На закрытие симпозиума прибыл председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , выступивший 10 сентября с докладом на тему «Значение Священного Писания в современном православном богословии» , сообщает  Служба коммуникации ОВЦС . Выступление председателя ОВЦС касалось Священного Писания как части церковного Предания. Митрополит Иларион рассказал собравшимся об экзегетических методах, использовавшихся Отцами Церкви, а также об отношении Православной Церкви к современной библейской критике. После выступления митрополит Иларион выразил благодарность приору общины Энцо Бьянки и всей общине Бозе за инициативу проведения подобных встреч, благодаря которым западные христиане могут ближе познакомиться с православной традицией. В память о посещении владыка преподнес общине икону преподобного Исаака Сирина с памятной надписью. В свою очередь, Энцо Бьянки поблагодарил высоких представителей Поместных Православных Церквей за активное участие в работе симпозиума. Он выразил благодарность Святейшим Патриархам Константинопольскому Варфоломею и Московскому и всея Руси Кириллу, на протяжении почти двух десятилетий проявляющим внимание и оказывающим поддержку монастырю и его деятельности в пользу межхристианского диалога. По окончании симпозиума «Слово Божие в духовной жизни» приор общины Энцо Бьянки дал обед в честь гостей из Константинопольского и Московского Патриархатов. На трапезе присутствовали митрополит Прусский Элпидофор, митрополит Волоколамский Иларион, епископ Краснослободский Климент, сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов. После обеда состоялась встреча председателя ОВЦС с митрополитом Элпидофором, в ходе которой иерархи обсудили актуальные вопросы межправославных и межхристианских отношений. В тот же день митрополит Иларион вылетел в Рим для участия в конференции ОБСЕ по проблеме растущей нетерпимости в отношении христиан в разных странах мира.

http://patriarchia.ru/db/text/1619975.ht...

Только дальше-то уже некуда. И вот тут будет уместно задать вопрос: а разве принципы христианской аскетики касаются только личной духовной гигиены? Разве не можем мы применить их и в нашей общественной жизни, в экономической активности? Один православный предприниматель, помнится, потребовал от своих сотрудников, чтобы они ходили в национальных костюмах и состояли только в венчанных браках. Но это уже вторжение в личную жизнь… А может быть, стоит ему посмотреть на экологичность своего производства? Вот и будет святоотеческий подход в современном исполнении: не потребляй лишнего, не наноси вреда природе, не воруй у потомков… А нашим богословам, вероятно, стоит задуматься вместе с экономистами, социологами и представителями других наук над созданием какой-то иной модели экономики, альтернативной безудержному росту потребления. Тут недостаточно просто проповедовать воздержание, надо придумать систему, которая будет работать сама. Систему, в которой люди захотят потреблять не сколь возможно больше, а сколько им будет достаточно, систему, в которой просто невыгодно будет разрушать природу вокруг нас. Коммунисты вот попробовали, но у них не очень хорошо получилось. И если мы говорим о некоей «православной цивилизации», может быть, это задача для нас? Монастырь Бозе (Италия) Фото: mospat.ru Но пока нет теории, остается личный пример. В Бозе, где проходила та самая конференция, можно увидеть не только написанные братьями и сестрами иконы, но и изготовленные ими натуральные варенья, травяные чаи, оливковое масло и вино. Все это можно приобрести по разумным ценам – в магазинчике, кстати, никаких «сборщиков пожертвований» нет: бери, что понравилось, сам посчитай, сколько с тебя следует, и опусти деньги в ящик. И живут монашествующие очень просто, носят в быту обычную одежду, для общей молитвы надевают простые белые балахоны и собираются в церкви с такими же белыми стенами. Но зато всегда улыбаются гостям. Отчего-то мне кажется, что не станет у них больше духовности, если поставят они на своем храме золоченые купола, если пошьют стихари всех цветов на каждого брата и на каждую сестру… Нет, не то, чтобы я был против куполов и стихарей, вовсе нет. Только ведь у Сергия Радонежского всего этого сначала не было, и у Серафима Саровского тоже. Может быть, аскетика – она в том числе и про то, как без этого можно порой обходиться?

http://pravmir.ru/1ekologicheskij-asketi...

