Иконами, а также видами и описаниями монастыря старец наделял обычно своих почетных гостей, в благословение им. А таких посетителей в его убогой келейке бывало немало. Архиереи, ученые архимандриты, высшие чиновники министерства, благородные дамы высшего круга, помещики и лучшие представители купечества – часто навещали смиренного старца-простеца. И они, как простолюдины, шли к нему по большей части за разрешением каких-либо жизненных вопросов. И для них у батюшки всегда находилось слово на их пользу. Они так же, как и простецы, выходили от него радостные, успокоенные, вразумленные, с обновленным запасом нравственных сил. И нужно сказать, для батюшки не существовало различия возрастов, званий и состояний его „деток»: он со всеми обращался одинаково отечески-ласково. Почтенный генерал, молодой архимандрит равно слышали из уст его ласковое название „сынок». Солидную знатную даму и молоденькую девушку – также одинаково звал он – „дочка». Случалось, что некоторых из почетных гостей усаживал он на диван в своей келии и иногда предлагал им чай из „своего» самовара. Разумеется, детки бывали счастливы от такой любезности батюшки. Когда же кто-нибудь не заставал дорогого батюшку дома, – это было для тех истинным горем. В отсутствие старца из обители ясно сказывалась великая нужда в нем богомольцев и чувствовалась их духовная неудовлетворенность, с какою иные уходили из обители, не услышав отеческого слова из уст батюшки Варнавы, а потому часто многие оставались ждать здесь его возвращения. Скучным и долгим казалось это время... Зато уж по приезде батюшки домой все забывали пережитые томительные часы, с избытком вознагражденные за это теплым словом отеческой ласки доброго утешителя – батюшки. И не успеет, бывало, старец войти в свою келью, как уже нетерпеливые детки начнут стучаться в его дверь со своею нуждой. Любящий отец тотчас-же выходит на зов их с добрым словом, которое, как часто говаривал он, „лучше мягкого пирога». И когда бы ни приехал он в свои Пещеры – рано ли утром или поздно вечером, – он тотчас же принимался за свои обычные труды, как будто и не выезжал никуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Кому не известно, что он вел строго подвижническую жизнь? Народ больше всего ценит в пастырях такую жизнь. Пастырь подвижник скажет в наставление что-нибудь общеизвестное, и произведет гораздо большее впечатление, чем глубокомысленное и остроумное слово иного пастыря, не возвышающегося над пасомыми силою нравственного примера. Почивший архипастырь уча других, сам непрерывно обучал самого себя благочестию и прилежной молитве. Он ни на минуту не забывал своих монашеских обетов и строго исполнял их. Любимой его мечтой было провести остаток дней в удалении от епаршеских дел, в монашеской келии. Любовь его к уединению была так велика, что он почитал себя самым счастливым, когда ему удавалось провести несколько дней в какой-нибудь обители. В эти дни он был весь богомыслие, весь молитва , весь смирение, весь послушание какому-нибудь опытному в духовной жизни старцу. Монастырская жизнь действовала на него освежительно, и он передавал нам, как она освежительно действует на самих мирян...» Наконец, вот в каких ярких и живых чертах изображают нравственный характер и кратковременную пастырскую деятельность среди ярославской паствы блаженно почившего святителя Леонида высшие представители ярославского духовенства. «В Бозе почивший архипастырь, – так вещал в надгробном слове о. ректор ярославской семинарии, протоиерей Н.А. Тихвинский, – завещал нам в своей архипастырской деятельности, в своих беседах, в своем личном примере, в своих воззрениях на современную общественную жизнь, во всей целостной совокупности своих чаяний и стремлений, желаний, надежд и опасений, урок всецелой безпредельной и безусловной преданности учению и уставам православной церкви, той преданности, которая в деле общего духовного преуспеяния и вечного спасения должна одинаково одушевлять пастырей и пасомых, иноков и мирян, простолюдинов и лиц высокопоставленных в обществе. Идея послушания, глубоко воспринятая умом и сердцем архипастыря с той самой минуты, как он решился оставить суету мира и принять обеты иночества, эта идея, воспитываемая под благотворным влиянием живых наставлений, советов и личного высокого примера первосвятителя московского Филарета, была постоянным жизненным началом и частной, личной и церковно-общественной деятельности почившего владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. Определенные стороны его деятельности подвергались критике (в частности, за сглаживание острых проблем, связанных с преследованием верующих в коммунистических странах). Споры вызвали также