205 См., напр., в нашем исследовании «О подвигах Филарета митрополита Московского в деле перевода Библии на русский язык», во II томе Филаретовского Юбилейного Сборника, изданного Моск. Обществом любителей дух. просвещения по случаю столетия со дня рождения митроп. Филарета (1782–1882), стран. 404 и дальн. Москва, 1883, и др., особенно же в исследовании под заглавием «Труды Московской духовной академии по переводу Св. Писания и творений св. отцев на русский язык за 75 лет (1814–1889 гг.) её существования» в Прибавл. к твор. св. отц. за 1889–1891 годы. О настоящем собственно предмете там см. за 1891 г., ч. XLVII, стран. 483 и дал. 212 Высокопреосвященный Сергий и прежде 1858 г. и после того почти ежегодно посещал Тулу, чтобы навестить любимую им и его любившую родительницу. 213 Определение архим. Сергия в настоятеля Высоко-Петровского монастыря состоялось 8 апреля 1858 года. 214 Содержатель типографии, в которой тогда печаталось академическое повремённое издание «Творения св. отцев». 218 Ещё в 1855 году вышел из печати первый отдел этого «Описания», содержащий «Священное Писание». 219 См. о сем, напр., в исследовании нашем «О подвигах митр. Филарета» и пр. на стран. 410 помянутого издания. 220 Именно Московской духовной академии поручены были для перевода Евангелие от Марка и послания св. ап. Павла к Римлянам, Галатам и Евреям. О сём см. там же, стр. 408. Перевод Евангелия от Марка исполнен был в два приёма: в конце 1858 и в начале 1859 года. 222 В Московской дух. академии этот труд лежал также на переводном комитете, состоявшем из ректора академии, П.С. Делицына и А.В. Горского. 224 Самого владыки митрополита, на рассмотрение и заключение которому присланы были из Петербурга записки Левинсона. 225 Письмо из неизданных. Хранится там же. Подробнее о сём деле см. в замечаниях святителя Филарета на мнение Левинсона о еврейском, самаританском и греческом LXX-mu текстах Пятокнижия, напечатанных в Собрании мнений и отзывав митр. Филарета. Т. IV, стр. 442–445. Москва, 1886. Замечания эти писаны были 13 сентября 1859 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иез.48:28 .  А подле границы Гада на южной стороне идет южный предел от Тамары к водам пререкания при Кадисе, вдоль потока до великого моря. Подобно северной границе (ст. 1), описывается и южная в евр. дословно по Иез.47.19 ; см. объяснение там. После «Гада» LXX: † «от восток». – «Южный предел», евр. темана, – Феман, см. объяснение там же. – «От Тамары», греч. απο Θαιμαν, слав. «от юга» (в XLVII гл. – «от Фемана»), – нередкое употребление этого слова, но не подходящее здесь. – «К водам пререкания при Кадисе» – греч. και υδατος βαρυμως Καδης, слав. «воды Варимоф-Кадиса», неточная транскрипция евр. мериват, в XLVII гл. правильно Маримоф, но там неточно «Кадим». – «Потока», евр. нахала означает и наследство, посему LXX: «наследия» (в XLVIÏ «продолжающееся»). Иез.48:29 .  Вот земля, которую вы по жребию разделите коленам Израилевым, и вот участки их, говорит Господь Бог. «По жребию», см. объяснение Иез.45.1 и Иез.47.22 . Как велики были уделы колен в представлении пророка? Если так точный в числовых данных пророк не указывает размера их, то должно быть потому, что их легко исчислить по даваемым им границам св. земли и величине священного участка. Протяжение св. земли от указанной пророком сев. границы до южной составит 3 1 3 геогр. градуса, ­­ 50 геогр. миль (350 верст ­­ 371 километр). Ширина священного участка, если единицею меры его является «трость» Иез.40.5 , составит 10–11 геогр. миль. На долю 12 колен остается таким образом ок. 40 геогр. миль, – каждому колену 3 13 мили. Длина участка с з. на в., равная ширине Ханаана от Иордана до Средиземного моря, около 11 миль (Следовательно, для князя по бокам священного участка остаются узкие полосы земли не более, чем в 1 2 мили шириной, при длине в 10 миль, ­­ ширине священного участка). Иез.48:30 .  И вот выходы города: с северной стороны меры четыре тысячи пятьсот; «Выходы» – тоц " от – трудно определить, чем отличается это понятие от «ворот», которым посвящен этот отдел: должно быть большею общностью: включает и стены, длина которых повторяется здесь (ст. 16; ср. Притч 4.23 ; см. объяснение Иез.42.11 ). Это как бы общее надписание отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23 Цитаты из посланий ап. Павла в творениях Афраата были использованы для реконструкции древнесирийской версии посланий (также использовались «Деяния Фомы», творения прп. Ефрема, «Книга степеней» (Liber Graduum) и акты мучеников V в.), см.: Kerschensteiner ]. Der Altsyrische Paulustext. CSCO 315/Subsidia 37. Louvain, 1970. 