Воля Божия становится известной человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, посредством Откровения, или положительных заповедей, сообщенных Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним, или естественным, второй – внешним, или сверхъестественным. Иначе говоря, воля Божия сообщается человеку через внутренний, или естественный, нравственный закон и через положительный, или откровенный, нравственный закон, данный через Божественное Откровение. Начало нравственности прирождено человеку. Каждый из нас по природе способен различать качество своих действий и ощущать в своей душе довольство или недовольство своими поступками. В этом состоит так называемый естественный нравственный закон, вложенный в нашу природу, в наше естество Творцом. Под именем естественного нравственного закона разумеется тот присущий нашей душе внутренний закон, который посредством разума и совести показывает человеку, что добро и что зло, что он должен делать и чего должен удаляться 2 . существовании в нас естественного нравственного закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание. Углубляясь в самих себя, мы слышим в себе какой-то голос (совесть), который, указывая нам на различие между добром и злом, предписывает одно делать, а другого избегать. Закон этот так глубоко внедрен в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его. Его знают и ощущают все народы и все нации земли, ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться. Существование в человеке естественного нравственного закона подтверждается и Священным Писанием. Так, апостол Павел говорит о язычниках, что они, не имея закона (откровенного), «естеством законная творят», т.е. по природе делают законное; не зная закона (писаного), они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим 2 ,1 4 – 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Нравственный рост и совершенствование человека через развитие веры и добрых дел, должен выражаться ни в чем ином, как в восстановлении внутренней гармонии, в подавлении похотствования плоти и ослабление закона греха 488 . Каждая победа над пороком есть как бы шаг к победе над законом греха, есть уже ослабление его силы, а всякое ослабление силы закона греха ведет к восстановлению прежнего господства закона ума, ведет к богоподобию. Ослабление же и избавление от закона греха и смерти и дает нам благодать Божия, как говорит Апостол: «несчастный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» и сейчас присовокупляет: «благодать Божия через Иисуса Христа Господа нашего избавит» ( Римл. 7, 25 ); или в другом месте: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Римл. 8, 1–2 ), т. е. благодать Христова всех святых своих от этого закона греха и смерти освобождает 489 ». Те терния и волчцы, которые закон греха произвел в земле нашего сердца, закон благодати исторгает 490 . И вот почему ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность 491 " и наша годность (idoneitas nostra) зависит от Бога, а не от наших стараний 492 «. «В прочем, замечает преп. Кассиан, через это не упраздняется собственное попечение, забота и труд человека, как будто они напрасно употребляемы, а только показывается, что «в каждое мгновение и день» им необходимы божественное содействие и благодать 493 «. Напротив, они обнаруживают собственное желание человека ко спасению, его готовность к нему и через это привлекают к себе благодать Божию, которая и дается человеку вследствие его желания и труда 494 . Однако не нужно думать, что собственные усилия человека являются какой-нибудь заслугой перед Богом, так что и благодать дается как бы не даром, а по долгу заслуженного воздаяния; благодать тогда была бы уже не благодатью. Собственные усилия человека, его усилия, только привлекают милосердие Божие, дают повод, «благодать же всегда дается даром», потому что дары благодати не соизмеримы с заслугами человека и за малые наши усилия воздается с неоценимой щедростью 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Сразу после жертвоприношения Е. узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Е. разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд 9). Эта молитва Е. оказала действие на многих из израильтян, осознавших свое преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жен и рожденных ими детей, а руководителем в этом деле назначить Е., к-рый впосл. успешно довел его до конца (1 Езд 10). «Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Е. читать им на площади книгу закона Моисеева. Е., священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь»,- поднимая вверх руки свои» (Неем 8. 1-9). На следующий день представители народа обратились к Е., «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем 8. 13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем 8. 14; ср.: Лев 23. 33-36). Длившееся, согласно указаниям закона, 7 дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем 8. 18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем 9. 1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10. 30). В последнем упоминании о Е. в Библии сообщается, что он шел впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем 12. 35-36). Иосиф Флавий в качестве источника информации о деятельности Е. использовал, вероятно, греч. текст неканонической 2-й Книги Ездры и др. источники ( Шарапов. 1910. С. 26), весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической 1-й Книги Ездры ( Соболевский. 1913). Он уделяет Е. гораздо меньше внимания, чем нек-рым др. библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Е. нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нем, а то, что из библейского текста он опускает ( Feldman. 1993. P. 210). На первый взгляд это отношение к Е. кажется необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Е. могла быть привлекательной по 2 причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, к-рые в свою очередь считали Е. главным врагом ( Idem. 1992), извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы ( Idem. 1993. P. 191); Иосиф Флавий очень ценил свое священническое происхождение ( Ios. Flav. Vita. 1-2) и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников ( Idem. Contr. Ap. 1. 31-32), а Е. был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд 7).

