Святитель Николай Сербский (Велимирович) У святителя Иоанна Шанхайского были все эти дары, включая и «разные языки» (он служил литургию и по-гречески, и по-французски, и по-голландски, и по-арабски, и по-китайски, по-английски и по-церковнославянски). Святитель был редким аскетом и любящим пастырем, богословом и Христа ради юродивым, миссионером и апостолом, защитником сирот и целителем. Все это Бог дал святителю Иоанну потому, что тот стяжал главный дар – дар любви, без которого не имеют силы и цены никакие, самые великие уменья человека. Святитель Николай (Велимирович), бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!» А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет. Святитель у себя дома Вспоминает духовная дочь святителя Е.Черткова: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу — иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Иногда во время нашего разговора, мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: " Продолжайте, я слушаю " . Блокнот святителя Иоанна, где он записывал мысли и понравившиеся ему цитаты из прочитанных книг      Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) — даже в самые сильные морозы. Бывало, идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка, в конце концов, покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: " Вы привезли к нам святого! " К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».

http://pravoslavie.ru/94944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОВАНЕ [серб. жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Зап. Морава, на склоне горного массива Каблар (см. ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). Ранее Й. находился в др. месте, на берегу прежнего русла реки, но в 1954 г. из-за строительства гидроэлектростанции и затопления территории мон-рь был перенесен в безопасное место. Основание обители относят к XIV в., впервые упоминается в тур. источниках ок. 1536 г. Согласно переписи времени тур. султана Мурада III (1574-1595), в мон-ре проживало 6 насельников. В XVI в. при обители работал скрипторий: известны как минимум 8 богослужебных кодексов, созданных с 1559 по 1575 г. (см.: М. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 138-139). Три из этих кодексов были переписаны иером. Никифором. Известны имена неск. игуменов, возглавлявших обитель в XVI в.: Матфей, Леонтий, Афанасий и Митрофан. Вероятно, мон-рь пришел в запустение после т. н. Великого переселения сербов (1690). Уже в нач. XVIII в. богослужебные книги из Й., находящегося в запустении, были перенесены в близлежащие монастыри Николе и Св. Троицы. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи мон-ря Йоване, Сербия. XVI в. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи мон-ря Йоване, Сербия. XVI в. Мон-рь был возобновлен в 1849 г. Согласно легенде, пастух из близлежащего села услышал во сне повеление восстановить запустевший монастырь с обещанием помощи. На следующий день он нашел горшок с золотом. Этот пастух впосл. принял постриг с именем Филимон (в лит-ре иногда Филофей (Попович)) и стал игуменом обители. Монастырь был торжественно освящен в 1850 г. еп. Ужицким Никифором (Максимовичем). После смерти игум. Филимона монастырь опять пришел в запустение, в его церкви монахи из соседних обителей служили только в день престольного праздника. В 1934 г. монастырская церковь стала приходской. В 1936 г. по благословению еп. Жичского свт. Николая (Велимировича) и архим. Рафаила Хиландарца мон-рь был возрожден как женский: в нем поселились 12 сестер во главе с мон. Екатериной из мон-ря Калиште. После затопления территории и разрушения мон-ря сестры жили в мон-ре Николе.

http://pravenc.ru/text/1238007.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

