Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Замбия; англ. Republic of Zambia], гос-во на юго-востоке Центр. Африки. Территория - 752,6 тыс. кв. км. На западе граничит с Анголой, на северо-западе с Демократической Республикой Конго, на северо-востоке с Танзанией, на востоке с Малави, на юго-востоке с Мозамбиком, на юге с Намибией, Ботсваной и Зимбабве. Столица - Лусака (1,05 млн чел.- 2007). Офиц. язык - английский. География Территория З. представляет собой плоскогорье, состоящее из средневысотных слабоволнистых цокольных плато высотой 1100-1350 м над уровнем моря, с отдельными горными массивами и кряжами. Самая высокая точка страны - пик Мванда (высота 2150 м). Большая часть территории расположена в бассейне р. Замбези, в низовьях к-рой находится водопад Виктория высотой 120 м, в сев. части З.- крупные озера тектонического происхождения (Танганьика, Бангвеулу и Мверу). Субэкваториальный пояс Южного полушария определяет климат З.: с мая по июль - относительно прохладный и сухой сезон; с авг. по окт.- жаркий и сухой; с нояб. по апр.- теплый и влажный, во время к-рого выпадает максимальное количество осадков. Леса покрывают значительную часть территории З., особенно зап. ее часть; характерны высокотравные саванны и т. н. миомбо - разреженный, сухой тропический лес с обилием лиан и кустарников. В стране 19 национальных парков и 34 заповедника. Население З., согласно официальным замбийским источникам (Central Statistical Office, Zambia - www.zamstats.gov.zm), на 2007 г. составляло 12,16 млн чел. Характерно преобладание народностей банту, по оценкам 2007 г.- 89,5%, из них бемба - 25,5, тонга - 11,4, лози - 5,2, нгони - 4,8, луба - 2,3, лунда - 2, мбунду - 1,4, шона - 0,3, тетела - 0,3, суахили - 0,2%. В З. также проживают сан (0,5%), относящиеся к койсанским народам, африканеры (0,4%), гуджаратцы (0,2%), греки (0,1%). Ок. половины населения З. проживает в городах. Средняя продолжительность жизни составляет 42 года. Численность населения в крупных городах: Китве - 416 тыс. чел., Ндола - 402 тыс., Кабве - 193 тыс., Чингола - 148 тыс. чел. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/182545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИМБАБВИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ζιμπμπουε], епархия Александрийского Патриархата. Образована в 1968 г. с названием Родезийская митрополия. Кафедра находится в Хараре (кафедральный собор во имя Св. Троицы). В юрисдикцию З. м. помимо Зимбабве входят соседние страны - Ангола, Малави и Ботсвана. В составе З. м. находились Замбия и Мозамбик, выделенные в 2001 и 2006 гг. в Замбийскую и Мозамбикскую епископии. На территории З. м. существует 6 правосл. общин (4 - в Зимбабве: по 1 - в Хараре, Булавайо, Мутаре и Гверу; 1 - в Малави, в Блантайр-Лимбе; 1 - в Ботсване, в Габороне, к-рая помимо 120 греков включает 90 русских, 100 сербов и 100 болгар), действуют 3 миссионерских центра и 15 правосл. храмов: 11 - в Зимбабве (5 - в Хараре, 2 - в Булавайо, по 1 - в Марондера, Шуругви, Мутаре и Одзи), 2 - в Малави (в Блантайр-Лимбе и Вумбве), 1 - в Ботсване (в Габороне, строительство храма не завершено) и 1 - в Анголе (в Луанде, строительство храма не завершено). В З. м. служат 4 иерея (2 грекоязычных и 2 африканца), 2 диакона. Помимо этого по договоренности с митрополией ряд общин окормляются 3 иереями, находящимися в юрисдикции др. правосл. Церквей: Элладской и Кипрской. В Хараре действуют миссионерские центры во имя свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского, и во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, при к-ром открыты бесплатная больница (более чем на 200 мест), детский сад, техническая и катехизаторская школы. Кроме того, в Хараре действуют катехизаторская школа, греч. детский сад и школа (начальные классы, гимназия и лицей; 450 учащихся), где преподается Закон Божий; ведется сооружение храма. В миссионерском центре в Булавайо во имя блж. Августина работают техническая школа, детский сад и воскресная катехизаторская школа. Первоначально большинство паствы З. м. составляли греч. и кипрские эмигранты, появившиеся здесь с нач. ХХ в. С 90-х гг. XX в. в З. м. активно ведется миссионерская деятельность среди местного населения. Напр., в миссионерском центре во имя свт. Нектария в Хараре в навечерие Богоявления 2008 г. 150 оглашенных приняли крещение.

