Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, 10: «Связывает нас и как бы соединяет с Богом Дух Святой» [Он же. Творения. Кн. 3. М., 2002. С. 746]. 523 См. об этом нашу книгу «La Vie après la mort selon la Tradition orthodoxe». P.: Cerf, 2001.2-е изд. – P.: Cerf, 2008. 524 О том, как Дух Святой открывает загробную жизнь, см.: Кирилл Иерусалимский , свт. Огласительное слово XVI, 16, 20; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические, 85 («[Энергией Духа Святого] душа чувствует духовные вещи будущего века, превосходящие мысль человека. Эти вещи можно понять только силой Святого Духа»). 535 Ср.: 1Кор. 2:12–13 : Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 538 Ср.: Гал. 5:22 ; Авва Аммон, прп. Послания, VII, 2; IX, 4; XII, 1; Василии Великий , свт, О Святом Духе, IX, 23; Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, XVIII, 7 (души, которые получили благодать Святого Духа, «бывают обвеселены, как бы на царской вечери, и радуются радостию и весельем неизглаголанным»), 8; Диадох Фотики йский , блж. Подвижническое слово, 33 (когда душа находится под действием Святого Духа, «будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной неистошимоею некоей радостию» [Указ. соч. С. 24]), 34; Симеон Новый Богослов , прп. Богословские слова, VII, 52–53 («Дух, подающий радость, веселье»); Гимны, молитва предначальная («Бесконечное блаженство... вечная радость... моя радость, моя бесконечная отрада»); XLVII,15. 539 Ср.: Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, IX, 12; Кирилл Александрийский , свт. Тезаурус, XI//PG 75, col. 173d («Мы говорим, что Царствие Небесное есть дар Духа, по слову Христа: Царствие Небесное внутри вас есть [ср. Лк. 17:21 ]»); Диалог о Троице, VII («То, что Матфей называет Царствием Божиим, как раз и есть эта энергия в Духе Святом, которая совершенным образом пребывает в Боге»); Симеон Новый Богослов , прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Указанное влияние различных священных книг на пр. Иеремию иллюстрируем примерами. Говоря о влиянии на Иеремию пр. Исаии, мы сказали, что при этом нужно разуметь и вторую половину пророчеств этого последнего. Если мы возьмем, напр., совершенно тожественные места у пророков Иеремии XXXI, 35 (Так говорит Господь...) Который возмущает море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Ему – 67 Исаии LI, 15. (Я Господь Бог), возмущающий море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Его –   то должно признать оригинальность Исаии: у него подобные описания всемогущества Божия часты во второй части, а контекст Иеремии носит на себе следы влияния других источников, напр. Бытия I, 15. 16, о чем у нас уже была речь 68 . По контексту также приведенным словам естественнее стоять у Исаии, говорящего о всемогуществе Божием, выразившемся в творении неба и земли (ст. 13), во власти над мятежными стихиями природы (ст. 15. Я Господь Бог , возмущающий море...), в промыслительной силе Божией (ст. 16. Тению руки Моей покрою тебя), нежели у Иеремии, который ставит рядом непреложность законов природы и всемогущество Божие. Несомненно также, что песнь о погибели Вавилона – Исаии XLVII, 1–3 отразилась на Иеремии XIII, 18. 22. 26. Сойди и сядь ( ) на прах, девица, дочь Вавилона, сиди ( ) на земле; престола нет, дочь халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку, сними покрывало твое, подбери подол ( ), открой голени, переходи через реки. Откроется нагота твоя и даже виден будет стыд твой – Скажи царю и царице смиритесь, сядьте пониже (), ибо упал с головы вашей венец славы...За множество беззаконий твоих открыл подол твой () обнажены пяты твои...