Отсюда же и мы должны познать, как важны для нас писания святых отцов и как старательно мы должны изучать их, чтобы усовершаться в Богопознании. Как читается первая заповедь Закона Божия, что значат слова Я есть Господь Бог твой, что Господь повелевает нам этими словами? Из повеления познавать Бога, какие можно вывести особенные должности? 5. Первая заповедь Закона Божия Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. 1Кор.6:20. Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Быт.39:9 . Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Тов.4:5 . Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Пс.49:15 . Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Еф.5:20 . Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Мф.18:20 . 2Пар.7:15 –16. В прошлый раз мы изъяснили слова первой заповеди Закона Божия: «Я есть Господь, Бог твой». В этих словах Господь Бог как бы указует на Самого Себя и повелевает познавать Себя. Но знание Бога у людей нередко не соединяется с почитанием Его. Так, о язычниках Писание говорит, что они «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили». То же, к сожалению, нужно сказать и о многих из нас. Как часто мы, имея знание о Боге, не воздаем Ему достодолжного почтения! Вот почему Господь Бог в первой заповеди Закона Своего дал нам еще новое повеление: да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. По словам катехизиса в этом повелении нам предписывается именно обращаться и прилепляться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его. Таким образом, мы должны не только познавать Бога, но и почитать Его. Господь как бы так говорит каждому из нас: никому и ничему кроме Меня не воздавай той божеской почести, которая принадлежит только Мне одному, как Богу. Все, кроме Меня, есть Мое творение: зачем же тебе предпочитать творение Творцу, на что тебе другие боги? Меня Одного почитай, Мне Одному поклоняйся. В Первом послании к коринфянам апостол говорит христианам: «прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Таким образом, Богопочтение должно быть внутренним и внешним. Отсюда и обязанности, предписываемые вышеупомянутыми словами первой заповеди, относятся к внутреннему и внешнему Богопочтению. К обязанностям внутреннего Богопочтения, по словам катехизиса, принадлежат следующие: веровать в Бога, ходить перед Богом, бояться Бога, надеяться на Бога, любить Бога, повиноваться Богу, поклоняться Богу, прославлять Бога, благодарить Бога, призывать Бога. Что значит веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога, мы уже знаем. Здесь, поэтому, скажем только об остальных обязанностях наших в отношении к внутреннему богопочтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды – каждому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, потому что все согрешили и лишены славы Божией ( Рим. 3, 23 ). Не сотворил никто того, чего правда Божия требовала, и всякий обличался от закона как преступник и непокорный. Следовательно, и остался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под проклятием, не терпело видеть его в вечной погибели. Правда Божия своего требовала, и милосердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетворения своего. Бог праведный и милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и правда Его святая, и милосердие Его удовольствовались. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, учинился клятвою, единый благословенный во веки ( Рим. 9, 5 ), и так искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3, 13 ); и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 4 ). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши ( Ис. 53, 5 ; Рим. 4 , 25; 1Кор. 15, 3 ); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается ( 1Петр. 3, 9 ; Гал. 3, 9, 14 ; Рим. 5, 9–10 ). И чего в законе не мог сыскать, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина с земли воссияла, и правда с неба приникла ( Пс. 84, 11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ст. 13–18. е) Стремление народа к исполнению закона Божия. Когда Ездра, ввиду наступающего праздника кущей, объяснил народу из книги закона значение этого праздника, и когда объявлено и провозглашено было в Иерусалиме и в прочих городах, с какими обрядами должен быть совершаем праздник кущей 910 ; то народ, тотчас же, с радостью устремился приготовиться и устроиться к празднику по всем правилам и предписаниям закона. « И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот... От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня, – замечает свящ. повествователь, – не делали так сыны Израилевы », т. е. не праздновали «кущи» с таким одушевлением и радостью. Не без основания свящ. писатель примечает о днях Иисуса Навина. С этими днями весьма были сходственны и аналогичны описываемые им происшествия. Как при Иисусе, сыны Израилевы радовались и благодарили Бога за то, что после многотрудного сорокалетнего странствования по Аравийской пустыне, Он привел их, наконец, в землю Обетованную; так теперь при Ездре и Неемии народу естественно было ликовать, ибо после горьких времен семидесятилетнего рассеяния и плена во вражеских странах, Господь снова привел сынов Израиля в их отечество и помог им устроить и возобновить святыню храма. « Радость была весьма великая! » – заключает свящ. повествователь. Из этого последнего примечания видно, в какое восторженное религиозное настроение приведен был народ поучениями Ездры, и как искренно было желание народа устроить свою жизнь по предписаниям закона Божия. Само веселье праздника растворяемо было религиозными упражнениями и усердным поучением в законе Божием. Ибо « читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу ». Надобно думать, что с этого времени получил свое начало существующий доныне у Иудеев праздник «радости о законе». Он совершается в 23-й день Тисри 911 . Глава 9. Публичное покаяние народа израильского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

2.3.3.6. ПРАВДА БОЖИЯ Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается. В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 12): «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить», то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией. Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон (Рим. 2, 14-15): «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли»… Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом. Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. Во Втор. 32, 35, Бог говорит: «У Меня отмщение и воздаяние». В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который «воздаст каждому по делам его». В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию. Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: «Животвори меня правдою Твоею». А в Пс. 102, 18 говорится, что «правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его». Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет человеку вести праведную жизнь.

http://predanie.ru/book/70930-dogmatiche...