http://pravenc.ru/text/199797.html

Православие представлено Замбийской епархией Александрийской Православной Церкви с кафедрой в Лусаке, возглавляемой еп. Иоакимом (Кондовасом). Епархия учреждена патриаршим томосом от 22 февр. 2001 г. Ее прихожанами являются проживающие в стране греки, русские, сербы и африканцы. Имеются приходы в Лусаке (храм во имя св. Александра при Союзе греков Лусаки, ц. во имя свт. Василия Великого и вмч. Димитрия Солунского при миссионерском центре, парекклисион в честь Рождества Богородицы при епископской резиденции во имя вмч. Георгия Победоносца в Макени), в Китве (ц. во имя ап. Андрея Первозванного), в Луаншья (ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы), в Капири-Мпоши (ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в Чингола (строящийся храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского) и Мукуши (строящийся храм во имя ап. Филиппа). В Лусаке при миссионерском центре строится начальная школа и планируется сооружение больницы, действует воскресная катехизаторская школа, имеющая 2 отд-ния. Ведется активная издательская деятельность, начался перевод литургических текстов на местные диалекты, периодически издается лит-ра просветительного характера на англ. и греч. языках. Еп. Иоаким окормляет православных, оказавшихся в больницах; еженедельно раздается питание 200 бездомным детям. Организованы миссионерские «ячейки» в Чирунду, Пемба, Чомба и Луангва. Общая численность православных ок. 7,5 тыс. чел. Римско-католическая Церковь в З. представлена 2 архиеп-ствами (митрополиями): Лусака имеет 6 епископств-суффраганов (Чипата, Ливингстон, Монгу, Монзе, Ндола и Солвези), Касама - 2 еп-ства-суффрагана (Манса и Мпика). Общее число католиков ок. 3,28 млн чел. По данным на 2007 г., в стране действует 264 католич. прихода, где служат 656 священников (из них 349 монашествующих), также в З. подвизаются 580 монахов и 1542 монахини. Протестантские церкви и секты. Англиканская Церковь представлена 5 еп-ствами (Сев. Замбия, Вост. Замбия, Центр. Замбия, Луапула и Лусака) в составе Церкви провинции Центр. Африки, окормляющей верующих в З., Малави, Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих ок. 170 тыс. чел. в 400 приходах.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Сын плотника из народности шона (этнического большинства в Южной Родезии, так до провозглашения независимости называлась Зимбабве) с детства тянулся к знаниям. Уровень жизни в Родезии был достаточно высок, в том числе и для африканского населения, потому при некотором желании получить образование можно было даже при таком происхождении, как у Мугабе. Дело в том, что в Родезии не было апартеида, как в Южной Африке. Там правила меритократия. То есть путь в высшее общество был закрыт только для тех африканцев, кто не проходил имущественный ценз. А в принципе раздельного проживания рас не было. И потому сын плотника мог, накопив денег, отправиться учиться в Южную Африку, в Университет Форт-Хэйр. Это учебное заведение в пригороде Кейптауна было единственным в черной Африке, куда принимали, собственно говоря, лиц африканского происхождения со всего континента южнее Сахары. Буры таким образом пытались контролируемо выращивать новую элиту из числа детей племенных вождей и просто самородков с элементами гениальности типа Роберта Мугабе. Идея провалилась. Довыращивались. В Университете Форт-Хэйр примерно в одно и то же время учились, кроме Роберта Мугабе: Нельсон Мандела (пока его не выгнали оттуда), будущий президент Танзании Джулиус Ньерере, первый президент Замбии Кеннет Каунда, временный президент Уганды Юсуф Луле, будущий нобелевский лауреат архиепископ Десмонд Туту, первый президент Ботсваны Серетсе Кхама, основатель Панафриканского конгресса Роберт Собукве, вождь зулусской партии «Инката» Мангосуту Бутелези и еще с десяток деятелей поменьше. Вот эта студенческая гоп-компания в итоге и разрушила остатки Британской империи, в которой когда-то никогда не заходило солнце. На самом деле первую независимость Южной Родезии провозгласили абсолютно белые люди. Британия очень не хотела расставаться с богатыми южноафриканскими колониями и всячески оттягивала свой конец. Например, в 1953 году в Лондоне решили создать суперстрану: в Федерацию Родезии и Ньясаленда были принудительно загнаны обе Родезии (Северная Родезия сейчас - это Замбия) и Ньясаленд (теперь - государство Малави). Продержалось это государство на карте мира ровно 10 лет, после чего развалилось. Но Замбия и Малави тут же получили независимость от Лондона, а вот Южной Родезии англичане отказались предоставлять самостоятельность.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/07/...

