«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год К любви через милосердие Евангелие на Литургии в неделю 26-ю по Пятидесятнице От Луки o глава 5 стихи 1-11 25 В то время некий учитель Закона встал и сказал, желая испытать Иисуса: «Учитель, что мне делать, чтобы получить в удел жизнь вечную?» 26 Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?» 27 Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». 28 А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». 29 Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?» 30 На это Иисус ответил: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумертвым. 31 Некий священник случайно спускался той же дорогой, увидел его - и прошел мимо. 32 Также и левит, придя на это место, увидел его - и прошел мимо. 33 А некий самаритянин, шедший тем путем, 34 подошел и, увидев его, от сердца сжалился; наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, отвез его в гостиницу и там принял на себя заботы о нем. 35 А на другой день он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем, а если тебе доведется потратить больше, на обратном пути все тебе выплачу». 36 Кто же из этих трех, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?» 37 А тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия». И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же». Перевод Сергея Аверинцева Искушение без умысла Некий человек подошел к Спасителю и задал Ему вопрос. Евангелист Лука указывает, что этот человек был законником - знатоком Закона Моисеева и многочисленных ветхозаветных предписаний. Вопрос преследовал единственную цель. Законник спрашивает Иисуса, «искушая Его».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Иногда в храме или в студенческой аудитории можно услышать такие вопросы: «Почему канонизировали последнего русского царя, разве он был хороший политик?», или «Я лично знал человека, он такой праведник, почему Церковь до сих пор его не сделала святым, разве он не в раю?» За этими «маленькими» вопросами скрываются большие проблемы, которые нет-нет, да и вырываются наружу: то потребуют сделать святым Иоанна Грозного или Евгения Родионова, то, напротив, с такой обидой говорят о «политических канонизациях», как будто Православная Церковь разрушится, если в ее святцах станет на одно имя больше. В современной Церкви многие верующие воспринимают святого как человека, находящегося в раю, а саму канонизацию - как гарантию, что этот человек спасен. В определенной степени это так и есть, но мы не можем утверждать, что число спасенных равно числу канонизированных святых. Попробуем же вместе разобраться, кто такой «святой» и что значит «канонизация» того или иного подвижника? ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАВЕДНИКИ Читая Библию, мы видим, что ветхозаветные праведники отличаются от христианских подвижников. Если мы представим себе благочестивогоиудея, то почти наверняка это будет образ человека, соблюдающего все нормы Моисеева Закона, подолгу молящегося, а может быть, это будет образ ребе (раввина, учителя), идущего по пыльной дороге, - за ним следует небольшая горстка учеников, а он разговаривает с ними, объясняет им нормы Закона, а также учит его толкованию. Мы также можем представить себе пламенного пророка, который безбоязненно говорит с царями, или, наоборот, царя Давида, который кается в своем падении, Лота, спешно покидающего Содом, или Авраама, умоляющего Бога пощадить город ради нескольких праведников. Одним словом, это будет человек, для которого предельно важно соблюсти заповеди или исполнить свое предназначение, миссию.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/44...

Лжеучители, чтоб иметь лучший успех между галатами, унижали святого Павла в их глазах, говоря, что он Самого Господа не видал, а научился Евангелию от других Апостолов, а потом отступил от них и, составив свое учение о ненужности закона Моисеева, стал учить несогласно с ними; для того же, чтобы прикрыть свое разно-учение, он, бывая с другими Апостолами вместе, говорит и действует, как и они, то есть снисходит к делам закона. Против таких неправых внушений обращает вначале свою речь святой Павел; ибо иначе возродившиеся в душах галатов предубеждения против него мешали бы им принять и те доказательства истины Евангельского учения, какие он намерен был предложить им на основании Божественного Писания и разумно понимаемых условий спасения человека падшего. Он говорит: 1)что Евангелие, которое я проповедую, принято мною не от человеков и не сам я придумал его, а научен ему Самим Господом ( Гал.1, 11 – 16 ); 2) что от других Апостолов, или вообще верующих, научиться сему Евангелию я не мог, как видите из обстоятельств моей жизни ( Гал.1, 17 – 24 ); 3) что учу нисколько не разно с прочими Апостолами, напротив, они десницы дали мне и Варнаве на такое именно учение ( Гал.2, 1 – 10 ); 4) что я нисколько не применяюсь к другим, напротив, прямо пошел против самого Петра, когда увидел, что он действует совсем несогласно с Евангелием ( Гал.2, 11–21 ). Этими очевидностями святой Павел рассеял неправые о себе внушения и восстановлял свое достоинство неложного учителя. Цель же у него не та, чтобы себя защитить, а чтобы восстановить в сердцах галатян убеждение, что Евангелие, им проповеданное, есть свыше, потому непреложно истинно и изменяемо быть не может. Святой Златоуст, как уже было замечено, так и полагает, что святой Павел затем рассказывает обстоятельства своей жизни, чтобы доказать, что он проповедует истину. «Он мог бы,– продолжает далее святой Отец, – и от другого источника заимствовать доказательства в подтверждение истины своего проповедания, как-то: от знамений... чудес... но устрояет слово свое иным образом». 