В. Чернов Сретение Господне События праздника «Сретение» по-церковнославянски значит «встреча». В этот день вспоминается первое принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и Его встреча со старцем Симеоном. Праздник Сретения совершается Церковью на сороковой день после Рождества, 2/15 февраля. Исполнение Закона Моисеева По закону Моисея, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой в течение сорока дней. На сороковой день она должна была принести в храм жертву всесожжения – годовалого ягненка, и жертву за грехи – молодого голубя или горлицу, в случае же бедности – двух горлиц или голубей, для каждой жертвы по одному. Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим также и Младенца, чтобы заплатить за Него по закону пять сиклей. Закон этот существовал с давних времен, когда в ночь перед исходом евреев из Египта ангел Господень истребил всех египетских первенцев, а все еврейские первенцы были посвящены служению при Скинии. С течением времени, когда на служение это было выделено только одно колено Левиино, первенцы были освобождены от служения за особый выкуп в пять сиклей серебра ( Чис. 18:16 ). Из евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и Иосиф принесли жертву людей бедных: двух голубей. Старец Симеон и Анна-Пророчица В храме при принесении Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утешения Израиля,» то есть обещанного Богом Мессию, явление Которого должно было принести утешение израильтянам. Евангелист сообщает только то, что ему, Симеону, Святым Духом было предсказано не увидеть смерти своей до того дня, пока он не сподобится узреть ожидаемого им «утешения», то есть Христа Господня. Однако, по древнему преданию, Симеон был одним из семидесяти двух старцев, которые по поручению египетского царя Птолемея переводили священные книги с древнееврейского языка на греческий. Симеону пришлось переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы ( Ис. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Войдет ли богатый в Царство Небесное РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84478.html 22 марта 1997 Священник Петр Коломейцев Войдет ли богатый в Царство Небесное Источник:  " Урания " 4, 1997 В опере Гуно " Фауст " есть такие слова: " На земле весь род людской чтит один кумир презренный, тот кумир – телец златой " . И еще: " Люди гибнут за металл, сатана там правит бал " . Много произведений посвящено тому, что какое зло – деньги. Они портят человека. Известно выражение: " Хороший был человек, да деньги испортили " . Деньги, как ржавчина, разъедают, человек служит им. Такое впечатление. Что отмени деньги и все зло на земле исчезнет. Что же такое деньги: зло или добро? Ни то, ни другое. Деньги сами по себе нейтральны. По отношению к деньгам мы можем видеть у людей два греха – грех скупости, стяжательства, и грех расточительства, мотовства. К чему они ведут? Грех расточительства – к тому, что человек перестает ценить плоды труда, ведет праздную жизнь, появляется желание тратить не только свои, но и чужие деньги. Другой грех – скупости и стяжательства – обычно побуждает заботится о накоплении, последствия чего часто пагубны: нечестно заработать, украсть или смошенничать. Оба этих греха, присутствуя в одном человеке, могут толкать его на преступления – на разбой, грабеж. Значит дело не в деньгах, а в отношении к труду. И здесь мы можем четко опираться на Евангельские принципы. Апостол Павел говорит: " Кто не хочет трудиться, тот и не ешь " . И сам он очень щепетильно относился к денежным средствам, которые получал в своих апостольских путешествиях от христианских общин. Он писал, что у любезных его сердцу христиан одной общины может принять деньги для себя, а у других никогда, чтобы не ввести их в смущение, и предпочитает зарабатывать сам, занимаясь изготовлением палаток (Деян. 18:3). Апостол Павел однозначно говорит, что труд – благо, трудиться – обязанность христианина. Он повторяет слова Закона Моисеева: " Не заграждай рта у вола молотящего " (1Кор. 9:9, Втор. 25:4) и слова Христа: " Труждающийся достоин пропитания " (Мф 10:10) в послании ап. Иакова к неправедным богачам обращены такие слова: " Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли Жнецов дошли до слуха Господа... " (Иак 5:4). Но, согласно Евангелию, нетруждающиеся тоже бывают достойны пропитания. В Библии содержатся указания о необходимости оставлять остатки своего труда вдовым, сиротам и нищим (Втор. 23:24). В более позднее время св. Иоанн Златоуст сказал: не спрашивай протягивающего тебе руку, действительно ли он нуждается, а дай ему, потому что если сам окажешься в подобном положении, тебя тоже не спросят. Превознося труд и считая справедливой достойную его оплату, Евангелие учит, что сама возможность трудиться, наличие работы и умения – тоже дар Божий.