— Есть ли возможность для африканцев или других иностранных студентов обучаться в академии заочно? Какие для этого необходимы условия? — Набор иностранных студентов на заочное отделение происходит на общих основаниях, но нужно учесть, что преподавание у нас ведется только на русском языке. Кстати, студенты очной формы обучения также в любой момент могут перевестись на заочное отделение, чтобы получать образование без отрыва от пастырского служения. — Чему наши академисты могли бы на­учиться у африканских студентов? — Присутствие иностранцев в стенах академии побуждает наших студентов проявлять открытость и гостеприимство. Они, не покидая России, в какой-то степени приобретают опыт жизни в интернациональной среде, это существенно расширяет горизонты, избавляет от некоторых стереотипных представлений, позволяет постоянно узнавать что-то новое. Конечно, общение с африканцами помогает нашим студентам совершенствоваться в иностранных языках и в целом создает творческую атмосферу, в которой становится интереснее учиться. Общины и приходы Русской Православной Церкви присутствуют в 21 стране Африки (зарегистрирован приход/община либо подано прошение об открытии прихода). Это Египет, Тунис, Малави, Мадагаскар, Камерун, Южно-Африканская Республика, Танзания, Уганда, Центральноафриканская Республика, Кот-д " Ивуар, Бенин, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Кения, Республика Конго, Руанда, Замбия, Нигерия, Марокко, Гана, Бурунди, Намибия. Патриарший экзархат Африки юридически закрепил свое присутствие в шести странах континента. Получены свидетельства о государственной регистрации в Кении, Замбии, Центральноафриканской Республике, Уганде, Нигерии и Танзании. «Я принял Православие, потому что оно хранит истину, которую принес людям Христос» Архимандрит Захария (Мулингва), 38 лет, Танзания. Клирик храма во имя блаженной Матроны Московской в городе Дар-эс-Салам. Окончил патриаршую семинарию имени архиепископа Макария III в Рируте, пригороде Найроби (Кения). — Я решил посвятить всю свою жизнь Христу, потому что без Него она бессмысленна. И принял Православие, потому что именно оно хранит истину, которую принес людям Христос. Моя цель в России — не только получить образование и, с Божией помощью, степень магистра богословия, но и разобраться, как организовать обучение моих соотечественников в Танзании, чтобы они могли служить в Церкви в соответствии с русской православной традицией.

http://patriarchia.ru/db/text/6045986.ht...

