Св. Синод возлагал в это время на полного сил и энергии молодого архиепископа финляндскаго лестные и важные поручения – председательствовать в коммиссии в 1893 г. по вопросу о соединены старокатоликов с православною Церковью и быть в 1897 году представителем русской церкви на юбилее маститой английской королевы. Это путешествие по загранице и пребывание в Лондоне сделало имя архиепископа Антония известным далеко и за пределами нашего отечества и прибрело ему два почетных докторских диплома старейших английских университетов – оксфордского и кембриджского. 25 декабря 1898 года, после кончины Петербургского митрополита Палладия, архгепископ Антоний был призван Высочайшею волею занять место своею духовного отца, своего пестуна на первых шагах иноческой жизни. Паства петербургская, отлично узнавшая архиепископа Антония по его предыдущей деятельности в Петербурге, прошедшей на ея глазах, с радостью приветствовала своего нового архипастыря и окружила его любовью, глубоким почтением и преданностью, которые сохранили к нему до самой его многострадальной кончины и торжественного предания земле его бренных останков в рядовой могиле среди иноков Александро-Невской лавры. Как епархиальный владыка, митрополит Антоний проявлял постоянно к подчиненному духовенству чувства гуманности, сердечной обаятельной ласки, благожелательности и благородной простоты, чуждой напыщенности, фамилиарности и утрировки. По сему вполне понятны и те замечательно добрые и доверчивые отношения, какие сложились между архипастырем и его подчиненным духовенством. Приходская жизнь столицы и церковноучительная деятельность пастырей обращали на себя его особенное внимание, и этим сторонам пастырской деятельности он посвящал нередко не только дни, но даже целые вечера, подолгу засиживаясь на собраниях пастырей и поучая их своим кротким назидательным словом. К нуждам и запросам духовенства владыка относился с полною благожелательностью и давал простор всякому новому его начинанию, лишь бы оно клонилось ко благу св. Церкви и к пользе пасомых, стараясь, в свою очередь, всеми средствами поднять авторитет столичного духовенства в глазах требовательной и крайне смешанной, пестрой паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Библиотека, замечал по этому случаю Ломоносов, не состоит в золотых шкафах, но в книгах, коими наша библиотека весьма недостаточна 225 . В следствие дурного управления академической канцелярии и особенно деспотизма и самоуправства Шумахера, некоторые даже иностранные члены Академии оставили ее 226 . Очень понятно, что Ломоносов, глубоко преданный науке и ревностно заботившийся о её успехах в России, восстал против такого, вредного для науки, преобладания академической канцелярии. Сохранилась его «Краткая история о поведении академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел» 227 . Она написана Ломоносовым в конце жизни, в 1764 г.; но содержание её еще раньше было изложено в обширной Записке о необходимости преобразования Академии вообще, написанной в 1755 г. В этой Истории Ломоносов выставляет все препятствия наукам от академической канцелярии и представителей её, Шумахера и Тауберта, и требует преобразования управления Академии, настаивая на том, чтобы ученая и учебная часть в Академии была совершенно отделена от канцелярии. На сколько важным и необходимым для успеха наук Ломоносов считал это преобразование, видно из следующих слов, которыми он оканчивает свою историю академической канцелярии: «Едино упование состоит ныне, по Бозе, во всемилостивейшей государыне нашей, которая от истинного любления к наукам и от усердия к пользе отечества, может быть, рассмотрит и отвратит сие несчастие. Ежели ж оного не воспоследует, то верить должно, что нет божеского благоволения, чтобы науки возрасли и распространились в России» 228 . По проекту Петра В., гимназия и университет при Академии наук должны были служить рассадниками для воспитания будущих ученых академиков и профессоров из русских; между тем академическая канцелярия весьма мало заботилась об этих учреждениях. «Сначала Академии наук, от 1725 г. по 1733 г., говорит Ломоносов в Записке о необходимости преобразования Академии наук, ни единого российского студента при ней не было, который бы лекции у профессоров слушал....

