Как когда заходишь в магазин и видишь хорошие, замечательные вещи, они тебе нравятся, ты стоишь и разглядываешь их одну за другой, тратя на это всё свое время, поскольку они такие ценные и удивительные. Не этому ли уподобляется человек, который внезапно открыл глаза души своей, увидел дивные дела Божии и исследовал их? Видите, даже Ветхий Завет — не Евангелие — Божие слово и Святой Божий Дух восхваляет человека исследующего, и нигде не говорится: «Веруй и не исследуй!» — но нужно исследовать дивные дела Божии. Как говорит столь красиво в этом псалме пророк Давид: «С великим удивлением, изумлением и желанием проследил я их, исследовал, открыл и увидел, сколь дивны и многоценны чудные дела Божии». Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118: 130–131). Давайте вспомним здесь слова Христа: Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21: 14–15). Не говори себе: «Дай-ка я сяду и посмотрю, как я буду отвечать на этот вопрос, который мне зададут». Ничего! Христос говорит, чтобы мы ничего не делали и шли безо всякой подготовки. Почему? Потому что в тот час Святой Дух научит тебя, что сказать. Христос словно говорит так: — Если ты сядешь, чтобы самому подготовиться, ты испортишь всё, ты не скажешь этого как надо! Оставь всё как есть, положись на Бога, и Святой Дух просветит тебя, что сказать. В противном случае, если ты ответишь по-человечески, может, ты и скажешь что-нибудь хорошее, но это не будет иметь силы Божия слова. Другими словами, я отверз уста мои, и они тотчас исполнились Святого Духа, и так я отвечал и сказал то, что нужно было сказать. Видите, мы говорим уйму всего, но ничего не получается. А когда говорит один Божий человек, и слушают его, скажем, 50, то каждый говорит: — Ты знаешь, то, что он сказал, он прямо для меня сказал! — Нет! — говорит другой. — Он сказал это для меня.

http://pravoslavie.ru/64772.html

Как только общество христиан стало увеличиваться, в силу заповеди Спасителя, у них стали появляться особые молитвенные дома. Это не были обычным жилища, потому что апостолы строго различают в своих писаниях дома обычные от молитвенных, которые они называют церквами. Так святой апостол Павел писал Коринфским христианам: «Жены ваши в церквах да молчат... Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в Церкви» ( 1Кор.14:33–34 ). По мере все большого распространения на земле христианства все более и более умножается число храмов Божиих, так что нет теперь места, где бы не было святого храма Господня. И будут существовать храмы на земле до самого второго пришествия Христова, пока Сам Господь в будущей жизни не познается христианами лицом к лицу. Так было показано св. Иоанну Богослову в откровении новой жизни, где уже Он «храма не видел, ибо Господь Бог Вседержитель – храм и Агнец» ( Откр.21:22 ). Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы строим храмы Божии и ходим в них для молитвы. Мы исполняем этим закон Самого Бога и следуем примеру Христа Спасителя, святых апостолов и первых христиан. Но вот в последнее время появилась люди – сектанты, которые не только не признают храмов Божиих, но собираются молиться в простых домах, но и осуждают наши храмы Божии. Поистине, люди эти не видят, что творят и заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией. Нужно человеку и необходимо и дома молиться, но это будет молитва частная – домашняя. Есть другая молитва – общественная, о которой Спаситель сказал: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного; ибо где двое, или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» ( Мф.18:12–20 ). А эту общественную молитву и апостолы и первые христиане совершали не в простых домах, а в особых – молитвенных или храмах, где Сам Господь невидимо прибывает. За кем нам следовать: за несчастными сектантам или святыми апостолами и первыми христианами? Конечно, за последними. Сектанты отвергают храмы Божии и кощунственно ссылаются на Св. Писание и якобы в подтверждение себе приводят следующие слова: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем... не в рукотвореных храмах живет» ( Деян.17:24 ). Но в приведенных словах Св. Писания заключается та мысль, что Истинный Бог не подобен языческим божествам, и Который по верованию людей жил только в особых капищах; но, как Творец и Владыка мира, везде пребывает и все Собою наполняет. И мы веруем, что Бог существует везде, но в храмах Он являет Свое особенное присутствие. Так Он явился святому апостолу Павлу во время его молитвы в храме: «Когда я... молился в храме, – повествует апостол, – пришел я в исступление и увидел Его (Бога)» ( Деян.22:17–18 ). Вот почему богодухновенный царь Соломон, когда построил храм, так молился Господу: «Я построил дом в жилище Тебе, место вечного Твоего пребывания» ( 2Пар.