http://pravenc.ru/text/189571.html

Так же называет его и св. Ап. Павел. Он называет Христа Спасителя «поручителем лучшего завета» ( Евр.7:22 ) и далее со всей выразительностью раскрывает мысль о превосходстве Нового Завета и отмене Ветхого, утверждаясь при этом на свидетельстве самого ветхозаветного писания. Говоря о Христе, как Ходатае лучшего завета, Апостол пишет: «если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после дней тех, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут Моим народом... Говоря новый, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». ( Евр.8:7–13 ). Мы видим, что в данной апостольской мысли неразрывно связывается перемена завета с отменой и ветхого закона. Это и положительно утверждается апостолом Павлом. «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, – правда Божия, через веру во Христа Иисуса» ( Рим.3:21–22 ). Вот истинная связь двух заветов, – это свидетельство самого закона о новом законе веры, когда верующие живут «не под законом, но под благодатию» ( Рим.6:15 ), а сам Христос Спаситель есть «конец закона» ( Рим.10:4 ). И далее в послании к Галатам и к Еврееям св. Апостол подробно раскрывает мысль о том, что ветхозаветный закон был только «пестун во Христа» ( Гал.3:24 ). Все это настолько известно и несомненно, что, полагаем, вовсе излишне раскрывать подробно. И Апостол прямо говорит об «упразднении» закона заповедей учением Господним ( Еф.2:15 ). Мы легко представляем себе возможным возражение нам со стороны защитников смертной казни. Мы легко предвидим и упреки в том, что усвояем единой Божией воле два различные закона, и что мы будто бы отрицаем единство внутренне-органическое обоих заветов и законов. Но мы думаем иначе и утверждаем, что это глубочайшее единство Высочайшей воли и законов, данных ею, может быть истинно понято только с указанной нами апостольской точки зрения, а вовсе не с точки зрения защитников смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Язычники — спасутся ли? Возможно ли спасение для иноверцев? И если да, то как они знают, что есть воля Божия? 9 июля, 2014 Возможно ли спасение для иноверцев? И если да, то как они знают, что есть воля Божия? Павел не просто говорит о законе, написанном в сердцах. Он говорит о том, чем наличие этого внутреннего закона свидетельствуется. А именно: «о том свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела  человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14–16). Протоиерей Андрей Ткачев Это говорит святой Павел по поводу вопроса, мало кого не интересующего среди верующих людей: спасутся ли язычники? «Дело закона, написанное в сердцах»! Красиво, не правда ли? Это, по сути, то самое, на что ссылаются, не зная «матчасти» люди, говорящие о том, что «у них Бог в сердце». Весьма многие, словно сговорившись, повторяют часто слова о том, что внутри они близки Богу и ничто внешнее над ними не довлеет, поскольку внятного внутреннего голоса Бога им довольно. Но Павел не просто говорит о законе, написанном в сердцах. Он говорит о том, чем наличие этого внутреннего закона свидетельствуется. А именно: «о том свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Совесть и мысли. Одна говорит вполне внятно, еще внятнее говорят мысли. Они (мысли) совестью инициируются, а потом их можно записывать в виде дневника или письма, после чего будет видно – какой именно закон написан в сердце человека. Тогда можно будет и пообсуждать тему, и поспорить, и отшелушить ненужное. Однажды, попав на Мальту, Павел со спутниками насладился многим человеколюбием со стороны местных жителей. Это реальная иллюстрация того, о чем пишет он сам в указанном выше месте послания к Римлянам. Для начала история: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас» (Деян. 28:2).

