Армия спасения (территориальное подразделение Замбии и Малави) имеет 15 тыс. верующих и 90 общин. Адвентисты седьмого дня (АСД) принадлежат к Замбийской объединенной конференции, входящей в состав дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и имеющей 1704 общины, в которые объединены более 546,4 тыс. верующих. Также существует независимая группа - Евангельская церковь седьмого дня Замбии, отколовшаяся от АСД и насчитывающая 9 тыс. адептов в 20 общинах. Пятидесятничество в З. представлено такими традиц. орг-циями, как Ассамблеи Бога (ок. 150 тыс. верующих, ок. 330 общин), Божия церковь полного Евангелия (80 тыс. верующих, 353 общины), Пятидесятническая ассоциация святости (45 тыс. верующих, 270 общин), основанная миссионерами нем. Фельбертской миссии, Апостольская миссия веры в Замбии (18 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь в Замбии, основанная дат. миссионерами международной Апостольской церкви (4,5 тыс. верующих, 24 общины), учрежденная канад. миссионерами Апостольская церковь Пятидесятницы (3 тыс. верующих, 20 общин), Церковь Бога пророчеств (ок. 1,2 тыс. верующих, 13 общин), Международная церковь четырехстороннего (четырехугольного) Евангелия (100 верующих, 1 община), а также рядом независимых африканских организаций пятидесятнического толка, таких как т. н. Апостольская церковь веры (ок. 18,2 тыс. верующих, 180 общин), Апостольская церковь веры Св. Евангелия (ок. 45 тыс. верующих, 130 общин), Апостольская церковь Христа (ок. 1 тыс. верующих, 9 общин), Церковь апостолов в Сионе (ок. 20 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь веры и дел (ок. 4 тыс. чел., 7 общин), Церковь Бога в Замбии (ок. 6 тыс. верующих, 33 общины), Пятидесятнические свободные церкви (2 тыс. верующих, 5 общин). Ок. 100 тыс. чел. являются членами более мелких групп пятидесятнического толка. Религиозное об-во друзей ( квакеры ) имеет 2 общины, ок. 300 верующих. Различные церкви Христа объединяют 120 тыс. чел. в 950 общинах. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе насчитывает 800 тыс. верующих в 440 общинах.

http://pravenc.ru/text/182545.html

В 60-х гг. начался процесс инкультурации церквей, характерный не только для протестант. деноминаций, но и для католич. Церкви, действовавшей соответственно с решениями Ватиканского II Собора (1962-1965). В богослужении стали использоваться национальные муз. инструменты и мелодии, активизировались усилия по переводам Библии и проч. лит-ры религ. содержания на местные языки и их издание. В 1966 г. было создано Библейское общество Замбии (БОЗ). Парижская евангелическая миссия, пресвитериане и методисты учредили межденоминационную церковную орг-цию, к-рая стала называться Объединенная церковь Замбии. Наиболее влиятельными христ. орг-циями в это время стали Епископская конференция Замбии (ЕКЗ), Христианский совет Замбии (ХСЗ) и Евангелическое объединение Замбии (ЕОЗ). ЕКЗ выступала в роли единого организационного центра Римско-католической Церкви, в ХСЗ входили представители Объединенной церкви Замбии, англикан. церкви и проч. церквей протестант. миссий, а ЕОЗ было основано баптистами в качестве межденоминационного органа, однако в последующие годы оно стало выражать интересы исключительно пятидесятнических церквей. В кон. 60-х гг. руководство ЮНИП начало вести более радикальную социалистическую политику, в 1967 г. был принят программный документ «Гуманизм в Замбии», ставивший основной задачей страны построение демократического социализма с учетом традиц. африкан. ценностей. Это встревожило христ. сообщество страны, к-рое опасалось, что движение может привести к усилению марксистской идеологии. ЕКЗ, ХСЗ и ЕОЗ направили в правительство «Совместное заявление о марксизме, гуманизме и христианстве». Правительство, не желая вступать в конфликт с общественностью, пошло на уступки. С 1968 г. в стране началось осуществление новой экономической политики, в рамках к-рой иностранные инвестиции были значительно сокращены. Медная промышленность, составляющая основу экономики З., была национализирована. В 1972 г. в результате политического кризиса в З. была введена однопартийная система управления, закрепленная Конституцией 1973 г.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Распространены т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ), многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из других африкан. стран, таких как Замбия, Зимбабве и ЮАР, и испытывают влияние пятидесятничества и неохаризматии, а также используют элементы местных традиц. культов. Наиболее значительные из них: Церковь нового согласия (Igreja de Nova Aliança; 120 общин, ок. 30 тыс. чел.), Африканская апостольская церковь Джохана Маранке (Igreja Apostólica de Johane Maranke; 33 общины, ок. 25 тыс. чел.); Церковь живых вод (Igreja Águas Vidas; более 10 общин, ок. 1 тыс. чел.). Межденоминационные христианские организации В 1948 г. был основан Христианский совет Мозамбика (Conselho Cristão de Moçambique; ХСМ) для координации работы христ. Церквей и межденоминационных орг-ций. Он входит в состав Всемирного Совета Церквей и Содружества христианских советов в Юж. Африке (Fellowship of Christian Councils in Southern Africa). В наст. время ХСМ объединяет 22 христ. Церкви и 2 религ. орг-ции, в т. ч. Римско-католическую Церковь, англикан. церковь провинции Юж. Африки, Африканскую методистскую епископальную церковь, Пресвитерианскую церковь Мозамбика, Церковь Назарянина и др. Некоторые пятидесятнические организации и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches). Ислам Ислам распространился на территории совр. М. в VIII в. благодаря деятельности купцов из Йемена. В течение последующих столетий он проникал из торговых поселений на побережье Вост. Африки. В совр. М. насчитывается ок. 5 млн мусульман, придерживающихся преимущественно суннитского направления шафиитского мазхаба, в меньшем количестве (часть индийцев и пакистанцев) - ханафитского или маликитского мазхабов. Немногочисленные приверженцы шиитского направления являются гл. обр. выходцами из Юго-Вост. Азии. Действуют суфийские ордены кадирийя, идрисийя, шадилийя. Мусульмане в основном расселились вдоль побережья Индийского океана, а также по течению р. Замбези. Африканские народы в М., исповедующие ислам: яо (более 70% от общей численности этноса), маконде (43%), макуа (18%) и др. М. является членом Организации исламского сотрудничества, мусульманскую общину в М. поддерживают организации из ЮАР, Египта, Кувейта и из др. стран. Индуизм