попытки экуменического обрядотворчества па конференциях ВСЦ, не только выходящего за пределы литургических и молитвенных обыкновений любой исторической конфессии, но даже вызывающие нарекания в нехристианской эклектике. В целом нельзя не видеть, с одной стороны, что комплекс институций (в частности, благотворительных и правоохранительных), интегрированных ВСЦ, занимает свое место в жизни современного христианства, с другой стороны, что безумием было бы возлагать слишком много надежд на чисто институциональную, формальную, дипломатическую, а потому неизбежно бюрократизирующуюся сторону современной экуменической активности. Самое главное происходит не на парадных встречах представительств, но в реальной жизни верующих, на глубине, не всегда доступной наблюдению. Конечно, нельзя отрицать важности официальных решений, принятых лицами, которые наделены особой канонической властью. В этой связи необходимо упомянуть отмену взаимных анафематствований между католическим Римом и православным Константинополем, объявленную папой Павлом VI и патриархом Афинагором в 1965 г. (разумеется, оценка этого акта во всем его объеме зависит от степени признания за Константинопольской кафедрой ее канонического ранга «Вселенской» в кругу всех православных Церквей). Особое значение имеет рост взаимного позитивного интереса: богатства православной аскетики, литургики и иконографии, вообще привлекающие к себе внимание все большего числа католиков и отчасти протестантов, служат предметом особо пристального изучения в католической монашеской среде, прямо, как в аббатстве Шевтонь (Chevetogne) в Бельгии (основанном в 1925 и перенесшем сначала немало конфликтов с католическими властями из–за своей филоправославной позиции), или косвенно, как в общине Бозе (Bose) в Сев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В подмосковных Мытищах прошла торжественная церемония закрытия VI Московских областных Рождественских образовательных чтений 11 декабря 2008 г. 19:10 Торжественная церемония закрытия VI Московских областных Рождественских образовательных чтений прошла 11 декабря в Ледовом дворце в Мытищах. В торжествах приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , губернатор Московской области Борис Громов , министр образования Московской области Л.Н. Антонова и почти 4000 педагогов, священнослужителей, директоров воскресных школ, православных гимназий и молодежных центров Подмосковья. В течение долгого периода на территории Московской области во всех городах и поселках, во всех общеобразовательных и церковно-приходских школах проходили различные торжественные мероприятия, открытые уроки и круглые столы. Проходили встречи духовенства благочиний Московской епархии с преподавателями и учащимися учебных заведений, подписывались соглашения о сотрудничестве и взаимодействии местных органов образования и церковных округов Московской епархии. Итогом стали многие полезные наработки, которые станут фундаментом дальнейшей плодотворной работы на ниве духовного просвещения молодежи. Перед началом церемонии закрытия митрополит Ювеналий отслужил заупокойную литию по новопреставленному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Губернатор Московской области Б. В. Громов, обратившийся со словами приветствия к участникам мероприятия, отметил, что сейчас Россия переживает поистине трагическое событие — ибо уход из жизни Святейшего Патриарха был чувствительной потерей для каждого верующего сердца. Подводя итоги прошедшим образовательным чтениям, Борис Всеволодович отметил неизменный рост уровня и содержания этих чтений на просторах Московской области. Начатые несколько лет назад, тогда ещё робкие шаги навстречу друг другу переросли в плодотворное и полезное взаимодействие Церкви и государства. В своем приветственном слове митрополит Ювеналий сказал, что почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий II не только благословил проведение областных Рождественских чтений, но и всегда искренне интересовался ходом их проведения, с живым интересом обсуждал их итоги. Также владыка отметил, что многолетнее сотрудничество администрации области и Московской епархии и на этот раз показало себя удивительными плодами самоотверженного труда педагогов и приходского духовенства. Как сообщили Пресс-службе Московской Патриархии в Московской епархии , представителям духовенства, наиболее отличившимся в трудах на ниве духовного просвещения, были вручены церковные и губернаторские награды. Темой VI Московских областных Рождественских образовательных чтений, открывшихся 19 ноября в городах Подмосковья, стала «Семья в современном мире». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/508105.htm...