http://religare.ru/2_84478_1_21.html

Второе Послание к коринфянам Повод к написанию Первое Послание апостола Павла произвело надлежащее действие на коринфян: беспорядки были устранены, сами виновники их частью удалены, частью усмирились; коринфяне приняли Послание с любовью и страхом и, признавая в Павле апостольское достоинство, горели желанием видеть его лично. Между тем, в Ефесе с апостолом произошли неприятности ( Деян.19:29–40 ). Димитрий, среброковач ефесский, во главе других издельщиков серебряных изваяний храма Артемиды ефесской, возмутил общество язычников против апостола и едва не довёл его до смерти. Павел принуждён был удалиться в Македонию ( Деян.20:1 ) и сухим путём достиг Троады. Здесь он поджидал к себе возвращения Тита ( 2Кор.3:12–13 ), которого ещё прежде отправил в Коринф с другим учеником для сбора милостыни ( 2Кор.8:16–19 ), а также с целью узнать, какое впечатление произведёт на коринфян его Послание ( 2Кор.2:12–13 ). Не дождавшись его в Троаде, апостол с большим беспокойством продолжал свой путь в Македонии, и уже в Филиппах был обрадован пришествием Тита ( 2Кор.7:5–7 ). Тит сообщил ему о благоприятном изменении коринфян от действия Послания апостола; но вместе присовокупил, что долгое непоявление апостола в Коринфе дало повод некоторым лжеучителям заподозрить Павла в боязливости, в непостоянстве самого его учения ( 2Кор.1:17 ), а иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием апостола и обвинить его в разрушении Закона Моисеева и, стало быть, в неправильном изъяснении христианства по отношению к иудейству (2:17). Задерживаемый делами проповеди в Македонии, апостол решился снова писать в Коринф и отправил второе Послание через Тита. Место и время написания Послания. Цель Послания Во время отправления Послания апостол находился в Македонии и, как утверждают древние подписи, в Филиппах. В самом Послании есть следы тогдашнего пребывания апостола в Македонии. Так, он говорит об успешном сборе для иерусалимской Церкви милостыни у македонян и о том, что он перед македонянами восхвалял усердие коринфян к этому делу ( 2Кор.7:5–7; 8:1,3,8,11; 9:2,4 ). Судя по отрывочности содержания Послания и изменениям тона, можно думать, что Послание написано во время переходов апостола с одного места в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Второй день. Поуч. 4-ое. Сретение Господне. (О побуждениях к точному исполнению нами закона Божия). I. Евангелист Лука, описывая празднуемое ныне Сретение Иисуса Христа в иерусалимском храме ( Лук. 2, 22–39 ), говорит, что при этом событии земные родители Спасителя совершали все так, как предписано было в ветхозаветном законе Божием. Они пошли в Иерусалим с новорожденным Иисусом Христом тогда, как по рождении Его исполнились дни очищения их по закону Моисееву, т. е. сорок дней ( Лев. 12, 1–4 ); они принесли этого первенца своего в иерусалимский храм, чтоб представить или посвятить Его Господу, потому что в законе Господнем предписано было, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна матери, или перворожденный, посвящаем был Господу ( Исх. 13, 2 ); тогда же они, опять по закону Божию, принесли в жертву двух птенцов голубиных ( Лев. 12, 8 ). Короче, они тогда только возвратились из Иерусалима в свой город Назарет, когда совершили все по закону Господню. Так уважали они закон Божий и так тщились исполнить его во всем! II. Если же Матерь Божия и праведный ее обручник так уважали и так старались исполнить ветхозаветный закон Божий, который был только сень грядущих благ ( Евр. 10, 1 ), или прообраз благодатного царства Христова; то тем паче мы, братия, должны чтить и исполнять совершеннейший – нравственный закон Божий, объясненный Спасителем нашим в откровенном Его слове. К этому побуждают нас: величие законодателя – Бога и наша совершенная зависимость от Него, важность заповедей Божиих и благотворность их для нас, великая награда за исполнение и страшное наказание за нарушение их. Видите, сколько побуждений свято чтить и верно исполнять закон Божий! Рассмотрим их по порядку, дабы все могли лучше понимать силу их и по этому живее чувствовали, как необходимо нам исполнять закон Божий во всей точности. а) Един есть законоположник – Бог, говорит апостол ( Иак. 4, 12 ); Его десницею начертан нравственный закон и в сердце нашем и в откровенном слове Божием. А кто Бог Сам в Себе и в отношении к нам? Это существо всевысочайшее и совершеннейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 11 Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1–18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10–21). Варнава и Савл в Антиохии (22–26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30) Деян.11:1–3 .  Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезан­ным и ел с ними. Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь, что «ходил к людям необрезанным и ел с ними...» По существу, они не могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как не могли забыть повеления Самого Господа «учить все народы, крестя их» – Мф.28:19 . Протест их касался лишь допущенного Петром общения с необрезанными. «Тако быша еще косни ученицы» Того, Который Сам некогда столь сильно боролся против неразумно упрекавших Его «яко с мытари и грешники Сей яст и пиет». В данном случае протест крайних ревнителей иудейского закона и обычаев, даже не заповеданных Моисеем, а лишь составлявших предания неведомых старцев, был тем опаснее, что был проявлением того лжеучения, которое после с такою резкостью распространяли иудействующие лжеучители, и которое готово было требовать обязательности всего иудейства с его обрезанием и обычаями для вступления в христианство . Это было уже крайностью, с которой борется Петр, впоследствии еще более Павел – даже после того, как апостольский собор раз навсегда покончил с этим вопросом в своих авторитетных постановлениях. Деян.11:4–17 . Пересказ кесарийского события Петром почти буквально точен с рассказом дееписателя. Петр не прямо отвечает на обращенный к нему упрек о хождении к обрезанным и общении с ними, а просто устраняет его столь непререкаемо явленной волей Божией относительно принятия язычников в Церковь Христову. Когда это последнее было сделано, – не столько волею и действиями Петра, как волею и знамениями Божиими, – было бы, очевидно, неразумным противодействием Богу не признать их полноправными членами Братства Христова, общение с которыми уже не могло быть чем-либо зазорным. После такого объяснения, зазиравшие Петра не только успокоились, но и славили Бога, даровавшего и язычникам «покаяние в жизнь», т.е. вечную, в вечном Царстве Христовом. «Видишь ли, говорит св. Златоуст, как все сделано речью Петра, обстоятельно рассказавшего о случившемся? Потому они и славили Бога, что Он и тем даровал покаяние: так они смирились от этих слов! Тогда-то, наконец, открылась дверь веры язычникам...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 Смущения в Церкви Антиохийской (1–4). Апостольский Собор в Иерусалиме, его определения и письма в Антиохию. (5–35). Начало второго апостольского путешествия Павла с Силою (36–41) Деян.15:1 .  Некоторые, при­шедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Мо­исееву, не можете спастись. «Некоторые, пришедшие из Иудеи». Это были излишне ревностно преданные иудейству христиане из иудеев, укорявшие недавно Петра за крещение язычника Корнилия и искренно считавшие соблюдение всех обрядов Моисеева закона (ср. Деян.15:5 ) обязательным и в христианстве. Выражение «учили» показывает, что они явились в Антиохию, как настоящие миссионеры-проповедники определенно формулированного учения. Судя по дальнейшему, это учение успело распространиться, кроме Антиохии, и в Сирии и Киликии ( Деян.15:23 ). Деян.15:2 .  Когда же про­изошло раз­ногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то по­ложили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пре­свитерам в Иерусалим. «Произошло разногласие и немалое состязание». Это показывает, что хотя лжеучители не встретили себе единодушного сочувствия, однако не получили и достаточно единодушного отпора, внеся в общество во всяком случае большую смуту. «Положили... отправиться», т.е. братия ( Деян.15:1 ) или вся Антиохийская Церковь порешила отправиться Павлу и Варнаве для решения возникшего спора в Иерусалим, где находились авторитетнейшие судьи этого дела в лице апостолов (хотя бы и не всех) и пресвитеров церкви Иерусалимской. – «Павел» и «Варнава» избираются потому, что они были наиболее заинтересованы и сведущи в этом деле. «Некоторые другие», отправившиеся с ними, были, очевидно, избраны для более полного представительства общины Антиохийской, в которой Павел и Варнава являлись пришельцами. Деян.15:3 .  Итак, быв про­вожены церковью, они про­ходили Финикию и Самарию, рас­сказывая об обраще­нии язычников, и про­изводили радость великую во всех братиях. «Проходили Финикию и Самарию», лежавшие на пути к Иерусалиму из Антиохии, «рассказывая о обращении язычников» финикийским и самарийским христианам ( Деян.13–14 ), «чем производили радость великую во всех братиях», по-видимому, не только из язычников, но и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Исторические книги По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфири. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1 , четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского , Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфи и Царств 2 . Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов , – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая – Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский , – божественных писаний Ветхого Завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Эти двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса, сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2. Книга Пророка Иеремии 16. Сведения о пророке Иеремии Святой пророк Иеремия (excelsus Domini), по собственному указанию, был сын священника Хелкии из Анафофа ( Иер 1:1 ; 388 Иис. Нав. 21:18 389 ), отстоявшего от Иерусалима tribus milliaribus, т. е. в 3000 шагов или около двух верст, по свидетельству блаженного Иеронима (Praef. in Ieremiam). Климент Александрийский (Stromat. lib. 1 pag. 241) и некоторые другие (напр. Мальдонат Comment. in Ieremiam) думали, что отец Иеремии есть первосвященник Хелкия, нашедший в храме книгу закона Моисеева [Вероятно автограф или экземпляр, писанный рукою Моисея; иначе странно было бы доводить об этой находке до сведения царя Иосии ( 2Пар 34:14–18 390 )] в восемнадцатый год царствования Иосии ( 4Цар 22:3–8 