http://pravenc.ru/text/2563938.html

Свидетели Иеговы имеют в З. 2152 общины, 128 тыс. адептов. В 1936 и 1940 гг. от орг-ции отпочковались Независимое об-во Сторожевой башни и Сторожевая миссия исцеления. Имеются общины иеговистской маргинальной орг-ции Китавала , отделившейся от свидетелей Иеговы в 1908 г. в Ньясаленде (ныне Малави) и распространившей свое влияние на соседние страны. Помимо этого в З. много т. н. независимых протестант. орг-ций. Из числа Независимых африканских церквей (НАЦ) местного происхождения наиболее значительные - Христианская сионская церковь (18 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь Джохана Маранке (ок. 16 тыс. верующих, 50 общин), Центральноафриканская церковь (6 тыс. верующих, 12 общин), Церковь заповедей (3 тыс. верующих, 5 общин), Церковь остатка Израиля (6 тыс. верующих, 10 общин), Церковь спасения (6 тыс. верующих, 20 общин). К НАЦ можно отнести также и ряд маргинальных афрохрист. орг-ций, по характеру более похожих на орг-ции НРД, чем на христ. церкви. Так, церкви секты Лумпа (Видимая церковь спасения), распространенные в основном среди представителей народа бемба в центральном и сев. районах страны, насчитывают ок. 5 тыс. чел., кимбангуизм (Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу) исповедуют в основном в пров. Коппербелт ок. 15 тыс. выходцев с территории совр. Демократической Республики Конго (бывш. Заир). Общее количество членов остальных протестант. организаций составляет ок. 1 млн чел. Ислам. В З. мусульман 240-250 тыс. чел., в основном это сунниты ханифитского и шафиитского толка и исмаилиты, привезенные в страну в колониальную эпоху из Пакистана и Сев. Индии. Во 2-й пол. XX в. значительное количество людей, исповедующих ислам, попали в З. из Кении и Сомали. Мусульмане преимущественно проживают в городах, хотя характерным явлением последних десятилетий стал рост популярности ислама среди беднейших слоев сельского населения. Жизнь мусульман в стране координирует Исламский совет Замбии. Индуизм в З. исповедуют ок. 13 тыс. чел., это выходцы из Индии и Пакистана. Верующие индуисты объединены в Индуистскую ассоциацию Замбии.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Образование Федерации Родезии и Ньясаленда в 1953 г. вызвало протест у всех местных партий. Обострились вопросы, связанные с расовым неравенством, стало очевидным, что в экономике существует система благоприятствования Юж. Родезии по сравнению с Сев. Родезией и Ньясалендом. Христианский совет Сев. Родезии, к-рый в 1944 г. пришел на смену Генеральной миссионерской конференции, выразил протест против такого положения. Неудачные попытки колониального правительства сохранить власть лишь усугубили противоречия между брит. администрацией и миссиями, нек-рые из миссий оказывали значительное влияние на формирование общественного мнения. Образованная замбийская элита, стремившаяся к обретению независимости, стала союзником христ. орг-ций. Поскольку деятельность колониальной администрации влекла за собой разрушение традиц. устоев, проникновение культуры и ценностей, чуждых местному населению, то неизбежной ответной реакцией стал поиск новых религиозных форм выражения христианства - возникли т. н. Независимые африканские церкви. Эти орг-ции были основаны и возглавлялись замбийцами, к-рые вышли из миссионерских церквей ввиду недовольства их европ. чертами или характером их богословия. В 50-60-х гг. было создано не менее 20 орг-ций, преимущественно