Последнее мы хотим указать в том, что в Киево-Печерской Лавре существует доднесь уставный церковно-обительский порядок такого рода, что Митрополит является в храме более как Архимандрит, или по древнему Игумен, нежели как Первосвятитель. Это бывает в особенные великие праздники – собственно Лаврские, напр. в праздник Успения Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения. Митрополит после встречи при входе в храм не входит в Олтарь, а отходит на место своё Настоятельское, которое и существует искони под этим названием и находится не посреди храма, как обыкновенно архиерейская кафедра, – а при стене с правой стороны 360 . Здесь он и находится во всё время Богослужения; тут от него принимают и благословение все служащие и начальники (головщики) певцов на обоих клиросах, и чтецы чередовые. Сюда же выносят ему и всё облачение на литию и на полиелейное величание. Все же это совершается именно по чинопоследованию, какое было установлено и исполняемо первоначальниками Лавры – Игуменами Феодосием, Никоном и всеми преемниками. Не значит ли одно это, что Митрополит здесь перестает как бы быть им, а является истым представителем Игуменства, и следовательно и всего того состояния, какое подобает быть в этом последнем звании и служении. Для всецелой полноты соответствия оставалось бы лишь одно – вместо белого клобука с драгоценным крестом надеть ему клобук или, точнее, черный куколь и вместо мантии – архиерейской цветной с вышитыми золотом скрижалями ярко-красного бархата и с цветными же лентообразными, так называемыми, струями, или источниками, облечься во власяничную мантию... И что же? Если это последнее невозможно осуществить самым делом, то не почивший ли в Бозе сам лично и открыто рассуждал, что значит черный клобук монашеский, который он сам просил и принял с обетами, а белый с блистающим крестом ему пожаловали и носить повелели, и что на будущем Суде Христовом белый-то клобук в той мере будет чистым, в какой черный окажется не замаранным, не издырявленным... А, наконец, не он ли засвидетельствовал это самое в своем духовном завещании, в котором просил и молил Духовный Собор Лавры «исполнить его смиренное желание, чтобы по кончине его облечь его грешное тело в Святую схиму, которую и возложить на него сверх всего прочего архиерейского облачения?!» И действительно, нужно было быть только личным очевидцем в Бозе почившего, предлежащего во гробе, (а я – пишущий имел это, незабвенное для меня на всю жизнь и преисполненное благоговения, утешение, предстоявши во время отпевания в самом ближайшем расстоянии от гроба), чтобы взирая на предлежавшего во гробе, видеть воистину только священно-схимника, и почти забывать о его Митрополитстве, которое со всеми своими отличиями сокрывалось под схимническим облачением...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Второй день международной конференции «Духовная борьба в православной традиции», Бозе (Италия) 10 сентября 2009 Краткий отчет о докладах, которые прозвучали на втором дне работы конференции: Эндрю Лаут и Эндрю Луф. Статья Второй день был открыт оглашением приветствия Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, а также представлением новых участников форума. Среди новых почетных гостей конференции - кардинал Роже Эчегерай, а также представители Сербской Православной Церкви.  Среди докладчиков второго дня - священник Эндрю Луф, священник Эндрю Лаут, Василис Сароглу и игумен Иаков (Монастырь Петраки, Афины).Тема первого доклада - «Борьба за молитву: Исаак Сирин». Рассказав о биографических свидетельствах современников преподобного Исаака, Эндрю Луф перешел к вопросу, почему Исаак так быстро отказался от своего епископства. Был высказан ряд предположений: он не был принят общиной, ему завидовали, не удалось решить внутренние проблемы общины, ради чего он и был туда направлен. Однако после его ухода ситуация не улучшилась. Всё это убедило Исаака в том, что его истинное призвание - отшельничество и созерцательная жизнь. Преподобному Исааку была свойственна особая тонкость ума, тождественная исихазму. Потеряв впоследствии зрение по причине частого чтения Писания, он окончил свои дни в монастыре Мак-Шабур.По мнению Эндрю Луфа, особое внимание заслуживает Русская Церковь XIX века, где благодаря трудам Исаака произошло развитие русского исихазма.В ХХ веке уже существовала арабская традиция переводов Исаака наряду с распространенными греческими и сирийскими текстами. 

