В каменном храме во имя Всех Святых в советское время размещали и клуб, и спортзал, и многое другое богохульное. От прежнего благолепия не осталось и следа, лишь на стенах, облупившихся и неприглядных, заметны следы живописи. Но оскверненный, он не представляется жалким и потерянным, кажется, что вместе с солнцем, со всех сторон проникающим в храм сквозь стекла, посылается сюда благодать Божия. Она, благодать Божия, – там, где святыня: под храмом находятся святые мощи основателей монастыря – преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, они подвизались здесь в шестнадцатом веке. Господь скрыл своих угодников от поругания, и, даст Бог, они еще явятся нам во утешение. Сначала, в конце пятнадцатого века, поселился здесь Геннадий, затем, уже по его кончине, – Никифор, основатель и первый игумен Важеозерского монастыря, или так называемой Задне-Никифоровской пустыни. Оба подвижника были учениками преподобного Александра Свирского , в разное время получили они от своего учителя благословение на уединенное подвижничество. Из жития преподобного Геннадия известно, что, поселившись на берегу Важ-озера, где устроил себе келью-пещеру, он прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником, отказываясь по смирению руководить другими. Перед своей кончиной он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы. Удостоившись от Господа за свою праведность дара прозрения, преподобный Геннадий предсказал перед своей кончиной, что в пустыни будет храм и киновия. И это предсказание сбылось. Стараниями преподобного Никифора, прошедшего начальный монашеский искус в обители Живоначальной Троицы у преподобного Александра Свирского и стремившегося к уединенной подвижнической жизни, около 1530 г. будет построена деревянная церковь во имя Преображения Господня, келии для братии, испрошена царская грамота на владение землей. Примечательно, что прежде чем благословил своего ученика Никифора, преуспевающего в монашеских подвигах, на уединенное житие, преподобный Александр отправляет его на Белое озеро, в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоезерскому, побеседовать о монашеской жизни и поучиться от него монастырскому уставу. Благословляя Никифора в далекий путь, Свирский старец сказал ему «Когда подойдешь к Белому озеру, не ищи лодки для переезда в обитель, но обожди некоторое время там, на другом берегу в безлюдном месте. И по милости Божией ты увидишь исполнение просимого нами от Господа и будешь перевезен». И благословил ученика в далекий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале XX века по благословению отца Иоанна Кронштадтского в монастыре подвизался блаженный инок Владимир. Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился 15/28 июля 1862 года в Луге, маленьком уездном городке, затерявшемся между Псковом и Петербургом, в купеческой семье. Простота души и нестяжательность – редкие уже качества для конца XIX века – были основой характера будущего подвижника Божия. О его удивительной жизни А.Е. Селезневым написана книга «Блаженный инок: Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца». Перенесение мощей блаженного инока Владимира в Важеозерский монастырь было чудом. Блаженный еще при жизни предсказывал, что его мощи упокоятся в земле родной обители меж трех берез. Так и произошло, хотя это было уже третье перезахоронение. Молебен у могилы инока Владимира Братия монастыря с большим благоговением относится к блаженному Владимиру. Насельники обители постоянно заходят на могилу за благословением инока Владимира на исполнение различных послушаний и ощущают благодатную помощь. Но вернемся к истории обители. При советской власти монастырская жизнь прервалась. Поскольку все монастыри Олонецкой епархии имели сельскохозяйственные угодья, на их базе началось создание совхозов, коммун и артелей. На первом этапе, в 1918 и начале 1919 года, монашествующие пытались самостоятельно объединяться в совхозы. К концу 1919 года в Олонецком уезде существовало четыре совхоза: в Андрусовой, Сяндебской, Задне-Никифоровской пустынях, а также в Александро-Свирском монастыре; в Пудожском уезде – в Муромском монастыре, в Лодейнопольском уезде – артель в Паданском женском монастыре. Монастырское население стремилось в новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Монастырское имущество, а также владения обителей (земли, лесные угодья и озера) были национализированы. В 1918–1919 годах реорганизованными хозяйствами часто управляли бывшие настоятели или казначеи упраздненных обителей, должность которых теперь значилась как заведующий хозяйством.

