12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;     15 февраля. Сретение Господне. [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию]. Ил.: Симеон и Иисус. Андрей Шишкин. 2012. - С.4; 19 февраля. День памяти вмч. Феодора Стратилата. [В переводе на русский язык Стратилат означает «воевода». Феодор был крупным военачальником в римской армии. За выдающуюся храбрость и воинские успехи император отдал ему в управление Гераклею — портовый город, расположенный на южном берегу Черного моря. Узнав, что император Ликиний начал гонения на христиан и собирается приехать в Гераклею, Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте. Когда император прибыл в город, Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?» Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям, после чего святой Феодор был казнен через усечение головы]. Ил.: Святой Феодор Стратилат. Византия, XI век. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

13. Вразумление раскольникам из Евангелия Вразумление: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф.5:20 ) – от имени самого Господа Иисуса Христа, пребывающего в своей Церкви, мы можем обратить к отродившемуся и в христианстве фарисейскому духу, увлекшему столь многих от Церкви Христовой в разные виды расколов. Так, для них существенным в деле спасения представляются собственно письмена и внешность церковного чина, кажущиеся им древними, и отличные от общецерковного и истинно-древнего порядка. Вот из-за чего они вначале оставили дом Божий, в котором пребывали! Исполнение же внешних добрых дел, исполнив самих самомнения и духа осуждения против мирской нескромности нравов в христианстве, утвердило их в той уверенности, что они идут путем правды и спасения. Ослепленная ревность, а иногда прямая недобросовестность руководителей их или расколоучителей, довершила и упрочила это отделение детей от своей матери – св. Церкви. – Но да станут они на суд самого Христова слова! Не спорной или мнимой старины держались иудеи, не предания только своих старцев они отстаивали: в их руках были письмена самого слова Божия, свидетельствующие, что сам отец верующих – Авраам принял обрезание по заповеди Божией, что Гедеон, Самуил, Давид спасались исполнением закона Моисеева. Что же? Когда иудеи, под руководством фарисеев и книжников, стали почитать за существенное в спасении внешность Богоданного обрядового чина и в исполнении внешне-законных дел полагать свою правду, хотя при сем не забывали и грядущего Мессию, только поступая не в Его духе и благодати: то Господь прямо им сказал, что, если они не возвысятся над такою правдою, то не войдут в царствие Божие. Итак, – не говорим уже о произвольности и мнимости самой старины, за которую стоят наши подобо-иудейские ревнители, – если бы старинные письмена, которыми они дорожат, были подлинные письмена даже самого слова Божия, если бы правда их держалась на исполнении такого Богопреданного чина, который засвидетельствован был бы прямо в свящ. писании: то и в таком случае они, как древние иудеи, не вошли бы в царство небесное с своею правдою непослушною, чуждою духа любви, самомнительною, не утвержденною на единой истинной лозе – Господе нашем Иисусе Христе, который Един сообщает жизнь своим ветвям чрез св. таинства и живую смиренно-послушную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

261. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монаст. ноября 22; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г., в Твор. Св. От. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешний день, прежде проповедующаго, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце Русском, и возбуждает думы: – двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Времена нельзя было бы исчислять 718 , если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим целию, «да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» ( Быm. I. 14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разныя сочетания, приспособленныя к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий; и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год, и, по седми седмилетиях, пятидесятый год: дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, разсмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшаго извлек для себя наставление в отношении к будущему. Пятидесятилетний круг времени, который у Евреев был законным, церковным и государственным, у Христиан, вместе с прочими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, потерял силу закона: однако не совсем уничтожился, а перешел в область обычаев; и когда, быв приспособлен к человеку лично, представился 719 слишком долгим для недолгой по естеству человеческой жизни, тогда понадобилось разделить пятидесятилетний круг на два, и образовать двадцати-пяти-летний круг. Ибо и двадцати-пяти-летие пребывания, деятельности, подвигов, в известном состоянии жизни представляет такое поприще, которое пройдти значит одержать не малую победу над всеизменяющею силою времени. Что же скажем о благополучном совершении двадцатипятилетняго поприща столь высокой деятельности, столь многотрудных подвигов, как царствование над обширным Царством, во времена особенно трудныя для Царей и Царств? – Не по применению к обычаю только, но по размышлению о истинном основании для обычая, говорим, что день, запечатлевающий двадцати-пяти-летие благополучно продолжаемаго царствования, – день нынешний, есть особенно достойный благоговейнаго внимания, достопамятный, благознаменательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