Поднят будет подол твой на лице твое чтоб открылся срам твой – При дословном сходстве некоторых выражений ( , и , и , и – ), при наличности сходных синонимических слов ( и , и ), здесь замечается тожественный ход образов и мыслей. Царства представляются в виде блестящих дев; исходит приказание от Вышняго снять царские знаки достоинства; подобно бесстыдным, они принуждаются публично обнажать свою срамоту. Оригинален Исаия, потому что он сразу развертывает образ, тогда как у Иеремии он прерывается реальными указаниями на судьбу царства Иудейского, на Иехонию и царицу (18 ст.), а также другими образами – заблудшагося стада (20 ст.), рождающей женщины (21 ст.). Должно заметить также, что вместо слова , стоящего у Исаии и являющегося παξ λεϒ μενον 69 , Иеремия по своему обычаю 70 употребляет сходное с ним и по начертанию, и по произношению, и по смыслу .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Это уже в древности породило легенду о христианстве Сенеки и дало повод к составлению мифической псевдопереписки между Сенекой и апостолом Павлом. В одном из писем к Луцилию Сенека приводит распространенную в Риме пословицу «сколько рабов, столько врагов» и, охарактеризовав ее как «безнравственную», пишет далее: «Они (рабы) – не враги. Мы сами делаем их врагами. Разве он, кого ты зовешь своим рабом, не родился от того же семени, не ходит под тем же небом, не дышит, как ты, не живет, как ты, не умирает, как ты? Равным образом и ты мог бы видеть его свободнорожденным, а он тебя – рабом» (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Письмо XLVII, 5. С. 77). 240 Христианское представление о равенстве сформулировано апостолом Павлом: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3, 28 ). 243 «Единственный и его собственность» (нем.) – название книги М. Штирнера, которая начинается и заканчивается словами: «Я основал свое дело на ничто». Это выражение Штирнер заимствовал из стихотворения Гете «Vanitas! Vanitatum vanitasi»: «Я сделал ставку на ничто.» (Гете И.В. Собр. соч.: В 10-ти томах. М., 1975. Т. 1. С. 273), который, в свою очередь, повторил начало изречения из собрания Михаэля Неандера (1585). 244 Штаммлер, у которого превосходно выяснен регулятивный характер социального идеала, совершенно справедливо указывает, что такой идеал не может мыслиться достигнутым, движение к нему бесконечно, а следовательно, в этом смысле и социальный вопрос в пределах истории окончательно не разрешим. 245 В «Основах метафизики нравственности» Кант писал: «. Я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе.». «Отсюда, – продолжает он в «Критике практического разума», – само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью.» (Кант И.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Иосиф, питая хлебом, поработил Фараону весь Египет (XLVII. 21). Иисус, питая словом живота, покорит все Отцу Своему (1 Кор. XV. 28). ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЕГИПЕТ. Б. XLII XLVII. 27 Переселение Евреев в Египет достопримечательно истории народа Божия как само по себе, так еще более в соображении с последовавшими за оным искушениями и чудесным возвращением в землю обетованную. На вопрос, каким образом народ Божий допущен переселиться в такую страну, где он столь много должен пострадать и отколе столь трудно было его исхитить, Моисей ответствует в настоящем сказании с такими подробностями, которые всюду показывают и во всем оправдывают Провидение. Части сказания, впрочем, управляемого простым порядком времени и естественным союзом вещей, могут быть сии. Первое путешествие сынов Иаковлевых в Египет (XLII). Здесь открывается