Но возвращаясь сокрушенною мыслию к себе самим и к настоящему своему положению, не должны ли мы, сыны России, так внезапно обреченные скорбеть о похищенном рукою смерти царе своем, – не должны ли стать и сами на суде своей совести и вопросить себя: доколе же будут продолжаться среди нас все эти смятения и страхи, ставшие как бы обычным знамением переживаемого нами времени, эта борьба закона и власти с беззаконием и возбужденными страстями всевозможных наших свободолюбцев? От чего не уменьшается число их и не слабеет злоба, не смотря ни на какие вразумления им и увещания нашего лучшего печатного слова и на всю снисходительность и кротость правительственных мер по отношению ко всем мятущимся, и не смотря на самое горячее стремление улучшить все, нуждающееся в улучшении, успокоить и умиротворить, если можно, всех недовольных? Что мешает нашему отечеству мирно развиваться на пути своей гражданственности? За что Господь наказует нас то разными язвами смертоносными, то голодом и материальным обеднением, то губительным огнем пожаров, истребляющих наши города и веси, то зловредными насекомыми, поядающими наши нивы и поля, то мором, истребляющим наши стада, то увеличением наших недругов в политическом мире, единодушно и успешно устремляющих свою зависть и недоброжелательство на ослабление нашего могущества и политического значения там, где было и оно прежде столь сильно и широко, то смятением даже в ученом нашем мире, принижением нашей родной науки и оскудением достойных ее борцов и истинных представителей, то умножением разных невежественных и суеверных сект, то развитием и ожесточением разных враждебных друг другу сословных и общественных партий, то наконец цареубийством?... Как обличительный ответ на все эти тревожные вопросы нашего тяжелого и смутного времени невольно вспоминаются следующие пророчественные и завещательные слова еврейскому народу из уст умиравшего и боговдохновенного вождя его Моисея. Если ты (Израиль) будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять заповеди его...; то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Никто их к этому не нудил. Они начали это, когда хотели, и оканчивали — когда хотели же. Но, обыкновенно, раз обратившийся уже никогда не хотел отойти вследствие явной пользы советов, основывавшихся единственно на обстоятельствах того, кто просил совета, а не (на) настроении самого старца». Прот. Сергей Четвериков говорит, что во второй половине XIX века о. Амвросий явился связующим звеном между образованным обществом, народом и Церковью. Старца Амвросия посещали и слушали его духовные наставления Н. В. Гоголь, Л. Н.Толстой, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев и многие другие представители русской интеллигенции.    Старец Амвросий почил в Бозе 10 октября 1891 года. Тело старца было погребено при большом стечении народа около юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилами его предшественников — старцев о. Макария и о. Льва. Незадолго до смерти старца спросили: «Придет время, не станет вас с нами. Что мы тогда будем делать?» И он с любовью ответил: «Уж если я с вами тут все возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь». И он не ушел от нас. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. Учение иеросхимонаха Амвросия о спасении и достижении Царствия Божия по его письмам    В письмах старца Амвросия каждое слово направлено к одной цели — к спасению душ тех, кто обращался к нему. Спасение души есть не что иное, как очищение ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, подготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия. Человек свободен, а потому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла. Это положение старец Амвросий в одном из своих писем освещает так: «Насильно никого не приведешь ко спасению… Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет… Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной воле уклонится в противную сторону».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