http://pravoslavie.ru/29341.html

14 октября 1895 года в храме Духовной академии при многочисленном стечении молящихся Василий был пострижен в мо­нашество с именем Вениамин. 21 ноября того же года монах Ве­ниамин был рукоположен во иеродиакона. Он продолжал вести беседы – по воскресеньям в четыре часа вечера при фабрике бра­тьев Варгуниных, в тот же день в пять часов вечера – в церкви святых апостолов Петра и Павла при Обуховском заводе, в шесть часов вечера – в столовой при фабрике Штиглица, в квартире на углу Мытнинской и 3-й Рождественской улиц и там же по сре­дам в восемь часов вечера; в последнем месте он вел беседы вме­сте со студентом Духовной академии Романом Медведем [d] . Почти ежедневно в семь часов вечера иеродиакон Вениамин вел беседы в 1-м ночлежном доме, находившемся неподалеку от Александро-Невской лавры. 7 января 1896 года хлопотами и усилиями настоятеля подворья Задне-Никифоровской пустыни иеромонаха Геннадия (Борисова) было положено начало беседам в храме подворья, открывшимся словом иеродиакона Вениамина «О необходимости для спасения знания Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа». Храм подворья был расположен на окраине Санкт-Петербурга, рядом с чугунным заводом, и посещался в основном рабочими. Трудами настоятеля подворья здесь был устроен дом трудолюбия для людей, прибывших в столицу на поиски работы, но еще не получивших ее: им давались кров, пища и несложное послушание. Беседы велись в воскресные и праздничные дни с четырех до пяти часов вечера. Здесь отец Вениамин провел беседы: «21 января – о притче Спасителя о блудном сыне; 2 февраля (пятница сырной недели) – „О том, как должно по-христиански, по-православ­ному, проводить сырную седмицу“; 11 февраля – „Торжество Православия и необходимость для спасения исповедовать веру, содержимую Православной Церковью“; 14 февраля – „О сердеч­ном покаянии и его важности“; 18 февраля – „Путь к Царству Небесному“ (по Феофану Затворнику); 22 февраля – „Не нужно пренебрегать и малыми грехами, какими бы ничтожными они ни казались“; 29 февраля – „О Божественной силе честнаго Креста и крестного знамения“; 7 марта – „Христос на суде Пилата и Ирода“; 10 марта – продолжение предшествующей беседы – „Осуждение Пилатом на смерть Богочеловека“; 31 марта – „О Воскресении Христовом и явлении воскресшего Господа женам-мироносицам и апостолам“. Слушателей здесь бывало 300–400, маленькая церковь наполнялась до отказа».

