Между тем Иосия с успехом очищал следы язычества на земле своей, и через левитов собирал пожертвования на храм. В восемнадцатом году своего царствования он повелел возобновить ветхости и исправить повреждения в храме. При этом случае первосвященник Хелкия отыскал оставшуюся в пренебрежении книгу закона Моисеева и послал ее к царю, который приказал прочитать ее при себе. Он в первый раз теперь услышал, какими страшными казнями Бог угрожал преступникам, оставляющим закон Его. Раздравши на себе одежды, он послал первосвященника Хелкию и некоторых царедворцев вопросить Господа о судьбе, ожидающей его и народ, после того как отцы их преступлением закона раздражили правосудие Божие. Посланные пришли к пророчице Олдане, которая жила в Иерусалиме. Она отвечала, что все, прочитанное в книге закона, непременно постигнет как Иерусалим, так и обитателей его за служение чуждым богам; но так как царь, слышавши угрозы закона, смирился пред Богом и молился Ему со слезами, то он, при жизни своей, не увидит тех бедствий, которые угрожают Иерусалиму. Когда ответ пророчицы передан был царю, он собрал к себе всех старейшин Иудейских и жителей Иерусалима всех возрастов; и, вошедши в храм, приказал читать книгу закона вслух всего народа. По прочтении закона, царь клятвенно обещал хранить все заповеди его от искреннего сердца; эту клятву повторил и весь народ. Тогда очищен был и храм, и город от последних остатков язычества. Сосуды и другие предметы, употреблявшиеся при идолослужении, были выброшены и истреблены; места, где приносились гнусные жертвы, осквернены; жрецы языческие были преданы смерти. Из Иерусалима Иосия отправился в Вефиль; там он разрушил жертвенник, сооруженный некогда Иеровоамом. Увидевши по горе гробницы ревностных в свое время чтителей тельца Иеровоамова, царь повелел вырыть кости их и сожечь на месте жертвенника Вефильского. Исполнители его повеления, разрывая могилы, оставляли неприкосновенною одну гробницу. Заметивши это, царь спросил: «чья эта гробница?» Жители Вефиля отвечали ему: «это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и произнес на это место все то, что ты теперь сделал с жертвенником Вефильским». Это было при Иеровоаме, который ввел поклонение тельцам, за 355 лет. Иосия заповедал хранить могилу пророка неприкосновенною. Таким образом, сохранены были от поругания и кости Вефильского старца, бывшего некогда пророком и погребенного вместе с Иудейским пророком. По возвращении в Иерусалим, Иосия повелел совершить пасху, как предписано было в книге закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но речь идет далеко не только об обрезании как таковом – оно ведь лишь один, хотя и самый яркий символ всего иудейского Закона и, шире, всей полноты Закона вообще. Галат понуждали соблюдать Закон во всем его объеме: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы (4, 10). Имеются в виду иудейские праздники и т.п. В наше время в Христианской Церкви обрезание, конечно, не только не является символом церковного Закона, но даже вовсе не входит в христианские заповеди и ритуальные правила. Однако аналогичные своего рода предписания-символы можно без труда найти и в современной обрядовой практике Церкви, имеющей за плечами уже не одно столетие (примерно столько же, если не больше, сколько иудейство имело за своими плечами ко временам ап. Павла): например, пост, всевозможные молитвенные правила в их четкой оформленности и т.п. Без них невозможна религиозная жизнь, как немыслимо человеку ходить без одежды, которая всегда соответствует некоторым современным стандартам, меняющимся из века в век. Да, все это неизбежно, но рядом с этой-то объективной неизбежностью ап. Павел и увидел опасность, возможность ошибки, погрешающей прямо против Благой вести о Христе и ставящей ее под угрозу полного непонимания, а значит и неприятия. Закон провоцирует – даже его основные, непреходящие заповеди! – думать, что соблюдая хотя бы какие-то его предписания, можно заслужить (хоть чем-то!) оправдание, так что совокупность соблюденных дел Закона перевесит на чаше весов то, что является нарушениями Закона, преступлениями. Но тогда зачем Христос?! Зачем великая милость во Христе, данная Богом?! Ведь во Христе Бог поступает вопреки Закону, Он Сам ни за что, даром стирает (сл. Кол. 2, 13–14 ) человеческие преступления против Закона: 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю [ЕК: выставляю] преступником. 