391 ). Но сие предположение о знатности рода Иеремии не имеет твердого основания, потому что отец Иеремии был из священников, которые обитали в Анафофе ( Иер 1:1 ); а священники Анафофские происходили из рода Ифамарова; последний первосвященник из сего рода Авиафар услышал от уст Соломона приговор: ступай в Анафоф на твое поле, ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа ( 3Цар 2:26 392 ). Таким образом во времена Соломона первосвященническое достоинство перешло к роду Елеазара. Посему происходящий из поколения Ифамарова священник Хелкия, отец Иеремии, не мог быть первосвященником во дни Иосии царя Иудейского ( Иер 1:2 393 ). К пророческому служению Иеремия призван в ранней молодости, на пятнадцатом году своей жизни, в тринадцатый год Иосии, царя Иудейского, около 646 года до Рождества Христова. С сего времени он проходил свое служение при всех следующих царях Иудейских до сожжения храма в Иерусалиме, а потом в Тафнасе, Египетском городе, куда он насильно был увлечен Иудеями, бежавшими от меча Навуходоносора или, лучше сказать, от наказания за убийство Годолии, поставленного начальником Иудеи ( Иер 41:2 ; 394 43:2–7 395 ), именно при Иосии 19 лет, Иоахазе 3 месяца, Иоакиме или Елиакиме 11 лет, при Иехонии 3 месяца, при Седекии 11 лет и не менее 4 годов в Египте; следовательно пророческое служение Иеремии продолжалось не менее сорока пяти лет, в самое смутное, самое бедственное и тяжкое время царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 9 Мк.9:1 . И сказал им: истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Здесь Господь заканчивает Свою предшествующую речь, – говорит, что многие из стоявших около Него и слушавших Его сию речь не умрут, но доживут до времени воскресения Его и сошествия Св. Духа, когда царство, т. е. Церковь Его, теперь еще малая и презираемая иудейскими начальниками, с этого времени увеличится, распространится по всей вселенной и войдет в великую славу. Некоторые из св. отцов относят это видение к последовавшему вскоре за тем Преображению Господню ( Мк.9:2 и далее). Для вас, как бы так говорит Господь, трудно представить, что Я, Которого вы теперь видите в таком странном виде, приду некогда в небесном величии, но чтобы вы знали, что это несомненно будет, Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока Я с вами: аминь, глаголю (истинно говорю) вам... увидеть образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно трое из апостолов видели славу Господню в Его преображении; все, кроме предателя, стали свидетелями Его воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма. А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева (Тр. л.). „Когда же Господь воссел одесную Бога Отца, когда посредством Св. Духа действительно начал устроять из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей – церковь Свою, царство сие во все страны распространилось с необыкновенной скоростью; тогда не обинуясь могли Апостолы сказать Господу на Его предсказание, «что воистину, еще не вкусив смерти, видели они царствие Божие, пришедшее в силе»“ (Фил. м. м.). Зач. 38. Преображение Господне. Читается в день Преображения на утрени. О Преображении Господнем евангелист Марк повествует почти одинаково с еванг. Матфеем ( Мф.17:1–9 ), только несколько короче и с некоторыми особенностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава III Близость Ап. Павла к Коринфянам (1–5). Величие новозаветного, Апостольского служения пред ветхозаветным, Моисеевым, по его результатам по сравнению с результатами служения ветхозаветного (6–18). 2Кор.3:1–5 . Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации: Коринфская церковь , им основанная, – лучшая для него рекомендация. – Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти успехи – дело помощи Божией ему, Павлу. 2Кор.3:1 .  Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? «Нам», т. е. мне и Тимофею. – «Как для некоторых». Здесь Ап. вероятно имеет в виду своих противников – иудействующих, которые могли найти себе рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить таковые же от Коринфян. 2Кор.3:2 .  Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; «Вы – наше письмо». Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь – достаточная для нас рекомендация (ср. 1Кор 9:2 ) – «Написанное в сердцах наших», т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие христиане хорошо нас знают. – «Узнаваемое и читаемое всеми человеками». Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно – его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне Павлу и Тимофею – об этом говорит добрая жизнь Коринфян. 2Кор.3:3 .  вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. «Письмо Христово», т. е. письмо, составленное Христом. Здесь Церковь Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше, т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только орудиями в руках Христовых, как писцы, пишущие под диктовку. Чернила – это орудие письма – заменяет собою Дух Св. Материал, на котором писано письмо, – живые сердца Коринфян. О «скрижалях каменных» вместо пергамента Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о скрижалях закона. – «Плотяными» названы «скрижали сердца» для того, чтобы обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010