Ватикан страшно отомстил за провал того конкордата. Во время II Мировой войны хорватские католические боевики-усташи, при открытой поддержке католического духовенства Хорватии и по его прямому призыву, совершали над сербами злодеяния, перед которыми меркли и меркнут любые злодеяния, совершенный людьми и бесами. Поголовное истребление сербского народа, сопровождавшееся зверствами настолько неописуемыми, что рука не берется даже их воспроизвести, привело к уничтожению более двух миллионов сербов, оказавшихся на территории Хорватии, получившей из рук Гитлера независимость. «Добрыми католиками» назовет в последствии Ватикан устами папы Пия XI усташеских лидеров, которых и спасет от возмездия, вывезя их из Югославии тайными «крысиными тропами», укрыв и обеспечив средствами в третьих странах. Но все это ждет многострадальную Сербию в недалеком страшном будущем, а пока, в 1934 году, епископ Николай (Велимирович) назначен владыкой Жичской епархии, где продолжает свои подвижнические труды. Вскоре, по трудам и молитвам Владыки, древние церкви наполнились светом Благодати, которым сияли они некогда, еще во времена пращуров. Не оставлял он и забот о страждущих и обездоленных. Доныне хорошо известен основанный им в Битоле дом для сирот и детей из беднейших семей «Богдай», или «Дедушкин Богдай», как его еще называли. Для воспитанников «Богдая» Владыка Николай написал такую детскую песенку «Малыши мы битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае». Такие благотворительные дома для детей епископ Николай открыл во многих сербских городах, в предвоенные годы в них жили около 600 детей. Владыка Николай всегда отчетливо видел взаимосвязь духовного и материального мира. Накануне военных событий в Жичу приехал молодой король Югославии Петар II. Рассказывают, что при встрече он надменно подал пожилому уже Святителю руку, одетую в перчатку. Зайдя в храм, этот восемнадцатилетний юноша ни разу не перекрестился, рассеянно глядел по сторонам, демонстративно позёвывая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Монастырь Жич выбран был для проведения симпозиума не случайно. На сегодняшний день он является крупнейшим женским монастырем, в котором лучше всего сохраняются традиции сербского монашества. 30 августа. ПРАВМИР. В монастыре Жич, основанном святым Саввой и святым Симеоном (сербским королем Стефаном Первовенчанным), пройдет первый международный духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству. С 1 по 4 сентября 2011 года в мероприятии примут участие около 30 докладчиков, а также 250-300 гостей из различных стран: России, Греции, Кипра, Израиля, Франции, Польши, Румынии, Сирии, Грузии, Черногории, Сербии, Хорватии. Монастырь Жич выбран был для проведения симпозиума не случайно. На сегодняшний день он является крупнейшим женским монастырем, в котором лучше всего сохраняются традиции сербского монашества. Симпозиум – это уникальная возможность участникам познакомиться с православными общинами различных стран. Также мероприятие поможет в продвижении сербского искусства и культуры, считают организаторы. После окончания симпозиума будет опубликован сборник статей, изданы аудио- и видеоматериалы, снят документальный фильм с интервью участников мероприятия. Справка: Монастырь Жича — православный монастырь в Сербии, расположен в окрестностях исторической области Рашка. Находится в юрисдикции Сербской православной церкви, центр Жичской епархии. Основан в начале XIII века. Во время турецкого владычества монашеская жизнь в Жиче практически полностью остановилась, все святыни монастыря были разграблены. Восстановление обители началась с 1855 года. В XX веке при короле Александре Карагеоргиевиче была проведена масштабная реставрация монастыря, в числе его насельников оказались многие русские эмигранты, работали русские иконописцы Иван Мельников и Николай Майендорф. Монастырь сильно пострадал от бомбардировок в годы Второй мировой войны: была разрушена до основания часть северной стены собора, сожжены кельи и типография, уничтожены средневековые фрески. После войны монастырь был открыт как женский, начались реставрационные и восстановительные работы, выполнена консервация сохранившихся фресок.

http://pravmir.ru/v-serbii-projdet-simpo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКИЕ МОНАСТЫРИ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ [Серб. Овчарско-Кабларски манастири], группа монастырей (12 действующих - Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Илине, Йоване , Кадженица, Николе, Преображене, Савине, Света-Троица, Сретене, Успене и неск. пустующих) Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенных в Овчарско-Кабларском ущелье (длина ок. 20 км), вдоль течения р. Зап. Морава, близ г. Чачак (Сербия). Обители находятся на крутых склонах горных массивов Овчар (985 м над уровнем моря, 710 м над уровнем Зап. Моравы) и Каблар (885 м над уровнем моря, 610 м над уровнем Зап. Моравы). Эти монастыри часто именуются Сербским Афоном. Монастырь в честь Сретения Господня Монастырь в честь Сретения Господня Благодаря горному ландшафту Овчарско-Кабларское ущелье много веков оставалось почти непроходимым и поэтому с древних времен привлекало отшельников. Согласно народному преданию, на рубеже XII и XIII вв. здесь уже подвизались отшельники, в т. ч. свт. Савва I Сербский, а основание мон-ря Ваведене приписывается серб. жупану Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и его брату, Страцимиру. Первое письменное упоминание одного из мон-рей (Николе) в тур. документах относится к 1476/78 г. Появление в ущелье больших обителей связывают с монахами-синаитами, бежавшими с Юж. Балкан от османских завоевателей (особенно после поражения в 1371 серб. удельных правителей братьев Мрнявчевичей на р. Марица) в серб. земли, к-рыми управлял кн. Лазарь . Предания сообщают, что в тот период только в одном из местных мон-рей проживали более 200 монахов. После османского завоевания Сербии число монахов сократилось, но обители (в XVI в. упом. 5 мон-рей) остались духовными центрами. Хотя при входах в ущелье (рядом с Йоване и Благовештене) стояли башни, из к-рых при приближении врагов подавался знак тревоги, тур. отряды в XVI-XVII вв. периодически разоряли обители, особенно после победы в войне с Австрией (1689-1690), когда пострадали Йоване, Сретене, Ваведене и Преображене, из-за чего мн. монахи ушли в австр. земли. В 1-й пол. XIX в. о восстановлении О.-К. м. заботился постриженик монастыря Николе еп. Ужицкий Никифор (Максимович-Вукосавлевич). В 1820 г. почти все обители посетил В. Караджич . В 1860 г. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц описывал ущелье как непроходимое и сообщал о 8 действующих монастырях. К нач. ХХ в. большинство обителей опустело, монахи жили только в Николе и Сретене.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