первая причина переселения — голод, и начинается суд над братопродавцами. Второе путешествие (XLIII —XLV). Суд над братьями Иосифа продолжается и заключается; он является избранным от Бога спасителем Евреев; показывается вторая причина переселения, Иаковлево желание видеть Иосифа. Самое переселение (XLVI 1 —7). Здесь указуется третья причина переселения — соизволение и обетование Божие. Список вошедших в Египет (XLVI 8 — 27). Он должен служить к изъяснению Божия обетования, возрастить Иакова в Египте в великий народ (XLVI. 3) — в приложении оного к событию. Подробности пришествия Евреев в Египет (XLVI 28 — XLVII 12). Отступление повествователя о действиях голода в Египте (XLVII 13 — 26). Сею, по–видимому, постороннею частью повествования вновь показывается необходимость переселения: подтверждается, толико нужное к достоверности сей истории, понятие о могуществе Иосифа; предуготовляется понятие о неблагодарности Египтян к роду Иосифову. Общее заключение сказания (XLVII. 27). ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ XLII. 1. Когда Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, то сказал Иаков сынам своим: что вы смотрите друг на друга? 2. И сказал: вот, я слышал, что в Египте продают хлеб; пойдите туда и купите нам оттуда, чтобы нам пропитаться и не умереть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

< > 81 Впрочем, объяснения существуют разные. Юлий Павел весьма ясно выводит невозможность кражи наследственных вещей из бесхозяйности их (fr. 6 D. XLVII, 19; того же мнения Дернбург, Pand. Ill, § 61). Напротив, Сцевола (fr. 1 § 15 D. XLVII, 4) и за ним Иеринг (Abhandl., 164 – 166) объясняют эту невозможность не отсутствием хозяина, а отсутствием владельца. Некоторые наконец объясняют это тем, что по причине узукапии pro herede кража составных частей лежачего наследства невозможна юридически, ибо usocapio pro herede возможна была и при недобросовестном владении. См.: Unger, Oesterr. Privatrecht, III, 39 Anm. 15; Pernice, Labeo, 1, 362; Unterholzner, Ausführliche Entwickelung der gesammten Verjährungslehre, Leipz. 1828, В. I, 217. 82 Jhering, Abhandl., стр. 200 и сл.; Pernice, 367; Windscheid, Ruhende Erbschaft, 200; Dernburg, III, § 61. 83 Fr. 33 § 2 D. XLI, 1: , т. е. Юлиану именно приписывается мнение, что при решении вопроса о правоспособности рабов к приобретениям по стипуляции и по традиции должна быть принимаема во внимание личность тестатора, каковое мнение, прибавляется в цитированном фрагменте, и получило признание. 90 Fr. 13 § 2. D. IX, 2: fr. 1 § 1. D. XLVII, 4. Сюда же должны быть относимы многочисленные места, где о представлении наследством личности наследодателя ничего не говорится, a hereditas просто-напросто является субъектом прав и обязанностей, как, напр., выражения: и т. п. (fr. 55 § 1 I). de leg. II; fr. 11 § 2. D. XLVI, 4; fr. 20 (21) § 1. D III, 5 и др.). 95 Fr. 22. D. XLI, . Cp. fr. 1 § 6. D. XLVII, 10; fr. 35. D. XLV, 3 и еще pr. J. Ill, 17. Фрагмент Яволена в Базиликах переведен по-гречески так: . См. еще Nov. XLVIII, praef. 96 Fr. 24. i. f. D. XLVI, 2: . Так читается это место по флорентинскому списку дигестов; в другом списке (Vulgata) вставлено слово illius, так что читается: . Савиньи, System, II, 366, считает правильным последнее чтение. Но не невероятно, что слово вставлено в вульгате позднейшею рукой неизвестного законника, которому чтение флорентинского списка казалось соблазнительным по его резкому противоречию с тем принципом, что heredimas non heredis, sed defuncti personam sustinet, как это ясно выражено было Ульпианом (fr. 34 D. XLI, 1) и в институциях Юстиниана (2 J. II, 14). Koeppen, 85; Jhering, Abhandl., 185; Arndts, Pand. § 465 Anm. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