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Лучшее средство преклонить себе на милость Господа, Пречистую Богородицу, Ангела-хранителя и святых Божиих есть сострадание к бедным и немощным. Все мы члены друг другу [ Еф. 4, 25 ] под Главою Христом: и Ангелы, и святые Божии человеки. Потому когда мы каждый как следует исправляем должность членов тела, сострадаем и помогаем друг другу: проповедует ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог... ( 1Пет. 4, 11 ) и прочее, и прочее, – тогда и святые Божии, видя нашу правду, сами подвигаются на помощь нам, ибо сказано: в нюже меру мерите, возмерится вам [рус.: какою мерою мерите г такою отмерено будет вам] [ Мк. 4, 24 ]. Знай и помни всегда твердо, что в нюже меру меришь другим, воздастся тебе. Господь так всегда почти строит, что за твое даяние сейчас же приготовляет седмерицею большее даяние. Только поприметь. Научись из этого быть щедрым в даянии или угощении. Господь – Отец всех нас прещедрый, Ему приятно зреть братские щедроты наши друг к другу, наш сердечный простор и простоту в общении друг с другом. Иной во время молитвы и после молитвы горячится, сердится, когда что-либо сделает кто не по его нраву, – это происходит от внутреннего червя самолюбия и гордости, которым враг искушает наше сердце. Гордец всё хочет поставить на своем, один сам себя почитает господином, которому должны все подчиняться безусловно. Не постиг тот человек духа истинной молитвы. Как, разговаривая или читая с другими, мы принимаем за несомненное, что другие слышат нас, и спокойно и с полною уверенностию говорим или читаем им, так во время молитвы мы также должны принимать за несомненное, что Владыка и святые Божии слышат нас, и спокойно, с непоколебимою твердостию всегда произносить молитвы. В разговоре или при чтении мы уверены, что сказываемое или читаемое понимается и принимается другими так, как мы понимаем и чувствуем произносимое нами, – так и Господь принимает всё то. Не забывай в нужных случаях, когда подстрекает страсть и распаляет враг, заповедь Спасителя: Если правый глаз твой (сердце) соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих (умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание [ Кол. 3, 5 ]), а не все тело твое – не весь плотской, ветхий, греховный человек твой – было ввержено в геенну [ Мф. 5, 29 ]. Много зла терпят люди от несоблюдения этой заповеди Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Между чечевичной похлебкой и источником воды живой Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 20 -я Протоиерей Олег Стеняев Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение. Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Человек кроткий, живущий в шатрах . Слово вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого». Что значит живущий в шатрах ? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Сима (Шема) и Авраама. Помните, сказано: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах,– это не просто маменькин сынок, это богослов! Как Исаак – помните, как сказано? – вышел в поле «поглумиться» (по-славянски) (ср. Быт. 24, 63). «Поглумиться» означает думать о Божественном. То есть он был богослов, пребывал в богомыслии. И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает Закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: – А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии, еще что-то? – Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (ср. Быт. 26, 5): за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои . «Повеления», «уставы», «законы» – это три уровня всей законодательной системы Закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

http://pravoslavie.ru/111168.html