24 К сожалению, из-за недоступности критического издания сирийской Би­блии, которое выполняет Институт Пешитты (Лейден), нам пришлось исполь­зовать Пешитту, основанную на поздних рукописях, в издании Объединенных Библейских Обществ 1999 года. < В. > < В. > < В. > 61 В рук. А объектный суффикс согласован со словом м. р. «кровь», в рук. В – с именем «Иезавель». 70 Сир. (pardays drwez) значит также и «ликующий рай». В Ис. 58, 10 (Пешитта) стоит причастие (rwê) «напоенный водой», и из-за схожести написания букв " lep и zayin здесь можно предположить lap­sus calami. < А. > < А. > < А. > < А. > 160 В Деян. 1, 23 упомянут Матфий. Ж. Паризо предположил, что в тексте тахвиты имела место описка переписчика: вместо (mattay) – (môlmay) (Parisot 1894. P. xlvii). С. Брок высказал мнение, что в раннесирийской традиции именно Толмай выступает заместителем Иуды, но, к сожалению, не привел иных примеров, подтверждающих это (Brock 1987. Р. 27). М.-Ж. Пьер заявила, что, кроме текста тахвиты Афраата, только в сирийской версии «Цер­ковной истории» Евсевия Кесарийского вместо Матфия назван Толмай (Pierre1988. Р. 301). 183 Ср.: 2Пар. 14, 11 : «помоги народу Твоему, предав войско великое в ру­ку малых; и тогда узнают все обитатели земли, что мы достойно уповаем на Те- бя...» (Пешитта); «не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? по­моги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем...» (Синод.). < В. > < В. > < А. > 235 Ср.: Мф. 5, 23–24 : «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твои, и тогда приди и принеси дар твой» (Пешитта ­­Синод.)

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

3Езд.15:9 Отмщу им, говорит Господь, и возьму от них к Себе всякую кровь неповинную. 3Езд.15:10 Вот, народ Мой ведется как стадо на заклание; не потерплю более, чтобы он жил в Египте, 8–10. Ср. Omkp VI:10; XIX:2 . Книга написана во время жестокого гонения на христиан. Шавров (101–163) видит в нем преследование Домициана, Лике (186–187) Декия, Траяна или Диоклетиана. Упоминание об арабах заставляет относить происхождение книги не ранее второй половины III века, когда арабы впервые заняли видное положение среди народов древности. Гутшмид (212–232) приурочивает его к 263 году, Фолькмар (277) к 260, Гильгенфельд (XLVII, 208–211), Фриче (X) и Джемс (LXXVIII) к 268 г. Эвальд (Geschichte des Volkes Israel, VII, 82–83; Jahrbucher der Biblischen Wissenschaft, X, 223–224) совершенно оставляет без внимания эту подробность, относя появление книги к царствованию Траяна (98–117) около 116 года и считая ее вышедшей из иудейских кругов. Траян вовсе не предпринимал каких-либо кровавых гонений на Иудейство. Хотя название Египта может быть употребляемо в переносном смысле, как обозначение земли плена, но дальнейшие подробности не оставляют сомнения в том, что здесь разумеется Египет в точном смысле этого слова. В этом убеждает и то обстоятельство, что пророк направляет свои обличения против отдельных провинций Римской империи: Египта, Сирии, Вавилона и Асии (XVI:1). Действительно, египетские христиане переживали жестокое кровавое гонение при узурпаторе Макриане (261–262). О нем свидетельствует Дионисий Александрийский (Eusebius, Historia Ecclesiastics VII, 22, 4). В это время в других местах христиане согласно эдикту Галлиэна пользовались свободой вероисповедания. 3Езд.15:11 но выведу его рукою сильною и мышцею высокою, и поражу Египет казнью, как прежде, и погублю всю землю его. 3Езд.15:12 Восплачет Египет и основания его, пораженные казнью и мщением, которое наведет на него Бог. 12 . Так как ниже автор признает, что предсказываемые им бедствия уже наступили (XV:27), то очевидно и в тех несчастиях, которые предстоит пережить Египту, рядом с чисто эсхатологическими элементами, попадаются исторические подробности. Под покровом пророчества автор дал яркую картину тех общественных невзгод, которые переживал в половине III века Египет. Возможно, что он начинает с Египта свои обличения, так как сам жил в Александрии, где неурядицы особенно сильно давали себя чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.7:52 уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. 