п. II,153] (cap. quing. II,70); LVIII,593C, p.194 (III,92); schol.7, 600D, p.198 (III,93); Orat, Dom. expositio. PG90, 908B, p.365 [р. п. II,201–202]; Ambigua, PG.91, 1205A-B, f.180a (cap. quing. V, 92): εκοσια κ ακοσιοι πειρασμο, cp. Cap. de charitate II,91; III,82 [р. п. I, 120. 131]; Quaest. ad Tahl. XXI,316A, p.43 [р. п. II,73]. — Quaest. ad Tahl. XXXVII,385C, p.83 [р. п. II,117] (cap. quing. II,23); XLVII,428A, p.107 [р. п. II,143] (II,55); 429A, p.108 [р. п. II,144] (II,58); XLVIII,436D, p.112 [р. п. II,147]; LXIII,673A-B, p.239 (IV,78); Quaest. et dubia 67, PG.90, 84IB, p.327: ακοσιοι πειρασμο. Встречается еще формула: ακοσιοι πνοι (Quaest. ad Tahl. LVIII,596C, p.195 (cap. quing. III,100); XLVII,428B, p.107 [р. п. II,143] (II,54); Orat. Dom. expositio, PG.90, 908B, p.365 [р. п. II,201]),«heboльhыe труды», которые иногда (Cap. de charitate II,66 [р. п. I,116]) сопоставляются с»вольными»трудами ради добродетелей, этой противоположностью»вольных страстей». 708 Cap. de charitate II,45. 46 [р. п. I,113]; ср. II,23; I,52 [р. п. I,110,101]. Ep.1, PG.91, 369B, p.205. Ambigua, PG.91, 1104C-D, f.134b-135a (Немезий, гл.44, PG.40, 812A, p.178); 1372D, f.248b. Quaest. ad Tahl. XLVII, PG.90, 428B, p.107 [р. п. II, 143]; XXVI,349C, p.62–63 [р. п. II,93–94]. — Учение о невольных страданиях особенно раскрыто у Марка Подвижника. За грехом всегда должны следовать или вольные труды покаяния или невольные скорби (преп. Марк Подвижник, De lege spir. 93(91), PG.65, 996D; р. п., с.24 [см. преп. Максима, Cap. theol. II,95 [р. п. I,254–255]]; Disputatio cum causidico 3. PG.65, 1073D; р. п., с.202; De poenitentia 12, ibid. 981D, с.114; De his qui putant 96(104), 141 (154), 944C,952D, с.61,71; ср. преп. Исихия, Cap. de temparentia I,56, PG.93, 1497D; р. п., с.170). Как посылаемые в наказание за грехи, невольные скорби а) служат обличением человеку (преп. Марк Подвижник, Disputatio cum causidico 16, PG.65, 1096A; р. п., с.234), напоминают ему о покаянии, о страхе Божьем (De lege spirit.56,57, PG.65, 912D; р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

501 Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать «Жизнь 12 цезарей» Светония. См. также: Novatianus. De spectaculis. 507 Однако еще до христианства философы – стоики и киники – предостерегали от подобного рода зрелищ. 509 Causse A Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 56. 513 Отсылаем читателя к исчерпывающему исследованию: Cerfaux L.; Tondriau J. Le culte des souverains. Paris-Tournai, 1957, pp. 313–397. 520 Dig., XLVII, 22, 1, 3. См. также: Gagé J. Les classes sociales dans l " Empire romain. Paris, 1964, p. 308. 521 В «Дигестах» (XLVII, 22) говорится: «Однако не запрещается собираться в религиозных целях, поскольку это не противоречит постановлению сената, коим исключается создание недозволенных коллегий». 524 Tertullien. Ad nationes, 1, 7, 9; Moreau J. La persécution du christianisme dans l " Empire romain. Paris, 1956, pp. 50–51; Gaudement J. Institutions de l " Antiquité. Paris, 1967, p. 689. 527 См.: Светоний. Домициан, 10; Евсевий. Церковная история, III, 18, 4; 20, 5, 7; Dion Cassias. Hist, rom., 67, 12 Justin. 2 Apol., 44. 531 Закон допускал судебное преследование по инициативе частных лиц. См.: Dig., XXIX, 5, 25, §; XLVII, 23. 536 Acta Apollonii//La geste…, pp. 63–69; E. de Faye. Des difficultés qúéprouvait…, pp. 25–2b , note 94. 538 Материал по данному вопросу собран в работе: Harnack A. Der Vorwurf des Atheismus in den drei ersten Jahrhunderten//TU, 28, 4. 