http://bogoslov.ru/article/462662

Духа» 11 . Но особенно ярко грекофильство Стефана Вонифатьевича сказалось в той деятельности, какую он, и его духовный сын – царь Алексей Михайлович, проявили под конец патриаршества Иосифа, а так же в избрании и поставлении в патриархи Никона , и в деятельной поддержке его грекофильской реформы, о чем мы будем говорить ниже. За свой высокий нравственный характер, за свою кротость и миролюбие, за свое смирение, соединенное с глубоким благочестием, Стефан Вонифатьевич пользовался величайшим уважением не только царя, Ртищева, Никона, но и всех вообще близко знавших его лиц. Неронов, в своих письмах, называет Стефана «мужем строящим мир церкви», «подобным Давидови незлобием и кротостию», заявляет, что он «дивится его смирению и простонравию «блаженному». Игумен Феоктист, в письме к Стефану от 15 июля 1654 года, величает его «великий отче и дивный моему смирению покрове, пачеже стено по Бозе и заступниче, вселюбезный наш по Бозе пастырю и учителю». Протопоп Аввакум, не имевший обычая говорить доброго слова о тех, кто не согласен был с ним в убеждениях, несмотря на то, что Стефан «всяко ослабел» т. е. стоял на стороне Никона, сохранил о нем, однако, самое доброе воспоминание, – время Стефана всегда представлялось ему самым лучшим и светлым. В челобитной государю, по возвращении из Даур, когда Стефана уже не было в живых, он пишет: «добро было при протопопе Стефане, яко вся быша тихо и не мятежно ради его слез и рыдания и негордого учения: понеже не губил никого Стефан до смерти, якоже Никон, ниже поощрял на убиение. Тебе свету (т. е. царю) самому житие его вестно». рассказывая о своем заключении в Андроньевском монастыре, где он три дня сидел без пищи и питья, Аввакум замечает: «тут мне пищу принесе ангел за молитв святого отца протопопа Стефана». В послании к некоему Симеону Аввакум замечает: «при духовнике протопопе Стефане Алексеюшко-то с Марьюшкою (т. е. царь с царицей) добры до нас были и гораздо, яко Аркадий и Евдокия к Иванну». В одном случае Аввакум обращается к царю: «воздохни-тко по-старому, как при Стефане бывало, добренько». Дьякон Федор называет Стефана, в противоположность Никону, добрым 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Около того же времени указом Св. Синода открыта при университетской церкви одна псаломщицкая вакансия с содержанием из сумм министерства народного просвещения. На стене церковного притвора, по распоряжению правления университета, утверждена мраморная белая доска с надписью золотыми буквами: «Храм сей сооружён во имя св. благоверного князя Александра Невского и в память в Бозе почившего Императора Александра III; освящён же Высокопреосвященнейшим Арсением, архиепископом Рижским и Митавским, 23 ноября 1895 г. в благополучное царствование Императора Николая II, при министре народного просвещения графе И.Д. Делянове, попечителе Рижского учебного округа Н.А. Лавровском, ректоре университета А.С. Будиловиче, настоятеле протоиерее А.С. Царевском и старосте проф. Б. И. Срезневском », а на крыше главного здания университета, на главном фронтоне водружён большой чугунный вызолоченный шестиконечный православный крест. Оканчивая настоящий краткий исторический очерк кафедры православного богословия и православной церкви в Императорском Юрьевском университете, мы с отрадным чувством сердечного успокоения останавливаемся на глубоко знаменательных словах, начертанных Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем 11 июня 1901 года на всеподданнейшем докладе г. министра народного просвещения о преобразовании средней школы: « Надеюсь, что будет также обращено серьёзное внимание и на усиление религиозно-нравственного воспитания юношества ». Выражаем уверенность, что, согласно с неоднократно также объявленною Высочайшею волею в Бозе почивших Августейших защитников православной веры и церкви, благочестивейших Императоров Николая II, Александра II и Александра III, и в предстоящем новом университетском уставе кафедре православного богословия будет отведено подобающее ей место в ряду других университетских кафедр и за представителем этой кафедры будут сохранены все права прочих профессоров университета. Профессор Протоиерей Арсений Царевский . Биографии профессоров и преподавателей по кафедре православного богословия