9-го ч. получил я письмо из Ярославля от преемника моего почившего друга преосвященного епископа Ионафана 923 , переведенного на Ярославскую кафедру с Олонецкой. Вот что писал мне от 4-го числа преосвященный Ионафан: «Приношу Вам сердечную благодарность за присылку мне книги Ваших воспоминаний о Высокопреосвященнейшем Леониде. Читая Ваши воспоминания о любимом Вами Архипастыре, я с любовью и расположением воспоминал и о Вашем Преосвященстве. Дорогой подарок Ваш, принесенный на гробницу в Бозе почившего Архипастыря, особенно обрадует Москву, где и у Вас и у него много знакомых и друзей». 10-го ч. мною получено было два письма из Москвы – от Н. П. Киреевской и Пр. Ал. Мухановой. Г-жа Киреевская от 8-го ч. писала мне: «Болезнь запрещает мне брать перо в руки; оно действует на болезнь мою, как кинжал. Но желание сказать Вам то, что может не пришлось мне выразить в последнем письме, решает написать эти строки, как ни трудно мне. Сказанное мною о покойном Леониде единственно по чувству искренней моей, преданной к Вам любви. Зная Вашу прямоту характера, Вашу доброту и доброжелательность любви, мне собственно по любви глубокой к Вам, жаль было, что Вы изволите превосходно и может слишком прекрасно говорить о человеке, который не был искренен в отношении Вас, Владыко Святый! Вот что теснило мою душу. Но видно, должно было быть так напечатано и потому о сем – Аминь! Как мне жаль, что берут 924 от нас преосвящ. Игнатия! Все духовенство любит его искренно и все жалеют очень о разлуке с ним. И что ещё больнее, что сиятельное намерение – из другой епархии заместить его; цель Дм. Андр. 925 –стереть не только дух, но и память о покойном Митрополите 926 . Не попусти ему Бог успеха этого вреда. Владыко Святый! воздохните ко Господу Вашею святительской молитвою о непопущении готовящегося вреда и зла святой церкви и православию! Душа сильно страдает, видя успех сатанинского влияния». П. А. Муханова 927 писала мне от 7-го числа: «С особенным интересом читаем Ваши воспоминания о высокопреосв. Леониде. Говорят, что у книгопродавца Ферапонтова 928 уже раскупили все экземпляры этой книги, у него находившиеся. Вот доказательство, как Москва всегда любила и любит своих святителей. Теперь большая передвижка оных с кафедры на кафедру и много вновь получивших хиротонию. Как бы нам удержать у себя преосв. Игнатия, который сейчас нас посетил. Он единственный оставшийся представитель прошлого, и, сколько может, придерживается прежних порядков. С умножением круга его занятий и деятельности, мне кажется, что они его не только не отягощают, но даже благотворно повлияли на его здоровье. Впрочем, да будет всё к лучшему. Пути Божии неисповедимы».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Экологический аскетизм Рядом с нашим домом построили торговый центр. Мы очень ждали его открытия… но оно откладывалось целый год. Оказалось, что центру не хватает электроэнергии. Он готов за нее платить, разумеется, но продать никто не мог, вся доступная энергия была давно разобрана другими потребителями… 13 сентября, 2012 Рядом с нашим домом построили торговый центр. Мы очень ждали его открытия… но оно откладывалось целый год. Оказалось, что центру не хватает электроэнергии. Он готов за нее платить, разумеется, но продать никто не мог, вся доступная энергия была давно разобрана другими потребителями… Я пишу эту заметку по свежим впечатлениям от XX Международной конференции по православной духовности, проходившей в итальянском монастыре Бозе 5-8 сентября этого года. Не буду даже пытаться рассказать о всей конференции, тем более, что такие отчеты наверняка появятся, а вместо этого постараюсь рассказать о тех размышлениях, на которые навели меня – да и не меня одного, уверен – выступления ее участников, принадлежавших к разным церквам, странам и народам. Тема для конференции этого года была избрана такая: «Человек – домоправитель творения Божьего». Я, разумеется, предполагал, что речь пойдет об осмыслении страниц Библии и творений святых отцов, о современных богословских трактатах, посвященных творению. Всё это было, конечно, но основным предметом разговора стала… экология . Ну что можно сказать об экологии? Все соглашаются, что у нас с ней большие проблемы, все выступают за экологическую чистоту (хотя бы в теории) и никто никогда не скажет ни слова против, не так ли? Тут следует разбирать конкретные проблемы: где и как что загрязняется, какие можно предпринять меры, – но это сюжет не для священников, богословов, патрологов и библеистов, а для представителей совсем других, естественнонаучных дисциплин. Но по мере того, как я слушал разные доклады, я начал понимать, насколько эта проблема актуальна для нас именно как для христиан. По сути дела, когда речь заходит об экологических проблемах, мы повторяем вслед за всеми остальными: «да, конечно, мы тоже за все хорошее и против всего плохого». Приводим пару-тройку цитат из Писания и отцов в поддержку того, что и так очевидно… и, по сути, уходим со сцены, не сказав ничего значительного.

