Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ Джурджеви ступови, муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Памятник архитектуры, в 1979 г. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на возвышении в 4 км от Нови-Пазара (Сербия). Наместник - синкелл Петр (Улемек). 6 насельников (2007). История Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. В Житии вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), составленном в 1216 г. его сыном св. Стефаном Первовенчанным (см. Симон Монах ), сообщается, что Неманя воздвиг храм в Расе в благодарность вмч. Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство началось незадолго до его битвы с братом Тихомиром и византийцами при Пантине на Косовом поле, т. е. в кон. 60-х гг. XII в., и закончилось, согласно ктиторской надписи на зап. портале храма, в 1170/71 г. В 1175 г. была завершена роспись храма. В Жичской повелье 1224-1227 гг. Д. с. упоминается как 2-й по статусу серб. «королевский» мон-рь. Однако потом его статус был понижен, и на Соборе 1315 г. игумен Рашский стоит 7-м между серб. игуменами. В тот период мон-рь имел обширные владения. Кор. Драгутин (прп. Феоктист ) стал 2-м ктитором мон-ря: в 1282/83 г. была расписана припрата, а в честь Собора в Дежеве, на к-ром Драгутин передал власть брату Милутину , башня над воротами была обращена в часовню (капелла Драгутина), в юго-вост. части стены сделаны новые ворота и построена трапезная к востоку от церкви. В 1316 г. в церкви Д. с., согласно завещанию Драгутина, было перезахоронено его тело (местонахождение захоронения неизв.). Сведения по истории мон-ря в османский период скудны: в 1589 г. были обновлены крыши построек, в XVII в. мон-рь имел неск. подворий в окрестных селах. В 1689 г. 16 монахов покинули Д. с., и 300 лет обитель находилась в запустении. Иногда, в день памяти вмч. Георгия, священники из Нови-Пазара служили в храме литургию. В XIX в. плачевное состояние Д. с. в путевых заметках отмечали мн. путешественники (Ф. Ф. Каниц, А. Ф. Гильфердинг и др.). В 1925 г. церковь была приспособлена для проведения регулярных богослужений.

http://pravenc.ru/text/171883.html

его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

Мы, по всей видимости, живем в цивилизации, вошедшей в свою материалистическую и гедонистическую фазу. Важнее всего продать и развлечься. Все остальное – на заднем плане, все остальное – только средство. Коммерческое телевидение в материалистической и гедонистической цивилизации – воспитатель наших детей и ежевечерний гость наших домов. «Вытащи пробку и начни развлекаться», – слоган одной из реклам алкоголя. «Всю ночь я сходила с ума, но этого не видно», – заявляет девушка в рекламе прокладок. Поп-звезда Мадонна уже запретила дочери смотреть ТВ, благодаря которому она заработала миллионы и славу. Просто поп-дива не хочет отравлять ребенка телепередачами. Кому, как ни ей, знать, что из себя представляет картинка в телевизоре. Но существуют и другие способы борьбы против засорения наших домов – выбор некоммерческих телепрограмм. Поэтому на кабельном телевидении необходимо наличие научных, исторических, художественных и религиозных каналов. В Сербии, однако, подобных каналов крайне мало. Возьмем, например, религиозные каналы. Сегодня только жители Трстеника и его окрестностей могут смотреть ТВ Логос, основанный Жичской епархией (канал существует с 2004 г.). По сербским законам церковь не имеет право учреждать региональные или национальные каналы – только местные. Это означает, что смотреть передачи могут только в одном городе или округе. С разрешением на ТВ Логос 7 марта 2008 г. СПЦ также получила разрешение на еще одно местное телевидение – «Беседа» из Нови-Сада (Бачская епархия). До сих пор этот канал не начал трансляцию, несмотря на то, что уже снято много передач, арендованы две студии: одна в Нови-Саде, вторая в Белграде. От российского православного телевидения «Спас» канал получил разрешение на использование нескольких тысяч часов записей очень качественных программ . Немного лучше обстоят дела с радио (менее влиятельное СМИ). В Сербии основано 11 православных радиостанций и до 1 июня 2010 г. начать работу обязаны все . Исследования показали, что у некоторых из этих радиостанций уже достаточно слушателей. Радио «Искон» из г. Вранье в списке из 200 радиостанций занимает 89-е место. «Источник» из Вальево – 120-е, «Златоуст» из Крагуевца – 135-е (на момент проведения исследования радио существовало всего три месяца) . В Белграде все большей популярностью пользуется Радио « Слово Любви » (107,3 MHz), начавшее вещание 21 сентября 2009 г. Недавно мне довелось его услышать даже в такси. Таксист особенно хвалил музыкальную программу. По закону в прямом эфире разрешена трансляция до трех часов в день, но вещание в записи допускается. Предполагается, что координацией деятельности 11 православных радиостанций будет заниматься Радио Сербской Патриархии (у него еще нет частоты), а сама сеть должна заработать до конца года.