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но особенно ярко грекофильство Стефана Вонифатьевича сказалось в той деятельности, какую он, и его духовный сын — царь Алексей Михайлович, проявили под конец патриаршества Иосифа, а так же в избрании и поставлении в патриархи Никона, и в деятельной поддержке его грекофильской реформы, о чем мы будем говорить ниже. За свой высокий нравственный характер, за свою кротость я миролюбие, за свое смирение, соединенное с глубоким благочестием, Стефан Вонифатьевич пользовался величайшим уважением не только царя, Ртищева, Никона, но в всех вообще близко знавших его лиц. Неронов, в своих письмах, называет Стефана «мужем строящим мир церкви», «подобным Давидови незлобием и кротостию», заявляет, что он «дивится его смирению и простонравию блаженному». Игумен Феоктист, в письме к Стефану от 15 июля 1654 года, величает его «великий отче и дивный моему смирению покрове, пачеже стено по Бозе и застуиниче, вселюбезный наш по Бозе пастырю и учителю». Протопоп Аввакум, не имевший обычая говорить доброго слова о тех, кто не согласен был с ним в убеждениях, не смотря на то, что Стефан «всяко ослабел» т. е. стоял на стороне Никона, сохранил о нем однако самое доброе воспоминание, — время Стефана всегда представлялось ему самым лучшим и светлым. В челобитной государю, по возвращении из Даур, когда Стефана уже не было в живых, он пишет: «добро было при протопопе Стефане, яко вся быша тихо и не мятежно ради его слез и рыдания и негордого учение: понеже не губил никого Стефан до смерти, якоже Никон, ниже поощрял на убиение. Тебе свету (т. е. царю) самому житие его вестно». Рассказывая о своем заключении в Андроньевском монастыре, где он три дня сидел без пищи и питья, Аввакум замечает: «тут мне пищу принесе ангел за молитв святого отца протопопа Стефана». В послании к некоему Симеону Аввакум замечает: «при духовнике протопопе Стефане Алексеюшко-то с Марьюшкою (т. е. царь с царицей) добры до нас были и гораздо, яко Аркадий и Евдокие к Иванну». В одном случае Аввакум обращается к царю: «воздохни-тко по старому, как при Стефане бывало, добренько». Дьякон Федор называет Стефана, в противоположность Никону,