19 Законом я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если Законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал. 2:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Но речь идет далеко не только об обрезании как таковом — оно ведь лишь один, хотя и самый яркий символ всего иудейского Закона и, шире, всей полноты Закона вообще. Галат понуждали соблюдать Закон во всем его объеме: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы (4, 10). Имеются в виду иудейские праздники и т. п. В наше время в Христианской Церкви обрезание, конечно, не только не является символом церковного Закона, но даже вовсе не входит в христианские заповеди и ритуальные правила. Однако аналогичные своего рода предписания-символы можно без труда найти и в современной обрядовой практике Церкви, имеющей за плечами уже не одно столетие (примерно столько же, если не больше, сколько иудейство имело за своими плечами ко временам ап. Павла): например, пост, всевозможные молитвенные правила в их четкой оформленности и т. п. Без них невозможна религиозная жизнь, как немыслимо человеку ходить без одежды, которая всегда соответствует некоторым современным стандартам, меняющимся из века в век. Да, все это неизбежно, но рядом с этой-то объективной неизбежностью ап. Павел и увидел опасность, возможность ошибки, погрешающей прямо против Благой вести о Христе и ставящей ее под угрозу полного непонимания, а значит и неприятия. Закон провоцирует — даже его основные, непреходящие заповеди! — думать, что соблюдая хотя бы какие-то его предписания, можно заслужить (хоть чем-то!) оправдание, так что совокупность соблюденных дел Закона перевесит на чаше весов то, что является нарушениями Закона, преступлениями. Но тогда зачем Христос?! Зачем великая милость во Христе, данная Богом?! Ведь во Христе Бог поступает вопреки Закону, Он Сам ни за что, даром стирает (сл. Кол. 2, 13-14) человеческие преступления против Закона: 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю [ЕК: выставляю] преступником. 19 Законом я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если Законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 17-21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Рим.13:8 .  Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Рим.13:9 .  Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь, или заповедь о любви настолько неисчерпаема, что человек всегда останется пред нею в долгу, как бы ни старался ее исполнить. – «Закон». Здесь разумеется, по контексту речи, закон гражданский. В самом деле, любовь к ближнему не могла бы быть обозначена у Апостола, как исполнение закона Божия в его цельном виде. Нельзя даже сказать, что Павел видел исполнение второй таблицы Моисеева закона в обязанности не делать ближнему ничего дурного. Между тем цель и содержание гражданского закона как нельзя лучше определяются таким требованием чисто отрицательного характера (не делать другому гражданину ничего, что было бы нарушением его прав). – Могут возразить, что в 9-м ст. отдельные параграфы закона взяты из Десятословия. Но такие же пункты имеются и в гражданском законе. Даже пожелание, в смысле злонамеренности, покушение на завладение чужою собственностью, определяется в гражданском законе, как преступление. Если же Апостол характеризует содержание гражданского закона словами Десятословия, но он делает это с тою целью, чтобы показать, что государство, правительство с его законами делает дело Божие, и поэтому повиновение законам есть долг религиозный. Рим.13:10 .  Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. «Исполнение закона». Имея любовь к ближнему, христианин не может делать ближнему зла и таким образом исполняет все, чего хочет от него закон. Рим.13:11 .  Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. «Зная время», т. е. потому что вы знаете знамение времени ( τν καιρν), понимаете сами, что это время дано вам для того, чтобы пробудиться от сна. Апостол хочет сказать: «мотивом в добродетельной жизни вам должно служить то соображение, что остающееся время жизни дано вам для приготовления ко второму пришествию Христову. К этому дню вы должны рассчитаться со всеми долгами». – «Спасение», т. е. прославление, какого удостоятся праведники на суде Христовом ( Мф.25:34 ). Ап. Павел, вместе со всеми христианами, полагал, что пришествие Господа близко (ср. Флп 4:5 ; 1Пет 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, понятие «проклятия Божия, тяготеющего над человеком, как грешным потомком павшего Адама», если и допускалось святыми отцами в качестве наглядного, предупреждающего и очень сильного выражения мысли о несовместимости света с тьмой, святости с грехом, тем не менее, не представляло собой точной догматической формулы, имеющей в Священном Писании свое бесспорное обоснование. Если Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя» ( Быт. 3, 17 ), то ведь это было проклятие земли, а не самого человека. Да и то, уже вскоре после рассказа о грехопадении Бытописатель замечает, что Господь, как бы «раскаявшись» в Своем действии и пожалев страждущий от греха род человеческий, сказал в сердце Своем: «Не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт. 8, 21 ). Так выражено в книге Бытия сострадание Божие к людям, порабощенным грехом («потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» – Быт. 8, 21 ). В книге Второзакония говорится о том, что Моисей заповедал народу израильскому по вступлении в землю Обетованную произносить с горы Гевал следующее проклятие: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор. 27, 26 ). Имея в виду это место, апостол Павел писал Галатам: «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» ( Гал. 3, 10 ). Мысль Апостола, как видно из контекста, такова: кто и после совершения Христом нашего спасения намерен оправдываться скрупулезным исполнением всех предписаний ветхого закона, тот принимает на себя древнее проклятие, поскольку опыт ветхозаветной истории убеждает нас в том, что ни один человек не в силах точно исполнить все предписания этого закона. И далее Апостол говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Гал. 3, 13 ; сравн.: Втор. 21, 23 ). Мысль, очевидно, следующая: Христос освободил нас от опасности постоянно навлекать на себя проклятие за неисполнение во всей точности всех предписаний древнего закона. Но это освобождение доставлено нам ценой тяжких страданий Христа, Который, хотя и несправедливо, подвергся, добровольно и по любви к нам, казни, определенной человеческим законом для преступников закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В то же время многие ветхозаветные заповеди, касающиеся веры и нравственности, сохраняют свою силу в Новом Завете, так как в них выражена неизменная воля Божия о внутреннем устроении человека, в полноте открывшаяся в Богочеловеке Иисусе Христе. «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» ( Рим 3:2022 ). Богочеловек Иисус Христос не отменил Богооткровенный ветхозаветный закон, но усовершенствовал и дополнил его. Пришествие Сына Божия было исполнением «закона и пророков», то есть обетований Ветхого Завета. Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф 5:1718 ). В этих словах Спаситель говорит об основном религиозно-нравственном содержании закона Божия: оно состоит в двух заповедях — о любви к Богу и о любви к ближнему, на которых, по слову Спасителя, «утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:3740Мк 12:30–31). Эти заповеди содержатся в книгах Ветхого Завета: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор 6:5 ); «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев 19:18 ). При этом вторая заповедь, по слову Господа, подобна первой ( Мф 22:39 ; Мк 12:31 ; ср. 1Ин 4:20 ). Святитель Ириней Лионский говорит: «Поскольку в [ветхозаветном] законе и в Евангелии первая и важнейшая заповедь есть любить Господа Бога от всего сердца и затем следует подобная ей — любить ближнего, как самого себя, то оказывается, что Один и Тот же Виновник Закона и Поэтому Евангелие «содержит не отрицание и разрушение прежнего… но восполнение и Нравственные требования, касающиеся отношения человека к другим людям, остаются неизменными при установлении Нового Завета во Христе. По слову апостола Павла, «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал 5:14 ). В Новом Завете эта нравственная заповедь становится основным содержанием «закона Христова»: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал 6:2 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