Правящий архиерей: Архиепископ Гермопольский Николай  Tel: (2-02) 5881795, (2-02) 6333365 Fax: (2-02) 2909937 Иринупольская епархия Кафедра: Дар-эс-Салам (Танзания). Юрисдикция этой епархии распространяется на Танзанию и Сейшельские острова. Правящий архиерей: Митрополит Иринупольский Димитрий  Tel: (255) 741376161, Fax: (255) 222123851 URL: http://www.orthodoxtanzania.com/ E-mail: orthodoxtanzania@yahoo.com Центральноафриканская епархия Кафедра: Киншаса (Демократическая Республика Конго). Юрисдикция этой епархии распространяется на такие страны как Конго и Демократическая Республика Конго. Правящий архиерей: митрополит Центральноафриканский Никифор Tel: +243 81 071 1738 Fax: +243 1398214 E-mail: orthodoxeafricac@Gmail.com Хартумская и Суданская епархия Кафедра: Хартум (Судан). Юрисдикция этой епархии распространяется на Судан. Правящий архиерей: Митрополит Хартумский и всего Судана Эммануил Tel & Fax: (249-183) 772973 Камерунская епархия Кафедра: Яунде (Камерун). Юрисдикция этой епархии распространяется на такие страны как Камерун, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон, Экваториальная Гвинея и острова св. Фомы и Принципи. Правящий архиерей: Митрополит Камерунский Григорий  Tel: (237) 2201514, Fax: (237) 2210576 E-mail: gregoriosfr@yahoo.gr Замбийская епархия Кафедра: Лусака (Замбия). Юрисдикция этой епархии распространяется на Замбию и Малави. Правящий архиерей: Епископ Замбийский Иоаким  Tel: (26-096) 438333, (26-01) 272435 Fax: (26-01) 272435 E-mail: ioakim@zamtel.zm Ганская епархия Кафедра: Аккра (Гана). Юрисдикция этой епархии распространяется на такие страны как Гана, Берег Слоновой Кости, Либерия, Сьерра Леоне, Сенегал, Мали, Буркина Фасо, Гвинея, Гвинея Биссау и Гамбия. Правящий архиерей: Епикоп Ганский Георгий Tel: (233-21) 413737, (233-21) 400977 Fax: (233-21) 413737 E-mail: grathinon@patalex.gr Мадагаскарская епархия Кафедра: Антананариву (Мадагаскар). Юрисдикция этой епархии распространяется на Мадагаскар, а также на острова Маврикия, Реюньюн, Коморские и Маллиотские.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

«Церковь ОБъединения» в Африке На африканском континенте ЦО ведет активную деятельность в Гамбии, Кот-д " Ивуаре, Гане, Нигерии, Кении и Зимбабве. Она открыла свое представительство в Йоханнесбурге и миссию в Соуэто (ЮАР). В прошлом ЦО вела в ЮАР гибкую политику. Она осуждала апартеид, но одновременно противостояла «освободителям», марксистским лидерам Африканского Национального Конгресса, и поддерживала черных руководителей, в основном зулусов, которые стояли за политику раздельного развития в бантустанах 279 . В 1982 году, через несколько дней после своего основания, газета «Washington Times» писала: «Мы полностью против апартеида в Южной Африке. Однако нам кажется, что демократические институты, существующие в этой стране, несмотря на расистские ограничения, открывают все же большие возможности для построения истинно свободного государства, чего не произойдет при насильственном свержении этих институтов. Когда мы думаем о Южной Африке, мы учитываем как геополитический аспект проблемы и уникальные природные ресурсы, так и апартеид» 280 . В основе миссионерской деятельности ЦО в странах Африки лежит гуманитарная помощь. В 1976 году Мун учредил Международный Фонд помощи и дружбы (IRFF), который «представляет собой общественную бесприбыльную организацию, деятельность которой посвящена борьбе с нищетой, голодом и болезнями» 281 . В этом фонде долгие годы работают десятки европейских мунистов. Эта организация строит сельские больницы в Замбии, развивает сельскохозяйственные проекты в Заире и Кот-д " Ивуаре и руководит центрами реабилитации инвалидов в Сенегале. «Медицинские бригады IRFF активно борются с болезнями в странах Африки, Азии и Южной Америки. Бригады IRFF работали в таких странах, как Берег Слоновой Кости (Кот-д " Ивуар. – а. А), Центральная Африканская Республика, Замбия, Заир...» 282 В свете сказанного неудивительно, что, по сведениям Ж. Ф. Буайе, некоторые мунистские общины в Африке растут даже быстрее, чем «материнские» общины ЦО в странах Европы. В Заире и Кот-д " Ивуаре у них уже сотни последователей 283 . В октябре 1995 года Мун с супругой посетили Буркина-Фасо, Гану, Кот-д " Ивуар, Заир, ЮАР. (Кстати сказать, на пути из Европы в Африку они посетили Киев.) На каждое выступление, проводившееся в конференц-залах, приходило приблизительно от тысячи до трех тысяч человек. Особенно уникальной оказалась ситуация в Заире. Встречу с Муном предполагалось провести под открытым небом в парке перед зданием Парламента. На нее собралось более 20 тысяч человек. 284

