Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга. Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви , данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ) . И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) . Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… ( Мф.5:3-8 ). Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

1Ин. 3:10 .  Сего ради явлена суть чада Божия и чада дьяволя. Всяк не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего. ( Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.) Правдой и любовью узнаются чада Божия. И «чада дьявола» познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония. В действительности в мире существует две семьи – одна Божия и другая дьявольская. Каждый человек должен принадлежать к одной из них. Если он правдив, то принадлежит Богу, если он грехолюбив, то принадлежит дьяволу ; «несть от Бога» не только тот, кто подвизается во зле, но и тот, кто «не творит правды», не только тот, кто ненавидит брата своего, но и «кто не любит брата своего». Это эсхатологическая евангельская Богочеловеческая мерка, которая безусловно показывает, к какому из двух семейств принадлежит человек: к Божьему или к дьявольскому. Правда и любовь. Правда (правдивость) как совокупность всех евангельских добродетелей, любовь же как Божественная сила осуществляет их и является характерной чертой «чад Божиих», «сынов Божиих» в этом мире. Для них (этих добродетелей) и в них живут дети Божии и через них обретают покой. Неправда и ненависть – это характерные черты чад дьявола в этом мире. Для них и в них живут они и через них обретают покой. Человеческая сущность вступает в семью Божию, в Царство Божие, только если ее праведность «превосходит праведность книжников и фарисеев» ( Мф. 5:20 ), и это значит, что она Божия, Богочеловеческая, а не человеческая, «гуманистическая», праведность «homo», только человека. 1Ин. 3:11 .  Яко се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга. ( Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга.) Для святого Иоанна Богослова заповедь исперва, небесная заповедь – это взаимная любовь. Эта любовь показывает, что человек от Бога, и что люди от Бога по происхождению и в обновленном духовном рождении. Может быть, существует человеколюбие (филантропия), которое не знает действительного, онтологического, истинного происхождения человека? Тогда оно (это человеколюбие) неразумно, поскольку во тьме разыскивает происхождение свое от животных, стихий и вещей этого мира. Человеколюбие и действительная любовь ведет человеческое чувство и разум к Богу. Человек себя и брата, которого он любит, видит «в Боге» и «с Богом» и обнаруживает, что его происхождение и происхождение его брата идет от Бога, в Боге и с Богом. Поэтому и заповедь о любви, заповедь исперва – это всезаповедь во Христе Иисусе. По своей природе любовь разумна, Божественна, и человек по природе разумен и Богоподобен. И эта Божественная, разумная, богочеловеческая любовь для него есть нечто естественное, близкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Более всего заботьтесь о том, чтобы всегда носить и питать в своей душе крепкую любовь к Богу и ближним: эта любовь есть основание и корень всех истинных христианских добродетелей. Храните в душе мир Божий. Каждый заботься о том, чтобы твоя душа имела мир в Боге, и в Нем находила истинное успокоение. Для этого всегда питай в себе живую веру в Бога, крепкую надежду на Него, и люби Его, по заповеди Господней, всем сердцем и всею душею, и всеми силами старайся всегда соблюдать заповеди Божии, – и будешь иметь мир Божий. Братия! Помышляя о великих и неисчислимых благодеяниях Божиих, которыми всегда мы пользуемся, и которые со всех сторон окружают нас, будьте благодарны к Господу. Питая это чувство благодарности, старайтесь повседневно благоговеть пред Богом и с каждым днем совершеннее познавать учение Христово, чтобы тем совершеннее исполнять заповеди Божии, при содействии благодати Святого Духа. И не для себя только познавайте учение Христово, и не сами только старайтесь исполнять заповеди Божии; но любите научать и вразумлять и других, со всяким усердием и благоразумием, и всякими способами, и назидательною беседою, и благоговейным пением, по наставлению Апостола, или чтением, и усердною молитвою о ближних, и примером собственной благочестивой и добродетельной жизни. И все, что вы делаете, исполняя ваши обязанности, домашние или общественные, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца, Которому слава, честь и поклонение с единородным Сыном Его и Святым Духом во веки веков. Аминь. Беседа 60. В неделю 31 (Зачало 280Б.). ( 1Тим.1:15–17 ). Чадо Тимофее, верно слово, и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ). Апостол Павел писал это к