52 (122). Ср. Uc IV:4–6 . 3Езд.7:53 Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; 53 (123). «Нетленным пребывает райский плод, в котором насыщение (saturitas) и уврачевание». Все эти подробности нашли себе место уже у пророка Иезекииля (XLVII:12), а оттуда взяты в Апокалипсис (XXII:2). 3Езд.7:54 но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. 54 (124). Ср. Npeм V:7 . 3Езд.7:55 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы. 55 (125). Ад представляется то местом вечной тьмы и ночи, то местом неугасающего огня. Автор с горьким чувством отмечает недостижимость райских благ. Пусть человеку обещано бессмертие, но он творит дела мертвые; пусть у него живая надежда в будущем, но он до последней степени отдался суетным помыслам, которые так непостоянны. Рай создан не для живущих среди грехов. Покров Всевышнего осеняет лишь тех, кто живет непорочно (caste). Райское древо насыщает и исцеляет не тех, кто вращается среди нечестивых, в местах неплодных, где душа не может получать надлежащего воспитания. Прославление праведников наводит только на мысль о том мраке, в каком будут пребывать нечестивые. 3Езд.7:56 Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать. 3Езд.7:57 Он отвечал и сказал: это – помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, 3Езд.7:58 чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю. 57–58 (127–128). «Смысл борьбы, которую ведет человек, появившийся на земле, следующий: если он будет побежден, то потерпит то, о чем говорил ты, а если победит, то получит то, о чем говорю я». Выше Ездра все время говорит о печальной участи грешников, к которым он причисляет и самого себя; Ангел, напротив, чтобы утешить своего собеседника, рисует светлую будущность праведников. 3Езд.7:59 Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: «избери себе жизнь, чтобы жить».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася. 6. Они, видя это, удивились (такому чуду) потрясены были, пришли в движение. 7. Трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия. 7. Трепет объял их: там (постигли их) – боли, как у рождающей... 8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийские. 8. Ветром бурным Ты сокрушишь корабли Фарсийские. 9. Якоже слышахом, тако и видехом во граде ГОСПОДА сил, во граде БОГА нашего: БОГ основа и в век. 9. Подобно тому как мы слышали, так и видели – во граде, Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основал его на век. 10. Прияхом, БОЖЕ, милость посреде людей Твоих. 10. Восприняли мы, Боже, милость посреди людей Твоих. 11. По имени Твоему, БОЖЕ, тако и хвала Твоя на концах земли: правды исполнь десница Твоя. 11. По (согласно) имени Твоему Боже, – так и хвала Твоя – до концов земли: правдой (справедливостью) наполнена десница Твоя. 12. Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи! 12. Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дочери Иудейские, ради судеб Твоих, Господи, (памятуя промыслительные решения Твои, Господи)! 13. Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его, 13. Окружите, Сион, и обоймите его, возвестите в башнях его. 14. Положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде ином. 14. Возложите сердца ваши на силу его и на то распределите здания 34 его, чтобы возвестить (о сем) роду иному (потомству). 15. Яко Той есть БОГ наш во век, и в век века: Той упасет нас во веки. 15. Ибо – Он Бог наш, во век, и в век века. Он упасет нас во веки!.. Примечания к Псалму XLVII-мy Ст. 2. „Велий Господь – существо ли Его возьмем в рассуждение, или силу, или премудрость, или правду, или милость. Ибо все в Нем беспредельно, все вечно, все непостижимо! „Хвален зело: ибо ни Ангели, ни человеки, ни все твари по достоянию восхвалить Его не могут. Гору Сион нарицает „святою потому, что на ней устроен был храм; а во храме, по повелению Божию, поставлен был ковчег завета, в знамение особенного благоволения ко Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7 . В Мертвом море совершенно не живет рыба. Вельгаузен (246–247) пытается устранить затруднение, признав это место вставкой, навеянной книгами Осии (IV:3) и Софонии (I:3). Там пророчествуется об истреблении морских рыб при последнем посещении Иудеи Иеговою. Гораздо больше света на загадку проливает книга Иезекииля (XLVII:8–11). Пред