http://pravoslavie.ru/35526.html

Апокалиптическое прозрение владыки Николая о Европе изложил и опубликовал со своими краткими комментариями другой современный сербский подвижник и богослов, отец Иустин, в своей книге " Православная Церковь и экуменизм " . Его глубокие размышления венчаются прозрением о последних трех столетиях европейской истории, XVIII, XIX и XX, как о своеобразном " суде " Европы со Христом, когда Европа в конце концов изгоняет из себя и от себя Христа. И вот уже этот " суд " состоялся. И равноапостольный святитель Николай в своей книге " Сквозь тюремное окно " со скорбью пишет: " Братья мои, Христос удалился из Европы, как когда-то из Гадары по настоянию гадаринцев. Но как только Он удалился, начались войны, беды, ужас, разрушения, уничтожение " .Провидел и предсказывал он и страдания сербского народа за его грехи. В " Молитвах на озере " он вопиет к Богу: " [Просветители] не просвещают, а ослепляют. Отвращают они детей своих от Тебя. Что сделаешь с соблазняющими детей Твоих, Господи? Ничего. Воистину, худшую судьбу уготовили [они] себе и народу своему, нежели книжники и саддукеи иудейские. Будет с ними хуже, чем с Вавилоном, что в силе своей крови и тельцу златому кланялся " .Прозорливый молитвенник, до самозабвения исполненный возвышенной евангельской любовью, владыка Николай был истинным отцом и пастырем словесного стада, которое доверил ему пасти Господь, и воистину без остатка приносил себя в жертву, чтобы защитить его от волков и сохранить в целости. А если одна из доверенных ему овец отбивалась от стада и блуждала по бездорожью ереси или безбожия, Владыка, охваченный горем, со слезами взывал: " Щемит сердце мое от скорби, Господи, глаза мои полны слез, ибо многие ищут пищи на нивах голода " .Ревность о Церкви Божией была его первой заботой, поэтому святой Владыка находит время не только " писать и воспевать " , но и действовать. В двух епархиях, Охридско-Битольской и Жичской, под его управлением все по-евангельски возрождалось, преображалось, восстанавливалось. Владыка держал перо в одной руке, а молоток и стамеску в другой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

В Сербии реабилитированы православные священнослужители, осужденные коммунистами 26 января, 2014. Новостная служба Посмертно реабилитированы епископ и 2 священника, осужденные в 70-е годы ХХ века 26 января. ПРАВМИР. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви. Приговоры против священнослужителей были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви, в 1970-е гг. выступавшие с проповедями и критиковавшие коммунистическую власть, сообщает Седмица.ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Окружной суд г. Чачак посмертно реабилитировал епископа Жичского Василия (Костича) и священников Тихомира Величковича и Радишу Драшовича и отменил вынесенные против них судебные приговоры. По решению Общинного суда Горнего Милановца (без даты) епископ Жичский Василий (1907 г. р.) был признан виновным и приговорен к заключению на 30 дней. Владыка был осужден за проповедь во время освящения храма после реставрации 3 октября 1971 г. в с. Брези, на площади, где проходила сельская ярмарка, перед почти 2 тысячами собравшихся верующих. Епископ подверг критике югославскую систему школьного образования и воспитания молодежи и предлагал изменить югославский гимн на гимн Королевства Югославии (до 1941 г.) «Боже Правый» (сейчас это гимн Республики Сербия). Отбыл наказание в тюрьме г. Кралево. Священник Тихомир Величкович по решению суда выплатил 500 динаров за призывы к собравшимся на том же мероприятии верующим не забывать свою веру и свое сербское происхождение, что, по мнению судей, являлось подстрекательством к распространению «идей велико-сербства». Священник Радиша Драшович по решению суда выплатил 300 динаров за то, что в своем слове к собравшимся на освящении напомнил, что «только Церковь является духовным спасением сербов». Прошение о реабилитации священнослужителей подало Епархиальное управление Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Рассмотрев дела, суд Чачака пришел к заключению, что приговоры против епископа Василия и священников Тихомира и Радиши были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили и подлежат полной реабилитации.

http://pravmir.ru/v-serbii-reabilitirova...