Тимофею, епископу ефесскому, полный чувства признательности и благодарности к Господу Спасителю из тьмы неведения призвавшему его на путь истины и к служению апостольскому. Перед этими словами сказал он: «Благодарю давшего мне силу, Иисуса Христа Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, – меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик; но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии: благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовию во Христе Иисусе» (ст. 12–14). Непосредственно за этим Апостол говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И все божественные апостолы и святые отцы учили и вели людей, направляя к спасительным заповедям Христовым и научили словам и вещам, которые выше ума, и открывали, как следует веровать и заповеди Христовы исполнять. Выше я много о том писал тебе из Божественного Писания, что такое ходатайство Господа нашего Иисуса Христа и что такое учение божественных апостолов и святых отцов. Если ты не хочешь воздавать хвалу святым отцам и святым апостолам, последовать их руководству и называть их наставниками к спасению, подобает тебе и писанию их не верить. А если писанию их не верить, то как уразуметь, что есть Бог, и как в Троице славится, и ради чего сошел с небес, и воплотился, и пострадал, и воскрес, и вознесся на небеса. Как уразуметь заповеди Божии? Ибо это воистину тьма – не разуметь веры в Бога. Как уразуметь, если никто не наставит? Благодаря учению божественных апостолов и святых отцов мы свет веры видим. Как говорит Громов сын Иоанн: «Кто познал Господа, а заповеди его не соблюдает – ложь это, и нет в этом истины, будто тьма ослепила очи его». Тьма – не видеть, как уразуметь закона Божия. Свет – разуметь заповеди Божии. И как уразуметь, иначе как от Писания кто наставит? И ради того надлежит божественных апостолов и святых отцов как наставников почитать и молиться им, тогда и Писанию веровать, и научаться из него. Если же все будет так, как ты, подталкиваемый дьяволом , обольщаешься, то тогда все люди будут как скоты, ничего не разумеющие. Слушай, что Господь наш Иисус Христос говорит о вас в Иоанне Богослове: «Не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир. Верующий в него не будет осужден, а неверующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия. Суд же в том, что свет пришел в мир, но более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит свет». На том и . Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его Константине Гноитезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком, досадителе святым, – и все там найдем объясненным о божественном поклонении иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых царей, в нечестие которых вы своею волей подались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда же и мы должны познать, как важны для нас писания святых отцов и как старательно мы должны изучать их, чтобы усовершаться в Богопознании. Как читается первая заповедь Закона Божия, что значат слова Я есть Господь Бог твой, что Господь повелевает нам этими словами? Из повеления познавать Бога, какие можно вывести особенные должности? 5. Первая заповедь Закона Божия Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. 1Кор.6:20. Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Быт.39:9 . Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Тов.4:5 . Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Пс.49:15 . Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Еф.5:20 . Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Мф.18:20 . 2Пар.7:15 –16. В прошлый раз мы изъяснили слова первой заповеди Закона Божия: «Я есть Господь, Бог твой». В этих словах Господь Бог как бы указует на Самого Себя и повелевает познавать Себя. Но знание Бога у людей нередко не соединяется с почитанием Его. Так, о язычниках Писание говорит, что они «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили». То же, к сожалению, нужно сказать и о многих из нас. Как часто мы, имея знание о Боге, не воздаем Ему достодолжного почтения! Вот почему Господь Бог в первой заповеди Закона Своего дал нам еще новое повеление: да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. По словам катехизиса в этом повелении нам предписывается именно обращаться и прилепляться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его. Таким образом, мы должны не только познавать Бога, но и почитать Его. Господь как бы так говорит каждому из нас: никому и ничему кроме Меня не воздавай той божеской почести, которая принадлежит только Мне одному, как Богу. Все, кроме Меня, есть Мое творение: зачем же тебе предпочитать творение Творцу, на что тебе другие боги? Меня Одного почитай, Мне Одному поклоняйся. В Первом послании к коринфянам апостол говорит христианам: «прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Таким образом, Богопочтение должно быть внутренним и внешним. Отсюда и обязанности, предписываемые вышеупомянутыми словами первой заповеди, относятся к внутреннему и внешнему Богопочтению. К обязанностям внутреннего Богопочтения, по словам катехизиса, принадлежат следующие: веровать в Бога, ходить перед Богом, бояться Бога, надеяться на Бога, любить Бога, повиноваться Богу, поклоняться Богу, прославлять Бога, благодарить Бога, призывать Бога. Что значит веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога, мы уже знаем. Здесь, поэтому, скажем только об остальных обязанностях наших в отношении к внутреннему богопочтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   Суммируя их, мы видели, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая — запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья — учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая — посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая — учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.    Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. Жизнь показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.    Господь Иисус Христос раскрыл глубокий смысл всех заповедей, объяснив, что по сути они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим, а ближнего своего (возлюби), как самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). В свете такого глубокого их понимания значение Десяти Заповедей заключается в том, что они ясно и точно определяют, в чем должна выражаться наша любовь, и что любви противоречит.    Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Пс.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: «Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его» (См. Исх. 25:9). И после этого говорит: «Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои» (Ср.: Лев. 8:3; Чис. 10:3; Чис. 11:16). И в книге Царств сказано «И Самуил лежал в храме Господнем» (1 Цар. 3:3). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: «Сын твой построит дом имени Моему» (3 Цар. 5:5). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1). И еще говорится об апостоле Петре «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется «Софией», и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней.    Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь.    Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Не делающие беззакония по путям... Его ходят» ( Пс.118:3 ). Такое разграничение пророк сделал и в первом псалме. Там ублажив поучающегося в законе Господнем день и ночь и показав плод его усердия, он прибавил: «не так нечестивые, [не так]» ( Пс.1:4 ). Так и здесь, назвав непорочных блаженными, он научает затем, что делатели беззакония избрали себе другой путь и оставили путь, утвержденный Богом. Итак, ублажив ищущих Бога всем сердцем, пророк продолжает далее: «Ты... повелел заповеди Твои твердо хранить» ( Пс.118:4 ). 2. Это заповедует Господь и в законе, и через пророков, и в святых Евангелиях, и все божественное Писание наполнено та­кими внушениями. Притом, убеждает не просто «сохранять», но «твердо» сохранять, то есть со всем усердием; и не так, чтобы одну заповедь сохранять, а другую отвергать, но именно сказал – все за­поведи сохранять «твердо». Об этом и другой пророк говорил: от заповедей Твоих не отступлю, да не умру. «О если бы направлялись пути мои к сохран ению заповедей Твоих!« ( Пс.118:5 ). Поэтому, я прошу, чтобы направление моего пути было определено Твоим законом, как ме­рою, чтобы я мог сохранить твои оправдания. Его просьба начинается словом: »о, если бы " , – в смысле «да будет, да удастся мне спра­виться с сохранением всех заповедей Твоих», так как никто из людей, желающих соблюдать заповеди Божии, без содействия са­мого Бога не будет в состоянии привести свое желание в исполне­ние, потому что написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Римл.9:16 ). Итак, от нас исходит начало добра, но для совершения его мы нуждаемся в помощи Божией: «приблизьтесь к Богу, – го­ворит апостол, – и приблизится к вам» ( Иак.4:8 ). «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» ( Пс.118:6 ). Стыд есть плод беззакония. Так и божественный апостол сказал: «какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» ( Римл.6:21 )? А те, которые исполняют все заповеди Божии, в совести своей почерпают смелость. Когда это – «тогда»? Когда, согласно пророку Даниилу, пра­ведники «пробудятся... для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Итак, пророк просит о том, чтобы ему тогда не по­терпеть стыда. Но как достигнуть этого? Посредством внимания ко всем заповедям; нельзя одну заповедь исполнять, а другую остав­лять, потому что «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» по апостолу Иакову ( Иак.