его глазами развертывается следующее видение. Поток, вышедший из-под порога храма, впадает в море, воды которого становятся здоровыми; под влиянием этого там будет царить жизнь; рыбы будет так много, как в большом море; болота его и лужи, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. Несомненно, это видение должно быть истолковано в приложении к Мертвому морю. Отсюда и заимствована мысль о том, что Содомское море, где в последнее время будет необычайное обилие рыбы, выбросит ее пред наступлением нового века. Рев морских волн тоже обозначает близость конца. Это отголосок древнего представления о постоянной борьбе между морем и сушей. Гул, слышащийся со дна моря по ночам при полной тишине, обычно предвещает землетрясение. Вельгаузен относит необычайный голос, который будет слышаться по ночам, не к морю, а к тому таинственному человеку, что захватит внезапно в свои руки власть. Но это нисколько не устраняет загадочности дивного места. Очевидно, автор целиком взял его из народного предания. Нет оснований заключать из этой географической подробности, что автор жил в Палестине неподалеку от Мертвого моря (Визелер, 268–289. Бальденшпергер, 39. Кабиш, 39). 3Езд.5:8 Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. 8 . «И по многим местам видна будет бездна (chaus) и часто будет извергаться оттуда огонь, …и женщины, способные к зачатию (menstruatae) будут рождать чудовищ». В русской Библии применительно к Евангелию ( Mф XXIV:29 ; Mk XIII:25 ) идет речь об огне, спавшем с неба. По ходу мыслей естественнее видеть здесь продолжение речи о бездне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

97 . Итак, мы видим, что слова разнятся, а в предметах и мыслях – согласие полное; из этого мы получаем спасительный урок: искать в словах только намерение говорящих, к объяснению которого должны быть внимательны все истинные повествователи, говорят ли они что-либо о человеке, ангеле или Боге; а их желание может быть явлено из слов, лишь бы только они не противоречили друг другу по существу. 98 . Конечно, в этом месте следует обратить внимание читателя и на остальное, являющееся случайным: на то, как Лука говорит, что им было ведено расположиться по пятидесяти, а Марк – по сто и по пятидесяти в ряд. Но это не должно смущать, ибо один назвал часть, а другой – целое; действительно, тот, кто сообщил о сотнях, тот сообщил пропущенное другим; таким образом, противоречия нет. Конечно, если бы один сказал о полусотнях, а другой о сотнях, то вышло бы некоторое противоречие и нелегко было бы разрешить, почему сказано и так, и этак. Однако, говоря по правде, при внимательном исследовании и это противоречие могло бы быть снято. Я упомянул об этом потому, что часто встречается нечто такое, что для маловнимательных и безрассудных людей кажется противоречивым, а на самом деле не таково. Глава XLVII 99 . Затем Матфей говорит: «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один», и проч. до слов: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:23–33 ). Так же продолжает и Марк после повествования о чуде с пятью хлебами: «Вечером лодка была посредине моря, а Он один на земле», и т.д. ( Мк. 6:47–54 ); почти то же, за исключением речи о Петре. Тут необходимо предупредить, чтобы не дать повода к сомнению, что Марк, говоря о хождении Господа по водам, сказал, что Он хотел пройти мимо их. Каким образом кто-то смог понять это в том смысле, что Он хотел их гибели, как бы людей чуждых Ему, которые настолько не узнали Его, что Он им казался привидением? Ведь Он подошел к ним, находившимся в смущении и кричавшим, с такими словами: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф. 14:27 ). Итак, каким образом Он хотел погубить тех, кого так ободряет, если только Его желание погубить их не имело своей целью вызвать тот их вопль, по которому нужно было прийти к ним на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