30-е Свв. Апп. от 70: Силы (Силоса), Силуана, Крискента, Епфнета и Андроника Сила вместе с Ап. Павлом проповедовал слово Божие; посланный Апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшего между верующими относительно обрядового Моисеева закона, он с того времени не отлучался от Ап. Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним претерпел многие страдания и заключение в темницу. В Деяниях Апостольских так упоминается о нём: «а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией. И проходил Сирию и Киликию, утверждая Церкви» ( Деян.15:40–41 ). – По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами. Силуан был сотрудником в благовествовании свв. Апп. Петра и Павла: «Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мной, и Силуаном, и Тимофеем», – воспоминает о нём св. Ап. Павел во втором своём послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ). – «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата», – пишет о нём Ап. Пётр в своём первом соборном послании ( 1Пет.5:12 ). Впоследствии Силуан был епископом в Македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался. О Крискенте говорит Ап. Павел во втором послании к Тимофею ( 2Тим.4:10 ), что «он пошёл в Галатию», где по поручению Апостола Павла и наслаждал Церковь Божию, быв поставлен епископом; также проповедовал в Галлии, нынешней Франции, основал там Церковь Виенскую и другие и, поставив епископом в городе Виенне ученика своего Захария, возвратился в Галатию, где мученически скончался в царствование императора Траяна. О св. Епенете, бывшем родом из Ахаии и обращённом к вере Христовой св. Ап. Павлом, Ап. Павел воспоминает в своём послании к Римлянам: «приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» ( Рим.16:6 ). Он епископствовал в Карфагене. О св. Андронике, бывшем епископом в Паннонии, св. Апостол воспоминает также в своём послании к Римлянам: «приветствуйте Андроника и Юнию – сродников моих и узников со мной, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» ( Рим.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

