–22 ), устроили себе идола и восклицали: «вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх.32–4 ). Позднее, Иеровоам, царь израильский, сделав двух золотых тельцов, сказал народу; «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» ( 3Цар.12:28 ). Наконец, бесчисленные пророческие обличения не оставляют сомнения в том, что, служа и поклоняясь вещественным изображениям (кумирам), евреи действительно боготворили и не видели уже за ними Бога истинного: «осрамил себя дом Израилев, … говоря дереву: ты мой отец и камню: ты родил меня» ( Иер.2:26–27 ). Если теперь сопоставить эти отношения народа еврейского к идолам с отношениями православных христиан к св. иконам, то никакого сходства усмотреть тут невозможно; а потому все угрозы и прещения Божии, направленные против первых, отнюдь нельзя прилагать к последним, (а в том ведь вся суть аргументации наших противников против иконопочитания). Иконы, как мы уяснили выше, не только не потемняют, а наоборот – гораздо более просветляют для нашего сознания идею Истинного Бога; ибо не в них мы воплощаем эту идею и не на них останавливаемся в своих стремлениях к богообщению, а берем их только точкой отправления и опоры для своих внешних чувств, чтобы отсюда вознестись духом к Высочайшему их Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Очевидно, что не всякий, кто Богу молится, войдет в рай – это мы видим из примера фарисея: он думал, что если он Богу молится, постится в некоторые дни, милостыню подает, то через это уже имеет полное право на милость Божию, имеет право на то, чтоб Бог любил его и чтоб даровал ему Царство Небесное; но поскольку он не исполнял волю Божию, то есть заповеди Божии, то и обманулся, не был оправдан Богом. Таким образом на нем исполнилось слово Самого Господа: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Вот и ты, христианин, ходишь в церковь Божию и Богу молишься, и постишься, и ставишь свечу перед св. иконой – и думаешь, что все уже делаешь то, что Богу угодно и необходимо для твоего спасения, так что после смерти ты непременно попадешь в рай; но выходит иначе: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Сколько ты ни молись, сколько ни постись, ни подавай милостыни, но если ты не исполняешь волю Отца Небесного, если не исполняешь всего того, что написано в заповедях и во св. Евангелии; если ты молишься Богу, а ближнего не любишь, пост соблюдаешь, а прелюбодействуешь; милостыню подаешь, а брата обманываешь, обкрадываешь; если в церковь ходишь, а на ближнего гневаешься, завидуешь и божишься по-пустому и осуждаешь, – и тем или другим образом нарушаешь заповеди Божии, и тем поступаешь против воли Отца Небесного; – то как же ты можешь надеяться на свое спасение? И сколько таких слепых христиан, которые живут и много кое-чего доброго делают, но сами себя обманывают, поскольку делают не все и не так, как Бог велит. Почему? – Потому, что мало и не прилежно и не со смирением Богу молятся; скупо и не от усердия подают милостыню, дают для виду, бросают для хвастовства копейку нищему, а нуждам его не помогают – не кормят, не обувают, не одевают, прибежища у себя не дают, – что все это значит? Не то же ли самое, что одной рукой строить, а другой разрушать постройку; одним глазом плакать, а другим смеяться; одной рукой подавать, а другой отнимать. – Нет! Это значит по фарисейски молиться, поститься и милостыню подавать; это значит ожидать от Бога не оправдания, но осуждения, обличения, укоризны, наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010