1) О непосредственном откровении евангелия святому Павлу Самим Господом (Гал.1, 11–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий Святитель Афанасий Великий — выдающийся представитель александрийского богословия, всей жизнью засвидетельствовавший высокое значение своих произведений. Его толкование на псалмы является классическим трудом святоотеческой экзегетики. Данная работа позволяет увидеть библейские тексты в их подлинном смысле и значении. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Святитель Афанасий Великий Толкование на псалмы Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-104-0352) Печатается по изданию: Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Т.4. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902-1903 О псалмах Еврейская Книга Псалмов отличается от нашей Псалтири некоторыми особенностями. В ней псалмы написаны без присоединения числа, причем некоторые из них соединены в один, тогда как другие – разделены. Так, по еврейскому тексту, первый и второй псалмы соединены в один псалом, и наоборот, девятый, который у нас составляет один псалом, в еврейском тексте разделен на два псалма. Вся же Книга Псалмов делится на пять частей. Также необходимо заметить, что хронологический порядок следования псалмов нарушен, и, как показывает книга Царств, таких отступлений много. Поскольку в иудейском народе усилилось идолослужение, Книга Закона Моисеева, как и остальные писания, были преданы забвению. Подобная участь коснулась и отеческого благочестия. В частности, это проявлялось в убийстве пророков, обличавших злодеяния народа, что затем и привело к ассирийскому плену. Однако по прошествии некоторого времени появился пророк, который проявил немало усердия в делах веры и вместе с другими книгами собрал Книгу Псалмов. Но составить ее удалось не сразу, что и отразилось на порядке следования псалмов: в начале помещены те, что были найдены ранее других. Именно поэтому мы встречаем то псалмы сынов Кореовых и Асафа, Соломона и Моисея, израильтянина Эфама, Эмана, то – снова Давидовы. Принцип размещения частей по мере их нахождения присущ и Книге Пророков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Понятие о ереси 1. Ересь - слово греческое (ε) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян.28:22). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Христианство есть Божие учение, есть Откровение Божие. Оно, как познание, дарованное человекам Богом, должно быть принято и содержимо с величайшим благоговением и покорностью, подобающим этой величайшей святыне. Оно может быть принято и содержимо одною смиренною верою, как вполне превысшее человеческого разума. Это - та Духовная, Таинственная Книга (Апок.22:18:19), Книга Ведения Божия, начертанная и изданная Богом, к которой невозможно приложить ничего, из которой невозможно исключить ничего. Отсюда явствует, какой тяжкий грех - ересь. Она - возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа - человека против всесовершенного Бога Она, - страшно сказать, - суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. Она - грех ума, грех духа. Она - хула на Бога, вражда на Бога. Она - плод гордыни, этой причины падения падших ангелов. И последствия падения ею очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой вводит в душу вечную смерть. Она не способна к смирению Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она - смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика. Первыми еретиками были христиане из иудеев, которые, по наружности уверовав во Христа, хотели вместе с этим держаться обрядового и гражданского закона Моисеева в буквальном его смысле. Преобразовательный закон был исполнен искуплением человечества и установлением духовного закона свободы, чего он служил предызображением, тению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

