Таковое оправдание Господь совершил для всех людей, но пользуются плодами его только те, которые веруют в Господа Иисуса Христа, в Его искупительныя заслуги, и чрез веру в таинствах получают благодать возраждающую и освящающую их. Поэтому и говорит апостол Павел проведныи от веры жив будет ( Рим.1:17 ). Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих ( Рим.3:22 ). Но, как вы знаете, братие, благодать Божия подается человеку чрез веру не безусловно. Каждый должен, так сказать, идти на встречу благодати Божией, своими делами показать желание получить ее, иначе сказать, необходимо для получения оправдания, веру сопровождать добрыми делами, исполнением заповедей Божиих. Что Мя зовете Господи Господи, и не творите яже глаголю? говорил Сам Господь ( Лк.6:46 ), не всяк глоголяй Ми Господи, Господи, внидет в царствие небесное но творяй волю Отца Моею иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Если же кто не сопровождает веру добрыми делами, тот показывает, что он не имеет и истинной веры «Что пользы, братия мои», учит ап. Иаков, «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:14–26 ). Посему алчущие и жаждущие правды должны иметь и веру в Господа Иисуса Христа и исполнять заповеди Божии. Исполняя вообще заповеди Божии, они должны в частности стремиться к достижению тех добродетелей, которые Господь указал в первых трех заповедях блаженства. Исполнивший эти первые три заповеди приблизится и к четвертой и будет истинно алчущим и жаждущим правды. Кто имеет нищету духовную, смиряет себя пред Богом и людьми, кто сокрушается и плачет о грехах своих, кто без ропота переносит постигающие его скорби и не гневается на ближнего своего, тот не будет полагаться на свои дела и заслуги, но единственно будет стремиться к милосердию Божию и в искупительных заслугах Господа Иисуса Христа, в Его страданиях и крестной смерти, будет искать оправдания себе. Таким образом, братие, в четвертой заповеди Господь ублажает тех, которые всею душею стремятся, алчут и жаждут оправдания или помилования пред Богом чрез веру в Господа Иисуса Христа и исполнение заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: “Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его” . И после этого говорит: “Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои”(Ср.: Лев. 8, 3; Чис. 10, 3; Чис. 11, 16. Об особенностях цитируемой редакции см. предыдущее примечание.). И в книге Царств сказано: “И Самуил лежал в храме Господнем”(1 Цар. 3, 3.). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: “Сын твой построит дом имени Моему”(3 Цар. 5, 5.). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”(Мф. 16, 18.). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме”(Деян. 8, 1.). И еще говорится об апостоле Петре: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу”(Деян. 12, 5.). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется “Софией”, и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней. Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь. Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Удивительные слова, таинственные: «Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; столпцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими. Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его» ( Песн.3, 7–11 ). Какой одр, на котором почивает истинный Примиритель? «Соломон» значит – «примиритель», «миротворец», то есть Бог . Одр – это и Церковь , стоящая на серебряных столпах-апостолах, которые покрыты золотыми локотниками – Божественным Откровением, двумя Заветами – Ветхим и Новым. «Седалище его из пурпуровой ткани» – это Кровь Иисусова, и «внутренность его убрана с любовию дщерями Иерусалимскими», то есть ангелами. То есть, она вся украшена ангелами, которые составляют внутренний круг Церкви, в которой живут люди воцерковленные. И вокруг него (одра) стоят шестьдесят сильных, то есть полнота всех тварных сил, охраняющих наших ангелов, охраняющих вселенную, созданную за шесть дней. Десять – полнота, шесть – шесть дней творения. Значит ангелы, охраняющие всю полноту творения, они все стоят вокруг Церкви, у каждого из них меч, то есть сила Божия, который они держат ради страха ночного, т.е. чтобы отразить всякое нападение демонов. Человек, который взошел на этот одр, он безопасен, как человек, которого охраняют шестьдесят сильных мужей. Но это касается также и души человеческой, которая становится тоже одром царя Соломона, когда в ней находятся столбцы – заповеди Божии, потому что заповеди Божии лучше серебра, как говорит Закон Божий. Подлокотники его золотые: главная опора – две заповеди: любовь к Богу и ближнему. И, наконец, внутренность убрана Кровью Господней, оправдывающей человека. И душа также охраняется ангелами, потому что сказано: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся его».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

16. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. 17. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, 18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. 15–16. Человек, в самом деле, крайне слаб и немощен: человек — как трава дни его жизни — как цветок полевой («сельный»), так скоро отцветает он: как только — «яко дух пройде в нем» и его уже более не будет, то он уже более не знает («ктому не познает») места своего, т. е. покидает место свое. 17–18. Но если с разлучением души от тела прекращается наша здешняя жизнь, зато милости Божии к нам не прекратятся и после этого. Милость же Господня к боящимся Его (ср.: ст. 11 и 13) продолжается навсегда («от века и до века»). Праведное за добродетельную жизнь воздаяние («правда») Его простирается даже на внуков («на сынех сынов») тех, которые хранят завет Его и (не нарушают) помнят заповеди Его, чтобы исполнять их (ср.: Исх. 20, 6). 19. Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 20. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. 21. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. 22. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. 19. Милости Божии к людям не прекращаются с окончанием земной жизни потому, что Господь приготовил Себе престол на небе (т. е. в мире духовном, куда переселяются души умерших), и Его царство, следовательно, обладает всеми, так что и небо и земля (подножие Его, Ис. 66, 1) в Его обладании; живущие на земле и отходящие с земли – все в Его власти и все могут получать от Его щедрот. 20–22. В заключение пророк Давид призывает к прославлению Бога Ангелов (ст. 20–21) и всех вообще тварей (ст. 22) и, наконец, побуждает к тому же себя самого (ст. 22). Прославляйте Господа все Ангелы Его, сильные по крепости своей настолько, чтобы слышать голос слов Его, т. е. сильные или способные выслушивать и понимать волю Его, и исполняющие Его веление («творящии слово Его»). Прославляйте Господа, все силы Его, т. е. все силы небесные или все чины ангельские, Его слуги, исполняющие Его волю.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-shestops...

§81. Свойства человеческой души Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, есть - 1. Существо самостоятельное, различное от тела . Эта истина видна из многих мест Писания (Быт. 2:7; Пс. 15:9—10; Прем. 9:15; Деян. 7:59; 1 Кор. 5:3—5), особенно же - а) из слов Екклезиаста: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7), и б) из слов Спасителя: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Что может и душу и тело погубить в геенне огненной (Мф. 10:28); дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41). Самостоятельность души была исповедуема в Церкви с самого ее начала, и ясно проповедуется во всех сочинениях о душе, написанных древними учителями веры. В частности, истину эту доказывал Евсевий, и защищали блаж. Феодорит и Немезий против некоторых язычников, утверждавших, будто душа есть только форма или гармония составных частей тела, или ее принадлежность. 2. Существо невещественное, простое . Так учит Слово Божие, когда называет душу духом, и называет весьма часто: кроме примеров, приведенных нами прежде (Еккл. 12:7; Ин. 10:15; Мф. 26:36; срав. Лк. 23:46; Мф. 27:50; Ин. 19:30; Деян. 7:59), укажем еще на наречение апостола Павла: Сей самый дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8:16); кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем ? (1 Кор. 2:11), и на свидетельство апостола Павла о Спасителе, что Он и находящимся в темнице духом сошед проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божии долготерпению, во дни Ноя (1 Петр. 3:19—20). Так же учили о естестве души и древние знаменитые пастыри Церкви: Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Августин, Феодорит, Иоанн Дамаскин и другие. Если же некоторые приписывали душе какую-то дебелость, вещественность: то в таком же смысле, в каком приписывали ее и ангелам. 3. Существо свободное . Мысль о свободе человеческой души или прямо выражается, или предполагается в бесчисленных местах Священного Писания, и — во-первых, во всех тех, где даются человеку заповеди, и от него требуется повиновение Закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей предлагаются человеку разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются повинному разные наказания, временные и вечные. В частности, мысль эту выражают:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