В случае, если они этого не сделают, против них будет начат церковно-судебный процесс. «Все решения относящиеся к автономной Охридской Архиепископии, - подчеркивается в официальном сообщении, - приняты в духе православной экклесиологии, векового канонического порядка Церкви и братской любви, с великим уважением к национальным чувствам македонского народа и к государству Македонии». В связи c антиканоническим вмешательством болгарских раскольничьих епископов в жизнь Сербской Православной Церкви, в первую очередь Черногорско-Приморской митрополии, и поддержкой с их стороны черногорских раскольников, возглавляемых изверженным из сана бывшим клириком Константинопольского Патриархата Мирашем Дедеичем, Собор решил обратиться к Болгарской Православной Церкви и остальным Поместным Церквам с предложением о созыве всеправославного собора, с целью принятия соответствующих решений по этому вопросу, согласно канонам Церкви. Особое внимание в работе Собора было уделено вопросу духовного образования и катихизации в школах. Сербские архиереи призвали министерство просвещения республики Сербии начать общественное обсуждение по вопросу объявленной реформы государственного образования. Было принято решение о преобразовании двухгодичного Богословско-катехизаторского института в четырехлетний курс Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде . Одновременно на самом факультете основано еще пять курсов и одобрен новый план и программа обучения. Для «изучения вопроса реституции церковного имущества», Собор основал особый Правовой совет при Священном Синоде, «который в сотрудничестве с органами государственного объединения Сербии и Черногории должен подготовить соответственный закон для исправления великой несправедливости совершенной как в отношении Церкви так и в отношении многочисленных граждан насильственной национализацией и экспроприацией имущества», осуществленных новыми коммунистическими властями после Второй мировой войны. На Соборе произошли и некоторые административные перестановки. Была удовлетворена просьба находящегося на покое епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия (Евтича) об освобождении его от должности местоблюстителя Жичской епархии. Епископом Жичским избран епископ Банатский Хризостом, а на Банатскую кафедру назначен епископ Австралийско-Новозеландский Никанор. На Австралийско-Новозеландскую кафедру отправится архимандрит Милутин (Кнежевич), настоятель монастыря Каоне.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  разделы   рассылка  распечатать Сторонники бывшего епископа Артемия строят храм В одной из деревень близ сербского города Чачак на земле, принадлежащей отлученному от Православной Церкви бизнесмену М. Стевановичу, именующего себя " грешным Милоем " , последователи изверженного из сана в ноябре 2010 г. за непослушание Синоду и Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви бывшего епископа Артемия (Радосавлевича) строят церковное здание. Об этом сообщает сербское издание " Блиц " . Сейчас в строениях на этом участке проживают около 20 монахов – последователей бывшего Рашско-Призренского епископа Артемия. В основном они занимаются сельским хозяйством – обрабатывают землю и пасут скотину. Едой и всем необходимым их обеспечивает также Стеванович. " То, что строится на земле Милоя Стевановича не может считаться храмом, пока признанный епископ епархии Жичской не благословит это и не освятит " , – заявил старейшина церковной общины Чачака С. Йолович, отказавшись от иных комментариев. О здании, на вершине которого установлен крест, а внутри сооружен алтарь, бизнесмен пока лишь рассказал, что строит кладовую, в которой хочет молиться Богу, и что о предназначении объекта он намерен официально объявить в день своей " красной славы " св. Николая Мирликийского – 22 мая. По материалам:  Седмица.ру СМ.ТАКЖЕ персоналии: Бывший епископ Артемий ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_94433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

156-158 158-159 ПАВЛИН II архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381) 159-160 ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения 160-161 ПАВЛИЦА (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви 161-162 ПАВЛОВ Алексей Степанович (1832-1898), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873) 162-164 ПАВЛОВ Василий Гурьевич (1854-1924), один из основателей и первых руководителей Союза русских баптистов 164-165 165-176 ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля 176-178 178-179 179-181 ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи 181-182 183-184 184-186 186-188 188-189 ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА 189-193 193-194 194-198 198-199 199-203 ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), Сийский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 203-204 ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик 204-215 ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) 215-220 ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры 220-222 222-224 224-228 228-229

http://pravenc.ru/vol/liv.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010