неопятидесятнического харизматического толка. При этом НАЦ в значительной степени были подвержены сильному влиянию племенных религ. традиций, многие из возникших в это время синкретических культов представляли собой смесь традиц. верований с христианством. Самой известной из НАЦ стала секта Лумпа, или Видимая церковь спасения. Особенностью этой орг-ции стали агрессивность и ярко выраженная маргинальность. Для секты характерны замкнутая жизнь в изолированных «священных поселениях», вера в богоизбранность африканцев, почитание основательницы секты Алисии Мулени Лубусхи пророчицей и королевой - Леншиной (см. ст. Лумпа ). Основу проповеди секты составляет т. н. настоящая Библия, полученная Леншиной в результате некоего визионерского духовного опыта.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Переориентация католич. Церкви от поддержки колониальных властей к критике их злоупотреблений способствовала сохранению доминирующего положения католицизма в К. после провозглашения независимости, несмотря на принятие закона об отделении Церкви от гос-ва, а школы - от Церкви (1960). 10 нояб. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII учредил на территории К. 6 архиепископств. В 1960 г. в К. действовали 6 архиеп-ств, 25 еп-ств, 7 апостольских префектур. Однако после установления режима Мобуту и начала борьбы против зап. влияния католич. священники, выступившие с резкой критикой президента, подверглись репрессиям, ок. 200 священников были убиты. Впрочем, уменьшить влияние католической Церкви властям не удалось. В 1970 г. единственной официально признанной протестант. орг-цией являлась Церковь Христа в Заире, объединившая различные протестант. сообщества. К 1972 г. гос-во официально признало Римско-католическую Церковь, Церковь Христа в Заире, Александрийскую Православную Церковь и кимбангуистскую Церковь, а также Мусульманское сообщество, Иудейское сообщество и Ассамблею Бахаи. К кон. 70-х гг. католич. Церковь сумела восстановить свои позиции в К. В 1980 г. состоялся пастырский визит в К. папы Иоанна Павла II (2-й раз посетил К. в 1985). В 1990 г. Мобуту заявил о введении многопартийной системы, однако уже через 3 года начал преследовать политических оппонентов. В сер. 1996 г. в вост. районы К. вторглись вооруженные отряды руандийских хуту. Уничтожение ими местных тутси (баньямуленге), осуществляемое с молчаливого согласия правительства К., спровоцировало начало гражданской войны. Восставшие тутси присоединились к оппозиционным формированиям, объединившимся в Альянс демократических сил за освобождение Заира (АФДЛ) во главе с Л. Д. Кабилой. В мае 1997 г. отряды АФДЛ вступили в Киншасу. Мобуту бежал из страны. Кабила провозгласил себя президентом. Символика режима Мобуту была упразднена, восстановлены прежние гимн, флаг и название страны - Демократическая Республика Конго. С приходом к власти Кабилы в К. обострились межэтнические и клановые противоречия. Страна была разделена на 3 зоны. В гражданскую войну были втянуты также приграничные с К. гос-ва. На стороне правительственных сил выступили Ангола, Намибия, Зимбабве, оппозицию поддержали Бурунди, Руанда, Уганда. В 1999 г. в Лусаке (Замбия) все стороны конфликта подписали соглашение о прекращении огня. Контроль за его соблюдением был возложен на Миссию ООН в К. (создана 30 нояб. 1999 Советом Безопасности ООН). Однако ни повстанцы, ни соседние гос-ва не выполнили это соглашение.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