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Все почти государственные деятели, как-то: Орловы, Голицыны, Воронцовы и др., офицеры, писатели и вообще все, считавшие себя людьми мыслящими и передовыми, старались подражать духу времени, хвалились знакомством с Вольтером и другими философами того же направления, следование их идеям выставляли на вид, как доказательство своей образованности. «Сколько позволяют судить факты, дошедшие до нас, говорит относительно исследуемого нами времени Лонгинов, тогда редкий молодой человек не был заражен вольнодумством» 371 . И это антирелигиозное направление держалось не в столице только, а расходилось и по отдаленным краям православной Руси. Вот что, например, говорит один помещик в письме к губернатору о своей молодости: «в 1792 году вступил (я) в управление наследственного мне имения, пожалованного в Бозе почивающей Екатериной Второй моему покойному отцу. Но мысли мои в то время были весьма различны от нынешних (письмо писано 1810 года). Я не избежал того соблазна от лживых прелестей французского переворота, который не только до губернии нашей, но и до глубины самой Сибири простер свое влияние на молодые умы» 372 . Понятно, что при таком настроении высшее общество должно было смотреть на духовенство, служащее представителем и проповедником веры и религии, как на сословие, по меньшей мере отсталое и, пожалуй, вредное для государства и общества. Князь Щербатов, один из видных людей прошлого столетия, предполагает, что все стремления духовного сословия направлены к приобретению власти, к захвату господства над гражданским обществом. Он следующим образом рассуждает о св. Синоде: «в нем обретается обер-прокурор, особа нужная в сем месте для недопущения духовенству захватывать над гражданскими нравами, к чему они весьма склонны... Архиереи и другие духовные особы, присутствующие в Синоде, суть люди, почтенные их саном, а часто и пронырством, сочиняющие корпус между собой, яко беспрестанно борющейся для приобретения себе больше силы... Правда, поныне не видно еще, чтобы архиереи многое захватили, но посторонние тому обстоятельства противились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Максим Соколов: «Усиление глобальной идеологической работы» 21.04.2022 18:43:14 В советское время случалось так, что «планы партии — планы народа» недостаточно успешно этим народом выполнялись. Или даже вовсе не выполнялись. Верным средством против такой незадачи партия считала усиление идеологической и разъяснительной работы. Как язвили норвежские рыбаки, радируя своим советским коллегам: «Иван, селёдки нет, созывай комсомольское собрание». СССР давно почил в бозе, но решение всех проблем посредством разъяснительной работы по-прежнему живо, только теперь это средство усиленно практикуют США. Иногда по мелочи.  Четверо сенаторов США и один член палаты представителей намерены совершить экспресс-поездку по пяти странам мира, чтобы разъяснить тамошним властям необходимость более решительной поддержки Украины, а равно недопустимость малодушия и нерешительности в деле изоляции России. Логика понятная: аргументы в пользу санкций, недостаточно доходчивые в устах президента Байдена, госсекретаря Блинкена и послов США в соответствующих странах, произведут желаемое действие, когда их озвучат члены конгресса США. Такова вера в силу представительной демократии. Это хорошо, но вызывает удивление список стран, где будет вестись разъяснительная работа: Польша, Индия, Германия, Непал и Объединённые Арабские Эмираты. Зачем дополнительно воодушевлять польских панов, вообще непонятно. Польский премьер Моравецкий, как сказали бы кинологи, отличается такой повышенной злобностью, что его впору не науськивать на Россию, но усмирять. Немцы действительно кряхтят и жмутся, жмутся и кряхтят, поскольку даже «зелёные» члены правительства ФРГ порой понимают, что неукоснительное исполнение всех американских пожеланий оставит от германского хозяйства рожки да ножки. Возможно, парламентарии США желают применить к ним аргументацию Фридриха Великого, напутствовавшего своих солдат словами: «Вы что же, мерзавцы, собираетесь жить вечно?» Случай с Индией и ОАЭ — типичный пример того, что Восток — дело тонкое. Индийцы и шейхи думают только о своих интересах и обладают набором козырей, позволяющих им пропускать мимо ушей выспренные речи о защите демократии, произносимые членами конгресса. А средств прямого принуждения у парламентариев недостаточно.