Разделение науки Часть первая. О нравственном законе Божием 1. Нравственная природа человека Первобытное совершенство мира и человека Учение Откровения о высоком назначении человека Воспитание свободы и нравственного характера 2. О нравственном законе Свойства нравственного закона Совесть Закон Моисеев Евангельский Закон 3. Главное начало христианской нравственности Христианская нравственность Главное нравственное начало 4. Побуждения к исполнению нравственного закона Виды побуждений 5. Действия человека-христианина А. Добродетель Б. Грех. Понятие о грехе, порок Виды греха 6. Нравственное вменение Условия вменения 7. Адиафоры; коллизия обязанностей Адиафоры (нейтральные) Вопрос о «позволенном» «Сверхдолжные» совершенства и Евангельские советы Коллизия обязанностей, казуистика 8. Иисус Христос – образец нравственной жизни Черты нравственного совершенства Иисуса Христа Подражание Христу. Благодать Св. Духа 9. Возрождение и освящение Возрождение, как дело божественной благодати Время обращения Покаяние и вера Освящение Опасности в жизни христианина Средства освящения Степени освящения Часть вторая. Обязанности и добродетели христианина 1. Добродетели в отношении к Богу Обязанность богопочитания Внутреннее и внешнее благочестие Добродетели, выражающие внутреннее богопочитание Вера и ее значение Грех неверия Надежда, ее свойства Отсутствие надежды Любовь к Богу Свойства истинной любви к Богу Отсутствие любви к Богу Молитва Богослужение Таинства Церкви Исповедь Святость храма Праздники Посты Грехи небрежности в Богопочитании Особые виды внешнего богопочитания Исповедание веры Клятва Обеты 2. Добродетели самосовершенствования Спасение души Попечение о душе и образование ума Образование воли Образование эстетического чувства Попечение о теле Богатство и бедность Общественные обязанности Доброе имя и честолюбие 3. Уважение и любовь к ближним Справедливость и милосердие Утверждение ближних в доброй нравственности 4. Христианин как член общества А. Обязанности и добродетели в церковном обществе Отношения между членами общества Б. Обязанности и добродетели в отношении семейства Семья Взаимные отношения супругов Родители, дети, работники Гостеприимство и дружба В. Отношение к государству Государство и нравственность Гражданская и политическая стороны государства Власть, законодательство, война Введение  

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Скачать epub pdf Беседа первая Когда мы в нашей обыденной жизни говорим, что совесть наша нас обличает, что она не позволяет нам делать того или другого или, наоборот, что совесть у нас молчит, мы придаем «совести» какое-то особенное значение. Также и в христианском пути совесть занимает исключительное место. Что же такое совесть с точки зрения святых отцов? Святые отцы называют совесть естественным законом, вложенным Богом в сердце человека при творении: Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, т.е. совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. 1 Так было во время райского пребывания человека с Богом. Но когда повредился, затмился закон, запечатленный в сердце человека, возникла нужда в Священном Писании . Это было при Моисее, когда среди народа Божия распространилось нечестие, оскудела вера. Но когда люди через грехопадение зарыли и попрали ее (совесть. – О.С), тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужным сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. 2 Так же в Новом Завете. Вначале ученики Христовы не имели писаного закона и только под конец своей жизни записали Евангелие и составили Послания. Некоторые же из христиан узнали закон Божий не только не из Священного Писания , но даже и не из устного предания. Сам Господь в сердце их, в совести их открыл им Благую Весть. Так было с апостолом Павлом, который никогда не видел Господа на земле, не слышал проповеди Его непосредственных учеников и апостолов почти до конца своей жизни, но, еще будучи фарисеем, неуклонно исполнял все веления своей совести, и потому Господь открылся ему. Также и о Марии Египетской мы знаем, что она знала закон Божий, не имея никаких книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Скачать epub pdf О необходимости исполнения заповедей 107 Господь Иисус Христос во время Нагорной проповеди сразу сказал о том, что Он пришел не разрушить Моисеев закон, который являлся основой нравственности еврейского народа, можно даже сказать – основой нравственности всех верующих людей, но дополнить его. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити ( Мф. 5, 17 ). Слово исполнити имеет в церковно-славянском языке два значения. В первом значении оно синонимично русскому «сделать», «исполнить». Во втором – соответствует русскому «дополнить», «восполнить». И мы должны понимать, что евангельский закон, преподанный нам Господом Иисусом Христом и относящийся ко всем христианам, тем более является обязательным для тех, кто посвятил или хочет посвятить всю свою жизнь Богу. Да не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Нельзя думать, что если мы избрали какой-то особенный образ жизни, то это позволяет нам нарушать заповеди. Наоборот, мы должны дополнить то, что в Ветхом Завете было преподано лишь отчасти. Аминь бо глаголю вам: Дóндеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут ( Мф. 5, 18 ). Это, конечно, касается не таких обрядовых предписаний, как обрезание, разделение пищи на чистую и нечистую, жертвоприношение и тому подобное, – эти обряды уже устарели и потеряли смысл. Слова Господа касаются самого главного – нравственности. Дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, то есть ничто из того, что было преподано Моисеем, не изменяется, но только, можно сказать, усугубляется; то, что было сказано ему отчасти, то в полной мере, как бы в усиленной степени должно быть исполнено нами через заповеди, данные Господом Иисусом Христом. Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем; а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Мф. 5, 19 ). Конечно, все мы понимаем, что эти заповеди не являются малыми в том смысле, что они легки для исполнения. Если человек действительно пытался когда-то применить Евангелие в своей жизни, то он, несомненно, должен был убедиться в том, что некоторые евангельские предписания удается исполнить иногда с большим трудом. Поэтому назвать заповеди легко исполнимыми, повторю, никак нельзя. По крайней мере, для нас, несовершенных людей. Хотя апостол Иоанн Богослов и говорит: Заповеди Его тяжки не суть ( 1Ин. 5, 3 ), но это, наверное, нужно понимать так: когда человек их исполняет, то они приносят ему облегчение и утешение. Они не являются тяжким ярмом, а, наоборот, доставляют человеку духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ 1. Основание Галатийской Церкви Галатия, или Галло-Греция, была область Малой Азии, заселенная в III в. до н.э. галлами. Эту область впервые посетил ап. Павел во время второго миссионерского путешествия, в 52–54 гг. ( Деян.16:6 ). Книга Деяний ничего не сообщает о характере первоначальной проповеди Апостола в этой области. Известно повторное посещение Галатии Апостолом в его третье путешествие (54–58 гг.), когда, задержанный болезнью, Апостол оставался там несколько дольше и галаты услышали подробное благовестие о Христе. Галаты радушно приняли Апостола «как ангела Божия» ( Гал.4:14 ), во всем следовали его наставлениям, отказались от идолослужения ( Гал.4:8; 5, 7 ), терпеливо переносили испытания в вере ( Гал.3:4 ). Таким образом, первоначальное устройство Галатийской Церкви полностью принадлежит св. ап. Павлу. 2. Повод к написанию Послания Вскоре после вторичного посещения Галатии ап. Павел перешел в Ефес, где прожил три года. Здесь Апостол узнал, что среди галатийцев сеют свои плевелы лжеучители, которые хитростью и обманом совращают их в «иное благовествование» ( Гал.1:6 ). Они учили о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды ветхозаветной религии. Павлово же учение о свободе от закона и спасении благодатью они пытались объяснить его желанием приобрести себе симпатии среди язычников, для которых иудейские обряды были камнем преткновения. Иудействующие оспаривали и авторитет апостольства Павла, и подлинность его благовестия. Они пытались аргументировать тем, что он якобы никогда не видел Иисуса Христа и, таким образом, не имел существенного качества апостола. Еще не известно, говорили они, по каким мотивам Павел сделался из гонителя христианином. А теперь он разоряет отеческие обряды, отрицает Моисеево богодухновенное законодательство. Даже Христос никогда так не говорил. Напротив, Он говорил, что ни одна черта буквы закона не должна прейти, пока не исполнится все. Даже сам ап. Павел некогда обрезал Тимофея, а теперь вдруг совсем отвергает обрезание. Не удивительно, что многие из галатов поддались лжеучению, совратились с истинного пути. Обеспокоенный и огорченный всем этим, Апостол и пишет галатам свое послание. Это, по выражению Тертуллиана , «Главное послание против иудейства». 3. Время и место написания Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Слово в день Пятьдесятницы Совершаемое нами сегодня и завтра празднество есть одно из наивысших и важнейших празднеств и торжеств христианской Церкви. Оно называется трояко: днем Пятьдесятницы, днем Св. Троицы и днем Св. Духа, и каждое из сих наименований в самом свойстве праздника имеет свое верное основание. Кроме того празднество сие имеет некоторые особенности, которые с одной стороны показывают его чрезвычайность и отличительный характер, а с другой, открывая его внутреннюю важность и значение, тем самым внушают нам известные обязанности в отношении к Богу и ближним нашим. Особенности эти суть поминовение усопших отец и братий наших как в самый праздник чрез возношение об них торжественной молитвы, так и накануне праздника – чрез совершение над гробами их молитвенных литий, чего ни в один другой праздник не делается, и украшение храмов и домов наших древесными ветвями, цветами, вообще всякою растительною зеленью. На этот раз хочу я ныне побеседовать с вами, возлюбленные о Господе чада и братия, о том, что означается наименованием настоящего великого праздника Пятьдесятницею и днем Святые Троицы. Наименование празднества сего Пятьдесятницею произошло от того, что это есть действительно пятьдесятый день от святой Пасхи. Но сия Пятьдесятница напоминает нам другую пятьдесятницу – еврейскую, в которую иудеям дан был на Синае богописанный закон. Почему же именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? – Причина сего заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сению закона духовного христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ). О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было чрез пророков – Иеремию (31:33), Иезекииля (11:20) и Захарию (8:7), о чем воспоминая, апостол Павел в послании ко евреям пишет: укоряя бо их, глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов, не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому Исраилеву по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010