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-tkac...

10–11, высказывает замечательное органическое воззрение на закон Божий: преступление против одной какой-либо частной заповеди закона есть нарушение всего закона, именно потому, что весь закон со всеми многоразличными заповедями есть выражение одной воли Законодателя Бога, и преступление против отдельной какой-либо заповеди есть преступление против святой воли единого Законодателя, значит, и против всего закона. Такое органическое понимание закона Божия было свойственно уже ветхозаветному времени, где каждый проступок человека судился с точки зрения единой теократической идеи, а еще в большей степени оно присуще новозаветному понятию о всеобъемлющем значении основного начала нравственной жизни – начала любви. Блаж. Феофилакт замечает к ст. 10–11: «Кто согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви. Ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, то все остальное тело ничего не значит… Заповеди – не прелюбодействуй, не убей указаны для примера. Примечай, что и эти примеры взяты из закона, относящегося к совершенству любви. Ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать; потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не спасся бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело… Итак под всем законом должно разуметь закон о любви…» Иак.2:12 .  Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Иак.2:13 .  Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. В заключение отдела, после обличения недолжного отношения к ближним ( Иак.2:2–4, 6, 9 ), Апостол увещает читателей поступать по закону свободы (см. Иак.1:25 ), который есть закон любви: этот закон и легок для исполнения, и имеет столь непреложно-обязательное значение для христианина, что по этому именно закону любви, по мере выполнения этого закона, христиане будут судимы на последнем суде Христовом ( Мф. 25 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 . Когда же пришёл Пётр в Антиохию, я противустал ему в лице, потому что он подлежал упрёку. 12 . Ибо, прежде чем прийти некоторым от Иакова, он ел с иноязычниками; когда же пришли, он уклонился и отделился, боясь обрезанных. 13 . А с ним стали притворяться и прочие иудеи, так что даже Варнава увлечён был в их притворство. 14 . Но когда я увидел, что они не прямо шли по истине благовестия, я сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, что же принуждаешь языки иудействовать? 15 . Мы по природе Иудеи, а не из языков грешники. 16 . Уведав, что не оправдывается человек от дел закона, а разве верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, да оправдимся верой во Христа, а не делами закона; поскольку от дел закона не оправдается никакая плоть. 17 . Если же, стремясь оправдаться во Христе, и сами мы оказались грешниками, не есть ли тогда Христос служитель по греху? – да не будет. 18 . Ибо, если что я разрушил, то самое вновь строю; я самого себя показываю преступником. 19 . Чрез закон умер я для закона, да живу для Бога. 20 . Я Христу сораспялся, живу же не я уже, но живёт во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 . Я не отвергаю благодати Божией; ибо если праведность от закона, значит Христос даром умер. Глава III 1 . О безумные Галаты, кто очаровал вас не слушаться истины? – вас, пред чьими глазами Иисус Христос изображён был, как бы перед вами самими распятый? 2 . Одно это хотел бы я узнать от вас: от дел ли закона получили вы Духа, или от слушания веры? 3 . Ужели вы так безумны? Начав Духом, ныне кончаете плотью! 4 . Ужели так много испытали вы понапрасну? Да ещё понапрасну ли только? 5 . Что же? От дел ли закона или от слушания веры Тот, Кто расточает вам Духа и творит в вас силы? 6 . Как Авраам поверил Богу, и вменилось ему в праведность, 7 . также знайте: те, кто от веры, они то и суть сыны Авраама. 8 . Ибо Писание, провидя, что Бог оправдает языки от веры, предблаговестило Аврааму: «что благословятся в тебе все языки».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. «И читали, — говорится в книге Неемии, — из книги, из закона Божия» (Неем. 8:8). Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы?   