331. Беседа по освящении домовой церкви Пресвятой Богородицы 785 (Говорена нояб. 30-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год Провидение Божие, уготовляя в жизни Святых опытное учение и руководство для нашей жизни, сохранило нам посредством писаний древний поразительный образ благоговения и любви к храму Божию в царе и Пророке Давиде. Вот некоторые собственные его выражения его мыслей и чувствований. «Свят храм Твой» ( Ncaл. LXIV. 5 ). «Господь во храме святем Своем» ( Псал. Х. 4 ). «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» ( Ncaл. LXXXIII. 2, 3, 11 ). «Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы мне хлеб день и нощь» ( Ncaл. XLI. 3–4 ). Видите, что он чувствовал как бы тоску по храме Божием, когда в продолжении некоторого времени не имел утешения пользоваться оным. И сие чувство было в нем так сильно, что, когда по обстоятельствам жизни не имел он удобства приближаться ко храму, он имел дерзновение домогаться, чтобы приближался к нему храм. По причинам государственным царь Давид основал пребывание свое в Иерусалиме. Скиния свидения (то есть, подвижной храм Божий, устроенный Моисеем по повелению Божию) находилась тогда в Номве, или, может быть, в Гаваоне: а существенная святыня сего храма, кивот с Богоначертанными скрижалями закона, отлученный от сего храма в следствие несчастных происшествий, сохраняем был в Кариафиариме, в доме Аминадава. Давид решился иметь храм Божий близ себя в Иерусалиме: «и уготова место кивоту Божию, и сотвори ему скинию» ( 1Nap. XV. 1 ). И после некоторых затруднений действительно перенес в нее кивот Божий, чтобы таким образом иметь удобство посещать храм Божий в каждый праздник для молитвы, славословия и жертвоприношения, и кроме праздника, когда чувствовал особенную нужду подкрепить свою молитву благодатию святого храма. Не забудьте, что так сильно чувствовал потребность святого храма человек, который сам был живой храм Божий; потому что, как Пророк, исполнен был Духа Божия. Еще в юности принял он от Пророка Самуила тайное и таинственное помазание: «и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом» ( 1Цap. XVI. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. О божественном законодательстве чрез св. пророка и боговидца Моисея О божественном законодательстве, ходатаем которого ( Гал.3:19 ) был Боговидец Моисей, намерены мы говорить с тою же мыслью, с какою говорили вообще о ветхом завете 21 : хотелось бы помочь любящим истину, и особенно подвизающимся на поприще мысли и слова, – находить в ветхозаветных книгах слова Божия благопотребные указания и руководство по разным вопросам и нуждам нашего времени. В Израиле, которому дан был чрез Моисея Божий закон, явился миру народ, Богоизбранный и Богоправимый в образец для всех верующих народов: в нем образно открывались духовные нужды и опасности вообще спасаемого Богом человека. Только уже надо нам следить не изветшавшую форму, а живой дух и самую силу Богоправления в этом народе. Следует нам раскрыть, в живой силе дела, во-первых – т о , в каком состоянии найден и в какое состояние поставлен Израиль, или вообще спасаемый человек, Богоданным Моисеевым законом, и во-вторых – то, каким для этого орудием и сосудом Божественной премудрости и любви оказался и послужил Моисей. И тогда, в-третьих, Божий закон, начертанный в Пятикнижии Моисеевом, легко может открыться нам в живом значении благодатного руководства, простираемого от Бога и к нашему времени, указующего его опасности и нужды духовные, с выходом из них, и вразумляющего, как каждый из нас, на своем месте, может споспешествовать этому спасительному выходу... 1 часть Итак, мысленно перенесемся ко временам Моисея и вникнем в обстоятельства и потребности тогдашнего человека, в руководство которого ко спасению дан был первоначально закон Божий, содержащийся в Пятикнижии. Само собою разумеется, что этим историческим делом мы должны заняться не так, чтобы у нас вскрылось минувшее, как гробы с костями, имеющее значение уже только археологическое. В отношении к делу спасения в его существе, человек тогдашний и нынешний не имеют существенного между собою различия и не допускают взаимного разрыва; ибо существенные нужды и способы спасения одни и те же для всех времен. Итак, намереваясь раскрыть обстоятельства и потребности человека Моисеевых времен в отношении к делу спасения, мы займемся не совсем чужими нам обстоятельствами и потребностями, но будем как бы припоминать прошлое из нашей же человеческой жизни, относящееся к самому бесценному и важному для всех нас делу спасения нашего. Такую точку зрения, относительно времени Моисеева и вообще прошедшего в церковно-духовной жизни человечества, утверждает для нас Апостол Павел, когда говорит о минувшем в роде человеческом и Церкви, как бы об испытанном и пережитом им самим: аз живях кроме закона иногда: пришедшей же заповеди, грех убо оживе, аз же умрох ( Рим.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.5. Ветхозаветные мученики за веру 10.6. Восстание священника Маттафии и его сыновей. Успехи Иуды Маккавея Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 10.5. Ветхозаветные мученики за веру От времени Антиоха Епифана мы имеем святых, которых церковь почитает, а именно, старца Елеазара и святых мучеников отроков Маккавеев, семи братьев, которые пострадали до смерти, не желая отступиться от закона Моисеева. Пострадали до смерти, не желая вкушать свиного мяса, которое было запрещено к вкушению, и не желая приносить языческие жертвы. Первый из них, это старец, священник Елеазар, которого сначала принуждали вкусить идоложертвенного мяса, насильно разжимая рот. Но тот молча отплевывался, и тогда, утомившись, ему предложили самому приготовить такое мясо, которое он согласен есть, но съесть его как идоложертвенное. Он им ответил: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти» (2 Мак. 6:24–26). И он был казнен. Другой эпизод, это страдание семи братьев и их матери. Когда они были пойманы и тоже отказались приносить идольские жертвы, то они были один за другим умерщвлены на глазах друг у друга и на глазах у своей матери, которая тоже скончалась после зрения этих мучений. Здесь хочется отметить два важных момента. Первый: мать укрепляет на подвиг последнего, младшего сына и говорит ему: «сын, сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила, вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя, посмотри на небо и землю, и видь что все на них, познай, что все сотворил Бог из ничего; и что так произошел и род человеческий, не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2 Мак. 7:27–29). Это единственное в Ветхом Завете прямое указание на то, что мир сотворен из ничего. Оно ясно свидетельствует о том, что это не есть изобретение христианское, но ветхозаветная церковь тоже об этом знала.

http://sedmitza.ru/lib/text/431234/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 20 К оглавлению Книга Руфи Мы приступаем к новой книге, которая называется Руфь. Это книга особая, одна из самых красивых и добрых книг Ветхого Завета. Она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест. Эта книга в еврейской Библии принадлежит к пяти книгам под названием «Магеллот», куда входят Песнь Песней, Руфи, Плач Иеремии, Экклезиаст и Есфирь. Книга Руфи читается на праздник жатвы. История, которая в ней описывается, происходила во времена судей Израиля, когда в стране царил голод. Она начинается так: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских». Если мы откроем книгу Судей (Суд. 6,3-5), то прочтем: «Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне... и стоят у них шатрами... Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими». То есть народы эти постоянно общались друг с другом, хотя у них были разные религии и духовные ценности. Однако голод вынуждал их идти в землю Моавитскую. «Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне (потомки Ефрема; помните Ефрема и Манассию, которые жили на этом месте?) из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба (сына ее)... умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего». Это время — время беспорядка, распада; именно на темном фоне общего духовного упадка выделяются светлые образы Руфи, ее родственницы Ноеминь и те особые отношения, которые возникли между ними. Это доказывает нам, что в Израиле сохранялась незримая ниточка духовной благодати и были люди, которые старались исполнить все предписания закона Моисеева, живя по совести.