539 Apol., 6, 13; см. также: Евсевий. Церковная история, IV, 13; Athenag. , Suppl., 3; Mart. Pol., 3, 9. 550 Выше мы уже отмечали, что это было предметом озабоченности еще Августина, епископа Птпонского. 553 Minutius Felix. Octavius, 9; Justin. Dial., 10; 1 Apol., 3; Theophil. Ad Autol., III, 4; Евсевий. Церковная история, V, 1, 14. 555 Упреки Цельса см.: Origène. Contra Celsum, VIII, 55. Римское законодательство запрещало безбрачие. См. о законах Августа: Светоний. Октавиан, 34, 40; Dion Cassius. Hist., 54, 16. 556 Светоний. Домициан, 15; Евсевий. Церковная история, III, 17; Dion Cassius. Hist., 67, 14; Tertullien. Apolog., 42.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

—25— Книга проф. С.И. Смирнова распадается на две части: материалы и заметки к ним. Первая часть содержит в себе более шестидесяти памятников под 48-ью номерами. Из них XL, XLI, XLII, XLVII уже были изданы автором ранее, но теперь их тексты выходят в более совершенном виде: они пересмотрены по новым рукописям и исправлены на основании найденных издателем лучших редакций. Другую группу составляют памятники, обращавшиеся в недостаточно тщательных и исправленных изданиях и теперь переизданные автором по более надёжным спискам. Это – XVI, XIX, XXXIV, XXXVI, XXXIX, XLVII. Далее следует немногочисленная группа текстов, уже известных в науке, отчасти использованных в некоторых научных исследованиях, отчасти лишь упоминаемых в них, но до настоящего времени существовавших только в рукописях и не находивших для себя издателя. В тщательном издании автора они появляются в печати впервые. Эта группа обнимает собой XX, XXIII, XXV, XXXVIII, XL. Все остальные памятники т. е. подавляющее большинство текстов разысканы самим автором, теперь только становятся достоянием печати и являются безусловной новостью для науки. Некоторые из этих новых материалов отличаются особенной ценностью. Так, помещённая под II „Некоторая заповедь“ – памятник славянского происхождения и глубокой древности (пол. XI в.) – отражает в себе очень интересные и архаические черты древнейшей церковной дисциплины. „Написания Митрополита Георгия русского и Феодоса“ IV) обращалось на Руси в полов. XII в. „Правило с именем Максима“ VIII), вероятно до-монгольского времени, позволяет установить имя одного русского писателя, до настоящего времени неизвестного (Максима епископа Белгородского). „Изложение правилом Апостольским и Отеческим“ IX) содержит много интересных данных для характеристики русского церковного быта. „Покаянье“ XXIV) представляет собой древнейший епитимийник из до сих пор известных. Наконец, следует отметить ещё ряд „худых номоканунцев“ XXII–XXX), издание которых получает особое значение вследствие того обстоятельства,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2301 ibid. ст. 3–4. И. Златоуст предполагает, что они, вместе с тем, завидовали Господу. In Ioaonem Homil. XLVIII (al. XLVII). n. 2 T. LIX. col.271. 2306 И. Кассиан. Collat. XXIV, c. XXVI, col. 1325–1326: centuplam fi’atrum parentumque recipiet quantitatem, quisquis patris unius, seu filii pro Christi nomine charitate contempta, in omnium qui Christo deserviunt dilectionem sincerissimam transit, pro uno scilicet tot inveniens patres fratresque serventiore ac praestantiore sibi affectione devinctos. 2309 Illam charitatem, quae dicitur γα’πη, possibile est omnibus exhibere. Quae in tantum omnibus est generaliter exhibenda, ut eam etiam inimicis nostris a Domino jubeamur impendere. 2310 ...haec unius dilectio non erga reliquos discipulos teporem charitatis, sed largiorem erga hunc superabundantiam amoris expressit, quam ei virginitatis privilegium et carnis incorruptio conferebat. Ouae idcirco velut sublimior cum quadam exceptione signatur... 