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но Бог ведает, как великий государь царь дал свой обет в Св. Церкви перед Господом Богом и всечестным и животворящим образом всесвятейшей Пречистой и Преблагословенной Девой Матерью Божией и Приснодевой Марией и перед Св. Ангелами и перед всеми Святыми и перед освященным Собором и перед его царским синклитом и перед всем народом. И пока он, Великий Государь царь, сколько мог, держался своего обета, повинуясь Св. Церкви, мы хранили терпение. Но, когда он нарушил свой обет окончательно и стал на нас неправедно гневаться, как Господу Богу известно, тогда мы, помня свое собственное обещание соблюдать заповеди Божии, данное при поставлении в Патриархи собственноручной подписью, 10.VII 1658 г. войдя в Св. Церковь в годовщину принесения в Москву святой Ризы нашего Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, и окончив Св. литургию засвидетельствовали перед Богомъ… безпричинный гнев царя и ушли, помня Божественные заповеди ( Мф. 10, 22 ): «Когда же будут вас гнать в одном городе, бегите в другой, ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий». И выйдя из города, помня заповеди Божии: «Когда не принимают вас и не слушают вас, уходите из дома того, стряхайте прах от ног своих», мы отряхали прах от ног своих и поселились в пустыне. Он обвиняет меня, что я поступил вопреки воле Божией не по благословной причине. Где же здесь отречение?» Никон сам ответил и на обвинение Лигарида в гордости (1, 281): «Ты, ответотворче, говоришь, что Бог поставил одних Апостолами, иных Пророками; Он не дал всех даров одному, чтобы человек не возгордился и не исключил себя от Его благодати. Посмотри же, лицемер, уставы Апостола, как он перечисляет отдельные дары и как он говорит: «в каком чине человек призван, в том пусть и живет». Как же царь, оставляя свой царский образец, захватывает священство? Ты сам цитируешь пророка Иезекииля 28, 17–19: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, и ты во зло употребил ум свой по тщеславию твоему; за то повергну тебя на землю и выставлю тебя перед царями на позорище… Ты обратишься в ничтожество, и не будет тебя во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина» ( Пс.118:142 ). Тот, кто по­винуется человеческим законам, даже и в настоящей жизни не дож­дется такой чести, а исполняющий заповеди Божии имеет наградой за труды жизнь вечную. И притом законы человеческие не все содер­жат в себе правду, закон же Божий блистает истиною. Поэтому справедливо сказал пророк: «Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина». Итак, правда Божия и закон – истина на век. Поэтому и иудеям говорил блаженный Павел: «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией» ( Римл.10:3 ). «Скорби и нужды постигли мен я, заповеди Твои – утешение мое» ( Пс.118:143 ). Явление – неизбежное для делателей добродетели. Это напо­минает сказанное Павлом: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Римл.8:35, 36 ; ср. Пс.43:23 ). Таковы подвиги святых, таковы их победы. «Заповеди Твои – утешение мое». Изучение их поддерживает мое мужество, и я мужественно переношу скорби. «Откровения Твои... – правда во век: вразуми меня и жив буду» ( Пс.118:144 ), то есть, чрез них мы приобретаем вечные блага. «Вразуми меня и жив буду». Просвещаемый Тобою, я буду наслаждаться вечною жизнью. «Я воззвал всем сердцем моим: услышь мен я, Господи! Оправдания Твои взыщу " ( Пс.118:145 ). Опять воззванием называет душевное настроение, поэтому и прибавил: «всем сердцем моим». Так и Мои­сей взывал молча, но в ответ на его тайную молитву Господь сказал: «что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Прибавление же слов: «всем сердцем» – показывает, что разумеется душевное усердие, а не крик испускаемый устами. В таком роде говорил и божественный Павел: «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:19 ). «Я воззвал к Тебе: спаси меня! И со храню откровения Твои» ( Пс.118:146 ). От Тебя получая спасение, я буду хранителем Твоих законов. Так, соблю­дающие откровения Божии во всяком случае получают от Него спа­сение. »Предварял я в безвремен ии и взывал, (ибо) на слова Твои уповал» ( Пс.118:147 ). Пророк, будучи царем, отягощаемый бесчисленными заботами, а сверх того – предпринимавши походы и войны, не только днем возносил молитвы Богу, но и среди ночи, не дожидаясь пения петухов: так любил он своего Создателя – Бога, так усердно просил помощи свыше. Пророк не имел определенного времени для хвалы и благодарения Богу, но и днем и ночью (это именно обозначает – «в безвремен ии») де­лал это, научая и нас всегда иметь Бога в памяти своей. Вспоми­нать о Боге нужно чаще, чем делать дыхание, как говорил Григо­рий Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010