   Еще одна грань всеблаженства и благости Божией — это милость. Уже в Ветхом Завете было сказано: Все пути Господни — милость (Пс.24:10). Милость есть проявление благости и любви Божией к падшему человечеству: Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния (Прем.11:24). Как правило, под милостью понимается любовь по снисхождению, по отношению к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством Бога, как долготерпение (см.: Рим.2:4, 3:25-26).    По учению свв. отцов, милость Божия превосходит всякое человеческое беззаконие, и нет такого греха, который не мог бы быть прощен, естественно, при условии покаяния: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с... Божией милостью. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей». 2.2.6. Правда Божия    Правда, или справедливость, Божия тесно связана со свойством святости. Поскольку Бог свят, Он требует совершенства от Своего творения. Для достижения совершенства Им дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается.    В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой ап. Иаков: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак.4:12). Законодательное действие правды Божией выражается, в первую очередь, в том, что Бог даровал человеку естественный закон: Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли (Рим.2:14-15).    Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно. Поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного — сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, преподанного Господом Иисусом Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

19 ст. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 ст. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Ветх. зав. закон имел своею конечную цель привести людей ко Христу. Я, ведомый законом, уверовал во Христа, закон свое дело сделал; он мне стал не нужен, я умер для закона, но не для того, чтобы быть совершенно свободным от всякого закона, чтобы жить по своей воле, по своему произволу, нет, а чтобы подчиниться другому; высшему закону, закону внутреннему, дабы жить по воле Бога всем моим существом, подобно тому, как ранее тоже старался жить по воле Бога, но только внешне, по наружности, без участия сердца. Умер для закона и ожил для жизни во Христе. Этой новой жизнью, говорит апостол, я начал жить, когда сораспялся Христу. Сораспялся Христу, когда, погружаясь в воду крещения, умер греху и, вышед из вод крещения, ожил для жизни по Христу. «Это сораспятие Христу между прочим сказалось в том болезненном чувстве, с которым совершился разрыв с прошлым, а еще того более с теми многими злостраданиями, которые он пережил за сие от иудействующих, во все время своего благовестничества» (Еп. Никанор 364 стр.). И так, умерши закону, сораспявшись же Христу и умертвивши грех , оживши для жизни по воле Бога, я уже, собственно, не живу сам, но живет во мне Христос; Им полны мои думы, Он дыхание моей жизни, Он стал для меня лозой, я же рождие. А что, живя среди вас, я живу, совершенно не исполняя закона Моисеева, то это потому, что я в своей жизни уже руковожусь только верой в Сына Божия, который возлюбил меня (в числе всех других людей) и предал себя за меня (как и за всех других людей). 21 ст. Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Перейти к закону Моисееву, это – значит отвергнуть ту благодать Божию, которую я получил чрез веру в Иисуса Христа. Нет, я не отвергаю благодати Божией. Я открыто заявляю, что если кто думает, что оправдания можно достигнуть законом, то в таком случае не для чего было и Христу приходить на землю, не для чего было страдать и умирать, коль скоро все необходимое для оправдания дает закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

23: 4–7). Закваска фарисейская опасна для каждого священнослужителя, мы все должны стремиться изживать ее в себе. Иногда я боюсь, что становлюсь книжником, а иногда и фарисеем. Христианин должен всегда подозревать именно себя самого в тех или иных уклонениях и ошибках. Осуществлять церковное исправление с исправления своих собственных дурных нравов и наклонностей и означает трудиться на благо всей христианской общины, участвовать деятельно в деле Божественного Домостроительства. Именно к такому серьезному и самокритичному действию и призывает нас Господь словами: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» . Об отношении к ближним (Евангелие от Матфея. 5: 21–28) Но мы читаем далее: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5: 21). Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно Божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1: 11). Бог Отец всегда действует через Слово Свое – через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15–17). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» 14 . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. « Мера за меру» – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://pravoslavie.ru/94858.html