По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало. Святитель Григорий Нисский (17, 386). Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божии и от Бога. Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано: " За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе " . (1 Фес. 5, 18). Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон. Преподобный Никодим Святогорец (64, 229). Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность. Преподобный Авва Исаия (34, 86). Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в котором содержала нас смерть за наши грехи. Он запретил смерти, спустился в ад, извел умерших из гробов. Кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду? Преподобный Ефрем Сирин (28, 502). В благодарность Богу должны мы приносить все, что имеем, потому что не имеем столько, сколько должны. Что принесем достойного Тому, Кто выше всякого воздаяния? Преподобный Исидор Пелусиот (52, 334). Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не следовало ли бы положить все за Господа? Впрочем, и таким образом мы не сделаем ничего достойного Его благодеяний (42, 176). Мы не в состоянии достойно возблагодарить Господа. Но наш долгприносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа словом и добродетельной жизнью. Святитель Иоанн Златоуст (38, 237). Как же возжечь в себе чувство благодарения Богу и всегда хранить его? Рассмотри все благодеяния Божии к роду человеческому и к тебе самому. Чаще вспоминай их. И если есть у тебя сердце, оно не сможет не возносить благодарных песен к Богу. Примеры найдешь в молитвах и писаниях святых. Преподобный Никодим Святогорец (64, 230).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Помнете как Исаак «глумился» – богословствовал, ожидая Ревекку… И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: «А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии». Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама ( Быт. 26:5 ): «Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». «Повеления» ( Быт. 26:5 ) – это прямые повеления Бога, которыми Создатель испытывал Авраама; «Уставы» ( Быт. 26:5 ) – священные обряды молитв и жертвоприношений; «Законы» ( Быт. 26:5 ) – нравственные и моральные предписания и предостережения. Это три уровня всей законодательной системы закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии. Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама («бейт Авранам»), как это видно из текста. И далее мы читаем: « Исаак любил Исава …» ( Быт. 25:28 ). Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак сам пророк Божий, патриарх Божьего народа, он должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: « Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова » ( Быт. 25:28 ). Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и так оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» ( Исх. 23:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сказавши в 4 гл. о любви к ближнему, как верном признаке чад Божиих, апостол в начале 5-й гл. с 1–6 ст. говорит, что вместе с любовью к ближним чада Божии должны веровать во Христа, как Сына Божия, пришедшего во плоти. 1 ст. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Всякий, кто искренно верит во Христа Сына Божия, тот рождается от Самого Бога, т. е. возрождается к жизни новой, святой, становится чадом Божиим. Поэтому всякий, кто любит Бога, от Которого предвечно рождается Христос, не может не любить того, кто в свою очередь рожден от Него, т. е. наших братьев по вере. 2 ст. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Любовь к Богу и ближнему взаимно дополняют друг друга. Кто любить Бога, тот любит и детей Божиих, т. е. ближних своих. Любя Бога и ближних, христианин чрез это только свидетельствует о том, что он соблюдает заповеди Божии, а соблюдая заповеди – этим самым свидетельствует о том, что он любит Бога. 3 ст. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Не в том смысле сказал апостол, что они легки для исполнения, нет они требуют от человека-христианина часто напряжения всех его духовных сил и способностей; но кто – чадо Божие, кто любит Бога и ближних, кто не творит греха, для того при помощи благодати Божией даются силы нести бремя заповедей Христовых, и они становятся не тяжкими. 4 ст. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Исполняя с благодатной Божией помощью заповеди Божии, верующий человек побеждает и самый мир, т. е. побеждает на пути своего шествия за Христом все греховное, все враждебное, все противодействующее. Эта победа над миром греховным, над миром враждебным Богу, над миром, который во власти дьявола, достигается верою нашею во Христа Сына Божия. 5 ст. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Кто верует во Христа Сына Божия, пришедшего во плоти на землю нас ради человек и нашего ради спасения, тот и побеждает мир. Эта вера покоится на непреложных свидетельствах о божестве и человечестве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Разделы портала «Азбука веры» Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести . «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…» ( Ин.14:23-24 ). Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Десять заповедей ( Исх.20:1-17; 31:18 ). Десять Заповедей Ветхого Завета ( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 ) Из 10 ветхозаветных заповедей первые 4 учат человека любви к Богу, а остальные 6 — любви к ближнему; хотя это и тесно взаимосвязано. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Нагорная проповедь ( Мф.5:1-12 ). Девять Заповедей Блаженств Нового Завета В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству. Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века : плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Jeffrey Sofroniou Но создается впечатление, что вся жизнь православного верующего строится исключительно на запретах: не думать о богатстве, не объедаться, не жаловаться, много не спать — и так до самых бытовых мелочей. Заповеди Божии есть проекция Его Божественной жизни на жизнь человека. Господь заповедует почитать родителей, потому что сам Иисус Христос находится в послушании Отцу: Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). И почитает Марию и Иосифа, хотя тот не являлся его истинным отцом. Все заповеди — это ступени к нашему богоподобию. Бог чист, поэтому Он предлагает нам чистоту. Но христианство, в отличие от Ветхого Завета, не ставит условий, выполнив которые в течение земной жизни, человек может успокоиться. Святые отцы говорят: человек подобен мореплавателю. Он плывет на звезды, хотя знает, что самих звезд никогда не достигнет, и приплывает в нужную точку. Заповеди — те же звезды. Это вектор, движение по которому человек будет продолжать и в Царствии Божьем. Да, с одной стороны, человек после грехопадения прародителей в принципе не в состоянии исполнить до конца заповеди Божии в этой земной жизни, поэтому они и служат для него стимулом к покаянию до конца его дней. С другой стороны, заповеди — это закон жизни. И если человек их нарушает, он движется к смерти. Посмотрите конец книги Второзакония: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 30:19). Заповеди похожи на закон всемирного тяготения, гласящий: не прыгай из окна — разобьешься. Запрещено ли в таком случае прыгать из окна? Если хочешь жить — запрещено. Заботливая мать не дает ребенку совать пальцы в розетку, облизывать утюг или пить уксус. Ему очень хочется, а она не разрешает. Он обижается, кричит, плачет, ведь ему интересно, но мать понимает, что это опасно для здоровья. Есть такая злая шутка: «Все, что я люблю, — либо грешно, либо полнит». На самом деле Бог запрещает тебе то, что тебя убивает, но поскольку мы все чудовищно искажены и переломаны, изуродованы грехом, нам часто кажется, что это как раз и является счастьем.

http://foma.ru/greh-eto-greh-pravoslavny...

Десять заповедей Божиих сокращенно читаются так: Согласно тексту Библии (Исход 20, 1–17): Согласно традиции некоторых христинских церквей: 1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене. 1. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будуть тебе бози инии кроме мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишеся им, ни послужиши им. 2. Не призывай имя Господа Бога твоего надаремно. 3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 3. Памятай абысь день недельный святил. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и долголетен будешь на земли. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и да долголетен будеши на земли. 5. Не убий. 6. Не убий. 6. Не чужоложь. 7. Не прелюбы сотвори. 7. Не укради. 8. Не укради. 8. Не будь сведком фальшивым против ближняго твоего. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не пожадай жену ближняго твоего. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 10. Не пожадай ни жадной вещи ближняго твоего». С виду здесь как будто имеется разница, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором. Мы в дальнейшем будем толковать заповеди Божии в том порядке, как мы их находим в Библии . 492. Какие из десяти заповедей Божиих говорят о любви к Богу и какие о любви к ближнему? О любви к Богу говорят первые четыре из десяти заповедей Божиих, а о любви к ближнему говорят остальные шесть. Пояснение: То, что для спасения безусловно необходимо придерживаться десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы приобрести жизнь вечную? Ответ гласил: «Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Иисус Христос под этим подразумевал десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них ( Матф. 19, 16–19 ). Первая заповедь Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010