ЗАКОН БОЖИЙ Ты вырос в православной вере и хвалишься знанием своей веры и правил христианской деятельности, говоришь, что исповедуешь едино крещение во оставление грехов. Но если ты не исполняешь закона Божия, не поступаешь как христианин, то смотри, чтобы не осудило самое необрезание (язычник), от естества закон совершающее, тебя, «преступника закона при Писании и обрезании» ( Рим. 2:27 ) (тебя, который имеет и знает Писание и крестился ради спасения). К чему тогда послужит твое титло христианина, твое причащение святых Христовых Таин, все христианство ? Преступлением закона ты сам опровергнул все, что у тебя было, все равно что язычник; с ним ты и пойдешь в свое место (2). Могут ли дела по закону оправдать человека? Нет, потому что закон и дал нам знать, что есть грех; без закона мы не имели бы и понятия о грехе. Может ли же быть оправдывающая сила в законе, который указал нам черту, отделяющую добро от зла? Человек может оправдаться только оправданием Иисуса Христа через веру в Его заслуги (2). «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим. 9:20, 21 ). Твое дело, человек, совершено покоряться Господу, своему Творцу, противиться тебе противоестественно и весьма гибельно. По воле Божией человек существует, воля же Божия, благая и совершенная, дала ему самые лучшие правила или законы жизни. Если он не исполняет их, то он идет против цели своего существования, против собственного своего блага. Сам он, конечно, не может установить для себя лучших законов: омраченный грехом, он способен скорее вымышлять такие правила, которые могут вредить ему, расстраивать его внутреннее и внешнее благосостояние. Сколько у человека прихотей, подрывающих его благосостояние! (2) Грех прежде всего есть беззаконие (см. 1Ин. 3:4 ), по Писанию, то есть нарушение закона Божия, данного человеку, и прежде всего – закона любви к Богу и ближнему, восстание против Бога, Его величия, святыни и правды, неповиновение Ему и согласие и сочетание с диаволом, первоначальником и зачинщиком всякого греха – восстание человека-грешника против себя самого, против души и тела своего, против своей совести, этого стража души и тела, их святыни и непорочности; есть искажение, извращение, осквернение в нас образа Божия, по которому мы созданы вначале (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак безответен ты, всякий человек, поставляющий себя судьею; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя: ведь, судя другого, сам то же творишь. А мы знаем, что есть суд Божий воистину на творящих такие дела. Неужели ты думаешь, человек, что избежишь суда Божия, когда, осуждая других за такие дела, сам те же дела делаешь? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и по нераскаянности сердца, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия. Бог же воздаст каждому по делам его. Тем, кто постоянством в добром деле ищет славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную, а тем, кто по упорству не покоряется истине, но предается неправде, воздаст яростию и гневом. Скорбь и теснота всякой душе человека, творящего злое, Иудея прежде, а также и Еллина. Слава же и честь и мир всякому делающему благое, Иудею прежде, а также и Еллину. Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, что без закона согрешили, вне закона и погибнут, а те, что под законом согрешили, по закону и судимы будут: не слышатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона будут оправданы. И когда язычники, не имея закона, по естеству законное творят, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело законное написано в сердцах у них, и о том же свидетельствует им совесть, свидетельствуют и мысли, сменяясь между собою то к обвинению, то к оправданию, – в день, когда, по благовестию моему, будет Бог судит тайные дела человеков (тайны души человеческой) чрез Иисуса Христа. Бессилие Иудея в законе Вот, ты именуешься Иудеем, и почиваешь на законе, и хвалишься Богом, и разумеешь волю Его, и, изучив закон, умеешь рассудить, что лучшее в нем; и уверен в себе, что ты путеводитель слепым, свет сущим во тьме, наставник неведущим, учитель младенцам, имеешь образ ведения и правды в законе. Как же ты, научая другого, самого себя не учишь? Проповедуя не красть, крадешь? Запрещаешь: «не прелюбодействуй», и прелюбодействуешь? Гнушаешься идолов, и окрадываешь святыню?