§ 312. Из вышеописанного видишь, христианин, что христиане, которые не оказывают Богу послушания, но по своей воле и прихотям живут, следуют ветхому Адаму, который, оставив Божию заповедь, послушал дьявольского совета и в так лишился Божией благодати, и подпал праведному Божиему гневу, проклятию и смерти. Так и христиане неисправные, следуя ему, оставляют Божии заповеди, и, как Псаломник говорит, повергают слова Божии назад вспять (см. Пс. 49:17), и слушают совета того же врага, и волю его злую в плотских своих похотях исполняют, и так показывают, что хотя они и крещены, но не имеют нового духовного рождения, а пребывают в ветхом, находятся вне числа истинных христиан, вне Церкви святой, и так находятся под гневом Божиим и клятве и вечному осуждению подлежат. А следовательно, Христос, имя Которого они исповедуют, никакой пользы им не приносит, по словам Христовым: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21), – пока себя не исправят и не покаются. А когда обратятся и чистосердечно станут каяться, и покаяние свое плодами покаяния засвидетельствуют, – снова Христос – их Христос будет со всеми Своими Божественными заслугами. Напротив того, христиане, которые стараются послушание Богу оказывать, волю Божию и заповеди Его соблюдают, следуют Христу, Сыну Божиему, новому безгрешному Адаму, и Господу с небес (1 Кор. 15:47), Который совершенно исполнил волю Божию и закон Божий, Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). И этим показывают, что они истинные христиане, истинно во Христа веруют, истинно Христовы: которые распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), истинно рождены от Бога и знают Бога (1 Ин. 4:7; 5:1), и в Бога веруют, и находятся у Бога в милости и благодати. Итак, видишь, что как от истинного послушания познается истинный христианин, так от непослушания познается ложный христианин. Ибо где истинное послушание к Богу, там и истинная вера в Бога, которая человека делает послушным Богу, а где нет истинного послушания, там нет веры истинной, но притворная. Ибо истинная вера не может быть без послушания, как видели мы в Аврааме, который в пример отца верным положен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10я глава). Почему Господь отменил эти предписания, это деление на чистое/нечистое? Вспомним, когда Бог дал заповедь о кашруте? Когда формировался иудейский народ. Окруженный языческими племенами, испытывающий соблазн уклониться в языческие верования, подпасть под обаяние языческих культур, народ нуждался в неких «ограничителях» его свободы. Вот таким ограничением и стали предписания Божии. Прежде всего, это запрет на общение с иноплеменниками. Цель запрета на общение с иноплеменниками – помочь иудеям не потерять свою религиозную идентичность. Другие запреты преследовали иные цели. Например, пищевые запреты преследовали ту цель, чтобы заповеди Божии всегда были перед глазами человека! Еда – это то, с чем мы соприкасаемся постоянно, по нескольку раз в день. Как система определенных упражнений (например, дыхательная), которую нужно совершать каждый день, а то и каждый час, всегда с человеком, так и система пищевых ограничений накладывает определенную дисциплину на душу человека. Он всегда памятует о Боге и Его заповедях. Пусть примитивно, да, но человек и сегодня не очень-то развит. И сегодня мы молитву утром и вечером называем «правилом». Потому что если этот термин убрать, если позволить людям молиться, как им подсказывает сердце, то многие и молиться перестанут. Но Пришествие Христово открывает новые духовные перспективы. Человечество стало взрослее, сознательнее, ответственнее. Для взрослого человечества – совершенные заповеди и вся правда о Боге, мире и человеке!

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svyata...

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (+ВИДЕО) Читаем Евангелие от Матфея. 5: 13–48 Протоиерей Олег Стеняев Продолжаем читать Евангелие от Матфея вместе с протоиереем Олегом Стеняевым . И в сегодняшней беседе будут рассмотрены несколько тем, связанных с Нагорной проповедью Спасителя: «Соль и свет», «Об отношении к ближним», «Об отсечении соблазнов и о клятве», «Об отношении к врагам». Соль и свет (Евангелие от Матфея. 5: 13–20) Первая из этих тем – «Соль и свет». Читаем 13-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Соль есть то, что предохраняет продукт от гниения и разложения. Так и христиане должны быть въедливыми и нетерпимыми по отношению к нравственному и моральному разложению. Мы должны разъедать грех так, как соль разъедает разные микробы и останавливает гниение. Заповеди Божии по отношению к душе – как соль по отношению к продукту. Закон Божий осоляет нашу душу и делает ее неприемлемой для греха. Мы должны въедаться в грех до тех пор, пока он не прекратится в жизни нашей и в жизни окружающих нас людей. В этом смысле христианин не переносит греха ни в себе, ни в других, а решительно противостоит ему. Заповеди Божии по отношению к нашей жизни – как душа по отношению к телу. Если душа покинет тело, то тело становится трупом и начинает смердеть. Если мир перестает руководствоваться Законами Бога, он немедленно начинает разлагаться, нравственно протухать. Особенно нетерпимо мы должны относиться к своим собственным грехам. Как бы тяжел ни был твой грех, как бы сильно он ни порабощал твою душу, никогда не соглашайся с ним. Бороться со своим собственным грехом совершенно необходимо. Тот, кто перестал бороться с грехом в себе и вне себя, – таковой потерял «соль» жизни, не осоляется, а гниет и распространяет свое тление (гниль) и на других 1 . Святитель Филипп Московский: «Молчанием предается Бог». И потому мы не должны отказываться от обличительных высказываний

