Третья Пасха Чудо насыщения 5.000 человек пятью хлебами, по свидетельству Евангелиста Иоанна, произошло перед праздником Пасхи ( Ин.6:4 ); но ни Иоанн, ни другие Евангелисты не говорят о том, был ли Иисус Христос на этом празднике в Иерусалиме или нет. Из молчания Евангелистов о посещении Им Иерусалима и из упоминания, что после сего Он ходил в Галилее, заключают что Иисус Христос не приходил на этот праздник в Иерусалиме, а оставался в Галилее, во избежание преследований со стороны фарисеев. Сему противопоставляют известную из других случаев строгость Иисуса в исполнении Закона Моисеева, по которой Он не захотел бы явиться даже случайным неисполнителем Закона Моисеева – хотя обычай дозволял лицам, жившим в отдалённости от Иерусалима, являться перед лицо Господа не три раза в год, а только однажды. Обличение фарисеев в предпочтении преданий старцев заповедям Божиим (Мф.15:1–20; Мк.7:1–23) Иерусалимские книжники и фарисеи, давно уже заметившие разницу между своим учением и учением нового Галилейского Пророка, искали лишь случая унизить Его перед народом в отступлении от правильного – по их мнению – образа учения и жизни. И вот однажды, заметив, что ученики Иисуса Христа едят немытыми руками – вопреки содержимому у фарисеев преданию старцев – и относя такое нарушение учениками Иисуса общепринятых и уважаемых преданий к примеру и учению Самого Учителя, спрашивали Его: почему ученики Его нарушают предание старцев относительно омовения рук перед употреблением пищи? Вместо оправдания учеников в приписываемом им грехе и вместо указаний обличителям, что это не грех , если не запрещается никаким законом, а установился простой обычай, Иисус обличает их самих в нарушении заповедей Божиих, указав два примера, как они дозволяют не почитать отца и матерь, требуя только принесения в дар Богу (корван) того, что дети должны бы отдавать родителям; и таким образом подтверждают давно сказанное о них Исаиею ( Ис.29:13 ), что они приближаются к Богу устами и языком, а сердцем далеко отстоят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Библия, изложенная для семейного чтения. Заговор иудеев против Павла Павел в Иерусалиме у Иакова Св. апостол Павел. Мозаика константинопольского монастыря Хора, XIV в. По прибытии в Иерусалим Павел был принят братьями с великой радостью. На другой день он пошел к Иакову, предстоятелю Иерусалимской Церкви, и сообщил ему и собравшимся у него пресвитерам, «что сотворил Бог у язычников служением его» (Деян. 21, 19), и они прославили Бога. Однако же не все верующие относились к Павлу с полным сочувствием и доверием; многие из них негодовали на него за то, что он не требовал от обращенных язычников исполнения всех иудейских обрядов, постановленных Моисеевым законом. Но они не понимали в этом отношении Павла: он только не хотел сразу и насильственно действовать на прекращение некоторых обязательных постановлений Ветхого Завета. Он говорил: «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезайся. Обрезание ничто, и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 17–20). Иудеи-фанатики не могли простить Павлу его великодушия к установленному религиозному строю в его внешнем проявлении; не могли понять, что он действовал так потому, что свободный духом он «всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19–22). Находя нужным для успокоения народа доказать ему, что сам Павел не пренебрегает исполнением обрядов по иудейскому закону, Иаков и пресвитеры посоветовали ему присоединиться к четырем человекам, которые в то время приступали к исполнению взятого на себя обета назореева, состоящего в том, что налагающий обет остригал себе голову, соблюдал пост, отказывался от вина и исполнял некоторые обряды в продолжение известного времени, после чего, очистившись, оплачивал все издержки на очистительную жертву в храме. Не находя в этом ничего противного христианскому учению, Павел, лично расположенный соблюдать отеческие обычаи, согласился последовать их совету, так как он не считал только обязательным принуждать к ним иноплеменников, для которых эти обычаи не могли иметь того смысла, который они имели для иудеев.