http://pravmir.ru/1ekologicheskij-asketi...

Нося в себе именно такой дух «человеколюбивой» ревности по Бозе, Платон подходит к каждой душе, принадлежащей ли к церкви, отпавшей ли от нее, с открытым забралом, с открытой душой и дружелюбивым сердцем проникает в сокровенные для других духовные болезни, муки и искания чужой души, и понимает их. Он строго отличает заблуждение от личности заблуждающегося и, нападая на первое, жалеет и страдает за вторую: «нужно, – говорит он в одной из проповедей, – гнать порок, а не человека порочного». Один из крайних представителей масонства, Лопухин рассказывает про свои отношения к Платону: «часто бывал у преосвященного Платона, которого отличным благорасположением я всегда пользовался. Он очень в разговорах восставал против нашего общества, однако ж расставались мы всегда приятелями». —318— Благодаря этому именно свойству, Платон, несмотря на свое настойчивое обличение в проповедях модных направлений времени – деистического, атеистического и масонства 573 , пользовался общим уважением противников. Благодаря этому же своему свойству, Платон первый, можно сказать, вполне понял душу старообрядца-раскольника, истинный смысл ее исканий и терзаний, и столь же вполне откровенно высказал перед всем русским обществом в своем знаменитом, беспримерном по духу любви «Увещании» и воплотил в доселе здравствующем «единоверии» 574 . Необычайно энергичный администратор, Платон вносит с собой и в область епархиального управления оригинальную атмосферу родственных отношений, отечески-дружеских чувств, отечески-дружественных привязанностей. Почитайте письма. Платона к своим викариям Амвросию и Августину и сравните их с письмами Филарета к лицу, которого он нарек «другом» своим, – наместнику Лавры Антонию 575 . Отличенный этими письмами дружбы, Антоний говорил однажды: «всю жизнь около него и всегда за каждый шаг опасаюсь». Так мало ведомой оставалась для Антония душа его друга, несмотря на чрезвычайную близость личного и письменного общения. – Совершенно иное дело, письма Платона. – В них Платон не только входит во все нужды и горести своих сотрудников, но и свои собственные нужды и горести поручает их сердцу и заботе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тотчас же по прибытии своем в Тамбов, епископ Палладий обратил внимание на вопиющие нужды Тамбовской семинарии и предпринял столь энергичные хлопоты, то через год же приступлено было к полному переустройству семинарии. Сдавали последние, выпускные экзамены мы уже в полуразобранном старом здании семинарском. А когда лет через шесть, по окончании академического курса, я опять попал в Тамбов, я уже и следов старого и столь памятного мне здания не узнал в громадных, роскошных корпусах новой Палладиевской Тамбовской семинарии. С первого же года служения преосвященнейшего Палладия на Тамбовской кафедре начинается и мое личное, если только можно так выразиться, знакомство с ним, т.е. точнее – с той поры он стал знать меня. Дойдя теперь до этого, самого, конечно, безынтересного для других, но самого заветного, самого незабвенного пункта моих воспоминаний, могу с истинной гордостью сказать, что я имел высокое счастье пользоваться многолетним и самым теплым расположением ко мне почившего архипастыря – вот с первой же моей встречи с ним и до конца его земной жизни. Я многим, многим ему обязан! Потому-то и выразить в словах не могу всю тяжесть, всю горечь моей личной утраты в смерти блаженно преставившегося митрополита Палладия! Никогда, конечно, не забуду я моей первой встречи и первого разговора с покойным. Случилось это в родительском моем доме, летом, во время каникул. Новый епископ знакомился в это время с самой отдаленною, северною оконечностью своей епархии, с Елатомским уездом, направляясь между прочим к находящейся около этого уезда, знаменитой на всю Русь православную, Саровской пустыни. Этот первый приезд преосвященнейшего Палладия в наши елатомские пределы живо врезался в память мою и потому еще, что он затронул, всколыхнул всю мою родную семью. В семи верстах от города Елатьмы, в маленьком и бедном сельце Квасьеве священствовал тогда мой дед – представитель еще прошлого столетия, из старых церковников, ни в какой школе не учившийся, но старик умный и пребольшой оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010