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ст. 1. Когда наступил седьмой месяц (т. е. месяц Тисри, седьмой в году священном и первый в гражданском году), и сыны Израилевы жили по городам своим; тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами… , т. е. пред восточными воротами храма, от которых шла дорога к потоку Кедрскому. Этим примечанием священный писатель хочет поставить на вид необычайную ревность и единодушие народа еврейского к изучению закона Божия. Несмотря на то, что народ был уже в рассеянии по городам и уже устроился в них хозяйственным образом, и, следовательно, путешествие кстолице было сопряжено для многих с немалыми затруднениями, – несмотря на все это, не только мужчины, но и женщины, словом, весь народ, как один человек, устремляется к столице, и, притом, на весьма продолжительное время, чтобы поучаться там закону Божию. В этом отрадном движении народном нельзя не видеть влияния великого учителя и вдохновенного священника Ездры. Прискорбное дело о браках с иноплеменницами показало ему полное неведение и забвение закона Божия не только в простом народе, но и в среде его учителей; а послушание и готовность, с какими народ поспешил расторгнуть свои незаконные браки, дабы восстановлен был нарушенный закон Божий, внушили Ездре надежду, что можно будет с успехом преклонить сердца народные к изучению всего закона Божия, вообще. Он дал, вероятно, почувствовать народу его крайнее неведение заветов Божиих и обещался помочь ему в сей нужде, назначив для публичного чтения и объяснения забытой книги закона, священные и праздничные дни месяца Тисри. Сердце народа, очищенное бедствиями плена, с радостью отозвалось на призыв Ездры, – и вот, когда наступил первый день месяца Тисри 908 , т. е. праздник нового лета (он же и праздник труб), собравшиеся, как один человек, Израильтяне на храмовой площади у восточных ворот, сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю . Относительно самого чтения закона Божия и поучения в нем народа Израильского, в данном случае, достопримечательны следующие обстоятельства:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Только лукавый ум мог так извратить слова Апостола, что получается, будто Бог или несправедлив, или жесток. Но нравственное чувство человека восстает против таких силлогизмов и изворотов ума, чем и показывает их ложность, хотя формально-логически они могут быть и верны. В 3, 9–19 Апостол вновь возвращается к вопросу о преимуществах иудеев и говорит, что в нравственном отношении они не имеют никакого преимущества перед язычниками, поэтому не имеют права гордиться перед ними. Иудеи не исполнили закона, поэтому не имеют никакого права на оправдание перед Богом. Таким образом, «весь мир становится виновен перед Богом» ( Рим.3:19 ) – «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» ( Рим.3:9 ). 2. Учение об оправдании верой (Рим.3:21–3, 31) В предыдущем разделе ( Рим.1:18–3, 20 ) было выяснено догматическое положение о всеобщей греховности рода человеческого и о недостаточности бывших у него средств к оправданию (у иудеев – закона Моисеева, у язычников – закона естественного, закона совести). Это приводит к признанию необходимости нового средства оправдания, а именно: благодати Божией через веру в Иисуса Христа. «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:21–24 ). В этих стихах выражена сущность всего благовестия св. ап. Павла об оправдании; оно же составляет главную тему послания к Римлянам. Таким образом, всякого грешника оправдывает («оправдание» (dicaiwsiz, justificatio) – праведность, правда, законное основание. От глагола dicaiow – признавать справедливым; судить, наказывать. Значит, «оправдание» – это найденная судом праведность) «правда Божия», которая явилась независимо от закона и его дел, хотя о ней свидетельствовали «закон и пророки», т. е. Ветхий Завет . В чём же состоит эта «правда Божия?» В том, что всякий грешник оправдывается Богом, что грехи наши искуплены (термин «искупление» надо понимать не в смысле выкупа, торга между Богом-Отцом и Сыном Божиим или, по другому мнению, между Богом и сатаной, а в смысле избавления от греха и его последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010