LXX : Послушайте Меня, погубившие сердце, далекие от правды. Я привел правду Мою и спасением Моим не замедлю. Я дал в Сионе спасение и Израилю славу. Тех, коим выше сказал: послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, и опять: возвратитесь, отступники, к сердцу, также и теперь называет за неверие, по еврейскому тексту, жестокосердыми, а по Семидесяти – погубившими сердце и ум. Следуя этому и ученейший муж и достойный имени своего мученик Стефан говорил в собрании иудеев: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши ( Деян. 7:51 ). Таким образом они далеки от правды Божией, потому что не уверовали в нее, которую Бог по Своей милости приблизил и послал на землю, и не хочет замедлять и удалять ее. Ибо Он дал Сиону спасение Свое и Израилю славу Свою. Это сказано о предречении будущего и о пришествии Господа Спасителя. Но, применительно к историческому пониманию, дается Сиону спасение и Израилю слава потому, что Бог приблизил правду Свою, призвав от востока птицу и из дальней земли исполнителя воли Своей, который отмстит за несправедливости, нанесенные Израилю и разрушенному Иерусалиму и, победив мидян и персов, истребит Вавилон и халдеев, как свидетельствуют последующие слова пророка. Глава XLVII. Ст. 1–3. Сойди, сядь на прах, девица, дочь Вавилона: сиди на земле, нет престола дочери халдеев, ибо ты более не будешь называться роскошною и нежною. Возьми жернова и мели муку; обнажи срам твой, раскрой плечо, открой голени, переходи через реки. Откроется бесчестие твое и виден будет позор твой: Я совершу мщение, и не устоит человек против Меня. LXX : Сойди, сядь на землю, девица, дочь Вавилона, сядь на землю. Нет престола дочери халдеев, ибо ты не будешь более называться роскошною и нежною. Возьми жернова, мели муку. Открой покрывало твое, обнажи седины, раскрой голени, переходи через реки: откроется бесчестие твое, обнаружится позор твой. Праведное возьму у тебя и не предам более людям. Как у Иезекииля под образом корабля и всех принадлежностей его описывается украшение Тира, преданного торговле ( Иез. 37 ), и по причине обилия вод царь египетский называется драконом и описываются и камыш, и тростник его и малые рыбы, и о любодеянии Иерусалима с идолами свидетельствуется чрез сравнение с распутными женщинами и публичным домом: так в настоящем месте под лицом пленной женщины, бывшей некогда царицею, указывается на порабощение Вавилона, и говорится ему, чтобы он сошел с царственного высокомерия и сидел на прахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

XLVII. Весьма вероятно, что слова, приводимые (Апостолом) Павлом в Первом Послании к Коринфянам о греках, до чрезвычайности надменных своею эллинской мудростью, и дало повод некоторым думать, что наша вера, будто бы, отрицательно относится к образованным людям (σοφος). Но кто держится такого мнения, тот пусть обратит свое внимание на то, что Апостол в том же месте укоряет простых людей, которые отвергают созерцание духовных, невидимых и вечных истин и занимаются только чувственными вещами и на них сосредоточивают все свое помышление и стремление. Вот почему Апостол и называет таких людей «мудрецами мира» ( 1Кор. 1:20 ). Между многообразными созерцаниями, которые существуют в данном отношении, проходит большое различие. Некоторые воспринимают только материальное и чувственное; по их мнению, все вещи, даже те, которые относятся к высшему бытию, – только телесные сущности. Кроме них они ничему не придают никакой ценности. Бытие невидимых или бестелесных духов они отвергают. Такое созерцание Павел и считает «мудростью мира», которая лишена какого-либо значения и обращается в глупость; он называет ее только мудростью века сего. Есть также и иные учения, которые отвлекают душу от стремления к блаженству в Боге и к Его так называемому царству; они хотят, чтобы человек презирал чувственное и видимое как тленное и обращал свои стремления к невидимому, – к тому, что не доступно чувственному взору. Такое мировоззрение Апостол Павел считает «мудростью Божией». Причем как беспристрастный поклонник истины он так выражается о некоторых мудрецах греческих – в отношении к тем пунктам их учения, где они являются проводниками истины: «они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» ( Рим. 1:21 ). Он таким образом приписывает им свидетельство в пользу того, что они познали Бога, но при этом поясняет, что без Божией помощи это (свидетельство) для них было бы невозможно; он говорит: «ведь Бог им открыл» ( Рим. 1:19 ). Если я не ошибаюсь, Павел говорит здесь о тех, которые от чувственных вещей вознеслись к вещам невидимым. Вот как он сам пишет: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (язычники) безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» ( Рим. 1:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010