http://pravoslavie.ru/3221.html

Вторая мимра против иудеев Молитва " Отче наш " на сирийском языке. Напечатана с использованием шрифта Сирто Вторая мимра против иудеев посвящена спору с иудеями касательно соблюдения предписаний закона, обрезания и субботы. Этой теме посвящено много поизведений сирийской полемической литературы (Афраата, св. Ефрема Сирина, Иакова Саругского, Филоксена Маббогского, Сергия Стилита, Дионисия бар Цалибхи). Издатель текста мимры Стенли Казан пытается показать существование традиции сирийской полемической литературы против иудеев. Появление подобного рода литературы, по мнению С. Казана, обусловлено близким сосуществованием христиан с иудеями и прецедентами иудейского прозелитизма среди христиан; а также - это особенно ярко проявлялось в первые века христианства - случаями потребления христианами ритуальной пищи иудеев, соблюдения предписаний иудейского закона, участия в иудейских праздниках, использования амулетов, приобретенных у еврейских знахарей (в качестве параллели в греко-язычной части империи можно привести Восемь бесед против иудеев св. Иоанна Златоуста). Исаак Антиохийский показывает отмену и ненужность закона с помощью того, что известно иудеям, а именно с помощью книг Ветхого Завета (этим, наверное, объясняется отсутствие ссылок на Евангелия). Определяя значимость того или иного события, человека, он противопоставляет христианский взгляд на мир и историю - иудейскому. Центр мировой истории для иудея имеет точное местоположение - это принятие Моисеем Скрижалей Завета. Вся последующая история расходится концентрическими кругами от этого момента, следуя за появляющимися книгами: за Торой следуют Пророки, за ними Писания, затем Мишна и Гемара, где каждая последующая толкует предыдущие. Таким образом, история предстает как развертывание и прояснение во времени смысла синайского законодательства. Христианство же размыкает этот ,,круг " : история им воспринимается как прямая, идущая от сотворения мира до дня Страшного Суда. Но на этой прямой есть особые вехи, главнейшая из которых - боговоплощение и спасительные деяния Иисуса Христа. Этот исторический промежуток отличается от всего предыдущего времени своей неповторимостью и вневременной значимостью, заключающейся в пересечении и соединении того, чему пересекаться и соединяться неестественно (после грехопадения), в чуде: схождении Бога в мир, принятии ,,зрака " раба и крестной смерти за него. Этот промежуток отмечен присутствием внеисторического, ибо все домостроительство спасения, являясь историческим фактом (а, значит, и обладая присущей ему единичности и завершенности), в тоже время имеет место в вечности, где оно уже было предрешено на Предвечном Совете Троицы. Эта внеисторичность и значительность определяют собой появление предображений домостроительства в ветхозаветной истории (этим также может определяться значимость того или иного события).