2313 Itaque ad pristinam perfectamque naturam nos ipsa veritas vocans praecipit ut carnali consuetudini resistamus, dooens neminem aptum esse regno Dei, qui non istas carnales necessitudines oderit. 2314 – – – Non amare in homine quod homo est, sed amare quod filius est: hoc est enim non in eo amare illud quod ad Deum pertinet, sed amare illud quod ad se pertinet. Quid ergo mirum si ad regnum non pervenit, qui non commune sed privatam rem diligit? – – Nemo enim potest perfecte diligere quo vocamur, nisi oderit unde revocamur. Vocamur autem ad perfectam naturam humanam, qualem ante peccatum nostrum Deus fecit: revocamur autem ab ejus dilectione, quam peccando meruimus. Quare oderimus oportet, unde ut liberemur optamus. 2316 Впрочем, по мнению Августина, обязанностью христианина любить всех людей равно – не исключается забота о близких лицах. «Истинный христианин заботится о людях, смотря по их жребию, если уже не может делать этого одинаково ко всем» (pro eorum sorte hominibus consulit, si aequaliter non potest omnibus). «Не имея возможности быть полезным для всех, которых любит одинаково, он был бы несправедлив, если бы не стремился принести пользу, по крайней мере, тем, которые соединены с ним узами родства». Lib. cit. с. XLVII, n. 91, col. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

XLVII. Путевой журнал Иннокентия Епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, веденный им во второе путешествие его по Камчатке и Охотской области в 1846 и 1847 годах 50 Главная цель предпринимаемого мной второго путешествия по Камчатке и Охотской области есть общая, т. е. обозреть епархию по обязанности через четыре года после первого моего путешествия; кроме того, были и другие к тому причины, одной из них было то, что по слухам, до меня стороной дошедшим, на некоторых Охотских священников поступили жалобы ревизовавшим по Высочайшему повелению Сибирь в прошедших годах 51 . Во избежание излишних трудностей в пути, мне надлежало бы и представлялся удобнейший к тому случай из Новоархангельска отправиться прямо в Петропавловск – с тем, чтобы в течение лета осмотреть церкви, находящиеся в селениях, лежащих по реке Камчатке, и тем сократить и облегчить зимний путь. Но так как в прошедшем 1845 году никто из лиц, требованных мной для Новоархангельского собора и для семинарии не прибыл, а в нынешнем году они непременно должны быть, а с ними и ректор для семинарии, а потому, чтобы сделать и сколько возможно более правильные о них распоряжения, касательно определения их к должностям, по разным частям, – необходимо было увидеть их лично, прежде чем начну мое путешествие, которое должно продолжаться до сентября 1847 года; а видеть я их мог не иначе, как в Аяне (новой фактории Компанейской на берегах Охотского моря) и потому я решился отправиться прежде в Аян, а оттуда уже в Петропавловск и далее чрез Гижигу и Охотск в Аян. По надлежащем сношении с Главным Правителем и сделав все необходимые и возможные распоряжения по своим делам, 9 мая в 7 часов вечера я отправился из гавани Новоархангельска на корабле Наследник, одном из лучших судов Компании, взяв с собой диакона, трех певчих и келейника: а всего 5 человек. Противные ветры держали нас в океане до 13 июня; а в Охотском море сначала штили, а потом льды не допускали нас долго до гавани Аянской, и только 24 июня утром могли войти в залив и положить якорь; льды, которые мы встретили в первый раз 19 числа, держали нас в виду берегов Аяна целых три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010