Адвентистские «духовные лица» — лжерукоположенные проповедники и другие — берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину, то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят. Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона?   Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:9—11).    Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:16, 17); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» ( Исх 24:12 ). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» ( Неем. 8:1 ). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. " И читали, – говорится в книге Неемии, – из книги, из закона Божия» ( Неем. 8:8 ). Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы? Адвентистские «духовные лица» – лжерукоположенные проповедники и другие – берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину , то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят. Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона? Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» ( Гал 4:9–11 ). Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11 ), или за какой-нибудь праздник ( Исх. 23:15 ; Лев. 23 ), или новомесячье ( Чис. 10:10 ), или субботу: это есть тень будущего , а тело – во Христе» ( Кол 2:16, 17 ); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Двери не отворяются. Они снова стучат. И опять не отворяются двери. Хозяин испытывает пришедших: что у каждого из них на сердце, с чем пришли к Нему. И вот один человек говорит: " Почему Ты не отворяешь мне? Я же прошёл весь путь. Я мучился. Страдал. Постился. Молился. Соблюдал заповеди Твои. Теперь Ты должен отворить мне двери дворца. Я имею право на жизнь в нём. Ты сам сказал -- приходи и будешь жить у Меня. Я пришёл, и Ты меня не пускаешь " .    Хозяин ответит этому человеку: " Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего " . И не впустит его. Другой скажет: " Я пришёл, как Ты велел. Если возможно, окажи мне Свою милость и впусти меня. А если нельзя, если Ты считаешь меня недостойным жить во дворце, благодарю Тебя, что Ты указал мне этот путь, и позволь мне жить хотя бы около его дверей " . И Хозяин отворит двери и скажет: " Иди, ибо Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его " . Но что скажет Хозяин тем, которые не пошли вовсе и всё же будут надеяться, что они окажутся во дворце? Хозяин скажет им: " Идите от меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его " .     Неизвестный.  Постой! Но ведь если так, если всё от милости, то, очевидно, Хозяин может не пустить прошедшего путь и, напротив, впустить того, кто прошёл его плохо или не прошёл вовсе?     Духовник.  Твой вопрос так же нелеп, как -- помнишь -- вопрос " может ли согрешить Бог? " и вывод: если не может, значит, Он не всемогущ. Ведь Бог не только всемогущ, но и всесовершенен, и потому Он " не может " согрешить не потому, что не всемогущ, а потому, что всесовершенен. Так же и здесь. Не потому отворит двери Хозяин дворца, что он  обязан это сделать, не потому, что человек, пришедший ко дворцу, имеет право этого требовать " по делам закона " , а потому, что Хозяин -- совершенная Любовь и совершенный Судия.     Неизвестный.  Ну, кажется, я тебя начинаю понимать. Вопрос, значит, переносится в область  внутреннего самочувствия. Спасение не по формальному признаку, а по духовному состоянию.     Духовник.  Совершенно верно.     Неизвестный.  Но всё же не можешь ли ты пояснить мне взаимоотношение закона и благодати?     Духовник.  Взаимоотношение закона и благодати таково же, как взаимоотношение человеческой воли и воли Божественной. Человек для своего спасения должен привести к некоему единству свою волю с Божественной волей. И исполнение закона должно быть в полном единстве с действием благодати. Благодать не отменяет закон, а восполняет его. И Господь не упраздняет свободной воли человека, а восполняет и объемлет её Своей Божественной волей. Иногда воля Божия может на время приостанавливать действие свободной воли человека. И благодать выше закона, и потому в отдельных случаях может приостанавливать действие закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010