http://radonezh.ru/2022/04/21/maksim-sok...

Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в XXV Международном симпозиуме по православной духовности в Бозе 6 сентября 2017 г. 20:40 6 сентября 2017 года в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия) открылся XXV Международный симпозиум по православной духовности, посвященный теме «Дар гостеприимства». В симпозиуме принимают участие Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II , официальные делегации Поместных Православных Церквей, представители Римско-Католической Церкви и протестантских общин, видные ученые и богословы. Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет епископ Звенигородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям . На симпозиуме присутствует управляющий приходами Московского Патриархата в Италии епископ Богородский Матфей . В состав официальной делегации Русской Православной Церкви также вошли исполняющий обязанности начальника подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Москве игумен Иосиф (Крюков) и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в адрес организаторов и участников симпозиума приветствие: «Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую участников XXV Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе по теме «Дар гостеприимства». Согласно Священному Писанию, любовь к странникам и оказание гостеприимства путешествующим весьма важны для верующего человека. Много прекрасных примеров гостеприимства мы находим уже в Ветхом Завете. В Послании ко Евреям указывается на Авраама и на его племянника Лота как на образец для верующих: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2). Сам Господь наш Иисус Христос, Который не имел, где приклонить голову (Мф. 8:20), отождествил Себя со странниками, причислив страннолюбие к душеспасительным добродетелям (Мф. 25:35). Стремясь стяжать эту добродетель, христиане считали святым долгом принимать в своих домах путников, оказывать им почет и уважение. Традиции странноприимства продолжают жить и развиваться и в наше время как в Русской Православной Церкви, так и в других Церквах во исполнение заповеди о любви к ближнему. Яркий пример христианского страннолюбия являет сегодня Спасо-Преображенский монастырь в Бозе, ставший гостеприимным домом для представителей различных Церквей и общин и содействующий межхристианскому диалогу и взаимопониманию. Хотел бы пожелать основателю монашеской общины в Бозе отцу Энцо Бьянки, членам общины, организаторам и участникам симпозиума мира и помощи Божией в трудах и во всяком добром начинании». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5005415.ht...

Патриаршее приветствие участникам симпозиума «Преображение Господне в православной духовной традиции» (Бозе, Италия) 16 сентября 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам XV Международного симпозиума по русской духовности «Преображение Господне в православной духовной традиции». Участникам и гостям XV Международного симпозиума по русской духовности «Преображение Господне в православной духовной традиции» 16-20 сентября 2007 года, Бозе (Италия) Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы, участники и гости симпозиума! Рад приветствовать всех собравшихся на традиционный богословский симпозиум по русской духовности, темой которого в этом году является Преображение, что особенно символично, так как главный храм монашеской общины Бозе посвящен Преображению Господню. В течение многих лет на представительных встречах, организуемых братией общины Бозе, богословы христианского Запада, священнослужители и миряне, глубже знакомятся с традицией Православной Церкви. В Православии тема Преображения и связанная с ней концепция обожения, то есть преобразования человеческого естества силою Святого Духа через причастие энергиям Бога — Света Истинного, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), занимает особое место. Преображение приоткрывает Божественную тайну того, чем призван быть человек и окружающий нас мир. Один из православных подвижников благочестия, преподобный Иустин (Попович), говорит: «Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным — непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мира от греха, зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в бессмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом». Наш нынешний мир порой кажется лишенным Божественного света, поглощенным страстями и пороками. Однако миссия Церкви и каждого верующего заключается именно в том, чтобы свидетельствовать о нетварном свете Царства Божия, которое, по слову Спасителя, внутри нас есть (Лк. 17:21). От того, насколько мы, христиане, будем достойно нести свое призвание и станем подлинными причастниками и носителями Божественной благодати, зависит духовное состояние окружающего нас мира. Искренне надеюсь, что нынешний симпозиум в Бозе, согласно доброй многолетней традиции, вновь внесет большой вклад в развитие сотрудничества христиан Востока и Запада в деле проповеди традиционных ценностей Евангелия, несущего миру никогда не устаревающую весть о преображающей и спасающей благодати пришедшего в мир Спасителя. Желаю организаторам и участникам симпозиума благословенных успехов в трудах. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295196.htm...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам симпозиума «Преображение Господне в православной духовной традиции» (Бозе, Италия) 16 сентября 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам и гостям XV Международного симпозиума по русской духовности «Преображение Господне в православной духовной традиции». «В течение многих лет на представительных встречах, организуемых братией общины Бозе, богословы христианского Запада, священнослужители и миряне, глубже знакомятся с традицией Православной Церкви, — говорится в приветствии . — В Православии тема Преображения и связанная с ней концепция обожения, то есть преобразования человеческого естества силою Святого Духа через причастие энергиям Бога — Света Истинного, " Который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (Ин. 1:9), занимает особое место. Преображение приоткрывает Божественную тайну того, чем призван быть человек и окружающий нас мир». «Наш нынешний мир порой кажется лишенным Божественного света, поглощенным страстями и пороками, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Однако миссия Церкви и каждого верующего заключается именно в том, чтобы свидетельствовать о нетварном свете Царства Божия, которое, по слову Спасителя, внутри нас есть (Лк. 17:21)». По словам Его Святейшества, «от того, насколько мы, христиане, будем достойно нести свое призвание и станем подлинными причастниками и носителями Божественной благодати, зависит духовное состояние окружающего нас мира». «Искренне надеюсь, что нынешний симпозиум в Бозе, согласно доброй многолетней традиции, вновь внесет большой вклад в развитие сотрудничества христиан Востока и Запада в деле проповеди традиционных ценностей Евангелия, несущего миру никогда не устаревающую весть о преображающей и спасающей благодати пришедшего в мир Спасителя», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Семинар, посвященный русской духовности, проходит в Бозе (Италия) с 16 по 20 сентября. В состав делегации Русской Православной Церкви входят: глава делегации епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх , преподаватель МДА иеромонах Евфимий (Моисеев), профессор МДА В.М. Кириллин, сотрудники Отдела внешних церковных связей А.В. Долгов и М.В. Первушин. Пресс-служба Московской Патриархиии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295200.htm...

В половине третьего исполнено, наконец, слово Создавшего человека и рекшего: земля еси и в землю отъидеши. На заупокойной поминальной трапезе совершены были обычные церковные обряды, законченные возношением вечной памяти в Бозе почившему, достойно и праведно им заслуженной, и песнопением при заупокойной чаше, столько и для всякого смертного благопотребным для непрестанного памятования: Кая житейская сладость пребывает печали не причастна? Кая ли слава стоит на земли не преложна? Эти слова священной песни, сколько известно, любил нередко повторять сам в Бозе почивший, как и на деле доказывал многообразно, не льстясь сладостью житейскою и славою неустойчивою. Глава XXI Со дня погребения в течение всего сорокоуста, читаем в некрологе 338 , в поминовение высокопр. Архиепископа Антония духовенство Казанское, и именно протоиереи, священники и диаконы, продолжали ежедневно чтение св. Евангелия в Крестовой церкви, – а у могилы его соборное духовенство после Литургий панихиды. В особенные же, знаменательные по учению православной Церкви, дни – 9-й, 20-й и 40-й собиралось в кафедральный Собор все городское духовенство, для совершения торжественной панихиды по новопреставленном Владыке после Литургий, совершавшихся здесь Преосвященным Викарием. В эти все дни память своего любимого в Бозе почившего Архипастыря некоторые священнослужители почтили одушевленными и назидательными словами. Так о. Протоиерей Покровской церкви – Стефан Адоратский произнёс в Соборе при панихидах на могиле речи – в 9-й день после кончины и в 20-й день; накануне же 40-го дня о. Протоиерей кафедрального Собора Виктор Петрович Вишневский и в самый 40-й день Настоятель Казан. Ивановского монастыря Архимандрит Сергий – произнесли слова. В последний день сорокоуста, 17-го Декабря, огромный кафедральный Собор был полон народа; тут были представители всех сословий и званий. По совершении Божественной Литургии Преосвященным Павлом, Викарием