http://pravoslavie.ru/1550.html

Скачать epub pdf Первый отдел. Законоположительные книги Под именем законоположительных книг в русской богословской литературе разумеются пять книг Моисея: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзакония. Они называются законоположительными, потому что содержат в себе преимущественно Богом данные через Моисея еврейскому народу разнообразные законы, коими предначертан был весь строй жизни еврейского народа и очерчена вся сущность ветхозаветного учения, все его основы и идеалы. Такое законоположительное и законодательное значение писания Моисея имели и во всей истории еврейского народа: для всей последующей ветхозаветной письменности, для всех теократических истинных вождей и руководителей еврейского народа и для истории ветхозаветной Церкви Божией. Писания Моисея лежали в основе всех ветхозаветных писаний и всей ветхозаветной истории. Посему название их законоположительными является в русской богословской литературе не новым, а лишь переводом принятого у евреев термина – закон. Очевидно, еврейские ученые издавна признавали вышеуказанное значение писаний Моисея. Обозреваемые писания Моисея, объединяемые единством писателя, единством идеи и содержания, хотя и разделяются на пять книг, но в богословской терминологии также объединяются как бы в один том и называются Пятикнижием Моисея. И это название не русскими богословами придумано, а имеет глубокую древность. В еврейской талмудической литературе употребительны термины: chamischah chumschei hattora или: chamischah chumschim, или еще короче: chumschin (Meg. 1, 8. Menachot 30а. Furst. Kanon... 6 s.), указывающие на «пятерицу» или Пятикнижие. В отеческой письменности употребительны соответственные же термины: πενττευχος, (т.е. ββλος. Orig. Com. in Iohan. XIII, 26. Μ. 14, 444 p.) и Pentateuehus (Tertull. С. Магс. 1, 10. Μ. 2, 257). Нужно к тому же заметить, что указанные термины имеют для себя еще более глубокие по времени и значению основания. Так, термин «законоположительные» книги имеет параллель и основу в ветхозаветных и новозаветных писаниях. Сам Моисей назвал свои писания «книгой закона» ( Втор.28:61; 31:26 ); также называются они у Иисуса Навина ( Нав.1:8 ). В других ветхозаветных книгах они называются «книгой закона Господня» ( Нав.24:26 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1; 17:9 ), «книгой закона Моисеева» ( Нав.8:31; 23:6 ; 4Цар.14:6; 23:25 ). В новозаветных книгах они называются «законом – νμος» ( Мф.5:17 ; Лк.2:22 ; Рим.2:12 ). -Термин «Пятикнижие», хотя и не имеет для себя основы в ветхозаветных и новозаветных книгах, но имеет ее у еврейских древних историков: Флавия (Прот. Апп. 1, 8) и Филона (De Abrah. 1. De migr. Abrah. 3), свидетельствующих о том, что «Моисей написал священные законы в пяти книгах», составивших «одну священную книгу – μαν ερν ββλον». Очевидно, по сознанию древних евреев все пять книг Моисея составляли одно целое и как бы одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Слово одиннадцатое Против ереси новгородских еретиков, хулящих иноческое житие Те, кто хочет уразуметь Священное Писание, говорит Афанасий Великий , должны с большой осторожностью относиться к следствиям, образам и смыслу рассуждения. Об этом говорит божественный апостол «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Ведь много в Священном Писании такого, что следует понимать не буквально, но отыскивать, с большой осторожностью, сокрытые в нем плоды Духа: это и значит – «Дух животворит». Если же не рассуждать, но понимать буквально, то «буква убивает», и люди впадают в различные ереси. Глава 1. О говорящих, что иноки отступили от заповедей Божьих и от пророческих, евангельских и апостольских писаний, по своему измышлению и самонаучению устроили себе житие и держатся предания человеческого. Так и ныне многие пострадали, я имею в виду новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и всех, кто думает так же; они наговорили множество лживых и безумных слов и впали во многочисленные ереси, о которых мы и говорим теперь. Они лукаво утверждают, что иноки оставили заповедь Божию и пророческие, евангельские и апостольские писания, по собственным домыслам и по своему разумению устроили свою жизнь и держатся предания человеческого. Поэтому сначала мы докажем, что иноки не оставили заповеди Божьей и пророческих, евангельских и апостольских писаний и не держатся предания человеческого, но устроили свою жизнь по Божественной заповеди и пророческому, евангельскому и апостольскому учению. Ведь и до Закона, и по Закону, и по Благодати Господа нашего Иисуса Христа такой образ жизни считался предпочтительнее всех других и был весьма почитаем. Еще до Моисеева Закона чудный Мелхиседек был девственником и проводил иноческое житие: о нем написано, что он жил в пустыне, ел побеги деревьев и пил росу. Во времена же Закона великий в пророках боговидец Илия и ученик его Елисей были девственниками и жили в пустыне по-иночески. Пророки Иеремия и Даниил и три отрока были девственниками и проводили жизнь в воздержании и посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя мира. Иисус Христос , обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин. 5:45–47 )? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Моисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем ( Лк. 24:27 ). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей: яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше проповедати людем (иудейским) и языком ( Деян. 26:22–23 ). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Моисеева и пророк ( Деян. 28:23 ). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин. 1:45 ). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших сию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает» 1 . Обетования и пророчества о Христе находятся в следующих местах Пятикнижия Моисеева: Быт. 3:15; 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14; 49:10 ; Чис. 24:17 ; Втор. 18:15; 18: 19 . 1. Обетование о семени жены