http://sedmitza.ru/lib/text/439633/

д., и выражает пожелание от лица вселенской церкви, чтобы русское правительство содействовало энергично восстановлению status quo в положении православной Церкви в Турции, а Св. Всероссийский Синод оказал патриарху и его синоду нравственную поддержку братским сочувственным посланием и материальною помощью на патриаршие школы, имеющие целью отвлечь православных от посещения школ инославных с целью изучения иностранных языков, и на богословскую Халкинскую школу, получавшую доселе субсидию лишь в 2.000 рублей, дарованием пособия в 25.000 рублей из доходов с Бессарабских имений, преклоненных св. местам Востока. В отношении Александрийского патриархата И. И. Соколов , изображая в самых ярких красках изумительно-энергичную деятельность патриархата Фотия, выразившуюся в образовании св. синода из пяти митрополитов, в создании храмов и школ, в поднятии и оживлении церковной проповеди и издании церковно-научных и популярных журналов «Церковный Маяк» и " Пантен», близ которых сгруппирован им кружок талантливых, молодых и трудолюбивых представителей научно-богословской мысли, излагает нужды и этого патриархата в виду намерений открыть необходимую богословско-миссионерскую школу для возможного соединения коптской церкви с православною и для противодействия энергичному натиску на нее со стороны инославной пропаганды, борьба с которой составляет настоятельную потребность. Здесь энергичный глава церкви патриарх Фотий, так же, как и в Константинополе, возстает против увлечения православных школами французскими, английскими и немецкими и открывает свои школы с новыми языками. Необходима и ему помощь России, чтобы вывести и эту церковь из ее крайне тяжелых экономических нужд. О положении православия на христианском Востоке и его нуждах Владыка-Митрополит получал непосредственно сведения и в частных письмах патриархов, митрополитов, русских министров – резидентов и консулов. В посмертном архиве Владыки остались письма от 11-го июня 1912 г. 5550, в Бозе почившего патриарха константинопольского Иоакима III с просьбою о материальной помощи на возобновление древнего храма в Никее, где заседал первый вселенский собор, и на необходимые раскопки близ него; от русского консула в Дамаск князя Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на конференции в монастыре Бозе (Италия) 6 сентября 2019 г. 11:14 5 сентября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принял участие в работе XXVII международного симпозиума по православной духовности на тему «Призваны к жизни во Христе», который проходит в монашеской общине Бозе (Италия). В конференции участвуют высокие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантских общин, в том числе митрополит Зимбабве и Анголы Серафим ( Александрийский Патриархат ), митрополит Загребский и Люблянский Порфирий ( Сербский Патриархат ), митрополит Клужский Андрей ( Румынский Патриархат ), митрополит Фермопильский Иоанн и митрополит Арголидский Нектарий ( Элладская Церковь ), президент Папского комитета евхаристических конгрессов архиепископ Пьеро Марини, архиепископ Антонио Меннини (Государственный секретариат Святого Престола), коптский епископ Лондона Ангелос, епископы Джонатан Гуддалл и Джон Строян (Церковь Англии) и многие другие. Митрополит Иларион представил вниманию слушателей доклад о значении личности и учения Господа Иисуса Христа для современного человека. Состоялись беседы митрополита Илариона с основателем монашеской общины Бозе братом Энцо Бьянки и представителями ряда Православных Церквей, в ходе которых обсуждались вопросы межцерковного сотрудничества. В тот же день митрополит Иларион посетил монастырь Святого Креста в Ровередо (Швейцария), где имел беседу с настоятелем схиархимандритом Гавриилом (Бунге) и братией обители. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5496038.ht...

В итальянском монастыре Бозе проходит симпозиум, посвященный вопросам православной духовности Рим, 15 сентября 2005 г . В монастыре Бозе (Пьемонт, Италия) проходит XIII симпозиум, посвященный вопросам православной духовности. Этот форум ежегодно проводится по инициативе итальянских теологов при участии представителей Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата. Цель инициативы заключается в том, чтобы дать возможность обменяться мнениями и вместе поразмышлять над общими корнями христианской духовности, сообщает Патриархия.Ru. Одной из главных тем симпозиума является творчество и духовное наследие великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева, а также роль русской иконы в духовной и литургической традиции Православия. Предстоятель Русской Православной Церкви направил собравшимся на очередной богословский симпозиум приветственное послание, в котором отметил, что иконопись с первых веков Христианства воспринималась не просто как изобразительное искусство, а как выражение веры Церкви, «богословие в красках», раскрывающее великую благочестия тайну – воплощение Бога Слова. Патриарх Алексий выразил убежденность в том, что современный человек, «потерявший духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, с помощью иконы, возводящей его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю, «Который, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8)». В работе научного форума участвуют богословы и ученные из разных стран мира, представляющие Русскую и Константинопольскую Православные Церкви, Римско-Католическую Церковь, а также некоторые протестантские деноминации. 15 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14547.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010