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

10 апр. 1970 г. Н. назначен патриаршим экзархом Центр. и Юж. Америки. 2 июля того же года, согласно прошению, освобожден от управления Аргентинской и Южноамериканской епархией и от должности экзарха Центр. и Юж. Америки с предоставлением ему 3-месячного отпуска. 1 дек. 1970 г. стал архиепископом Харьковским и Богодуховским. 24 февр. 1971 г. также был назначен временно исполняющим обязанности экзарха Центр. и Юж. Америки. Н. являлся наблюдателем от РПЦ на ассамблеях Всеафриканской конференции Церквей в Лусаке (Замбия, 1974) и Найроби (Кения, 1981); совершил поездки в составе делегаций Московской Патриархии в Грецию и на Афон (1970, 1978), на Св. землю (1976, 1982), в Канаду (1979), Бельгию (1980), Испанию (1980, 1984), Японию (1983), Индию (1984), Польшу (1985). Как экзарх Центр. и Юж. Америки Н. в целях налаживания церковной жизни в латиноамер. странах посетил большинство гос-в региона: Аргентину, Бразилию, Уругвай, Чили, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Мексику, Кубу, Гаити, Гватемалу, Панаму, Тринидад и Тобаго, Коста-Рику, Гондурас, Гренаду. В мае 1971 г., во время визита на Кубу, Н. присоединил к РПЦ общину правосл. Константино-Еленинского храма в Гаване (ранее находился в юрисдикции К-польского Патриархата) и рукоположил 2 правосл. кубинцев: одного - во иерея, другого - во диакона. В 1972 г., во время посещения Аргентины, Н. рукоположил во иерея для служения в пров. Мисьонес своего духовного сына диак. Георгия (Хорхе) Санчеса. Во время поездок в Мексику, в 1973 и 1976 гг., Н. решал вопросы о строительстве Покровского храма для общины в Непантла-де-Сор-Хуана-Инес-де-ла-Крус. 6 окт. 1977 г. был освобожден от временного исполнения обязанностей экзарха Центр. и Юж. Америки, но в 1985 г. вновь совершил поездку в Аргентину, где освятил в Буэнос-Айресе после ремонта Благовещенский собор и новое здание Патриаршего Экзархата. Также Н. открыл памятник равноап. кн. Владимиру на городской площади, переименованной в честь святого в связи с 1000-летием Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