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Историю праздника евангелист Лука так излагает: И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисееву, вознесосша Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина ( Лук. 2:22–24 ). Пострадавшему за нас надлежало принести очищение, – не пощадившему за нас собственной крови подобало не пощадить двух птенцов. Итак, Законодатель служить закону ради закона, и возвещающий свободу духа подчиняется букве, – не отстраняет Моисея, чтобы со временем соделаться достойным веры свидетелем. „Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву». „Их» – кого это? Иосиф не был отцом и не был подвержен очищениям; Мария и Младенец также не нуждались в очищениях. Сказано: „если женщина родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней» ( Левит. 12:2 ); но Мария, как не воспринявшая семени, не нуждалась в очищениях. По закону: „если женщина родит младенца мужеского пола, будет нечиста семь дней», потому что она привела второго Адама в жизнь; а если женщина родит младенца женского пола, то будет нечиста две недели ( Лев. 12:5 ), т. е. двойное время, так как от Евы снова рождается Ева , немощный сосуд, руководительница преслушания. Впрочем, если ты слышал о преступлении жены, то знай и то, что жена привнесла в мир девство, вместила во чреве Бога Невместимого, – плотски родила Воссоздавшего род наш, – первая начала проповедь воскресения. Сказано: „жена, которая родит младенца». Но Богородица была женой, а женского не потерпела: ибо чрево Ее не приняло семени мужа, девственный виноградник не подвергся заступу, так что делалось приношение не за Нее, а за весь род: ради нас обрезывается Христос, для нас Он приемлет крещение, за нас совершаются законные очищения. Проливая слезы, Он омывает природу; неся крест, Он освобождает нас от ярма греховного; подвергаясь оплеванию, Он освобождает Адама от оплевания проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на праздник Сретения Господня " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день Святая Церковь празднует Сретение Господня, принесение Господа Иисуса Христа во храм. В Евангелии от Луки говорится, вторая глава с двадцать второго стиха и ниже: “А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу”. Очищение по закону Моисееву предполагало, что для младенца мужеского пола достаточно было сорок дней, для младенца женского пола — шестьдесят дней. Особенно строго решался вопрос, когда дело касалось первенца, то есть первого ребенка, который, по закону Божию, посвящался Богу. Это была древняя традиция, как первинки урожая, первинки бизнеса, дохода отделяли для Бога, то, что называется “решит”, так и детей, первенцев посвящали Создателю на служение. Семья Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария и названный отец Иосиф-труженик, это были люди, которые строго соблюдали закон Божий. Сейчас нам даже трудно представить, насколько скрупулезно в те времена исполняли предписания закона Божия. Особенно усердствовали в этом книжники и фарисеи, которые старались исполнить каждую букву Писания, так, что Христос ставил книжников и фарисеев в пример нам, христианам, когда в нагорной проповеди он говорит: “если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие небесное”. Превзойти — означает достигнуть и подняться на более высокий уровень. Потому что для христианина сама цель — это не просто воздерживаться от греха, но и творить деятельное добро. Если в Ветхом Завете, когда человек воздерживался от осквернения, совершал очищение, воздерживался от грехов, он считался праведником, то в Новом Завете ситуация резко меняется. Сказано: кто может делать добро и не делает, тому грех. Если в Ветхом Завете неделание чего-то плохого считалось праведностью, то в Новом Завете, если ты можешь делать добро и не делаешь, это уже грех. Вот таким образом наша праведность, она превосходит праведность книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

святитель Амфилохий, епископ Иконийский А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22-24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/42/h...

Скачать epub pdf НАГОРНАЯ БЕСЕДА И ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА (Мф. 4:25, 5:1–12) БЛАЖЕНИ НИЩИИ ДУХОМ. На горе Синайской, в безплодных пустынях Аравии, близ Чермного моря, был дан Закон Моисею; на горе Галилейской, поднимающейся из прекрасной, плодоносной долины близ моря Галилейского, возвестил Господь наш Иисус Христос Свой благодатный Закон Евангельский. Закон Моисеев заключал в себе десять заповедей Божиих; Закон Христов изложен в девяти заповедях о блаженствах. В сущности, и тот, и другой Закон – один и тот же; Христос Спаситель Сам говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»  ( Мф. 5:17 ); но в то же время, какая великая разница между этими двумя Законами! Суровый Закон Моисеев провозглашен был среди громов и молний, трубным гласом, грозно раздававшимся среди диких утесов пустынной горы. А благодатный Закон Евангельский возвещен миру среди ясного весеннего дня (думают, что Нагорная беседа Спасителя произнесена в мае), при тихом веянии прохлады с озера Галилейского, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами. Там густые, грозные тучи закрывали вершину Синая; глас Бога Невидимого поражал ужасом сердца сынов Израилевых; здесь сладостно для сердца возвещались глаголы Жизни вечной из пречистых уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Там под страхом смерти никто не смел подойти ближе известной черты к Священной горе, которая трепетала от присутствия на ней Самого Бога – Творца и Законодавца; а здесь народ тесной толпой окружал Христа Спасителя, стараясь как можно ближе подойти и хотя бы только прикоснуться к одеждам любвеобильного Чудотворца-Законодавца, и сколько больных исцелилось, сколько страдальцев было утешено Его Божественной, всеобъемлющей любовью, Его всемогущим, всеисцеляющим словом!  Тогда, в Ветхом Завете, соблюдение Закона ограждалось грозным: «…предать смерти» ( Исх. 21:12, 15, 17, 29 ). Теперь – как приятно поучает Небесный Учитель! Он не стесняет свободы учеников строгим повелением; не устрашает угрозами; Он только указывает то, чего все ищут – блаженство; потом указывает и путь к этому блаженству – исполнение Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010