Епископ Николай и немецкий солдат в Любостине После установления оккупационного режима немецкие офицеры стали приезжать в Жичу, проводить обыски и допросы владыки Николая. Его подозревали в шпионаже в пользу Англии. Несмотря на то, что прямых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Вскоре это прошение было удовлетворено. 12 июля 1941 года владыка Николай был переведен в монастырь Любостиню, где провел почти полтора года. Период затвора в Любостине стал для владыки Николая довольно плодотворным в творческом отношении. Невольно освободившись от административных обязанностей, он занялся литературно-духовной деятельностью. Он писал здесь настолько много, что постоянно возникала проблема с поиском бумаги. Даже будучи официально на покое, святитель не оставлял своей паствы. В Любостинский монастырь к нему приезжали священнослужители. Они информировали его о положении дел и получали от него инструкции и распоряжения. По поводу этих визитов святителя Николая неоднократно вызывали на допрос. На немецких комендантов производил большое впечатление тот факт, святитель имел немецкий орден за восстановление в 1935 году кладбища немцев, погибших в Первой мировой. Оккупанты всячески пытались перетянуть владыку Николая на свою сторону и склонить к сотрудничеству, но он отказывался идти на компромиссы. Особой скорбью для святителя во время пребывания в Любостинском монастыре стало известие об арестах и расстрелах в Кралево. Несмотря на официальный запрет покидать Любостинский монастырь, он с риском для жизни добрался до города и лично обратился к немецкому коменданту, сказав: «Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад. Тех, кто находится у вас в заложниках». Подобные поступки святителя Николая сильно раздражали оккупационные власти. И в середине декабря 1942 года его перевезли в монастырь Войловица около Панчево на северо- западе Сербии. В той же обители находился в заключении и патриарх Сербский Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но увы, это старое белградское купечество, а не новое! Это –вчера, а не сегодня. Все повернулось, словно колесо и все изменилось. Так говорят некоторые пессимисты. Никогда еще пессимистическое роптание не излечило ни одно зло в мире. Мне же кажется, что купечество скорее сменилось, чем изменилось. Сменились люди. Но не изменился дух. Дух жертвенности, патриотизма, чувство хозяина остались неизменными, и совсем не исчезли. Помоги Боже всем, помоги и нам – эта народная молитва и ныне в сердцах и на устах белградских купцов и ремесленников. И именно купцы и ремесленники соблюдают свои Крестные Славы ревностнее, чем другие сословия. Они реже других объявляют, что не будет праздновать Славу. Купеческая и ремесленническая пресса пронизана духом богобоязни и патриотизма. Я не вижу, чтобы их печатные органы «Ремесленник» и «Промышленник» уступали в патриотизме какому-либо из других органов печатного слова, и они не только не уступают, но и во многом превосходят их. В жертвенности новое белградское купечество, на мой взгляд, превосходит старое. Я не говорю голословно. Вспомните только этот последний наплыв на Белград собирателей добровольных пожертвований со всех краев Югославии! Представьте, сколько их прошло через Белград за последние два десятилетия. Наверно больше чем от Карагеоргия до царя Александра. Все эти собиратели преимущественно просили у купечества, преимущественно обращались к купцам, к чаршии (турц. – рынок) белградской. Ибо все еще в народе живет иллюзия, что купцы самые богатые люди в стране. И купцы давали, давали на церкви, на школы, на больницы, на памятники героям войны, на дома сирот, для пострадавших от наводнений, пожаров, на все и вся. Нет в стране ни одной церкви, ни школы, ни одного здания, которое не было бы построено на пожертвования, чтобы белградцы не вложили в него своего кирпича, и не одного. Я пользуюсь моментом, чтобы поблагодарить белградцев, которые дали пожертвование на монастырь Жича, на другие церкви, школы и другие организации в Жичской епархии. Да благословит их святой Савва и умножит им и их детям всякое благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Владыка Николай, подобно святому Савве, постепенно становился настоящей совестью своего народа. Православная Сербия приняла владыку Николая как своего духовного вождя. К периоду епископства в Охриде и Жиче принадлежат фундаментальные творения святителя. В это время он активно поддерживает связь с простыми верующими людьми и движением «Богомольцы», восстанавливает запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводит в порядок кладбища, памятники, поддерживает благотворительные начинания. Особое место в его деятельности занимает работа с детьми бедняков и сиротами. Хорошо известен основанный им приют для бедных и осиротевших детей в Битоле – знаменитый «Дедушкин Богдай». Детские дома и приюты для сирот были открыты владыкой Николаем и в других городах, так что в них содержалось около 600 детей. Можно сказать, что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания. Немалый вклад был внесен им и в дело объединения всех частей Сербской Церкви на территории новообразованного королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). Епископ Николай неоднократно выполнял различные церковные и государственные миссии. 