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

К ночи она совсем ослабела и забылась. В 12 часов, при бое часов она пришла в сознание и громким, твердым голосом произнесла: “Господи, спаси мя грешую!”, потом она опять забылась. В два часа ночи она хотела произнести ту же молитву, но слова замерли на устах, и она произнесла лишь: “Господи!”. 6 мая, незадолго до 5 часов вечера, улыбка, которой никогда у нее не видали, осветила ее лицо. Вздохи становились все реже. Когда пробило пять часов, умирающая несколько раз редко вздохнула, закрыла глаза и печать вечного молчания легла на ее уста, которые своим великим молчанием как бы ограждали жившую в ней правду. Множество народа из Новгорода и окрестностей служило по ней панихиды. Тело ее за пять дней не подверглось ни малейшему тлению. С усопшей снят был портрет. Тело ее торжественно схоронено в монастыре и один почитатель ее воздвиг над нею памятник. Кто была Вера Александровна? Вот вопрос, без которого трудно обойтись, представляя себе образ этой праведной женщины. Все ее приемы, внешность ее, какая-то изысканность при всем ее убожестве, чистота, которую она тщательно поддерживала вокруг себя, все это говорило о ее высоком происхождении. Однажды, когда она, больная горячкою, ушла из монастыря и келейница еле отыскала ее в кустах, на просьбу келейницы вернуться, она вдруг ответила словами: “Матушка, мне здесь хорошо!” Потом, когда келейница стала умолять ее сказать, кто ее родители, она вымолвила наконец: — Я прах земли, но родители мои были так богаты, что я горстью выносила золото для раздачи бедным; крещена я на Белых Берегах. Схимонах Игнатий, возобновитель Задне-Никифоровской пустыни Схимонах Игнатий родился в 1780 году в селе Пересы, Новгородской губ., Старорусского уезда на реке Ловати, в набожной крестьянской семье. Звали его в миру Иван. С 18-ти лет он почувствовал влечение отдать себя всего Богу. Чтоб узнать Священное Писание и чрез него понять, чего Бог требует от человека, он обучился грамоте. Потом решил он отстать от мира. У себя в саду он выстроил уединенную келлию и поселился в ней. Тут он читал Священное Писание и книги св. отцов; время проходило еще в молитве, посте и рукоделии, чтоб питать себя.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Иоанна Богослова и прп. Иоанна Рильского ( В. Освящение храма при подворье Задне-Никифоровской пуст. в г. С.-Петербурге//Олонецкие ЕВ. 1901. 12. С. 388-389). Майоликовые иконостасы пожертвовал И. И. Рубахин. Главный иконостас «прекрасной работы» в «византийском стиле» был изготовлен в Художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя в г. Миргороде, иконы «в византийском стиле» написаны в мастерской Маркичевой. Дальнейшие работы задержало обнаружение трещин в поперечных арках. Как установил представитель МВД гражданский инженер Л. В. Шмеллинг, причиной появления трещин стала большая нагрузка на столбы центрального нефа. В 1903 г. совершено освящение алтарей верхнего храма: главного - в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Феодора Печерского - архиеп. Алексием (Опоцким) , экзархом Грузии, в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским, архимандритами Корнилием и Гедеоном 11 сент.; правого (иконы в нем были написаны П. И. Брусниковым) - во имя равноап. Марии Магдалины, святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - еп. Гдовским Константином (Булычёвым) 14 дек. Третий, левый придел во имя прп. Серафима Саровского и вмц. Екатерины (Серафимовский) был освящен еп. Константином 10 сент. 1904 г. Иконостас верхнего храма был 3-ярусным, дубовым, в русском стиле, запрестольный образ «Воскресение Христово» - витражным. В 1907 г. мастера И. Ф. Батухин и К. А. Соколов завершили роспись нижнего храма. После обновления храма, основной вклад в к-рое внес Рубахин, 21 окт. 1907 г. архим. Вениамин (Казанский) в сослужении с заведующим подворьем иером. Паисием освятил 6-й придел во имя преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских (на 1-м этаже). Базиликальная 2-этажная церковь в плане была близка к прямоугольнику и развернута алтарями на юг, на красную линию улицы (ныне ул. Крупской, 5). Над главным, центральным алтарем возвышался массивный восьмерик, завершенный шатром, увенчанным высоким утонченным барабаном с небольшой луковичной главкой. В декоре преобладали килевидные кокошники различных форм, наборные полуколонки, арочные окна, луковицы, шатры, киоты, ширинки, висячие гирьки в стилистике московско-ярославского «узорочья» XVII в.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