http://sedmitza.ru/lib/text/432123/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 4 К оглавлению Тема сегодняшней лекции: «Происхождение Пятикнижия, или Торы. Литературно-критический анализ текста». Пятикнижие (по-еврейски Тора) представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книг, объединенных общим сюжетом и замыслом. Это краеугольный камень Библии как Св. Писания. В Пятикнижии изложены основы ветхозаветной религии, и христианство также черпает здесь свои законоположительные и нравственные начала. Именно поэтому Христос Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его. В Пятикнижие входят следующие книги (все книги в еврейской Библии имеют название по первым своим словам): Септуагинта Масаретский перевод Бытие (Генезис) В начале (Берешит) Исход (Эксодос) Вот имена (Елле-Шемот) Левит (Левитикон, Левитикус) И воззвал (Вайкра) Числа (Нумери) В пустыне [Бемидбар (Вай-Едаввер)] Второзаконие (Дефтерономион) Вот слова (Еллегаддебарим) Вам нужно знать эти названия на русском языке, но неплохо запомнить и еврейские названия. Уже за несколько веков до Рождества Христова сложилось мнение, согласно которому Пятикнижие целиком было написано одним Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, и долгое время оно не подвергалось критическому анализу. Когда впервые было высказано мнение, что не один Моисей писал эти книги, оно было встречено во многих кругах с некоторой враждебностью: казалось, что посягать на авторство Моисея — все равно что посягать на авторитет самого Пятикнижия, самого закона. Однако религиозное значение этих книг ни в коей мере не может быть поколеблено тем предположением, что их писал не один автор. Профессор Карташев говорит так: «Ветхозаветная Церковь отбирала и канонизировала книги, т.е. признавала их богодухновенными иногда не без долгих споров и колебаний, по их внутренней ценности и поучительности, а не по славе авторских имен». Мы знаем, что многие древние писания носили авторство Моисея, Илии, Еноха, Соломона. Но в канон эти книги не вошли. Церковь приняла именно то, что было необходимо иметь как свидетельство Живого Бога, Его слова, обращенного к человеку устами определенного лица — скажем, Моисея.

http://sedmitza.ru/lib/text/432075/

III. О священном Писании 1) От сотворения мира до Моисея (3857 л.) не было писанного закона. Познание о Боге и вероучение люди получали чрез словесную передачу из рода в род Патриархами: напр. до потопа: Адам, Сиф, Енох и др., после: Ной, Сим, Иафет и сыны их. Далее Иов, Авраам, Исаак, Иаков и др. 2) От Моисея появилось откровение Божие писанное, в виде Пятикнижия Моисеева, которые Сам И. Христос назвал общим именем: закон Моисеев: Лук. 24:44 . Эти книги и называются законоположительными. Далее идут книги исторические: И. Нав. Судей, Руфь, 4 книги Цар., Парал. и Ездры, книга Неемии, Есфирь и Макк. Учительные, содерж. в себе учение благочестия: Иова, Псал. и книги Соломона. Наконец ветх. завет заключается книгами пророческими, предсказывающими о будущем и наипаче о Иисусе Христе: кн. Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и др. 12 пророков. 3) Новый Завет также разделяется: на законоположительные книги (4 Евангелия), историческую (кн. Деяний), учительные (послания апостолов) и пророческую (Откровение или Апокалип. Иоан. Богослова). 4) Когда появилось новоз. свящ. Писание? Св. Апостолы, согласно повел. Господа ( Мрк. 16:15 ), рассеялись по всему миру, проповедуя Евангелие устно. Лишь спустя 8 лет по возн. Господн., стали появляться письмен. повеств. Апост. таковы: Евангелие Матфея и вскоре за ним Ев. Марки и Луки. В конце 1 века появ. Еван. Иоанна. Св. апост. Иоанн, имея под руками 3 Еванг., свое заключил словами: 21:25. Отсюда вывод, что не все то записано, что необходимо знать для нашего спасения, срав. Деян. 20:31 (где описано то, чему учил Апостол 3 года день и ночь?). 5) Историч. книга Деяний, написанная Еванг. Лукою обнимает собою события только 30 лет и повествует о вознесении Господ., сошествии Св. Духа, о приключениях с апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и глав, образ. Павлом; об образов. первоначальной христианской церкви из иудеев и язычников. А где искать описание развития Церкви в последующее время? 7) Учительные книги или Послан. апост (7-м соборных и 14 ап. Павла) далеко не обнимают собою всего христианского вероучения, необходимого для нашего спасения, ибо они писаны по разным частным случаям и не имели в виду дать систему вероучения, – так например:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010