264. Как направлять свое духовное усилие, чтобы оказывать мирное воздействие на ближних? Следует в самом себе развивать доброжелательство к каждому человеку. Надо приучиться находить и видеть в душе каждого ту сторону его натуры, которая особенно восприимчива к добру. Необходимо войти в круг интересов ближнего и приспособиться к его понятиям и склонностям. «... для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( I Kop. IX, 21, 22 ). 265. Что значить усыновление всех людей, искупленных Крестной Жертвой Спасителя? Искупление Христом рода человеческого соделало каждого из нас оживотворенным. Это обозначает, что каждый способен получить обновление не потому, что для этого дан новый закон, а потому, что своею верою в Иисуса каждый может из раба Божия стать сыном Божиим. «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» ( Гaл. III, 21 ). «Ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гaл. III, 26 ). «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Гaл. IV, 7 ). 266. Чего удостоился человек благодаря усыновлению Отцом Небесным? Человек обрел чрез усыновление неизмеримое блого в любви к нему Отца Небесного и с этим – возможность подлинно стать сыном Божиим. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Uh. III, 1 ). »Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Puм. VIII, 14 ). 267. Тогда, в чем награда, которую Иисус Христос назначил миротворцам? Труженики мира, сберегая в своей душе мир с Богом, принесенный Искупителем, умиротворяя человеков между собою и водворяя мир на земле, – всем этим становятся первыми, которые уподобились Спасителю. Потому что миротворцы этим уподоблением стали подлинно сынами Божиими, – их сердца исполнены духа Сына Божия и подобно Христу они будут взывать к Богу Отцу, в блаженстве, которое полностью всем другим еще не ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(63) «Но во всем мы являем себя как служители Божии» 96 . Те, о ком говорится, что они – служители Божии, названы и Христовыми; стало быть, Христос – Бог. (64) «Ибо мы 97 храмы Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом» 98 . Если мы – храмы Бога живого, поскольку в нас обитает Дух, о Котором также говорится, что Он – Христов (ибо сказано: «Если кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его» 99 ), то каким образом Христос – не Бог? (65) «Ниспровергаем замыслы, говорит он, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 100 . Каким образом мы будем ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Бога? Или как будем пленять всякое помышление в послушание Христу? Ведь Слово добровольно истощило Себя и было послушным Отцу до смерти 101 . Поэтому когда некоторые на основании того, что сделано или сказано по Домостроительству, из-за плоти и человеческого, будут превозноситься над познанием Сына, утверждая, что Тот, Кто явился в человеческом образе, не Бог истинный и Сын по природе, тогда мы ниспровергнем всякое восстающее превозношение, опровергая мнения тех, которые решили так мыслить, и обращая всякое помышление к Домостроительству послушания. Ведь нужно, чтобы, оказавшись в состоянии человечества, Сын не отвергал человеческого. Из Послания к Галатам (66) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 102 . Необходимо рассмотреть, что именно говорит в этом месте божественный Павел. Был установлен закон от Бога гласом пророков, и он был такой: «Праведник верою жив будет» 103 . Был установлен и закон через Моисея. Так вот, он говорит: последовав закону веры, я умер для закона Моисея, уже не совершая того, что определено для древних в тени и образах. Ведь именно это означает умереть для закона Моисея, чтобы мы жили для Бога, прилепляясь к вере во Христа. Итак, если мы умираем для закона Моисея, предпочитая оправдание во Христе, каким образом не Бог – Христос, через Которого упраздняется закон, поскольку вера превосходит его? А если бы Христос был просто человеком, каким образом вера в Него могла стать лучше закона?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  Новый Закон   Что же все-таки требуется от человека, который желает стать «Своим» Христу? Здесь мы опять же встречаемся с мыслью, которая для древнего иудея могла показаться странной и даже кощунственной. Для участия в Царстве Мессии не обязательно исполнять предписания Закона Моисея. В новом мире жизнь основывается на совершенно иных принципах. На это могут намекать образы Фареса и Зары в 3-м стихе. Зара был младшим братом, но при родах его рука показалась первой. Повивальная бабка обвязала ее красной нитью. После рука спряталась, и родился Фарес, старший брат, непосредственный предок Христа. Зара родился вторым . По словам блж. Феофилакта, упоминание о младшем брате в родословной неслучайно: «Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельской жизнью … Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась. Но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании Закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа» . В Царствие Небесное вводит не исполнение формальных предписаний Моисеева Закона и даже, что важно, не человеческая праведность, но благодать Божия, которая стала действовать в этом мире с особой силой благодаря искупительному подвигу Спасителя. Со всей ясностью об этом говорит апостол Павел: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати его, искуплением во Христе Иисусе»(Рим. 3:22–24). Что может человек предложить Богу в ответ на Его дар, поясняет образ четырех женщин. Несмотря на то, что все они согрешили перед законом, сам факт присутствия их имен в родословии Господа говорит о том, что своей жизнью они все же стремились угодить Богу и не враждовали с Ним. Как и царь Давид, за свое покаяние они сподобились стать праматерями Спасителя. Даже сами мотивы их проступков святоотеческая традиция экзегезы зачастую рассматривает как благие: вера в пришествие Мессии и желание послужить общему делу еврейского народа – рождеству Христа . В этом смысле их антиподами являются образы трех неупомянутых в родословии Иисуса царей (Охозии, Иоаса, Амасии). По мысли блж. Иеронима Стридонского, причина этого кроется в их личной нераскаянности и открытом богоборчестве их прабабки нечестивой Иезавели. Бог дважды проклинает ее род . По этой причине, «род ее забывается до третьего поколения, чтобы не быть включенным в ряд участвующих в священном рождестве» . Господь требует от человека лишь одного: веры в Своего Христа и покаяния .

http://bogoslov.ru/article/3707711

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010