В молении перед сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем П. и свт. Алексий представлены на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР); коленопреклоненными перед стоящим Спасителем - на иконе «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мч. Феодором» кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК), и на аналогичной иконе с припадающими П. и прп. Ефремом Перекомским 1760 г. (частное собрание; согласно надписи на обороте, икону написали монахи Задне-Никифоровской пуст. Ефрем и Петр). Вместе с вмц. Екатериной на фоне пейзажа П. предстоит Спасителю в облачном сегменте на иконе 90-х гг. XVIII в. (ЦМиАР; принадлежала Е. П. Филинковой, в окладе 1859 г.); один он представлен на холмистом поземе в молении ко Спасителю на иконе, исполненной в XVII в. или позднее (КБМЗ). Образ П. включали в минейные циклы (иконы на авг. и дек. нач. XVII в. (?), ЦАК МДА); преставление П. помещено на декабрьских минейных иконах из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГРМ) и из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде ( 1-я четв. XVII в. ВГИАХМЗ). Перенесение мощей П. изображено на иконе «Господь Вседержитель с пророками, праздники и святые» сер. XVI в. (из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе, ВГИАХМЗ; этот сюжет расположен на 6-м сверху ярусе, регистром выше П. изображен в рост среди избранных святых); на двусторонней иконе-таблетке «Минея на август» 1698 г. письма К. И. Уланова (ГТГ). Образ П. вводили в сложные и многочастные иконописные композиции, такие как «Древо государства Московского» 1663 г. письма Симона Ушакова из иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ; П. вместе с вел. кн. Иоанном Калитой поливает корни древа). Его образ встречается в лике святителей на иконах «О Тебе радуется» (кон. XV в., ГММК), «Покров Пресв. Богородицы» (30-е - 40-е гг. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ), «Страшный Суд» 80-х гг. XVI в. (из Сольвычегодска, ГРМ), на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1-й пол. XVIII в. (?) из моленной Никиты Васильева в дер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

рез четыре года этой жизни, во время отсутствия Феодота, пришли к Иоанну двое разбойников с ружьями, требуя денег. Они не поверили ответу Иоанна, что денег у него нет, и кормятся они милостыней, и один из разбойников стал прицеливаться в Иоанна. Тогда он вдруг, по какому-то внушению, назвал по имени этого человека, и тот был так этим поражен, что ружье упало у него из рук. Оба разбойника просили прощения у Иоанна и поскорее ушли. Так как существование отшельников стало известно, и появлялись посетители, нарушавшие излюбленную ими тишину, Иоанн решился бежать из этого места: он отправился на Афон. Здесь в 1818 г. он принял монашество с именем Исаии. На Афоне он заслужил такое уважение, что многие обращались к нему за духовными советами. В 1821 г., когда началась война между Турцией и Грецией, и на Афоне не могло быть прежнего спокойствия: русские иноки, и в их числе о. Исаия со своим братом вернулись в Россию чрез Вену. В Вене о. Исаия имел объяснение с тремя учеными католиками. Сначала они стали уничижать писания Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина за, будто бы, просторечие и грубость слога и сказали, что напишут лучше их. После долгих убеждений, о. Исаия закончил так: «Святые отцы не надеялись на себя и свой разум, но всегда были в смиренномудрии и самоуничижении, прося у Бога сил для Богоугодной жизни. А все прочие немощные члены нашей Церкви приносят смиренное покаяние Господу Богу, прося милосердия и помощи, а не хвалятся своим бесплодным высокоумием». На это католики промолчали. На другой день они стали доказывать, что напрасно русские надеются на войне на помощь Божию: «Вот и Наполеон, воевал, не призывал Бога и побеждал». — Кто не уповает на Промысл Божий, — отвечал о. Исаия, — тот живет в самонадеянности и самовосхвалении, и о нем давно сказано: «Рече безумец в сердце своем — несть Бог!» После этого разговора русским монахам было велено немедленно оставить Вену. По прибытии в Россию, и пройдя чрез ряд неожиданных затруднений, вследствие пострижения своего на Афоне, о. Исаия поселился в Коневском монастыре.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