http://pravoslavie.ru/94858.html

В другом своем сочинении преподобный Максим дает более полное описание плодов, которые приносит соблюдение евангельских заповедей: «Слово Божие или Бог-Слово Отца таинственно присутствует в каждой из Своих заповедей, а Бог Отец естественным и неделимым образом присутствует во всем Слове. Воспринимающий божественную заповедь и исполняющий ее воспринимает в ней и Слово Божие. А воспринимающий через заповедь это Слово совоспринимает и естественно сущих в Нем Отца и Святого Духа … Поэтому воспринимающий заповедь и исполняющий ее таинственно воспринимает всю Святую Троицу» 107 . Святоотеческий человек прочитал Евангелие Христово и затем на деле усвоил его, исполняя евангельское слово. Он получил Божественную благодать и принял в себя всю Святую Троицу. Он стал богоносным. И это значит, что святоотеческое слово всегда, во все времена, было и есть – везде, где бы ни встретился нам святоотеческий человек, – словом Святого Духа. Именно это и утверждает апостол Петр: от Святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы 108 . Но каким способом достиг святоотеческий человек уподобления Христу и причастия Святому Духу? Святоотеческий человек применил в своей жизни слова апостола Павла: буква убивает, а Дух животворит 109 . Различие между буквой и духом евангельского слова было для него важным ориентиром, когда он старался открыть для себя Дух, присутствующий в букве. Он должен был превзойти букву, расколоть ее скорлупу и уловить дух, прикрытый этой буквенной скорлупой. И преуспел он в этом благодаря неукоснительному соблюдению буквы евангельского слова в своей жизни, каких бы душевных и телесных трудов и потом, жертв и крови это ему не стоило. Он сокрушил скорлупу буквы и, благодаря просвещению от Святого Духа, проник в дух этой борьбы. В этом он следовал и словам апостола Павла, которые подчеркивают разницу между плотью и духом: итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будите. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Евангелии, когда говорил Христос к спросившему о первой заповеди, какая есть важнее всех, и опять сказал Христос: «Первая и большая всех заповедь: Возлюби Господа Бога твоего более всего» ( Мф. 22:36–38 ). И отвечал спросивший: «Эта все содержит». И снова говорит Христос: «Если хочешь совершенным быть, продай имение свое и раздай нищим, возьми крест, и иди за Мной» ( Мф. 19:21, 16:24 ). Этот еще не послушал Христа, но потом любящие Бога послушали, и последовали житию Христову: имения продали и нищим раздали, крест взяли, и вслед за Христом пошли, то есть в монахи. Кажется в совершенство и опять говорит Христос: «Если и за Мной пошел, а крест не носит, не достоин Меня». То есть, и в монахи пошел, а дел монашеских не творит и нет и что бы недостало. И снова говорит Христос: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные... Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, как кроток Я есть и смирен сердцем, и обретете (так в рукописи) покой душам вашим» ( Мф. 11:28–29 ). Вот чего не хватает – креста ношения: в монахи пошли, а кротости и смирения не приняли; подобно девам юродивым многие труды подъяли, а покоя не получали. Подобно этому здесь, в житии монашеском, это по Христову слову: оставь же все житейские мятежи и попечения суетные для спасения и покоя душевного, но не все получают душевный покой: иные покоятся, а иные беспокоятся, немирны и сами, но и живущие с ними не имеют покоя. Почему это? Все одинаково мир Христа ради оставили и в монастыре в одном, и во всем равенство. Иные покоятся, иные беспокоятся и на иное место приходят, и там беспокоятся и живущих с ними беспокоят. Но этому сложно даже произойти, разве недостаток рассуждения прежде всего. Всякая вещь требует рассуждения и предохранения, а все нужнее глубокое смирение, по Христову слову, ибо говорит: «Научитесь от Меня, как кроток Я есть и смирен сердцем, и обретете покой душам». А если кто по Христову слову не имеет сего душеспасительного ига кротости и смирения, и уже не найдет нигде покоя ни на каком месте не только на земле, но и на небесах, и оттого гордые свержены. Везде «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ), потому что Бог в смиренных и кротких живет и покоится, а потом говорит: «Вы есть храмы Божии, вы есть дома Божии, вы есть церковь Бога Живого, живущего в Нем Отца и Сына и Духа Святого, а потому-то сие говорит Христос верным: «Кто заповеди Мои хранит, возлюблен будет Отцом Моим. Сам приду к нему со Отцом Моим и Святым Духом, вечеряем у него и обитель у него сотворим, и будет ему вечная радость и веселие бесконечное» ( Ин. 14:21, 23 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010