Казанской епархии, с двенадцатью сослужившими – архимандритами, протоиереями, священниками и иеромонахами, отправлена при участии почти всего городского духовенства, торжественная панихида в придельном храме, у самой могилы Почившего; а затем панихида совершена была и в самом архиерейском доме, где скончался Высокопреосвященнейший Антоний. После чего предложен в архиерейском доме городскому духовенству и представителям разных сословий города поминальный обед, приготовленный от усердия избраннейших лиц из местных почетных граждан 339 . В продолжение затем всего года возносились заупокойные моления и литии при могиле в Бозе почившего и совершалось целогодичное поминовение его имени во всех церквах епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в XXII Международном симпозиуме по православной духовности в Бозе 5 сентября 2014 г. 14:20 3 сентября 2014 года в католической монашеской общине Бозе (Италия) начал работу XXII Международный симпозиум по православной духовности, посвященный теме «Блаженны миротворцы». В симпозиуме принимают участие видные представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантских общин. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию Русской Православной Церкви возглавил епископ Краснослободский и Темниковский Климент . Членами делегации также являются представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском игумен Арсений (Соколов) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Алексий Дикарев. Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион направил в адрес организаторов и участников симпозиума приветствие: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех участников XXII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе на тему " Блаженны миротворцы " . Миротворчество относится к самой сути христианского благовестия, и Церковь Христова во все времена считала своим долгом нести людям слово мира и любви. Выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Московский Платон (1737-1812) в одной из проповедей говорил: " Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым " . Проблема достижения прочного мира между религиями, странами и народами всегда занимала важное место в служении Церквей и межхристианском диалоге. Однако переживаемое нами тяжелое время военных конфликтов на Ближнем Востоке, Украине, в Афганистане, Ираке и других странах с особой остротой ставит перед всеми задачу поиска христианских путей прекращения войны, несущей вражду, смерть и разрушение. Как напоминает Святейший Патриарх Кирилл, «в междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей " (Из Обращения к полноте Русской Православной Церкви от 17 июня 2014 г.). Священноначалие Русской Церкви не устает призывать к миру, взаимному прощению и поиску компромисса, прикладывая практические усилия для помощи страждущим и стремясь к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли, искренне желающими мира.

http://patriarchia.ru/db/text/3725531.ht...

В Бозе начал работу XXVI Международный симпозиум по православной духовности 5 сентября 2018 г. 15:33 5 сентября 2018 года в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия) открылся XXVI Международный симпозиум по православной духовности, посвященный теме «Различение духов и христианская жизнь». В симпозиуме принимают участие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, Англиканской церкви и протестантских общин, видные богословы и церковные историки. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на симпозиум направлена делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Североморским и Умбским Митрофаном . В качестве докладчика в работе конференции участвует также епископ Сакраментский Ириней ( Русская Православная Церковь Заграницей ). Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион направил в адрес организаторов и участников симпозиума приветствие: Организаторам и участникам XXVI Международного симпозиума по православной духовности «Различение духов и христианская жизнь» Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех участников XXVI Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе на тему «Различение духов и христианская жизнь». В христианской аскетической традиции дару различения духов, или духовной рассудительности, всегда придавалось особое значение. Святой апостол Иоанн Богослов в своем послании увещевает: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Ложные пророки суть «от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их» (1 Ин. 4:5). Христиане, живущие в мире и испытывающие его влияние, призваны стяжать дар Духа Святого, помогающего отличить истину от лжи и идти верным путем христианского совершенствования.

http://patriarchia.ru/db/text/5262812.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010