97 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. (Четырнадцатый год существования Общества). СПб., 1895. С. 85–86 98 Арент Л., свящ. † Священник Петр Кириллович Дав//Рижские епархиальные ведомости. 1903. 11. С.506–510. 99 Дав П. Духовные беседы и чтения в 1-м ночлежном доме в память Государя императора Александра II//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. С. 788 – 791. 104 Простосердов А, свящ. Четверть века в борьбе за трезвость. Юбилей Варгунинского Общества Трезвости. Пгр., 1915. С.8. 105 Известия и заметки//Церковные ведомости... 1895. 43 (Прибавления). С. 1500; Пострижение в монашество//Церковный вестник. 1895. 42. С. 1346; Пострижения в духовной академии//С– Петербургский духовный вестник. 1895. 42. С. 965; Пострижение в монашество//Биржевые ведомости. 1895. 283 (15/27 октября). С. 2. 106 Бывший студент. Духовные беседы на фабрике бр. Варгуниных в 1895–96 г//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. 28. С. 549–550. 107 Городские известия//Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. 246 (26 ноября). С.З. 108 Чер Н. Открытие бесед в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни//С-Петербургский духовный вестник. 1896. 2. С. 2. 109 Городские известия//Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. 268 (22 ноября). С.2; Городские известия//Там же. 269 (23 ноября). С.2. 110 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1895–1896 г. (Пятнадцатый год существования Общества). СПб., 1896. С. 57. 111 Открытие бесед на фабрике Штиглица//С-Петербургский духовный вестник. 1896. 36. С. 708–709. 114 Собрание студентов-проповедников с членами Совета Общества//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. 41. С. 815–817; Собрание студентов-проповедников с членами совета «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви»//Церковные ведомости... 1896. 42 (Прибавления). С. 1534–1536; Собрание студентов-проповедников//Петербургский листок. 1896. 279 (9 октября). С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот как пишет об обители безымянный паломник, побывавший там примерно в те же годы: «На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель – Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...». В этот монастырь и благословил отец Иоанн свое чадо Владимира Алексеева. Здесь вдали от мира проходил он монашеский искус, приобретал все то, что потом будет раздавать людям. «Первее иди в келью, и келья всему научит тя», – вспоминал он слова духоносных старцев, с которыми доводилось ему беседовать еще в пору паломнических скитаний. В монастыре проходил он науку добровольного послушания, не только внешнего, стоящего за словом «благословите», но и внутреннего, состоящего в исполнении поручения ради Христа, ради Его любви. Заблуждаются те, кто при слове «монастырь» рисует себе идиллическую картину спокойной безпопечительной жизни, всеобщей братской любви и мира в красивом месте, где-нибудь на берегу озера или в лесу. Монастырские стены в свое время служили надежным щитом государства от врага внешнего, а для общего врага спасения серьезным препятствием никогда не были. С начала монашества на земле враг особенно жестоко боролся с монахами именно в монастырях, кельях, киновиях. Древние патерики, монастырские летописи полны искусительных историй борьбы с ним, имевших вид конфликта между насельниками, сложных отношений с игуменом. В этом смысле Важеозерский монастырь не был исключением. Первые три года монашеской жизни инок Владимир провел на подворье в Петербурге. Без скидки на возраст проходил он здесь все послушания, определенные для новоначальных. Какой ценой ему это давалось, навсегда останется тайной, только известно, что при исполнении их инок Владимир «качества явил хорошие». Так писали в ежегодных отчетах, подаваемых в Духовную консисторию с подворья и из монастыря. Но несмотря на все свои «хорошие качества», он продолжал нести подвиг юродства. В общежительном монастыре не всем по силам было такое соседство, тем не менее, никто никогда на него не жаловался, не стремился от него избавиться, хотя, может быть, братия или игумен и тяготились участившимися наездами паломников к блаженному. Но даже если такое и было, то вовсе не из недостатка братолюбия, а скорее в силу разности характеров, разницы между «серьезным» монахом и юродивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010