Замбия В конце февраля 2022 года иерей Георгий Максимов был в Замбии, где совершил Божественную литургию в сослужении местного духовенства Экзархата, крещение восемнадцати человек и принятие трех инославных мирян через миропомазание, а также провел пастырское собрание. Специально на встречу с иереем Георгием приехал священник из Демократической Республики Конго, также принявший решение перейти вместе со своей общиной под омофор Русской Православной Церкви. Руанда В феврале 2022 года состоялся краткий визит иерея Георгия Максимова в Руанду. По итогам встречи с местными верующими и их пастырями священники со своими общинами изъявили желание перейти под омофор Московского Патриархата. Также «священник» одной из неканонических групп сообщил о своем желании перейти в Православие. В марте с духовенством Патриаршего экзархата Африки в Руанде встретился иерей Дионисий Гришков. На встрече обсуждалась юридическая регистрация Экзархата, а также переход в Православие группы католических священников и мирян, проходящих катехизацию. Также иерей Дионисий провел беседу с «епископом» неканонической организации, желающим присоединиться к РПЦ с пятью клириками и общиной мирян. В столице Руанды Кигали отец Дионисий совершил таинство Исповеди, молебен и литию для русскоговорящей общины. Республика Конго Иереем Дионисием Гришковым в сослужении духовенства Патриаршего экзархата Африки совершены две Божественные литургии и крещение. Проведена беседа с местными прихожанами и русскоговорящей общиной. Обсуждались вопросы регистрации Экзархата в Конго, рассмотрены варианты приобретения земельных участков для строительства храма Русской Православной Церкви. Камерун В апреле 2022 года иерей Дионисий Гришков посетил Камерун, где в сослужении духовенства Патриаршего экзархата Африки были совершены молебны, литии, крещения, Божественные литургии в г. Яунде и в г. Эболова. Тринадцатого апреля миссионерская группа посетила Международную русскую школу «Галактика» в г. Дуала. Отец Дионисий совершил молебен, освятил корпуса, провел пастырские беседы с учащимися, с русскоговорящей общиной и с камерунской православной молодежью, а также ответил на вопросы, рассказав о причинах учреждения Экзархата.

http://e-vestnik.ru/world/patriarshiy_ek...

Ввиду того что Юж. Родезия (ныне Зимбабве) закрыла свои границы и препятствовала торговле с З., экспорт стал осуществляться через Танзанию и Анголу, но в 1974 г. вспышка гражданской войны в Анголе оказала губительное влияние на экономику З. В то же время цена на медь, составлявшая 95% доходов З. от экспорта, начала резко падать. К 1976 г. Каунда был вынужден объявить чрезвычайное положение. В том же году церкви отказались содействовать реформам образования, считая, что правительственная идеология в сфере образования стала атеистической. Ухудшение экономической ситуации и рост внешнего долга привели в 80-х гг. к вмешательству Международного валютного фонда (МВФ) с целью структурной перестройки экономики З. Жесткие экономические меры спровоцировали продовольственные бунты в стране в последние годы правления ЮНИП, когда были отменены денежные пособия на основные продукты питания, напр. на кукурузную муку. Попытки Каунды возобновить денежные пособия вызвали протест МВФ, к-рый внес З. в черный список на международных финансовых рынках. Рост числа НАЦ и воспоминание о восстании Лумпы заставили Каунду в 1988 г. наложить запрет на регистрацию новых религ. орг-ций. Он установил тесные связи с лидерами различных псевдоиндуистских НРД (напр., с Махариши Махеш Йогой и др.). Визит папы Римского Иоанна Павла II в 1989 г. прошел в тяжелой атмосфере: Каунда утратил доверие церквей, к-рые считали его вероотступником, возглавлявшим коррумпированное и деспотичное правительство. В 1990 г. представители католич. Церкви З. обратились к правительству с предложениями по преодолению кризиса и переходу к демократической форме правления в стране. Под давлением общественности в условиях политических беспорядков, продовольственных бунтов и угрозы гос. переворота Каунда в нояб. 1990 г. был вынужден отменить ст. 4 действующей конституции об однопартийной системе. В том же году политические оппоненты правительства и ЮНИП создали Движение за многопартийную демократию (ДМД), во главе к-рого стояли недавно уволенный с должности министра финансов Артур Вина и председатель Конгресса профсоюзов Фредрик Чилуба.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Готовится новая миссия в Конго, в страну, которая по площади не уступает Европе. Также я хотел бы сказать о возвращении греков в Африку – как тех, кто уехал раньше, так и тех, кто приезжает туда в поисках работы. В настоящий момент открывается множество фирм в Конго, ЗамбииЗамбия превратилась в огромный цех в Южной Африке, – в Зимбабве. Греки, которые когда-то жили здесь, возвращаются теперь вместе с другими семьями. Африка – трудный рынок, но он огромен, перспективен, и у него есть будущее. – Насколько экономический кризис повлиял на работу Патриархии? – Нас финансировал МИД. Сейчас, мы понимаем, МИДу нелегко – и это затрудняет и наше существование. Этих средств очень мало для выживания миссий. Каждой из них приходится изыскивать как-то средства для существования. Мы также стараемся использовать ту немногую недвижимость в Египте, что у нас есть, чтобы не оказаться в еще больше тяжелом материальном положении. Лучше всего, конечно же, было бы обходиться своими средствами. – С какими словами Вы бы хотели обратиться к грекам в это трудное время? – У меня есть возможность видеться с главами государств, встречаться с более или менее крупными политиками, и мне всегда не по себе, когда в их вопросах проскальзывает презрение или тонкая насмешка, скрытая дипломатичной вежливостью. Я думаю, что греческий народ, его история, достойны иного отношения. Однако и нам следует признать те великие ошибки, что мы совершили в прошлом. Я не желаю судить, кто в них виноват, потому что я являюсь духовным лидером; но все дело в том, что нас вынудили жить на б о льшие средства, чем мы располагали, и это привело к настоящему положению вещей. Но я верю, что характер и гордость греческого народа помогут нам увидеть и признать ошибки прошлого и встать на ноги, потому что мы достойны иного отношения, а не такого пренебрежительного. Перевела с греческого Зинаида Оборнева скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Романъ 7 января 2014, 17:53 Уважаемая Анна, Элладская и церковь используютъ не а календарь.