Лютеранство в З. представлено Евангелической Церковью Замбии (32 тыс. верующих, 490 общин), входящей в Лютеранское сообщество в Юж. Африке, во Всемирную лютеранскую федерацию , а также Замбийской конференцией Лютеранской Церкви Центр. Африки (8 тыс. верующих, 17 общин) в составе Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции, дочерней орг-ции Висконсинского Евангелическо-лютеранского Синода (США). Кальвинизм представляют Объединенная церковь Замбии, крупнейшая протестант. орг-ция страны, к-рая включает конгрегационалистские, пресвитерианские, реформатские и проч. общины. (1 млн чел., 1200 общин), Реформатская церковь в Замбии (500 тыс. чел., 1695 общин), Замбийский синод Церкви Центр. Африки пресвитерианской (20 тыс. чел., 29 общин), Африканская национальная церковь (6 тыс. чел., 10 общин), Объединенная пресвитерианская церковь Центр. Африки (8 тыс. чел., 17 общин), а также крайне малочисленные общины белых африканеров, такие как Голландская реформатская церковь и др., общее количество верующих не более 1 тыс. чел. Меннониты принадлежат к Церкви братьев во Христе (20 тыс. чел., 158 общин). В стране действует Меннонитский центральный комитет. Баптисты состоят членами 3 организаций: Баптистской конвенции Замбии (110 тыс. чел., 500 общин), Баптистской ассоциации Замбии (18 тыс. чел., 150 общин) и Баптистского союза Замбии (3,5 тыс. чел., 20 общин.). Братья создали 4 организации, первой была традиционная организация Христианские братья (75 тыс. верующих, 1 тыс. общин), со временем от нее отделились или возникли самостоятельно такие как Христианское содружество Замбии (10 тыс. верующих, 26 общин), Последняя Церковь Христа (2,1 тыс. верующих, 10 общин), Независимая ассамблея братьев (1,3 тыс. верующих, 4 общины). Методисты представлены Африканской методистской епископальной церковью, которая объединяет более 83 тыс. чел. и 193 прихода, а также Независимой методистской церковью, насчитывающей 15 тыс. верующих и 20 общин. Движение святости представлено 2 организациями: Церковью Назарянина (5 тыс. чел., 23 общины) и Странствующей уэслианской церковью (13 тыс. чел., 163 общины).

http://pravenc.ru/text/182545.html

Африки, затем ее представители получили право от вождей племен разрабатывать минеральные ресурсы. Великобритания расширяла свои владения, сначала захватив вост. районы верховьев р. Замбези, названные Юж. Родезия, а затем территории к северу от р. Замбези. В 1891 г. Баротселенд был объявлен брит. протекторатом. Активизация экономической деятельности не могла не сказаться и на религ. сфере: в разных регионах страны появились новые миссии. Так, в 1892 г. в Леалуи начала деятельность Парижская евангелическая миссия, в том же году «примитивные методисты» появились с миссией среди народа ила в зап. части совр. З., в 1894 г. пресвитериане обосновались в Мвензо. Количество миссий в кон. XIX - нач. XX в. выросло до неск. десятков. Наибольшего успеха достигли меннониты, баптисты, братья, Странствующая уэслианская церковь, адвентисты седьмого дня, Армия спасения, свидетели Иеговы, Новоапостольская церковь. В эти годы начался процесс перевода Свящ. Писания на местные языки. Первым переводным изданием стал НЗ на языке мамбве, выполненный сотрудниками Британского и зарубежного библейского об-ва в 1901 г., позднее началась работа над переводами на языки ньянджа, бемба, ила, тумбука. Параллельно переводом отдельных частей Свящ. Писания занимались представители Библейского об-ва Шотландии, с 20-х гг.- миссионеры плимутских братьев. В 1895-1900 гг. Британская Южно-Африканская компания захватила сев.-зап. и сев.-вост. части Родезии, к-рые составили единое образование Сев. Родезия (1911), где начала работу первая англикан. миссия. Ее деятельность обеспечивалась т. н. Университетской миссией в Центр. Африке, основанной в Кембридже по призыву Ливингстона христианизировать Африку. В 1924 г. Сев. Родезия стала протекторатом Великобритании, управление перешло правительству, выкупившему права на данную территорию у Британской Южно-Африканской компании. Освоение недр и добыча полезных ископаемых способствовали притоку квалифицированной рабочей силы из Европы, при этом коренное население выселялось с исконных территорий, что привело к развалу традиц.

http://pravenc.ru/text/182545.html

  001     002    003    004    005    006