21 января 1921 года владыка вновь прибывает в США, где проводит следующие шесть месяцев. За это время им было проведено около 140 лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах. Повсюду его принимали с особым теплом и любовью. Особым предметом забот владыки было состояние церковной жизни местной сербской общины. По возвращении на родину владыка Николай подготовил и представил Архиерейскому Собору специальное сообщение, в котором подробно описал положение дел в сербской православной общине на североамериканском континенте. 21 сентября 1921 года того же года он был назначен первым сербским епископом-администратором США и Канады и нес это послушание до 1923 года. Владыка выступает с инициативой постройки монастыря святого Саввы в Либертвилле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Архиерей посетил американский континент и позднее. В 1927 году по приглашению Американо-югославского общества и ряда других общественных организаций он вновь приезжал в США и читал лекции в Политическом институте в Вильямстауне. Во время двухмесячного пребывания он вновь выступал с беседами в епископальных и православных церквях, в Пристонском университете и Федеральном Совете Церквей. В июне 1936 года владыка Николай вновь назначается на Жичскую епархию – одну из старейших и крупнейших в Сербской Церкви. При нем епархия переживает настоящее возрождение. Обновляются многие древние монастыри, строятся новые храмы. Предметом особых забот стал для него имеющий неоценимое значение для Сербской Церкви и истории монастырь Жича. Здесь стараниями владыки Николая развернулась активная реконструкция с участием известных специалистов и архитекторов. В период с 1935 по 1941 год здесь были построены церковь святителя Саввы с народной трапезной, кладбищенская церковь с колокольней, новый епископский корпус и многие другие постройки, большая часть из которых, к сожалению, погибла при бомбардировке монастыря в 1941 году. Из-за политики правительства Стоядиновича в старой Югославии святитель Николай вынужден был вмешаться в известную борьбу против подписания конкордата между югославским правительством и Римско-католической Церковью . Победа в этой борьбе и отмена конкордата во многом была заслугой владыки Николая. Накануне Второй мировой войны святитель вместе с патриархом Сербским Гавриилом сыграл значительную роль в отмене антинародного пакта правительства с гитлеровской Германией, благодаря чему был любим народом и особенно ненавидим оккупантами. Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами. В момент нападения Германии и ее союзников и последовавшей стремительной оккупации Югославии в апреле 1941 года владыка Николай находился в своей епископской резиденции в монастыре Жича под Кральево. Сразу после установления оккупационного режима в Белграде немецкие офицеры стали приезжать в Жичу, проводить обыски и допросы владыки Николая. Немцы считали сербского святителя англофилом и даже английским шпионом. Несмотря на то, что прямых улик сотрудничества владыки с англичанами найдено не было, немцы заставили его подать прошение в Священный Синод об освобождении от управления Жичской епархией. Вскоре это прошение было удовлетворено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мужской монастырь Вуян Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Вуян (серб. Манастир — монастырь Жичской епархии Сербской Православной Церкви на склоне горы Вуян, близ села Прислоница, в Сербии. Содержание История [ править править код ] Монастырь Вуян был построен в 14 век. Является важнейшим памятником культуры и находится под охраной государства. Согласно преданию, монастырь основал отшельник, который пас скот на склонах горы Вуян. В начале этот монастырь назывался Обровин, так раньше называли гору Вуян, и об этом названии свидетельствует камень, найденный неподалеку от сегодняшнего монастыря. Монастырь неоднократно разрушался и отстраивался. После того как он был уничтожен в 1597 году, монастырь полностью опустел. Спустя более чем два века, в 1805 году, его очередной раз восстановили за счет пожертвовании известного сербского героя Николы Луневицы. Противоречивы мнения о том, кто руководил работами по возобновлению – иерей Радислав Радисавлевич из деревни Прислоница или иеромонах Николай Лазович, об участии которого в возобновлении свидетельствует надпись 1943 года. В устройстве иконостаса в 1808 году, кроме Луневицы, принял участие и легендарный Лазарь Мутап. Оба этих героя захоронены в монастыре Вуян – Никола Луневица в мужском нартексе, Лазарь Мутап – в женском нартексе. Монастырь построен из тесаного камня. Представляет собой однонефное сооружение, с отдельными наосом и нартексом. Наос имеет три узких травеи, апсида является полукруглой – внутри и снаружи. Над нартексом поднимается восьмигранная колокольня. Перед нартексом находится небольшой деревянный портик с односкатной кровлей. Церковь покрыта двухскатной кровлей. Настенная живопись, выполненная в 1939 и 1943 году темперой напоминает средневековую живопись 1805 года. Иконостас делали живописцы Стоян и Иеремия в 1808 году. На наружном фасаде когда-то стояли портреты сербских героев Николы Луневицы, Лазаря Мутапа и участников боя на Любице, однако их побелили и уничтожили. Во дворе монастыря находится большой жилой корпус, построенный в 1853 году в период правления сербского князя Александра Карагеоргиевича. Жилой корпус восстановлен недавно, причем достроены некоторые новые объекты.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010