http://pravoslavie.ru/55621.html

На досрочных президентских выборах 30 окт. 2008 г., прошедших после неожиданной кончины 19 авг. 2008 г. Мванавасы, победу одержал вице-президент Рупия Банда. Лит.: Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Rotberg R. I. Christian Missionaries and the Creation of Northern Rhodesia: 1880-1924. Princeton, 1965; Roberts A. D. The Lumpa Church of Alice Lenshina//Protest and Power in Black Africa/Ed. R. I. Rotberg, A. Mazrui. N. Y., 1970. P. 513-568; idem. A History of the Bemba: Political Growth and Change in North-Eastern Zambia before 1900. L., 1973; Verstraelen-Gilhuis G. M. M. From Dutch Mission Church to Reformed Church in Zambia: The Scope for African Leadership and Initiative in the History of a Zambian Mission Church. Franeker, 1982; O " Shea M. Missionaries and Miners: A History of the Beginnings of the Catholic Church in Zambia with Particular Reference to the Copperbelt. Ndola, 1984; Weller J. C., Linden J. Mainstream Christianity to 1980 in Malawi, Zambia and Zimbabwe. Gweru, 1984; Chanock M. Law, Custom and Order: The Colonial Experience in Malawi and Zambia. Camb., 1985; Замбия//Африка: Энцикл. справ. М., 1986. Т. 1. С. 548-553; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; История Замбии в новое и новейшее время. М., 1990; Garvey B. Bembaland Church: Religious and Social Change in South Central Africa, 1891-1964. Leiden; N. Y., 1994; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-305, 408-437, 519-533; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995. P. 228-263, 348-350; Gifford P. African Christianity: Its Public Role. Bloomington (Ind.), 1998. P. 183-210; Carmody B. P. Education in Zambia: A Catholic Perspectives. Lusaka, 1999; Phiri I. Why African Churches Preach Politics: The Case of Zambia//J. of Church and State. Waco, 1999. Vol. 41. N 2. P. 323-348; Smith R. D. Missionaries, Church Movements, and Shifting Religious Significance in the State of Zambia//Ibid. N 3. P. 525-550; Прокопенко Л. Я. Замбия: особенности становления многопартийной системы (90-е гг.). М., 2000; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000. P. 786-794, 974-977; History of the Jesuits in Zambia: A Mission Becomes a Province/Ed. E. P. Murphy. Nairobi, 2003; Ferguson N. Empire: How Britain Made the Modern World. L., 2004. P. 145-160; Hinfelaar H. F. History of the Catholic Church in Zambia. Lusaka, 2004.

http://pravenc.ru/text/182545.html

   001   002     003    004    005    006